Главная страница

Что такое культурные ценностные ориентации


Скачать 295.03 Kb.
НазваниеЧто такое культурные ценностные ориентации
Анкор11111
Дата16.03.2021
Размер295.03 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла37-67.pdf
ТипДокументы
#185382
страница3 из 5
1   2   3   4   5
иерархию и гармонию, но не на принадлежность, являющуюся смежной с ними;
сильно выражена интеллектуальная автономия, но не смежное равноправие. Такие данные по
Японии приводят к неправильному ее размещению на карте. Однако это неожиданное сочетание элементов не удивит исследователей японской культуры (Benedict, 1974; Matsumoto, 2002). Оно указывает на культуру, переживающую переходный период и развивавшуюся в условиях внут
реннего напряжения.
МАСТЕРСТВО
АФФЕКТИВНАЯ
АВТОНОМИЯ
Восточная
Европа
Восточно]Центральная
Европа и страны Балтии
протест./катол.
Латинская
Америка
Англо]
говорящие регионы
Восточная
Е
в
р
о
п
а
(православие)
Африка
и
Ближний
Восток
Конфуцианские
страны
Южная
и Юго]
Восточная
Азия
ИЕРАРХИЯ
ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ
ГАРМОНИЯ
РАВНОПРАВИЕ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ
АВТОНОМИЯ
Рис. 4
Карта культурных регионов мира

природа и следствия национальных различий
51
частью которого они, казалось бы,
могли быть. Три из них принадлежат культурно неоднородному Ближнему
Востоку (Турция, Греческий Кипр,
Израиль). Восемь культурных регио
нов почти полностью совпадают с культурными регионами, которые
Р. Инглехарт и В. Бэйкер выделили на основании своего двумерного прин
ципа (Inglehart, Baker 2000). Они также обнаруживают поразительные параллели с зонами, выделенными
С. Хантингтоном на основе качестве
нного анализа (Huntington, 1993).
На большинство регионов оказы
вает влияние географическое сосед
ство. Поэтому культурное сходство внутри регионов, конечно, связано в известной степени с распростране
нием ценностей, норм, практики, ин
ститутов через национальные грани
цы (Naroll, 1973). Однако свою роль играют также общая история, язык,
религия, уровень развития и другие факторы
5
. Чтобы проиллюстриро
вать восприимчивость культурных ориентаций к такого рода факторам,
рассмотрим примеры культур, ко
торые не располагаются в регионах,
где их можно было бы ожидать.
– Культура французской Канады очевидным образом ближе западно
европейской, особенно французской,
по сравнению с англоязычной канад
ской культурой, что отражает ее исторические и языковые корни.
– Культура Восточной Германии близка культуре Западной Германии,
имея с ней общий язык, историю и традиции, чего нельзя сказать о при
легающей части Восточной Европы.
– Турецкой культуре присущи
равноправие
и автономия, низок уровень иерархии и принадлежно]
сти
, что не характерно для соседних ближневосточных стран. Возможно,
это связано с турецкой секулярной демократией, долгой историей во
сточноевропейского влияния и со
временной борьбой за присоедине
ние к Западу.
– Грекокиприотская культура имеет высокую принадлежность и низкую автономию. Это можно объ
яснить 1000летней историей прав
ления Византии и Оттоманской им
перии, а также влиянием ее вос
точного христианства.
– Еврейскоизраильская культура близка англоговорящей культуре и дистанцирована от окружающего Ближ
него Востока с его арабской куль
турой. Израиль организован Европой и имеет сильные политические и эко
номические связи с США.
– В ряду латиноамериканских стран население Боливии и Перу наименьшим образом соприкасалось с европейской культурой и низко развито экономически. Этим можно объяснить, почему ее культуре при
суща более высокая ценность иерар]
хии
и принадлежности, чем у ее сосе
дей.
– Ситуация в Японии рассмотре
на в примечании 4.
5
Ш. Шварц, а также Дж. Зигель и А. Лихт, обсуждают исторические источники националь
ных различий в отношении принадлежности и равноправия (Schwartz, in press; Siegel, Licht,
Schwartz, 2007). Ш. Шварц и М. Рос, а также Ш. Шварц и А. Барди предложили первоначальное объяснение того, как возникли англоязычный, западноевропейский и восточноевропейский куль
турные профили (Schwartz, Ros, 1995; Schwartz, Bardi, 1997).

52
Ш. Шварц. Культурные ценностные ориентации:
Рассмотрим теперь культурные ориентации, характеризующие каж
дый отдельный культурный регион.
Я основываю эти характеристики на балльных оценках культурной ориен
тации, поскольку, как отмечено выше, расположение семи перемен
ных в двумерном пространстве не может быть совершенным. Несмотря на это, расположение регионов на рис. 4 достаточно точно и высокоин
формативно.
Западная Европа. В соответствии с ее положением слева на рис. 4 за
падноевропейская культура оказыва
ется самой высокой по равноправию,
интеллектуальной автономии
, гар]
монии
и самой низкой по иерархии и
принадлежности
. Этот профиль сохраняет свою силу при контроле валового национального дохода на душу населения (в 1985 г.). Хотя вы
сокий экономический уровень За
падной Европы может влиять на ее культуру, другие факторы оказы
ваются критическими. Этот куль
турный профиль подходит для демо
кратических регионов с серьезной заботой об окружающей среде (Este,
Halman, Seuren, 1994).
Хотя западноевропейские страны имеют много общего между собой в культуре по сравнению с другими странами мира, однако внутри регио
на существуют значительные вариа
ции. Греческая культура с ее относи
тельно высоким мастерством, низ
кими интеллектуальной автономией
и равноправием наименее типична для Запада. Культура Франции и французской Швейцарии имеет от
носительно высокую иерархическую
ориентацию для Западной Европы и одновременно высокие аффектив]
ную
и интеллектуальную автоно]
мию
. Они определенно сохраняют в некоторой степени ориентацию на
иерархию,
вопреки их преданности
автономии
. Детальный анализ этого явления выходит за рамки статьи.
Англоязычные регионы. Культура англоязычного региона в сравнении с остальным миром характеризуется особенно высокими показателями
автономии
и мастерства и низкими
гармонии
и принадлежности. Аме
рика отличается от других англо
язычных стран выраженным акцен
том на мастерстве и иерархии при меньшей выраженности интеллекту]
альной автономии
, гармонии и рав]
ноправия
. Этот профиль выявляет напористую, прагматическую, пред
принимательскую и даже эксплуата
торскую ориентацию по отношению к социальному и природному окру
жению. За исключением США, этот регион практически гомогенен.
Культурные различия «Запада».
Широко распространен взгляд на западную культуру как индивидуа
листическую. Однако более сложное представление о семи видах куль
турной ориентации открывает пора
зительные различия внутри Запада.
Сравнивая 22 выборки из Западной
Европы с шестью выборками из Сое
диненных Штатов, Ш. Шварц и
М. Рос нашли большие и значимые различия по шести из семи культур
ных ориентаций (Schwartz, Ros, 1995).
Равноправие
, интеллектуальная ав]
тономия
, гармония выше в Западной
Европе; мастерство, иерархия и
принадлежность
выше в Соединен
ных Штатах. Применение термина
«индивидуализм» для описания любой из этих культур искажает картину, открывающуюся при нашем анализе.

природа и следствия национальных различий
53
Культурная ориентация Западной
Европы индивидуалистична в одном смысле: она акцентирует интеллек]
туальную
и аффективную автоно]
мию
, но снижает иерархию и при]
надлежность
по сравнению с куль
турами других стран мира. Однако приоритеты Западной Европы про
тиворечат пониманию индивидуа
лизма в другом смысле: они акцен
тируют равноправие и гармонию, но не акцентируют мастерство. Это значит, что такая культура призывает к бескорыстной заботе о благе дру
гих людей, стремится к согласию с природным и социальным миром,
а не к борьбе с ним за изменения пу
тем насильственных действий. Это противоречит тому, как обычно по
нимается индивидуализм.
Культурные предпочтения в Сое
диненных Штатах имеют другой, но столь же комплексный паттерн: ин
дивидуалистический аспект амери
канских ценностных ориентаций подчеркивает аффективную автоно]
мию
и мастерство за счет гармонии.
Это может быть источником стерео
типного взгляда на американскую культуру как поддерживающую эго
изм и самопродвижение. Но это не есть в подлинном смысле индивиду
ализм, поскольку интеллектуальная
автономия
относительно неважна.
Более того, иерархия, принадлеж]
ность
, ориентация на коллективизм
выше, чем в Западной Европе. Это согласуется с акцентированием ре
лигиозных, консервативносемей
ных ценностей и репрессиями по отношению к отклонениям, что отмечается исследователями аме
риканской культуры (напр.: Bellah,
Madsen, Sullivan, Swidler, Tipton,
1986; Etzioni, 1993).
Конфуцианство. Регион, находя
щийся под влиянием конфуциан
ства, также обнаруживает прагмати
ческую, предпринимательскую ориен
тацию.
Однако эта ориентация сочетается с очень выраженными
иерархией
и мастерством при от
вержении по сравнению с другими регионами равноправия и гармонии.
Этот регион ценит принадлежность
больше, чем европейские и амери
канская культуры. Этот культурный профиль созвучен многим сторонам конфуцианской культуры (Bond,
1996). Внутренние различия региона незначительны, за исключением
Японии, где существенно выше
гармония
и интеллектуальная авто]
номия
, но ниже принадлежность и
иерархия
Африка и Ближний Восток
6
. Куль
турные группы Тропической и Се
верной Африки, и мусульманского
Ближнего Востока образуют боль
шой ареал, который трудно разде
лить на выраженные регионы. Эти культуры отличаются высокой значимостью принадлежности при низкой аффективной и интеллекту]
альной автономии
. Соответственно они находят смысл жизни в социаль
ных взаимодействиях с членами своей группы, защищая при этом групповую солидарность и традици
онный порядок в большей степени,
чем культивируя индивидуальность.
Сказанное хорошо соответствует вы
водам исследований стран Ближнего
Востока (Lewis, 2003) и Тропической
6
Я исключаю Кипр, израильских иудеев и Турцию, обсуждавшихся выше.

54
Ш. Шварц. Культурные ценностные ориентации:
Африки (Gyekye, 1997). Внутри это
го региона есть различия во всем, за исключением принадлежности, рав]
ноправия
и интеллектуальной авто]
номии
Южная Азия. Культура Южной
Азии отличается особо выраженны
ми иерархией и принадлежностью
при слабых автономии и равно]
правии
. Акцент делается на выпол
нение обязанностей внутри иерархи
ческой системы — послушание в от
ношении тех, кто имеет более высокий статус или авторитет, и ожи
дание приниженности и покорности от нижестоящих. Как и в Африке,
социальные отношения внутри своей группы воспринимаются как прида
ющие жизни смысл в большей степе
ни, чем собственные стремления. За исключением Индии, где высока ценность мастерства, все группы здесь весьма однородны в культур
ном отношении. Разнообразие гос
подствующих религий (индуизм, ка
толицизм, ислам, буддизм, протес
тантизм) в этом регионе не приводит к разнородности в базовых ценнос
тях.
Восточно*Центральная Европа,
страны Балтии в сравнении с Вос*
точной Европой и Балканами. Оба эти региона отличаются меньшими
принадлежностью
и иерархией, чем
Африка, Ближний Восток и Южная
Азия, но большими, чем Западная
Европа. Культура ВосточноЦент
ральной Европы и стран Балтии (по нашим данным, Хорватия, Чехия,
Эстония, Латвия, Венгрия, Польша,
Румыния, Словения, Словакия) об
ладают несколько более высокими гармонией и интеллектуальной авто
номией и менее выраженной иерар
хией, чем балканская и более вос
точные культуры (по нашим данным,
БоснияГерцеговина, Болгария, Гру
зия, Македония, Россия, Сербия,
Украина)
7
Балтийские и государства Цент
ральной Европы имеют более силь
ные исторические и торговые связи с
Западом, были в меньшей степени затронуты тоталитарным коммуни
стическим правлением и раньше от него освободились. Эти факторы позволяют объяснить, почему их культурный профиль ближе к Запад
ной Европе. Страны же восточно
европейского и балканского культур
ного региона имели более слабые связи с Западом, исторические кон
такты с Оттоманской империей,
в большей степени испытали влия
ние коммунизма и практикуют более консервативную и ингрупповую направленность, исповедуют право
славную религию (Zemov, 1961, 1971).
Эти факторы помогают объяснить относительно слабую выраженность у них равноправия и интеллектуаль]
ной автономии
и сильную — иерар]
хии
Латинская Америка. Латиноаме
риканская культура близка к сред
ним мировым значениям по всем семи ценностным ориентациям. Бо
лее того, за исключением Боливии и
Перу, где население было подверже
но влиянию европейской культуры,
этот регион является особенно одно
родным в культурном отношении.
7
Грузия и БоснияГерцеговина представляют собой исключения, заслуживающие дополни
тельных исследований.

природа и следствия национальных различий
55
Некоторые исследователи описы
вают латиноамериканскую культуру как коллективистскую (Hofstede,
2001; Triandis, 1995). В сравнении с
Западной Европой это действитель
но похоже на истину. Латинская
Америка отличается более высокими
иерархией
и принадлежностью, ко
торые рассматриваются как основ
ные компоненты коллективизма, и менее выраженной автономией
главным компонентом индивидуали
зма. Однако противоположное соот
ношение наблюдается, когда Латин
ская Америка сравнивается с Афри
кой, Ближним Востоком и Южной
Азией. Этот пример подчеркивает важность эталона для сравнения.
Культура той или иной группы пред
стает в сравнении с общемировыми показателями иначе, чем при более узком сравнении.
Взаимное влияние ценностных
ориентаций и социальной
структуры
Культура и социальные струк
туры очевидным образом влияют друг на друга. Культурные ориента
ции стоят за структурным устройст
вом общества и предоставляют ли
дерам, формирующим социальные институты, как цели их деятельности,
так и аргументы для обоснования этой деятельности. В то же время функционирование социальных инс
титутов оказывает обратное влияние на культуру. Успех какоголибо со
циального института подкрепляет культурные ценности, согласующие
ся с его способом деятельности. Про
вал же социального института при
водит к потере легитимности связан
ных с ним ценностей и оправдывает выдвижение альтернативных.
Рассмотрим три примера.
1. Если капиталистическая ры
ночная система, которая реализует скорее ценность мастерства, чем гар]
монии
или равноправия, успешно справляется с производством и спра
ведливым распределением благ, то ценность мастерства укрепляется,
а ценности гармонии и равноправия
ослабевают
8
. Если такая рыночная система терпит крах, маятник куль
туры может качнуться в противопол
ожную сторону.
2. Образовательные системы раз
ных стран существенно различаются в плане того, насколько их идеология и практика основаны на ценностях
иерархии
и принадлежности или же
равноправия
и автономии. Если школам удается решать важные зада
чи общества, те ценности, которые стоят за их образовательным подхо
дом, будут усиливаться, в то время как противоположные им — ослабе
вать.
3. Практика воспитания детей су
щественно различается в разных странах и может отражать различные ценностные ориентации. Культурные ориентации, стоящие за воспита
тельной практикой в стране (будь то авторитарная, иерархически ориен
тированная или же детоцентричная,
ориентированная на автономию и
равноправие
практика), будут под
крепляться в той мере, в какой семьям
8
Это, вероятно, и происходит сейчас во многих бывших коммунистических странах и в
Израиле.

56
Ш. Шварц. Культурные ценностные ориентации:
удается воспитывать отпрысков в со
ответствии с социальными потреб
ностями общества и требованиями закона.
Ниже будут обсуждены четыре типа социальных структурных пере
менных, которые связаны с куль
турой двусторонними причинными связями: социальноэкономический уровень, демократия и коррупция в политической системе, тип эконо
мической системы, размер семьи.
Господствующие ценностные ориен
тации влияют на эти аспекты соци
альной структуры и испытывают,
в свою очередь, обратное влияние.
Социально*экономический уровень
Экономическое развитие несет людям финансовые и иные ресурсы.
Это уменьшает зависимость людей от семейных кланов и групп. Для от
дельных людей это означает как воз
можность, так и средства выбирать,
позволяя им добиваться автономии и принимать на себя ответственность.
Для общества в целом экономичес
кое развитие делает желательным развитие индивидуальной уникаль
ности и личной ответственности.
Обществу необходимы разнообраз
ные умения, знания, интересы, инно
вационность, чтобы успешно справ
ляться с многочисленными задача
ми, новыми вызовами и скоростью изменений, сопутствующей разви
тию. В результате экономическое развитие стимулирует культурную
1   2   3   4   5


написать администратору сайта