Главная страница
Навигация по странице:

  • Какое настроение вызвало у нас это стихотворение Какие краски звуки живут в стихотворении

  • Что особенно затронуло вас в этом стихотворении Как вы думаете. С каким настроением поэт писал его Что вы себе представили Какие картины

  • К какому жанру относится это произведение Почему так думаете

  • Сколько строф в этом стихотворении Прочитаем 1 строфу. Какую картину вы представляете себе Давайте нарисуем её. Какой описан день Что его омрачает

  • Как мы должны прочитать эту строфу С каким настроением Нравится ли поэту эта печальная тучка Какие эпитеты употребил автор, чтобы описать ясный солнечный день

  • А какие противоположные эпитеты помогают поэту создавать образ ненастья, тёмной тучки

  • Какие картины разбушевавшейся стихии вы увидели

  • - Как называется такой приём - Как мы должны прочитать эту строфу

  • Методика работы с литературным произведением. реферат по методике обуч рус яз. Цели и задачи курса литературного чтения


    Скачать 157 Kb.
    НазваниеЦели и задачи курса литературного чтения
    АнкорМетодика работы с литературным произведением
    Дата10.01.2023
    Размер157 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлареферат по методике обуч рус яз.doc
    ТипДокументы
    #880518
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    Тема урока: Нанайская народная сказка «Айога»


    Сказка «Айога» очень глубока по внутреннему смыслу, подтексту. Необходимо приблизить ребёнка к пониманию подтекста сказки, её нравственного содержания, помочь почувствовать, как важно быть хорошим, добрым, внимательным человеком, способным слушать не только себя , но и других людей, думать не только о себе, но и о других. Человек по-настоящему красив лишь тогда, когда у него красивая душа, а не только внешность.

    Сказка «Айога» ведь и об этом, и об этом говорить с младшими школьниками очень трудно.

    Урок начинается с подготовительной работы к восприятию сказки, в процессе которой нужно ввести детей в атмосферу сказочных событий. Мы рассматриваем выставку иллюстраций Е. М. Рачёва к сказкам северных народов. Дети объясняют друг-другу, почему они считают изображённых животных сказочными персонажами. Они одеты, о чём-то говорят друг с другом, у них необычные для зверей позы. Здесь нет ярких летних красок, как в известных сказках, прочитанных ранее.

    В ходе работы с картинками в лексикон учащихся были введены новые слова: нарты, чум, яранга, тундра, кочевники, малица, стойбище. Дети ощутили торжественную мелодию каждого слова, их северную многокрасочную палитру благодаря рисункам Е. Рачёва. Детям захотелось побольше узнать о жизни, обычаях северных народностей, услышать их сказки.

    • А сейчас мы с вами перенесёмся в удивительный мир сказок северных народов. Ещё не зная самих сказок, мы уже кое-что можем сказать и о сказочных персонажах, и о создателях этих сказок. Художник помог нам приблизиться к суровому и по-своему прекрасному миру, где живут северные народы. Постепенно мы узнаем много сказок жителей сурового северного края, а значит, и познакомимся с тем, что они любили, ненавидели, как жили, одевались, какие тайны хранили. Это ведь очень интересно.

    Выходит ученик в рубашке, расписанной узорами нанайцев вверху, внизу, на рукавах, и исполняет стилизованную песню6

    Солнце встаёт

    Тайга шумит

    Белка летит

    • Ай – о!

    Соболь мелькнул

    Охотник спешит

    В сети попал

    • ай – о!

    • Что это за народ нанайцы? Это горный и смелый народ, немного славный, добрый, гостеприимный. Живут нанайцы в суровом таёжном краю, охотятся на белку, соболя, в тайгу на широких и коротких охотничьих лыжах, а поклажу возят на собаках, запряжённых в нарды. Живут в чумах, близ могучей реки Амур.

    • Вы обратили внимание на восклицание охотника. Оно по-разному звучит: в первом случае в нём содержится предупреждение, а во втором – радость, удовлетворение от удачной охоты. А теперь посмотрите на название сказки «Айога», с которой мы сейчас познакомимся. Вслушайтесь внимательно в содержание сказки, проследите за тем, как развиваются события, и найдите ключик к тайне, которая содержится во второй части этого слова.

    Первую и третью часть рассказываю детям, а вторая часть разыгрывается как кукольный спектакль. Первоклассники не только услышали эту любопытную , очень непростую сказочную историю, но и на какой-то момент стали её очевидцами, словно вошли в сказку, приблизились к персонажам.

    После первичного восприятия работа над текстом строится в форме постепенного погружения в многослойную ткань сказки. При этом широко использую такие приёмы, как работа над выбором верной интонации и пантомимических средств выразительности при произнесении отдельных слов и реплик; использую подвижные иллюстрации. Дети решили, что имя Айога, вынесенное в заголовок, сказочник произносит с осуждением: девочка ленивая, злая – хвалить её не за что.

    С этих слов и начинается серьёзное раздумье над сказкой в процессе её перечитывания. Пропустить самое начало, где говорится о том, что Айога была девочкой красивой и все её любили, нельзя, так как может возникнуть опасность одностороннего подхода к образу Героини. Можно порадоваться тому, что Айога красивая девочка. Приятно, когда у человека красивая внешность. Но почему же. Слушая, совсем не хотелось восхищаться этой девочкой. Скорее, наоборот, приходилось невольно удивляться и даже возмущаться поведением Айоги, её отношением к окружающим. Словно стена выросла между героиней и теми, кто читает, слушает сказку, наблюдает за событиями со стороны. В какой момент это произошло? Ученики вчитываются в текст и находят те слова – характеристики поведения. Состояния Айоги, которые помогли им осознать своё негативное отношение к девочке. Получилась целая цепочка таких слов: загордилась, понравилась сама себе, глядит – не наглядится, совсем ленивая стала, любуется собой. Эта цепочка слов наполнилась для детей особым смыслом: становится понятным, как Айога меняется не в лучшую сторону, превращается в эгоистичную гордячку. Даже по разговору Айоги с матерью и отцом ясно, что они чувствуют и переживают перемену, происшедшую с дочерью.

    Чтобы ученики почувствовали драматизм обращения Айоги в гуся я использую при медленном перечитывании соответствующих эпизодов дополнительный цветовой зрительный план. В качестве такового я предлагаю учащимся заранее подготовленный рисунок большого формата, прикреплённый на доску.

    На глазах у соседской девочки происходит обращение Айоги в гуся. Как она, добрый и душевный человек, может на это реагировать? Иными словами создаётся проблемная ситуация: посмотреть на сцену «обращения» глазами соседской девочки. Это будет особый, нравственный угол зрения. И вновь дети выстраивают цепочку слов из текста, характеризующих раздражённое состояние Айоги, её недобрые действия: разозлилась – зашипела – замахала руками – побелела вся от злости – руки в крылья превратились. Айога вся во власти злобы и раздражения и ведёт себя уже не по-человечески: шипит, как злая птица.

    Кто же так жестоко подшутил над Айогой? Кто её наказал? Выстраивается целый ряд предположений: сама себя наказала; а может солнце или вода – словом природа; нет, наверное, сам Бог.

    Главное в уроке то, что детей задела за живое судьба красивой девочки, которая в итоге оказалась не такой уж и красивой. Грустный конец, хотя Айога весело выкрикивает своё имя. А может быть и не совсем весело. Учащиеся размышляют. Так они становятся не только вдумчивыми читателями, но и обретают жизненный опыт.

    Методика чтения лирических стихотворений.
    Среди произведений всех литературных жанров помещенных в учебниках «Родная речь» особое место занимают лирические стихотворения. Как показывает практика работа с ними вызывает значительные трудности у учащихся. Это объясняется специфическими особенностями лирики как особого рода художественной литературы «в котором действительность отражается путем передачи глубоких задушевных переживаний мыслей и чувств автора» В центре лирического стихотворения находится описание внутреннего состояния лирического героя его отношения к каким либо событиям факторам явлениям: картинам природы торжественным событиям в истории нашей страны.

    Для полноценного восприятия стихотворения дети должны проникнуться эмоциональным состоянием лирического героя пережить то что его волнует удивляет радует. Главное направление работы при чтении лирических стихотворений состоит в том чтобы разбудить развить эмоции и чувства ребенка добиться искреннего отношения к изучаемому тексту.

    Работу над лирическим стихотворением можно строить по следующему плану

    1. Подготовка к восприятию стихотворения:

    а) материал экскурсии;

    б) жизненные наблюдения учащихся.

    2. Чтение стихотворения учителем

    3. Беседа эмоционально оценочного плана


    • Какое настроение вызвало у нас это стихотворение?


    • Какие краски звуки живут в стихотворении?

    1. Анализ живописного образа в стихотворении.

    Чтение стихотворения учащимися про себя; рассказать какие картины они «видят», - словесное рисование; лирический герой в стихотворении; приемы поэтической речи; метафоры сравнения эпитеты олицетворения.

    1. Разметка текста. Подготовка к выразительному чтению

    2. Выразительное чтение учащимися стихотворения

    3. Обобщение по поводу прочитанного

    Примером анализа лирического произведения можно взять стихотворение А.С. Пушкина «Туча»

    Задачи данного урока:

      1. познакомить учащихся со стихотворением А.С. Пушки на как образом искусства слова;

      2. воспитывать любовь к природе к поэзии

      3. развивать мышление творческое воображение речь навык выразительного чтения

    Ход урока.

    1. Вступительная беседа

    На доске портрет А.С. Пушкина

    При взгляде на этот портрет нас поражают духовное богатство и сила этого человека. Лицо Пушкина полно жизни. Это вдохновенный образ поэта исполненного творческих сил. Кажется, что в эту минуту на него снизошла богиня поэзии - Муза и в голове его рождаются вдохновенные строки стихов. Взгляните на страницу рукописи. Она испещрена быстрыми стремительными строками. Некоторые фразы поэт зачеркивает, т.к. вместо них появляются другие более удачные выразительные. Между строк – рисунки. Вот он увидел в окно тучку его, летящее перо изображает ее на месте бумаги, а далее рождаются стихи

    И мысли в голове волнуются в стволе,

    И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

    И пальцы просятся к перу,

    Перо к бумаге,

    Минута – и стихи свободно потекут.

    1. Первичное знакомство с произведением и проверка восприятия.

      • Прослушайте произведение А. С. Пушкина «Туча». Я прошу вас закрыть глаза и представить себе картины, описанные в нём. Я читаю стихотворение, после чего задаю вопросы:


      • Что особенно затронуло вас в этом стихотворении?


      • Как вы думаете. С каким настроением поэт писал его? Что вы себе представили? Какие картины?


      • К какому жанру относится это произведение? Почему так думаете?

    3. Словарная работа. Предлагаю детям прочитать стихотворение про себя и найти непонятные слова. Заранее готовлю картинки со словами и , если дети спросят их значение, вывешиваю их на доске, а затем объясняю.

    • Рассеянная (буря) – здесь закончившаяся буря;

    • Лазурь – яркая голубизна неба;

    • Унылая – скучная;

    • Алчная (земля) – жаждущая воды, влаги;

    • Миновалась – прошла;

    • Листочки древес – листья деревьев.

    4.Литературный анализ стихотворения. Организуя перечитывание и анализ стихотворения, я опираюсь на композицию пейзажа. Комментарий должен быть ненавязчивым, формирующим образные представления. Вот какие вопросы можно задать учащимся при работе над анализом:


    • Сколько строф в этом стихотворении?

    • Прочитаем 1 строфу.


    • Какую картину вы представляете себе? Давайте нарисуем её. Какой описан день? Что его омрачает?


    • Как мы должны прочитать эту строфу? С каким настроением? Нравится ли поэту эта печальная тучка?


    • Какие эпитеты употребил автор, чтобы описать ясный солнечный день?


    • А какие противоположные эпитеты помогают поэту создавать образ ненастья, тёмной тучки?

    • Прочитаем вслух 2 строфу и тоже представим себе описанную картину.

    • Давайте нарисуем словами то, что вы себе представили.

    Бушует гроза, тёмная туча затянула всё небо, время от времени ярко вспыхивает молния и, раздаются раскаты грома. На землю низвергаются потоки дождя. Давайте попробуем передать голосом, передать грозную, бушующую бурю (1 – 2 ученика читают)


    • Какие картины разбушевавшейся стихии вы увидели?

    • А теперь послушаем 3строфу и представим себе то, что в ней описано (1 ученик читает)

    • Что вы увидели? Природа после грозы, как будто умытая, свежая. Легкий ветерок, а не буря, ласково играет листочками. Здесь Пушкин говорит о земле, о ветре, о небесах, как о живых существах.


    - Как называется такой приём?


    - Как мы должны прочитать эту строфу?

    А теперь попробуем выразительно прочитать всё стихотворение.

    1 строфу – с досадой, 2 – передать голосом бушующую стихию, 3- спокойно.

    5. Выразительное чтение стихотворения.

    Красота картин природы и чувство поэта должны быть в центре внимания детей на каждом уроке чтения и анализа пушкинской пейзажной лирики.

    Научить детей видеть красоту, воссоздать её в своём воображении, проникать в эмоциональный мир поэта - вот основная задача чтения и анализа пушкинских пейзажей.
    Отрывок из поэмы « Медный всадник» представляет собой городской, петербургский пейзаж. Это качественно новая ступенька в формировании представлений о Пушкине – пейзажисте. Пушкин одним из первых открыл красоту русской природы. И вот иней, городской пейзаж Северной пальмиры, Северной Венеции.

    Полноценное восприятие отрывка «Люблю тебя, Петра творение…» предполагает наличие у детей историко-литературных и архитектурных преставлений. Для ребёнка, не побывавшего в городе на Неве, новым и сложным в этом тексте является, по сути, весь изобразительный план отрывка: Петра творенье, Невы державное теченье, оград узор чугунный, Адмиралтейская игла.

    Для того, чтобы дети восприняли стихи, необходимо показать им изображения видов Петербурга и рассказать о громадах Петербургских улиц с плотными рядами домов, о необыкновенно красивых и строгих архитектурных ансамблях, о сумрачно-торжественном характере этого города.

    Невский проспект времён Пушкина, Адмиралтейство, Летний сад, Ростральные колонны, мосты через Мойку и Фонтанку, всё это дети должны воочию увидеть на фотографиях, открытках.

    Перечитывая отрывок, учащиеся осознают, какие виды Петербурга рисует поэт, всматриваются в них. Стараются соотнести пушкинские картины с фотографиями.

    Перечитав и прокомментировав текст, предлагаю детям посмотреть, как рисуется облик прекрасного города. Дети выбирают нужные детали: строгий, стройный вид; Невы державное теченье, береговой её гранит; спящие громады пустынных улиц.

    Эти детали хорошо сопоставить с репродукциями, подчёркивая степень их точности. Петербург – жемчужина, город, где учтено всё: и характер рельефа местности, и климат, и освещение. Это город, где природа и архитектура слились в гармоничном единстве. А есть ли гармония природы и архитектуры в стихотворении Пушкина?

    Предлагаю детям выяснить это, сопоставить пейзажные детали, рисующие город, с деталями, рисующими природу. Это сопоставление осуществляется в ходе выборочного чтения. Ответы фиксирую на доске:

    Природа.

    Невы державное теченье…

    …задумчивых ночей

    Прозрачный сумрак, блеск бесшумный…

    И, не пуская тьму ночную

    На золотые небеса,

    Одна заря, сменить другую

    Спешит, дав ночи полчаса…

    Город.

    …Строгий, стройный вид…

    Береговой её гранит…

    …оград узор чугунный…

    и ясны спящие громады

    Пустынных улиц и светла

    Адмиралтейская игла…

    Такое сопоставление помогает воочию убедиться в гармонии природы и города. Природа словно вобрала в себя город, слилась с ним. Державной Неве пристало торжественное одеяние из гранита и чугунного кружева. На фоне низкого бледного неба по-особому светло смотрится Адмиралтейская игла. Неяркость северных красок не мешает любоваться великолепием архитектурных ансамблей.

    Поэту удаётся выразить свою любовь к городу. Ещё раз перечитывая отрывок, дети увидят, что слово люблю повторяется два раза, что всё стихотворение – это обращение к любимому городу, признание в любви к нему и восхищение тем, что поэт в нём любит. Так откровенно и полно чувство любви. Пожалуй. Было выражено только в пушкинской «Осени». Дети должны постараться выразить чувства поэта, обучаясь выразительному чтению отрывка.

    Заключение.

    Главная задача учителя на уроках литературного чтения – формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе. Как особому виду искусства.

    Большую роль играет методика работы с текстом. Поэтому в своей работе я раскрыла значение и методику анализа художественного произведения, рассказала о методах и приёмах работы с текстом.

    Анализ эффективности работы учащихся с художественным произведением на уроках литературного чтения:

    Выразительность чтения:

    1 четверть 2 четверть




    Правильность чтения:




    Темп чтения:






    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта