Главная страница
Навигация по странице:

  • ----- ----- цянь небо творчество

  • ----- ----- сунь ветер утончение

  • Какова же доля эзотеризма в основных школах китайской философии

  • реферат Эзотерика. Что такое эзотеризм эзотеpизм


    Скачать 419 Kb.
    НазваниеЧто такое эзотеризм эзотеpизм
    Анкорреферат Эзотерика.doc
    Дата05.06.2018
    Размер419 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлареферат Эзотерика.doc
    ТипРеферат
    #19987
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Восемь стихий и девять цветов

    1 вода 1 белый

    2 земля 2 черных

    3 железо 3 синих

    4 пустота 4 зеленых

    5 огонь 5 желтых

    6 гора 6 белых

    7 дерево 7 красных

    8 ветер 8 белых

    9 красных

    (На самом деле цветов тут шесть, некоторые повторяются, однако

    они учитываются в сочетании с числом, т.е. со своим порядковым

    номером, что дает необходимую дифференциацию - и непривычную для нас

    формулировку).

    Каждый год, месяц и день проверяются не только по 10 статическим и 12 динамическим знакам, но также и по 8 стихиям и 9 цветам. Каждый человек знает или может вычислить свою стихию и цвет, что позволяет определить для него удачные и неудачные дни, выбрать профессию или невесту, и так далее.

    И Цзин
    Восьмерка же лежит в основе изложения материала известного трактата И Цзин, он же "Книга перемен". В ней описываются 64 гексаграммы, составляемые путем комбинирования восьми основных триграмм. Существует также трактат Нань Цзин - один из древнейших в Китае медицинских трактатов, в основу которого положена девятка: он описывает 81 трудность классической медицины. Это дало повод нашему китаеведу В.С. Спирину назвать И Цзин "легким", а Нань Цзин - "трудным" трактатом на том основании, что И Цзин, по его мнению, оперирует двумерной, а Нань Цзин - трехмерной схемой членения мiра. Далее он предпринимает попытку разделить или распределить таким образом все китайские философские трактаты, что, как мы с вами теперь уже понимаем, неверно, ибо "мерность" во всех случаях одинакова (три по вертикали, четыре по горизонтали), различается же только число учитываемых элементов.

    И Цзин же оперирует прежде всего восемью основными триграммами (Ба Гуа), четыре из которых и поныне украшают государственный флаг республики Южная Корея. Это те же уже знакомые нам восемь стихий, четыре больших и четыре малых, хотя они называются несколько иначе:

    -----__-----_цянь_небо_творчество'>-----

    ----- цянь небо творчество

    -- --

    -- -- кунь земля исполнение

    -- --

    -- -- чжэнь гром возбуждение

    -- --

    ----- кань вода опасность

    -----

    -- -- гэнь гора незыблемость

    -----

    ----- сунь ветер утончение

    -----

    -- -- ли огонь ясность

    -- --

    ----- дуй водоем радостность

    Из восьми триграмм складываются 64 гексаграммы, каждая из которых сопровождается афористическим описанием. Позже, на протяжении последующих веков, к ним составлялись более или менее пространные комментарии языковедческого, литературоведческого или философского характера.

    Первоначально книга И Цзин возникла как свод чисто гадательных правил, практическое руководство по гаданию. Ведь в период эры Овна везде, а в Китае особенно гадатели и астрологи считались государственными чиновниками, без консультации с которыми не принималось ни одно важное решение.

    Однако сама исходная точка, , а именно естественная (одна из естественных) система членения мiра, восьмерица, носящая еще сугубо земной, монопланетарный характер (в отличие от десятки, охватывающей уже Солнечную систему), превращает И Цзин в первую из известных нам "энциклопедий" о мiре и человеке.

    Для подобной "энциклопедии", точнее, для теории макрокосма и микрокосма важно не столько количество "статей", то есть отдельных случаев, сколько степень дробления, то есть, говоря образно, разрешающая сила объектива. В принципе даже деление пополам (ян-инь) уже позволяет классифицировать все вещи и явления, объединив их в две большие группы. 64 - это два в шестой степени, тогда как (возвращаясь к трактату Нань Цзин или, допустим, к "Книге Великой Тайны" /Тайсюаньи-цзин/ Ян Сюна) 81 - это три всего лишь в четвертой степени. Где же мерность больше?

    Таким образом, любая "статья" книги И Цзин оказывается пусть кратким (афористичным), но тем не менее исчерпывающим описанием любой ситуации с точностью "до шестого знака после запятой", что уже много. Этого достаточно как для описания политических событий в той или иной стране, так и для анализа жизненной ситуации отдельного человека, и даже для прогнозирования результатов какого-нибудь физико-химического эксперимента. В самом деле: молекула - раз, атом - два, электроны и протоны - три, всякие там мю- и пи-мезоны - четыре, кварки - пять, гравитоны - шесть...

    Однако для того, чтобы сегодня гадать по книге И Цзин, нужно либо хорошо разбираться в символике и символологии Древнего Китая, чего от не-китаеведов требовать трудно, либо же обратиться к современным ее интерпретациям, где значение каждой гексаграммы откомментировано на языке нашего времени....

    Главный же смысл этой книги, как и многих других книг, сегодня заключается не в гадании. И Цзин предлагает читателю некую методологию познания мiра, пусть сложную и требующую внимательного изучения, но доступную и не-китаеведам, ведь основы китайской системы видения мiра очень просты и логичны, в чем мы с вами уже успели убедиться.

    Лао Цзы, Будда и Конфуций

    Три основные течения китайской философии - конфуцианство, даосизм и буддизм, не говоря уже о более мелких школах. в основе каждой из них лежит одна и та же модель мiра. Без знания основы нет смысла приступать к частностям, а зная основу, в частностях можно разобраться и самостоятельно.

    С точки зрения эзотеризма, кстати, ничто не может быть представлено в виде доли целого, равной ста процентам или нулю: во всяком целом есть место для чего-то иного, чаще всего - прямо противоположного. Этот принцип эзотеризма выражен практически во всех древнекитайских книгах, а в И Цзин - особенно: недаром она называется "Книгой Перемен", то есть постоянного изменения от ян к инь и обратно.

    Какова же доля эзотеризма в основных школах китайской философии?

    Конфуцианство

    Конфуцианство - это главным образом учение для экзотериков, то есть для "внешних": для простых людей, не ученых. Конфуций же подчеркивает, что обращается именно ко всем без различия возраста, социального положения и уровня образования.

    Для обеспечения мiровой гармонии предписывалось просто соблюдать ритуалы (ли), разработанные на все случаи жизни. Несоблюдение ритуалов приравнивалось к нарушению космического равновесия и действительно было таковым. Правда, объяснять смысл ритуалов своим "внешним" последователям Конфуций и его ученики не считали возможным, ибо для того, чтобы понять их, требовалась ученость. К ученым в Китае всегда было особое отношение, и они как бы естественно образовывали элиту, обладавшую знанием, недоступным для непосвященных. Элите же, то есть ученым, предписывалось изучать наследие древних, ибо те "знали смысл всех вещей", и задача ученого состояла только в том, чтобы в него проникнуть. Однако им и самим далеко не всегда удавалось обнаружить этот тайный смысл в древних книгах, прежде всего потому, что нередко его там просто не. И тогда они - и в этом их заслуга - садились писать очередной комментарий, вкладывая туда свой смысл...

    Ритуал помогает направить усилие сознания и подсознания в нужное русло. Он нужен неспособным, нежелающим и начинающим. Умеющему управлять усилиями своего сознания и подсознания ритуал не нужен.

    Даосизм

    Даосизм уже в гораздо большей мере учение для эзотериков. Текст книги Дао Дэ Цзин обращен именно к тем, кто хотел бы войти в немногочисленную элиту "знающих" и "умеющих". Прямо об этом, конечно, не говорится: автор (Лао Цзы) просто высказывает сожаление, что лишь очень немногие дают себе труд понять его слова, хотя смысл их прост.

    Религиозные ритуалы даосов, моделирующие зачатие и зарождение души, были открыты для многих, но лишь немногим удавалось проникнуть в их истинный смысл - "внутреннюю алхимию"

    Философская же суть дела заключается вот в чем. Даосизму человечество обязано формулировкой двух фундаментальных принципов: Единого пути познания и Недеяния. Что такое путь познания (Дао), мы с вами себе уже более или менее представляем: это признание видимого и невидимого, описуемого и неописуемого. Если об описуемом можно и нужно говорить, то о неописуемом лучше промолчать: так будет понятнее. Недеяние же (У-вэй) есть все тот же принцип ненарушения космического равновесия, гласящий: не делай лишнего!

    Эти важнейшие эзотерические принципы, как мы еще убедимся, в той или иной форме присутствуют во всех религиях и философиях, но лишь даосизм выявил их во всей четкости и простоте. Правда, осознать эту простоту очень трудно; отсюда - непонимание или не-до-конца-понимание этих принципов "даосами" Запада во-первых и непонимание даосов не-даосами во-вторых...

    Дзен-буддизм

    Что же касается буддизма, то на китайской и дальневосточной почве его ожидала особая судьба. Для даосов призыв Будды Шакьямуни к отречению от всего мiрского был нерелевантен, потому что они и так ушли из мiра. А вот учение об отождествлении субъекта и объекта как способе познания мiра, а также о карме и циклах воплощений, завершаемых соединением с Абсолютом, дало новый толчок развитию китайского мiровоззрения.

    Буддийское представление о подчиненности индивидуального "Я" Абсолюту, помноженное на уже разработанную китайцами концепцию космического равновесия, дало дзен-буддизм - сугубо эзотерическую и даже мистическую философию, в которой единство макрокосма и микрокосма понимается через единство познаваемого объекта и познающего субъекта: вся Вселенная помещается в индивидуальном сознании или, точнее, в подсознании, она просто умещается в нем и становится тождественна ему, а различия между ними несущественны.

    Отождествление - действительно очень удобный способ познания мiра (эзотерическая философия), а также воздействия на него (магия), гениальный в простоте своего принципа, но невероятно трудный в своем практическом осуществлении, особенно для западного человека.

    Да, но как это сделать? Простому человеку, особенно европейцу, очень трудно полностью отождествить себя с кем-то, а тем более с чем-то: мешает невидимый барьер, отделяющий его драгоценную личность от внешнего мiра. Лишь когда он, как учат буддисты, перестает считать ее ценной (подчиненность индивидуального "Я" абсолюту), ему удается преодолеть этот барьер.

    Сами китайцы (а также японцы и др. жители Вост. Азии) апеллируют к духовному опыту Будды Гаутамы: раз у него получилось, значит, и у вас получится. Ведь средства, которыми он пользовался, известны.

    Важнейшим из этих средств является медитация. Само слово "дзен" представляет собой японскую транскрипцию санскр. "дхьяна" - медитация (через кит. "чань", означающее то же самое).

    Дальше все очень просто: медитация плюс осознание закона равновесия макрокосма (мiровая карма) дает первую ступень познания бесконечного - "отказ от ненависти", как говорит Д. Судзуки. Медитация плюс сознание кармы как микрокосмического закона равновесия (индивидуальная карма) - это вторая ступень, "покорность карме". Медитация плюс у-вэй (принцип недеяния) дает "отсутствие стремлений", третью ступень познания. И, наконец, медитация плюс осознание дхармы как телеологического закона (цели) своего существования - это четвертая ступень, называющаяся у Судзуки "покорность дхарме".

    Иногда говорят: дзен - это тайное учение, преподанное Буддой Гаутамой лишь ближайшим из своих учеников. На самом деле в нем нет ничего тайного, это всего лишь естественный взгляд на мiр. Тот самый взгляд, о котором мы говорим все время, причем в своем самом простом и чистом виде. Как говорил один из учителей дзен, цитируемый у Судзуки: "Учение всех Будд заключено с самого начала в нашем собственном разуме".

    Он предполагает главным образом работу духа, и даже не работу, а равновесие духа, не нарушаемое никакими внешними факторами. Медитация и прочие упражнения нужны лишь начинающим, чтобы приучить свой ум к абстрагированию от всяческих помех. Как правило, людям в возрасте до 30 лет, до завершения цикла Сатурна, означающего некую новую ступень познания, такое умение абстрагироваться дается трудно: слишком много соблазнов. Зато потом оно часто приходит само, даже не обязательно под знаком буддизма.

    Ламаизм

    В конце XIV - начале XV в. тибетский монах и философ Цзонхава решил реформировать существовавшую с XI в. буддийскую секту кадампа, желая вернуться к "первоначальному" учению, как он сам понимал его, а также поднять авторитет монахов (лам). Теория ламаизма излагается в 108-томном собрании, именуемом "Ганджур".

    Ламаизм как тибетская форма буддизма уделяет гораздо большее внимание внешним, второстепенным атрибутам учения. Идея в ее чистом виде показалась ламаистам, как и даосистам, слишком простой, ибо для ее осознания требуется не только время-возраст, но и время-досуг. Много ли досуга у пастухов Тибета и Монголии?

    Отсюда, во-первых, усиление жречества как особой группы людей, отвечающих за Спасение самих себя и других.

    Махаянский буддизм, даже дзен-буддизм в Китае и Японии предполагает прежде всего открытость этого пути, его доступность всем и каждому, кто даст себе труд на него вступить. На Тибете же буддизм скорее хинаянского толка, оставляющий эту возможность лишь посвященным. Кроме того, ламаизм, хотя и восходит к буддизму, вырос на почве древних местных религий, начиная от анимализма с тотемизмом у совсем диких народов и кончая знаменитой религией бон, она же бон-по.

    Само слово происх. от глагола 'bod pa, озн. "вызывать богов, призывать духов". Это добуддистский анимистический культ божеств, духов и сил природы.

    Таким образом, если буддизм в целом и дзен-буддизм в особенности предполагают максимальное обобщение, то есть имеют характер эзотерической философии в ее современном понимании, то тибетский буддизм (ламаизм) есть частное, специальное учение главным образом прикладного, то есть магического характера. Однако о магии речь у нас пойдет позже.


    1. Индия

    При всем богатстве и разнообразии философских систем, школ, учений, традиций и направлений, существующих в Индии, при всей многочисленности ее языков, каст, религий и сект мы все-таки можем говорить о феномене индийского или даже индо-иранского мышления, потому что в основе всех вышеперечисленных вариантов лежит одно и то же представление о мiре, сложившееся еще на рубеже эр Тельца и Овна и настолько совершенное и самодостаточное, что любые последующие принципиальные новации, зарождались ли они внутри индийской культуры, как буддизм, или привносились извне, как христианство, просто отторгались потом как лишнее или "переваривались", будучи разжалованы в рядовые, мелкие частности единого и неделимого учения.

    Вкратце история развития этого учения или, точнее, мышления такова. Свое начало оно берет в эре Тельца - это уже известный нам постулат "мiр совершенен и менять его незачем", - однако свои теперешние формы оно приняло лишь в начале эры Овна, после вторжения индо-арийцев ("белые вытесняют черных", вспомните теорию Семи рас). Тяготы этой эпохи завоеваний добавили к названному постулату вторую часть: "Человек несовершенен и обязан меняться". В этом духе и были составлены первые "черновики" Вед. Конец эры Овна, эпоха окончательного оформления священных книг и зарождения учения о Спасении (VI-III в. до н.э.) под влиянием наступающей эры Рыб прибавило к этой формуле третью часть: "Изменение - залог Спасения". Таким образом, самое позднее к III в. до н.э. это мiровоззрение сформировалось окончательно и далее обжалованию не подлежало, ибо эта формула оказалась настолько всеобъемлющей, что все более юные учения (зороастризм, буддизм, христианство, мусульманство и пр.) либо накрывались и далеко перекрывались ею как огромной шапкой, либо отвергались как глупые и примитивные (если они, например, предлагали изменить не человека, а мiр и его устройство). Эзотерический смысл этой формулы очевиден и не требует комментариев.

    Следует надеяться, что в период перехода от эры Рыб к эре

    Водолея к этой формуле будет добавлена четвертая часть, отвечающая духу новейшего времени.

    Еще раз подчеркиваю, что я имею в виду здесь лишь эзотерическую, т.е. высшую, способную к самым высоким обобщениям часть общественного и индивидуального сознания: стоит опуститься хоть на ступеньку ниже, на уровень "просто" философии или религии, как тут же начинаются споры и противоречия: существует мiр или это только иллюзия, какой бог главнее и т.п. Однако именно всепроникающий эзотеризм индийских религий и философий позволяет снять эти противоречия, благодаря чему защитники самых полярных точек зрения никогда не опускались до выяснения отношений с мечом в руках, а признавали друг за другом право облекать общее мiровоззрение в любые частные формы. Этого-то и не могли понять многие западные исследователи индийской культуры

    В чем же заключается концепция индийского эзотеризма, если эту формулу развернуть?

    О космогонии древних народов вообще и индийцев в частности мы уже говорили. "Вначале не было ничего", то есть хаос. Потом в этом хаосе начала складываться некая структура, из которой возникло Мiровое Яйцо - зародыш Вселенной .Если подойти к этому с нумерологической точки зрения (тем более, что "арабские" цифры, которыми мы пользуемся, имеют на самом деле индийское происхождение), то хаос очевидно соответствует "нулю".

    Однако что следует считать единицей - Мiровое Яйцо? Но оно уже двоично, ибо в нем присутствуют центр и периферия, "желток" и "белок". Однако яйцо - еще не Вселенная, ибо оно безжизненно, пока не оплодотворено. А оплодотворение - это опять-таки единица, вспомните живописный миф о лингаме Шивы, возмущающем мiровые воды. Может быть, проще предположить, что нуль (хаос) также имеет какие-то свои, "нулевые" стадии развития?

    Мысль о том, что яйцо напоминает маленькую модель Солнечной системы, пришла людям в голову еще в глубокой древности. Исследуя яйцо, они делали выводы о строении Солнечной системы, и эти выводы были правильны. Но мы с вами уже знаем, что связь между обеими структурами - не причинно-следственная (то есть нельзя сказать, что одно является причиной другого), а телеологическая: в нашей Вселенной все устроено по одним законам (т.е. эти явления имеют одну причину).

    Эта простая и опять-таки всеобъемлющая картина сотворения мiра очень понравилась европейцам в конце XIX века, после "открытия Индии" англичанами. Давно надоевший вопрос: "как понимать утверждение о шести днях творения" показалась вполне разрешимой. Е.П. Блаватская подробно разработала проблему "нулевого" состояния Вселенной, выделив три стадии развития нуля: единое отвлеченное пространство (хаос без всякой структуры), знак: круг (знак Солнца без точки), потенциальное пространство внутри отвлеченного (зарождение структуры), знак: Солнце с точкой, и девственная матерь-Природа (Яйцо), знак: круг с горизонтальной полосой.

    Тут возникает также интересный вопрос о том, что именно вызвало появление структуры в хаосе. Древние индийцы и позднейшие теософы объясняли это действием некоторого внутреннего фактора, имманентного самому хаосу. Несложная логическая интерполяция приводит нас к выводу о тождественности этого "фактора неопределенности" понятию Абсолюта или Бога, который есть всё, и в первую очередь природа на всех своих стадиях развития, даже самых начальных и предначальных.

    Не удивительно, что примерно в то же время и не без влияния этих переработанных теософами индийских представлений зародилась идея "Большого Взрыва" (Big Bang), объяснявшая хоть что-то в материалистической картине мiра физиков западной, точнее, иудео-христианской культуры. Всё вещество Вселенной, собранное в точку, аналогично "потенциальному пространству", второй стадии ноля, а Большой Взрыв, начало расширения Вселенной - третьей стадии, "девственной Природе". О первой стадии, то есть о том, что было ДО Большого Взрыва, физикам-материалистам говорить было трудно, потому что понятию "хаоса" нельзя дать строгого определения.

    Между тем нам с вами уже должно быть ясно, что фактор, обусловивший зарождение структуры в первичном хаосе, то есть вызвавший уменьшение энтропии Вселенной, является скорее "внешним", чем "внутренним", если взглянуть на дело с точки зрения теософов и физиков, потому что исходит из сознания человека, а не Вселенной: попросту говоря, как мы подумаем, так и будет - точнее, так и было (will have been). история пишется ретроспективно. Ведь время - всего лишь одна из функций Вселенной, оно не прямолинейно (или, по крайней мере, не всегда прямолинейно, в чем мы убедимся позже), поэтому наша мысль может точно так же воздействовать на относительное линейное прошлое, как и на будущее... Короче говоря, тем самым вопрос об определении хаоса, он же вопрос о том, что было до Большого взрыва, он же вопрос об иллюзорности или реальности Вселенной становится чисто схоластическим и утрачивает для нас всякий смысл, подобно знаменитому вопросу о том, "сколько ангелов уместится на кончике иглы" - до тех пор, пока мы не найдем ответ на вопрос, что есть Истина.

    От Истины рожден Один,

    От Одного явились Два,

    Из Двух образовались Три,

    Из Трех - все множество вещей.

    Выходит, Истина - это хаос?

    На самом деле это, конечно, ловушка. Просто с точки зрения древних индийцев (и современных эзотериков) понятия "внешний" и "внутренний" в приложении к фактору, вызвавшему структурализацию хаоса, тоже не имеют смысла, ибо человек присутствует в Боге, как и Бог в человеке...

    Постулат о тождестве Бога и человека в той или иной форме присутствует во всех религиях, в чем мы с вами еще не раз убедимся. Но мы и так слишком уклонились от темы.

    Видите, сколько мыслей и ассоциаций порождает один, казалось бы простенький, образ какой-то древней эзотерической доктрины. Однако в том-то и дело, что именно эта доктрина составила один из краеугольных камней нашего сегодняшнего мiропонимания, ведь все мы, называющие себя европейцами, американцами, арабами, турками или греками, хиндустани, панджабцами, сикхами и так далее, в сущности, изначально принадлежим к одной культуре, и лишь позднейшие наслоения и новации привели к возникновению множества разнонаправленных учений, каждое из которых первым делом хваталось за меч, чтобы доказать свою правоту.

    Терпимость и миролюбие индийцев, объясняющееся в большой мере иньским, лунно-венерианским началом их культуры (недаром даже космическая энергия, кит. ци или чи, является в индийском понимании женской энергией - шакти), со временем сыграли для них, конечно, плохую службу, не дав поднять меч против завоевателей, которых в истории Индии хватало. Однако именно эти терпимость и миролюбие, отказ от меча как средства разрешения философских споров создали оптимальную среду для ничем не сдерживаемого роста эзотерических, религиозных и философских идей, нашедших своих почитателей и продолжателей далеко за пределами Индии - то есть создали то, что сегодня называется плюрализмом.

    Поэтому для самих индийцев в принципе было неважно, как нумеровать стадии мiрового развития. У них не было столь строгого и торжественного отношения к символике чисел, как у китайцев или у Пифагора. Однако сама символика была в принципе той же самой: мiр делится на три "этажа" по вертикали - сначала небо, воздух и земля, потом рай (голока), земля и подземное царство (нарака), - и на четыре стороны света (они же четыре стихии, четыре времени года и т.п.).

    Отсюда - множество триад и еще больше тетрад ("четвериц"): Тримурти - троица богов Брахма (творец), Вишну (Сохранитель) и Шива (Разрушитель), Трикарман - три главные обязанности брахмана (жертвоприношение, изучение Вед и благотворительность), Трипитака - три "корзины", т.е. сборника буддийского канона: монашеский устав, наставления в вере и религиозная доктрина, и так далее; четверка дает четверорукость и четвероликость многих божеств, четыре слоя Вед - Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда песен), Яджурведа (веда жертвенных стихов) и Атхарваведа (веда заклинаний), четыре обязанности человека (пурушатхи) - дхарма, артха, кама и мокша, о которых ниже, и связанные с ними четыре этапа жизни (ашрамы) - ученик, домохозяин, отшельник и святой, четыре эпохи-юги, четыре благородных истины буддизма и т.п.

    Из них для нас важны в понятийном смысле четыре пурушатхи, т.к. из них складывается к а р м а.

    Прежде всего хотелось бы рассеять одно весьма распространенное заблуждение. Словом "карма" у нас сегодня называют все что угодно: и наследственность, и "долги", остающиеся нам от прошлых жизней, и дхарму (роль), и мокшу (служение), и кизмет... Чаще всего именно кизмет, то есть судьбу, жребий (от араб. късм - жребий), имеющий значение только для данного воплощения и никак не связанный с воплощениями прошлыми или будущими.

    Между тем карма - это абстрактное философское понятие, к обыденной жизни приложимое так же мало, как понятие "материя" - к столу, за которым мы обедаем. В индуизме это всеобщая причинность, сходная с европейско-греческим понятием "телос" (конечная причина), поэтому обычная причинно-следственная связь, для которой предполагается необратимость во времени (сначала всегда идет причина, а потом следствие), в области кармы неприменима.

    В буддизме и даосизме это безличный закон мiрового равновесия, всегда стремящегося к самовосстановлению. Человек может нарушить его в каком-то месте; мiр от этого не перевернется, а человек, как говорится, сделает хуже себе же, потому что равновесие будет стремиться восстановиться, и человек поплатится за его нарушение. (В мировой мифологии описан один-единственный случай настолько глубокого нарушения этого равновесия, что мiр в самом деле "перевернулся", но это было сделано не человеком).
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта