Что такое культурные ценностные ориентации
Скачать 295.03 Kb.
|
44 Ш. Шварц. Культурные ценностные ориентации: Сравнение рис. 2 и рис. 1 показы вает, что наблюдаемое содержание и структура культурных ценностных ориентаций полностью подтвержда ют теоретически предсказываемые содержание и структуру. Анализ поз воляет ясно различить семь ориента ций: пункты, a priori выбранные для представления каждой ценностной ориентации, локализованы внутри отдельной клинообразной области пространства. Не менее важно, что семь областей, представляющих ори ентации, формируют единую куль турную систему, постулированную в теории: они расположены вокруг цен тра окружности, следуют вокруг нее в предполагаемом порядке и форми руют полюса трех широких культур ных измерений. Заметим, что три культурных измерения не являются факторами. Измерения — это векторы в пространстве, которые соединяют противоположные ориентации 3 Балл для каждой культурной цен ностной ориентации в стране — это средний рейтинг значимости ценно стей, которые представляют эту Рис. 2 Культурный уровень анализа: результаты многомерного шкалирования (233 выборки, 81 культурная группа) МАСТЕРСТВО ИЕРАРХИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ГАРМОНИЯ РАВНОПРАВИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ АФФЕКТИВНАЯ АВТОНОМИЯ *социальный порядок национальная *безопасность *уважение к старшим *уважение традиций *прощающий *умеренный покорный* вежливость* чистый* верность* *мудрость *самодис] циплина *семейная безопасность *защита своего публичного имиджа взаимный обмен *услугами *социальная власть *богатство *власть *смиренный *способный успешный* честолюбивый* *независимый влиятельный* выбор*собственных целей социальное*признание *смелость *защита окруж. среды единство*с природой *мир красоты *мирная жизнь *принятие собственной судьбы помогающий* *социальная справедливость честный* ответственный* *равенство *лояльный *широта взглядов *свобода *творчество *любознательный наслаждение*жизнью удовольствие* разно] образная жизнь* увлека] тельная жизнь* *потворство своим желаниям 3 Анализ отношений между ценностями на индивидуальном уровне выявил иную структуру, а именно ту, которая соответствует 10 связанным с определенными мотивациями ценностям, характеризующим индивидуальные различия (Schwartz, 1992). Например, подчинение и соци альная власть коррелируют положительно на культурном уровне анализа, потому что члены общества, организованного вокруг легитимности иерархии, должны принимать то, что они природа и следствия национальных различий 45 ориентацию. Для контроля индиви дуальных и групповых смещений в использовании шкалы ответов при подсчете баллов по ориентациям перед их подсчетом я калибровал от веты каждого респондента по его/ее среднему рейтингу по всем пунктам. Чтобы увеличить надежность осно ванных на SVS баллов в странах, я сложил средние для учителей и студентов в 52 странах, где оба эти типа выборок были доступны. В 21 стране были получены данные только по учителям или только по студентам. В этих странах я оцени вал недостающие выборочные сред ние, используя регрессию. Страна как культурное единство Страны редко представляют со бой гомогенные общества с общей для всех культурой. Заключения о национальной культуре зависят от того, какие группы населения под вергаются изучению. В моих исследо ваниях культурной ориентации в рам ках SVS использовались выборки учителей и студентов, а не выборки, репрезентативные для нации в целом. Поэтому важно установить, что бал лы, полученные на различных вы борках, одинаково ранжируют страны. Я оценивал устойчивость относи тельных показателей в странах по семи видам культурной ориентации путем сравнения трех типов под групп. Вопервых, сравнивал пока затели младших и старших респон дентов: в подгруппах учителей — моложе и старше 37 лет. Средняя корреляция между показателями в двух подгруппах составила 0.91: от 0.96 (принадлежность) до 0.78 (мас терство). Вовторых, средняя корре ляция для студентовмужчин и сту дентовженщин в 64 исследованных странах была от 0.90: от 0.96 (при надлежность и интеллектуальная ав тономия) до 0.82 (гармония). Втреть их, средняя корреляция между учи телями и студентами в 53 странах составила 0.81: от 0.90 (равноправие) до 0.57 (мастерство). В третьем случае корреляция бы ла слабее, поскольку сравниваемые подгруппы различались как по воз расту, так и по профессии. Этот факт показывает, что при сравнении куль турных ценностных ориентаций стран необходимо точно уравнивать характеристики выборок в разных странах. Аналогичные данные сооб щает Р. Инглехарт касательно вы сокой корреляции между странами в отношении двух применяемых им показателей культуры при сравне нии подгрупп, различающихся по уровню дохода, а также жителей го родов или деревень (Inglehart, 2001). Можно считать, что данные под тверждают точку зрения, согласно которой страны обладают опреде ленным культурным единством. Это являются подчиненными одних людей и начальниками других. На индивидуальном уровне эти две ценности коррелируют негативно, так как одновременное стремление к подчинению и соци альной власти является противоречивым для индивидов (Schwartz, 1999). Это подтверждает ту точку зрения, согласно которой культуры и индивиды — это различные единства, а нормативные культурные системы обществ и мотивационноценностные системы индивидов организованы по разным принципам. 46 Ш. Шварц. Культурные ценностные ориентации: не отрицает того, что существуют ва жные культурные различия между этническими группами и регионами внутри стран. В настоящее время я провожу исследования по изучению этих различия. Скорость культурных изменений Разговоры о глобализации и ее влиянии на культуру приводят тео ретиков, исследователей и обычных людей к представлению, что куль тура быстро изменяется, а культур ные группы становятся менее диф ференцированными. Нет сомнения в том, что сближение между странами в стиле одежды, употребляемых на селением продуктах, музыкальных вкусах действительно происходит. Путешественники находят голу бые джинсы, гамбургеры и рок оркестры почти в каждой посещае мой ими стране. Можно ли, однако, считать, что эти изменения отражают также ориентации нормативных цен ностей, которые лежат в основе функ ционирования социальных институ тов, образующих культурный пресс, с которым люди считаются? Изуче ние отдельных случаев, а также эм пирический анализ динамики базо вых ценностей дают нам представле ние о скорости изменений в куль турных ценностях. М. Кон и К. Шулер предполо жили, что переживание нацией раб ства способствует распространению ценности конформности в обществе и препятствует развитию ценности автономии (Kohn, Schooler, 1983). Они предполагали, что эффект раб ства будет очень слабо угасать в течение столетий. Чтобы проверить свою гипотезу, они изучали различия в ценностях различных этнических групп в Америке. Они сравнивали группы людей, предки которых при ехали из европейских стран, которые различались по тому, было ли в их стране рабство и как долго оно дли лось. Как и предполагалось, этничес кие группы Америки, эмигрировав шие из страны, где никогда не было рабства, проявили наиболее выра женные ценности автономии. Чем позднее страна освобождалась от рабства (от 1600 до 1861), тем мень шие показатели автономии обнару живались в этнической группе из этой страны, что подтверждает ис ходную гипотезу. Ф. Могахадам и Д. Кристал про следили с давнего времени нормы, основанные на ценностях, которыми руководствуются властные отноше ния и обращение с женщинами в ХХ в. в Иране и Японии (Mogahad dam, Crystal, 1997). Они нашли, что корни этих современных норм берут начало 1500 лет назад в Иране, а в Японии с начала эры Токагава, 400 лет назад. Р. Патнэм изучал прогресс демократии в отношении культур ных корней, начиная с XII в. в раз личных частях Италии (Putnam, 1993). Эти три случая указывают на то, что культурные элементы могут действовать столетиями. Эмпирически исследовалось, на сколько различия ценностных ори ентаций между разными странами меняются с течением времени. Р. Ин глехарт и В. Бекер изучали динамику двух ценностных показателей, ис пользуя Международный монито ринг ценностей (World Values Sur vey), в течение в среднем девяти лет в 38 странах (Inglehart, Baker, 2000). Ими обнаружена на этом временном природа и следствия национальных различий 47 промежутке корреляция на уровне 0.91 между «традиционными/секу лярнорациональными ценностями» и на уровне 0.94 между ценностью «выживания/самовыражения». К. Велцел, Р. Инглехарт и Х. Клинге ман исследовали по Международно му мониторингу ценностей измене ния в «ценностях эмансипации» (ценностях собственного выбора человека) (Welzel, Inglehart, Klinge mann, 2003). Корреляция между дан ными 1990 и 1995 гг. в 50 странах со ставила 0.95; между 1995 и 2000 гг. в 27 странах — 0.94. В моей работе я изучал динамику ориентаций по семи показателям по 36 выборкам в 21 стране в течение около семи лет. Некоторые из этих стран пережили огромные социаль ные преобразования за 1988–1999 гг. В Китае, например, произошли пора зительные изменения в экономике и политической практике, бурно вы росла экономика. Гонконг перешел от британского к китайскому управ лению. Венгрия и Польша избави лись от коммунистического правле ния. Тем не менее, корреляция между измеряемыми показателями была устойчивой: принадлежность — 0.90, интеллектуальная автономия — 0.86. аффективная автономия — 0.83. иерархия — 0.85, равноправие — 0.90, гармония — 0.88, мастерство — 0.89. Эти показатели могут быть скорее занижены, поскольку многие вы борки в двух исследованиях не очень хорошо соответствовали друг другу. Таким образом, различия между странами в культурных ценностях оказываются вполне стабильными: относительные позиции стран в этих ориентациях меняются очень мед ленно. Р. Инглехарт свидетельствует о постоянном возрастании постмате риалистических ценностей в разные периоды наблюдения в большинстве стран, однако относительная пози ция страны при этом сохраняется (Inglehart, 1997). Согласно моим дан ным, полученным на 36 выборках, единственное заметное изменение состояло в среднем возрастании (на 0.3 стандартных отклонения) в цен ности гармонии. Различия между выборками по каждому из семи из мерений были практически иден тичными в обеих временных точках. Тем самым оказывается, что уровень ценностных различий в стране не только стабилен, но и не обнаружи вается тенденции к сближению между странами. Следование другим странам в одежде, еде, музыке не означает подражания в большинстве других, более значимых сторонах культуры, прежде всего — ценност ных ориентациях. В наших трудах и в исследованиях, проводимых в рам ках Международного мониторинга ценностей, конечно, анализируются изменения на сравнительно неболь ших периодах. Мы должны дождать ся накопления данных о более дли тельных периодах изменений, преж де чем приходить к заключению о скорости этого процесса. Карта мира, отражающая культурные различия В данном разделе будут представ лены данные о расположении в куль турном пространстве 77 культурных групп, представленных выборками учителей и студентов. Чтобы решить эту задачу, я вначале стандартизиро вал все групповые показатели по семи ценностным ориентациям в 48 Ш. Шварц. Культурные ценностные ориентации: соответствии с их средними. Это дало каждой группе культурный про филь, отражающий относительную значимость семи ценностных ориен таций. Затем создавалась матрица культурных дистанций между всеми парами групп. Дистанция вычисля лась как сумма абсолютных раз личий между парами групп по каж дой из семи ценностных ориентаций. Например, относительные пока затели между Россией и Францией были следующими: гармония — 3.9/4.2; принадлежность — 3.8/3.2; иерархия — 2.7/ 2.2; мастерство — 4.0/3.7; аффективная автономия — 3.5/4.4; интеллектуальная автоно мия — 4.3/5.1; равноправие — 4.4/5.1. В данном случае дистанция между культурными профилями равна 4.1. В сравнении с этим культурные дис танции между Россией и Украиной (0.5) и между Россией и Польшей (0.6) намного меньше. Культурные дистанции между Россией и США (1.6) и между Россией и Китаем (1.6) можно назвать средними. Затем я применил многомерное шкалирование, чтобы построить дву мерное пространственное представ ление дистанций между всеми груп пами (см. рис. 3). Наконец, в про странстве многомерного шкалирова ния были построены векторы (оптимальные регрессионные ли нии), которые обозначали направле ние возрастания показателей для каждой из семи ориентаций (исполь зуя технику «совмещенных гра фиков» — Goldreich, Raveh, 1993). На рис. 3 виден полный вектор для ценности принадлежности, идущий с нижней левой до верхней правой границ. Проведя перпендикуляр из точки положения культурной груп пы к вектору принадлежности, мож но видеть балл данной группы по принадлежности относительно ос тальных групп. Перпендикулярная линия на рис. 3 показывает, что Йемен отличается очень высокими показателями по принадлежности, Россия — относительно высокими, а Западная Германия — очень низ кими. Продолжения этих векторов пройдут через центр рисунка, прямо над Румынией. Корреляция между реальными балльными оценками культурных групп по ориентациям и их положе ние относительно векторов ориента ций представлены в скобках рядом с названиями ориентации. Значитель ная величина корреляций (от 0.75 до 0.98) свидетельствует о том, что по ложение большинства выборок соот ветствует действительности. Причи на этого в том, что профиль большин ства стран находится в соответствии с теоретической структурой куль турных измерений. Культурные профили с сильной выраженностью одного полюса ценностной ориента ции обычно обладают слабой выра женностью противоположного по люса ориентации и обнаруживают сходные уровни выраженности смежных ориентаций. Например, ки тайская культура по сравнению со всеми остальными очень ориентиро вана на иерархию и смежное с ней мастерство , но слабо ориентирована на противоположное ей равноправие и смежную с ним гармонию 4 4 Поразительное исключение представляет Япония. Девять выборок, полученных в Японии, показали необычное сочетание культурных элементов. В культуре присутствует сильно выраженная природа и следствия национальных различий 49 Рис. 3 Совместное представление 77 национальных групп в пространстве 7 куль турных ценностных ориентаций ЕГИПЕТ КАМЕРУН ЭФИОПИЯ СЕНЕГ АЛ ЛА ТВИЯ ЙЕМЕН НИГЕРИЯ СЛОВЕНИЯ ЭСТОНИЯ СЛОВАКИЯ ВЕНГРИЯ ЧЕХИЯ ФИЛИППИНЫ БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА КИПР ПОЛЬША МЕКСИКА ЧИЛИ АРГЕНТИНА НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ КАНАДА АНГ Л. ИР ЛАНДИЯ ВЕЛИКОБРИТ АНИЯ ЯПОНИЯ ИЗР АИЛЬ (ЕВРЕИ) США АВСТР АЛИЯ КОСТ АРИКА БР АЗИЛИЯ СЕРБИЯ ВЕНЕСУЭЛА РУМЫНИЯ ТУРЦИЯ ХОРВА ТИЯ ГРУЗИЯ БОЛИВИЯ ФИДЖИ МАЛАЗИЯ ИНДОНЕЗИЯ СИНГ АПУР Ю. А ФРИКА УГ АНДА ГАНА ИЗР АИЛЬ (АР АБЫ) ИР АН ЗИМБАБВЕ ИОР ДАНИЯ НАМИБИЯ НЕПАЛ Т АЙВАНЬ УКР АИНА БОЛГ АРИЯ РОССИЯ ПЕРУ МАКЕДОНИЯ ИНДИЯ КИТ АЙ Т АЙЛАНД ГОНКОНГ Ю. КОРЕЯ ИТ АЛИЯ ФИНЛЯНДИЯ НОРВЕГИЯ КОЛУМБИЯ БЕЛЬГИЯ ИСПАНИЯ ШВЕЦИЯ ДАНИЯ АВСТРИЯ НИДЕР ЛАНДЫ КАНАДА ПОРТУГ АЛИЯ ГРЕЦИЯ ГЕРМАНИЯ ВОСТ ГЕРМАНИЯ ЗАП. ШВЕЙЦАРИЯ ФР ФР АНЦИЯ МА СТЕРСТВО (0.88) ИЕР АРХИЯ (0.87) ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ (0.98) Г АРМОНИЯ (0.79) Р АВНОПР АВИЕ (0.75) ИНТЕЛЛЕКТУ АЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ (0.93) А ФФЕКТИВНАЯ АВТОНОМИЯ (0.92) 50 Ш. Шварц. Культурные ценностные ориентации: Рассмотрим два примера (рис. 3) культурного профиля страны по всем семи культурным ориентациям. В культуре Швеции (вверху слева) выражены гармония, интеллектуаль] ная автономия , равноправие, в уме ренной степени — аффективная ав] тономия . Культурный акцент на принадлежности низок, а на мастер стве и иерархии — очень низок. В про тивоположность этому в Зимбабве (справа внизу) мастерство, принад] лежность и иерархия очень высоки, аффективная автономия в среднем положении, а равноправие, интел] лектуальная автономия и гармония занимают самое низкое место. Чтобы получить ясное представ ление о культурных вариациях в мире, я разделил пространственную карту 77 культурных групп, проведя границу вокруг сходных по интере сующему нас признаку стран. Таким путем я выявил восемь транснацио нальных культурных групп. На рис. 4 представлены эти культурные регио ны: Западная Европа, англоговоря щие регионы, Латинская Америка, ВосточноЦентральная Европа и страны Балтии, православная Вос точная Европа, Южная Азия, конфу цианские страны, Африка и Ближ ний Восток. Только восемь культур помещаются вне культурного региона, ориентация на |