Главная страница
Навигация по странице:

  • В статье рассматриваются вопросы, связанные

  • Chernikova Valentina Evgenyevna D.Phil. (Philosophy), Professor, Philosophy Department, North Caucasus Federal University MANIPULATION OF MASS

  • ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 3)

  • Черникова Валентина Евгеньевна доктор философских наук, профессор кафедры философии


    Скачать 391.8 Kb.
    НазваниеЧерникова Валентина Евгеньевна доктор философских наук, профессор кафедры философии
    Дата12.05.2022
    Размер391.8 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаmanipulyatsiya-massovym-soznaniem-kak-fenomen-informatsionnogo-o.pdf
    ТипДокументы
    #525476

    ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
    - 141 -
    УДК 316.776.33:316.35
    Черникова Валентина Евгеньевна
    доктор философских наук,
    профессор кафедры философии
    Северо-Кавказского федерального университета
    МАНИПУЛЯЦИЯ МАССОВЫМ
    СОЗНАНИЕМ КАК ФЕНОМЕН
    ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
    Аннотация:
    В статье рассматриваются вопросы, связанные
    с процессом манипуляции массовым сознанием в
    условиях информационного общества. Обосновы-
    ваются теоретические положения, направленные
    на исследование феномена «манипуляция», выяв-
    лена роль масс-медиа в реализации манипулятив-
    ного воздействия.
    Ключевые слова:
    массовое сознание, манипуляция, информационное
    общества, массовая коммуникация, масс-медиа.
    Chernikova Valentina Evgenyevna
    D.Phil. (Philosophy),
    Professor, Philosophy Department,
    North Caucasus Federal University
    MANIPULATION OF MASS
    CONSCIOUSNESS AS A PHENOMENON
    OF THE INFORMATION SOCIETY
    Summary:
    The article discusses the issues of the manipulation of
    mass consciousness in the information society. The
    author grounds the theoretical positions focused on
    the analysis of the manipulation phenomenon and con-
    siders the role of mass media in the process of manip-
    ulative influence.
    Keywords:
    mass consciousness, manipulation, information soci-
    ety, mass communication, mass media.
    Тот факт, что современная мировая система переживает период преобразований в сторону информатизации социальной жизни, очевиден. В этих условиях у человека появляются возмож- ности для творческой самореализации, расширения социальных связей, свободного доступа к информации. Вместе с тем усиливаются негативные тенденции, связанные с формированием стереотипов массового сознания, изменением ценностных ориентиров и стиля жизни, усилением манипулирования массовым сознанием.
    Понятие «манипулирование» находится в центре внимания современного социогуманитар- ного знания. Так, в работах отечественных исследователей манипулирование понимается как форма духовного воздействия, скрытое господство, осуществляемое насильственным путем, управление внутренним миром человека, его духовностью [1]. E.Л. Доценко видит в манипуляции сознанием «вид психологического воздействия, при котором мастерство манипулятора исполь- зуется для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент», а также
    «психологическое воздействие, нацеленное на изменение направления активности другого че- ловека, выполненное настолько искусно, что остается незамеченным им» [2, c. 52].
    Манипуляцию можно рассматривать как систему психологического воздействия, ориенти- рованного на насаждение иллюзорного мировосприятия. Существуют соответствующие качества личности, которые наиболее подвержены манипулированию: недостаточно развитое логическое мышление, чувствительность, слабая психическая активность, повышенная эмоциональность, нерешительность, отсутствие самооценки, чувство собственной неполноценности, застенчи- вость, доверчивость.
    Достаточно сложно оказывать влияние на человека, который уверен в себе, способен постоять за себя и имеет сформированный взгляд на окружающую действительность
    [3, c. 77
    –78]. Манипуляция как форма скрытого воздействия на сознание связана с отсутствием свободного волеизъявления индивида и способности принятия им собственных решений. Основ- ной чертой феномена манипуляции является его скрытый характер. Конечная цель манипуля- тора состоит в следующем: получить односторонний выигрыш; сформировать специфическое отношение к объекту как к средству для достижения собственных целей; ввести адресата в за- блуждение относительно характера подаваемой ему информации. В результате сформирован- ное отношение объекта манипуляции к действительности дает возможность управлять массовым сознанием в нужном для манипулятора ключе.
    Манипулирование – это общесоциологический феномен, имеющий место на различных этапах развития общества. Еще в Древнем Китае манипулятивный подход был включен в искус- ство тайного управления противником. Это искусство передавалось из поколения в поколение и тщательно ото всех скрывалось. Смысл советов древнекитайского полководца и стратега Сунь-
    Цзы (основоположника «школы военной философии»), обращенных к представителям власти, заключался в том, что противника нужно вводить в заблуждение с помощью различных приемов,

    ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 3)
    - 142 - а после этого нападать на него [4]. Свое теоретическое обоснование феномен манипулирования получил в работах Н. Макиавелли. Автор считал, что для сохранения сильного государства необ- ходима манипулятивная политика, которая поможет сохранить баланс между эгоистическими ин- тересами граждан. На протяжении истории общественного развития приемы и методы манипу- лирования постоянно совершенствовались.
    В современной науке существует точка зрения, согласно которой манипулирование – яв- ление, которое не имеет своей истории и отражает особенности только нашего времени. Иссле- дователи исходят из того, что манипулятивные действия могут происходить только в развитом обществе, в котором человеку сложно приспособиться к социальным реалиям, ему необходимо
    «включиться» в общественную жизнь, подчиниться ее правилам. Осуществление этих процессов невозможно без манипулирования.
    Большинство ученых сходятся во мнении, что для существования общества манипулиро- вание необходимо, таким образом демонстрируя положительное отношение к манипулированию.
    Например, X. Ортега-и-Гассет отмечал, что общество можно разделить на массы, у которых от- сутствует собственное мнение, и избранные меньшинства. «Масса – это посредственность …
    Сегодня весь мир стал массой» [5, c. 16]. Поскольку народные массы, по мнению философа, не умеют теоретически мыслить, у них отсутствует возможность адекватного восприятия дей- ствительности. Исходя из этого, формирование общественного мнения необходимо возлагать на лидеров, которые могут осуществлять манипулирование эмоциями и поведением народных масс, предотвращая тем самым в государстве анархию.
    Соответствующей основой для манипулирования являются биологические и психологиче- ские особенности человека. Немецкий социолог Г. Франке считает, что сама структура современ- ного общества способствует активизации манипулятивных процессов. По мнению ученого, пост- индустриальное общество необходимо интерпретировать как замкнутую систему, в которой ста- ционарное равновесие определяет ее нормальное состояние. Для поддержания этой системы необходимо действие всех ее элементов. Далее ученый отмечает, что биологическое развитие человека во многом отстает от общественного и технического. Это дает основание полагать, что биологического начала недостаточно для того, чтобы человек приспособился к результатам тех- нического прогресса. Выходом из данной ситуации является необходимость манипулирования человеком, то есть воздействия на него с целью лучшей адаптации к современным условиям [6].
    Исследуя феномен «манипуляция» в социально-политическом контексте, С.Г. Кара-Мурза исходит из определения его как способа духовного влияния на человека посредством програм- мирования его поведения. Он отмечает, что манипулирование «направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуж- дений и целей людей в нужном власти направлении» [7, c. 47]. Рассматривая место манипуляции в современном обществе, E.Л. Доценко считает, что в любом демократическом государстве только де-юре действуют принципы уважения прав человека, де-факто происходит систематиче- ское и закономерное их нарушение. Причиной, по мнению ученого, является конкурентная борьба, осуществляемая с применением скрытых методов и связанная со стремлением обрести односторонний выигрыш, как правило, в ущерб противоположной стороне. Подобная картина распространена в большинстве видов общественной практики [8].
    В информационном пространстве манипулирование сознанием масс осуществляется по- средством контроля над информационно-коммуникативными средствами, при помощи которых определяются правила и стереотипы поведения и деятельности человека и которые являются основным средством манипуляции. Являясь скрытым воздействием на массовое сознание, ма- нипуляция, как правило, нацелена на формирование инертности народных масс. В этом одно из ее отличий от пропаганды и агитации, которые действуют прямо и открыто.
    На наш взгляд, большую опасность представляет оценка массами феномена манипуляции их сознанием. Большинство убеждено, что без желания человека манипулировать его сознанием невозможно. Однако эксперты уверены, что манипулированию подвержены практически все члены общества, исключение составляют лишь те, кому присущи критические взгляды на проис- ходящее и кто демонстрирует умение анализировать события.
    В контексте информационного общества главной ценностью является информация, кото- рую можно рассматривать как «ценный предмет» (товар, источник влияния и т. д.), которым стре- мятся завладеть и использовать в собственных интересах различные государственные струк- туры, общественные организации и отдельные личности. В настоящее время основной задачей информации является удовлетворение потребностей массового населения. Информационный продукт, предназначенный для восприятия массами, именуется массовой информацией, которая представляет собой разнообразные сведения, воспринимаемые аудиторией без особого труда.

    ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
    - 143 -
    Подобного рода «новости» не предполагают активную умственную деятельность, обдумывание, анализ, критическое осмысление.
    Н. Луман предлагает собственную интерпретацию информации, отмечая, что информация есть форма, которая предполагает наличие определенной структуры, включающей в себя свои элементы, то есть события. События имеют временную характеристику, прошедшие события не исчезают, они всего лишь трансформируют содержание структуры: «Время само вынуждает различать смысл и информацию, хотя всякое воспроизводство смысла осуществляется посред- ством информации» [9, c. 107]. Таким образом, информация представляет собой сложный и мно- гогранный феномен, требующий рассмотрения с разных научных позиций.
    Следующее понятие, которое имеет непосредственное отношение к теме нашей статьи, это «массовая коммуникация», подразумевающая процесс передачи или распределения инфор- мации для обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. В информационных обществах появляется множество различных коммуникативных технологий, которые играют роль манипуляторов массового сознания. Один из видов коммуникативного взаимодействия носит название трансактной медийной коммуникации. Трансактная медийная коммуникация характе- ризуется наличием таких межличностных коммуникационных отношений, которые предполагают возможность каждой из сторон одновременно выступать в роли отправителя, получателя или передатчика информации.
    Все коммуникативные ситуации, в которых массовое сознание подвержено информаци- онно-психологическому воздействию, можно разделить на три группы.
    Первая группа включает в себя такие коммуникативные условия, которые предполагают не только непосредственное взаимодействие и прямой обмен информацией, но и опосредован- ное, которое осуществляется благодаря телефону, почте, телеграфу, Интернету.
    Вторая группа включает в себя сферу коммуникации, в которой массовое сознание подвер- жено информационному и психологическому воздействию со стороны одного коммуникатора или группы коммуникаторов. Публичные мероприятия (митинги, собрания, шоу) предполагают одно- стороннюю коммуникацию, которая осуществляется по схеме: «коммуникатор – аудитория».
    Третья группа включает совокупность коммуникативных ситуаций, которые отличаются непосредственным информационным воздействием на массовое сознание. Это проистекает во время просмотров телепередач, прочтения прессы, взаимодействий с различными масс-медиа.
    В представленных ситуациях влияние на массовое сознание осуществляется по принципу от простого (первая группа) к сложному (третья группа). Важно отметить, что информационное воздействие на сознание посредством масс-медиа представляет собой наиболее оптимальный способ манипулирования массовым сознанием, поскольку человек в данной ситуации не вполне ощущает на себе прямое влияние со стороны СМИ.
    Основной характеристикой информационной эпохи является всеохватность и вездесущ- ность современных масс-медиа. В результате сформировался «массовый человек», который приобрел новые возможности активного участия в коммуникативных процессах. Г. Шиллер пола- гает, что информационное общество наилучшим образом отвечает потребностям развитого ка- питализма. Информация является тем средством, при помощи которого люди включаются в сферу потребления, считая ее основным способом существования в обществе.
    Тем не менее, как полагает Г. Шиллер, огромное количество информации, которая в наше время превратилась в товар, не обогащает жизнь человека, а только усложняет ее. Ученый настаивает на том, что избыток информации вредит человеку, он должен получать ее в дозиро- ванном виде. Г. Шиллер также полагает, что в информационную эпоху наблюдается усиление неравенства между слоями населения, получение информации напрямую зависит от социаль- ного уровня человека: чем ниже социальное положение человека, тем менее качественную ин- формацию он получает, потому как он лишен доступа, например, к новейшим информационным источникам. Массы, по Шиллеру, это «информационные бедняки», которые владеют «информа- ционным мусором» с целью развлечения, удовлетворения потребностей в получении низкопроб- ной информации и т. д. Тем не менее подобного рода информация, манипулируя массовым со- знанием, преподносится как продукт, имеющий информационную ценность [10].
    Жан Бодрийяр, один из известных представителей философии постмодерна, рассматри- вал культуру как культуру знаков, которые не отражают действительность, а симулируют ее.
    Информационные технологии предоставляют потребителю большое количество информации, которая интерпретирует факты и превращает их в своеобразные знаки-симулякры. Вследствие избытка информации в сознании человека происходит своего рода «раздвоение», так как человек не в силах адекватно воспринимать весь объем информации [11].

    ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 3)
    - 144 -
    Когда знаков слишком много, люди перестают разбираться в их смыслах. В итоге им ста- новится трудно обрести истину. Информация перестает восприниматься и начинает просто по- требляться. Личности превращаются в обезличенные массы, которые, по Бодрийяру, представ- ляют собой молчаливое большинство, безликую толпу, за которую все решают «сильные мира сего». В них сочетается, с одной стороны, сверхуправляемость, а с другой, абсолютная неуправ- ляемость. В данной ситуации осложняется целостность восприятия реальности, поскольку в условиях огромного количества информации между мышлением и действиями человека встают технологии, которые отделяют одно от другого. Данную ситуацию можно назвать идеальной сре- дой для манипуляции.
    Ф. Уэбстер, анализируя причины проявления манипулятивных действий в современном об- ществе, указывает на борьбу между разными влиятельными группами, которые преследуют свои собственные интересы и добиваются укрепления своих позиций. Лидеры этих групп стремятся преподнести человеку свои личные «узкие» интересы как интересы, якобы отвечающие интере- сам масс. Таким образом, аппарат «управляемого омассовления» преследует не гуманистиче- ские цели и идеи, а скрытые материальные интересы [12, c. 204].
    В настоящее время самым эффективным способом манипулирования сознанием масс яв- ляется телевидение. Зачастую телевизионных топ-менеджеров не всегда интересует глубина со- держания телепрограмм (исключение составляют лишь идеологически ориентированные про- екты). Показателем популярности программ является прежде всего рейтинг, количество зрите- лей, которые смотрят в данный момент телевизионную передачу. В 80-е гг. XX в. Д. Смит пред- ставил формулу успеха масс-медиа – «аудитория как товар», суть которой состоит в следующем:
    «Издатель привлекает своей информацией внимание аудитории и продает ее рекламодателю.
    Иными словами, информация в экономическом обороте – не товар, а упаковка. Ныне без соблю- дения этой формулы не только успех, но и само существование СМИ невозможно» [13].
    Резюмируя, отметим следующее. Общество, в котором мы живем, без сомнения, является информационным. Информация нам необходима, но с ее помощью также осуществляется огром- ное количество манипуляций. В результате становится сложнее отличать беспристрастную ин- формацию от кем-то «проплаченной», а значит, субъективной или явно манипулятивной.
    Массовый человек в большой степени подвержен влиянию извне и психологическому вну- шению. Поэтому нередко сами власти заинтересованы в массовизации общества. В работах не- которых исследователей выражается мысль о том, что манипуляция сознанием необходима для самих же масс. Например, X. Тумбер утверждает, что «управление с помощью информации... совершенно необходимо для того, чтобы обеспечить согласованную работу современного пра- вительства. Манипулируя общественным мнением и осуществляя социальный контроль, госу- дарство всецело полагается при этом на коммуникацию и информацию» [14, c. 258].
    Более обоснованным и верным представляется, однако, другое, противоположное сужде- ние: манипулирование сознанием масс не может быть нормой, а наоборот, является свидетель- ством отхода общества «от идеи информированного и рационального общества в сторону под- тасовок и технологий пиара»
    [15, c. 258].
    Рассмотрев проявление манипулирования в условиях информатизации общества, мы при- ходим к выводу, что современные информационные технологии являются, с одной стороны, не- обходимым условием и источником существования общества, с другой стороны, они активно ис- пользуются в качестве средства манипулирования массовым сознанием.
    Ссылки:
    1.
    Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления. М., 2008.
    2.
    Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб., 2003.
    3.
    Гончаров Г.А. Суггестия: теория и практика. М., 1995.
    4.
    Сунь-Цзы. Искусство войны / пер. с англ. Н. Рыбальченко ; под ред. Т. Клири. София, 2008.
    5.
    Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М., 2005.
    6.
    Франке Г. Манипулируемый человек. М., 1978.
    7.
    Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2009.
    8.
    Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб., 2003.
    9.
    Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб., 2007.
    10.
    Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления. М., 2008.
    11.
    Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / пер. с фр. П. Суслова. Екатеринбург, 2000.
    12.
    Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.
    13.
    Цит. по: Владимирова М. Трансформация массового сознания под воздействием СМИ (на примере российского те- левидения) : монография. М., 2011. 489 с.
    14.
    Уэбстер Ф. Указ. соч.
    15.
    Там же.


    написать администратору сайта