Главная страница

Космоцентризм ранней греческой философии (Гераклит, Пифагор, Демокрит). Реферат тема 17. Целью курсовой работы является рассмотрение космоцентризма


Скачать 69.74 Kb.
НазваниеЦелью курсовой работы является рассмотрение космоцентризма
Анкор Космоцентризм ранней греческой философии (Гераклит, Пифагор, Демокрит
Дата04.03.2022
Размер69.74 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат тема 17.docx
ТипРеферат
#383188

Содержание



Введение




Философия всегда играла особую роль в формировании и формировании мировоззренческой культуры людей, что связано с многовековым опытом критического и рефлексивного осмысления глубоких жизненных ценностей и ориентаций. Философы всех времен и эпох взялись за разъяснение проблем человеческого бытия, каждый раз заново задаваясь вопросом, что такое человек, как ему следует жить и каковы его ориентиры.

Каждая великая историческая эпоха знает свой исторический тип философии и свойственный ей тип философа. Что касается видов философии, то в современной литературе существуют различные подходы к их классификации. Некоторые исследователи выделяют следующие типы: созерцательный, спекулятивный, активный, современный.

Другие философы, в том числе представители уральской школы, называют преобладающими в разное время основные типы философствования: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, рационализм и социоцентризм.

Целью курсовой работы является рассмотрение космоцентризма.

Согласно данной цели в работе поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть историю Греческой философии;

  2. дать понятие Космоцентризма;

  3. рассмотреть представителей греческой философии (Гераклит, Пифагор, Демокрит)


1 Предмет изучения философии


1.1 Понятие философии как мировоззрения




Философия как особое мировоззрение зародилась в VII–VI вв. до н.э. одновременно на территории трёх Древних государств: Индии, Китая и Греции. Древнегреческое слово «философия» означает «любовь к мудрости». Считается, что этот термин был введён Пифагором в середине VI в. до н. э. Разъяснил же его смысл и наполнил содержанием, близким к современному Платон в V в. до н. э. Аристотель в IV в. до н. э. способствовал развитию философии как науки. [1].

Древние греки относились к философии как к искусству. Искусству размышлять, вести диалог, жить и … умирать (Платон говорил, что тот, кто предан философии занят на самом деле только одним: умиранием и смертью). Примечательно, что и сегодня философия трактуется как образ жизни, как искусство жить, жить счастливо. Философствовать – значит размышлять. Философское отношение к жизни, философский образ жизни – постоянное осмысление действительности, рефлексивное существование, ответственное принятие решений.

В самом широком смысле философия – особый тип мировоззрения. Мировоззрение включает в себя как объективные теоретические знания, так и субъективные чувственно–эмоциональные переживания, интуитивные знания и убеждения. [1].

В структуре мировоззрения можно выделить эмоциональные компоненты – мироощущение и мировосприятие, и интеллектуальные компоненты – миропонимание и мироотношение. К основным формам мировоззрения относятся: мифологическое, религиозное, художественное, научное и философское. Отличительными чертами философского мировоззрения являются рациональность, логичность, системность и обобщенный характер.

Под мировоззрением мы понимание взгляд человека на мир. Но что включает в себя сам «мир»? Мир – это природа, космический универсум, Бог, другие люди. Соотношение данных понятий схематично изображено на рисунке ниже. [1].



Рисунок 1– Мир и его составляющие
В ходе исторического процесса с изменением представлений и уровня знаний об окружающем мире изменялись формы мироотношения и понимание сущности самого человека. Выделяют следующие исторические формы мироотношения: натуроцентризм, космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм

Особенности античной философии

  1. материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов,

  2. древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;

  3. стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);

  4. на поздних этапах – смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);

  5. допускалось существование богов;

  6. древнегреческие боги были частью природы и близки людям; • человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;

  7. были заложены два направления в философии – идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период – материалистическое, в классический – имели одинаковое влияние, в эллинистический – материалистическое, в римский – идеалистическое

В развитии греческой философии выделяют четыре основные этапа:

Первый этап (от формирования греческого философского мышления до перелома V–IV вв. до н.э.) – досократовский. Основное внимание натурфилософы уделяли космогонии и космологии, поиску архэ. [2].

Второй этап (пол. V и IV в. до н. э.) – классический. Начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам этики. Характеризуется влиянием и деятельностью Платона и Аристотеля, которые сформулировали основные философские проблемы и создали наиболее значительные философские системы.

Третий этап (к. IV–II в. до н. э.) – эллинистический. Характеризуется этической направленностью и адаптацией восточных религиозных учений.

Четвертый этап (I в. до н.э. – V–VI вв. н.э.) – Римская и позднеантичная философия. В литературе приводятся две относительно точные даты: 476 г. – упадок Западно–Римской империи или 529 г. закрытие философских школ в Афинах. В этот период (I–II вв. н.э.) формируются начала христианской философии. [2].

В первой философской школе в Древней Греции – Милетской, представленной Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом, впервые был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. В качестве начала космоса они полагали одну из материальных стихий. Фалес полагал за архэводу, Анаксагор – воздух, Анаксимен – апейрон.

Демокрит, Анаксагор, Эмпедокл – философы, которые пытались примирить учение элейской школы о едином и неподвижном бытии с гераклитовским постоянным движением космоса. Бытие у Демокрита, представителя атомистической школы, является множественным, состоящим из неделимых частиц – атомов. Атомы находятся в пустоте (не–бытие), поэтому допускается возможность их движения. Развитие в мире детерминировано механистическим движением атомов. Познание сущности атомов возможно только с помощью разума. Чувства играют незаменимую роль в процессе познания, но они способны воспринимать только то, что создано путем соединения атомов.

Гераклит Эфесский основой всего и основным элементом полагал самый подвижный элемент – огонь. Огонь – символ динамики развития, постепенности изменений – мир «возникает из огня и опять сгорает в определенные периоды в течение всего века; свершается это согласно судьбе». Гераклитовский способ мышления о мире является диалектическим, поскольку космос наполнен противоположностями, которые борются, но всегда остаются в единстве. Центральным мотивом учения Гераклита был принцип «все течет». Постоянный ход развития он сравнивал с течением реки, в которую нельзя войти дважды. Миром правит закон – Логос. Благодаря Логосу все движется, но остается самим собой. Задача человека – постигнуть Логос с помощью разумного познания.

Основу интересов античных философов составлял космоцентризм – картина мира, центральным элементом которой стало учение о Космосе, созданного по типу разумного, живого человеческого тела. Космос вечен, абсолютен, един, одухотворен, совершенен (божественен), в нем все течет, все изменяется.

Отличительные черты античной философии : духовное многообразие, подвижность и свобода – позволили грекам достичь небывалых высот в построении своей цивилизации. [2].

Таким образом, Античная философия – это уникальный этап в развитии историко – философской традиции. В этот период складывается основной понятийный аппарат философии, формируются центральные проблемы философии и закладываются основы всей западноевропейской культуры в целом.


1.2 Космоцентризм




Философия в Древней Греции развивалась быстрее, чем в восточных регионах, поскольку условия жизни были намного благополучнее. Устойчивый климат, отсутствие патриархального строя способствовали раннему отходу от мифологических теорий. Античный философский взгляд греков был близок к науке, индивидуализму. Они активно применяли психологические подходы. Философы старались поставить вопрос глобально. Их интересовало первоначало, человеческая сущность. Космоцентризм древнегреческой философии занимал особо важное место в рассуждениях. [3].

По мнению древних греков, Земля – космос, как и весь мир. Они разделяли понятие макрокосмоса и микрокосмоса. Люди – микроскопические частицы огромного космоса. Они обязаны найти гармонию с собой и другими элементами космического пространства. Звезды обеспечивают человеку начало существования, его дальнейшую жизнь. Задача человека – минимизировать вред со своей стороны, принимать с благодарностью жизнь.

Космоцентризм, определение которого можно сформулировать в нескольких словах, стал основным принципом в философских суждениях греков. Первой и главной школой стала Милетская школа. [4].

Космоцентризм (греч. kosmos – космос, лат. centrum – центр) – форма мироотношения, в которой утверждается единство мира как структурно–организованного Космоса; Космос обеспечивает порядок, гармонию и совершенство мира; человек одновременно и часть космического Универсума, и микрокосм; законы общества должны соответствовать законам Космоса. Был характерен для ранних восточных и античных философских школ; русского космизма

Космоцентризм возникает в 6 в до н.э. Космоцентризм являлся осн. идеей древнегреч. философии. Страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса, прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира вставало на первое место.наяальня философия была направлена на поиск архэ(первоначало мира). На раннем этапе существовало 6 школ.

Школа милетская. Основатель – Фалес. Считал что вода – это некое влажное начало, первооснова жизни. Эта вода не столько материальная, сколько духовная сущь. Анаксимандр за первооснову принял апейрон. Он считал, что если взять конкретную стихию, это будет несправедливо по отношению к другим стихиям. С Анаксимандром в философию входит идея справедливости как философский принцип. Анаксимен за архэ принял воздух. По его мнению, воздух – подвижная летучая стихия, кот. наилучшим образом передаёт изменения, происходящие в мире с любым объектом.

Школа Гераклита. Основатель – Гераклит. Относят к наивной диалектике древнего мира. За первооснову принимал огонь. Считал, что нельзя тронуть нечто материальное в одном и том же состоянии. Всё течёт, всё изменяется. В одну и ту же реку (воду) нельзя войти дважды. В качестве механизма изменения он указывает войну противоположностей. Война – Бог и царь всего, всё идёт через войну и по необходимости. Огонь у него тождественен с Логосом. Под Логосом он подразумевал некий верховный разум. [5].

Школа Пифагорейцев. Основатель – Пифагор. Главная тайна пифагорейцев – идея монотеизма, единобожия. Архэ Пифагора – число. Весь мир, вся суть в числах.

Школа атомистов. Основатель Демокрит. Демокрит за первооснову брал атом (т.е мельчайшую неделимую частицу). Атом Демокрита – метафизическая конструкция. Эта идея появилась у него, когда он увидел пылинки на луче солнца. Кроме атомов существует пустота, атомы движутся в пустоте прямолинейно и равномерно. Атомы различаются по форме, конфигурации. Форма атома объясняет разнообразие объектов в мире. Св–ва атомов:1) неделимость; 2) неизменность; 3) непроницаемость (на месте одного атома другого быть не может); 4) постоянство массы.

Школа элеатов. Основатель – Парменид. Впервые предложил ф–фское понятие бытие. Небытия нет, все, о чём мы можем говорить и думать, обладает бытием. Парменид считал, что мир, кот. дан нам в ощущениях, является неподлинным миром. За всем этим миром лежит подлинное бытие как основа мира, кот. по Пармениду является единым, несотворимым и неизничтожимым, неподвижным, сферообразным. Его ученик – Зенон Элейский, автор знаменитых апорий (против реального существования движения). Использовал метод от противного., Ахиллес так никогда и не догонит черепаху, процесс будет продолжаться до бесконечности. Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение. Движение – это сумма состояний покоя. [5].

Космоцентризм ранней греческой философии базируется на суждениях о первичном зарождении природы на Земле. Взгляды многих мыслителей формировались под влиянием специфического греческого мировоззрения. Ключевые аспекты космоцентризма:

Природа являет собой красоту;

Познание возможно с помощью абстрактного мышления. Для работы мыслей необходимо пространство. Чувственные концепты отсутствуют;

Изучение логических операций, предполагающих абстрагирование, синтез, анализ и обобщение поможет освоить первоначало;
Вместе дедукция и индукция – это важный аспект космического пространства;

Функциональность. Ключевой целью было оказание помощи обществу, поиск ответов на главные вопросы: бытие, человек, природа, мир;

Охват всего космоса совместно с человеческим миром.

Космоцентризм основывался на преклонении, страхе перед космосом. Это тьма, которая может поглотить непокорных греков. Люди интересовались, откуда взялся материальный мир, почему происходят различные явления природы. Космоцентрические идеи представлены на рисунке 2 .

Рисунок 2 – Космоцентрические идеи в философии

Философия Древней Греции, рожденная желанием понять таинственный космос, задавала вопросы о конечных основах природного мира, его структуре, природе, и таким образом стала школой философии будущего мышления.

Космоцентризм интересен не только своими интеллектуальными результатами, но и особенностью постановки вопроса, который имел фундаментально философский и идеологический характер и тем самым определял на протяжении веков дальнейшее развитие греческой, а затем и европейской и мировой философской культуры.

Греки открыли природу как объект философии и впервые оставили открытым вопрос о ее происхождении. Здесь важен был не столько тип выбранных инициалов – вода, воздух, огонь, – сколько форма, в которой задавались вопросы. После открытия природы было легче задать вопрос о человеке, чем о Боге.

Итоги:

  1. Для античной философии характерен поиск первоначала существующего. (В мифологии – кто породил все сущее? В античной философии – из чего оно произошло?, т.е. попытки рационального объяснения происхождения и сущности мира).

  2. Противоборство материализма и идеализма, диалектики и антидиалектики (метафизики).

  3. Своеобразие античной философии – она развивалась в натурфилософской форме (Натурфилософия, слившаяся с естествознанием, называлась в древнегреческой философии физикой).

  4. Господство натурфилософии обусловило такие особенности древнегреческой науки как абстрактность и отвлеченность от конкретных фактов.

  5. Космоцентризм – важнейшая черта древнегреческой натурфилософии. Древнегреческая философия, обнаружив во Вселенной (космосе) человека, точно также и в человеке увидела Вселенную. Космос представлялся как бы макрочеловеком, а человек – микрокосмосом. Такая

точка зрения приводила к выводу о слиянии человека и Вселенной.

  1. Натурфилософии античности свойственно стихийное и наивно–диалектическое истолкование природы.

В период античности огромную роль в осмыслении природного мира играл метод аналогии [5].

Настоящим переворотом в философской мысли стала логика Парменида, согласно которой «ничто» не может существовать, а «быть» для вещи означает, что она уже не сможет стать чем–либо, чем она не является в текущий момент времени. Такой абстрактно–логический подход к объяснению сущего нашел дальнейшее развитие во многих философских школах. В частности, Демокрит, как представитель направления атомизма, считал, что мир состоит из мельчайших неделимых частиц, которые движутся в пустоте. С его точки зрения «ничто» существует – это вакуум, в котором движутся атомы.

Космоцентризм античной философии стремился также выявить причину мировой гармонии и порядка.

Материалисты–натурфилософы считали, что причина гармонии заложена в самой природе, в физических процессах и явлениях. Вода, земля, воздух, огонь, атомы – все это несет в себе естественные природные закономерности.

Идеалисты–рационалисты видели причину мирового порядка в духовных процессах и явлениях. Основные понятия для этой линии философии – эйдос, идея, разумное начало, беспредельное – апейрон.

Вместе с тем космоцентризм в философии пытался объединить эти два противоположных по сути течения. Таким образом, возникли обобщающие учения, такие как инь и янь на Востоке, пифагорийская школа в Древней Греции. Их основная идея такова: мир так гармоничен, потому что противоположности в нем едины, а суть гармонии – это «законченная мозаичность». По мнению этих философов, нравственное очищение, интеллектуальное проникновение в природу позволяло спастись духовно.

Антропологический поворот в сократовской философии был подготовлен космоцентризмом, точно так же, как сократовский антропоцентризм подготовил появление систематических философских концепций Платона и Аристотеля.

Таким образом, космоцентризм древнегреческой философии кратко можно описать как поклонение космическому пространству. С него началось развитие других школ и теорий в Греции. На начальном этапе особенности античной философии, идея космизма сохраняли в себе мифологические элементы. Многие философы старались доказать свои суждения, отходя от привычной мифологической направленности.

2 Представители античной философии




2.1 Древнегреческие философы, как представители космоцентризма




Главным вопросом было о происхождении мира – из чего, из какой материи, каким образом зародилась жизнь. Философы – «физики» находили ответ в природных явлениях, а источником порядка и гармонии они считали природу. В древнегреческом языке слово «природа» являлось противоположностью слова «хаос» [6].

Основной задачей своих раздумий мыслители ставили поиск первоосновы бытия, некой материи, из которой смог зародиться не только весь видимый мир, но и разумные одушевленные существа.

Для обозначения понятия "первооснова" древнегреческие философы ввели термин «Архе». Представители милетской школы в качестве нее рассматривали все возможные природные явления: например, Фалес первоосновой всего сущего называл воду, Гераклит – огонь, Анаксагор – землю, а Анаксимен – воздух. А представители школ нематериалистической направленности в качестве первородной субстанции называли абстрактные понятия: «дао», «логос», «эйдос», «инь–янь».

Для ранней античной философии характерен натуроцентризм, космоцентризм и гилозоизм. Первые греческие философы назывались физиками (от греч. «фюзис» – природа), «изучающие природу». Ранних греческих философов последующие исследователи назвали стихийными материалистами. Здесь скрывается двойной смысл:

1) их материализм был неосознанным;

2) первоосновой мира они полагали одну из природных стихий. Так, для Фалеса (624–546 гг. до н.э.) первоосновой всего была вода; всё живое рождается из воды; земля – большой плоский диск на поверхности океана. Для Анаксимена (585–525 гг. до н.э.) – воздух; разряжаясь, воздух образует горячий огонь, сгущаясь холодное – воду, землю; душа посредством дыхания скрепляет тело; земля – плоский диск, поддерживаемый воздухом. Анаксимандр (611–546 гг. до н.э.) для обозначения первоосновы вводит абстрактное понятие – Апейрон, т.е. бесконечное, беспредельное, неопределенное; все обособившееся из апейрона, стремится вновь вернуться к нему и так без конца. [6].

У Гераклита (550–480 гг. до н.э.) основой мира был огонь, но понимаемый как логос, закон бытия. Мир есть постоянный взаимопереход противоположностей, непрерывное становление и уничтожение, все в нем изменчиво и текуче; в мире царит борьба противоположностей. Хотя Гераклит считал борьбу противоположностей основным принципом всего существующего, он также утверждал, что противоположности переходят одна в другую, сохраняя при этом общую тождественную основу. Следствием вечного движения, изменения и перехода противоположностей является относительность всех свойств вещей. Гераклита можно назвать первым диалектиком. В религиозно–мистическом и философском учении Пифагора (570– 500 гг. до н.э.) основой мира выступает число. Число составляет сущность вещей; пропорции обеспечивают гармонию и порядок Космоса. [6].

Итогом Гераклит:

  1. первоначалом всего сущего считал огонь;

  2. вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

  3. считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

  4. был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

  5. признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

  6. всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

  7. выступал за материальность человеческой и мировой души;

  8. был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

  9. движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему"

Левкипп и Демокрит (460(470)–370 гг. до н.э.) полагали, что бытие – это атомы, а небытие – пустота между ними. Атомы различны по форме, размеру, положению и порядку; движутся хаотично то соединяясь, то разъединяясь; соединяются согласно естественной необходимости; бесконечно количество атомов, их форм, тел и миров, сложенных из них. Атомы, согласно учению древнегреческих атомистов, обладают первичными свойствами – протяженность, плотность, вес, твердость, и вторичными – цвет, вкус, запах, возникающими при восприятии. Сами атомы не воспринимаются органами чувств, они умопостигаемы. Существуют атомы вещества, времени (хрононы) и пространства (амеры).

Основные принципы атомической философии были выдвинуты Левкиппом. Он признавал бесчисленные, постоянно движущиеся частицы – атомы, имеющие бесконечное множество форм. Однако его сочинения до нас не дошли. Известно, что он был учителем Демокрита, написавшего множество произведений.Согласно учению Левкиппа – Демокрита, в мире существуют только атомы и пустота. Они движутся в пустоте; из их сочетаний и комбинаций возникает все сущее в мире. Атомы неделимы и движутся благодаря соударениям. Демокрит – сторонник строгой необходимости. Он выступал против понятия случайности, т.к. считал ее попыткой людей скрыть свою неспособность найти многие причины явлений. В теории познания Демокрит выделяет познание темное и светлое (чувственное и разумное).

Демокрита прозвали « Смеющимся философом».

Согласно учению Демокрита, пустота разделяет мельчайшие частицы бытия - «атомы» (неделимый). Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергает утверждение, что бытие- одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота- это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие непознаваемо.

Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов - как истинный и поэтому познаваемый только разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно лишь мыслить. [6].

Пифагор считал первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);

считали единицу мельчайшей частицей всего;

пытались выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное – нечетное, светлое – темное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.).

Демокрит и Платон известны как философы, положившие в истории развития философской мысли две ведущие мыслительные традиции, получившие название материализма и идеализма. Материализм исходит из признания первичности материи, предполагает наличие в материальных структурах мира некоторой изначальной напряженности, что является причиной развития, в том числе — длительной эволюции биологических форм, в конечном счете заканчивающейся возникновением человека и общества. Идеализм отрицает возможность наличия в материи внутренних стимулов для саморазвития. Он считает, что процесс развития поддерживается со стороны влияния каких–то нематериальных идеальных структур.

Во многих идеалистических концепциях сама материя рассматривается как сотворенная некоторым высшим существом, обладающим всесильным разумом и неограниченными творческими возможностями. Демокрит (род. ок. 470–460 г. до н. э.) Демокрит (род. ок. 470–460 г. до н. э.) был учеником Левкиппа. Два этих философа считаются основателями атомистического учения. Демокрит признавал два первоначала: атомы и пустоту. Он считал, что атомы различаются формой и величиной. Комбинации атомов приводят к возникновению различных вещей. Многообразные миры возникают в результате вихревого движения атомов по естественным причинам, в силу того, что все причинно обусловлено, случайность является, с точки зрения Демокрита, лишь иллюзией. Процесс познания Демокрит объяснял, допуская проникновение в голову человека «тонких атомов» (образов), что дает возможность восприятия отдельных вещей. Но такие качества, как цвет, вкус, самим атомам не присущи, они являются относительными, существуют лишь в общем мнении. Чувственное познание есть лишь начальное, «темное» познание. Наиболее глубокие истины открываются человеку благодаря его разуму. Представление об атомах и пустоте возникает именно благодаря активности разума[6].

Таким образом, космоцентризм античной философии видел единство в многообразии: мир – это единое, которое стало многим. Все предметы и явления взаимосвязаны, при этом ничто не является самодостаточным.

Заключение



Античная философия – это уникальный этап в развитии историко – философской традиции. В этот период складывается основной понятийный аппарат философии, формируются центральные проблемы философии и закладываются основы всей западноевропейской культуры в целом.

Космоцентризм древнегреческой философии кратко можно описать как поклонение космическому пространству. С него началось развитие других школ и теорий в Греции. На начальном этапе особенности античной философии, идея космизма сохраняли в себе мифологические элементы. Многие философы старались доказать свои суждения, отходя от привычной мифологической направленности.

Космоцентризм античной философии видел единство в многообразии: мир – это единое, которое стало многим. Все предметы и явления взаимосвязаны, при этом ничто не является самодостаточным.

У Гераклита (550–480 гг. до н.э.) основой мира был огонь, но понимаемый как логос, закон бытия. Демокрит (460(470)–370 гг. до н.э.) полагал, что бытие – это атомы, а небытие – пустота между ними. Пифагор считал первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа

Список использованной литературы




  1. Парусимова, Я. В. Практикум по философии [Текст] : для студентов технических направлений подготовки / Я. В. Парусимова; М- во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Оренбург. гос. ун-т», Каф. филос. И культурологии. – Оренбург : ОГУ, 2017. – 38 с.

  2. Алексеев, П. В. История философии: учебник / П. В. Алексеев; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Филос. фак. – М. : Проспект, 2015. – 237 с. – ISBN 978-5-392-16739-5

  3. История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и Средневековья : учебник для вузов / Н. В. Мотрошилова, В. П. Гайденко, М. Н. Громов [и др.] ; под редакцией Н. В. Мотрошилова. – Москва : Академический Проект, 2017. – 447 c. – ISBN 978-5-8291-2547-9. – URL: http://www.iprbookshop.ru/36373.html

  4. Новая философская энциклопедия [Текст] : в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд ; Науч.-ред. совет.: В. С. Степин [и др.]. – Москва : Мысль, 2000-2001. – ISBN 5-244-00961-3

  5. Космоцентризм античной философии [Электронный ресурс] : – URL: https://www.turboreferat.ru/philosophy/kosmocentrizm-antichnoj-filosofii/54827-282128-page4.html - 09.01.22

  6. Космоцентризм древнегреческой философии [Электронный ресурс] : – URL: https://bingoschool.ru/manual/kosmoczentrizm-drevnegrecheskoj-filosofii-kratkoe-opisanie-temyi/ -09.01.22


написать администратору сайта