Главная страница

Что такое культурные ценностные ориентации


Скачать 295.03 Kb.
НазваниеЧто такое культурные ценностные ориентации
Анкор11111
Дата16.03.2021
Размер295.03 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла37-67.pdf
ТипДокументы
#185382
страница4 из 5
1   2   3   4   5
автономию
и равноправие, но при
водит к ослаблению принадлежнос]
ти
и иерархии. В свою очередь, куль
тура влияет на экономическое разви
тие. Культуры, которые упорно воспроизводят принадлежность и
иерархию
, сдерживают индивидуаль
ную инициативность и креативность,
необходимую для экономического развития. Многие теоретики объяс
няют взаимное влияние культуры и развития сходным образом (Hof
stede, 2001; Inglehart, 1997; Triandis,
1995 Welzel, Inglehart, Klingemann,
2003).
В первых трех строках табл. 1
представлены корреляции измере
ний культуры с социальноэкономи
ческим уровнем. Культурные автоно]
мия
и равноправие положительно и сильно коррелируют со средним до
ходом на душу населения за 10 лет до измерения ценностей, в момент этого измерения и 9 лет спустя. Соответст
венно культурные принадлежность
и иерархия сильно и отрицательно коррелируют с этими показателями благосостояния. Гармония/мастерс]
тво
слабо связаны с развитием. Мно
гие другие индикаторы развития
(например, уровень образования,
продолжительность жизни, потреб
ление энергии, телефонизация, гра
мотность) показывают подобные связи с культурными ориентациями.
Ранее я сообщал о проведенном путевом анализе, где изучалось воз
можное причинное влияние ценност
ных ориентаций культуры на со
циальноэкономическое развитие
(Schwartz, 2007a). Я использовал ин
декс развития в 73 странах в 1993 г.,
чтобы предсказать ценностные ори
ентации и уровень демократизации.
Индекс 1993 г. значимо предсказы
вал уровень развития в 2004 г.
(
␤ = 0.73), а также показатели авто]
номии/принадлежности
(
␤ = 0.78),
равноправия/иерархии
(
␤ = 0.59) по данным исследования 1995 г. и уро
вень демократизации (
␤ = 0.69).

природа и следствия национальных различий
57
Важный результат состоял в том, что
автономия/принадлежность
пред
сказывали изменения в развитии между 1993 и 2004 гг. (
␤ = 0.20,
p < 0.05). Таким образом, это изме
рение культурных ценностей в свою очередь оказывает влияние на соци
альноэкономическое развитие. От
носительную силу взаимного влия
ния оценить невозможно, поскольку в нашем распоряжении нет более ранних показателей культурных цен
ностей.
Политическая система
Политическая система — это другой аспект социальной струк
туры, который находится в отноше
ниях взаимовлияния с культурой.
N
Автономия минус
принадлежность
Равноправие
минус иерархия
Гармония минус
мастерство
Социо*экономическое развитие
1985 ВНП
75 0.59**
0.41**
0.26*
1995 ВНП
75 0.74**
0.47**
0.20 2004 ВНД
75 0.76**
0.53**
0.021
Демократизация
1985 75 0.55** (0.40**)
0.43** (0.30*)
0.02 (0.14)
1995 75 0.73** (0.65**)
0.49** (0.37**)
0.29* (
0.20)
2002 75 0.72** (0.66**)
0.54** (0.45**)
0.33** (0.25*)
Уровень коррупции
75
0.74** (0.61**) 0.51** (0.37**)
0.21** (0.08)
Соревновательный
тип капитализма
20
0.55*
A
(
0.55*)
0.52* (0.57*)
0.79** (0.79**)
Размер семьи
1985 Средний размер семьи
75
0.72** (0.60**) 0.60** (0.49**) 0.38** (0.31**)
2001 Средний размер хозяйства
75
0.76** (0.66**)
0.41** (0.24*)
0.35** (0.24*)
Табл. 1
Корреляции измерений культурных ценностных ориентаций с социоэкономическим
развитием, демократизацией и размером семьи при контроле валового национального
продукта на душу населения (ВНП) в 1985 г.
**p < 0.01, *p < 0.05, 2сторонний критерий.
A
Корреляция с интеллектуальной автономией минус принадлежность. См. текст для объяс
нения.
Корреляции в скобках — при контроле ВНП, 1985.
ВНП — валовый национальный продукт на душу населения, ВНД — Валовой национальный доход на душу населения,по: the World Bank; Средний размер хозяйства/семьи, по: Encyclopaedia
Britannica Almanac; Уровень коррупции, по Kaufmann D., Kraay A. & Mastruzzi M. (2006).

58
Ш. Шварц. Культурные ценностные ориентации:
Строки 4, 5 и 6 в табл. 2 показывают связи культурных ориентаций с предшествующими, одновременны
ми и последующими индексами де
мократизации в 75 странах (Freedom
House, различные годы). Индекс де
мократизации относится как к граж
данским свободам, так и к полити
ческим правам. Демократизация сильно зависит от социальноэконо
мического развития (Welzel, Ingle
hart, Klingemann, 2003). В скобках показаны корреляции культуры и де
мократизации при контроле нацио
нального благосостояния.
Автономия
и демократия связаны между собой независимо от нацио
нального богатства. И наоборот,
принадлежность
противостоит де
мократии. Чем более желательно и допустимо для индивида в данной культуре следовать своим собствен
ным идеям и чувствам и выражать их, тем выше уровень демократии в стране. Чем в большей степени куль
тура требует от индивида жить со
гласно традициям группы и сохра
нять эти традиции, тем ниже уровень демократии. Равноправие тоже по
ложительно (а иерархия — отрица
тельно) коррелирует с демократией,
независимо от национального богат
ства. Культура, стимулирующая лю
дей обращаться с другими как с рав
ными и добровольно участвовать в поддержании общественного устрой
ства, ведет к демократии и поддержи
вает ее. Культура, которая требует от людей беспрекословного исполнения ролей в иерархической структуре,
противостоит демократии. Ясной связи гармонии/мастерства с демо
кратией не установлено.
Ранее автор провел путевой ана
лиз, чтобы изучить возможные вза
имные причинные влияния между культурными ориентациями и уров
нем демократии (Schwartz, 2007a).
Анализ показал, что предшествую
щий уровень демократии (1985 г.) не оказал влияния на культурные ори
ентации (1995 г.) при контроле со
циальноэкономического развития.
Чтобы выяснить, влияет ли культура на изменение уровня демократично
сти, индексы демократичности, соци
альноэкономическое развитие и культурные ориентации 1995 г. были использованы как предикторы демо
кратичности в 2002 г. Как автономия/
принадлежность
(
␤ = 0.18, p < 0.05),
так и равноправие/иерархия (
␤ =
= 0.16, p < 0.05) независимо предска
зали изменения в демократичности.
Предшествующее развитие оказало влияние на эти ценности, а они, в свою очередь, в полной мере опосре
довали влияние развития на демо
кратию. Проведенный путевой ана
лиз приводит к представлениям о причинной направленности от куль
туры к уровню демократичности, но не наоборот, что заслуживает допол
нительных исследований.
Еще один важный аспект полити
ческой системы — масштабы взяточ
ничества и коррупции в стране.
Я использовал индекс из базы дан
ных Всемирного банка (Kaufmann,
Kraay, Mastruzzi, 2006), который оце
нивает коррумпированность чинов
ников и частоту «доплат», чтобы
«дело было сделано». Строка 7 табл. 1
показывает корреляцию культурных ориентаций с индексом 2004 г.
Коррупция сильно и отрицательно связана с социальноэкономическим развитием (r =
0.54) в 75 проанали
зированных странах. Поэтому в скоб
ках показаны корреляции культуры

природа и следствия национальных различий
59
и коррупции при контроле нацио
нального богатства. Корреляции по
казывают, что распространение взя
точничества и коррупции связано с культурными принадлежностью и
иерархией
. Коррупция меньше в культурах, которым свойственны ав]
тономия
и равноправие. Корреля
ции ослабевают при контроле нацио
нального дохода, но все равно оста
ются значимыми.
Среди десяти наиболее коррум
пированных стран в этом индексе присутствуют четыре восточноевро
пейские: Украина, Грузия, Россия и
Болгария. Все четыре ниже общеми
рового среднего уровня по шкалам
автономия
(минус принадлежность)
и равноправие (минус иерархия).
Корреляции показывают, что чем больше культура делает акцент на идентификацию с собственной груп
пой и выполнение обязанностей в иерархизированном социальном по
рядке, тем больше в стране корруп
ции. Принадлежность и иерархия
заставляют предпочитать свой клан или начальника в ущерб рациональ
ному управленческому образу мысли. Во многих наиболее коррум
пированных странах внешние силы наложили государственные ограни
чения на разнообразные и конфлик
тующие этнические группы (так,
например, поступили французы в
Африке). В этих странах потреб
ность в сохранении внутригруппо
вого единства усилила культурную
принадлежность
и еще больше осла
била лояльность государству и его правовой системе. Это, вероятно,
основной путь влияния этих куль
турных ориентаций на коррупцию.
Свидетельствует ли корреляция о причинном влиянии культуры на коррупцию? Путевой анализ свиде
тельствует в пользу того, что куль
турная автономия (минус принад]
лежность
) приводит к уменьшению коррупции. В этом анализе я иссле
довал, как национальный доход в
1985 г. и культурные шкалы, по дан
ным исследования 1995 г., влияли на изменения индекса коррупции с
1996 по 2004 гг. Автономия–принад]
лежность
значимо предсказывали изменение коррупции (
␤ = 0.23,
p < 0.001). Благосостояние страны в
1985 г. влияло на коррупцию в 2004 г.
лишь опосредованно — через кор
рупцию в 1996 г. и автономию–при]
надлежность
. Ввиду отсутствия бо
лее ранних данных по коррупции,
нельзя было установить, влияет ли коррупция на культуру.
Тип экономической системы
9
Разнообразные теории капита
лизма выстраивают экономическое устройство различных стран по оси от «либеральных» до «управляемых»
рыночных систем (Hall, Soskice,
2001). Рыночное соревнование —
главный способ регулирования в бо
лее либеральных экономиках. В идео
логии подобных экономических сис
тем заложена предпосылка: общест
во достигает наилучшего качества и количества услуг и товаров, когда все люди соревнуются, преследуя свои интересы на свободном рынке. В бо
лее координируемых экономических системах стратегическое взаимодей
ствие между фирмами играет цент
ральную роль. Наилучший результат
9
Более детальное обсуждение см.: Schwartz, 2007b.

60
Ш. Шварц. Культурные ценностные ориентации:
достигается, когда различные хозяй
ствующие субъекты совместно рабо
тают над достижением своих целей.
Они устанавливают взаимное до
верие и обязательства через обмен информацией, переговоры, контроль и санкции.
П. Холл и Д. Гингрич разработали индекс, который устанавливает мес
та различных стран на континууме типов рыночных систем (Hall, Gin
gerich, 2004). Соединенные Штаты превосходят всех в плане конкурент
ности экономики, другие англо
язычные страны также имеют высо
кие показатели. Экономические сис
темы Австрии и Германии в наибольшей степени основываются на сотрудничестве. Показатели по этому индексу не коррелируют с бо
гатством страны. Таким образом,
отношения этих показателей к куль
туре не опосредованы возможными влияниями различий в националь
ных доходах.
Преследование собственных ин
тересов, увеличение выгоды и эконо
мический рост находятся в центре идеологии и повседневной практики соревновательных экономик (Kasser,
Cohn, Kanner, Ryan, 2007). Эксплуа
тация ресурсов и людей в целях раз
вития преобладает над сохранением природных богатств и защитой бла
гополучия людей, чьи интересы на
ходятся в конфликтных отношениях.
Соревновательный тип экономики соответствует культурам с высоким
мастерством
и низкой гармонией.
В седьмой строке табл. 1 приведены корреляции культурных ориентаций с соревновательностью в экономике в
20 индустриальных странах. Корреля
ция в размере
0.79 хорошо соответ
ствует теоретическим ожиданиям.
Соревновательная экономическая система также соответствует иерар]
хической
культуре в противополож
ность культуре равноправия. Капи
талисты, трудящиеся, потребители,
начиная с разных исходных уровней ресурсов, стараются увеличить свои доходы на соревновательном рынке,
даже если это происходит в ущерб другим. Неизбежный результат —
неравномерное распределение ре
сурсов, оправдываемое в соревнова
тельных сообществах. Рыночные силы, благоприятствующие силь
ному, в большей степени управляют экономическими взаимодействиями,
чем интернализированные ценности кооперации с другими. Корреляция в размере
0.52 с равноправием/
иерархией
подтверждает теорети
ческие ожидания в отношении этого культурного измерения.
Т. Кессер с соавт. в противопо
ложность расхожему мнению ут
верждают, что соревновательная эко
номическая система скорее разру
шает, чем создает личную свободу
(Kasser et al., 2007). Она превозносит финансовый успех, создает идеалы,
которым мало кто может соответст
вовать, рекламирует продукты, к об
ладанию которыми необходимо стре
миться, и заставляет людей работать больше, тяжелее и с меньшим выбо
ром, чем они бы хотели. Такая прак
тика стимулирует зависимость от внешних ожиданий и лишает людей возможности культивировать собст
венные интересы. Это вступает в противоречие с ценностью интеллек]
туальной
(хотя и не аффективной)
автономии
. Менее ясно, соответст
вует ли соревновательной экономике ценность принадлежности. Дав
ление в сторону принятия внешних

природа и следствия национальных различий
61
ожиданий и соответствия им со
звучно этой ценности. Моя теория принимает, что культуры с низкой
автономией
характеризуются высо
ким уровнем принадлежности.
Корреляция в размере
0.55 с соот
ветствующим культурным измере
нием (см. табл. 1) подтверждает тео
ретические ожидания. Как интеллек]
туальная автономия
(r =
0.56), так и
принадлежность
(r =
0.45) вносят свой вклад в эту корреляцию.
В целом тип экономической сис
темы в промышленно развитых стра
нах (различия в соревновательно
сти—сотрудничестве в рамках капита
листической системы) сильно коррелирует с культурными ориен
тациями этих стран. Наш анализ не может оценить направления причин
носледственных связей, однако ве
роятным представляется взаимное влияние. Правдоподобно и то, что культура гдето поддерживает, а гдето сдерживает идеологию, стоящую за экономической системой.
Заключительные замечания
Представления о ценностных ориентациях культуры, изложенные в этой статье, являются одним из способов осмысления и измерения одного из ключевых элементов куль
туры. Эти ориентации характери
зуют культуры, а не отдельных людей. Различия показателей стран не связаны с психическим складом никакого конкретного человека, раз
личия между любыми двумя людьми не отражают культурных дистанций между обществами. Эти ориентации стоят за способами функционирова
ния общественных систем, создают для них идеологическую почву и со
гласуют различные процессы. Ори
ентации являются внешними по от
ношению к людям, они выражаются в особенностях стимулов и ожида
ний, с которыми сталкиваются чле
ны культурной группы. Таким обра
зом, эта концепция культуры отли
чается от взглядов на нее как на психологическую переменную.
Культуры никогда не бывают пол
ностью согласованными и непроти
воречивыми. Различные институты внутри обществ опираются в боль
шей степени на ценности, связанные с их функциями (например, иерар
хия в армии, принадлежность в семье,
мастерство на рынке, интеллектуаль
ная автономия в науке). Этнические,
профессиональные, религиозные и другие группы внутри общества мо
гут подвергаться различным куль
турным воздействиям и развить раз
личные ценностные предпочтения.
Эти различия приводят к социально
му напряжению, конфликтам и изме
нениям. Одноразовое, статичное из
мерение культуры страны в целом, та
ким образом, проблематично. Тем не менее, приведенные выше данные до
казывают, что культурные ценностные профили доминирующих культурных групп могут быть плодотворно исполь
зованы для характеристики обществ.
Эти данные позволяют устанавливать динамичные причинноследственные отношения между культурой и важ
ными социальными феноменами.
Перевод с англ. Е.А. Валуевой

62
Ш. Шварц. Культурные ценностные ориентации:
Bellah R.N., Madsen R., Sullivan W.M.,
Swidler A., Tipton S.M. Habits of the heart:
Individualism and commitment in Ameri
can life. New York: Harper & Row, 1986.
Benedict R. The chrysanthemum and the sword: Patterns of Japanese culture.
New York: New American Library,
1974/1946.
Bond M.H. Chinese values // M.H. Bond
(ed.) Handbook of Chinese psychology.
Hong Kong: Oxford University Press,
1996.
Borg I., Groenen P.J.F. Modern multidi
mensional scaling: Theory and applications,
2nd ed. New York: SpringerVerlag, 2005.
Botero J., Djankov S., La Porta R., Lopez*
de*Silanes F. The regulation of labor //
Quarterly Journal of Economics. 2004. 119.
1339–1382.
Brett J.M. Negotiating globally: How to negotiate deals, resolve disputes, and make decisions across cultural boundaries. San
Francisco: JosseyBass, 2001.
De Clercq S. Extending the Schwartz
Value Theory for Assessing Supplementary
PersonOrganization Fit. Unpublished
PhD. dissertation, Universiteit Ghent, Bel
gium, 2006.
Diamond J. Guns, germs and steel: The fate of human societies. New York: Norton.
1997.
Encyclopaedia Britannica Almanac 2005.
Chicago: Encyclopedia Britannica, 2004.
Ester P., Halman L., Seuren B. Environ
mental concern and offering willingness in
Europe and North America // P. Ester,
L. Halman, R. de Moor (eds.). The individu
alizing society: Value change in Europe and
North America. Tilburg, The Netherlands:
Tilburg University Press, 1994. P. 163–181.
Etzioni A. The spirit of community: The reinvention of American society. New York:
Simon & Schuster, 1993.
Fontaine J.R.J., Poortinga Y.H., Delbe*
ke L., Schwartz S.H. Structural equivalence of the values domain across cultures: Sepa
rating sampling fluctuations from meaning
ful variation // Journal of CrossCultural
Psychology (in press).
Freedom in the world. Freedom House
(ed.). Lanham, MD: University Press of
America (various years).
Goldreich Y., Raveh A. Coplot display technique as an aid to climatic classification
// Geographical Analysis. 1993. 25. 337–353.
Guttman L. A general nonmetric tech
nique for finding the smallest coordinate space for a configuration of points // Psy
chometrica. 1968. 33. 469–506.
Gyekye K. Tradition and modernity:
Philosophical reflections on the African ex
perience. New York: Oxford University
Press, 1997.
Hall P.A., Gingerich D.W. Varieties of capitalism and institutional complementa
rities in the macroeconomy: An empirical analysis. MPIfG Discussion Paper 04/5.
Max Planck Institute for the Study of Soci
eties: Cologne, Germany, 2004.
Hofstede G. Culture’s consequences: In
ternational differences in workrelated va
lues. Beverly Hills CA: Sage, 1980.
Hofstede G. Culture’s consequences:
Comparing values, behaviors, institutions,
and organizations across nations. Beverly
Hills CA: Sage, 2001.
House R.J., Hanges P.J., Javidan M.,
Dorfman P.W., Gupta V. Culture, leadership,
and organizations: The Globe study of 62
societies. Thousand Oaks, CA: Sage, 2004.
Huntington S.P. The clash of civiliza
tions. Foreign Affairs. 1993. 72. 22–49.
Inglehart R. Modernization and post
modernization: Cultural, economic and po
litical change in 43 societies. Princeton, NJ:
Princeton University Press, 1997.
1   2   3   4   5


написать администратору сайта