Главная страница
Навигация по странице:

  • Существует несколько видов аннотаций.

  • Виды аннотаций по объему

  • Каковы основные цели и задачи аннотирования Основные цели и задачи аннотации

  • Используя дополнительные источники (интернет), подготовьте доклад на тему «История развития практики и теории аннотирования».

  • 1 семинар. Что представляет собой аннотация


    Скачать 22.67 Kb.
    НазваниеЧто представляет собой аннотация
    Дата22.12.2022
    Размер22.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1 семинар.docx
    ТипДокументы
    #858677

    Подготовьте ответ на следующие вопросы:


    1. Что представляет собой аннотация?

    Аннотация – это короткая, сжатая, характеристика книги, ее своеобразное резюме. Цель такого краткого изложения – дать читателю примерное представление о содержании произведения, помочь ему сориентироваться в обилии литературы и выбрать необходимое.

    Аннотация пишется с учетом целевой аудитории книги (для кого она – для студентов или школьников, для профессионалов или новичков) и с учетом того, кому адресована сама аннотация. Также следует обращать внимание на общую важность и полезность произведения, его назначение.

    Существует несколько видов аннотаций. Основными критериями их деления является содержание и объем.

    Виды аннотаций по содержанию.

    Рассмотрим каждый вид аннотации по содержанию подробно.

    - Справочная аннотация (иногда их еще называют описательными) – в нейтральных тонах описывает главную тему публикации, ее жанр и нюансы изложения. В некоторых случаях может содержать минимальные сведения о самом авторе.

    - Рекомендательная аннотация – намеренно описывает определенные детали, которые могут заинтересовать читателя. Зацепить эмоционально или вызвать исключительно профессиональный, исследовательский интерес.

    - Групповая или общая аннотация – в ее основе обобщенная характеристика нескольких первоисточников. Фокус на идее в целом и способах реализации ее в публикации. Данный вид аннотаций чаще всего пишется к предназначенным для широкой аудитории текстам.

    Виды аннотаций по объему

    Рассмотрим каждый вид аннотации по объему подробно.

    - Краткие – ограничиваются характеристикой 1-2 аспектов произведения. В большинстве случаев, указывают на глубину проработки рассмотренной автором проблемы или затронутой тематики. Либо пишутся как максимально сжатое резюме.

    - Полные или развернутые – помимо обобщенной передачи содержания, содержат короткое, лишенное деталей, описание разделов, глав, частей или рубрик.


    1. Каковы основные цели и задачи аннотирования?

    Основные цели и задачи аннотации

    • Аннотация является кратким резюме большей по объему работы, имеющей научный характер.

    • Аннотация может публиковаться самостоятельно, в отрыве от основного текста и, следовательно, должно быть понятным без обращения к самой публикации.

    • По аннотации к статье читателю должна быть понятна суть исследования.

    • По аннотации читатель должен определить, стоит ли обращаться к полному тексту статьи для получения более подробной, интересующей его информации.

    • Аннотация к статье является основным источником информации в отечественных и зарубежных информационных системах и базах данных, индексирующих журнал.

    • Аннотация доступна на сайте журнала для всеобщего обозрения в сети Интернет и индексируется сетевыми поисковыми системами.

    • Аннотация на русском языке является основой для подготовки аннотации на английском языке.

    • Аннотация на английском языке включается в англоязычный блок информации о статье, который загружается на англоязычный вариант сайта журнала и подготавливается для зарубежных реферативных баз данных и аналитических систем (индексов цитирования). При переводе аннотаций должна использоваться англоязычная специальная терминология.




    1. Используя дополнительные источники (интернет), подготовьте доклад на тему «История развития практики и теории аннотирования».


    Аннотация представляет собой вторичный текст с предельно сжатым содержанием. Теория вторичных текстов в настоящий момент находится в стадии формирования. Разрабатываются классификации вторичных текстов, изучаются виды преобразования информации во вторичных текстах.

    Принято считать, что «аннотация появилась в России в XVIII в. Её возникновение связывают с именем епископа Дамаскина (Семенова-Руднева), который в «Библиотеке Российской» -первом хронологическом указателе отечественных печатных изданий - дополнил некоторые библиографические описания подробными аннотациями». Однако, уже в XVI и XVII вв. многие книги, в том числе и рукописные, снабжались предисловиями и послесловиями, где давалась весьма подробная характеристика издания: сообщалось о содержании основного текста, причинах выхода книги в свет; объяснялось, для кого она предназначается (читательский адрес), и подробно рассказывалось о сочинителе. Это были те сведения, которые позже вошли в аннотацию и стали ведущими компонентами ее содержания.

    Окончательное выделение аннотации в самостоятельный жанр происходит только в первой половине XVIII в.

    В XIX в. представление об аннотации было иным, так как включались в его содержание сведения о тиражах, языке оригинала, порядковый номер издания и так далее. Ставилась цель - познакомить читателя с содержанием и характером книги [1].

    На рубеже XIX - ХХ вв. начинается окончательное размежевание содержательных характеристик книги с ее формальными признаками. В середине 20-х гг. XX в. аннотациями назывались «приводимые после описания внешних признаков книги дополнения, касающиеся, главным образом, внутреннего содержания: перечень входящих в книгу статей, сведения об авторе, описания иллюстраций, иногда краткая рецензия или ссылки на рецензии в разных изданиях и т. д.».

    К концу 30-х гг. XX в. предлагалось включить в текст аннотации оценку издания (формулирование основных идей книги), однако не всегда было ясно, как это следует делать.

    Послевоенные годы являются временем подъема и восстановления производства различных товаров, в том числе и книжной продукции. В основном были книги общественно-политического, естественнонаучного и сельскохозяйственного характера, но наибольшего роста достигли издания именно художественной литературы. Наиболее популярными являются произведения о Великой Отечественной войне таких авторов как В. Астафьев, Ю. Бондарев, В. Гроссман, А. Твардовский и других. В рассмотренный период наблюдается тенденция не вносить в аппарат издания аннотацию, но все же есть доля книг с аннотациями. Так, например, в книге В. Гроссмана «За правое дело» 1954 г. напечатан такой текст: «Роман «За правое дело» - выдающееся произведение о войне по силе правды и таланта, по мощи авторской мысли. В. Гооссман описывает великое «чудо» Сталинграда». Данный текст отличается информативностью, так как сообщает, о чем эта книга (о войне, описывает чудо Сталинграда). Присутствует сравнение, с помощью которого данное произведение отличается от других (выдающееся произведение о войне), указание на вес авторского слова (по силе правды и таланта, по мощи авторской мысли). Также тексту характерно использование однородных членов предложения, где идет перечисление характеристик произведения.

    В 60-80-е годы возрастает выпуск идеологически ценной литературы. Также растет число подписных и серийных изданий, увеличивается выпуск художественной литературы: правдивые произведения о войне, деревенская проза, книги лагерной тематики. Публикуются произведения и стихи Б. Ахмадулиной, К. Паустовского, А. Солженицына, А. Твардовского, В. Шаламова и многих других советских авторов. Анализируя книги современников данного периода, можно определить, что почти все издания содержали либо краткую, либо довольно обширную по объему аннотацию.

    Аннотация характеризуется информативностью, положительно-оценочными прилагательными (широко известный переводчик, оригинальный, своеобразный поэт), содержит перечисление в виде однородных членов предложения, указание на популярность автора (широко известный переводчик, оригинальный поэт), подтверждение уникальности, оригинальности издания (она является итогом большой и серьезной работы).

    Или, например аннотация к книге А. Шалимова «Тайна гремящей расщелины»: «Над горами Адж-Богдо в Заалтайской Гоби при загадочных обстоятельствах гибнет искусственный спутник Земли... Множество удивительных приключений приходится пережить героям повести «Тайна Гремящей расщелины», прежде чем они проникнут в недра базальтового плато и откроют поразительный источник мощных энергетических излучений. В книгу входят повести о пришельцах из неведомого мира, о поимке чудовища, дошедшего до нас из глубин тысячелетий, и невероятная история, случившаяся с крымским жителем - Митрофаном Кузьмичом Цыбулей. «Тайна Гремящей расщелины» - третья книга геолога и писателя А.И. Шалимова. Первая - «Пульс Земли», о землетрясениях - вышла в Детгизе в 1957 году, а вторая - «Горный компас», рассказы из жизни геологов - в 1960 году».

    Аннотация отличается информативностью, так как композиционно в отдельный абзац выделено содержание книги. Образность достигается использованием эпитетов (удивительное приключение, поразительный источник, невероятная история), присутствует внутренняя интертекстуальность, которая состоит в цитировании текста книги (Над горами Адж-Богдо в Заалтайской Гоби...) и реминисценции (упоминается имя персонажа Ми-трофан Кузьмич Цыбуля). Содержится указание на имя автора (.третья книга геолога и писателя А.И. Шалимова), перечислены названия других его произведений («Пульс Земли», «Горный компас»).

    В период перестройки и в начале 90-х наблюдается снижение выпуска книжной продукции. С одной стороны сократились издания научной, производственной и учебной литературы, с другой стороны в соответствии со спросом вырос выпуск художественной и детской литературы. В результате перестройки стала возможной публикация запрещенных в годы советской власти произведений. Например, печатались никогда не публиковавшиеся или недоступные в СССР книги М. Булгакова, С. Довлатова, Е. Замятина, В. Набокова, А. Платонова и других писателей.

    В данный период времени погони за прибылью аннотация уже прочно входит в состав аппарата книжного издания, и, что немаловажно, носит именно рекламный характер. В середине 90-х аннотацию начинают печатать на задней стороне обложки, тем самым привлекая внимание новых покупателей и читателей.

    Отметим, что за короткий отрезок времени книгоиздание в нашей стране пережило различные периоды своего развития: от послевоенных лет восстановления и увеличения книг различной тематики до времен перестройки, где книгоиздание идет на спад. Во все времена большим спросом у населения пользуется художественная литература. Аннотация не сразу, но прочно начала входить в состав книжного аппарата с середины 60-х годов XX века. Характеризуемые тексты аннотаций всегда отличались информативностью, так как сообщали содержание книги, но с популяризацией массовой литературы эта специфика уступает место дословному цитированию отрезка рекламируемой книги. Становится популярным печатать аннотацию не только на обороте титульного листа, но и на задней стороне обложки. Часте-речный состав предложений отличается использованием прилагательных, выступающих в роли однородных определений, которые усиливают и создают чувство полноты описания объекта. Также характерно использование эпитетов, сравнений. Текст характеризует писательский талант автора или описывает само произведение. Преобладают сложные предложения, осложненные причастными оборотами и однородными определениями. Со времен перестройки аннотация несет не только справочную информацию, но и рекламную, а после того, как ее стали печатать на обложке роль аннотации в репрезентации книги резко увеличивается, становясь основной формой пропаганды книги покупателям и читателям.

    В XXI в. под аннотацией подразумевается вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.

    Современную аннотацию чаще рассматривают как жанр рекламы. Как известно, реклама не ставит цель полного информирования покупателя о свойствах товара, целью рекламы является побуждение покупателя к конкретным действиям: приобретение именно этого, а не иного товара. Аннотация должна подталкивать к приобретению конкретной книги или поддерживать привычку покупать книги именно этого автора, издательства.

    Таким образом, рассмотрев историю развития аннотации, можно отметить, как менялась цель ее использования (от передачи основного содержания текста книги до ее рекламирования); в связи с изменением цели менялись и языковые особенности аннотации (от сложных громоздких предложений, объяснявших кому адресована книга и цель ее издания, до простых понятных и динамичных предложений рекламного характера).


    написать администратору сайта