Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность

  • Двенадцатый реферат. Целью определяется изучение философской и научной картин мира, которое ставит перед исследованием определенные задачи


    Скачать 1.57 Mb.
    НазваниеЦелью определяется изучение философской и научной картин мира, которое ставит перед исследованием определенные задачи
    Дата20.04.2022
    Размер1.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДвенадцатый реферат.docx
    ТипРеферат
    #488287

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ




    Современная научная картина мира является динамичной и вместе с тем крайне противоречивой. В ней обнаруживается все больше вопросов, нежели ответов. Философские картины миры весьма разнообразны, однако все они строятся на взаимоотношении «мир-человек» и «человек-мир».

    Философская картина мира – та картина, бесконечно рисуемая пытливым интеллектом, включающая сложное переплетение человеческого и внечеловеческого, материального и духовного, минутного и вечного.

    Научная и философские картины мира существует в гармонии меж собой, не в отрыве друг от друга.

    Актуальность избранной темы исследования обусловлена прежде всего тем, что в современные условия существования человечества требуют выработки принципиально нового, адекватного нынешней глобальной ситуации, типа мышления, принципиально отличного от прежнего биполярного осмысления многих проблем, признающего абсолютный приоритет права над произволом. В связи с чем, целью определяется изучение философской и научной картин мира, которое ставит перед исследованием определенные задачи:

    • изучение понятий «картина мира» и «парадигма», и рассмотрение в их контексте естественнонаучной и философской картин мира;

    • изучение геоцентрической космологии как обобщение мифологических и натурфилософских идей античности;

    • анализ представлений о мире как о механистической картине мира и рожденные ею представления о пространстве, времени и движении;

    • рассмотреть современные космологические модели вселенной с учетом антропного принципа.



    1. ПОНЯТИЕ «КАРТИНА МИРА» И «ПАРАДИГМА». ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНЫ МИРА




    Человек с момента своего становления как высококультурного разумного существа стремился создать в своем понимании представление об окружающем его мире, поднявшись над фрагментарными знаниями, впечатлениями, которые он получает в процессе повседневной жизни. Наиболее ярко такую позицию описывает Альберт Эйнштейн: «Человек, – писал он, – стремится каким-то адекватным способом создать себе простую и ясную картину мира для того, чтобы оторваться от мира ощущений, чтобы в известной степени попытаться заменить этот мир созданной таким образом картиной. Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему. На эту картину и ее оформление человек переносит центр тяжести своей духовной жизни, чтобы, в ней обрести покой и уверенность, которые он не может найти в слишком тесном головокружительном круговороте собственной жизни» [4].

    Сам термин «картина мира» обязан своему появлению физической науке в XIX в. Одним из первых ученых-физиков, что применил этот термин в научной практике стал Генрих Герц. Вслед за ним этот термин широко стал употреблять Макс Планк. Под физической картиной мира они понимали некий «образ мира», который формируется в физической науке и отражает реальные закономерности природы. Этот образ подвержен изменениям в процессе развития науки, а потому имеет относительный характер. Совершенно очевидным в этом ключе кажется невозможность создания такой картины мира, что представляла бы собой нечто абсолютное, совершенно окончательное, завершенное и не нуждалась бы в будущих улучшениях.

    Итак, научная картина мира являла собой систему общих представлений о мире, вырабатываемых на соответствующих стадиях исторического развития научного познания.

    Естественнонаучной картиной мира принята называть такую картину мира, которая складывается из существующих научных представлений о строении и развитии природы.

    Наряду с вышеописанной существует также и философская картина мира. Она являет собой систему наиболее общих философских понятий и категорий, принципов и концепций, которые формируют ее представление на определенном историческом этапе. В зависимости от различных решений каких‑либо определенных философских проблем могут строиться, например, материалистическая или идеалистическая картины мира, либо же метафизические или диалектические представления о мире.

    Эти две картины мира не существует изолированно друг от друга. Философская картина мира опирается на различные достижения естествознания, на подтверждающие и конкретизирующие ее положения и выводы. В свою же очередь, естественнонаучная картина мира всячески связана с теми или иными философскими представлениями, которые свойственны различным эпохам являя собой синтез знаний человека о природе и философских установок мировоззрения.

    В качестве такового примера можно привести такую картину мира, как химическая, которая рассматривает картину природы как высшую форму химического знания, представляющие собой структурно-организованную систему понятий, законов, проблем, гипотез, теорий, естественнонаучных и философских принципов, находящихся в сложных противоречивых отношениях друг с другом. Благодаря этим основным формам систематизации философского и естественнонаучного (в первую очередь химического) знания и создается наиболее концентрированный, сущностный «химический образ» природы на определенной стадии развития человеческого познания.

    Истории научного познания характерна периодическая смена картин мира, что подразумевает в своем смысле смену так называемых парадигм. Последнее стало одним из важнейших понятий в философии науки XX в. Приоритет в использовании и распространении этого понятия принадлежит американскому науковеду и историку физики Т. Куну. В работе «Структура научных революций», он предложил систему понятий, среди которых важное место заняло понятие парадигмы.

    В целом, под понятием парадигма подразумевают конкретно определенную совокупность общепринятых в научном сообществе на данном историческом этапе идей, понятий и теорий, и связанных с ними методов научного исследования, дающие в течение определенного времени модель постановки проблемы и ее решений научному сообществу.

    2. ГЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ КОСМОЛОГИЯ КАК ОБОБЩЕНИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ И НАТУРФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ АНТИЧНОСТИ




    Как известно период античности сложился на основе двух великих государств – Древней Греции и Древнего Рима. Последний обладал огромным количеством талантливых натурфилософов, которые внесли свой ощутимый вклад в развитие естествознания. Однако Древняя Греция в этом свете выглядит более привлекательно, поскольку в ней выдвигалось гораздо больше новых идей.

    Одним из наиболее ярких натурфилософов атомистического толка в Древнем Риме был Тит Лукреция Кар, который жил в I в. до н.э. Его поэма «о природе вещей» отражает ценные сведения об атомистических взглядах Демокрита и Эпикура, поскольку их сочинения дошли до современных дней только в отрывках. Здесь Лукреций высказывает идеи о вечности материи – все те постулаты и принципы, на которых были основаны все воззрения школы атомизма.



    Рис. 2.1 Тит Лукреций Кар

    В контексте древнеримской истории до наших дней сохранилось не столь много сочинений, которые были бы посвящены вопросам естествознания. Здесь ценными сведениями обладают труды Аннея Сенеки, Манилия, Диофанта и Паппы Александрийского.

    Сенека затрагивает в своих изысканиях области физики, географии и метеорологии. Манилий затрагивает астрономию, а сообщения последних касаются математики.

    Говоря о состоянии естествознания в эпоху Древнего Рима, необходимо особо отметить натурфилософское наследие Клавдия Птолемея (90 – 168 н.э.). Большую часть своей жизни он провел в Александрии и фактически может считаться древнегреческим ученым. Но его научная деятельность протекала в период, когда Римская империя находилась в состоянии расцвета и включала в себя территорию Древней Греции. Птолемей по праву считается одним из крупнейших ученых античности. Он серьезно занимался математикой, увлекался географией, много времени посвящал астрономическим наблюдениям. Главный труд Птолемея, носивший название «Математическая система», определил дальнейшее развитие астрономии более чем на тысячелетие. В период упадка александрийской школы греческий оригинал этого сочинения был утерян. Сохранился только его арабский перевод, который много позднее, уже в XII в., был переведен на латинский язык. Поэтому книга Птолемея дошла до нас под арабским латинизированным названием «Альмагест».

    Если говорить исконно о греческой стороне вопроса, то первая в европейской науке попытка дать общекосмологическую картину мира является достижением Анаксимандра, где преподносит Землю в качестве центра Вселенной. Ее опоясывают три огненных кольца: солнечное, лунное и звездное. Эти кольца покрыты воздушной оболочкой, и, когда она разрывается, человек видит небесные светила. В отличие от Фалеса, уподобившегося Землю плавучему в океане острову, Анаксимандр утверждал, что Земля пребывает в мировом пространстве, ни на что не опираясь.

    Аристотель же делил мир на две области, которые сильно отличались друг от друга – область Земли и область Неба. Первая имеет в своей основе четыре основополагающих элемента – землю, воду, воздух и огонь. Вторая же имеет в своей основе пятый элемент – эфир, из которого состоят небесные тела. Самые совершенные из них – неподвижные звезды. Они состоят из чистого эфира и настолько удалены от Земли, что недоступны никакому воздействию четырех земных элементов. Совершенно по иному здесь выступают околоземные объекты – Луна и планеты. Они также состоят из эфира, но в отличие от неподвижных звезд подвержены некоторому влиянию, по крайней мере, одного из элементов, образующих Землю. По мнению Аристотеля, за оболочкой воздуха вокруг Земли находится наиболее легкий из земных элементов – огонь, который помещается в пространстве между Землей и Луной и соприкасается с границей эфира.

    В отличие от космологических воззрений Демокрита, космология Аристотеля включала представление о пространственной конечности мироздания. В этой конечной протяженности космоса расположены твердые кристально-прозрачные сферы, на которых неподвижно закреплены звезды и планеты. Их видимое движение объясняется вращением указанных сфер. С крайней («внешней») сферой соприкасается «Перводвигатель Вселенной», являющийся источником всякого движения. Он нематериален, ибо это есть Бог (Аристотель рассматривает Бога как разум мирового масштаба, дающий энергию «перводвигателю»).

    Поэтому в труде Птолемея нашла свое отражение и сформулированный вид геоцентрическая система мироустройства, поскольку он являлся законным продолжателем аристотелевского учения. Птолемей описывает движение Солнца и Луны, и пяти известных в то время планет на небосводе. В своем «Альмагесте» Птолемей описывает, что в центре Вселенной находится неподвижная Земля. Ближе к ней находится Луна, следом за которой идут Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Такое расположение мироустройства Птолемей объяснял характером движения планет – чем ближе она к Земле, тем быстрее движется.

    Геоцентрическая система мира, на обоснование которой Птолемей потратил немало сил, просуществовала после его смерти чрезвычайно долго – целых 1375 лет – вплоть до опубликования знаменитого труда Н. Коперника, заменившего эту систему на гелиоцентрическую. В после коперниковскую эпоху Птолемея вспоминают главным образом как автора отвергнутой наукой системы мира.



    Рис. 2.2 Геоцентрическая система мира по Птолемею

    3. МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА И РОЖДЕННЫЕ ЕЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ, ДВИЖЕНИИ




    Смерть Джордано Бруно ознаменовала собой эпоху Нового времени, особую роль для которой сыграл XVII в. Именно в этот период родилась новая современная наука, у истоков которой стояли такие выдающиеся ученые, как Галилей, Кеплер и Ньютон.

    Галилео Галилей заложил в свои труды основы механистического естествознания, которые опирались на принципиально новое представление о движении. До него общепринятым считалось понимание движения, которое выработал еще Аристотель, сводившегося к тому, что тело движется только при наличии внешнего на него воздействия, и если это воздействие прекращается, то тело останавливается. Галилео доказал аристотелевское представление ошибочным. Вместо этого он сформулировал абсолютно иной принцип, который получил в последующих откликах принципа инерции, в соответствии с которым тело либо находится в состоянии покоя, либо движется, не изменяя направления и скорости своего движения, если на него не производится какого-либо внешнего воздействия.

    Огромное значение для становления механики как науки имели опыты Галилея по исследованию свободного падения тел. Им было установлено, что скорость свободного падения тел не зависит от их массы, в отличие от Аристотеля, а пройденный телом путь пропорционален квадрату времени падения. Галилей также открыл, что траектория брошенного тела, движущегося под воздействием начального толчка и земного притяжения, являет собой параболу. Кроме этого, ему принадлежит экспериментальное подтверждение весомости воздуха, открытие закона колебания маятника, весомый вклад в разработку учения о сопротивлении материалов.

    Галилей выработал условия дальнейшего прогресса естествознания, начавшегося в эпоху Нового времени. Он понимал, что слепая вера в авторитет Аристотеля сильно тормозит развитие науки. Истинное знание, считал Галилей, достижимо исключительно на пути изучения природы при помощи наблюдения, опыта (эксперимента) и вооруженного математическим знанием разума, – а не путем изучения и сличения текстов в рукописях античных мыслителей.


    Рис. 3.1 Галилео Галилей
    Росту научного авторитета Галилея способствовали также его астрономические исследования, которые обосновывали и утверждали гелиоцентрическую систему Копернику. Главный инструмент в его исследованиях – построенные им телескопы, с помощью которых он смог установить, что Солнце вращается вокруг своей оси, а на его поверхности имеются пятна. У Юпитера он обнаружил 4 спутника из 13 известных на сегодняшний день.


    Рис. 3.2 Галилеевы спутники Юпитера – Ио, Европа, Ганимед и Каллисто
    Кроме всего прочего, наблюдения за спутником Земли – Луной – показали, что ее поверхность гористого строения и что он имеет либрацию, то есть видимые периодические колебания маятникового характера вокруг центра. Еще одни достижением в астрономии Галилея стало открытие им структуры Млечного Пути – кажущийся до этого туманностью, теперь он состоял из множества звезд.

    Одной из главных заслуг Галилея как ученого-астронома являлась защита Н. Коперника, подвергавшегося нападкам не только со стороны церковных кругов, но и со стороны некоторых ученых, высказывавших сомнения в правильности этого учения. Галилей сумел показать несостоятельность всех этих сомнений и дать блестящее естественнонаучное доказательство справедливости новой, гелиоцентрической системы.

    Еще один величайший математик и астроном своего времени – Иоганн Кеплер – занимался поисками небесной механики и составлением звездных таблиц. На основе обобщения своих изысканий он установил три закона движения планет вокруг Солнца. В своем первом законе Кеплер отказывается от коперниковского представления о круговом движении планет вокруг Солнца. В этом законе утверждается, что каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Согласно второму закону Кеплера, радиус-вектор, проведенный от Солнца к планете, в равные промежутки времени описывает равные площади. Из этого закона следовал вывод, что скорость движения планеты по орбите непостоянна и она тем больше, чем ближе планета к Солнцу. Третий закон Кеплера гласит: квадраты времен обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от него.


    Рис. 3.3 Иоганн Кеплер
    Открытие законов движения планет Кеплером имело неоценимое значение для развития естествознания. Оно свидетельствовало, во-первых, о том, что между движениями земных и небесных тел не существует непреодолимой пропасти, поскольку все они подчиняются определенным естественным законам; во-вторых, сам путь открытия законов движения небесных тел в принципе не отличается от открытия законов земных тел.

    Можно смело говорить об открытие этих законов как о главной заслуге Кеплера перед наукой. Однако, он не объяснил причины их движения. Все это объясняется отсутствием на данном этапе понятий о силе и взаимодействии. Здесь еще не говорится о какой-либо динамике, поскольку к окончательному виду приведена только статика, а работы Галилея только делали первые шаги в разработке первой. Во всем своем всеоружии динамика обрела свой вид в трудах Исаака Ньютона.


    Рис. 3.4 Исаак Ньютон
    Его научное наследие чрезвычайно многогранно. В него входит и создание уникального дифференциального и интегрального исчисления, и важные астрономические наблюдения, которые Ньютон проводил с помощью собственноручно построенных зеркальных телескопов, и большой вклад в развитие оптики, в частности, он поставил опыты в области дисперсии света и дал объяснение этому явлению. Но самым главным научным достижением Ньютона было продолжение и завершение дела Галилея по созданию классической механики. Благодаря их трудам XVII в. считается началом длительной эпохи торжества механики, господства механистических представлений о мире.

    Исаак Ньютон является автором трех основных законов движения, которые легли в основу механики как науки. Первый закон механики Ньютона – это принцип инерции, впервые сформулированный еще Галилеем: всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного и прямолинейного движения до тех пор, пока оно не будет вынуждено изменить его под действием каких-то сил. Существо второго закона механики Ньютона состоит в констатации того факта, что приобретаемое телом под действием какой-то силы ускорение прямо пропорционально этой действующей силе и обратно пропорционально массе тела. Наконец, третий закон механики Ньютона – это закон равенства действия и противодействия. Этот закон гласит, что действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противоположные стороны.

    Система законов движения, предоставленная Ньютоном, была дополнена открытым им же законом всемирного тяготения, суть которого состояла в том, что все тела, вне зависимости от собственных свойств и от свойств окружающей их среды, испытывают взаимное притяжение, прямо пропорциональное их массам и обратно пропорциональное квадрату расстояния между ними.

    Этот закон в эпоху своего открытия взбудоражил все научное сообщество. Огромное впечатление на ученых производил масштаб обобщения, впервые достигнутый естествознанием. Это был поистине универсальный закон природы, которому подчинялось все – малое и большое, земное и небесное. Этот закон явился основой создания небесной механики – науки, изучающей движение тел Солнечной системы.

    В 1687 г. Ньютон составляет свой самый главный труд – «Математические начала натуральной философии», который стал одним из китов современной теоретической физики.

    В ней ученый предложил миру научно-исследовательскую программу, ставшая популярной не только в Англии, но и во всей континентальной Европе. Ньютон назвал ее экспериментальной философией, подчеркивая тем самым весомое значение опыта, эксперимента в изучении природы.

    Идеи Ньютона, опиравшиеся на математическую физику и эксперимент, определили направление развития естествознания на многие десятилетия вперед. Вместе с тем, они предопределили длительное господство механистической картины мира.

    Многие естествоиспытатели вслед за Ньютоном старались объяснить, исходя из начал механики, самые различные явления природы. При этом они неправомерно экстраполировали законы, установленные лишь для механической сферы явлений, на все процессы окружающего мира. В торжестве законов Ньютона, считавшихся всеобщими и универсальными, черпали веру в успех ученые, работавшие в астрономии, физике, химии.

    Длительное время теории, объяснявшие закономерности соединения химических элементов, опирались на идею тяготения между атомами. Французский математик и астроном Пьер Симон Лаплас был убежден, что к закону всемирного тяготения сводятся все явления, известные ученым. Исходя из этого, он работал над созданием, – в дополнение к механике небесной, созданной Ньютоном, – новой, молекулярной механики, которая, по его мнению, была призвана объяснить химические реакции, капиллярные явления, феномен кристаллизации, а также то, почему вещество может быть твердым, жидким или газообразным. Лаплас видел причины всего этого во взаимном притяжении между молекулами, которое, считал он, есть только «видоизменение всемирного тяготения».


    Рис. 3.5 Пьер Симон Лаплас
    Как очередное подтверждение ньютоновского подхода к вопросу об устройстве мира было первоначально воспринято физиками открытие, которое сделал французский военный инженер, впоследствии член Парижской Академии наук Шарль Огюст Кулон. Он выявил, что положительный и отрицательный электрические заряды притягиваются друг к другу прямо пропорционально величине зарядов и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Это говорило о новой демонстрации права закона всемирного тяготения, универсальным ответом на любые задачи. Однако позже этот закон, открытый Кулоном, стал одним из основополагающих законов электромагнетизма. После Кулона открылась возможность построения математической теории электродинамических и магнитных явлений.


    4. СОВРЕМЕННЫЕ КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ВСЕЛЕННОЙ С УЧЕТОМ АНТРОПНОГО ПРИНЦИПА




    Для современной науки является характерным представление о Земле как о космическом объекте и жизни на ней как о продукте общего космического развития.

    В этом ключе творили многие знаменитые ученые и философы такие, как К.Э. Циолковский, К. Гаусс, М. Фельден и другие. Последняя и ключевая мысль исследователей здесь касается антропного космологического принципа, идея которого была сформулирована советскими учеными (Г.М. Идлисом и А.Л. Зельманов) и американским физиком (Р. Дикке). Впоследствии ее развивал также Б. Картер, который ввел в научный оборот сам термин «антропный принцип», в соответствии с которым мир и космос устроены так, что возникновение человека является закономерным итогом эволюции материи.



    Рис. 4.1 Константин Циолковский

    Все это связано с тем, что развитие современной естественнонаучной картины мира во многом обязано включением в нее «человеческого фактора». Можно сказать, что наука со времен Коперника развивалась таким образом, что наблюдателю-человеку в ней отводилась весьма скромная роль. Человек не занимал какого-либо привилегированного, центрального положения в науке о Вселенной. Здесь же без внимания оставалось и то, что необходимой предпосылкой нашего существования являются благоприятные условия, возникновение которых оказалось возможным благодаря именно тонкой подстройке значений физических величин во Вселенной. Некоторые ученые обратили внимание на ограниченность такого подхода, считая, что строение физического мира неотделимо от обитателей, наблюдающих его в самом фундаментальном смысле.

    Положение человека в этом понимании если и не является центральным, то занимает привилегированное положение. Здесь становится возможным предсказание до наблюдения ряда астрофизических факторов по причине того, что ожидание каких-либо явлений должно быть ограничено условиями, необходимыми для существования человека как наблюдателя. Как раз таки основанием для подобных предсказаний служит антропный принцип – тот самый, что отражает невероятно тонкую подстройку Вселенной.

    Согласно этому принципу, Вселенная обладает определенными свойствами, благоприятными для существования в ней жизни вообще и человека как ее высшей формы. Мы знаем пока только те формы жизни, которые существуют на планете Земля. Но сама эта планета является составной частью не только Солнечной системы, но и гигантской системы нашей Вселенной, включающей множество галактик и звезд.

    Свойства мира, который окружает человека являются результатом удивительнейшей согласованности фундаментальных физических постоянных. При этом интервал их возможных значений, который обеспечивает условия пригодные для жизни, крайне мал.

    Путем научного познания человек смог установить, что определенное ослабление, например, константы сильных взаимодействий привело бы к тому, что на ранних стадиях расширения Вселенной образовались бы только тяжелые элементы. Это означало бы собой полное отсутствие в таком мире источников энергии.

    А при уменьшении гравитационного взаимодействия не возникло бы условий для протекания ядерных реакций в звездах. Наоборот, усиление слабых взаимодействий превратило бы на ранних этапах эволюции Вселенной все вещество в гелий, а значит, отсутствовали бы реакции термоядерного синтеза в звездах.

    Какое-либо малейшее изменение в электромагнитном взаимодействии привело бы к тому, что все электроны поместились бы внутри атомных ядер и невозможности, как следствие этого, химических превращений и реакций.

    Существующая структура Вселенной жестко обусловлена также величиной, выражающей разницу в массах нейтрона и протона. Разность эта очень мала и составляет всего одну тысячную от массы протона. Но если бы указанная разность была в три раза больше, то во Вселенной не мог бы проходить нуклонный синтез и в ней не было бы сложных элементов, что, в свою очередь, делало бы невозможным возникновение жизни. И таких «если бы» существует еще целый ряд.

    Согласно многомировой концепции, вся вселенная выступает как единая квантовая система, которая, в отсутствие наблюдателя, представляет собой суперпозицию всех возможных отдельных её состояний. Появление наблюдателя, который обладает какой-либо памятью, выделяет для него один из конкретных вариантов. Потому сознание человека непрерывно выявляет такие варианты, связанные посредством памяти в единый контекст, формируя при этом вероятностный коридор конкретного бытия. При этом человек тут же начинает взаимодействовать с другими наблюдателями, коридоры существования которых совмещаются или пересекаются с его коридором.

    В связи с вышеперечисленным возникает дилемма – рассматривать ли антропную вселенную как чисто физический объект или как психофизический, то есть такой, на свойства которого оказывают влияние психические факторы. Для наших предков не существовало антитезы материи и духа и принятого деления бытия на материальный и психического аспекты. Их существование проходило в невообразимом для человека мире. Мысли и чувства людей того времени не были отделены непроницаемой перегородкой от физических явлений. Каждая мысль рассматривалась ими как эквивалент некоего физического действия, может быть, не сразу заметного, но неоспоримо реального.

    Итак, можно заключить, что именно тонкая подстройка Вселенной значений фундаментальных постоянных обуславливает появление в физической картине мира человека в качестве уникального и вместе с тем естественного результата глобальной космической эволюции.

    Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что суть того, что мы называем «объективная реальность», на деле является синтезом всех уровней выбора, присущих человеческому бытию: физического, биологического и духовного. Эти уровни человеческого выбора реальности в единое целое формирует человеческое сознание, в ансамбль реальностей под названием «антропная вселенная». Эта вселенная выбрана всеми нами вместе и каждым в отдельности. Она выбрана нами вольно и невольно, «в ведении и неведении». Она функциональна, потому что создана нашими взаимодействиями с окружающей средой. Она подходит человечеству как рабочая одежда, как инструмент, как зеркало, отражающее его внутреннее состояние. Разумно осознаваемая реальность человека порождена физическими условиями окружающего мира, его биологической природой и взаимодействиями в контексте выживания и продолжения рода. Однако, интерпретация материального бытия, его творческое отражение происходит под руководством разума и выражает индивидуальные свойства личности, а также актуальные для современного человечества аспекты духовной жизни. Деятельность людей в большой степени формируется под влиянием их абстрактных представлений и установок


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ




    Таким образом, философская картина мира опирается на достижения естествознания, подтверждающие и конкретизирующие ее положения и выводы. В свою очередь естественнонаучная картина мира обязательно связана с теми или иными философскими представлениями, свойственными той или иной эпохе, то есть является своеобразным синтезом знаний о природе и философских, мировоззренческих установок.

    Развитие современной естественнонаучной картины мира во многом связано с включением в нее «человеческого фактора». Можно сказать, что наука со времен Коперника развивалась таким образом, что наблюдателю‑человеку в ней отводилась весьма скромная роль.

    Человек не занимал какого-либо привилегированного, центрального положения в науке о Вселенной. Как бы без внимания оставался и тот факт, что необходимой предпосылкой его существования являются благоприятные условия (температура, химический состав окружающей среды и т.д.), возникновение которых оказалось возможным благодаря именно тонкой подстройке значений физических величин во Вселенной. Некоторые современные ученые обратили внимание на ограниченность такого подхода, считая, что строение физического мира неотделимо от обитателей, наблюдающих его в самом фундаментальном смысле.

    Положение человека в мире, если и не является центральным, то неизбежно было привилегированным. И можно заранее, до наблюдений предсказать ряд астрофизических и других факторов по той причине, что то, что человек ожидает наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для его существования как наблюдателей. Основанием для таких предсказаний и служит антропный принцип – как принцип, отражающий невероятно тонкую подстройку Вселенной.

    Согласно этому принципу, Вселенная обладает определенными свойствами, благоприятными для существования в ней жизни вообще и человека как ее высшей формы. Человек знает пока только те формы жизни, которые существуют на планете Земля. Но сама эта планета является составной частью не только Солнечной системы, но и гигантской системы нашей Вселенной, включающей множество галактик и звезд. Свойства окружающего нас мира являются результатом удивительной согласованности фундаментальных физических констант.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




    1. Белоусов, Н.А. Основы философских знаний / Н.А. Белоусов, В.Ю. Инговатов. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010. – С. 98-99.

    2. В мире философских знаний: хрестоматия / под ред. В.Ю. Инговатова, И.В. Демина. – АлтГТУ, 2012. – С. 25-27.

    3. Вяткин, Ю.С. Курс лекций по философии. Часть 1 / С.Ю. Вяткин. – Барнаул, 2001. – С. 73-78.

    4. Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – С. 192-254.


    написать администратору сайта