Главная страница

Роль руководителя в становлении коллектива. контрольная. Целью работы является исследование нравственной ответственности руководителя


Скачать 213.57 Kb.
НазваниеЦелью работы является исследование нравственной ответственности руководителя
АнкорРоль руководителя в становлении коллектива
Дата28.01.2020
Размер213.57 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаконтрольная.rtf
ТипИсследование
#106184

Введение
Полномочия и права, делегируемые руководителю, формируют круг проблем, которые он должен решать, разрабатывая и реализуя управленческое решение.

Выбор управленческого решения должен быть продиктован интересами дела, с одной стороны, с другой - должен основываться на учете мнений подчиненных, либо согласовываться с «мозговым центром» (штабом) предприятия, включающим заместителей, руководителей подразделений, ведущих специалистов. Нравственная ответственность руководителя в принятии решений заключается в наиболее полном учете всех мнений -специалистов, коллективного и коллегиального органов. Такое решение позволяет выразить общее мнение по конкретной проблеме, способствует проявлению взаимопомощи в достижении цели, реализации системного подхода, усилению деловой активности, повышению квалификации работников. Кроме того, воспитывается общая заинтересованность, чувство значимости и причастности работников к процессу управления.

В данной работе в качестве проблемы исследования выступает анализ нравственной ответственности руководителя. Актуальность исследования обусловлена тем, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в процессе управления характер взаимодействия с коллективом при выборе решений может иметь различные варианты, которые зависят от степени нравственной ответственности руководителя.

В научной литературе данная проблема освещена в достаточной степени. Так, при написании работы исследовались труды и монографии авторов, анализирующих проблемы нравственной ответственности руководителя: Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнова, В.П, Кохановского, О.А. Кривцун, В.В. Лазарева, Б.Г. Литвак, В.Б. Ременникова, А.Г. Спиркина, Р.А. Фатхутдинова, В.С. Юкаевой.

Целью работы является исследование нравственной ответственности руководителя.

Объектом исследования в данной работе является нравственная ответственность руководителя на примере Общества с ограниченной ответственностью «Лекс».

Предметом исследования являются монографии, теоретические разработки, труды, посвященные нравственной ответственности руководителя.

Для достижения данной следует разрешить следующие задачи:

. рассмотреть общетеоретические вопросы нравственной ответственности руководителей;

. исследовать нравственную ответственность руководителя на примере Общества с ограниченной ответственностью «Лекс».

Методологической основой исследования является диалектический метод познания, а также системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-теоретический методы.

Структура работы включает введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения.

I. Общетеоретические вопросы нравственной ответственности руководителей
1.1 Сущность и виды ответственности
Ответственность - это категория этики и права, выражает особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу. Данное понятие характеризует меру соответствия действий отдельного человека, группы людей или общества взаимным требованиям, исторически конкретным социальным нормам, общим интересам. Это обстоятельство сближает правовую и моральную основы ответственности, механизм которой проявляется во взаимодействии ее носителя (субъекта) и объекта (перед кем отвечают). При этом реализуется контроль за мерой выполнения взаимных обязанностей. Степень ответственности адекватна мере выполнения обязанностей.

Ответственность рассматривается в активном (позитивном) смысле и ретроспективном смысле. [6, стр. 79]

Активная (позитивная) ответственность есть осознание личностью своего долга и обязанностей перед обществом, понимание в этом смысле значения своих поступков.

Ответственность в ретроспективном смысле есть ответственность за прошлое поведение, но не за всякое, а лишь за поступки, противоречащие определенным социальным нормам.

Оба вида ответственности тесно связаны между собой. Чем выше уровень ответственности в активном смысле, тем лучше соблюдаются нормы общественного поведения, тем реже имеет место ответственность в ретроспективном смысле.

Ответственность как социальное явление зародилась вместе с появлением человеческого общества. Становление общества означало возникновение взаимных прав и обязанностей его членов, прежде всего в сфере трудовой деятельности. В процессе общения складывались в виде обычаев определенные правила отношений, обладавшие большим авторитетом и поэтому соблюдавшиеся в большинстве случаев добровольно. Нарушения их рассматривались как посягательства на интересы рода, племени и подвергались осуждению.

Более развернутую и определенную форму социальная ответственность приобретает в классовом обществе, где она в любом ее виде имеет классовый характер. Действующие здесь социальные нормы отличаются значительным разнообразием, что обусловливает существование нескольких видов социальной ответственности (юридической, политической, моральной).

Ответственность определяется как обязанность и необходимость отдавать отчет в своих действиях и поступках. Когда общественные отношения осуществляются нормально, ответственность существует, но не применяется; если же нарушаются правила поведения, не исполняются обязанности, то возникает необходимость в принудительном призвании к ответственности.

Выделятся две концепции ответственности: классическая и неоклассическая. [4, стр. 153]

Согласно классической концепции субъект действия несет ответственность за его последствия. Как носитель ответственности он должен быть самостоятельным и свободным. Субъект действия должен быть в состоянии предусмотреть последствия своих действий, а это возможно лишь тогда, когда он действует самостоятельно и когда он должен отвечать перед кем-то: перед судом, начальником, Богом или своей собственной совестью. Отвечать приходится за содеянное, за последствия действий, которые ставят их субъекта в положение обвиняемого.

Этика ответственности - этика поступка; если поступка нет, нет и ответственности. Данную этику можно назвать этикой конструктивности, т.к. субъект конструктирует свои действия, характер которых изначально не задан.

Неклассическая концепция ответственности состоит в том, что субъект выступает участником группы, где из-за разделения функций в принципе невозможно предусмотреть последствия своих действий. Здесь классическая концепция теряет свою применимость, ведь субъект действия ответственен теперь изначально не за неудачи своих действий в рамках заданной организационной структуры, а за порученное дело, за успех последнего. Несмотря на все неопределенности, субъект решает задачу правильной организации дела, управления ходом его осуществления; ответственность связана теперь с нормами и функциями демократического общества, а не с абсолютной свободой человека.

Классической концепции соответствует понятие свободы субъекта. Неклассическая концепция ответственности параллельно имеет свободное общество с требованиями, с которыми приходится считаться каждому.

Неклассической концепции свойственна проблема разделения ответственности и определение степени ответственности каждого субъекта действия. Таким образом, концепции ответственности характеризуют ответственность как многогранное явление. [5, стр. 54]

В зависимости от сфер жизнедеятельности людей ответственность имеет ряд форм. Под влиянием усложнения общественной жизни, появления различных социальных институтов обособились и выделились как самостоятельные следующие виды ответственности: юридическая, экономическая, нравственная, профессиональная, политическая, партийная, экологическая.

По уровню субъекта (социальной организации) различают ответственность: государства, общества; социальной группы, класса, коллектива; личную ответственность.

По временному признаку выделяется ответственность за прошлое, настоящее и будущее.

1.2 Нравственность как категория управления
В широком смысле, нравственность - это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. В узком смысле - совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Нравственность представляет собой ценностную структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

Понятия «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Однако, различны источники происхождения данный понятий. Так, слово «этика» происходит от греч. «ethos» - нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, - такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» - науку об этих качествах. Слово «мораль» - латинского происхождения. Оно образовано от лат. «mos», что означало примерно то же, что «ethos» в греческом - нрав, обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова «moralis» - моральный и «moralitas» - мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» - русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы, а их смысловые оттенки можно уловить по контексту.[8, стр. 82]

Нравственные ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственные регулятивы - это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм - «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору («Не убий», «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др.). Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не противься злому»; «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

Нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. Любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Будь честен». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Будь честен», то для него честность есть нравственная ценность. Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным. Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики).

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы вроде: «Для чего они нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» - нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Следование нравственным принципам - это самоцель, т.е. высшая, финальная цель и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. Они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели. [12, стр. 65]

Управления - это всегда есть руководство людьми, повседневное их воспитание, прежде всего - не инструкциями либо нормативами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью, собственным примером, своим нравственным обликом. Людям импонирует руководитель, склонный к коллективному принятию решений, поощрению критики и самокритики, подавлению тенденций бюрократизма и подхалимства, доверяющий сотрудникам и справедливо оценивающий результаты их труда, предпочитающий методы убеждения методам принуждения.

Руководитель с развитыми деловыми достоинствами может, тем не менее, оказаться неспособным управлять коллективом, если ему недостает нравственно-психологических качеств, таких как честность, неподкупность, скромность, несмотря на наличие соответствующего образования, и деловых качеств.

Во всяком трудовом коллективе все связанное с нравственно-психологическими качествами руководителя воспринимается особенно остро. Качества эти необходимы для создания в коллективе климата, благоприятствующего развитию здоровых межличностных отношений, сознательной дисциплины трудовых отношений, закрепления у людей чувства удовлетворенности трудом.

Нравственно-психологические качества руководителя отличаются разнообразием, поскольку сложна психологическая структура самой личности. Рассмотрим некоторые из этих качеств - те, что представляются для руководителя наиболее характерными (Приложение 2):

· способность привлекать к себе людей. Неспособность наладить с подчиненными, нормальные, деловые взаимоотношения, базирующиеся на понимании их психологии, нежелание улавливать их настроения и откликаться на них нередко сводят на нет усилия руководителя, порождают в системе нежелательные социально-психологический климат и стиль работы;

· глубокая вовлеченность в процесс управления персоналом, постоянное внимание системам поощрения, личное знакомство со значительной частью работников;

· доброжелательность, доступность каждому работнику;

· умение слушать и слышать, решительность и настойчивость, способность взять на себя ответственность;

· терпимость к выражению открытого несогласия, делегирование полномочий исполнителям, построение отношений на доверии;

· поощрение разумной самостоятельности подчиненных, в соответствии со способностями и профессионализмом работников;

· уверенность в себе и собственных силах, восприятие неудач как временных явлений;

· постоянное перестраивание работы, поиск и внедрение нового, с тем, чтобы возглавляемая им организация оказывалась более мобильной и устойчивой, эффективно функционирующей и интенсивно развивающейся.

С указанными чертами руководителя тесно связаны особенности его поведения, стиля работы. В условиях рыночных отношений авторитарный стиль исчерпывает свои возможности. Демократизм в управлении существенно повышает заинтересованность коллектива в конечном результате работы, мобилизует энергию людей, создает благоприятную психологическую атмосферу. Это отражает переход от внутриорганизационных отношений типа «начальник-подчиненный» к отношениям сотрудничества, кооперации партнеров, равно заинтересованных в успехе дела. Во-вторых, руководитель должен стремиться развивать коллективные формы работы единой «командой», что резко увеличивает взаимный обмен информацией между членами рабочих групп. В-третьих, менеджеры-новаторы всегда открыты для любых новых идей - от коллег, подчиненных, клиентов. Более того, поведение, приоритеты, ценностные установки этих управляющих создают для окружающих среду, в которой свободное высказывание идей и обмен мнениями становятся естественной формой рабочих взаимоотношений. В-четвертых, руководитель должен стремиться создать и поддерживать хороший психологический климат в коллективе, стараться не ущемлять интересы одних работников за счет других, с готовностью, публично признавать заслуги сотрудников.[14, стр. 112]

В трудовом коллективе благодаря активному включению людей в общественно полезную деятельность и общение, а также под воздействием воспитательной работы со стороны руководителя идет процесс коррекции нравственных стереотипов людей, их ожиданий-притязаний, складываются коллективные традиции. Таким образом, нравственные качества руководителя способствуют формированию системы нравственных отношений членов коллектива, оказывают значительное влияние на расширение нравственного опыта людей и на приобретение ими новых практических знаний, навыков и умений.

II. Нравственная ответственность руководителя на примере Общества с ограниченной ответственностью «Лекс»
2.1 Общие сведения о компании
Общество с ограниченной ответственностью «Лекс» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки.

Согласно Устава, а также в соответствии с частью 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, целью деятельности ООО «Лекс» как коммерческой организации является извлечение прибыли.

ООО «Лекс» создано в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения, организаций, представительство и защиты интересов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.

ООО «Лекс» расположено по адресу: г. Воркута, ул. Московская, 22.

Общество несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации за результаты своей деятельности и выполнение обязательств перед учредителями, бюджетом, банками, юридическими и физическими лицами. В своей деятельности Общество руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституционными и федеральными законами, нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми и Уставом.

Структура управления ООО «Лекс», общее представление о данном юридическом лице, схематично представлены в Приложении 3.

2.2 Нравственная ответственность руководителя на примере ООО «Лекс»
Руководителем Общества является адвокат Якордин Алексей Павлович, которому 19.09.2002 г. был присвоен статус адвоката на основании Распоряжения органа Росрегистрации Республики Коми № 163 (регистрационный номер 11/255). Численность Общества составляет 27 человек, из них - 17 адвокатов, 7 юрисконсультов и 2 помощника. Коллектив стабилен, работает в указанном составе с 2008 г.

В связи с тем, что нравственно-психологическая позиция руководителя Общества в значительной мере проявляется через механизм разработки и реализации управленческих решений, которые являются продуктом его интеллектуальной деятельности, в целях данного исследования был осуществлен анонимный опрос сотрудников Общества, насколько каждое управленческое решение оценивается ими не только с точки зрения экономической значимости, но и - моральной ценности. Результаты проведенного опроса показали, что не личным или деловым качествам, стилю управления руководителя было отдано предпочтение, а выбору управленческого решения. При этом величина ответственности прямо пропорциональна последствиям решений, среди которых выделяются: индивидуально-психологические (личные переживания человека); социально-психологические (реакция коллектива на принятие решения); нравственно-педагогические (воспитательный аспект принятого решения); организационные (изменения взаимосвязей в структуре управления и производства); экономические (полученная прибыль/убыток).

Формирование нравственной структуры личности связано с ее психологическими свойствами (направленностью, силой воли, темпераментом, характером). Уровень нравственной культуры человека имеет в своей основе внутреннюю обусловленность), а не простое подчинение внешним (общественным) нормам. Выбор управленческих решений зависит не только от интеллектуального, но и нравственно-этического потенциала личности. Конкретно это проявляется в осознании руководителем долга и ответственности, в его социально значимых потребностях и чувствах.

Нравственный облик руководителя Общества, по мнению опрошенных, включает систему качеств, которые делятся на: общие, конкретные и специфические. К общим относятся гуманизм, справедливость; к конкретным - гражданская совесть, ответственность, воля, коллективизм, мужество, принципиальность; к специфическим - трудолюбие, скромность, великодушие, оптимизм, доброта. При этом, всеми опрошенными были отмечены обаяния руководителя Общества, его коммуникабельность, сострадание, желание прийти на выручку, солидарность.

Принимая управленческое решение, руководитель выбирает вариант взаимодействия с коллективом, имеющим производственно-экономический и нравственно-психологический эффект. Критерием правильности выбора решения руководителем является творческий подход работников к выполнению поставленной производственной задачи, их инициативно-исполнительское поведение.

При этом, руководитель Общества при принятии управленческого решения, должен руководствоваться требованиями Кодекса профессиональной этики адвоката от 31.01.2003 г. [3, стр. 21]

Так, адвокаты при всех обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их профессии. Адвокат должен избегать действий, направленных к подрыву доверия. Злоупотребление доверием несовместимо со званием адвоката. Доверия к адвокату не может быть без уверенности в сохранении профессиональной тайны. Профессиональная тайна адвоката обеспечивает иммунитет доверителя, предоставленный последнему Конституцией Российской Федерации. Соблюдение профессиональной тайны является безусловным приоритетом деятельности адвоката. Срок хранения тайны не ограничен во времени. Адвокат не может быть освобожден от обязанности хранить профессиональную тайну никем, кроме доверителя.

При осуществлении профессиональной деятельности адвокат: честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполняет свои обязанности, активно защищает права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и настоящим Кодексом; уважает права, честь и достоинство лиц, обратившихся к нему за оказанием юридической помощи, доверителей, коллег и других лиц, придерживается манеры поведения и стиля одежды, соответствующих деловому общению.

Адвокат не вправе: действовать вопреки законным интересам доверителя, оказывать ему юридическую помощь, руководствуясь соображениями собственной выгоды, безнравственными интересами или находясь под воздействием давления извне; допускать в процессе разбирательства дела высказывания, умаляющие честь и достоинство других участников разбирательства, даже в случае их нетактичного поведения.

Закон и нравственность в профессии адвоката выше воли доверителя. Никакие пожелания, просьбы или указания доверителя, направленные к несоблюдению закона или нарушению правил, предусмотренных настоящим Кодексом, не могут быть исполнены адвокатом.

Адвокат не должен допускать фамильярных отношений с доверителем. Адвокат строит свои отношения с другими адвокатами на основе взаимного уважения и соблюдения их профессиональных прав.

Адвокат должен воздерживаться от: употребления выражений, умаляющих честь, достоинство или деловую репутацию другого адвоката в связи с осуществлением им адвокатской деятельности; использования в беседах с лицами, обратившимися за оказанием юридической помощи, и с доверителями выражений, порочащих другого адвоката, а также критики правильности действий и консультаций адвоката, ранее оказывавшего юридическую помощь этим лицам.

Все вышеперечисленные характеристики присущи руководителю Общества.

Нравственная сфера трудового коллектива Общества, поддерживаемая руководителем, складывается из нравственных ценностей, механизмов нравственного саморегулирования и нравственном опыте. Большое значение в утверждении нравственных навыков и привычек имеет практическое обучение всех членов коллектива конкретным нравственным умениям. Например, как правильно строить свои взаимоотношения с людьми в процессе трудовой деятельности, во время неформального общения. Весьма ценными являются различные виды совершенствования в коллективе, которые способствуют развитию такого нравственного опыта, как товарищеская взаимовыручка, справедливая оценка достижений других людей, управление своими эмоциями при выслушивании критики или каких-либо неприятных слов.

Руководитель Общества хорошо знает настроение сотрудников; умеет оперативно устранять все то, что мешает им трудиться; умело контактирует с неформальными вожаками и лидерами своего коллектива, находит с ними общий язык, вовлекает их в общественную деятельность, не боится делегировать им властные полномочия, заручаться их поддержкой в нравственном воспитании коллектива.

В целом, руководитель Общества имеет понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами - важнейшими компонентами эффективного руководства.

Заключение

руководитель нравственный поведение

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Ответственность характеризует меру соответствия действий отдельного человека, группы людей или общества взаимным требованиям, исторически конкретным социальным нормам, общим интересам. Нравственность представляет собой ценностную структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

Нравственные качества руководителя способствуют формированию системы нравственных отношений членов коллектива, оказывают значительное влияние на расширение нравственного опыта людей и на приобретение ими новых практических знаний, навыков и умений.

В данной работе объектом исследования являлось Общество с ограниченной ответственностью «Лекс», созданное в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи населению, организациям, представительства и защиты интересов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. Руководитель Общества хорошо знает настроение сотрудников; умело контактирует с неформальными вожаками и лидерами своего коллектива, находит с ними общий язык, вовлекает их в общественную деятельность, не боится делегировать им властные полномочия, заручаться их поддержкой в нравственном воспитании коллектива, т.е. руководитель Общества имеет понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами. В данной работе были рассмотрены общетеоретические вопросы нравственной ответственности руководителей; исследована нравственная ответственность руководителя на примере ООО «Лекс», т.е. цель работы достигнута.

Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации, от 12.12.1003 г.

2. Федеральный закон РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» № 63-ФЗ от 31.05.2002 г. (с изм. и доп. от 01.04.2009 в ред.ФЗ №122-ФЗ; от 24.12.2004 г. №163-ФЗ; от 24.07.2007г. №214-ФЗ; от 03.12.2007 г. №320-ФЗ; от 23.07.2009 г. №160-ФЗ);

. Кодекс профессиональной этики адвоката от 31.01.2003 г. (с изм. и доп. от 08.04.2005 г., 05.04.2007 г.).

. Гусейнов А.А. История этических учений. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 183 с.

. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. -М.:Финансы и статистика, 2008.- 254 с.

. Кохановский В.П. Философия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 276 с.

7. Краткая философская энциклопедия. - М.: БЕК, 2008. - 302 с.

8. Кривцун О.А. Этика. - СПб.: Питер, 2008. - 178 с.

9. Литвак Б.Г. Управленческие решения. Учебник. - М.: Гардарики,2008.-317 с.

10. Общая теория государства с права. Учебное пособие / Под ред. В.В. Лазарева - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.

. Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 284 с.

. Спиркин А.Г. Философия. Учебник 2-е изд. доп. - М.: Высшая школа, 2008. - 317 с.

. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. Учебное пособие. - М.: Дело, 2009. - 315 с.

. Юкаева В.С. Управленческие решения: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2009. - 293 с.



написать администратору сайта