«Чем ценен для детей опыт отцов. Чем ценен для детей опыт отцов
Скачать 157.89 Kb.
|
«Чем ценен для детей опыт отцов?» Каждый человек встречает на своём пути жизненные трудности и препятствия или просто задачи, с которыми нужно быстро и эффективно справиться. Чтобы быть к ним подготовленным и уметь их решать, и нужен опыт, т.е. знания , навыки , которые человек приобрёл в процессе жизни путём практической деятельности. Опыт-важнейшая составляющая часть становления личности. Опыт может быть как положительным, так и отрицательным. Допуская ошибки, человек учиться на них и в следующий раз уже скорее всего не допустит подобные, а совершая правильный поступок, он утверждает для себя правила жизни, которыми надо руководствоваться в тех или иных случаях. Но не всегда для того, чтобы приобрести опыт, нужно действовать методом проб и ошибок. Положительный опыт можно перенять у тех, кого мы уважаем, тех, кто мог бы быть для нас( и не только для нас) примером, неким эталоном. А анализируя ошибки других людей, мы снижаем вероятность того, что допустим такую ошибку сами. В таком случае и отрицательный опыт в каком-то смысле превращается в положительный. С самого начала нашего существования и до того момента, когда мы становимся взрослыми, а может и ещё дольше, перед нами есть пример-опыт старшего поколения, которым мы воспитываемся. Отношения «отцов и детей» были всегда противоречивы, но, как показывает жизнь, опыт «отцов» нередко бывает практически полезен для «детей» , актуален и для их поколения и времени. А перенять или не перенять этот опыт, решают непосредственно «дети». И хотя время меняется, и «дети» могут вступить в конфликт с «отцами», стать основоположниками новых идейных течений, но уничтожить историю искусства, формировавшуюся веками, невозможно. Есть опыт, который «детям» нужно перенять, даже не в аспекте морали, а чтобы просто не выглядеть необразованными людьми, не знающими всего, чего им не хочется знать. И способность ценить и понимать искусство, как ценность человечества, тоже относится к полезному и актуальному во все времена опыту. В произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы видим такой пример. Евгений Базаров, приверженец нигилизма, разночинец-демократ, спорит с Павлом Петровичем Кирсановым, дворянином-либералом. Когда речь зашла об искусстве, Павел Петрович, как человек, считающий искусство возвышенным и прекрасным, утверждал, что искусство совершенно необходимо каждому человеку. А Евгений отрицает полезность искусства, для него «Рафаэль гроша медного не стоит»-ведь только поистине необразованный человек, невежда, может быть такого мнения об общепризнанных достояниях общества, памятниках искусства, источниках просвещения для людей. Вне зависимости от периода времени, вне зависимости от политики, надо быть заинтересованным и осведомлённым в величайших достижениях людей, а иначе ты просто деградируешь. На мой взгляд, такой опыт, составляющий нас, как существо развивающееся во времени, должен быть перенят «детьми», передан им «отцами». Конечно, всегда есть исключения-опыт, кажущийся «отцам» положительным, может быть очевидно отрицательным. В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы видим пример такого явления, например, в понимании значения ума для человека. Для фамусовского общества ум-это только умение «дойти до степеней известных»-сделать карьеру, добиться чина, жить богато, жениться выгодно, и больше не для чего ум им и не нужен. А вот для Чацкого ум-это просвещение, передовые взгляды, стремление искать блага не для себя, а для Отчизны, но для Фамусова это-ум бунтовщика, «карбонария». Чацкий не отказался от своих взглядов и убеждений и не меняет их, а понимает необходимость борьбы с «веком минувшим», т.е. с таким подходом «отцов», их нормами и идеалами. А эволюционировало бы наше общество, если бы фамусовский опыт был полностью перенят «детьми» того времени, и не было бы таких людей, похожих на Чацкого, придерживающихся и не отклоняющихся от своего идейного курса? Скорее всего, нет. Как ни сказал Гельвеций: «Опыт показывает, что человек считает заблуждающимся всякого человека и плохой всякую книгу, которые расходятся с его взглядами.» Перенять положительный опыт вместе с моралью и внутренним стержнем никак не заставить. В произведении Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» мы видим такой пример. От Тараса Бульбы были неотделимы понятия чести и преданности Родине, бесстрашия и отваги в бою. Его старший сын Остап перенял исторический опыт и стиль жизни казаков, своего отца- он отважно сражается и героически принимает смерть. Верность Родине-это самое важное качество гражданина и по сей день. А вот Андрий ,в силу своей тонкой натуры, из-за любви к полячке предаёт Родину и переходит на сторону поляков-он не смог и не захотел перенять опыт «отцов» , те навыки, на которых и держался казачий строй, потому и был убит свои отцом, с покорностью принимая свою смерть, понимая точку зрения отца. Размышляя над этими эпизодами, я могу сказать, что, хотя опыт, передаваемый Тарасом Бульбой, был положительный, без непосредственного участия в воспитании детей, без щепетильного отношения к ним, а только с помощью сухого следования этому опыту и законам «отцов», нельзя построить счастливое будущее «детей». Таким образом, рассуждая над вопросом: «Чем ценен для детей опыт отцов?», я пришла к такому выводу: опыт «отцов» ценен для «детей» тем, что он уже переосмыслен, прожит и проанализирован многими поколениями, а «детям» надо его просто принять и перенять-«отцы» оберегают нас от совершения и повторения их ошибок, а также тем, что опыт «отцов»-это не только опыт одного предыдущего поколения, а совокупность навыков всех поколений, начиная от наших древних предков, от простых способностей и умений до сложных, которые требуют над собой размышления, и , получается, что опыт «отцов»-это связь поколений, это наша история, а без этой истории мы бы потеряли себя, и нам надо было бы весь багаж знаний набирать самим, не исключая потери важных звеньев и элементов того самобытного жизненного пути, столь нелёгкого, наполненного трудностями, ключи к которым нам, собранные по крупицам, были переданы на хранение. Так будем же ценить и не пренебрегать тем, чем мы обладаем! Будем ответственны за то, что так бережно хранили наши «отцы»! |