реферат Эзотерика. Что такое эзотеризм эзотеpизм
Скачать 419 Kb.
|
ХРАМОВНИКИ (тамплиеры, от лат. templum - "храм"): Templarii sive fratres militiae templi - духовный рыцарский орден, возникший в ходе крестовых походов, осн. Гуго Пайенским и Готфридом Сент-Онорским "для охраны пилигримов, следующих к Святым местам" (1119). Наз. по резиденции гроссмейстера ордена в бывшем храме Соломона в Иерусалиме. В XIII в. - богатейший и влиятельнейший орден. Тамплиеры мечтали о водворении на земле Царства Мира и Единения всех народов, для чего занимались эзотерическими изысканиями и поиском межконфессиональной церковности на основе гностических учений. "Церковность" понимается здесь в ее изначальном смысле, от греч. 'ekklhsia, "общность" людей, объединенных одной идеей. Тамплиеры заимствовали у гностиков (следы которых лучше сохранились на Востоке, чем на Западе) символ андрогина в его первоначальном значении: для них это был оккультный образ вселенского единения. Его изображали в виде фигуры с крыльями, восседающей на кубе. На голове - факел с тремя пламенами. Правая рука мужская (с лат. надписью solve - "разрешай"), левая - женская (с надписью cоagula - "сгущай"). Беда в том, что у Андрогина была козлиная голова; ее рога, борода и уши складываются в опрокинутую пентаграмму. У христианских иерархов она ассоциировалась с Диаволом. Между тем пентаграмма, она же пентальфа, пентаиерон (от греч. pente, "пять"), у пифагорейцев была символом здоровья и опознавательным знаком общины. В христианской символике она олицетворяла пять ран Иисуса или, в числовом толковании, двойственную природу Христа (божественную и человеческую). По концам пентаграммы расставляются еврейские буквы "йод", "хе", "шин", "вав" и "хе", составляющие имя Иисуса (к уже известной нам тетраграмме добавляется буква Шин - J-H-V-Sh-A). С козлоподобными божествами у римского престола вообще были проблемы. Кроме греческого Пана и палестинского Азазела имелся еще кельтский Кернунн и другие языческие божества, украшенные копытами и рогами. Продолжали отмечаться языческие праздники, хотя и прикрытые христианским флером. Народ (включая и крестьян, и рыцарей) продолжал заниматься магией или по крайней мере верить в нее. И церковь наконец решила дать им бой. Первых "ведьм" начали казнить уже в XI веке. Майские и ноябрьские праздники пробуждения и засыпания природы (1 мая и 1 ноября) превратились в ночи шабашей. Евреев как носителей "диавольского знания" казнили, изгоняли или в лучшем случае запирали в гетто в течение всей "осени" эры Рыб (XI - XVI в.) и даже позже. Все прежние языческие божества и духи оказались ипостасями Диавола. Их было огромное количество, и они становились все хитроумнее с каждым веком и даже с каждым годом. По необходимости возник экзорцизм - технология изгнания Диавола или его подручных из людей, "оседланных" ими. Различие между этой и архаической "оседланностью" (винти, берсерки) заключалось лишь в том, что суждение об этом выносилось не самим "оседланным", а совершенно посторонними людьми, то есть вообще было спорным. Классический труд на эту тему - "Молот ведьм" Я. Шпренгера и Г. Инститориса . Таков и был тот тупик, в который загнали верующих христианские иерархи. Даже такая простая мысль, что слова Библии авторитетнее слов епископа, считалась ересью (альбигойцы, вальденсы). В самой церкви это, как мы помним, вызвало движение Реформации. Что же касается эзотеризма, то простой народ уверовал в ведьм и "черную магию", а люди образованные решили самостоятельно во всем разобраться. Они стали собирать и изучать еврейские, арабские и греческие книги. Если это были монахи (которые тогда чаще всего и были наиболее образованными людьми), их за это могло ожидать отлучение от церкви, а то и казнь. Лица светские платили за свои изыскания изгнанием или тюремным заключением. Вообще жизнь каждого из этих исследователей подобна приключенческому роману. Граф Альберт фон Больштедт, он же Альберт Великий (1207-1280), немецкий монах-доминиканец, изучал влияние природных условий (состава и формы лесов, гор и вод) на характер жителей страны и всего, что они создают: картин, статуй, домов, которые они строят... Алхимик Арнольд Вилланова (1235-1312), испанец, учился у арабов и стал придворным врачом Арагонского короля, но был отлучен от церкви как колдун и бежал из Испании. Автор многих сочинений по медицине, алхимии, магии (собр. соч. Базель, 1585), труда "О печатях" (12 амулетов по знакам Зодиака). Монах-францисканец Раймонд Луллий (1235-1315), француз, первым из европейцев познакомился с Каббалой и разработал философскомистическую систему, которую назвал Ars Magna ("Великое искусство"). Легенды о нем ходили еще при жизни. Граф Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), итальянец, 23 лет от роду опубликовал 900 тезисов по всем отраслям знаний (De omni re scibili), которые вызвался защищать публично. Основной его мыслью было единство человеческих знаний, непрерывная нить развития человечества вне зависимости от его разделения на народы и вероисповедания. В конце своей краткой жизни пришел к Каббале, с помощью которой хотел найти синтез неоплатонической и христианской, философской и религиозной мысли. Пико считал также, что в человеке господствует высшее, духовное начало, "поднимающее его до божественных высот" и одним из первых в Европе попытался сформулировать идею "всеобщей религии" Немецкий ученый Иоганн Рейхлин (Reuchlin, 1455-1552) издал первую в Европе еврейскую грамматику (1506) и вступился за евреев перед папой, когда кельнские католики (доминиканцы) потребовали сожжения всех еврейских книг. Рыцарь Генрих Агриппа из Неттесгейма (1486-1535) написал трехтомное сочинение "О тайной философии" (De occulta philosophia), в котором впервые объединил все оккультные науки в единую систему. Цель Агриппы состояла в том, чтобы превратить магию из сверхъестественной науки в физику, математику и теологию; магические операции, считал он, могут и должны быть лишь естественным применением этих наук. Учение о взаимной симпатии и антипатии Агриппа возвел в степень всеобщего закона природы. У всех теоретиков позднейшего времени мы обнаруживаем систему Агриппы с более или менее заметными вариациями. Монах-бенедиктинец Иоганн Гейденберг, он же Тритгейм (латиниз. Тритемий, 1462-1516), собрал огромную библиотеку по алхимии, магии и др. эзотерическим темам. За консультацией к нему обращались влиятельнейшие люди Европы. Его ученик граф Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гонгейм (Hohenheim), врач, известный нам под именем Парацельса (1493-1541), применял теории Агриппы в медицине. Он указывал, что между природой (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) существует тесная связь, поэтому познание обоих есть неразрывное целое. Дал теоретическое обоснование многим средствам "народной медицины", основой же своего учения считал натуральную магию. В качестве средств лечения широко пользовался амулетами, травами и "арканами" (от лат. arcanum - "тайна") - сложносоставными препаратами, подбирая их по гороскопу и по часам действия. Последователь Парацельса Мишель де Нотр-Дам (Nostradamus, 1503-1566), врач "от Бога", был еще и визионером, т.е. обладал способностью предвидеть будущее. В чем различие между ясновидящим и визионером? Ясновидящий воспринимает единичный зрительный образ некоего предмета или события в прошлом, будущем или настоящем (в последнем случае - удаленного на значительное расстояние). Визионер же обладает способностью иного рода: он воспринимает целый "видеоряд", процесс развития событий, который может охватывать столетия, а то и тысячелетия. Нострадамус действительно видел будущее, однако описать его мог только в терминах своего времени, т.е. пятисотлетней для нас давности. Но тогда и терминов таких не было, потому что не было самих вещей. К тому же он, по обычаям того времени, пользовался аллегорическим языком. Поэтому адекватная (безошибочная) интерпретация его катренов, увы, невозможна. Другой последователь Парацельса Генрих Кунрат (1560-1601) тщательно изучал Каббалу и старался увязать ее с христианской философией. Главный труд Кунрата, "Амфитеатр", был опубликован только после его смерти, однако его взгляды во многом определили картину мiра будущих розенкрейцеров. Итальянец Джанбаттиста делла Порта (Gianbattista della Porta, 1538-1615) первым возвел натуральную магию в ранг самостоятельной научной дисциплины. После долгих путешествий по Европе и Азии основал в Неаполе "Общество по изучению тайн природы" и в 1589 г. издал окончательный вариант своего труда - "Натуральная магия" (Magia naturalis). Что же такое магия, о которой мы с вами уже столько говорили? Со времен Агриппы она наконец перестала быть "страшной тайной", которую боги или демоны открывают отдельным избранным. На основе закона подобия ("то, что внизу, подобно тому, что наверху") Агриппа доказал естественный характер магии: - все однородное находится в условиях взаимного обмена, высшее господствует над низшим, но и низшее действует обратно. На этом основании все магические явления становятся лишь действиями единого всеобъемлющего закона природы, и магия основывается уже не на "недозволенных операциях", исполняемых с помощью духов, но на целенаправленном использовании человеком этого закона. Ее подразделяют на несколько родов или видов - во-первых, с точки зрения этики. Начнем с Белой магии или теургии: это магич. воздействие, имеющее целью достижение или восстановление космического равновесия, не противоречащее Божественной воле, т.е. применяемое с добрыми намерениями. Противоположностью Белой считают Магию черную: это магич. действия, имеющие целью нарушение космического равновесия, противоречащие Божественной воле, совершаемые злонамеренно. В описываемую эпоху лицо, задумавшее причинить вред кому-л. при помощи магич. действий, предварительно "заключало договор с силами зла". Само выражение "черная магия" восх. к греч. "некромантия", использовавшемуся церковью в Средние века для обозначения всякого "недозволенного волшебства". В народной этимологии "некромантия" превратилась в "нигромантию" (по анал. с лат. niger, "черный"), отсюда и пошло слово; понятие же "белая (дозволенная) магия" возникло позже как противопоставление "черной". В наши дни иногда выделяют также Серую или нейтральную магию: под этим подразумеваются действия, не ведущие к изменению космического равновесия или просто совершаемые без осознаваемого доброго или злого намерения. Последнее опасно, т.к. в результате подобного действия может быть причинен вред. Во-вторых, магию подразделяют по сферам и характеру применения:
.
Двадцатый век настолько богат книгами, теориями и именами, школами и течениями, событиями и коллизиями, что для реферата о них потребовалось бы очень много страниц. Поэтому придется ограничиться лишь главными направлениями и тенденциями развития эзотерики, останавливаясь лишь на самых важных из конкретных имен и фактов. Из т е н д е н ц и й я бы выделил специализацию и идеологизацию. Нельзя сказать, чтобы этого не наблюдалось раньше, но всеобщая математизация и компьютеризация XX в. усилили первую, а распад идеологических систем прошлого - вторую. Специализация - это дробление традиционных оккультных дисциплин на вторичные, третичные и еще более узкие. Есть астрологи, занимающиеся, к примеру, только синастрией (гороскопы партнеров), и т.п.: гадатель работает главным образом с рунами, целитель пользуется интегральной йогой, а маг - церковной атрибутикой. Такой специалист очень хорошо разбирается в своей узкой дисциплине, с другими же знаком более или менее - в силу, так сказать, производственной необходимости. Однако для работы или, точнее, для уверенности в себе ему, как правило, нужна еще некая идеологическая концепция. Вторая тенденция в том и проявляется, что специалисты-эзотерики ищут себе такую концепцию - и находят ее, но при этом нередко попадают в ловушку. Самое большое заблуждение - уверовать в одно из таких учений, сочтя остальные вредными и ненужными. Для настоящего эзотерика в наследии прошлых эпох не может быть ничего вредного, а тем более ненужного: "Все мне позволительно, но не все полезно", писал все тот же ап. Павел, - "все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1 Кор. 6:12). Если же человек позволяет какому-либо учению "обладать" собою, то это уже не эзотеризм, это религия, то есть добровольное ограничение человеком того уровня обобщений, до которого он мог бы подняться. Нужно разграничивать религию, философию и эзотерику: Богу - Богово, кесарю - кесарево, а Гермесу - Гермесово. Некоторым удается избежать этой ловушки: не найдя среди "того, что есть", ничего, удовлетворяющего их полностью, они строят свою собственную теорию. Самый лучший комментарий к древним книгам - ваш собственный. То же относится и к теории, потому что время проходит, знания накапливаются, меняется значение понятий, обогащается набор деталей, хотя картина мiра в принципе остается одною и той же. Это, кстати, один из важнейших критериев правильности любой эзотерической концепции: если вы, читая книгу, замечаете, что и сами думали так же, только не умели этого выразить, значит, в ней и в самом деле заложена истина. начнем с одного из трех н а п р а в л е н и й развития эзотерики, которые тоже существовали прежде, но в XX столетии приобрели особенно резкие очертания:
Итак, (1) эзотерическая философия. Понятие это, конечно, очень обширное, т.к. включает не только "общую теорию всего", но и все остальные элементы треугольника эзотерика - философия - религия, а также взаимосвязи между ними. Но оно же для нас и самое важное. . Из писателей к эзотерикам относятся в первую очередь Гилберт Кит Честертон (рассказы о патере Брауне и сборник эссе о человеке) и Станислав Лем, вообще крупнейший современный философ ("Солярис", путешествия Ийона Тихого, эссе о прогрессе). У нас это Даниил Андреев ("Роза мiра") и в какой-то мере братья Стругацкие (концепция Странников и вопрос об этике магов в "Понедельнике"). Вообще писатели, обращающиеся к теме Космоса, часто поневоле сталкиваются с эзотерическими проблемами, хотя разрешить их удается лишь немногим. Многое могут дать внимательному читателю латиноамериканские писатели - потому что у них, в отличие от североамериканцев, е с т ь история. Например, Габриэль Гарсиа Маркес ("Сто лет одиночества") и в какой-то мере Карлос Кастанеда (эпопея о доне Хуане), но именно что только в какой-то мере: дон Хуан - всего лишь уже знакомый нам шаман, он "все правильно говорит", но его уровень понимания мiра - это уровень архаичной культуры, обращение не к будущему, а к прошлому эзотеризма. Именно потому он так доступен и понятен нашим эзотерикам-любителям, у которых тоже трудности с историей. Здесь опять-таки следует отличать эзотерический подход от иных, пусть не менее любопытных. Так, ни Герман Гессе ("Игра в бисер"), ни Джон Фаулз ("Маг" или, как его зачем-то перевели в 1993 г., "Волхв"), ни даже Михаил Булгаков - не эзотерики, а религиозные философы (проблема взаимоотношений человека и Бога). Не эзотерики и Урсула Ле Гуин с Толкиеном и другими авторами fantasy, ибо занимаются главным образом и почти исключительно мифологией. Хотя и в их книгах, конечно, встречаются элементы эзотеризма ("хороший писатель, он всегда..."), но не они определяют общую картину. Русский космизм, основоположником которого считается Николай Федорович Федоров (1829-1903), - не "чисто эзотерическое" течение, основанное на магии и Каббале, а результат стремления ученых-естественников (!) восстановить целостную картину мiра, разрушенную рационалистическими концепциями "просветителей" предыдущего столетия и не столько проясненную, сколько запутанную их современниками-эзотериками. По воззрениям космистов, человек не только испытывает на себе влияние Космоса и природных процессов, но и сам способен оказывать воздействие на Космос, на "естественный ход" развития окружающего мiра. Внчаале это была даже не теория, а, как говорили сами космисты, некое "умозрение". Однако на основе этого "умозрения" сложились многие современные представления - о биосфере и ноосфере (сфере разума), об экологии природы и духа, о роли человека в мiре, осознать которую пытались поколения теоретиков, приходя все к тому же выводу: "самоконтролирование через самопознание", т.е. управление равновесием макрокосма через нахождение собственного, микрокосмического равновесия Иными словами, подлинно "новым человеком", т.е. обладателем "эзотерического" или по крайней мере открытого сознания, не ограниченного никакими "dogme et rituel", может стать лишь тот, кто для начала решил с в о и психологические проблемы (кто я? зачем я? что было со мной до рождения и что будет после смерти?), не говоря уже о проблемах социальнопсихологических (жениться? разводиться? эмигрировать? заняться бизнесом?). Бытовые проблемы не в счет, их просто нужно научиться не замечать. |