Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности

  • банк аргументов. Человек и природа


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеЧеловек и природа
    Анкорбанк аргументов
    Дата01.05.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаbank_argumentov.doc
    ТипДокументы
    #506439
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Глава «Пьяная ночь» показывает картину полного распада человека под влиянием алкоголя.


    В. Астафьев «Печальный детектив»

    Пьянство, по мнению писателя, это причина убийств, грабежей, распада семейных отношений, полного разложения личности.

    Ущемления прав человека в современном обществе

    Б. Васильев «Кольцо А»

    Сравнивая Западную Европу и Россию, автор отмечает, что Европа получила в наследство от Католической церкви Римское право, в котором приоритетом являлись права личности. Древняя Русь, приняв христианство Византии, приняла и его право, в котором самым главным оказался приоритет власти. Советская власть взяла на щит византийское понимание приоритетного права, и поэтому в России, в отличие от Западной Европы, до сих пор ущемлены многие права человека.

    Искажения понятия

    «патриотизм»

    Б. Васильев «Кольцо А»

    Автор утверждает, что сейчас это «великое понятие затрепано, замусолено и затаскано» во всех речах с высоких трибун. А ведь любовь к Родине доказывается только делами. Патриотизм - это практическая деятельность на благо страны.

    Эгоизма

    Л.Н. Толстой «Война и мир»

    Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций.

    А.П. Чехов «Анна на шее»

    Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чувствует себя королевой, а остальных - рабами. Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.

    Д. Лондон «В далеком краю»

    Уэзерби и Катферт, отправившись на Север за золотом, принуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от обитаемых мест. И здесь с жестокой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними - та же конкурентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очутились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придавленный телом Уэзерби, которого он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара.

    Варварства, жестокости

    Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

    Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает, как варварски люди могут относиться к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных.

    В. Астафьев «Печальный детектив»

    В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестокости, когда родители оставляют детей умирать голодной смертью, подростки убивают беременную женщину, а пьянство вообще превращает людей в животных.

    Вандализма

    Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

    Автор рассказывает, какое негодование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя - Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бойцы старались сохранить, не разрушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны».




    И. Бунин «Окаянные дни»

    Бунин предполагал, что революция неизбежна, но даже в страшном сне не мог вообразить, что зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу, разрушающую всё на своем пути.

    Рабской любви (безропотного униженного подчинения любимому человеку)

    А. Куприн

    «Гранатовый

    браслет»

    Рассказ генерала Аносова о романах поручика Вишнякова и Леночки, прапорщика и жены полкового командира позволяют увидеть, какими несчастными могут быть люди, которых любовь сделала рабами: они становятся посмешищем в глазах окружающих, их презирают и жалеют.

    Любви по расчету

    А.Н. Островский «Свои люди - сочтемся!»

    Подхалюзин, герой комедии, любит Липочку, дочь купца, как средство достижения богатства, выгодного места и символ своего жизненного успеха: ему льстит, что жена говорит по-французски.

    Карьеризма, лжеучености

    Д. Гранин «Иду на грозу»

    Мир ученых-физиков в романе, - это поле битвы, на котором идет борьба между подлинными учеными (Дан, Крылов), и карьеристами (Денисов, Агатов, Лагунов). Неспособные к творчеству, всеми правдами и неправдами добивающиеся административной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не уничтожили научный поиск Тулина и Крылова, ищущих эффективный метод разрушения грозы.

    Ответственности

    человека перед самим собой и обществом

    в целом за реализацию своих способностей

    И. Гончаров

    «Обломов»

    Обломов, главный герой романа, при. всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп.

    А.П. Чехов «Ионыч»

    Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остается в жизни одна страсть - деньги.

    Одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих)

    А.П. Чехов

    «Ванька»

    Ванька Жуков - сирота. Он отдан на обучение сапожнику в Москву, где ему очень несладко живется. Об этом можно узнать из письма, которое он отправил «на деревню дедушке Константину Макаровичу» с просьбой забрать его. Мальчик так и останется одиноким, неприютным в жестоком и холодном мире.

    АП. Чехов «Тоска»

    У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать, никому до него нет дела. И тогда Иона всю свою историю рассказывает лошади: ему кажется, что именно она выслушала его и посочувствовала горю.

    Истинных и ложных ценностей в жизни

    А.П. Чехов «Попрыгунья»

    Ольга Ивановна всю жизнь искала знаменитых людей, старалась любой ценой заслужить их расположения, не замечая, что её муж, доктор Дымов, был тем самым человеком, поисками которого она занималась. Только после его трагической смерти героиня осознала свое легкомыслие.

    Проблемы, связанные с положительными нравственными качествами личности


    Патриотизма

    К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин»

    Крестьянин Иван Сусанин, спасал от верной смерти юного Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в непроходимую лесную глушь. Понимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он русский человек, среди которых нет предателей, и готов с радостью умереть за царя и родину.

    К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»

    Ермак изображен Рылеевым как герой, думающий не о сибирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне: «Сибирь царю покорена, И мы

    - не праздно в мире жили!»

    Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине»

    Академик считает, что Родина - это всеобъемлющее понятие. «Она подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни..., то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история... Народ, не имеющий таких глубоких корней, - бедный народ. Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящее».

    Б. Екимов «Переезд»

    Повествователь рассуждает о - том, что только на родной земле человек может быть счастлив: «Да, никакой тьме не скрыть от глаз человека: ту пядь земли, что родилась вместе с ним и держала его на руках чаще матери; подставляла свою мягкую ладонь, когда он падал, не удержавшись на нетвердых еще ножонках; лечила его мальчишеские ссадины - без всяких лекарей, травой своей...; кормила в всякие годы..., поила чистой водой и подняла на ноги. Никакая тьма, кроме смертельной, не скроет от глаз человека ту пядь земли, что зовется его родиной».

    Ностальгии

    (тоски по Родине;

    любви к Родине)

    С. Довлатов

    «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета»)

    Автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагородным осуждать родину, изгнавшую его: он уверён, что Отчизну, как и мать, не выбирают.

    А. Никитин

    «Хождение за три моря»


    Известный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней.

    Н. Тэффи «Русь», «Городок»

    В сборниках воссоздана горестная жизнь эмигрантов соотечественников, лишенных родины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование «загробной жизнью», «жизнью над бедной».




    Н. Тэффи «Воспоминания»

    Писательница предсказала судьбу целого поколения эмигрантов, покинувших Россию во время революции и Гражданской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на трагическое совместное одиночество в чужих странах.

    Веры в могущество

    России

    В. Леушкин

    Давайте вместе - без «ура»,

    Без истерических упреков

    Заглянем, братья, во вчера

    В тьму исторических уроков!

    И освещая лица лет,

    Посмотрим им в глаза, как в бездну.

    Да, это больно, но полезно,

    Нам, убегающим от бед.

    А после сядем у огня

    И помолчим, кто сколько сможет;

    Покуда век еще не прожит,

    Воспрянем, дух Руси храня.

    Неразрывной связи с родиной, родной землёй

    А. Солженицын «Матренин двор»


    Для Матрены Васильевны её дом, двор, деревня имеют гораздо большее значение, чем место, где живешь. Для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о близких.

    Верности данному слову

    А.С. Пушкин «Дубровский»

    Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком стариком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спасти её от этого замужества и остановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.

    АС. Пушкин «Евгений

    Онегин»

    Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, отвергла чувство тайно ею любимого Онегина. Она стала олицетворением искренности и нравственной силы.

    Душевной молодости

    И. Бунин «Молодость и старость»

    Старик курд своей притчей дал понять красавцу греку, что молодость - это не физическое состояние, а душевное только тот, кто сохранил в себе достоинство, человечность, остается всегда молодым.

    Стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни).

    В.Г. Короленко «Парадокс»

    Ян Залуский - калека, но он считаёт, что «человек создан для счастья, как птица для полета». Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально владеть своим телом, удивляя окружающих и заставляя их поверить в то, что каждый человек - творец своего счастья.

    А.П. Чехов «Вишневый сад»

    В Ане Раневской есть юная вера в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь.

    А.П. Чехов «Невеста»



    Надя Шумина уезжает из провинциального города накануне свадьбы, чтобы начать новую, счастливую жизнь, чтобы не превратиться в праздное существо.





    Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»

    Старец Зосима неустанно восторгается божественностью мира, богоподобностью человека, учит любви к окружающим.





    Ф.М.Достоевский «Идиот»

    Князь Мышкин верит в возможность рая на земле, в способность людей преображаться. Он не судит людей, а открыто, по-братски, относится к окружающим. Главное его качество - смирение, способность понять другого и сострадание. Он считает, что красота «спасет мир».

    Бескорыстного жизненного служения (способности к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого человека)

    Я. Голованов

    «Этюды об ученых»

    Арсеньев, выдающийся путешественник, этнограф, историк, географ, всё сделав для того, чтобы богатства дальнего Востока служили на благо России.

    АЯ. Чехов. «Душечка»

    Ольга Семеновна обладала удивительной способностью стать двойником человека, в которого она влюблялась, смотреть на мир его глазами, думать, как он, всю себя отдавая любимому человеку.

    А.П. Чехов «Попрыгунья»

    Врач Дымов, спасая мальчика, заболевшего дифтеритом, через трубку высасывает у него дифтеритные пленки, сам заражается и умирает.

    Н.С. Лесков

    «Очарованный странник»

    Иван Флягин, герой повести освобождает от тяжелой солдатской службы молодого крестьянина, под его именем отправляясь служить в армию.

    К.М. Станюкович «Матросик»

    Герой рассказа, Илья Кушкин, бесконечно добр и готов помочь каждому. Он пошел служить на флот вместо своего только что женившегося односельчанина. Илья спас экипаж когда, корабль терпел бедствие, а сам погиб.

    Б. Васильев «Летят мои кони...»

    Писатель рассказывает о докторе Янсене, обладавшем редчайшим даром жить не для себя. Жители Смоленска считали его святым, потому что не было более бескорыстного и честного человека, отдающего себя людям, помогающего им во всем. Он и погиб, спасая детей.

    Нравственной прочности

    человека

    В. Быков

    «Сотников»

    Сотников, физически слабый и больной, морально оказывается гораздо сильнее Рыбака, напарника, с которым он отправился в разведку. Рыбак стал предателем, а Сотников предпочел смерть подобному позору.

    Верности своим убеждениям

    А. Петров

    «Житие протопопа

    Аввакума»

    Аввакум, опальный священник, старообрядец, боровшийся за свои убеждения в годы церковных реформ. Он не изменил своим убеждениям даже под угрозой смерти, сознательно пошел на добровольное мученичество.

    М. Шолохов «Судьба человека»



    Судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична. Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить герою: плен, известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспитание Ванюшку, которого тоже осиротила война.





    А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

    Иван Шухов сохранил достоинство, сумел в адских условиях сталинских лагерей остаться человеком, не сломаться. Жизнь Шухова не ограничена лагерем, он вспоминает деревню, семью, войну и это дает ему силы жить.

    Самовоспитания

    И.С. Тургенев «Отцы и дети»

    Базаров считал, что «каждый человек сам себя воспитать должен».

    Н. Чернышевский «Что делать?»

    Рахметов всю свою жизнь посвятил физическому и нравственному усовершенствованию и для многих стал образцом самовоспитания.

    Я. Голованов «Этюды об ученых»


    Знаменитый русский мореплаватель Василий Головин рано остался сиротой, рано осознал ответственность за свое будущее. Он много работал над собой и поэтому впоследствии стал примером для всех русских мореплавателей. Полярный исследователь Руал Амундсен с детства готовил себя к суровым путешествиям: зимой спал с открытым настежь окном, пробегал на лыжах по 50 километров в день, работал матросом на зверобойной шхуне... Ученый считал, что сила воли - главное в самовоспитании.

    Дружбы, товарищества

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    Тарас Бульба, центральный персонаж повести, считал, что товарищество выше семьи, выше родства по крови, выше всего земного.

    Д. Лондон «В далеком краю», «Любовь к жизни»

    Товарищеская поддержка - это, по мысли писателя, решающее условие победы над природой. Мораль Севера основана на доверии и взаимной честности. Суровые условия обнажают подлинную ценность человека. Трус, ничтожный человек, по убеждению автора, скорее погибнет, чем смелый. Так гибнут потерявшие самообладание золотоискатели в новелле «В далеком краю» и Билл, бросивший товарища, в рассказе «Любовь к жизни».

    Интернационализма (межнациональных отношений)

    К.М. Станюкович «Максимка»

    История спасения матросами маленького негра, впоследствии названного Максимкой, показывает, что каждый имеет право на свободу, любовь и заботу.

    С. Довлатов «Понадобилось мне...» (из цикла «Сентиментальный марш»)

    Кеннет Бауэрс, герой очерка, - всех людей мира разных национальностей считает своими родственниками, братьями, и учит этой мудрости окружающих.

    Ю. Бондарев

    «Берег»


    Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Зимы, их человечность - это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры.

    А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

    Дети - русский Колька и чеченец Алхузур - стали настоящими братьями вопреки тому безумию, которое творили взрослые в стране, в частности на Кавказе. Маленький чеченец чувствовал, как тяжело Кольке после страшной гибели его брата Сашки, он полон сострадания. Только такая знакомая братская помощь помогла Кольке вернуться к жизни. Алхузур отрекся от собственного имени, спасая друга: он назвал себя Сашкой. Его мудрый поступок совершил ожидаемое чудо: Колька поднялся, но уже ничто не заставит его увидеть в чеченце врага.

    В детском приемнике были собраны дети разных национальностей: татарин Муса, ногаец Балбек, немка Лида Гросс. Жили армяне, казахи, евреи, молдаване и два болгарина. Для них не существовало понятия национальной неприязни: дети дружили, оберегали друг друга. Воспитательница Регина Петровна утверждала: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди». Одиннадцатилетний Колька, несмотря на пережитый ужас, не озверел, а старался понять, почему чеченцы убили его брата. Он размышлял как истинный интернационалист: разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, никто никого не убивал, чтобы все люди жили дружно, одной семьей.

    Любви и милосердия

    М. Булгаков

    «Мастер и

    Маргарита»

    Маргарита способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь, и потому она нравственно неуязвима. Подобно тому, как Иешуа остается человеком даже находясь во власти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита, попав в чудовищную компанию грабителей, висельников, отравителей, мерзавцев всех времен и народов, остаётся человеком: никто из них ей не противен, она старается понять их, сочувствует им. Она потеряла самое дорогое - своего Мастера, но не замкнулась в своём горе: она видит горе другого человека и активно сочувствует ему.

    Р. Брэдбери «Карлик»

    Эйми, героиня рассказа, видит в карлике, посещающем аттракцион кривых зеркал и утешающемся тем, что его уродство в зеркале преображается в красоту и стать, человека с большой душой. Именно она решила подарить это зеркало карлику, чтобы хоть что-то радовало беднягу в его несчастной жизни.

    В. Гюго «Отверженные»

    В доме епископа Мириеля нет запоров, днем и ночью он помогает бедным. Он раздает свое жалованье нищим, устраивает больницу в епископском дворце. Вся жизнь этого человека посвящена служению человеку.

    Мужества, героизма, нравственного долга

    Б. Васильев «А зори здесь тихие»

    Девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага.

    В. Быков «Знак беды»

    Крестьянка Степанида, героиня повести, во время войны борется с немцами как может: выдаивает корову в траву, лишь бы не поить молоком фашистов, прячет винтовку, пытается взорвать мост и, чтобы бомба не досталась немцам, сжигает свой дом и в нем себя.

    Б. Васильев «В списках не значился»

    Лейтенант Плужников, приехавший служить в Брестскую крепость накануне войны, стал одним из её последних защитников. Даже враги были поражены его мужеством и несгибаемой волей.




    Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

    Летчик Алексей Маресьев, герой повести, только благодаря своей воле и мужеству выжил даже после того, как ему ампутировали обмороженные ноги, когда он полз к нашим по тылам врага. Герой впоследствии вновь вернулся в свою эскадрилью, доказав всем, что он властен над своей судьбой.

    В. Быков «Журавлиный крик»

    Василий Глечик ещё совсем мальчик, во время войны не оставил позицию. Мысль о спасении была для него неприемлемой. Он не нарушил приказ комбата, выполнил его ценой собственной жизни, остался верен присяге и долгу перед родиной.

    Э. Хемингуэй «Непобежденный»

    Старый матадор ради куска хлеба и из профессионального чувства не хочет, признать себя инвалидом. Он выходит на арену и даже тяжело раненный быком так и остается до конца непобежденным.

    Э. Хемингуэй «Старик и море»

    Старый рыбак Сантьяго из породы людей несгибаемых. «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение», - говорит он. Его поединок с большой рыбой - это пример несгибаемого мужества, стойкости, непобежденности.

    Интеллигентности

    .

    Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

    :

    Сменяются политические эпохи, во в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселило оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.

    Гуманизма

    А. Адамович «Немой»

    Во время войны одну из белорусских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника - фашиста и вместе с Полиной и ее матерью прячется в погреб. Когда приходят советские войска, Полина представляет немца немым братом, спасая его, как когда-то Франц спас их.

    М. Шолохов

    «Чужая

    кровь»

    Казак Гаврила, потеряв сына Петра, полюбил, как родного, чужого человека, врага, коммуниста Николая Косых, которого подобрал тяжело раненным и выходил. Всепоглощающая ненависть с красным сменилась отцовской любовью и заботой

    Б. Екимов «Ночь исцеления»

    Подросток Гриша, герой рассказа, приехал на каникулы к бабушке, которая по ночам часто кричит, плачет, молит о помощи: ей каждую ночь снится, что она потеряла карточки и голодными останутся ее дети. Гриша не кричит бабушке: «Молчать!», как советовала сделать его мать, он состраданием и любовью излечил её от страшных воспоминаний.

    Б. Екимов «Продажа»

    После развала Советского Союза мать и дочь, как и многие другие, стали беженцами из Таджикистана. Они оставили родной дом, спасаясь от грабежей и убийств. В поезде эти женщины стали свидетелями того, как пьяная мать продавала свою трехлетнюю дочь. Спасал девочку, беженки отдали пьянице все свои скудные сбережения, а ведь эти деньги у них были последними.




    Б. Екимов «Как рассказать...»

    Сварщик Григорий однажды помог тете Варе, немощной старушке, вскопать огород. Она пригласила его за стол, искренне благодарила. Григорий потом уехал в Москву, но каждую весну приезжал на Дон, чтобы помочь тете Варе. Он никому об этом не рассказывал, просто чувствовал, как нужна ей помощь. Григория, сироту, так же согрели когда-то моряк Вася, сводивший в цирк и угостивший мороженым, контролер тетя Катя, кормившая вкуснейшими пирожками с капустой... Человеку для счастья совсем не много нужно - любовь и забота.

    Б. Екимов «Просто - соседи»

    Нюру в 30-е годы уволили из детского сада, где она работала уборщицей, как жену врага народа. Она осталась без работы, без средств к существованию с девятилетним сыном на руках. От голодной смерти спасла их соседка, портниха, которая три года каждый день платила Нюре деньги за пришитые пуговицы, несложную помощь.

    Р. Брэдбери «Берег на закате»

    Герой рассказа. Том, стареющий мужчина, сохранил в себе детскую непосредственность, веру в чудо и добро. Том, не слушал сулящего золотые горы друга, противостоит силе денег и возвращает на свободу русалку.

    Веры в будущее, любви к жизни

    Д. Лондон «Любовь к жизни».

    Герой вывихнул ногу, и напарник, Билл, бросает его - ведь слабым не выстоять в битве за жизнь. Но герой выжил. Рассказ стал гимном человеку - его упорству, мужеству, воле. Любовь к жизни руководила процессом борьбы за существование.

    А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная

    книга»

    Подвиг ленинградцев вызван не угрозой уничтожения. 900 блокадных дней вместили в себя не только немыслимые страдания, но величайшую веру в будущее, в победу.


    Веры в человека

    М. Горький «На дне»

    Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек - тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на счастье нам..; для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тайных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).

    Сострадания, милосердия

    В. Тендряков «Хлеб для собаки»

    Володя Тенков в голодный 1933 год спасает от смерти собаку, отдавая ей хлеб, подкармливает раскулаченных, что умирают на станции.





    А. Приставкин «Золотая рыбка»

    Герой рассказывает о сестре Люсеньке, которая во время войны жила в детдоме и о том, как её спасли от голодной смерти девочки, которые жили с ней в одной комнате.

    В. Гюго «Отверженные»

    Жан Вальжан живет не для себя, а для других людей. Он помогает всем героям «Отверженных: Фантине, Козетге, Мариусу, Анжольрасу, спасает приговоренного к расстрелу шпиона Жавера.

    К. Воробьев «Сказание о моем ровеснике»

    Дед Матвей во время гражданской войны спас ребенка, Алёшку, согрел его сиротское детство, принял, как родного внука.

    Добра (любви) как воскрешающей силы

    М. Булгаков

    «Мастер и Маргарита»

    Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом, - он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата. И с этого момента начинается его перерождение.

    Л. Улицкая «Бедные родственники»

    Ася, бедная и слабоумная женщина, деньги и вещи, полученные ею от Анны Марковны, родственницы, регулярно отдаёт полупарализованной старухе. Ася относила деньги больной старухе только ради одного «спасибо»; она делала это тайно и получала удовольствие оттого, что кому-то нужна.

    Л. Улицкая «Перловый суп»

    Марина, мать героини рассказа, в страшные тридцатью годы не осталась равнодушной к чужой беде: она помогала нищим, кормила их, прощала даже ложь и предательство. Перловый суп, который она варила для несчастных, - это напоминание и о равнодушии людей, и о бескорыстной сердечной теплоте самой Мариночки.

    Б. Екимов «Говори, мама, говори...»

    У старушки Катерины дочь живет в городе. Тяжело матери одной на хуторе, но дочь купила ей мобильный телефон. Многое хотелось Катерине рассказать дочери, однако та, экономя деньги, отделывалась лишь просьбой говорить конкретно о здоровье. Но мелочи в жизни матери, самого близкого человек; тоже важны. К счастью, дочь это вовремя поняла, и Катерина сразу почувствовала, как любит её дочь, как нуждается в общении с ней.

    Б. Екимов

    «Тары да бары»

    Мелкие обиды разрушили отношения в семье бабушки Любы: дочь и внучка почти не общались с ней, вечерние задушевные разговоры, которыми жила старушка, прекратились. Однако наступил момент, когда родные вдруг остро ощутили, что бабушка Люба недолговечна, смиренна: она ни разу не упрекнула их в бессердечии. Родные поняли, что нужно дарить ей свое тепло, любовь, пока это возможно, пока она жива.

    В. Гюго «Отверженные»

    Ожесточенный жизнью каторжника Жан Вальжан становится высоконравственным человеком благодаря доброму поступку епископа Мириэля, отнесшегося к нему не как к преступнику, а как к человеку, нуждающемуся в моральной поддержке.

    Соотношения внутренней и внешней красоты

    Ю. Яковлев

    «Черника»

    Коля Луковкин заболел в пионерском лагере и был помещён в изолятор. Мальчик чувствовал свое полное одиночество и очень от этого страдал. Внешне некрасивая девочка пришла к нему и угостила его черникой. Но за её невзрачной внешностью он увидел доброе сердце. Для Коли мир стал совсем другим, он выздоровел, а девочка стала казаться ему красивее и умнее всех.

    В. Тендряков

    «Находка»

    Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русанов нашел брошенного новорожденного ребенка в глухой лесной избушке. Инспектору не удалось спасти малышку, но этот случай и последующие события заставили его пересмотреть свое отношение к людям, сочувствовать им.

    Возвышающей силы любви

    А. Куприн «Суламифь»


    Царь Соломон силой своей любви превратил Суламифь, простую девушку из виноградника, в царицу.

    А. Куприн «Гранатовый браслет»


    Для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Вере Шеиной стала смыслом жизни, а любимая женщина - той, в которой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат-Тугановского, брата Веры, который решил, что с помощью властей можно запретить любить.

    Талантливости, природной одаренности

    Н.С. Лесков

    «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)»

    Косой и плохо владеющий правой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не различимую глазом.



    Я. Голованов

    «Этюды об ученых»

    Леонардо да Винчи был не только гениальным художником, но и математиком, астрономом, биологом, ботаником, анатомом, физиологом, военным инженером, певцом, поэтом, музыкантом.

    Ответственности (за близких; окружающих; за свои действия)

    И. Бабель «Конармия»

    Старый еврей Гедали мечтал о том, что революция принесет добро и справедливость. Однако он же и говорит: «Хорошие дела делает хороший человек. Революция - это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди».

    А. де Сент- Экзюпери

    «Планета людей»

    Писатель рассказывает об аварии, которая произошла с летчиком в Андах, о том, как он, затерянный в снегах, заставляет себя ползти вперед, забывая о боли. Его спасло чувство ответственности сначала за жену, затем за себя, за почту, за товарищей, которые ищут его возвращения.

    Нравственного выбора

    В. Кондратьев «Сашка»

    Автор в повести показывает нам солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.

    В. Распутин

    «Деньги для Марии»



    Кузьма пытается спасти от тюрьмы свою жену Марию, допустившую растрату в магазине, и деньги, которые он собирает по деревне, позволяют проверить каждого из сельчан на нравственную прочность.




    Ю. Левитанский


    Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку - каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы. Посох и заплаты. Меру окончательной расплаты. Каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя.

    В. Гюго «Отверженные»



    Жан Вальжан сам обрекает себя на одиночество, уступив любимую Козетгу Мариусу и добровольно устраняясь из ее жизни, чтобы не помешать ее счастью.

    В. Быков

    «Обелиск»


    Учитель Олесь Мороз добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам.

    В. Быков «Волчья стая»



    В неравной схватке с карателями погибает радистка Клава, и раненный Левчук, спасает её новорожденного сына, пробираясь сквозь леса и болота, пройдя сквозь нечеловеческие муки.

    В. Быков «Сотников»

    Во время войны, выполняя очередное задание командира партизанского отряда, Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

    Смысла жизни

    Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»

    Один из героев рассказа, размышляя о смысле жизни, приходит к такому выводу: «Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное - лишнее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую».

    Поиска счастья в жизни

    Б. Екимов

    «Мальчик на велосипеде»

    Герой понимает, что счастье - не в деньгах, не в мире материальных интересов, а в самой жизни на родной земле: «Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни... Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и сидеть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Работать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь - все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами»

    Человеческих возможностей

    Р. Бах «Чайка

    по имени Джонатан Ливингстон»

    Чайка по имени Джонатан Ливингстон стала символом беспредельных возможностей того, кто умеет мечтать, верит в совершенство и любит жизнь.

    Переоценки ценностей в тоталитарном государстве

    В. Шаламов

    «Одиночный

    замер»


    Попадая в лагерь, человек как бы теряет всё, что связывает его с нормальной человеческой средой обитания, с прежним опытом, который теперь неприменим. Герой рассказа Дугаев почти умирает от голода: «Последнее время он плохо спал, голод не давал хорошо спать. Сны снились особенно мучительные - буханки хлеба, дымящиеся жирные супы». Опыт ГУЛАГА подтвердил, что так называемая переоценка ценностей - не сложное психологическое явление, а неминуемая участь каждого зэка. На самом деле, человеку, чтобы не умереть физически, нужна пища и сон, а до смерти духовной никому нет дела. Заключённый понял, что ради еды он способен абсолютно на всё.

    В. Шаламов «Ночью»

    В рассказе «Ночью» зэки Глебов и Багрецов при свете луны выкапывают труп с целью снять с мертвеца одежду. Они продадут бельё, променяют на хлеб, может быть, даже достанут немного табаку. Писатель пытается показать, что нравственные и физические силы человека не безграничны. По его мнению, одна из главных характеристик лагеря - растление.

    В. Шаламов «Детские рисунки»



    Тоталитарная система сделала всё, чтобы убить в ребенке фантазию, сказку, мечту: детские рисунки в тетради, найденной на помойке, реалистично передан страшный мир ГУЛАГа.

    В. Тендряков «Параня»

    Деревенская дурочка Параня в 1937 году случайно получила неограниченную власть над деревней, повторяя имя Сталина и грозя пожаловаться ему на тех, кто её обижает, потому что она, по слухам, «невеста Сталина». Эта безумная идея никому не кажется такой: тоталитарная власть создает абсурдное мышление.


    написать администратору сайта