Черноземова Е. Н. История английской литературы Планы. Разработки. Материалы. Задания. 2е изд., испр
Скачать 1.16 Mb.
|
III. Баллады о Робине Гуде1. Жанр баллады. Отличие баллады от исторической песни. 2. Основные циклы шотландских и английских баллад. Их жанровые модификации:
3. Основные персонажи баллад о Робине Гуде и их функции. 4. Функции образа Робина Гуда:
5. Основные темы и мотивы:
Литература 1. Английские и шотландские баллады/Вступ. ст. Л. Аринштейн. — М., 1988.-С. 11-28. 2. Висковатый П. М.Ю. Лермонтов. Юность поэта. — Гл. V. — Шотландский бард Фома Лермонт//Русская мысль, 1882. — № 2. — С. 152—155. 3. Диброва И.А. К вопросу теории и истории жанра английской народной баллады//Вопр. романо-германской филологии. — Киев, 1974. - С. 53-68. 4. Колесников Б.И. Традиции и новаторство в шотландской поэзии XVI—XVIII веков.— М., 1970.— Зарождение шотландской национальной литературы. — С. 9—56. 5. Мещанская О.Л. Народная баллада Англии (цикл о Робине Гуде): Автореф. канд. филолог, наук. — Горький, 1967. 6. Мещанская О.Л. Образ мятежника в народно-поэтическом творчестве Англии средних веков и последующая литературная традиция// Литературные связи и проблема взаимовлияний. — Горький, 1984. — С. 58-65. Дополнительно Скотт В. Айвенго. IV. Джеффри Чосер. «Кентерберийские рассказы»1. Паломничество как культурно-историческое явление. Ритуальность. Порядок паломников в кавалькаде. (По тексту Дж. Чосера.) 2. Паломничество как жанр. Его отличия от жанра путешествий. Целеполагание. Понятие о духовной вертикали. 3. Семантика слов «путь» и «дорога». 4. Композиция книги в сопоставлении с «Декамероном» Боккаччо. 5. Меняющееся представление о человеческом достоинстве как показатель движения времени и смены культурно-исторических эпох:
6. «Рассказы» как энциклопедия жанров:
Задания:
См. литературу к лекции V. GEOFFREY CHAUCER THE CANTERBURY TALES The Prologue Whan that Aprille with his shoures sote The droghte of Marche hath perced to the rote, And bathed every veyne in swich licour, Of which vertu engendred is the flour; Whan Zephirus eek with his swete breeth Inspired hath in every holt and heeth The tendre croppes, and the yonge sonne Hath in the Ram his haife cours y-ronne, And smale fowles maken melodye, That slepen al the night with open ye, (So priketh hem nature in hir corages): Than longen folk to goon on pilgrimages (And palmers for to seken straunge strondes) To ferne halwes, couthe in sondry londes; And specially, from every shires ende Of Engelond, to Canterbury they wende, The holy blisful martir for to seke, That hem hath holpen, whan that they were seke. ДЖЕФФРИ ЧОСЕР КЕНТЕРБЕРИЙСКИЕ РАССКАЗЫ Общий пролог Когда апрель обильными дождями Разрыхлил землю, взрытую ростками, И, мартовскую жажду утоля, От корня до зеленого стебля Набухли жилки той весенней силой, Что в каждой роще почки распустила, А солнце юное в своем пути Весь Овна знак успело обойти, И, ни на миг в ночи не засыпая, Без умолку звенели птичьи стаи, Так сердце им встревожил зов весны, — Тогда со всех концов родной страны Паломников бессчетных вереницы Мощам заморским снова поклониться Стремились истово; но многих влек Фома Бекет, святой, что им помог В беде иль исцелил недуг старинный, Сам смерть приняв, как мученик безвинный. Пер. И. Кашкина
Дополнительно Элиот Т.С. Убийство в Храме//Еliot T.S. Murder in the Cathedral// Элиот Т.С. Избранная поэзия: Поэмы, лирика, драматические произведения/Л. Аринштейн, С. Степанов. - СПб., 1994. - С. 235-361. |