Черноземова Е. Н. История английской литературы Планы. Разработки. Материалы. Задания. 2е изд., испр
Скачать 1.16 Mb.
|
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙАнглосаксонский эпос «Беовульф»Отвечая на вопросы пунктов I и II плана практического занятия, подумайте, чем по своей пространственно-временной структуре «Беовульф» похож и чем не похож:
I. Спрессованность разных исторических эпох в эпосе как показатель устойчивости и незыблемости героического мира. Временная перспектива эпоса. 1. Черты языческой и христианской культуры. 2. Рассказ о языческих традициях и осуждение язычества (175-188). II. Пространство эпоса. Его точечность и неоднородность. Противопоставленные миры: 1. Постройка Хеорота как центра героического мира. Его вещность:
2. Нерукотворность логова Гренделя и исхоженный путь к нему (711, 1357-1379, 1402-1417, 1493-1494, 1512-1518). III. Модель героического пиршества как ритуального действа, утверждающего незыблемость мира:
Последовательность событий и этикетность поведения:
IV. Три битвы Беовульфа. Троекратность и усложнение испытаний. Ритуальность битв и единая композиция повествования о них: сборы, поход, поединок, последствия:
Способность героя эпоса к существованию в обоих противопоставленных мирах. Связь его судьбы с судьбою народа. V. Художественные особенности языка эпоса.
Bore it bitterly he who bided in darkness [b] Twelve-winters' time torture suffered [t] Soul-crushing sorrow not seldom in private [s] Sat the king in his council, conference held they [k] Heard in his home: of heroes then living, [h]
For the sea — salt-streams, wave-deeps. For the ship— wave-goer, broad-bosomed bark. For the warriors — foot-going-champions, heroes-in-battle. Литература 1. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах/Ст. и коммент. О.А. Смирницкой. — С. 631—659; Ст. и коммент. А.Я. Гуревича. — С. 707-749. - М., 1975. 2. Зарубежная литература средних веков: Нем., исп., ит., англ..: Хрестоматия/Сост. Пуришев Б.И. — М., 1975. — С. 261—273. 3. Мельникова Е.А. Меч и лира. Гл. 7.— Героический мир англосаксонского эпоса.— М., 1987.— С. 167—181. II. Романы о Тристане и Изольде (по книге Т. Мэлори «Смерть Артура»)1. Этимология названия жанра (romance). Жанровые отличия romance и novel. 2. Рыцарский роман как синтез лирических и эпических традиций. 3. Согласны ли вы с утверждением, что героический эпос ориентирован на слушателя-воина, а рыцарский роман адресован даме? 4. Время и география бытования. История создания книги Т. Мэлори «Смерть Артура». 5. Понятие о куртуазности и рыцарской любви. Рыцарская любовь в литературе и действительности. 6. Рыцарский роман как учредитель и критик кодекса рыцарской чести. 7. Судьба рыцарской идеи. См. литературу к лекции IV, с. 4—5. Дополнительно 1. Критический обзор Серебрякова С.Б. «Европейские теории генезиса куртуазной любви»//Вопр. древнегрузинской лит. и руставелологии. - 1974. - № 4. - С. 153-174. 2. Сервантес М. Дон Кихот. 3. Скотт В. Айвенго. 4. Теннисон А. Королевские идиллии. 5. Киплинг Р. Пак с волшебных холмов. Подарки фей. 6. Твен М. Янки при дворе короля Артура. 7. Грин Р. Ланселин. Приключения короля Артура и рыцарей круглого стола. 8. Джойс Дж. Поминки по Финнегану. 9. Пристли Дж. 31 июля. 10. Уайт Т. Король в прошлом и король в грядущем. |