Главная страница
Навигация по странице:

  • Человек и природа

  • Проблемы семьи

  • банк аргументов. Человек и природа


    Скачать 0.65 Mb.
    НазваниеЧеловек и природа
    Анкорбанк аргументов
    Дата01.05.2022
    Размер0.65 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаbank_argumentov.doc
    ТипДокументы
    #506439
    страница1 из 9
      1   2   3   4   5   6   7   8   9

    Банк аргументов из художественной и публицистической литературы



    Человек и природа


    Восприятия

    человеком

    природы

    как живой

    материи

    (влияния природы на душу человека)

    «Слово о полку Игореве»


    Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости.

    А.П. Чехов «Степь»

    Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся по-детски серьезными, философскими.

    Л.Н. Толстой «Война и мир»


    Наташа. Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.

    В. Астафьев «Царь-рыба»


    Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.

    Постижения прекрасного в природе

    Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями»

    Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что-то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.

    Бережного отношения к природе

    Н.А. Некрасов «Дед Мазай

    и зайцы»



    Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирал их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него - родная стихия, и он переживает за всех его обитателей.

    В. Астафьев «Царь-рыба»

    Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

    Проблема влияния человека на природу

    Какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?

    В. Брюсов «Труд»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Б.Л. Пастернак. Лирика.

    Проблема восприятия человеком природы как живой материи

    Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?

    В.П. Астафьев «Царь-рыба»; А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…»; С.А. Есенин «Песнь о собаке»; В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»; Е. Носов «Трудный хлеб»;

    Проблемы семьи


    Роли детства в жизни человека

    Л.Н. Толстой «Война и мир»

    Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.




    В. Астафьев «Последний поклон»

    Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.

    Роли семьи в формировании личности

    Л.Н. Толстой «Война и мир»

    В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети – Наташа, Николай и Петя - стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль - безнравственные эгоисты.




    И. Полянская «Утюжок и мороженое»

    Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры.

    Материнства (роли матери в воспитании)

    М. Горький

    «Сказки об Италии»

    Автор считает, что мать - это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле - от матери.

    А. Фадёев

    «Молодая

    гвардия»


    В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.

    К. Воробьев «Тётка Егориха»

    Сирота Санька в рассказе осиротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем матерью тетку Егориху.

    В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому...»


    Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы - оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.

    Материнства как подвига

    Л. Улицкая

    «Дочь Бухары»

    Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдан воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.

    В. Закруткин «Матерь человеческая»

    Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.

    Взаимоотношения отцов и детей

    А. Алексин «Безумная Евдокия»


    Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

    Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.

    Р. Брэдбери «Вельд»

    Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок:

    убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям.

    Ф. Искандер «Начало формы»

    Герой рассказа, Георгий Андреевич, понял, что родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоевывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.

    А. Амлинский «Нескучный сад»

    На примере трех поколений семьи Ковалевских можно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драматизм отношений между близкими людьми, родителями и детьми.

    А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

    Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.

    Н.В. Гоголь «Мертвые души»

    Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести.

    Взаимоотношений в семье

    А. Амлинский

    «Возвращение

    брата»

    В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личность, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни.

    А. Алексин «Безумная Евдокия»


    Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого - успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.




    А. Алексин «Раздел имущества»

    Отношения между людьми в семье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой красивыми фразами бездуховности, прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми - Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает навсегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.

    А Лиханов

    «Чистые камушки»

    Двенадцатилетний Михаська проживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: от ощущения счастья от того, что отец, геройски воевавший, вернулся домой невредимым, до чувства горького разочарования и жгучего стыда за него, вступившего на путь обмана и спекуляции в погоне за сытой, обеспеченной жизнью. Мальчик не может принять позиции отца, убежденного, что он завоевал право на лучшую жизнь для себя и своей семьи. Михаська стал внимательно прислушиваться к словам и пристально приглядываться к поступкам родителей, ощущал все большее несоответствие между тем, чему они его учили, и их собственными делами. Потеря доверия к родителям стала причиной одиночества героя.

    Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности)

    В. Тендряков «Ночь после выпуска»

    Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит Юля Студенцова, лучшая ученица школы, которой просто страшно оттого, что в ней нет этих качеств.

    Е. Гришковец «Начальник»

    Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка, беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и внушал им веру в то, что они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью.

    А. Лиханов «Обман»

    У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения.

    Преемственность поколений

    Э.Хемингуэй «Старик и море»

    Старый кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его мастерство сохранится в веках, но самое главное - оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. Поэтому он учит мальчика всем премудростям ремесла и жизни.

    Роли учителя в жизни человека

    А.И. Куприн «Тапер»

    Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом.

    В. Распутин «Уроки французского»

    Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.

    В. Быков «Обелиск»

    Учитель Мороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками.

    А Лиханов «Драматическая педагогика»

    «Самое дурное, что может быть на белом свете, - воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел».

    А. Алексин «Третий в пятом ряду»

    Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека... добро каждый должен творить по-своему ... Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».

    А.Алексин

    «Безумная Евдокия»

    Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках - талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.

    А. де Сент- Экзюпери

    «Маленький принц»

    Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.

    Б. Васильев

    «Летят мои

    кони...»

    Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта