Главная страница
Навигация по странице:

  • Письменное контрольное задание для студентов дистанционного обучения

  • Список использованной литературы

  • ТГП. ПКЗ. Центр переподготовки специалистов


    Скачать 127 Kb.
    НазваниеЦентр переподготовки специалистов
    Дата07.06.2022
    Размер127 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПКЗ.doc
    ТипДокументы
    #576282

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС

    ЦЕНТР ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ



    КАФЕДРА ТЕОРИИ и ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА и ПРАВА


    Теория государства и права

    (дисциплина)

    Письменное контрольное задание

    для студентов дистанционного обучения



    Студент: Степанов А.А.




    Группа: 14439




    Дата: 09.01.2014










    Преподаватель: Красняков Н.И.


























    Новосибирск 2015г.

    Задание 1. Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминирующую функцию теории государства и права?
    Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде. Она изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Как отрасль науки она имеет свои функции.

    Функции теории (науки) есть направления ее действия, которые требу­ются и необходимы для решения стоящих перед ней задач. Понятие «функция» применительно к теории, как и применительно к любой системе, дает нам описание, характеристику именно требуемого, должного действия (деятельности) или состояния, и в этом плане функцию теории (науки), как и функцию любой системы, следует отличать от ее реального, фактического действия и состояния, которые на практике от функции могут отклоняться. Поэтому функция - один из критериев (эталонов) оценки состояния и дей­ствия теоретической системы.

    Теории права и государства, как и любой науке, безусловно, присуща теоретико-познавательная (гносеологическая) функция, которая заключается в исследовательской разработке своего предмета, в его теоретическом освое­нии. На основе реализации данной функции происходит становление теории права и государства как системы знаний. Особенность этой функции состоит в том, что она выполняется наукой как бы «для себя», для своего развития, и в этом смысле осуществление теоретико-познавательной функции является условием существования науки.

    Содержательная сторона данной функции определяется спецификой предмета и используемой методологией. Заметим, что вся та методология, о которой ведется речь применительно к теории нрава и государства, рассматривается через призму именно теоретико-по­знавательной функции, ориентирована на нее.

    Другой важнейшей функцией теории права и государства, которая выте­кает из самой природы этой науки и обусловлена ее местом в системе юриди­ческих наук, является методологическая функция. Дело в том, что метод в на­уке - это знание, используемое как средство получения нового знания. Поэтому одно и то же знание в одном отношении может рассматриваться как теория, а в другом - как метод. Знания, разрабатываемые общей теорией пра­ва и государства, по своему характеру таковы, что в основном своем объеме они используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, ибо в рамках как общей теории права, так и общей теории государства, выяв­ляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатыва­ются общие понятия и конструкции.

    Методологическое значение общей теории права и государства обусловле­но и тем обстоятельством, что в ее рамках разрабатываются проблемы методо­логии правоведения в целом, то есть проблемы использования самых различ­ных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции; строится определенная система такой методологии.

    Важное значение имеет идеологическая функция теории права и государ­ства. Она объективно присуща ей как и любой общественной науке. А в рам­ках правоведения - в большей степени, чем другой юридической науке. Об­щая теория права и государства как никакая другая юридическая наука участвует в формировании такого компонента правосознания, как правовая идеология. Более того, учитывая политико-юридический характер данной на­уки, можно говорить о ее мировоззренческой роли. Особенно важно значение этих моментов на современном этапе развития нашего общества, когда про­исходит становление новой социальной и правовой идеологии.

    Близка к идеологической воспитательная функция теории права и госу­дарства. К ее содержанию относят, в частности, обучающее значение данной науки, поскольку на ее базе строится соответствующая учебная дисциплина. Теория права и государства должна способствовать росту правовой культуры населения, помогать находить верные ориентиры в сфере государственно-правовой жизни, воспитывать уважение к праву, правосудию, Конституции.

    В литературе называют и прогностическую (или прогнозную) функцию, которая касается как судьбы права и государства в целом, так и предполагае­мой эффективности принимаемых нормативно-правовых решений. То есть речь идет о функции научного предвидения в сфере государственно-право­вых явлений, функции выдвижения научно обоснованных гипотез.

    Прикладная функция теории права и государства связана с непосредст­венным ее выходом на практику - правотворческую и правореализующую. Осуществление этой функции состоит в разработке правил юридической тех­ники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по со­вершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера.

    Правоведы в своих исследованиях выделяют также и другие функции теории права и государства. На­пример, организационно-прикладную, онтологическую, эвристическую, учебная, политическая  и другие.

    Организационно-прикладная функция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.

    С помощью онтологической функции (онтология - учение о бытии) теория государства и права познает суть государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.

    С помощью эвристической функции (эвристика - искусство нахождения истины) теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.

    С помощью политической (политико–управленческая или организационно–управленческая) функции осуществляется разработка средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепление законности, образование органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирование научных основ внутренней и внешней политики.

    Функции теории государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней целей и задач. Таким образом, определение доминирующей функции тории государств и права возможно в зависимости от того какие необходимо решить задачи и какие цели поставлены. Так например для решения теоретических проблем юриспруденции в качестве доминирующей можно определить методологическую функцию. Однако все названные функции теории государства и права взаимосвязаны между собой и могут дать позитивный результат, лишь будучи взятыми в определенном сочетании, комплексе.

    Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь в том числе на данные других юридических и неюридических наук.
    Задание 2. Причины возникновения государства и права.
    В процессе длительного, но неуклонного развития первобытного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования.

    Важную роль в переходе от первобытного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной.

    Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело, в конечном счете, к возникновению частной собственности.

    В таких экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечивать преимущество интересов одних членов общества за счет других.

    Координация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравные группы (классы) людей, объективно порождает такую организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой - сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества.

    Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство, и благодаря нему экономически господствующий класс становится и политически господствующим классом.

    Государство - это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами.

    Таким образом на основе вышеизложенного можно привести следуюзие причины возникновения государства:

    1. Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

    2. Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов);

    3. Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

    4. Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества;

    Государство и право являются двумя неразрывными понятиями, и в целом причины возникновения права аналогичны причинам, породившим государство.

    Право возникает вместе с государством, неразрывно с ним связано.

    Право является результатом его деятельности при сложившихся экономических, классовых условиях.

    Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.

    Право, выполняя функции общесоциальные, играло роль нормативно-классового регулятора (регулировало в интересах экономически господствующего класса) например, принцип талиона, который подразумевает меру наказания, которая должна воспроизводить вред, причинённый преступлением («око за око, зуб за зуб»). Появляются специализированные органы.

    Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

    Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

    Возникновение права произошло по каким–либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

    Право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство;

    Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

    Основная норма поведения в период первобытно–общинного строя- обычай который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

    Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

    В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Это в свою очередь и явилось основной причиной возникновения права, и для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.
    Задание 3.. Соотношение классового и общесоциального подходов к понятию государства.
    Для определения соотношения различных подходов к понятию государства обратимся к такому философскому понятию как сущность. Сущность как философская категория означает главное, основное, необходимое в том или ином явлении. Следовательно, сущность государства есть то наиболее характерное, значимое в нем, что определяет его содержание, социальное назначение и функционирование.

    Без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства невозможно грамотное, квалифицированное управление им.

    Главное в сущности государства - его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы, прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

    В этой связи в качестве основных подходов к понятию сущности государства можно выделить классовый, и общечеловеческий подходы.

    Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном "снятии" данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.

    Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов общества, концентрирующих запросы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др.

    На основе вышеизложенного можно отметить, что оба подхода имеют место быть в том или ином государстве, однако в зависимости от конкретного государства будет прослеживаться преобладание либо общесоциального либо классового подхода. Степень преобладания подхода зависит, в частности от доминирования тех или иных интересов будь то общечеловеческие или интересы господствующего класса.

    Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и другие подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

    Иначе говоря, сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
    Задание 4. Понятие, признаки, структура государственных органов.
    Государств в полной мере функционирует когда проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы.

    Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

    Первейшим элементом, своего рода "кирпичиком" всего "здания" механизма государства выступает государственный орган.

    Орган государства - это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

    Исходя из его определения и сущности можно выделить следующие признаки государственного органа:

    1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма;

    2) действует от имени государства и по его поручению;

    3) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов); на государственные органы не распространяется правовой принцип "разрешено все, что не запрещено законом";

    4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);

    5) имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа;

    6) осуществляет свою компетенцию тремя способами:

    • принятием нормативных актов (предписаний общего характера);

    • принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);

    • конкретно-организационной деятельностью;

    7) состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;

    8) имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;

    9) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;

    10) в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

    11) действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

    Государственные органы и их структуры многообразны. Они делятся в зависимости от следующих критериев:

    1. по порядку образования органы государства классифицируются на органы, избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации), и органы, формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.);

    2. по форме реализации государственной деятельности - на законодательные (представительные), исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные органы.

    Законодательные органы (Федеральное Собрание РФ, Саратовская областная дума, Пензенское представительное собрание и т.д.) призваны непосредственно выражать в законах волю и интересы общества (здесь важно иметь в виду, что понятие "представительные органы" и "законодательные органы" не совпадают по объему. Соотношение между ними такое - всякий законодательный орган является одновременно представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного; например, созванное конституционное совещание может быть признано представительным органом, но не законодательным).

    Исполнительно-распорядительные органы (Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, администрации краев и областей и т.п.) призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов.

    Судебные органы (конституционные, обычные, военные, арбитражные суды) призваны осуществлять правосудие, рассматривать имущественные споры физических и юридических лиц, обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина.

    Контрольно-надзорные органы (прокуратура, органы промышленного надзора, органы надзора по ядерной и радиационной безопасности) призваны следить за соблюдением законности и технологической дисциплины;

    1. по принципу разделения властей - на законодательные, исполнительные и судебные;

    2. по иерархии - на центральные, республиканские и местные;

    3. по характеру подчиненности - на органы исключительно "вертикального" подчинения (прокуратура, суд и т.п.) и органы "двойного", или "вертикально-горизонтального", подчинения (милиция, государственные банки и т.д.);

    4. по срокам полномочий - на постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, милиция, суд), и временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

    5. по порядку осуществления компетенции - на коллегиальные и единоначальные;

    6. по правовым формам деятельности - на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

    7. по характеру компетенции - на органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство), и органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

    Таким образом, существует большое количество классификаций государственных органов из которых формируются структуры, каждая из которых позволяет познать определенную группу подобных органов.
    Задание 5. Раскройте понятие «исторического типа» государства и права.
    Для более полного познания сущности государства и права необходимо определить его тип.

    Исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных его признаков и черт, позволяющих отнести государство к конкретно-историческому периоду развития общества.

    Исторический тип права – это совокупность наиболее существенных его особенностей и признаков, характерных для определенной исторической эпохи.

    У каждого народа есть свои особенности, которые нашли отражение в его праве, государстве, специфике их функционирования.

    Понятия «исторический тип государства» и «исторический тип права» непосредственно связаны с изменениями общества.

    Хронологически первую типологию государства и права осуществили еще мыслители античности Платон, Аристотель, Полибий. Согласно учению Полибия развитие государства – это естественноисторический процесс, включающий фазы зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели.

    Любой исторический тип государства, возникший при определенных условиях, имеет специфические предпосылки.

    Наиболее популярными при типологии государств и права являются формационный и цивилизационный подход.

    Право и государство с течением времени меняются. Г. Еллинек в XIX в. классифицировал государства по историческому типу на три группы: древневосточные (еврейское, греческое, римское), средневековые и современные.

    Древневосточные были деспотиями и теократиями. Прием теократии были двух типов. В одних властитель являлся представителем божественной силы и воля его поэтому богоподобна, или же он ограничен этой божественной силой, которая проявляет свою стоящую над государством волю через посредство других органов».

    В древнегреческом государстве было бесправие личности. Человек был средством в руках государственной власти, жил только для государства. Свободным считался тот, кто участвовал в осуществлении государственной власти.

    Средневековое государство характеризуется сильным влиянием церкви на государственную власть, которая выступает консолидирующей силой. «Постоянным образцом единого союза была, однако, для всех средневековых государств церковь, которая, не терпя никакого внутреннего раздробления и никаких противоположений, служила для всех явным доказательством высокой ценности монистической организации власти».

    Современное государство возникало с момента одержания победы государства (светской власти) над церковной властью. Это привело к абсолютизму. Но монархия способствовала единству государства. Это государство проявляет свое господство во всех сферах общественной жизни, нет власти выше, чем власть государства, в том числе и в церковных вопросах.

    Государство само определяет границы своей власти и закрепляет их в законе. Однако и в этом государстве часто существуют антагонистические противоречия между главой государства, его правительством и парламентом. Идея единого государства завершает, таким образом, великую историческую эволюцию.

    Формационная теория исторических типов государств была хорошо разработана К. Марксом и Ф. Энгельсом, а в дальнейшем получила развитие в работах В. И. Ленина и И. В. Сталина. Согласно учению об общественно-экономических формациях выделяются рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические исторические типы права и государства.

    Общественно-экономическая формация в этом учении рассматривается как исторически определенный тип общества. Государство и право отражают различные стороны развития общества. Государственно-организованному обществу, регламентированному правом, предшествует первая – первобытнообщинная формация. Переход от одной общественно-экономической формации к другой происходит при социальной революции. Рабовладельческое, феодальное и буржуазное государство в марксизме считались эксплуататорскими, а социалистическое должно было перерасти в бесклассовое коммунистическое самоуправление. Рабовладельческое государство – это политическая организация господствующего класса рабовладельцев, феодальное – класса феодалов (владели землей, держали в личной зависимости крестьян), буржуазное – класса буржуазии. Социалистическое государство рассматривалось как высший и последний исторический тип государства, возникающий в результате победоносного завершения социалистической революции.

    На Западе в XX в., а ныне и в странах бывшего соцлагеря господствует цивилизационный подход типологии общества и права. Английский ученый А. Тойнби в труде «Исследование истории» выделил 21 цивилизацию. Цивилизации развиваются под влиянием взаимосвязанных политических, экономических и религиозных факторов. Цивилизация – замкнутое и локальное состояние общества и классифицировались Тойнби на египетскую, китайскую, мексиканскую, западную, православную, арабскую и др. Нет всемирной истории, а есть история замкнутых цивилизаций.

    Об этом писали также русский ученый Н. Я. Данилевский, немецкий философ О. Шпенглер. Цивилизация – это определенная стадия развития общества с сельскохозяйственным и промышленным производством, в котором есть слой людей с определенными ценностями, освобожденных от физического труда.

    Каждый из двух подходов имеет свои преимущества и недостатки. Недостатком цивилизационного подхода является недооценка социально-экономического фактора и возвеличивание культурного элемента как «души сущности цивилизации». К недостаткам формационного подхода относится переоценка классово-экономического фактора. Вне поля его зрения остается огромный пласт культурно-ценностных идей и представлений.

    Задание 6. Известный русский юрист Ф. В. Тарановский в 1917 г. писал: «Правовым стали называть и теперь называют государство не по его задаче и компетенции, а по приемам его деятельности». Поясните, что имел в виду ученый?
    Высказывание профессора Петроградского университета Ф.В. Тарановского относится к предмету рассмотрения типов государства, в частности «Правового государства».

    Сам термин и идея правового государства рассматривались учеными по разному, и завесили естественно от страны и времени. Так Советская официальная доктрина долгое время считала неприемлемой саму идею правового государства, поскольку она была провозглашена в условиях капиталистического общественного строя.

    Неприемлемой она считалась и потому что права и свободы граждан, являясь основой правового государства, наводило мысль о том, что государство «должно лишь охранять правопорядок» (В. Гумбольдт, А. Смит и др.). В связи с этим правоведы того времени, в частности и профессор Ф.В. Тановский считали, что такое его понимание стало слишком узким и поэтому было заменено конструкцией культурного государства.

    Культурное государство. Наиболее совершенный, социально справедливый строй. Соединяя демократию, права и социальные обязанности, представляет форму сообщества свободных, равноправных, зрелых и обеспеченных граждан. Задачу создания такого государства в России ставили веховцы, движущую пружину реформирования страны в этом направлении видевшие в творческой, созидательно-государственной, гуманной, умственно развитой, смотрящей на жизнь открытыми глазами интеллигенции. «Такой интеллигенции, очевидно, еще предстоит народиться»- иронично отмечают противники данного типа государства.

    Не смотря на негативное отношению к термину сам он не исчез, но изменилось его содержание, т.е. как говорил известный русский юрист Ф. В. Тарановский в 1917 г. «Правовым стали называть и теперь называют государство не по его задаче и компетенции, а по приемам его деятельности». Этим словами Фёдор Васильевич выражал то, как в его эпоху рассматривалось понятие правового государства, и в частности с точки зрения юридического позитивизма, право стало рассматриваться как продукт деятельности государства. Однако права граждан у него должны соразмеряться с «общественной необходимостью», а не быть самоцелью.

    Недаром Ф. Лассаль (в российской современной юридической науки утвердилось мнение, что среди социалистов не было ни одного теоретика или даже сторонника правового государства) смеялся над «государством ночного сторожа» А. Смита. Он полагал, что символом государства должен быть священный огонь Весты, как это некогда было в Древнем Риме, который символизировал его нравственную идею.

    Данная идея превалировала в умах правоведов и политиков советского периода времени. Всякий раз, писал проф. И.А. Покровский испытываешь чувство стыда, когда узнаешь, что кто-то умер от голода или добровольно ушел из жизни только потому, что у него не было достаточно средство. Таким образом наряду с гражданскими и политическими правами должны быть поставлены права социальные, необходимо обязать государство «оказывать» гражданам такие услуги без которых невозможно развитие личности, а в последствии развитие государства. Эти понятия выходили за рамки понятий правового государства и уже более близко относились к культурному или социальному государству данная идея также прослеживается в словах великого русского правоведа Ф.В. Тарановского.

    Таким образом, несмотря на неполноту анализа взаимодействия государства и права в научных трудах представителей дореволюционной России, к периоду распространения марксизма-ленинизма сложилась солидная теоретико-правовая база, состоящая из представителей различных школ и направлений, которая позволила открыть новую эру в развитии правовых взглядов на государство.

    При анализе эволюции понимания правового государства важно учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и сложность и многогранность самого государства как явления.

    Лишь во время перестройки  правовая наука вернулась к изучению правового государства без идеологических шаблонов. Впервые о необходимости создания правового государства в России было официально заявлено в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. По Конституции, Россия является правовым государством.

    Список использованной литературы:

    1. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории  государства и права. М.:ЭКСМО, 2005

    2. Завалев А. Государство и модернизация российского общества // Власть. 2012. №3.

    3. Конституция РФ.

    4. Теория государства и права. Марченко М.Н. Учебник 2004г. -640с;

    5. Теория государства и права. Матузов Н.И., Малько А.В. М., Юристъ 2004;

    6. Теория государства и права под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д.,2002г., 2-е изд. -612с.;

    7. Теория государства и права. Учебное пособие, Н.В. Шишкина, СибАГС, 2006г.-277с.;

    1. Тарановский Ф.В. Учебник энциклопедии права. Юрьев, 1917




    написать администратору сайта