Главная страница
Навигация по странице:

  • ЧЕРЕПАХА ЮГ голова Змея Лошадь огонь-инь огонь-ян ЮВ ------------ ЮЗ лапа Дракон / \ Овца лапа

  • реферат Эзотерика. Что такое эзотеризм эзотеpизм


    Скачать 419 Kb.
    НазваниеЧто такое эзотеризм эзотеpизм
    Анкорреферат Эзотерика.doc
    Дата05.06.2018
    Размер419 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлареферат Эзотерика.doc
    ТипРеферат
    #19987
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    Китай и Тибет

    Срединное Царство

    Китай- центр Дальневосточных цивилизаций, откуда многие достижения человеческой мысли распространялись в соседние страны - Тибет и Монголию, Корею, Японию и Вьетнам. Ясно, что речь идет не только о бумаге и туши, фарфоре и вермишели, но прежде всего об идеях и представлениях, призванных объяснить устройство окружающего мiра и роль в нем человека.

    Эти представления окончательно сформировались или, точнее, были сформулированы к концу эры Овна (VI - V вв. до н.э.) и сохранились неизменными в своей сути до наших дней, составляя основу всех трех основных течений китайской религиозно-философской мысли: даосизма, конфуцианства и буддизма. Даже проникновение с Запада новых религий (христианства и мусульманства различных толков), начавшееся во второй половине I тысячелетия н.э., и новых философских теорий, начавшееся лишь в конце XIX в., лишь что-то добавило к мiровоззрению жителей Восточной Азии, но ничего не изменило по существу.

    Сейчас они, конечно, знают, что Земля вращается вокруг Солнца, знакомы со всеми достижениями современной науки и сами достигли в ней многого, но их мiровоззрение, а тем самым в большой мере дела и поступки определяются именно традиционной картиной мiра, эзотеричной в самой своей основе. Недаром американский китаевед Дж. Нидэм считал даже, что китайское мышление наиболее близко ко всемiрной (универсальной, экуменической) философии будущего (Needham, J. Science in Traditional China: A Comparative Perspective. Cambridge /Mass./ - Hong Kong 1981).

    Китайцы издревле называли свою страну Срединным царством (Чжун Го), полагая, что она "ни вокруг чего не вращается", а находится в центре не только обитаемой земли, но и всего мiроздания. На севере живут варвары, на юге - родственные племена, на западе возвышаются горы, а на востоке находится океан, но и там тоже живут разные люди или, по крайней мере, родственные им существа, как на горе Пэнлай, обители бессмертных, расположенной где-то за горизонтом. Над Китаем находятся Небеса, населенные множеством богов разного ранга, а под ним - Преисподняя, царство могущественного Янь-вана, начальника над целой армией чиновников и судей, разбирающих "дела" вновь прибывающих душ.

    Правда, в более ранние времена Царство мертвых у китайцев тоже помещалось на поверхности Земли, где-то далеко на севере. Но трехчленная схема деления мiра по вертикали сохранялась: между Небом и Землей находился Человек. В этом легко узнать уже известную нам схему "пирамиды", общую для всех древних культур: три "этажа" по вертикали, четыре стороны света по горизонтали.

    Однако представление о "срединном" положении своего

    царства заставило китайцев не только внести пятый член (середину) в

    представление о горизонтальном устройстве мiра, но и позволило им

    настолько широко развить и модифицировать эту схему, что она стала

    основой методологии познания, обусловив в конечном итоге то

    своеобразие китайского мышления, которое и делает его для нас,

    европейцев, по меньшей мере малопонятным, если не сказать совсем

    непонятным. В сущности, подлинное изучение (и осознание!) Западом

    китайской модели мiра началось только в ХХ веке, да и то постепенно,

    по кусочкам, из которых лишь редко удается сложить единое целое.

    Недаром Артем Игоревич Кобзев пишет, что именно "учение о символах и числах" (нумерология), легшее в основу китайского мiровоззрения, как наиболее естественное, то есть наиболее соответствующее структуре человеческого сознания, и помогло этому мiровоззрению сохранить свои основные черты на протяжении тысячелетий (!), тогда как в Европе за это время их сменились десятки, если не сотни.

    В определенной мере это связано, конечно, и с особенностями китайского языка, ведь язык - основа мышления. Так, в китайском языке нет глагола-связки "быть", как в большинстве европейских.

    Даже в русском она еще присутствует, хотя и в усеченном виде: в настоящем времени мы уже не говорим "аз есмь", как говорили древние русичи или как сейчас поляки - jestem poliacem, и в прошедшем времени она тоже потерялась: мы говорим "я бегал", а не "я беше сум бегал", как сербы. Однако подобное развитие русского языка в сочетании с представлением о роли России-Водолея в наступающей эре Водолея вселяет надежду, что именно мы сможем лучше или по крайней мере скорее понять Китай, чем жители Запада.

    Поэтому вопросы, столь занимавшие и продолжающие занимать носителей европейских языков - эссенция и экзистенция, бытие и инобытие, единосущность и подобосущность, то есть терминов, образованных в европейских языках путем субстантивации разл. форм глагола "быть", - в китайской философии даже не ставились. Китайцы, а вслед за ними жители остальных стран ареала различали лишь существование и отсутствие такового. Если вещь существует, ее можно выразить словами. Если она не существует, она невыразима. А невыразимое можно выразить лишь путем умолчания... Вот истоки "культуры тишины" у японцев.

    Пятерка и десятка

    Но вернемся к модели мiра. "От Истины рожден Один, от Одного родились Два, из Двух образовались Три, из Трех - все множество вещей", как сказано в книге "Дао Дэ Цзин". Два и три в сумме дают пять - пять сторон света: восток, юг, запад, север и середина. Соответственно этому распределяются стихии или первоэлементы природы:

    восток - дерево - синий (зеленый) - Юпитер

    юг - огонь - красный - Марс

    середина - земля - желтый - Сатурн

    запад - металл - белый - Венера

    север - вода - черный - Меркурий

    Причем это - именно эзотерический порядок перечисления стихий: таков он и в календаре, и в разного рода философских экспозициях. Для объяснения явлений природы и процессов, происходящих в обществе, применялся другой порядок: земля, вода, огонь, металл, дерево.

    Со сторонами света связываются определенные цвета, а также планеты Солнечной системы. Их можно изобразить в виде обычной "розы ветров", разместив "землю" в середине:

    Ту же схему можно изобразить и в виде пентаграммы:

    красный ОГОНЬ Марс

    юг

    сердце - тонкий к.

    (три обог. - перикард)
    синий ДЕРЕВО Юпитер _ _ _ _ ­­­­ желтый ЗЕМЛЯ Сатурн

    восток . . середина

    печень - желчный п. . желудок - селезенка

    . .

    черный ВОДА Меркурий белый МЕТАЛЛ Венера

    север запад

    почки - мочевой п. легкие - толстый к.

    Отсюда - "Пять кладовых тела" или "Пять плотных органов" (Чжан): печень, сердце, селезенка, легкие и почки. И вообще много вещей и понятий, группируемых в пятерицы, включая Уцзин, знаменитое конфуцианское Пятикнижие (Шуцзин, Шицзин, Ицзин, Лицзи и Чуньцю).

    По мнению буддистов, человеческий организм состоит из пяти веществ: сосуды, кости, мясо (мышцы), кожа и кровь. Скелет тоже состоит из пяти основных частей: череп, позвоночник, лопатки, ребра и трубчатые кости в конечностях (тазовые кости воспринимаются как видоизмененные лопатки). Заметим далее, что на руках и ногах - по пять пальцев. Позвоночник также делится на пять отделов - шейный, грудной, спинной, поясничный и тазобедренный. Главных органов чувств - пять: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Человек выделяет пять жидкостей: слизь, слюну, пот, мочу, слезы. Он потребляет пять веществ окружающей среды: воздух, воду, минералы, мясо, растения.

    Плод в утробе на пятый месяц начинает шевелиться, на десятый - родится. Если человек заболевает, ему сопутствуют пять звуков: кашель, чихание, зевота, отрыжка, икота. Кашель - признак деятельности легких, чихание - носа, икота - горла, зевота - нервов, отрыжка - желудка.

    Если европейские астрологи выделяют четыре темперамента, то буддисты - пять: 1. холерик (импульсивный тип), 2. сангвиник (эмоциональный), 3. флегматик (жесткий, твердый), 4. меланхолик (тихий), 5. промежуточный или спокойный.

    Однако каждая из стихий существует как бы в двух вариантах - сильном и слабом, мужском и женском: ян и инь. Всего получается десять - Десять небесных стволов (Тянь Гань) или статических знаков, основа китайского календаря и астрологии, и Десять главных органов - к Пяти плотным прибавляется Пять полых органов (Фу) - желчный пузырь, тонкий кишечник, желудок, толстый кишечник и мочевой пузырь. Так получаются Десять основных меридианов человеческого тела, основа китайской медицины.

    Шесть и двенадцать

    Упорядочим эти две пятерки. Недаром сказано "единица больше пяти" (Мо-цзы): единица - это рука, точнее, кисть руки, "обобщающая" пять пальцев. Десять пальцев - это две руки, десять плюс два дает двенадцать.

    Можно подойти к этому и с другой стороны. (Недаром понятие "дао" тоже имеет две стороны: это ведь не только дорога, но и процесс движения). Где пять, там и шесть: китайцы не отрицали наличие стихии воздуха. Воздухом дышит человек и все живое; воздух - это олицетворение жизненной энергии "ци" (в разных источниках ее еще называют "чи" или "ки" - ср. гимнастика Ци-гун, терапия Ре-ки и т.д.).

    Правда, китайцы не включали "ци" в число обычных стихий, считая, что она больше, чем стихия, ибо пронизывает все мiроздание. Однако все же учитывали в своих схемах, помещая человека как символ "ци" в середину пентаграммы и получая, таким образом, уже шестичленную схему. Но каждый член этой схемы имеет две формы - ян и инь, следовательно, в сумме опять-таки получается двенадцать.

    На Тибете пошли еще дальше, включив воздух ("ци") непосредственно в число стихий и подразделив их на две триады: земные стихии - земля, вода, дерево, и небесные - металл, воздух, огонь. Так тройки снова упорядочивают пятерки. Получается гексаграмма:

    НЕБО огонь

    металл воздух

    --------------------------------------------

    земля вода

    ЗЕМЛЯ дерево

    Эта схема несет на себе явный отпечаток буддизма, пришедшего из Индии, где эзотеризм развивался несколько иначе (ближе к нашим представлениям) - вспомните индийскую гексаграмму, изображающую три пары богов, мужчин и женщин, и символизирующую шесть чувств:

    Шива

    (разум)

    Лакшми _ _ _/\_ _ _ Сарасвати

    (осязание) \ / \ / (слух)

    /\ /\

    Брахма /_ _ _ _ _ _\ Вишну (зрение) \/ (вкус)

    Кали

    (обоняние)

    А двойная гексаграмма, как известно, тоже дает двенадцать. Так возникает комплекс Двенадцати земных ветвей (Ди Чжи) или динамических знаков, важнейшая часть китайского календаря и астрологии - кстати, единственная, хорошо известная на Западе: это 12 циклических знаков - Крыса, Бык, Тигр, Кролик и так далее.

    Однако на Западе дело ограничилось печатанием популярных брошюрок на тему, что значит родиться в год Дракона или Собаки. А нам с вами уже ясно, эта система много сложнее и глубже.

    Кстати, Дракон у народов Вост. Азии вовсе не похож на то отвратительное чудовище, каким его воспринимают носители нашей иудеохристианской культуры. У китайцев это - воплощение светлой силы, символ плодородия. В даосизме Д. - символ творческой силы, материализованная мысль. Небесный Дракон олицетворяет также устье Молочной Pеки (Млечного Пути), место встречи частиц материи и человеческих душ.

    Китайский (и общевосточный) календарь складывается из двух параллельно текущих периодов: Тянь Гань и Ди Чжи, Десяти небесных стволов и Двенадцати земных ветвей, что в сумме дает шестидесятилетний цикл. Цикл начинается с года Дерева-ян и Крысы (текущий такой цикл начался в 1984 году). Далее идет год Дерева-инь и Быка, далее - Огня-ян и Тигра, и так далее. Разновеликость обоих периодов (10 и 12) обеспечивает ротацию сочетаний первоэлементов и циклических знаков. Точно так же чередуются статические и динамические знаки месяцев и дней года.

    Так получается основная китайская космограмма, имеющая форму Светлого престола Мин-Тан:

    5

    стихия

    дня

    3

    стихия

    месяца

    1

    стихия

    года

    6

    знак

    дня

    4

    знак

    месяца

    2

    знак

    года

    9 |8 |7 | |

    скрытые знаки стихий

    | |

    | |

    Далее. К десяти меридианам человеческого тела прибавляются еще два - "Повелителя сердца" (перикарда) и Трех обогревателей (позже были добавлены т.н. "чудесные меридианы" и еще некоторые, но они не включаются в основную схему). Так образуется двенадцатисекторный круг или "черепаха", составляющая важнейшую схему членения мiра.

    Почему черепаха? В Монголии есть такая легенда:

    Давным-давно в прежние времена жил-был меткий стрелок-охотник. Однажды охотился он на берегу озера да и подстрелил диковинного зверя. То была черепаха. Она упала, подстреленная, и перевернулась, лежит кверху брюхом. Подошел к ней охотник. Видит - в четырех лапах комки глины. Под передними лапами дорчит обломок деревянной стрелы с железным наконечником, изо рта жар пышет, из другого отверстия вода выливается.

    Смотрел, смотрел охотник и понял, что земля, железо, дерево, вода и огонь и есть те пять первоэлементов, из которых состоит Вселенная. В рисунке, изображающем черепаху, снова "тройки упорядочивают пятерки", и 10 статических знаков соединяются с 12 динамическими:

    ЧЕРЕПАХА

    ЮГ голова

    Змея Лошадь

    огонь-инь огонь-ян

    ЮВ ------------ ЮЗ

    лапа Дракон / \ Овца лапа

    ветер (ян) / \ земля (инь)

    / \

    Кролик | | Обезьяна

    дерево-инь | | металл-ян

    ВОСТОК | | ЗАПАД

    Тигр | | Петух

    дерево-ян | | металл-инь

    \ /

    \ /

    Бык \ / Собака

    гора (инь) -------------- пустота (ян)

    СВ Крыса Кабан СЗ

    лапа вода-ян вода-инь лапа

    хвост

    СЕВЕР

    Вот вам и черепаха - так сказать, живая модель мiра. В одной тибетской буддийской сутре сказано:

    "Вся Вселенная умещается на черепахе. Голова ее обращена на юг, хвост - на север, лапы на восток и запад. Юг содержит элемент "огонь" и соответствует знакам Лошади и Змеи; запад - это "металл" или Петух и Обезьяна; север - "вода" или Свинья и Мышь; восток - "дерево" или Тигр и Заяц" (цит. по: Скородумова Л. Дзурхай: буддийская астрология).

    Для жителей Китая и Монголии панцирь черепахи служил как бы естественной гадальной доской: даже книга "И Цзин", как известно, восходит к гаданию на панцире черепахи.

    И еще он служил символом мiровой гармонии, незыблемого космического равновесия (Весы) - недаром считалось, что и земля покоится на спине огромной черепахи. Отсюда принцип: не делай ничего, что может нарушить это равновесие. Нарушение равновесия есть грех, вина, расплаты за которую не миновать. Сохранение его есть добродетель (дэ), за которую не положено особой награды. К сохранению равновесия ведет двуединый путь ли и дао: соблюдение обрядов и познание.

    При этом термин "дэ", лишь в период эры Овна приобретший значение "добротетели" наподобие греческой "калогагафии" ("не возжелания зла"), в более ранние времена обозначал сакральную, то есть божественную силу, вливающуюся только в человека, готового воспринять в себя божество - вспомните еврейских пророков, греческих пифий, шаманов, берсеркеров, христианских святых...

    Кроме того, круг (черепаха) - это символ цикличности, повторяемости всего и вся. Здесь явная реминисценция к представлениям эры Тельца (мiр устроен хорошо, и менять его незачем), но в несколько иной форме (мiр устроен так, как он устроен, и менять ничего нельзя)

    - недаром большинство культур Восточной Азии описываются архетипом

    Весов, а Весы ведь, как и Телец, дом Венеры.

    Китайские меридианы парные, то есть предполагают взаимодействие двух противоположных секторов круга, например, сердца и желчного пузыря. Между ними происходит обмен энергии. Это означает, например, что лечить нарушения одного меридиана можно путем воздействия на другой. Точно так же связаны между собой и архетипы знаков Зодиака, например Овен-Весы. Отсюда неудивительно, что в эру Овна активизировались многие элементы противоположного архетипа, Весов, а в культуре Японии оба они представлены почти поровну.

    На рисунке видно, что среди основных составляющих "черепаху" чисел появилась восьмерка.

    Восьмерка

    На Мин Тане восьмерка получается при учете промежуточных

    "румбов" розы ветров, а на круге - при символическом изображении

    "середины" (первоэлемента земли) в виде четырех малых секторов, ведь

    с серединой должен граничить каждый большой сектор. Однако малые

    сектора приобретают таким образом как бы самостоятельное значение, и

    таким образом одна большая стихия распадается на четыре малых:

    дерево ветер |

    огонь земля | бывшая

    металл пустота | земля

    вода гора |

    Представление о восьми стихиях, четырех больших и четырех малых, составляющих пятую, возникло в глубокой древности. Однако наибольшее свое развитие, включая имена (вспомните чжэнмин), толкования и принципы практического применения, восемь стихий получили только под влиянием буддизма (ср. "восьмичленный путь нравственного делания"), хотя на его родине, в Индии, роль восьмерки как сакрального числа осталась довольно скромной.

    Термин "пустота" здесь также имеет индо-буддийское происхождение (и, соответственно, значение): это - шуньята, великая пустота как вместилище, сущность Адибудды. Как сказано об этом в книге Дао Дэ Цзин:

    "Тридцать спиц и втулка составляют колесо, но лишь пустота между ними составляет сущность колеса. Дно и стенки из глины составляют кувшин, но лишь пустота между ними составляет сущность кувшина".

    Знакомый нам Светлый престол (Мин Тан), как мы помним, содержит восьмерку: это клетки магического квадрата без центральной. Вместе с центральной они дают девятку. Особенно широкое развитие как одна из основ теории познания восьмерка и девятка получили на Тибете, где восьмеричный и девятеричный циклы также оказались включены в цикл календарный:
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта