Главная страница
Навигация по странице:

  • - Какой момент рассказа вам показался наиболее интересным Почему - Кто из героев вам особенно понравился Что вас привлекло в нём

  • Методика работы с литературным произведением. реферат по методике обуч рус яз. Цели и задачи курса литературного чтения


    Скачать 157 Kb.
    НазваниеЦели и задачи курса литературного чтения
    АнкорМетодика работы с литературным произведением
    Дата10.01.2023
    Размер157 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлареферат по методике обуч рус яз.doc
    ТипДокументы
    #880518
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Методика чтения рассказов



    Одним из самых распространённых в детском чтении жанров литературы является рассказ. В книгах «Родная речь» он составляет примерно 30% учебного материала.

    В основе рассказа для детей лежит повествование о каких-либо событиях действительности, то есть главным, устойчивым признаком жанра считается определённым образом организованный сюжет – осознанная и воплощённая писателем в произведении система событий, которой раскрываются конфликт и характеры в определённых условиях социальной среды. Повествование в рассказе представлено в небольшом объёме, обеспечивающем тематическую однородность произведения, ограниченное число действующих лиц, единство и замкнутость действия. Жизненный эпизод, избранный писателем для детского произведения, отличается, как правило, отчётливым идейным смыслом.

    Таковы константные признаки жанра. Уже они дают понять, что рассказ полезен и удобен, как учебный материал по чтению. Жанр, обладающий большой художественной ёмкостью, позволяет писателю, высветив характерное явление действительности, познакомить с ним читателей. Этот жанр позволяет организовать целостное, полное, эмоциональное восприятие произведения. Жанровая специфика рассказа соответствует запросам юного читателя. Если учесть интерес младших школьников к разным сторонам жизни, то проблематика художественного рассказа удовлетворяет их любознательность. Детей увлекает подробное развитие действия, другие эмоционально – окрашенные компоненты сюжета. Несомненно, воспитательную пользу приносит анализ отношений участников событий, характеристика персонажей. Заинтересованные темой и непосредственно сюжетом, учащиеся стремятся обязательно прочитать произведение до конца. Работу над рассказом я строю по следующей схеме:

    1. Вводная беседа. Подготовка к восприятию текста.

    2. Первичное чтение произведения учителем. Проверка качества восприятия текста


    - Какой момент рассказа вам показался наиболее интересным? Почему?


    - Кто из героев вам особенно понравился? Что вас привлекло в нём?


    - Когда вам было особенно радостно или грустно?

    1. Вторичное чтение текста учащимися и анализ содержания произведения в единстве с его художественными особенностями. Виды анализа текста:

    а) стилистический анализ;

    б) проблемный анализ;

    в) анализ развития действия;

    г) анализ художественных образов.

    Основные направления анализа текста: выяснение конкретного смысла (развития действия, сюжета), композиции произведения, мотивов поведения действующих лиц и их характерных черт, идейной направленности (основной мысли).

    В процессе анализа использую следующие виды работ с текстом:

    а) выборочное чтение;

    б) ответ на вопросы своими словами;

    в) постановка вопроса самими учащимися;

    г) иллюстрирование текста;

    д) составление плана произведения.

    1. Задания синтетического характера по произведению:

      1. Творческий пересказ;

      2. Частичный или выборочный пересказ;

      3. Словесное рисование;

      4. Составление диафильма;

      5. Экранизация;

      6. Драматизация;

      7. Музыкальное иллюстрирование произведения.

    2. Обобщение по поводу прочитанного.

    3. Задание на дом.

    4. Итог урока.

    Для примера я взяла «Страшный рассказ» Е. Чарушина. В этом рассказе ярко выражены все элементы сюжета: завязка – начало (Петя и Шура остались одни на даче), развитие событий (стало темно, кто-то шуршит, ползает в коридоре), кульминация – наивысший момент в развитии действий (кто-то так отчётливо топает за дверью, что мальчики сильно напуганы, готовы заплакать), благополучная развязка – исход событий (пришли родители, отыскали ежа), эпилог (сообщается о дальнейшей судьбе ёжика).

    Композиция сюжета – последовательное повествование, о событиях рассказывается в порядке их естественного хода. Такое построение удобно для полного свободного пересказа.

    Сюжет занимателен: в основе его лежит тайна. Неизвестные звуки пугают детей, которые остались одни на даче. Такой сюжет держит внимание в напряжении. До времени не следует раскрывать тайну «страшного» рассказа, ведь развязка в последней части.

    Герои произведения, очевидно, дошкольники, братья или друзья. На это указывает лексика в начале рассказа: сами разделись, умылись, легли в постельки, а также речь детей. Один чуть старше, более выдержан. Повествование о том что с ним случилось, идет как будто от их лица автором применена несобственно прямая речь.

    Язык автора и персонажей прост, трудных слов не содержит. «Словарными» могут быть бытовые слова: дача, чулан. Их значение нужно уточнить в ходе беседы по содержанию.

    Идейный смысл произведения можно выразить пословицей: «У страха глаза велики» Страх – ведущее чувство в первых двух частях рассказа. Мальчики уговаривают себя: «тигров не боимся», «людоедов не боимся» но от таких мыслей еще больше боятся. От страха или по тому что малы они и разговаривать стали неправильно: «Не пыхчи», - говорит Шура Пете. –«Я не пыхтю» В этих эпизодах сочетается таинственное страшное и смешное.

    Переданы эти чувства не только через лексику, но и через синтаксис. Фразы короткие отрывистые: «Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно».

    В первой и во второй частях встречается более десятка многоточий. За этим знаком – неизвестность недоговоренность. Чтение такого текста требует психологических пауз и таинственного тона.

    В третьей части ведущее чувство – радость удивления и открытия: «Смотрят – да это ежик! Он верно из леса забрался в дом».

    В целом можно сказать, что это нравоучительный юмористический рассказ, так как он о поведении героев в комической ситуации.

    Выводы по рассказу поучительны для маленьких читателей: боишься тогда, когда не знаешь, узнай, чтобы не бояться.

    Методика чтения сказок.
    Как хорошо, что сказка жива. Она полна сил, мудрости, вселенской доброты, крепко и серьёзно учит нас уму-разуму. Всех нас и взрослых и детей. Когда сказка приходит на урок, это всегда праздник. Особенный же праздник, если со сказкой к ребёнку приходит умный и талантливый, увлечённый человек.

    Любая сказка – это «особый, замкнутый мир, в котором действуют законы, неприменимые в реальном мире. Законы «сказочного мира» аналогичны с точки зрения здравого смысла, но совершенно естественны внутри сказки. Особое внимание хочется обратить на следующие пять законов:

    1. Одушевление, очеловечивание предметов и явлений природы;

    2. Очеловечивание предметов, явлений, представлений в реальные или фантастические образы;

    3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделённые необыкновенными свойствами, как результат воображения, как выражение мечты, идеи;

    4. Чудесные превращения и обращения;

    5. Гиперболизация.

    Все сказки можно разделить на три вида:

    1. Сказки о животных (Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека. Так и животного. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи).

    2. Бытовые сказки (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников.)

    3. Волшебные сказки. (Для них характерно наличие чудес, какой-либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба-Яга, падчерица, царевич, дурак).

    Учитывая всё это я строю работу над сказкой по схеме:

      1. Предварительная работа:

    а) беседа, рассказ о предстоящей работе;

    б) рассматривание рисунков, картин;

    в) просмотр диафильмов

    г) викторина по ранее изученным сказкам.

      1. Рассказывание сказки учителем:

    а) первичное прослушивание сказки;

    б) беседа эмоционально-оценочного плана.

      1. Чтение сказки учащимися.

      2. Словарная работа. Обращаю внимание детей на народные слова и обороты речи, синонимы, антонимы.

      3. Анализ сказки:

    а) характеристика героев;

    б) составление плана;

    в) особенности композиции;

    г) рассказывание сказки детьми;

    д) словесное рисование;

    е) чтение по ролям.

      1. Заключительная беседа. Обращаю внимание детей на воспитательное значение сказки.

    А теперь давайте посмотрим, как это происходит во время урока.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта