Главная страница
Навигация по странице:

  • I. Понятие «английскости». Его наполнение. Истоки и исто­рия формирования.

  • VI. Понятие о Возрождении. Спор о термине и мотивы вы­деления Возрождения в самостоятельную эпоху. Изменение отношения к человеку. Понятие о гуманизме и Реформации. Т. Мор.

  • VIII. Творчество Шекспира. Актуальные проблемы. 1. Проблема жанра. Поэтика и функция жанровой ориента­ции названий пьес и Прологов.

  • X. Английский роман XVIII века. Обзор. Вырастание романа из периферийных жанров журналистики и деловых записей. Со­хранение журналистской установки на достоверность изображае­мых событий.

  • VIII. Уэбстер Д. Всем тяжбам тяжба//Младшие современники Шекспира/ А.А. Аникст; Сост. АН. Горбунов и С.Э. Таск. - М., 1986. - С. 259-336.IX.

  • Черноземова Е. Н. История английской литературы Планы. Разработки. Материалы. Задания. 2е изд., испр


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеЧерноземова Е. Н. История английской литературы Планы. Разработки. Материалы. Задания. 2е изд., испр
    Дата10.07.2018
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла¦з¦¦TА¦-¦-¦¬¦¦¦-¦-¦-¦- ¦Х ¦Э ¦ШTБTВ¦-TА¦¬TП ¦-¦-¦¦¦¬¦¬¦¦TБ¦¦¦-¦¦.doc
    ТипДокументы
    #48469
    страница1 из 24
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    ДК 802.0

    ББК 81.2 Англ

    Ч 49
    Научный консультант: доктор филологических наук проф. И. О. Шайтанов
    Рецензенты: доктор филологических наук проф. кафедры зарубежной литературы Красноярского государственного педагогического университета М. И. Воропанова; доктор филологических наук доцент кафедры зарубежной литературы Коломенского государственного педагогического института М. И. Никола
    Черноземова Е.Н.

    История английской литературы: Планы. Разработки. Материалы. Задания. — 2-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2000. - 240 с.
    ISBN 5-89349-098-3 (Флинта)

    ISBN 5-02-022500-2 (Наука)
    Пособие адресовано студентам английских отделений фа­культетов иностранных языков. Его материал охватывает основ­ные темы курса «История английской литературы». История литературы Англии представлена в системе жанровых взаимодей­ствий.

    В Приложениях даны материалы для самостоятельной разра­ботки, сопровожденные вопросами и заданиями, ориентиро­ванными как на углубление знаний по страноведению, так и на освоение заявленной в пособии концепции системы жанровых взаимодействий. При анализе текстов студентам предлагается выявить своеобразие освоения темы или образа разными лите­ратурными жанрами. Материалы Приложений собраны студен­тами английского отделения факультета иностранных языков Московского педагогического государственного университета и могут быть использованы как для выполнения самостоятельных работ, так и для разработки спецвопросов, семестровых и кур­совых заданий под руководством преподавателей.

    Пособие может быть использовано студентами филологи­ческих факультетов для работы над освоением истории литера­туры Англии, преподавателями в ходе спецкурсов и спецсеми­наров по английской литературе, а также учителями колледжей и лицеев гуманитарной направленности.
    ISBN 5-89349-098-3 (Флинта)

    ISBN 5-02-022500 (Hayкa) © Издательство «Флинта», 1998

    ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ АНГЛИИ раннего средневековья — конца XVIII века



    I. Понятие «английскости». Его наполнение. Истоки и исто­рия формирования.

    Понятие об истории литературы как о системе жанровых вза­имодействий и ее задачах. Понятие об исторической поэтике и идее функциональности художественного слова.
    Литература

    1. Бенвенист Эмиль. Словарь индоевропейских социальных терми­нов: Хозяйство, семья, общество. Власть, право, религия. (1969): Пер. с фр. / Ред. и вступ. ст. Ю.С. Степанова.— М., 1995.

    2. Гачев Г. Национальные образы мира: Космо-Психо-Логос. — М, 1995.

    3. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символи­ки в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. — М., 1996.

    4. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов.— Т. 1.— М., 1993.— Гл. Западноевропейский костюм эпохи раннего средневеко­вья. — С. 162—175. Западноевропейский костюм эпохи позднего сред­невековья. — С. 177—222. Английский костюм эпохи Возрождения. — С. 417-480.

    5. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.— М., 1989.
    II. Литература раннего средневековья. Понятие о средних веках. Жизнь термина. Своеобразие мировоззрения средневеко­вого человека. Кельтский эпос. Представление о саге и ее уста­новке на достоверность. Саги о Кухулине. Представление о ска­зителе и неосознанном авторстве. Понятие побратимства. Фор­мирование эпоса.
    Литература

    1. Древнеанглийская поэзия / О.А. Смирницкая, В.Г. Тихомиров. — М., 1982.

    2. История зарубежной литературы средних веков: Хрестоматия. Латинская, кельтская.../Сост. Б.И. Пуришев. — М., 1974. — С. 72—102.

    3. Веселовский А.Н. Эпические повторения как хронологический момент//Веселовский А.Н. Историческая поэтика/Сост. и коммент. В.В. Мочаловой.— Вступ. ст. И.К. Горского. — М., 1989. — С. 81—100.

    4. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. — М-, 1981.

    5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. — М., 1984.

    6. Иванов В.В. Происхождение имени Кухулин // Проблемы сравни­тельной филологии: Сб. ст. — М.; Л., 1964. — С. 451—461.

    7. Калыгин В.П. Язык древнейшей ирландской поэзии/В.Н. Ярце­ва.- М., 1986.

    8. Королев А.А. О древнейших памятниках ирландского языка // Теория языка. Англистика. Кельтология. — М., 1976. — С. 270—277.

    9. Пропп В. Морфология сказки. — Л., 1928.

    10. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. — Л., 1984.

    11. Old English Literature/Ed. Malcoln Godden and Michael Lapidge. — Cambridge, 1997.
    III. Англосаксонский эпос «Беовульф». Принадлежность роду, готовность и желание его защитить как ведущая черта эпичности. Образ сказителя в эпосе. Структура текста, постро­ение повествования. Установка эпоса на устное произнесение, повторы как способ запоминания текста большого объема и проговаривания его в условиях пира и меняющейся аудитории. Воз­враты в прошлое и инверсии, подчиненные логике эпического конца.
    См. литературу к практическому занятию № 1.
    IV. Средневековый рыцарский роман. Основные группы рома­нов. Кодекс рыцарской чести, его формирование и переосмысле­ние. Основные циклы рыцарских романов. Принципы циклиза­ции. Место и время бытования. Вариативность. Романы о Трис­тане и Изольде в книге Т. Мэлори «Смерть Артура». Судьба рыцарской идеи в последующие эпохи.
    Литература

    1. Мэлори Т. Смерть Артура/Б.И. Пуришев. — М., 1974. — (Лит. па­мятники).

    2. Легенда о Тристане и Изольде/Ст. Михайлова А.Д. История ле­генды о Тристане и Изольде. — М., 1976.

    3. История зарубежной литературы: Раннее средневековье и Воз­рождение. — Раздел III. — Гл. 12. — Рыцарский роман. — М., 1961. — С. 125-141.

    4. История всемирной литературы. — М., 1984. — Т. 2. — С. 548— 551, 569—571. (P.M. Самарин, А.Д. Михайлов. Рыцарский роман. Исто­ки рыцарского романа. Английский рыцарский роман).

    5. Мелетинский Е.М. Средневековый роман: Происхождение и классические формы. — М., 1983.

    6. Михайлов А.Д. «Смерть Артура» сэра Томаса Мэлори//Мэлори Т. Смерть Артура: Роман-эпопея. — В 8 кн. — М., 1991. — Т. 1. — Кн. 1—5. — С. 5—21/Предисл. А. Скогорева.

    7. Попова М.К. Английский рыцарский роман в стихах. — XII—XIV //филол. науки. - 1983. - № 5. - С. 23-29.

    8. Hebron Malcolm. The Medieval Siege: Theme and Image in Middle English Romance. — Oxford, 1997.

    9. Woman and Literature in Britain 1150—1560/Ed. Carol М. Meale.
    V. У. Ленгленд и Дж. Чосер. Два направления в развитии ан­глийской литературы. Предпосылки английского культурогенеза. Представление о жанрах духовной письменности. Взаимодей­ствие жанров проповеди и жития, структуры моралите в контек­сте видения у Леигленда. Влияние знакомства с итальянской ли­тературой на жанровое разнообразие «Кентерберийских расска­зов» Чосера.
    Литература

    1. Чосер Джеффри. Кентерберийские рассказы/Пер. И. Кашкина и О. Румера. — Вступ. ст. и примеч. И. Кашкина. — М., 1973 (БВЛ); М., 1988.

    2. Гарднер Д. Жизнь и время Чосера. — М., 1986.

    3. Матузова В.И. Англоязычная критика о Чосере (обзор) — 70-е годы//Современные исследования по литературе средних веков и Воз­рождения. - М., 1994. - С. 124-139.

    4. Алексеев М.П. Пушкин и Чосер//Алексеев М.П. Пушкин. Сравни­тельно-исторические исследования.— Л., 1972. — С. 378—392.

    5. Богодарова Н.А. Джеффри Чосер: Штрихи к портрету//Средние века. - М., 1990. - Вып. 53. - С. 213-225.

    6. Грановский Т.Н. Лекции по истории позднего средневековья/ Предисл. С.А. Асиновской.— М., 1971. — Лекция 6—7. — С. 57—65.

    7. Жюссеран. История английского народа в его литературе: Пер. с фр. - СПб., 1898.

    8. Зарубежная литература средних веков: Нем., исп., ит., англ..: Хрестоматия/Сост. Б.И. Пуришев. — М., 1975. — С. 274—285.

    9. Кашкин И. Для читателя-современника. — М., 1968. — Чосер. — С. 227-261.

    10. Куценко А.В. Эпитет в «Кентерберийских рассказах» Дж.Чосера//Семантические и стилистические преобразования в лекси­ке и фразеологии современного английского языка. — М., 1987. —С. 62-74.

    11. Никола М.И. Английская литература XIV в.: Становление наци­ональных культурных традиций. — М., 1994.

    12. Никола М.И. Эволюция средневековых видений и «Видение о Петре Пахаре» Уильяма Ленгленда: Автореф. канд. филолог, наук. — М., 1980.

    13. Никола М.И. «Видение о Петре Пахаре» Уильяма Ленгленда: Своеобразие жанра//Метод и жанр в зарубежной литературе.— М., 1979. - Вып. 4. - С. 38-48.

    14. От средневековья к новому времени. Новый человек//Средневековая Европа глазами современников и историков. — В 5 ч.— Ч. 2. — Европейский мир X—XV вв./Б.А. Филиппов, А.Л. Ястребицкая. — М., 1994.

    15. Попова М.К. Литературные и философские истоки «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера: Автореф. канд. филолог, наук. — Л., 1980.

    16. Хейзинга Й. Осень средневековья. — М., 1988.

    17. Соболев В. К проблеме жанрового своеобразия «Кентерберийских рассказов» Чосера//Сб. научных трудов/Вузы ЛитССР. — Лит. — Вильнюс. - 1987.- № 29 (3). - С. 16-21.

    18. Художественный язык средневековья. — М., 1982.

    19. Essays on Ricardian Literature: In Honour of J.A. Barrow/Ed. A.J. Minnis, Ch.C. Morse and Thorlac Turvill- Peter. Ch. 7: Looking for a Sign: The Quest for Nominalism in Chaucer and Langland. — P. 142—178. — Oxford, 1997.

    20. The Long Fifteenth Century: Essays for Douglas Gray/Ed. Helen Cooper and Sally Mapstone. — Oxford, 1997.
    VI. Понятие о Возрождении. Спор о термине и мотивы вы­деления Возрождения в самостоятельную эпоху. Изменение отношения к человеку. Понятие о гуманизме и Реформации. Т. Мор.
    Литература

    1. Гарин И.И. Уиклиф//Гарин И.И. Лютер.— Харьков, 1994.— С. 24-30.

    2. Гарин И.И. Кальвин. — Харьков, 1994.

    3. Голенищев-Кутузов И.Н. Т. Мор и его предшественники (Из ис­тории англо-итальянских литературных связей//И.Н. Голенищев-Кутузов. Романские литературы. — М., 1975. — С. 73—120.

    4. Джон Уиклиф//Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Средневековье. — СПб., 1994. — Раздел 7.5.

    5. Кудрявцев О.Ф. Самовластие человека: Преломление одной гума­нистической идеи в «Утопии» Томаса Мора (ч. П)//Средние века. — Вып. 57. - М., 1994. - С. 158-169.

    6. Никола М.И. «Актуальная проза» Джона Уиклифа//Никола М.И. У истоков английской прозы. — Коломна, 1995. — С. 43—98.

    7. Осиновский И.Н. Политическая тенденция «Истории Ричарда III» Томаса Мора//Европа в средние века. — М., 1972. — С. 407—420.

    8. Subject and Object in Renaissance Culture/Ed. Margareta de Grazia, Maureen Quilligan, Peter Stallybrass. — Cambridge, 1997.

    VII. Творчество предшественников Шекспира. Формирование принципов эстетики английского Возрождения. Две тенденции в ее развитии: идеализация прекрасного и эстетизация ужасного. По­нятие о маккиавеллизме. Петраркизм английского сонета. Роль моралите в формировании системы жанров английской драматур­гии. Жанровое своеобразие ренессансной трагедии (К. Марло) и высокой комедии Возрождения (Дж. Лили).
    Литература

    1. Sidney Ph. Defence of Poesy//The Idea of Literature: The Foundations of English Criticism/Сост., вступ. ст. Д.М. Урнова. — Коммент. Ю.В. Палиевской. (Английский литературно-критический очерк). — М.,

    1979. - С. 31-33.

    2. Сидни Ф. Защита поэзии/Пер. В.Т. Олейника//Литературные ма­нифесты западноевропейских классицистов: Собрание текстов/Вступ. ст. и общая ред. Н.П. Козловой. — М., 1980. — С. 133—174.

    3. Марло К. Сочинения/Пер, с англ. Ред. А. Смирнова; Вступ. ст.А. Парфенова. — М., 1961; М., 1996.

    4. Современники Шекспира: Сб. пьес: В 2 т. — М., 1959.

    5. The Cambrigde Companion to English Renaissance Drama/Ed. A.R. Braunmuller and Michael Hattaway. — Cambridge, 1997.
    VIII. Творчество Шекспира. Актуальные проблемы.

    1. Проблема жанра. Поэтика и функция жанровой ориента­ции названий пьес и Прологов.

    2. Системообразующие конфликты. Магистральные сюжеты.

    3. Ключевые слова: grace, honour, virtue. Понятие о жанро­вом слове.
    Литература

    1. Кржижановский С. Страницы, которых нет. — М., 1995.

    2. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. — М., 1990.

    3. Пинский Л.Е. Шекспир: Основные начала драматургии. — М., 1971.

    4. Шайтанов И.О. Глазами жанра: Проблемы англоязычной крити­ки в свете исторической поэтики//Англистика. Сб. ст. по литературе и культуре Великобритании. — Вып. 1. — М., 1996. — С. 3—26.

    5. Шайтанов И.О. О Шекспире, драматурге и поэте//Шекспир У.

    Собр. соч.: В 8 т. - Т. 1. - М., 1992.

    6. Шайтанов И.О. Жанровое слово у Бахтина и формалистов//Вопр. лит.— 1996. — Май—июнь. — С. 89—114.

    7. Разделы «Комментарии», «Критика о У. Шекспире», «Из опыта учителя» и др.//у. Шекспир. Пьесы. Сонеты: Книга для ученика и учителя/Сост., предисл., коммент., справочно-метод. материалы И.О. Шайтанова. - М., 1997. - С. 549—746.
    IX. Английская поэзия XVII — начала XVIII века. Обзор. Дж. Донн. Дж. Мильтон. А. Поуп. Влияние внелитературных фак­торов на жанровые изменения в поэзии и качество поэтического слова. Значение открытий науки, общественных и политических событий для обретения английской поэзией своеобразного пафоса как одной из важнейших жанровообразующих черт. Взаимодей­ствие жанров проповеди и памфлета. Понятие о метафизике.
    Литература

    1. Milton J. Areopagitica//The Idea of Literature: The Foundations of English Criticism. — (Английский литературно-критический очерк). — М., 1979.

    2. Мильтон Дж. О том роде драматической поэзии, которая назы­вается трагедией/Пер. Ю.Б. Корнеева//Литературные манифесты за­падноевропейских классицистов. — М., 1980.

    3. Pope A. Preface to Homer's Iliad//The Idea of Literature.— М., 1979. - С. 42-43.

    4. Шайтанов И.О. Чаадаев и Пушкин в споре о всемирности//Вопр. лит. - 1995. - Вып. IV. - С. 190-202.

    5. Английская комедия XVII—XVIII веков. Антология/Сост. И.В. Ступников. — М., 1989.

    6. Самарин P.M. Творчество Джона Мильтона. — М., 1964.

    7. Ступников И. Английский театр: Конец XVII — начало XVIII века. — Л., 1986.

    8. Сидорченко Л.В. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти XVIII века.— СПб., 1992.

    9. Сидорченко Л.В. Своеобразие классицизма А. Поупа («Опыт о критике»)//Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. — Сб. ст./Н.П. Михальская. - М., 1983. - С. 3-18.

    10. Шайтанов И.О. Мыслящая муза. — М., 1989. — Разделы «В по­исках цельности». — С. 121—193. «Традиция философского спора. Рус­ский Поуп». - С. 194-203.
    X. Английский роман XVIII века. Обзор. Вырастание романа из периферийных жанров журналистики и деловых записей. Со­хранение журналистской установки на достоверность изображае­мых событий.
    Литература

    1. An Anthology of the English Literature. — XVIII. — L„ 1974. — Хрес­томатия по английской литературе. — XVIII/И.В. Ступников. — Л., 1975.

    2. Defoe D. An Essay Upon Literature//The Idea of Literature. — М., 1979. - С. 44-46.

    3. Fielding H. Preface to Joseph Andrews//The Idea of Literature. — М., 1979. - С. 47-53.

    4. Johonson S. The Rambler, Number 4, 1750//The Idea of Literature. —M„ 1979. - С. 54-59.

    5. Гольдсмит О. Векфильдский священник/Пер. Т.М. Литвиновой; Вступ. ст. и коммент. Ю.И. Кагарлицкого; Ред. К.И. Чуковский. — М., 1956.

    6. Честерфильд Ф. Письма к сыну: Пер. с англ. — М., 1993.

    7. Шефтсбери. Эстетические опыты/Сост., пер., коммент. Ал.В. Ми­хайлова. — М., 1975.

    8. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. — М., 1966.

    9. Левидов М.Ю. Путешествие в некоторые отдаленные страны, мысли и чувства Джонатана Свифта, сначала исследователя, а потом воина, в нескольких сражениях/Вступ. ст. А.Л. Зорина.— М., 1986.

    10. Муравьев B.C. Джонатан Свифт. — М., 1968.

    11. Муравьев B.C. Путешествие с Гулливером. — М., 1973.

    12. Папсуев В.В. К вопросу о генезисе жанровой разновидности «ро­ман-история» (на примере романов Даниэля Дефо)//Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. — Сб. ст./Н.П. Михальская. — М., 1983.

    13. Подгорский А.В. «Дневник» Сэмюэля Пипса (К вопросу о ста­новлении английского просветительского романа)//Проблемы метода и жанра в зарубежной литературе. — Сб. ст./Н.П. Михальская. — М., 1983.

    14. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных ге­роев.— М., 1973.

    15. Топоров В.Н, Пушкин и Голдсмит. — Wien, 1992.
    Список обязательной литературы

    I.

    1. Древнеанглийская поэзия/О.А. Смирницкая, В.Г. Тихомиров. — М., 1982.

    2. Ирландские саги/Пер. Смирницкой О.А. Ирландский эпос/Пер., вступ. ст., примеч. Смирнова А.А. — М., 1973.

    3. Предания и мифы средневековой Ирландии: Сб./Сост., пер., вступ. ст. — С. 5—30. — С.В. Шкунаева/Ред. Г.К. Косиков. — М., 1991.

    II.

    Беовульф//Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах/Ст. и коммент. О.А. Смирницкой.— М., 1975. — С. 631—659.

    III.

    Мэлори Т. Смерть Артура/Б.И. Пуришев. — М., 1974.— (Лит. памятники).

    IV.

    Английские и шотландские баллады/Пер. С. Маршака; Ред. Н.Г. Елиной, В.М. Жирмунского. - М., 1973.

    V.

    1. Чосер Дж. Кентерберийские рассказы/Пер. И. Кашкина, О. Румера; Вступ. ст. и примеч. И. Кашкина. — М., 1973.— (БВЛ); М., 1988.

    2. Ленгленд У. Видение Уилльяма о Петре Пахаре/Пер., вступ. ст. — С. 5—40; Примеч. — С. 271—275.—Д.М. Петрушевского — М.; Л., 1941.

    VI.

    Марло К. Трагическая история доктора Фауста/Пер. Е. Бируковой// Марло К. Сочинения. - М., 1961. - С. 211-279.

    VII.

    Шекспир У.

    1. Ромео и Джульетта. 4. Гамлет.

    2. Ричард III. 5. Буря.

    3. Макбет. 6. Сонеты.

    VIII.

    Уэбстер Д. Всем тяжбам тяжба//Младшие современники Шекспира/ А.А. Аникст; Сост. АН. Горбунов и С.Э. Таск. - М., 1986. - С. 259-336.

    IX.

    Мильтон Дж. Потерянный рай/Пер. Арк. Штейнберга; Вступ. ст. А.Аникста; Коммент. И. Одаховской.- М., 1982.

    X.

    Дефо Д. Робинзон Крузо//Дефо Д. Робинзон Крузо. История пол­ковника Джека: Пер. с англ./Вступ. ст. М. и Д. Урновых; Примеч. М.Алексеева и др.- М., 1974; Л., 1974.

    XI.

    Свифт Дж. Путешествие Гулливерам/Свифт Дж. Избранное/Сост. и коммент. В. Рака, И. Чекалова; Предисл. В. Рака.-Л., 1987; М., 1976.

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


    написать администратору сайта