Методика работы с литературным произведением. реферат по методике обуч рус яз. Цели и задачи курса литературного чтения
Скачать 157 Kb.
|
Задания синтетического характера над произведением- Творческий пересказ- Словесное рисование эпизода- Составление диафильма5. Обобщение по прочитанномуОбщеизвестно требование: каждый урок должен совершенствовать умение детей. Под умением читать, надо понимать не только овладение техникой чтения. Для характеристики полноценного читателя не достаточно только понимать прочитанное. Умение читать обязательно включает в себя возникновение того или иного отношения, как к самому произведению так и к той действительности которая в нем изображена. А это – высшее умение обнаруживается уже в начальной стадии образовательного навыка чтения. Дети, читая рассказ В. Осеевой «Сыновья» переживают сложный комплекс чувств и мыслей: задумываются над словами старика: «Я только одного сына вижу», определяют свое отношение к действующим лицам рассказа, ставят вопрос о своем поведении в реальной действительности. Конечно, полноценное восприятие прочитанного возможно только на базе прочного навыка чтения позволяющего быстро и полно воспринимать содержание. Обязательно надо предупреждать ошибки в чтении. Это слоговое чтение трудного слова. Это проговаривание его в беседе до чтения. Это и конкретные технические задачи для подготовительного чтения типа: найди слова из пяти и более слогов, прочитай их шепотом и расставь ударение Громкое чтение в виде полноценного первичного знакомства со всем содержанием в виде выборочного чтения на всех этапах урока должно иметь место. Выделяют основные мысли – перечитывают предложение; готовятся к пересказу – выразительно читают слова и выражения, которые желательно в него включить, анализируют план, составленный самостоятельно – иллюстрируют один из заголовков соответствующим отрывком, отчитываются за самостоятельную работу по заданию – иллюстрируют ответ чтением. Чтение про себя обязательно сопровождается самостоятельной работой, всегда интересной и достаточно сложной. Именно на базе самостоятельной работы над текстом ведётся анализ произведения, строится беседа.Прежде всего, надо помнить, что бесе6да всегда диалог, в котором вопросы ставит не только учитель, но и учащиеся. Цель беседы в отношении художественного произведения – добиться отчётливого, глубокого понимания детьми авторского замысла и помочь им выразить своё отношение к прочитанному. В центре беседы – выявление идейного содержания и формирование его главной мысли. После чтения научно – познавательной статьи беседа объясняет все частные выводы, сделанные при разборе прочитанного по частям, и подсказывает детям пути применения к жизни знаний, полученных из статьи. Часто во время беседы возникают новые проблемы для обсуждения, ставятся вопросы для установления причинных связей (психологических, социально-исторических), даются сопоставления с другими произведениями на ту же тему. Например, при обсуждении сказки к. Паустовского «стальное колечко» прежде всего надо выяснить, почему Варюша не уехала из родной деревни, составить рассказ о девочке. А на итоговом уроке по произведениям К. Паустовского предложить для обсуждения вопрос: в чём проявляется любовь к Родине у героев К. Паустовского. Беседа – всегда диалог, в основе которого лежит система вопросов. Вопросы по их направленности можно разделить на следующие группы. Например, сказка К. Чуковского «Федорино горе»: Выяснение, как поняли дети фактическое содержание (Когда горе случилось у Федоры?). Выяснение представлений детей о данном факте (Какая посуда убежала от Федоры?). Выяснение различных связей: причины и следствия, сходства и контраста, временных связей (Почему посуда убежала?). Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям (Кто виноват в горе Федоры?). Вопросы, направленные на установление ассоциаций с опытом учащихся (Всегда ли бережно вы относитесь к своим вещам?). 6. Вопросы, привлекающие внимание детей к языку и художественным особенностям произведения (Выделите слова, показывающие движение посуды). Беседы не должны быть длительными, многовопросными. Важно, чтобы дети ощущали плодотворность беседы, видели, что она помогла что-то выяснить, чему-то научила. Только тогда, на протяжении всего урока чтения, дети будут работать: и читать, и думать. Далее идёт самый длительный этап – анализ произведения. Рассмотрим ещё один пример: очерк И. С. Тургенева «Осенний день в берёзовой роще». Цели урока: раскрыть особенности художественного описания природы; воспитывать у детей желание наблюдать природу в разные времена года, учить чуткому отношению к природе; обучать пересказу, близкому к тексту. Сообщения учащихся о наблюдениях за погодой в прошедший день. Чтение очерка про себя и подготовка ответов на вопросы: В чём особенность погоды, описанной Тургеневым? Какие картины вы увидели вместе с писателем? Чтение вслух с анализом художественных средств. Какое время года описано? В чём проявилось непостоянство погоды? Нарисуйте словами две картины неба. Что писатель говорит о шуме листвы в разные времена года? Почему? Перечитайте отрывок про себя и подготовьтесь пересказать его близко к тексту. Выделите глаголы, описывающие осенний дождь. Почему автор употребляет данные глаголы? Какие слова указывают на то, что дождь был мелким, кратковременным? Почему в Березовой роще не было слышно птиц? С чем сравнивается голосок синицы? Самостоятельная работа по вариантам. Перечитайте текст и приготовьте подробный пересказ на темы: «Картины осеннего дня во время тёплого солнечного сияния», «Картины осеннего дня во время дождя». Подробный пересказ текста. Обобщение учителя об авторе очерка. Как видите, согласно идее произведения и цели урока, анализ самого текста, его языка составил центральную часть урока. Анализ начат на основе самостоятельной работы, более детальный – в процессе чтения вслух под руководством учителя. Обобщающая беседа стала синтезом всей аналитической работы. Беседу нельзя превращать в назидание, поучение. Она должна быть построена так, чтобы дети сами обсудили своё отношение к прочитанному и к той действительности, о которой оно нам напомнило. Все виды занятий должны вести читателя самым эффективным путём к выделению главной мысли, к определению своего отношения к прочитанному. |