реферат Эзотерика. Что такое эзотеризм эзотеpизм
Скачать 419 Kb.
|
Содержание:
Люди никогда не сомневались, что наряду с мiром видимым существует и мiр невидимый, как бы его ни называли. На заре человеческой истории эти два мiра вообще не разделялись в человеческом сознании: люди и боги сосуществовали, у каждой вещи была душа. Позже наступила некая дифференциация, но их по-прежнему объединяло представление о единстве законов, управляющих тем и этим мiром. Учение о единстве этих законов и называется сегодня эзотеризмом. В реферате используется терминология, которой пользуются эзотерики разных направлений, потому что это - проблема болезненная, один из тех камней преткновения, о которые спотыкаются попытки взаимопонимания между различными школами. Этим объясняется и написание слова мiр в значении "Вселенная" (`o Kosmos) через "i десятеричное", а слова мир в значении "отсутствие войны" (`h 'Eirhnh) через обычное "и", как то до сих пор принято в богословских трудах.
ЭЗОТЕPИЗМ, тж. эзотерика, эзотерический: эти слова происходят от греч. esoterikos, "внутренний". Термин возник в эпоху эллинизма (IV-III в. до н.э.). Исторически он обозначал тайноведение, "ВНУТРЕННЮЮ ДОКТРИНУ" религиозного, философского или иного учения, доступную лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от ЭКЗОТЕРИЧЕСКОЙ, "внешней", изучение которой не только было доступно всем, но и вменялось им в обязанность. Сегодня ЭЗОТЕРИЗМ - это обобщающее название современного учения или, точнее, представления о мiре и человеке как единстве макрокосма и микрокосма, не ограничивающегося рассмотрением одних только их материальных характеристик, метод познания "внутренней сущности" всех вещей, мерой которых, как известно, является человек. Это название окончательно прижилось после Второй мировой войны на Западе как термин, призванный заменить два аналогичных и, в общем-то, синонимических термина, значение которых к тому времени изменилось: ГЕРМЕТИЗМ и ОККУЛЬТИЗМ. Если не придираться к частностям, то все три термина обозначают одно и то же: в философском плане - определенный взгляд на мiр, предполагающий, что непознанное и даже признанное непознаваемым требует столь же уважительного отношения и строго научного подхода, как уже познанное или признанное познаваемым, в практическом же плане - совокупность дисциплин, изучающих законы, общие для того и другого. В чем же между ними разница? Слово ГЕРМЕТИЗМ так же, как и слово ЭЗОТЕРИЗМ, придумано греками в эпоху эллинизма или чуть раньше: Геродот (484-425 до н.э.) рассказывает о египетских жрецах, обладающих тайным знанием и возводящих это знание к некоему Гермесу Трисмегисту, от имени которого и образовано слово. От того же слова, точнее, от имени, происходит и понятие "герменевтика" - искусство толкования священных текстов, получившее в православной практике название "экзегетика" (толкование Священного Писания), а также всем известное слово "герметический" в смысле "плотно закрытый". Древние и даже эллинистические греки, проникая в чужие страны, не утруждали себя герменевтикой, то есть не вникали в подробности местного пантеона. Они просто подгоняли местных богов под своих собственных - главным образом по функциям, хотя эти функции у греческих богов со временем тоже менялись. На рубеже древности и эллинизма сложились и герметические науки, изучающие явления одних планов (уровней) бытия по их проявлениям на других согласно принципу подобия. Этот принцип, иначе называемый законом подобия (или аналогии, симпатии), был, по преданию, открыт самим Гермесом Трисмегистом и выражен в знаменитой формуле: "То, что внизу, подобно тому, что наверху". Эпоха эллинизма вообще представляет собой своего рода водораздел между древним и новым мiром. - drei - drei, bei Issos Keilerei, как заучивали немецкие гимназисты, победа при Иссе. Те, кто жили до этой эпохи, представляются нам людьми довольно дикими или по меньшей мере странными. Чтобы в этом убедиться, достаточно попробовать почитать книги Ветхого Завета, написанные до эпохи Александра или, если уж быть точным, до Ездры и его ученика Неемии (V в. до н.э.). Современный человек не понимает той логики, которой руководствовались авторы этих книг и их герои. Как сказал однажды Виктор Васильевич Бычков, философ и историк культуры, "все время кажется, что это были инопланетяне". Наша логика начинается с Экклезиаста. Таким образом, под ГЕРМЕТИЗМОМ люди той эпохи понимали учение, возникшее как признание наличия скрытой, непознаваемой сущности вещей, открытой лишь посвященным. Слово же ЭЗОТЕРИЗМ стали примерять к себе христианские иерархи: себя они считали эзотериками, и не без оснований - какое учение может быть эзотеричнее веро-учения? - а всех остальных, включая царей, - экзотериками. Недаром даже Святой Константин, память которого вместе с его матерью Еленой ныне отмечается Православной церковью 21 мая ст.ст. (3 июня), в документах Никейского собора (325) именуется `o 'episkopos twn 'exoterikwn - "владыка внешних". Герметизм как учение и как термин дожил до рубежа предыдущего и нынешнего тысячелетий, то есть до Великой схизмы 1054 г., когда римский папа (Лев IX) и константинопольский Патриарх (Михаил Кируларий) заочно прокляли друг друга. XI век вообще был периодом окончательного оформления д о г м ы во всех трех мiровых религиях - иудаизме, христианстве и мусульманстве. Последствий от этого было много, для нас же важно вот что. Если оформилась догма, значит, оформилось и представление о том, что к ней не относится, понятие догмы и не-догмы. Прежде знание хотя бы основ герметизма считалось признаком образованности, эрудиции. В гороскопы можно было верить или не верить, но составлять их умели - в этом признается, например, замечательный византийский писатель и царедворец Михаил Пселл (1018-78), современник великой схизмы. Теперь же это знание стало порочным, поганым ("языческим", от лат. paganus). Право на связь с мiром невидимым было монополизировано церковью, все прочие эзотерики превратились в соперников, конкурентов, расправа с которыми не заставила себя ждать - начиналась эпоха сожжения ведьм. Герметизм вкупе со всем прочим античным наследием был обьявлен дьявольщиной и забыт. Возродился он, впрочем, очень скоро, и тоже вместе со всем античным наследием, но уже под другим названием: ОККУЛЬТИЗМ. Слово ОККУЛЬТИЗМ происходит от лат. occultus, "скрытый" и обозначает все то же учение о существовании скрытой взаимосвязи между событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки. Pазвитие естественных наук в XVI-XVII в. (изобретение телескопа и микроскопа, бином Ньютона, гелиоцентрическая система) несколько ослабило интерес к оккультизму, а вскоре настала и эпоха Просвещения, представители которой стали изгонять из массового сознания не только дьявола, но и Бога, причем вместе с водой, естественно, выплеснули и ребенка, да не одного, а нескольких. Нас, впрочем, пока интересует только один ребенок, а именно оккультизм: его опять забыли чуть ли не на полтора века. Я имею в виду, впрочем, только образованные круги, в народе-то вера в чудеса никогда не умирала. Открытие Урана (1784) совпало с началом нового периода в истории эзотеризма. В конце XVIII и особенно в XIX веке оккультизм возродился с новой силой в результате философских исканий членов многочисленных тайных обществ (розенкрейцеры, иллюминаты, масоны), практической потребности ученых-естественников, гл.об. врачей (Месмер, Галль, Ганеман), и "открытия" европейцами восточных и своих собственных древних учений, переработанных на новом теоретическом уровне (хиромантия, спиритизм, теософия). Путем многих проб и ошибок оккультисты искали путь к объединению древних, во многом устаревших теорий с данными современной им науки. При этом каждое маленькое общество вырабатывало свой понятийный язык. Различие между этими языками дает о себе знать и сейчас. Беда еще в том, что оккультизм подталкивал их к политике. Эзотерический взгляд на мiр есть философия человека, свободного от каких бы то ни было предрассудков, и начинающие изучать ее часто путали духовное освобождение с социальным. Достаточно вспомнить русские союзы декабристов, возникшие на основе масонских лож. Но о масонах речь пойдет особо. Так или иначе, к концу XIX века оккультизм в основном сложился как цельное и вполне научно обоснованное мiровоззрение. За весь девятнадцатый век вообще было сделано очень много - во всех областях развития оккультизма. Появилось много новых дисциплин. Однако эпоха fin de siecle ("конца века") и последовавшее за ним двадцатилетие войн и революций снова смешали все карты. Сначала оккультизм стал модой, после чего, естественно, появилось множество откровенных обманщиков и шарлатанов, и дело кончилось тем, что оккультизм перестали воспринимать всерьез. Над ними стали насмехаться. Даже Ярослав Гашек в "Похождениях бравого солдата Швейка" вывел повара-оккультиста Юрайду. Увлекаться оккультизмом стало для образованных людей зазорным. В 20-е - 30-е годы начался новый, на сегодняшний день последний этап в развитии эзотеризма. Слово "оккультизм", ставшее уничижительным, было забыто, и названия подбирались новые. Оправилось от ударов судьбы Теософское общество, созданное Еленой Блаватской. В Швейцарии д-р Рудольф Штайнер основал "храм" антропософии. В Америке возник Институт парапсихологии, в России - целое научное направление по исследованию возможностей человека (Бехтерев). Нацисты в Германии попытались поставить себе на службу астрологов и ясновидящих. В Англии под именем "Серебряной звезды" возродился орден "Золотой зари", основанный в конце XIX в., и так далее. Самые умные из власть предержащих начали осознавать ценность эзотерической науки. Все исследования, могущие хоть как-то повлиять на расстановку сил в мiре или на престиж государства, стали субсидироваться - и засекречиваться. До этих пор вся эзотерика, включая и церковь, на протяжении тысячелетий жила только на свои доходы и на частные, пусть даже королевские, пожертвования. В годы второй мiровой войны это развитие замедлилось, многие эзотерики умерли или погибли. Но сразу после войны оно возобновилось и быстро пошло вперед. Появились многочисленные общества и организации, учебные центры, факультеты, издательства и магазины, стало выходить все больше новых книг и переизданий старых. Появление компьютеров позволило создать специальные программы и базы данных. Возникли новые направления и дисциплины, к старым теориям были найдены новые подходы. И ко всему этому как-то прижилось название ЭЗОТЕРИКА как некое объединяющее понятие. Сначала оно, естественно, получило распространение за рубежом, а после крушения социализма - и у нас. У нас, правда, эзотерика тогда расцвела махровым цветом, как в начале века. Но это пройдет, да и уже проходит. В целом же, несмотря на очевидное признание, эзотерика до сих пор занимает маргинальное положение, находясь как бы на периферии общественного сознания. Эзотеризм как философия прежде всего удобен, потому что помогает объяснить и понять многие вещи, а также прогнозировать их развитие. То есть требованиям, предъявляемым к теории, он отвечает (теория, как известно, должна не только объяснять, но и прогнозировать). Кроме того, его построения красивы, а красота - еще один признак хорошей теории. Прикладные эзотерические дисциплины тем более удобны, потому что помогают найти решение многих практических проблем. Однако тысячелетняя печать "зазорности" еще не стерлась. И хотя короли и президенты, спортивные чемпионы и секретные службы, не говоря уже о простых людях, успешно пользуются услугами целителей и ясновидящих, астрологов и гадалок, признаваться в этом как-то не принято. И дело тут даже не столько в секретности, сколько в позиции академической науки, незаметно сменившей церковь на посту блюстителя нравов. Не секрет, что многие отрасли современной науки переживают не лучшие времена. Не секрет также, что многие представители этой науки больше интересуются своими собственным, чем чужим преуспеянием. Но есть и добросовестные ученые, продолжающие разоблачать "эти средневековые суеверия" по той лишь причине, что своим знакомством с эзотерикой они обязаны дешевой американской литературе, астрологунедоучке или лекарю-шарлатану. Но так будет не всегда. В истории человечества наступает новый перелом, "водораздел", и очень может быть, что людям какого-нибудь XXIII века мы будем казаться такими же инопланетянами, какими нам кажутся жители древнего Шумера. Уже в будущем, XXI веке, то есть очень скоро, эзотерические науки займут свое место в программах учебных заведений наряду со всеми другими. Ведь на самом деле и те, и другие тесно связаны между собой. Однако переход от прежней логики к новой, хотя он уже начался, займет несколько столетий.
Развивались эзотерические науки так же, как все другие, например, физика или химия. Если первоначально ими занимались "в комплексе" - химик вполне естественным образом изучал алхимию, астроном - астрологию и т.д., то потом пути этих наук разошлись, так что нам теперь приходится иметь дело со множеством узких дисциплин. Впрочем, границы между ними размыты, так что на их стыке постоянно возникают все новые дисцилины, да и сама область эзотерических наук тесно соприкасается с другими областями человеческого знания, которые можно было бы объединить под названием н а у к о ч е л о в е к е. Таких наук очень много. Даже их алфавитный список, от антропологии до языкознания, занял бы столько же места, сколько вся эта статья. В наши дни человек, решивший изучать какую-то одну из этих наук, вынужден не только "узнавать все больше о все меньшем и меньшем" (узкая специализация), но и постоянно обращаться к "соседним" наукам. Так, психиатру часто приходится изучать и социологию, и педагогику, и философию, а астрологу бывает не обойтись без хиромантии, графологии или Таро.
Сюда же относятся френология (установление характера по выпуклостям черепа), физиогномика (то же по чертам лица), а также нумерология - определение характера и предсказание судьбы по числовым значениям букв имени и цифр даты рождения. К ним же примыкают и дисциплины неоккультные, также использующие объективные данные: криминалистика, паралингвистика (изучение мимики, жестикуляции) и многие диагностические методики - например, иридология, определяющая состояние здоровья по радужной оболочке глаза. В конечном итоге сюда же следовало бы отнести и психиатрию, выводы которой тоже строятся на объективных проявлениях личности - реакциях, высказываниях и т.п., симулировать которые достаточно сложно.
предоставляет о себе сам. Это главным образом какие-то образы подсознания, которые сам человек обычно истолковать не умеет; специалист выступает здесь в роли "дешифровщика". Сюда относятся все мантические дисциплины, то есть различные способы г а д а н и я. Способов гадания существует очень много, начиная от гадания на картах, палочках или кофейной гуще и кончая экзотическими приемами древних и полудиких народов, предсказывавших судьбу по полету птиц, по трещинам на панцире черепахи или по характеру дыма, поднимающегося над жертвенником. Гадать на самом деле можно на чем угодно, потому что ответ на вопрос уже заключен в подсознании спрашивающего, иначе не возник бы сам вопрос. Гадательные символы лишь помогают сделать этот ответ понятным. Толкование снов (онейрология) также входит в эту группу, так как сны принадлежат не объективному, а субъективному мiру. Сюда же следует отнести и каббалистическую нумерологию, исследующую случайные сочетания букв и цифр. Со стороны неоккультных наук к мантическим дисциплинам примыкает психология, также занимающаяся изучением тех данных, которые человек дает о себе сам, что-то сообщая, а что-то утаивая. Наиболее ярко эти признаки психологии выражены в психоанализе Фрейда. Ясно, что к этой категории относятся и столь распространенные ныне психологические тесты.
другое. Магией занимались как профессионалы (жрецы, колдуны, шаманы), так и обыкновенные люди. Три волхва, пришедшие, по евангельскому сказанию, поклониться младенцу Иисусу, тоже были не кем иным, как вавилонскими магами, узнавшими о рождении Спасителя из наблюдений за небосводом. Существует несколько видов магии, различающихся по целям и способам воздействия. Профессиональную магию издавна подразделяли на белую (теургию) и черную (чародейство, чернокнижие). Различие между ними скорее этическое, чем техническое: если первая направлена на уменьшение зла в мiре, то вторая имеет противоположную цель. Натуральная же или "народная" магия просто составляет неотъемлемую часть нашей жизни. "Любое действие, совершаемое намеренно, уже есть магия", - говорил Алистер Кроули и был прав, ибо осознание человеком своего намерения уже вызывает изменения в окружающем его мiре, облегчая осуществление этого намерения, если оно не нарушает космического равновесия, или затрудняя, если нарушает. |