Что такое культурные ценностные ориентации
Скачать 295.03 Kb.
|
Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2008. Т. 5, № 2. С. 37–67. Что такое культурные ценностные ориентации? Основные положения Преобладающие ценностные ус тановки в обществе могут составлять основную характеристику культуры (Hofstede, 1980; Inglehart, 1997; Schwartz, 1999; Weber, 1958; Williams, 1958). Эти ценностные установки выражают понятия о том, что хорошо и желательно, т. е. о культурных иде алах. Обширный комплекс значений, убеждений, обычаев, символов, норм и ценностей, которые превалируют у людей в обществе,— это проявления лежащей в их основе культуры. Я рассматриваю культуру как ла тентную, гипотетическую перемен ную, которую мы можем измерить только через ее проявления. Лежа щие под ними нормативные ценност ные предпочтения влияют на эти Шварц Шалом (Schwartz Shalom H.) — заслуженный профессор психологии Иерусалимского университета, бывший президент Международной ассоциации кросскультурной психологии. Автор книг и статей по социальной, кросскультурной, политической пси хологии, социологии, образованию, праву и экономике. За свои научные работы награжден наиболее престижной гражданской наградой государства Израиль. Контакты: msshasch@mscc.huji.ac.il Резюме В статье представлены теория и метод измерения культурных ценностных ориентаций, предложенные Ш. Шварцем. Анализируется природа культур* ных ценностей как базовых элементов культуры. На основе эмпирических ис* следований, выполненных в 84 странах мира под руководством автора, выде* ляются 8 различных культурных ареалов, строится карта расположения стран вдоль 7 базовых культурных ценностных ориентаций: Принадлежно* сти, Интеллектуальной и Аффективной Автономии, Иерархии, Равноправия, Мастерства, Гармонии. Приводятся корреляции ценностей с уровнем социаль* но*экономического развития, типами экономических и политических систем. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ: ПРИРОДА И СЛЕДСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ Ш. ШВАРЦ 38 Ш. Шварц. Культурные ценностные ориентации: проявления и сообщают им опреде ленную степень согласованности. С этой точки зрения, культура не ло кализована в умах и действиях от дельных людей. Скорее, она вне ин дивида. Она связана с прессингом, которому подвержен индивид в силу того, что живет в определенной соци альной системе. В психологических терминах этот культурный прессинг имеет отноше ние к стимулам («праймам»), с ко торыми человек встречается более или менее часто в своей повседнев ной жизни и на которых осознанно или неосознанно фокусируется его внимание. Повседневные стимулы, встречающиеся в обществе, могут привлекать внимание, например, в большей степени к индивиду или к группе, к материальным или духо вным проблемам. Этот культурный прессинг также может выражаться в языковых паттернах (например, ис пользование местоимений, которые подчеркивают значимость Я в проти воположность значимости Других — Kashima, Kashima, 1998). В социоло гических терминах этот прессинг связан с редко или часто встре чающимися ожиданиями, которые предписываются ролям в социаль ных институтах. Требуют ли ожида ния, с которыми мы сталкиваемся в школе, в большей степени запомина ния или умения задавать вопросы? Поощряют ли ожидания, встречае мые нами в правоохранительной сис теме, поиск правды или выигрыш в судебном деле независимо от «правды»? Частота определенных стимулов, ожиданий и обычаев, рас сматриваемых как сами собой разу меющиеся, в обществе выражает нормативные ценностные установки, которые лежат в сердцевине куль туры. Этот взгляд на культуру проти воречит взглядам, согласно которым культура является психологической переменной. С точки зрения послед них, культура — это убеждения, цен ности, способы поведения и/или стили мышления, распределенные характерным образом среди индиви дов в обществе или иной культурной группе. Культура, как я ее понимаю, влияет на распределение индивиду альных убеждений, действий, целей и стилей мышления через прессинг и ожидания, с которыми сталкиваются люди. Культурная ценность скромно сти и повиновения, например, нахо дит выражение в стимулах и ожида ниях, которые побуждают к широко распространенным конформности и стремлению держаться в тени. Я был поражен этой культурной установкой и ее выражением, когда путешество вал по деревням Таиланда и Лаоса. Способ организации социальных институтов, их правила и повседнев ная практика эксплицитно или имп лицитно сообщают ожидания, ко торые выражают лежащие в их осно ве ценностные установки культуры. Например, конкурирующие эконо мические системы, конфронтацион ные правовые системы, воспитание детей с ориентацией на достижения выражают ценностную установку культуры на успех и честолюбие. Это соответствует культурному стерео типу Америки — стереотипу, в ко тором содержится зерно истины, как мы увидим на эмпирических данных. Благодаря этим социальным инсти тутам, люди, живущие в обществе, постоянно встречаются с праймами и ожиданиями, которые активизируют природа и следствия национальных различий 39 лежащие в их основе культурные ценности. Преобладающие культурные цен ностные ориентации представляют собой идеалы. В качестве таковых они способствуют взаимосвязи между различными сторонами куль туры. Те стороны культуры, которые несовместимы с ними, вероятнее всего, будут провоцировать напря жение, вызывать критику и испыты вать давление, направленное на их изменение. Культуры, конечно, не являются полностью согласован ными. Субгруппы внутри обществ исповедуют конфликтующие ценно сти. Доминирующая культурная ориентация меняется в ответ на из менение позиций власти между эти ми субгруппами. Но это изменение медленное (см. далее, а также: Hof stede, 2001; Schwartz, Bardi, Bianchi, 2000). Тем не менее, культурные цен ностные ориентации действительно постепенно меняются. Адаптация обществ к эпидемиям, технологичес кому развитию, росту благосостоя ния, контакту с другими культурами, войнам и другим экзогенным фак торам ведет к изменениям в ценност ных установках культуры. Семь культурных ценностных ориентаций Все общества сталкиваются с определенными базовыми проблема ми регулирования человеческой дея тельности (Kluckhohn, Strodtbeck, 1961). Культурные ценностные уста новки эволюционируют и изменя ются с течением времени, по мере того как общества предлагают реше ния этих проблем 1 . Я использую набор базовых социальных проблем, отобранных на основе их централь ности для жизни обществ, чтобы вы вести измерения, по которым можно сравнивать культуры. Культурные ценностные ориентации на полюсах измерений являются веберовскими идеальными типами; реальные куль турные группы располагаются меж ду этими полюсами. Я вывел эти ориентации из априорного теорети зирования о возможных социальных ответах на ключевые проблемы. Первая проблема — это определе ние природы отношений и границ между личностью и группой. В какой степени люди автономны или принад лежат своей группе? Я обозначил по лярные позиции на этом культурном измерении как автономия в противо положность принадлежности. В авто номных культурах люди рассматри ваются как независимые, имеющие границы существа. В людях в таких культурах поощряется взращивание и выражение собственных предпочте ний, чувств, идей и способностей, а также поиск смысла своей собствен ной уникальности. Существует два типа автономии: интеллектуальная 1 Вопрос о том, почему в каждом конкретном обществе возникают конкретные предпочтения мало исследован. Несомненно, роль играют история, экология, технология и всевозможные случайные факторы (см., напр.: Diamond, 1996; Schwartz, in press; Schwartz, Ros, 1995). Ниже я представлю несколько конкретных объяснений, когда буду обсуждать культурные профили стран, которые расходятся с профилями соседей, а также когда буду анализировать взаимные влияния культуры и социальной структуры. 40 Ш. Шварц. Культурные ценностные ориентации: автономия поощряет индивидов не зависимо развивать свои собствен ные идеи и направления интеллекту ального развития. Примерами значи мых ценностей в таких культурах являются широта взглядов, любозна тельность, творчество. Аффектив ная автономия поощряет индиви дов к поиску собственного эмоцио нальноположительного опыта. Значимые ценности здесь — это удо вольствие, интересная и разнообра зная жизнь. В культурах с акцентом на при] надлежность люди рассматриваются как сущности, включенные в коллек тивы. Смысл жизни видится в основ ном в социальных отношениях, в идентификации с группой, разделе нии ее образа жизни и стремлении к общим целям. Культуры, где ценится принадлежность, делают акцент на сохранении статускво и препятство вании действиям, которые могут нарушить внутригрупповую соли дарность или традиционный поря док. Важные ценности в таких куль турах — это социальный порядок, уважение традиций, безопасность, подчинение и мудрость. Вторая социальная проблема — это обеспечение ответственного по ведения, сохраняющего социальное устройство. Это означает, что люди должны быть включены в продук тивную работу, необходимую для поддержания общества, а не деструк тивно соперничать или бездейство вать. Людям нужно внушить необхо димость думать о благополучии дру гих, координироваться с ними и таким образом справляться со своей неминуемой взаимозависимостью. На полюсе решения, названном рав] ноправием , есть стремление убедить людей признавать друг друга как морально равных, разделяющих общие человеческие интересы. Люди воспитываются так, чтобы усвоить обязательство сотрудничать и забо титься о благополучии других. Ожи дается, что люди будут действовать в пользу других, и это будет их выбо ром. В ряду значимых ценностей в таких культурах — равенство, соци альная справедливость, ответствен ность, помощь и честность. Полярная альтернатива, обозна ченная как культурная иерархия, основывается на иерархической сис теме предписанных ролей, для того чтобы обеспечить ответственное, продуктивное поведение. Неравное распределение власти, ролей и ре сурсов не только определяется здесь как приемлемое, но и является жела тельным. Люди воспитываются так, чтобы воспринимать иерархическое распределение ролей как само собой разумеющееся, чтобы выполнять обязанности и правила, соответст вующие их ролям, чтобы выказывать уважение вышестоящим и ожидать уважения от подчиненных. Ценности социальной власти, авторитета, по виновения и богатства очень важны в иерархических культурах. Третья социальная проблема — это регуляция использования людьми человеческих и природных ресурсов. Культурный ответ на эту проблему, названный гармония, предполагает придание особого значения приспособлению к социаль ному и природному миру, желание ценить и принимать его, а не изме нять, управлять или использовать. Важные ценности в культурах гармо нии включают мирную жизнь, един ство с природой, защиту окружающей природа и следствия национальных различий 41 среды и принятие своей судьбы. Мас] терство — это полярный ответ куль туры на эту проблему. Здесь поощря ется активное самоутверждение для овладения, управления природной и социальной средой и ее изменения с целью достижения групповых или личных целей. Такие ценности, как честолюбие, успех, самодостаточ ность и компетенция, особенно важ ны в культурах мастерства. Итак, в изложенной теории опи сываются три биполярных измере ния культуры, представляющие со бой альтернативные решения каж дой из трех проблем, которые встают перед всем обществами: принадлеж] ность против автономии, иерархия против равноправия и мастерство против гармонии (см. рис. 1). Акцент общества на одном полюсе како голибо измерения культурной ори ентации обычно сопровождается от сутствием акцента на противополож ном полюсе, относительно которого есть тенденция конфликта. Так, аме риканская и израильская культуры более склонны придавать значение мастерству и аффективной автоно мии и совсем не ценить гармонию. Культуры Ирана и Китая придают значение иерархии и принадлежно сти, но не равноправию и интеллекту альной автономии. Российская куль тура, по сравнению с большей частью культур мира, придает значение иерархии, но не противоположной ей ориентации на равноправие. Ценностные культурные ориен тации взаимосвязаны между собой, МАСТЕРСТВО ИЕРАРХИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ГАРМОНИЯ РАВНОПРАВИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ АФФЕКТИВНАЯ АВТОНОМИЯ Социальный порядок, подчинение, уважение традиций Единство с природой, мирная жизнь Социальная справедливость, равенство Власть, покорность Честолюбие, смелость Широта взглядов, любознательность Удовольствие, увлекательная жизнь Рис. 1 Культурные ценностные ориентации: теоретическая структура 42 Ш. Шварц. Культурные ценностные ориентации: что определяет их совместимость. Так как некоторые ориентации име ют общие положения, они порожда ют сходные ожидания. Например, равноправие и интеллектуальная ав тономия разделяют положение, что люди могут и должны брать на себя индивидуальную ответственность за свои действия и принимать решения, основываясь на своем личном пони мании ситуаций. Высокие уровни равноправия и интеллектуальной ав тономии обычно сочетаются, как, например, в Западной Европе. Цен ности принадлежности и иерархии разделяют положение, что роль чело века в коллективе и обязательства по отношению к нему более важны, чем его индивидуальные идеи и стремле ния. По данным моих исследований, обе эти ценности высоки в культурах ЮгоВосточной Азии. Общие и противостоящие положе ния, свойственные культурным цен ностям, порождают гармоничную кру говую структуру отношений между ними. Структура отражает культур ные ориентации, которые совмести мы (оказываются смежными в круге) или несовместимы (отдалены друг от друга в круге). Как было отмечено, эта точка зрения на культурные изме рения, согласно которой они фор мируют единую, неортогональную си стему, отличает мой подход от других. Измерение и проверка валидности культурных ценностных ориентаций Кросскультурно*валидный опросник ценностей Я операционализирую ценност ные предпочтения индивидов с по мощью Опросника ценностей Швар ца, который включает 56 или 57 пун ктовценностей (SVS: Schwartz, 1992; Schwartz & Boehnke, 2004). Значение каждого из этих абстракт ных пунктов (например, социальная справедливость, подчинение, твор чество, социальный порядок, удо вольствие, честолюбие) раскрывает ся в скобках. Респонденты указы вают значимость каждого пункта как «ведущего принципа МОЕЙ жиз ни». Респонденты из культурных групп каждого населенного конти нента анонимно заполнили опросник на родном языке 2 . Чтобы избежать смещения в сторону Запада, в SVS были включены пункты источников всего мира: опросников ценностей, философских и религиозных текстов и экспертных мнений ученых. Это было сделано для того, чтобы вклю чить все мотивационно различные ценности, которые признаются в раз ных культурах, а не фиксировать те, которые характерны лишь для определенных культур. Появляется все больше свидетельств того, что в опроснике не была упущена ни одна значительная, связанная с особой мотивацией ценность (de Clercq, 2006; Schwartz, 2005a). Чтобы использовать ценности в кросскультурных сравнениях, их значения должны быть в разумной степени сходны в разных культурах. Для каждой из 70 стран в отдельно сти было проведено многомерное шкалирование пунктовценностей, которое показало, что 46 из 57 пунктов 2 Я признателен 110 коллегам за помощь в сборе данных. Все они перечислены в прило жении. природа и следствия национальных различий 43 имеют в достаточной степени экви валентные значения (Schwartz, 2006; Fontaine, Poortinga, Delbeke, Schwartz, in press). Эти 46 пунктов составляют набор для оценки теории на уровне культур. Они были ото браны вследствие эквивалентности значений в разных культурах, но без всякой связи с теорией культурных ориентаций. Чтобы найти априор ные маркеры для каждой из семи культурных ценностных ориентаций, я искал пункты, содержание которых выражало установку для каждой из ориентаций. Мне удалось найти от 3 до 8 пунктов, служащих маркерами для каждой ориентации. Эмпирические свидетельства существования семи культурных ценностных ориентаций Последняя оценка валидности се ми культурных ценностных ориен таций и отношений между ними про водилась по данным, собранным в 1988–2005 гг. Среди участников было 88 выборок школьных учите лей (k12) из 64 культурных групп, 132 выборки студентов колледжей из 77 культурных групп и 16 репрезен тативных региональных или нацио нальных выборок из 13 стран. Боль шинство выборок представляли преобладающие группы населения страны. В нескольких гетерогенных странах были набраны отдельные выборки из крупных групп мень шинств. В излагающемся далее ана лизе используются данные 55 022 рес пондентов из 72 стран и 81 раз личной культурной группы. Для каждой выборки мы посчита ли средний ранг каждой ценности. Здесь мы рассматривали выборку как единицу анализа. Далее мы скоррелировали средние значения ценностей в разных странах. Корре ляции отражают степень, в которой ценности ковариируют на уровне вы борки (страны) или на культурном, но не на индивидуальном уровне. Эти корреляции статистически не зависимы от корреляций между ин дивидами внутри любой выборки. С помощью конфирматорного много факторного шкалирования корреля ций между средними проверялось, подтверждают ли данные существо вание семи культурных ориентаций и отношений между ними. Двухмерная проекция на рис. 2 изображает паттерн интеркорреля ций между усредненными по выбор кам ценностями. Точки соответст вуют пунктам опросника. Чем выше положительная корреляция между любой парой ценностей, тем ближе они располагаются в пространстве. Чем меньше корреляция, тем больше удалены друг от друга точки. Теоре тическая модель подразумевается как окружность или квазисфера, на кото рой каждая ориентация близка к той (коррелирует положительно), с ко торой она совместима, и отдалена от той (коррелирует отрицательно), с которой она конфликтует (как на рис. 1). Подтверждение возможности выделения ориентаций зависит от того, удастся ли найти ограниченные в пространстве области, отражающие семь выделенных ценностей. Подтвер ждение предсказываемых теорией отношений между ориентациями зависит от того, удастся ли обнару жить, что ограниченные области, со ответствующие ориентациям, фор мируют окружность, упорядоченную соответствующим теории образом. |