Реферат Йога: история, основные понятия,разновидности. РЕФЕРАТ по йоге. Что такое йога
Скачать 151.5 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА» Реферат на тему «Что такое йога?» Обучающегося 1 курса очной формы обучения направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование (художественное образование) в области хореографии Саитовой Полины Андреевны Руководитель реферата: Старший преподаватель Николаева Светлана Александровна Санкт-Петербург 2022 История возникновения йоги. Что означает слово «йога». Краткого определения йоги нет, поскольку она сочетает в себе большое количество практик. Если углубляться в значение самого слова «йога», то можно обнаружить, что существует много разных трактовок значения , как основополагающих, так и вольных. Вот несколько разных версий: Слово «йога» произошло от слова «йодж», что на древнем языке Индии (ныне мертвом) – санскрите – означало «связь, соединение в упряжи». Подразумевалось, что это связывание ума,тела и сознания в единую троицу. С латинского слово также означает «связь,упряжь». Вольной версией называют трактовку значения сочетания слогов. Так, считается, что слог «йо» - глагол, означающий начало какого-либо движения или указывающий на персону, совершающую действие. Слог «га» - движение, связь. Соединив оба значения, можно найти скрытый смысл слова, при котором оно будет означать того, кто постоянно стремится вперед. Если рассматривать не перевод слогов, а их начертание, то слог «йо» записывается символом, которым обозначают сердечную чакру. «Га» по-прежнему считается движением. И получается, что термин следует перевести как «путь к сердцу, движение к внутреннему равновесию». Откуда зародилась йога. Традиционно считается, что йога возникла в Древней Индии, но есть альтернативная точка зрения, согласно которой йога происходит от северного шаманизма. В книге «От Скифии до Индии» авторы Бонгард-Левин Г. М. и Грантовский Э.А. (индолог и иранолог) анализируют ведическую литературу (на санскрите – древнем индийском языке) и авестийскую литературу ( на особом авестийском языке иранистики) и делают вывод о происхождении йоги от северного шаманизма. Данная точка зрения основывается на общности мифологических сюжетов индо-арийских народов и описания в ведах северных условий жизни. Аналогичная точка зрения также содержится в работе английской исследовательницы Мери Бойс. В книге «Зороастрийцы: верования и обычаи» она описывает общеарийские представления о богах Вата (бог ветра и облаков) и его ипостаси Вайю (бог жизненной силы) и духах природы, как имеющих непосредственное происхождение от шаманизма. В соответствии с данной версией, ведические обряды и практика йоги имеют то же самое предназначение, что и шаманские обряды – привлечение в жизнь человека благополучия и удачи, обеспечение и восстановления здоровья. Эта версия относит формирование йоги к периоду 4-4,5 тысяч лет назад. Ряд ученых возводят происхождение йоги к цивилизации Мохенджо- Даро и Хараппы (2-3 тысячи лет до н.э.) на основании того, что во время раскопок в долине реки Инд в Мохенджо-Даро были найдены печати (таблички) с изображением людей и божеств, которые сидели в позах йоги. Слово «йога» впервые встречается в самых древних священных писаниях в мире – ведах ( на санскрите). Дату их составления соотносят примерно с 1700-1100 гг до н.э. В основном веды содержат гимны, прославляющие богов, в них нет упоминаний о физических упражнениях хатха-йоги. Вместо этого в них говорится о нравственных и экологических сторонах жизни человеческого общества. В таких писаниях, как Упанишады и Брахманы (комментарии к ведам) йога начала приобретать целостную структуру. В Брахманах упоминаются медитативные техники, в Упанишадах повествуется о энергетических центрах и каналах в теле человека, дыхательных и медитативных практиках. Также в них изложены некоторые положения раджа-йоги, которые позднее систематизировал Патанджали. Первый комплексный труд полностью посвященный йоге – это «Йога-сутры», написанные Патанджали, индийским философом и писателем. Это систематизированное руководство по классической йоге почитаемо и по сей день. Ничего нового Патанджали не придумал, он лишь переработал накопленные за тысячи лет знания и создал целостное и лаконичное учение под названием «Раджа йога». Другой важный труд по йоге – «Бхагавад-гита». Это логически законченная часть «Махабхараты» - памятника древнеиндийской религиозно- философской мысли. По одним данным труд был создан примерно в 9 веке до н.э., по другим данным «Бхагавад-гита» была написана уже после «Йога-сутр» Патанджали. Тем не менее данное произведение почитается и даже приравнивается к таким писаниям, как Библия и Коран. В главной книге индуизма детально описывается йога, как путь для воссоединения с Богом. В трех главах книги описывают три пути йоги, по которым человек может идти, развиваясь – это йога действия (Карма), служения (Бхакти) и знания (Джняна). Каждый волен для себя выбрать близкое по духу направление, встав на путь самосовершенствования. При этом о физических упражнениях (для тела) там практически ничего нет, что говорит о том, что в практике йоги позы – это не главное. Следующим значимым трудом в развитии йоги является «Хатха-йога Прадипика», написанная в XVI веке Свами Сватмарамой. В ней подробно описываются многие техники, асаны , их воздействие на организм и сознание человека. В данном трактате акцент делается на работе с физическим телом, а не умом. Основные понятия йоги. Асана – положение, поза тела. Согласно «Йога-сутрам» Патанджали, «это положение тела, которое удобно и устойчиво». Авторитетный йог Горакшанатха определяет асану как «пребывание в своей истинной форме». В «Хатха-йоге Прадипика» приводится 15 асан. В труде «Гхеранда Самхита» говорится, что асан столько, сколько живых существ во вселенной (8 400 000), наиболее важных из них 84. В современном мире чаще всего используют около 100 асан, при этом можно встретить до 1000 разных вариантов асан. Асаны - главная практика йоги. Аскеза – добровольное принятие дискомфорта(психол.,физич.и тп) Добровольное и смиренное принятие дискомфорта ради устранения кармических последствий собственных поступков. Аскетизм-это методика достижения духовных целей через самоистязание, самодисциплину. Аюрведа – система традиционной медицины. Наука о долголетии и здоровье, некий сборник народных рецептов. Полезна не только для излечения болезней, но и в поддержании крепкого здоровья, выработке индивидуальных правил здорового питания, формировании личных практик йоги и т.д. Бандха – оковы, «замок тела». Это совокупность внутренних зажимов, или замков, предназначенных для удержания психической энергии внутри определенных зон тела. Выделяют 3 основных бандхи: Мула бандха - связывание живота, нижний замок, подтягивание тазового дна. В шпагатах и различных выпадах защищает область таза от перерастягивания. Уддияна бандха – замок подъема вверх, втягивание живота под грудную клетку. Джаландхара бандха – шейный (подбородочный) замок, перекрывающий дыхательные пути, стимулирующий щитовидную и паращитовидные железы. Подготовка к медитации. Гуны – свойства или качества материальной природы. Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души. Всего их три, и все они присутствуют в человеке в той или иной степени: Саттва-гуна («гуна благости», чистота, реальность) – олицетворяет уравновешенность, гармонию, свет, радость, легкость и ясность. Раджа-гуна («гуна страсти») – гуна страстей, желаний, кипучей деятельности, амбиций. Тамас-гуна/тамо-гуна («гуна невежества») – олицетворяет тьму, разрушение, лень и безразличие. Дхарма – нравственные устои. Моральный долг, правильная цель или действие, благочестие, универсальный закон бытия, благочестие. Совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Карма – вселенский причинно-следственный закон. Согласно этому закону праведные или греховные действия человека определяют его дальнейшую судьбу. Также баланс кармы влияет на то, насколько удачной будет реинкарнация после смерти. Кундалини - энергия, сосредоточенная в основании позвоночника. Описывается в виде свернувшейся змеи, голова которой закрывает главный энергетический канал, поднимающийся вдоль позвоночника (сушумна). С помощью специальных техник змею можно пробудить, и она начнет подниматься вверх по каналу, где нанизаны 6 чакр. Мантра – молитва, священный гимн. В переводе с санскрита «орудие, осуществляющее акт психологического влияния». Состоит из набора слов, слогов. Считается, что данный набор звуков или звук содержит большое количество энергии и вибрация от пропевания благотворно воздействует на произносящего , а также на все, что находится в поле действия мантры. В священных писаниях рекомендуется 108 повторов. Мокша – освобождение из сансары. То есть освобождение из круговорота рождения и смерти, всех страданий и ограничений материального существования с одной стороны, и восстановление своей изначальной, духовной индивидуальности как части Абсолюта, с другой. Мудра – ритуальный язык жестов. Определенная позиция кистей рук, жест, выражающий состояние духа человека, внешнее выражение внутреннего энергетического потока и основных глубинных психологических процессов. Применяются в комплексе с асанами, праноямами, практикой концентрации и медитации. Ом – самая главная и священная мантра, «слово силы». Считается, что образование нашей Вселенной сопровождалось данным звуком. Данный слог используется как самостоятельная мантра, также с него начинаются большинство многословных мантр. Основные направления йоги. Хатха-йога. Физическая практика, или йога дисциплины тела, состоит из серии поз – асан, каждую из которых необходимо удерживать до нескольких минут, причем это можно делать где угодно. Позы йоги имеют ряд особенностей: Требуют от человека сочетания силы, гибкости и понимания своего тела. Содействуют единению тела, духа и разума. Готовят тело к медитации и другим духовным практикам йоги. Хатха-йога призвана восстановить физическое здоровье человека, вернуть подвижность суставам, приостановить искривление позвоночника, нормализовать давление и пищеварение, укрепить имунную систему и гормональный фон. А здоровье ума и духа должно стать прямым следствием физического здоровья. Хатха-йога также рассматривается как набор психофизических техник, позволяющих успокоить колебания ума и подготовиться к практике раджа-йоги. Раджа-йога. Известна как классическая йога, одна из шести ортодоксальных школ в философии индуизма, которая базируется на «Йога-сутрах» Патанджали. Основная цель Раджа-йоги – работа с умом, контроль ума посредством медитации, осознание разницы между иллюзией и реальностью и достижение освобождения. Практика раджа-йоги делится на восемь этапов, ее называют аштанга-йогой «восьми ступенчатой йогой»: Яма – нормы поведения – самоограничение. Нияма – следование религиозным правилам и предписаниям – полное посвящение себя духовным практикам. Асана – объединение тела и ума посредством физической деятельности. Пранаяма – контролирование дыхания, приводящее к объединению тела и ума. Пратьяхара – отвлечение чувств от контакта с их объектами. Дхарана – целенаправленная сосредоточенность ума. Дьяхана – медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи). Самадхи – умиротворенное сверхсознательное состояние блаженного сознания своей истинной природы. Айенгар-йога. Разновидность Хатха-йоги. Айенгар-йога основное внимание уделяет правильному положению тела, чтобы оно могло гармонично развиваться и стать анатомически безупречным. Характерной особенностью метода является статичное выполнение асан с необходимыми опорами. Другой характерной чертой метода является детальное объяснение каждой позы и индивидуальный подход к практикующему. Важным аспектом является последовательность асан. Айенгар-йога может быть использована в лечебных целях. Аштанга-виньяса-йога. Одна из современных синкретичных систем хатха-йоги. Согласно словам основателя института этого направления – Паттабхи Джойса – йогу не надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам йоги. Аштанга-виньяса является динамичной практикой йоги. Это направление называют силовой йогой, она сложна в отношении требований к гибкости, силе и выносливости. Позы принимаются одна за другой без перерыва, стремительно меняется положение тела. Всего 6 последовательностей (серий) асан. Направление не для новичков. Во время выполнения сохраняется дхьяна (медитация). Бикрам-йога. Комплекс упражнений для восстановления здоровья, выполняемых в нагретом помещении. Это существенно снижает риск получения дополнительной травмы и помогает глубоко проработать область травмы. Начальный класс бикрам-йоги включает в себя 26 асан хатха-йоги и 2 дыхательных упражнений при 38-40 градусах. Упражнения бикрам-йоги направлены на укрепление каждой части тела в определенном порядке. Таким образом, этот вид работает над всем организмом, совершенствуя сердечно-сосудистую, кровеносную, дыхательную, опорно-двигательную и другие системы нашего тела. Бихарская школа йоги. Синтез многих подходов к личностному развитию, основанных на традиционных учениях в сочетании с современными методами медицинской науки. Включает в себя карма-йогу, хатха-йогу, раджа-йогу, джняна-йогу, крия-йоги и другие. Отличительная особенность школы во включении элементов Тантры, в частности, крийя (последовательность асан, дыхательных упражнений, мудр и бандх) и пробуждение праны (жизненной энергии) при помощи визуализаций. Также акцентируется внимание на работе с кундалини и шаткарм (методы очищения тела). Уникальная технология Бихарской школы – йога-нидра (йогический сон). Бхакти-йога. Практика данного направления направлена на культивацию любви к Богу. В ряде священных текстов индуизма практика бхакти-йоги рекомендуется как самый легкий и действенный вид йоги. Он предполагает сосредоточение вашего ума, эмоций и чувств на Божественном. Вини-йога. Динамичная и мягкая практика йоги. Особенность данного стиля- гибкость в выборе инструментов по трансформации сознания учеников. Школа использует асаны, пранаямы, медитации, расслабляющие техники, мантры и лекции по философии. Методы в этом стиле адаптируются к уровню практикующего. Вини-йогу можно отнести к области индивидуальной йогатерапии. При выполнении асан практикуется концентрация на определенных точках, дыхании или движении. Школа предлагает схему дыхания, противоположную общепринятой: в время вдоха наполнять сначала грудь, а только потом живот, а не наоборот, а при выдохе освобождать сначала живот, потом – легкие. Учителя вини-йоги считают, что расширение сверху вниз помогает углубить дыхание. Голая йога. Современная разновидность оздоровительной йоги, упражнения и позы выполняются без одежды. Дживамукти-йога. «Душа, освобожденная при жизни». Направление, в основе которого практика виньяс, изучение священных текстов, надо-йога (йога звука), бхакти-йога (преданность Богу), пение мантр и медитация. Джаняна-йога (гьяна-йога). Совершенством джаняна-йоги является осознание единства индивида с безличным аспектом Абсолютной Истины – Брахманом (единство 3 принципов: Бытия (Сат), Знания (Чит) и Блаженства (Ананда).. Это путь самосознания, на котором индивид с помощью своего ума отличает реальность от иллюзии и осознает свое тождество с Брахманом. Задача джаняна-йоги как практики – достижение конгруэнтности (согласования, равенства) своей жизни со своим мировоззрением, осмысляя свое мировоззрение, свой образ мышления. Интегральная йога. Неоведантистское религиозно-философское учение (создано в нач.20 века). В общей форме это метод достижения единства человека с духовной первоосновой мира без бегства от мира или разрыва с ним. С точки зрения интегральной йоги, правильное понимание места человека возможно лишь при учете двух противоположных процессов, происходящих в этом мире: инволюции и эволюции. Создатель Шри Ауробиндо настаивает на понимании целостного подхода к пониманию мира и человека . Инь-йога. Направление, подразумевающее плавную практику с длительными и статичными асанами. Стиль основан на принципах Даосской системы, практикуемой священниками в Китае и Тайване. Система построена на двойственности мира, начал инь и янь, появившихся из единого потока Энергии Ци (Oi), которая циркулирует по всем каналам тела. Практика Инь-йоги способствует очищению энергетических каналов и ведет к расслаблению и внутренней гармониии. Инь-йога воздействует на соединительные ткани, занятия предполагают проработку как нижних, так и верхних частей тела. Поскольку соединительные ткани реагируют только на длительные нагрузки, длительность упражнений составляет 3-5 минут. Задача инь-йоги состоит в том, чтобы найти баланс и прийти к гармонии души и тела. Карма-йога (буддхи-йога). «Единение через действие». Карма-йога основана на учении «Бхагавад-гиты», ее основной смысл состоит в выполнении предписанных обязанностей (дхармы) без привязанностей к плодам труда. В результате такой деятельности становится возможным обретение мокши (спасения) или любви к Богу (бхакти). Крийя-йога. Направление, основанное на техниках пранаямы и открытия чакр. Крийя – наиболее быстрый путь обретения Космического сознания и избавления от реинкарнации. Включает в себя и физические упражнения (асаны) и медитации, пранаямы. Кундалини-йога. Направление, система упражнений, призванная поднять энергию кундалини из основания позвоночника с помощью регулярной практики медитации , пранаям, комплексов асан и пения мантр. Энергия кундалини должна пройти по всем чакрам вплоть до высшей (сахасрара), где должно произойти ее слияние с божеством и прекращение собственного сознания йогина. Выяснилось, что медитации кундалини-йоги оказывают психотерапевтический эффект, благотворно влияют на метаболизм мозга и улучшают умственную деятельность. Сахаджа-йога. Метод духовного роста, имеющий древние индийские корни. Является процессом пробуждения Кундалини, при котором человек получает самореализацию. Это проявляется в достижении состоянии бессмысленного осознания (ментальной тишины, нирвичара-самадхи). Практика сахаджа-йоги позволяет укрепить и углубить состояние, достигнутое при получении самореализации. Включает в себя сахадж-медитацию, методы очистки тонкого тела Нирмалы Шриваставы. |