банк аргументов. Человек и природа
Скачать 0.65 Mb.
|
Проблемы, связанные с ролью искусства и литературы в жизни человека | |||
Роли музыки в жизни человека | В. Астафьев «Домский собор» | Рассказчик убежден, что только музыка спасет мир и каждого из нас от внутреннего распада, поможет лучше понять себя. | |
К. Паустовский «Старый повар» | Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни. | ||
В. Короленко «Слепой музыкант» | Петрусь родился слепым, и музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом. | ||
| А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» | Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия, изумительная по красоте, трогательная и печальная, заставляет сделать философские обобщения гуманного характера: если бы не было ненависти и злобы между людьми, мир стал бы прекрасен, никто бы не стал друг другу мешать. Он впервые испытал стыд оттого, что обижал окружающих. | |
| Л.Н. Толстой «Альберт» | Главный герой рассказа - гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются. | |
Л.Н. Толстой «Война и мир» | Своим пением Наташа Ростова способна воздействовать на лучшее в человеке. Именно так она спасла от отчаяния своего брата Николая после того, как он проиграл большую сумму денег. | ||
Роли художественной литературы в становлении личности | М. Горький «Мои университеты» | Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком. | |
Роли чтения в жизни человека | Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту» | Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу. | |
Р. Брэдбери «Воспоминания» | «Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки… Я получил образование в библиотеке, не в колледже». | ||
Нравственной ценности художественной литературы | Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту» | В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг - ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры. | |
Ю. Бондарев «Редкий дар» | В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть к злу, трусости, жестокости. | ||
В. Шукшин | «Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит». | ||
Роли живописи в жизни человека | В. Екимов «Музыка старого дома» | Этюды Шишкина, Серова в Русском музее помогли рассказчику увидеть красоту земли, людей, жизни. | |
Роли искусства в жизни человека | В. Тендряков «Свидание с Нефертити» | В романе автор рассуждает о том, что искусство - одно из великих средств воспитания души, стремящейся к добру и милосердию. | |
Сохранения культуры | Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» | Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек. | |
Р. Брэдбери «Улыбка» | Мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу. | ||
Взаимоотношений власти и личности, власти и художника | М. Булгаков «Мастер и Маргарита» | Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает, что, став писателем, он тем самым превращается в конкурента бездарей и демагогов, захвативших «литературную ниву» и считающих её своей вотчиной. Они бездарны и потому ненавидят талантливых людей; у них, приспособленцев и холуев, страшную злобу вызывает человек внутренне свободный, который говорит только то, что думает. И они стараются его уничтожить. | |
А.И. Герцен «Сорока- воровка» | Главная героиня повести Анета - талантливая крепостная актриса богатого князя Скалинского. Один из фаворитов князя хотел сделать её своей любовницей, но она отказала ему. В отместку этот негодяй устроил так что у Анеты отняли лучшие роли, заставили играть те, которые были чужды её таланту. Князь-тиран сделал её жизнь невыносимой, загубил её. | ||
Я. Голованов «Этюды об ученых» | Жизнь известного русского изобретателя Ивана Кулибина - это суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в чиновничьих палках. Когда для серьезной работы требовалась помощь властей, перед изобретателем возникала стена равнодушия. | ||
| | | |
Человек и общество | |||
Проблема несправедливости социального устройства общества | Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество? | И.С. Тургенев «Муму»; басни И.С. Крылова; Н.В. Гоголь «Шинель»; А.С. Пушкин «Капитанская дочка»; М. Горький «На дне» | |
народ и власть, человек и власть | Что важнее – интересы личности или государства, народа или власти? | А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Медный всадник»; М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»; | |
Проблема отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных | Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта? | Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», М. Метерлинк «Синяя птица»; А.С. Пушкин «Станционный смотритель»; Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» | |
Проблема борьбы чувства и долга | Чем руководствуется человек в трудных обстоятельствах – чувством или долгом? | Н.С. Лесков «Человек на часах»; Ю. Левитанский «Каждый выбирает для себя…»; | |
Проблема нравственной прочности человека | Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека? | «Матрёнин двор» А.И. Солженицына, Е. Носов «Кукла», А.П. Платонов «Машинист Мальцев»; | |
Ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей | Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей? | А.С. Грибоедов «Горе от ума»; А.С. Пушкин «Евгений Онегин»; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; А. Гончаров «Обломов»; А.П. Чехов «Вишнёвый сад»; М. Горький «На дне»; В.М. Шукшин «Стенька Разин». | |
Проблема свободы личности и ответ-ственности человека перед обществом | Может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?); | М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; М. Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко); Е.И. Замятин «Мы»; | |
Проблема человека и искусства | Как искусство влияет на личность человека? Как художник выражает себя через произведения искусства? | Н.В. Гоголь «Портрет»; Н.Г. Чернышевский «Что делать?»; | |
Проблема отношения к людям иной веры или национальности, людям, не таким, как все | Почему в обществе есть отверженные? Что мешает нам понять и принять их? | А. Железняков «Чучело», А.П. Платонов «Юшка»; К. Воробьёв «Немец в валенках». | |
Прочие проблемы | |||
Личности и власти | М. Замятин «Мы» | Единое Государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», похожие на запрограммированных роботов. | |
Господства зла в мире (справедливого возмездия) | М. Булгаков «Мастер и Маргарита» | Зло господствует потому, что нет в обществе силы, способной его разоблачить и наказать, а наказать, по Булгакову, надо: писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению, привести в чувство людей, закосневших в зле, возможно только силой и даже насилием, страхом, потому что эти люди ведут себя по-человечески лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия. | |
Добра и зла | М. Булгаков «Мастер и Маргарита» | Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди человечески слабы, ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, подхалимства, лжи. Однако окончательное добро могут внести в мир лишь любовь и милосердие: именно их призывает положить в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков. | |
| В. Тендряков «Суд» | Охотник Тетерин, человек мужественный, совершает нравственное предательство. Он уничтожает единственную улику, которая свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено крупным начальником Дудыревым, а не фельдшером Митягиным. Суд оправдывает Митягина, но убил человека Дудырев, и единственно, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не сказал правду и приговорил себя к мукам собственной совести | |
Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов) | М. Булгаков «Собачье сердце» | Главный герой повести – профессор Преображенский - задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент фантастичен: создать нового человека путем пересадки собаке части человеческого мозга. В результате сложнейшей операции появляется безобразное, примитивное существо, наглое и опасное. Ученый должен быть ответственен за свой эксперимент, должен видеть последствия своих действий понимать разницу между эволюционными изменениями и революционным вторжением в жизнь. | |
М. Булгаков «Роковые яйца» | Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практической деятельности Рокком, дали непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его. | ||
Р. Брэдбери «И грянул гром» | В погоне за большими деньгами люди в этой фантастической новелле организовывают «сафари во времени», не желая понять, что таит подобная «невинная» забава. И только Тревис, один из героев, рассуждает о том, что подобное безрассудство не только недопустимо, но и катастрофически опасно: «...Допустим, мы случайно убили в прошлом мышь. Это означает, что... всех будущих потомков этой мыши уже не будет..., уничтожается миллион мышей... Не хватит десяти мышей - умрет одна лиса... Сгинет... множество форм жизни... И пещерный человек, от которого могла бы возникнуть целая цивилизация, уничтожен...» | ||
Ж.Верн «Верх дном» | Завязкой романа является «безобидный» замысел героев: замена старой оси, на которой вертится Земля, на новую ось. Но последствия этого изобретения были бы ужасными: часть территорий ушла бы под воду вместе с людьми, другая - стала горами, где всё погибло бы от отсутствия воздуха. Землю сотрясали бы землетрясения люди погибли бы в пожарах и развалинах. Вмешательство человека в устройство окружающего мира обернулось бы бедой для него самого. | ||
Бесчеловечности и бессмысленности войны | В. Быков «Одна ночь» | Русский солдат Иван Волока и немец фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц - такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц бросился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, потрясенный тем, что сделал, проклял войну. | |
Л.Н.. Толстой «Севастопольские рассказы» | «Война - противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле. | ||
К. Воробьев «Убиты под Москвой» | Сцена страшной гибели роты кремлевских курсантов – это сцена ада, в котором нет места ничему живому. | ||
М. Шолохов «Бахчевник» | Гражданская война разрушила все представления о морали и нравственности: Митька убил топором своего отца, Анисима Петровича, спасая брата - красноармейца. | ||
М. Шолохов «Родника» | Гражданская война стала причиной того, что атаман, семь лет отсутствовавший на родине, убил единственного сына, Николку, не узнав его в красном комиссаре. | ||
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» | Лейтенант Генри понимает, что война - это убийство еще более жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые животным инстинктом. | ||
Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории) | В. Распутин «Прощание с Матерой» | Лихорадочные действия пожогщиков, спешащих покончить с Матерой; наталкиваются на неравнодушное отношение жителей деревни к своему прошлому, к тем, кто жил до них на этой земле. | |
А.П. Чехов «Студент» | Перед Пасхой Иван Великопольский, студент духовной семинарии, рассказывая случайно встреченным женщинам евангельский эпизод о предательском отречении Петра от Иисуса, видит, что реакция женщин необычна: они плачут о том далеком событии. Семинарист понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим непрерывной цепью событий. | ||
В. Распутин «Поле Куликово» | На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними. | ||
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» | «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, - значит у него нет любви к своему городу. Если человек равно душен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен и к своей стране». | ||
| В. Солоухин | «Человек - явление социальное, национальное, историческое, ... у него есть прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих слагаемых... его просто нет». | |
В. Солоухин «Черные доски» | Автор повествует о том, как много бесценных икон, уникальных по архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке «Но ведь здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды, прадеды... Неужели место, где венчались наши родители, не достойно лучшего обхождения? В этих стенах побывали, положенными во гроб, наши отцы, деды и прадеды. Неужели место, ритуально связанное с погребением наших родителей и предков, не достойно лучшего обхождения? От этого один шаг до того, чтобы надругаться над самими могилами». Писатель убежден, что с утратой исторических памятников мы теряем человеческий облик. | ||
В. Солоухин «Письма из Русского музея» | Рассуждая о реконструкции Москвы, автор говорит, что «На месте большинства замечательных, удивительных по красоте и бесценных по историческому значению древних памятников архитектуры теперь незастроенное, пустое место». Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырехсот. Разрушая старину, мы всегда обрываем свои исторические корни, память о прошлом. | ||
Р. Брэдбери «Электрическое тело пою!» | Электрическая бабушка - это машина, созданная, чтобы нести добро, заботу. Она оказалась нравственнее живых людёй, борясь с действительностью, откровенно враждебной гуманизму. | ||
| Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту» | В книге изображены два символа «механизации» человечества. Первый - «механический пёс» - кибер, предназначенный для вылавливания инакомыслящих «преступников». Второй - модернизированное телевидение, символ людского безразличия, атрофии души и интеллекта человека будущего. Люди в этом техническом мире разучились думать. И это состояние приводит к душевному дискомфорту самоубийствам, всплескам агрессии. | |
Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой» | В романе образ идеальной подводной лодки «1-Наутилус» капитана Немо является символом борьбы против любой тирании, откуда бы она не исходила. Верн считал, что путь к прогрессу прокладывают открытия науки и достижения техники, и что именно они, в конце концов, приведут человечество к идеальному будущему. | ||