ЦЦС. Ценностносмысловая сфера осужденных женщин как фактор их успешной ресоциализации
Скачать 27.66 Kb.
|
Ценностно-смысловая сфера осужденных женщин как фактор их успешной ресоциализации Аннотация. Статья посвящена раскрытию ценностно-смысловой сферы осужденных женщин, которая является важнейшим фактором их успешной ресоциализации в исправительном учреждении. Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, ценности, ценностные ориентации, осужденные женщины, ресоциализация. Введение. Ценности - это общепринятые убеждения относительно цели, к которым личность стремится. Они и есть основа нравственных принципов. Ценности – это нечто такое, чем человек руководствуется по жизни в тех или иных поступках. Ценностные ориентации формируются с раннего детства, и постепенно дают знать о себе в поведении лица. Именно ценностные ориентации определяют, каким образом нужно достигать поставленной цели или задачи и какими действиями нужно руководствоваться. Каждые индивидуальные ценности при выполнении задач усиливают друг друга, тем самым образуют единое целое. Основная часть. В настоящее время особое внимание уделяется осужденным женщинам, это связано, в том числе с психическими особенностями данного спецконтингента. Как правило, у женщин, даже тех, кто находится в пенитенциарном учреждении, ценностями являются семья, дом, материальное благополучие, родственные связи, это есть не что иное, как рычаги, которые способствуют скорейшему исправлению женщин в местах лишения свободы. Изменение условий жизни существенно и неизбежно влияют за смену ценностно - смысловых ориентаций, что способствует успешной адаптации лиц к данной среде и выживанию в ней. Чтобы понять социально-психологическую основу поступков женщин осужденных, в том числе и преступлений, следует предварительно установить понятия ценностно-смысловой сферы, особенности ценностно-смысловой сферы, так как возможно именно на этом основывались действия преступниц. Ценностно-смысловую сферу личности составляют два существенных компонента – «ценностные ориентации» и «система личностных смыслов», которые являются неотделимым системно-культурным образованием1. Подчеркивается, что в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности». В отечественной психологии ценностно-смысловая сфера исследуется много авторами, такими как Е.А. Березина, А.Г. Асмолов, Б.С Братусь, А.В. Капцов, Н.И. Непомнящая, С.Л. Рубинштейн, М.С. Яницкий, А.Н. Леонтьев. В исследовании социальной реабилитации осужденных женщин полезными оказались работы Т.И. Павловой «От изоляции к полноправной жизни. Реабилитация и ресоциализация женщин и несовершеннолетних, отбывающих наказание лишением свободы». Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели. В более общих определениях понятию "ценность" может придаваться несколько значений: а) ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности; б) ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков; в) социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей2. В связи с этим можно сделать вывод, что однозначного определения ценностей и ценностно-смысловой сферы нет, для каждого автора имеется своя точка зрения на трактовку данных понятий. Для более четкого определения сущности ценностно-смысловой сферы личности женщин осужденных необходимо выделить составные элементы. Представляя единый конструкт, ценностно-смысловая сфера включает личностный смысл, выражающий субъективную значимость предметов, вещей и явлений для человека, систему ценностных ориентаций, направляющих его активность. Ценностно-смысловая сфера имеет динамический характер, что отражается в прямой зависимости социальных условий и особенностей жизнедеятельности конкретной личности3. В исправительных учреждениях все чаще привычные женские (фемининные) черты начинают восприниматься как не современные, то есть не соответствующие поведению женщины. В связи с этим все чаще возрастает рост отказа женщин осужденных от материнства, роли хозяйки, и происходит переориентация на сильную личность, так называемого профессионала. Как ни странно, из-за отсутствия мужского внимания в местах лишения свободы, женщины делятся на так называемые группы: 1-я группа – женщины с маскулинной идентичностью; 2-я группа – с андрогинной; 3-я группа – с фемининной. Для первой группы характерны и приемлемы такие качества как ответственность, трудоголизм, целеустремленность, сдержанность, гордость, доброта, интеллектуальность, самодостаточность. Женщины второй группы ориентируются на такие качества как самоуверенность, энергичность, чувство юмора, ум, рассудительность, общительность, искренность, нежность, доброта. А третьей группе свойственны такие индикаторы как порядочность, доброта, заботливость, надежность, спокойствие, покладистость, мудрость, простота, мягкость, сострадание. Делая вывод по всему вышеизложенному можно определить, что женщины с маскулинной идентичностью обладают более рациональными качествами, нежели женщины с феминными, у которых преобладают эмоциональные. Окончательный список ценностно-смысловых ориентиров в жизни женщин осужденных огласить нельзя, но все-таки имеются традиционно закрепившиеся ценности: семья, ребенок, любовь, счастье, красота, дом, но и здесь имеются небольшие разногласия. Ценности имеют существенные отличия у женщин осужденных с различной гендерной идентичностью, так у маскулинных в приоритете – жизнь, работа, свобода, здоровье, развитие, ребенок; у андрогинных – семья, жизнь, ребенок, работа, счастье, дом, здоровье; у фемининных – семья, жизнь, здоровье, ребенок, дом, любовь, счастье. Главное внимание обращается на то, что женщины с маскулинной идентичностью склонны к высшим духовным смыслам, к саморазвитию и к ценностям, направленным на сущность стимулов. Женщины с феминной идентичностью в своей жизни ориентируются на жизнь, личность и семью. Каждый раз, анализируя особенности ценностно-смысловой сферы осужденных женщин, задаешься вопросом, а почему же для женщин так важна ценностно-смысловая сфера? Ответ на данный вопрос очевиден, межличностные отношения с семьей, родственниками, близкими людьми способствуют внутренней удовлетворенности и повышению внутреннего ощущения своей реализованности во всех сферах жизнедеятельности. Количество социальных связей во многом зависят от «бывшей жизни», то есть жизни на свободе, ведь твой статус в обществе, материальное благополучие, семейное положение, работоспособность и ближнее окружение очень сильно оказывают влияние как на ценностно-смысловую сферу, так и на поведение в исправительном учреждении в целом. На протяжении срока отбывания наказания значимость той или иной ценности постоянно растет, то есть ценности приобретают все большую значимость в жизни женщины осужденной, это зависит и от длительности нахождения в пенитенциарном учреждении. Что касается женщин осужденных, главное не только самостоятельно определить свою ценностно-смысловую сферу, но и принять помощь от сотрудников, главной целью которых является исправление в местах лишения свободы. Исправительные учреждения созданы для того, чтобы показать разницу нахождения под строгим контролем и надзором, и нахождения на свободе, когда ты не отделен от своей семьи, от близких людей, и можешь полностью реализовывать свои возможности. Особое внимание уделяется вопросу ресоциализации осужденных женщин. Общей проблемой уголовно-исполнительной системы является отсутствие рабочих мест после освобождения из исправительного учреждения. Это связано, прежде всего, с наличием стереотипов к бывшим осужденным у работодателей. Женщины, которые основой ценностей считали трудоголизм как в исправительном учреждении, так и после освобождения из него разочаровываются в собственных убеждениях, так как не могут найти себе работу. Но есть и другая сторона медали, те, кто добросовестно трудились в исправительном учреждении и получили профессию, могут спокойно осуществлять работу на дому, например шитье, вышивание, вязание и многое другое. Данные люди намного быстрее поддаются процессу ресоциализации, это связано не только с поддержкой близких людей, но и с удовлетворенностью своей деятельности, которая помогла реализоваться в жизни. Не следует закрывать глаза на недостаточность формирования адаптационных навыков у женщин осужденных, так как это сложилось особенностями функционирования пенитенциарной системы. Уровень ресоциализации осужденных женщин повысится, если будет осуществляться планомерная работа по подготовке осужденных женщин к освобождению из мест лишения свободы, а так же налаживаться взаимоотношения с родственниками, близкими людьми, детьми. Для женщины важно иметь поддержку, знать, что она нужна и ее ждут на свободе, а так же знать, что смысл освобождения из исправительного учреждения это дети, которые остались без материнской любви и заботы. Ценностно-смысловая сфера во многом может повлиять на ресоциализацию осужденных женщин, если конечно ценности осужденной сопоставлены ценностям законопослушного гражданина. В любом исправительном учреждении есть исключения, это те женщины, которых в жизни ничего не интересует, так называемые «закоренелые преступницы», свой путь в жизни они определили давно, но это не значит, что с ними не должна осуществляться воспитательная работа. Совсем наоборот, данным лицам, больше чем остальным, нужно напоминать о нормальной, законопослушной жизни. Как показывает практика, становление ценностных ориентаций у человека существует в одном смысловом поле с культурой, духовностью, моралью, гуманизмом. Следуя из этого, ценностные ориентации личности могут являться объектом целенаправленного воздействия, через которое может проходить влияние сотрудников на женщин осужденных. В качестве одного из компонентов такого процесса может выступать индивидуальная воспитательная работа. Именно данное средство исправления развивает благоприятные мировоззренческие ценности и ценностные ориентации как высшую ступень ценностно-смысловой иерархии. Делая вывод по всему вышесказанному, важно отметить следующие позиции. Во-первых, ценностно-смысловая сфера представляет собой системное сложное образование, это связано, прежде всего, с многообразием понятий, которые используются учеными при изучении ценностно-смысловой сферы: «личные ценности», «ценностные ориентации», «смысловая сфера», «личностные смыслы». Во-вторых, ценностно-смысловая сфера обозначает характер взаимоотношений человека с миром, а так же выполняют функции регулятора данных отношений. Но это не значит, что ценностная сфера личности статична, как и взаимоотношения человека, все изменяется в зависимости от множества факторов, таких как окружающая среда, люди, с которыми лицо взаимодействует и многое другое. В-третьих, не нужно забывать главную цель пенитенциарной системы, ей является не только изоляция опасных граждан от общества, но и их исправление, после которого осужденные женщины могли бы вести обычный образ жизни, принятый и не противодействующий обществу и закону, в общем, полностью ориентироваться на свои жизненные ценностные ориентиры. Таким образом, можно констатировать, что условия лишения свободы приводят к глубоким изменениям смысловой сферы осужденных, а именно женщин, что проявляется как в поведении, так и в ее установках. Главная задача уголовно-исполнительной системы в целом не дать осужденным впасть в полную зависимость от криминальной среды, а руководствоваться своими намерениями и жизненными ориентирами. 1 С. Н. Виноградова / Самарская гуманитарная академия / Ценностно-смысловая сфера осужденных в условиях ресоциализации. 2012. 2 А.В.Серый, М.С. Яницкий / Ценностно-смысловая сфера личности / Учебное пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. 92 с. 3 Н. А. Самойлик / Психопедагогика в правоохранительных органах / Ценностно-смысловая сфера женщин, осужденных без изоляции от общества. № 4(63). 2015. С. 34. |