Что такое мораль и каковы основные понятия морали мораль от латинского слова mos mores
Скачать 55.88 Kb.
|
Что такое мораль и каковы основные понятия морали? «мораль» - от латинского слова «mos /mores/», означающего обычаи, нравы, поведение. В древнегреческом имеется аналогичное слово «этос» - обычай, темперамент, характер, образ мыслей. Русское слово "нравственность" образовано от слова «нрав», означающего совокупность душевных качеств человека. В настоящее время слова «мораль» и «нравственность», в основном, употребляются как синонимы. Мораль - это нормативное сознание. Что это значит? Понятия добра и зла – это нормы и оценки, образцы поведения людей, а не дискурсивное описание пространственных связей и отношений (сердце состоит из 4-х камер) или временных связей (цикл Кребса). Добро - это нравственно-позитивное, нравственно-подобающее в нашем поведении, а зло - нравственно-негативное, нравственно-неподобающее. Мораль - это знание о нормах, определяющих мотивацию нашего разумного поведения, которое всегда должно стремиться к добру и избегать зла. В плане этого рассуждения можно сказать: наука – это знание по преимуществу объективное, мораль - знание по преимуществу субъективное. моральные нормы – это только часть социальных норм, к которым относятся также обычаи, ритуально- этикетные, организационно-административные, технические, религиозные и правовые нормы. Мораль – это такой способ регуляции нашего поведения в обществе, который иными словами называется «моральный выбор» Моральный выбор - это самопринуждение личности, но одновременно это и есть свобода человека. Такая свобода, с одной стороны, «оплачивается» ответственностью личности за все свои решения и поступки, а с другой – «вознаграждается» сознанием и чувством подлинного человеческого достоинства. Что такое этика? ЭТИКА (греч. ethike, от ethos - обычай, нрав, характер) – философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т.е. совпадала с антропологией Почему профессиональная этика особенно важна в медицине? Профессиональная этика - это прикладная нормативная этика. Содержание профессиональной этики составляет определение, обоснование миссии, целей профессиональной группы, системы нравственных ценностей данной профессии, моральных качеств, необходимых ее представителям. Общепризнанно, что профессиональная этика особенно важна в медицине в практике оказания психологической помощи людям. Потому что межличностное общение затрагивает важнейшие ценности человеческого бытия - жизнь, здоровье и т.д. Медико-этический принцип «Не навреди», по сути дела, актуален и в педагогике, и в юриспруденции, и в журналистике и т.д. Этическая некомпетентность медика неизбежно становится и профессиональной некомпетентностью. Каковы основные отличия медицинской этики от профессиональной этики в других областях? Несмотря на то, что в словосочетании «профессиональная этика» используется термин «этика», во всех профессиях, кроме, медицинской, профессиональная этика не является наукой. Если говорить о профессиональной этике в целом, то она существует как живая традиция поддержания высокого уровня этических стандартов данной профессии.. Во всех названных профессиях их представители постоянно сталкиваются с очень трудными морально-этическими коллизиями для разрешения которых недостаточно обыденного житейского опыта, и именно профессиональная этика есть тот коллективный моральный опыт, та коллективная нравственная мудрость, которые помогают рядовым членам профессии избегать ошибок при принятии этических решений Медицинская этика резко выделяется, если ее сравнивать с профессиональной этикой юристов, журналистов, педагогов и т.д. Во-первых, ни в какой другой профессии, кроме медицинской, нет столь авторитетной и отчетливой исторической традиции, знакомство с которой есть первая ступень освоения профессиональной этики врача. Во-вторых, в последние десятилетия именно в медицине профессиональная этика стала также и теоретической дисциплиной, получившей название «биомедицинская этика» или «биоэтика» Каковы основные предпосылки возникновения и быстрого развития биомедицинской этики в последнее время? Каждому врачу предстоит осмысление проблем современной медицины и биоэтики - бурно развивающейся области междисциплинарных гуманитарных исследований, предпосылками возникновения которой явились две мощные силы: 1 - революционное развитие новых медицинских технологий. 2 - радикальное преобразование политического общественного сознания, в котором центральное место получает идея прав человека. От прогресса медицины общество начинает видеть новый источник угрозы физическому и моральному благополучию. В сфере медицины формируется свой «экологический синдром» - осознание парадокса: промышленные технологии защищают человека, обеспечивая достойную жизнь, но одновременно разрушают природную среду и создают угрозу человеческому существованию. В медицине наблюдается нечто похожее. Современная биомедицинская этика - ответ на осознание особого рода опасности, связанной с прогрессом биомедицинских технологий, которые оказывают негативное воздействие на биологические механизмы взаимодействия человеческих организмов с окружающей средой. Каковы основные принципы биомедицинской этики? К основным ее принципам относятся принцип гуманности, уважение автономии пациента, не причинение вреда, благодеяние, справедливость. Принцип гуманности, уважения автономии пациента является основополагающим принципом биоэтики. Понять сущность данного принципа поможет его расшифровка. Гуманизм - это принцип мировоззрения, согласно которому человек есть высшая ценность. Гуманность, милосердие есть высшая этическая ценность медицинских профессий. Во-первых, дух гуманности воплощен в основных целях врачебной профессии, а совокупность этих целей и есть их миссия в обществе. Миссия медицинской профессии - уважение к жизни человек, начиная с момента зачатия, сохранение, защита, восстановление здоровья пациента, облегчение его страданий. В трактовке принципа гуманизма в современной медицине имеется новый акцент. Согласно биомедицинской этике гуманность отношения медика к пациенту предполагает уважение его человеческого достоинства, его моральной автономии. Автономия (греч. autos - сам, nomos – закон) - самоуправление. о биомедицинской этике выделяются следующие аспекты автономии пациента: - уважение личности пациента, недопустимость навязывания ему медицинской сестрой (как и врачом) своих религиозных, философских воззрений, политических пристрастий и т.д.; - представление ему необходимой информации (правдивость в отношениях с ним); - возможность выбора из альтернативных вариантов; - самостоятельность в принятии решений; - возможность осуществления контроля за ходом исследования или (и) лечения; - вовлеченность пациента в процесс оказания ему медицинской помощи. Принцип не причинения вреда является старейшим в медицинской этике. В латинской формулировке он выглядит так: «Primum поп посеге», что значит: «Прежде всего — не навреди». В массовом сознании в сознании пациентов медико-этический принцип не причинения вреда просто напросто отождествляется с медицинской этикой в целом. Специалист - медик обязан иметь более глубокое, более конкретное представление об этом принципе. Всем известная формула «Primum поп посеге!» подчеркивает, что моральный и профессиональный долг медицинского работника заключается в том, чтобы как минимум не нанести пациенту ущерба. В то же время абсолютизация этого принципа делает врача нерешительным, профессионально пассивным. Вот почему запретительный негативный принцип не причинения вреда в современной биомедицинской этике дополняется позитивным принципом благодеяния. Вред применительно к сфере биомедицины, главным образом в деятельности врача, его взаимоотношениях с пациентами представлен в виде следующих форм, в зависимости от того, чем он вызван: — бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается; — недобросовестностью, злым или корыстным умыслом; — неверными, неквалифицированными действиями; — объективно необходимыми в данной ситуации действиями. Первые три формы можно отнести к прямому вреду, в происхождении которого превалирует субъективный момент. Объективно необходимый вред считают косвенным. Если вред от профессионального бездействия медиков, их недобросовестности и некомпетентности в идеале может быть сведен к нулю, то косвенный — неизбежное зло и масштабы его имеют тенденцию к росту. Принцип благодеяния является расширением и продолжением предыдущего, так что некоторые специалисты по биоэтике склонны объединить их. Однако между ними имеются различия. Принцип «твори благо» — норма, которая предполагает выполнение некоторых позитивных действий. Иногда он понимается как моральный идеал, а не моральное обязательство. Хотя следование ему заслуживает одобрения, нельзя считать аморальным и осуждать того, кто отказывается делать добро. Естественно, в этических теориях обязанность делать добро обосновывается по-разному. В целом врачи должны обеспечить здоровье пациентов: задача здравоохранения предупредить его потерю и, если возможно, восстановить утраченное. Принцип справедливости можно сформулировать примерно так: «Каждый должен получать то, что ему причитается». Он предназначен для ориентировки в ситуациях, когда оценки, решения и действия индивида затрагивают многих людей, различные социальные группы. Основная проблема, возникающая при этом, — понять, каковы те характеристики и качества нуждающихся (или, наоборот, несущих затраты), которые необходимо принимать в расчет, иными словами, выявить критерий распределения. Известен восходящий к Аристотелю критерий справедливости «Равные должны рассматриваться равно, а неравные должны рассматриваться неравно», против которого трудно что-либо возразить. Его называют элементарным, минимальным или формальным критерием справедливости Какими законодательными документами регулируется нормы биомедицинской этики в нашей стране? 1-я группа - общие, фундаментальные положения, используемые в медицине: - Клятва Гиппократа; - Нюрнбергский Кодекс (1947); - Всемирная декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года; - Женевская Декларация Всемирной Медицинской Ассоциации (1948, 1968, 1983, 1994); - Международный кодекс медицинской этики (1949, 1968, 1983); - Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950); - Европейская социальная хартия (1961); - Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.; - Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера от 28 января 1981 г.; - Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.; - Резолюция по правам человека (1990, 1993, 1994); - Присяга врача Советского Союза; - Конституция РФ. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (1993) - Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993, 1998); - Этический кодекс врача России (1994); - Клятва российского врача (1994); - Этический кодекс медицинской сестры России (1997); - Соглашение о сотрудничестве между Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Московской Патриархией Русской Православной Церкви (Москва, 12 марта 1996 г. №10); - Положение о Комиссии по реализации Соглашения с Московской Патриархией Русской Православной Церкви (утв. приказом Минздрава РФ от 20 мая 1997 г. №157); - Проект федерального закона «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения» (1997); - Приказ Минздрава РФ от 14 августа 1998 г. №248 «О создании Комитета по биомедицинской этике Минздрава России»; Какой основной законодательный документ регламентирует права пациента в России и когда он был принят? В 1995 году ВМА одобрила новую, расширенную Декларацию о правах пациента. В нашей стране содержание прав пациента нашло отражение в законодательных актах и, прежде всего, в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» Каковы основные права пациента на информацию? В ныне действующих "Основах..." регламентация вопроса содержится в статье 13. Право на конфиденциальность указывается как одно из прав пациента. Здесь хотелось бы выделить строки Закона: «Гражданину должна быть подтверждена гарантия конфиденциальности передаваемых им сведений». Важнейшая часть статьи 13 – перечень ситуаций, допускающих передачу конфиденциальной информации о пациенте без его согласия или даже вопреки его несогласию: предупреждения распространения отравлений, инфекций и т.д.; по запросу органов правосудия; при информировании законных представителей некомпетентных пациентов, например, родителей детей до 15 лет; если причина расстройства здоровья - противоправные действия, например, огнестрельное ранение; если пациент в силу своего состояния не может дать согласия. Ответственность за разглашение медицинской тайны, во-первых, распространяется на весь круг лиц, обязанных ее хранить, а во-вторых, в зависимости от тяжести наступивших последствий она может быть от дисциплинарной (замечание, выговор и т.д.) до уголовной. В «Лиссабонской декларации», в разделе 8 «Право на конфиденциальность», еще раз подчеркивается, что идентифицируемые сведения о пациенте должны сохраняться в тайне даже после его смерти, и далее говорится: «В виде исключения потомки пациента могут быть информированы относительно возможных наследственных факторов риска. Все идентифицируемые данные о пациенте подлежат защите от постороннего доступа. Степень защиты должна соответствовать способу хранения данных. Все биологические материалы человеческого происхождения, на основании которых могут быть сам врач получает в результате обследований, не может быть передана третьим лицам без разрешения этого пациента». Если пациент хочет знать всю правду о состоянии своего здоровья, то ст. 22 «Основ...», по сути, налагает запрет на «святую ложь»: «Каждый гражданин имеет право... получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о диагнозе и прогнозе заболевания. В случаях неблагоприятного прогноза информация должна в деликатной форме сообщаться гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом». Подчеркнем, это норма Закона, то есть в правовом государстве она должна выполняться неукоснительно Что понимается под правом пациента на «информированное согласие»? Правило информированного согласия означает, что любое медицинское вмешательство (в том числе и привлечение человека в качестве испытуемого в биомедицинское исследование) должно в качестве обязательного условия включать специальную процедуру получения добровольного согласия пациента или испытуемого на основе адекватного информирования о целях предполагаемого вмешательства, его продолжительности, ожидаемых положительных последствиях для пациента или испытуемого, возможных неприятных ощущениях (тошнота, рвота, боль, зуд и т.д.), риске для жизни, физического и/или социопсихологического благополучия. Необходимо также информировать пациента о наличии альтернативных методов лечения и их сравнительной эффективности. Существенным элементом информирования должна быть информация о правах пациентов и испытуемых в данном лечебно- профилактическом или научно-исследовательском учреждении и способах их защиты в тех случаях, когда они так или иначе ущемлены. Что означает понятие «медицинская тайна»? правило конфиденциальности (правило сохранения врачебной тайны) гласит: «Без разрешения пациента запрещено передавать третьим лицам информацию о состоянии его здоровья, образе жизни и личных особенностях, а так же о факте обращения за медицинской помощью». Оно входит как составная часть в правило неприкосновенности частной жизни. Что такое патерналистская модель во взаимоотношениях медицинского работника и пациента? Патерналистская модель взаимоотношений. Медицинский работник выступает как заботливый, строгий старший товарищ, который лучше пациента знает, что является для последнего благом. Поэтому пациент полностью доверяет принятие решений в отношении своего здоровья врачу или другому медицинскому работнику, который в данный момент занимается его проблемами со здоровьем. Эта модель остается широко распространенной в современной медицинской практике в связи с разнообразием психологических особенностей пациентов. В каких областях современной медицины использования новых технологий наиболее часто связанные с необходимостью решения проблем биоэтики? Эта проблемная область связана с теми новыми горизонтами, к которым вышла или намеревается выйти медико-биологическая наука и технология. К этой проблематике можно отнести дискуссии по поводу молекулярной генетики, репродуктивных технологий, биомедицинских нанотехнологий, нотрансплантаций, создания прямых взаимодействий "мозг-компьютер" и многих других разработок. В чём основные этические трудности применения методов искусственного оплодотворения? Искусственное оплодотворение - это борьба за возможность возникновения человеческой жизни. Основной принцип либеральной позиции по отношению к искусственному оплодотворению - это "право каждой женщины иметь ребенка" Первое положение статьи 35 "Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона" в "Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"(1993 г.) гласит: "Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона". За этой "каждостью" и этим ничем неограниченным (даже медицинскими показаниями, не говоря уже о морально-этических) "имеет право" стоит ряд возможных непредсказуемых изменений социальных и половых ролей в человеческих отношениях. В настоящее время российская общественность располагает конкретной оценкой искусственного оплодотворения с христианской, православной точки зрения. Эта оценка формируется в границах основополагающих постулатов христианства. Один из них - таинство брака, через которое "дается объективное божественное основание для благодатной жизни" Искусственное оплодотворение незамужней женщины осуждается, прежде всего, исходя из интересов ребенка, который "заведомо лишается возможности быть воспитанным в полноценной семье". Искусственное оплодотворение замужней женщины без согласия и участия ее мужа недопустимо, "ибо ложь и двусмысленность разрушают целостность брачных отношений". Искусственное оплодотворение с согласия мужа и с использованием донорского генетического материала - "разрушает связь супружеской верности. Если уж муж неспособен к оплодотворению и медицинская наука не может ему помочь, жена должна принять его таким, каков он есть, не пытаясь в той или иной форме найти подмену". Относительно гомогенного оплодотворения о. Николай Балашов разделяет вывод о. Стэнли Каракаса, что искусственное оплодотворение спермой мужа - "это вполне уместный способ использования медицинских знаний, позволяющий христианскому браку реализовать одну из главных целей: продолжение рода". С точки зрения защиты целостности и уникальности брачных отношений, практика донорства яйцеклеток и оплодотворенных эмбрионов представляется моралью недопустимой. Как позиция биомедицинской этики решается проблемы, связанные с искусственным абортом, контрацепцией и стерилизации? Искусственный аборт, контрацепция, различные репродуктивные технологии – это современные формы медицинского вмешательства в процесс воспроизводства человека, в его репродуктивную функцию. При этом одни из них служат для ограничения рождаемости (аборт, контрацепция), другие - способствуют рождаемости (методы искусственного оплодотворения). В биоэтике проблема искусственного прерывания беременности состоит в решении морально-этических, правовых, социальных и религиозных вопросов, связанных с медицинской практикой искусственного аборта. Эти аспекты тесно взаимосвязаны друг с другом, но в то же время в ряде случаев вступают в противоречие. Возможное, допустимое с правовой и/или научно-медицинской точки зрения является недопустимым, неприемлемым с моральной точки зрения. В области медицины, биомедицинской этики, юриспруденции выделяют различные виды абортов. В медицинской науке и практике различают самопроизвольное и искусственное прерывание беременности. Самопроизвольное прерывание беременности (выкидыш) – это явление, полностью относящееся к области медицины, и не является предметом исследования биомедицинской этики. Искусственное прерывание беременности (аборт) представляет собой процесс использования медицинских технологий человеком, нацеленный на прерывание естественного течения процесса беременности в организме женщины, т.е. активное целенаправленное деструктивное вмешательство человека в процессы жизнедеятельности другого человека. Первую точку зрения можно выразить так: «Аборт – это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться. Вторая точка зрения представляет собой противоположный полюс: аборт оскорбляет нравственное чувство, поэтому здесь существует этическая проблема, и притом – сложнейшая. Ведь прежде чем прийти к врачу, женщина решает моральную проблему: жизнь или смерть будущего человека» Во-первых, отношение людей к аборту как операции, такой же, как и любая другая медицинская операция противостоит мнению о том, что аборт – это форма убийства человека (детоубийства), просто совершаемому не во внешнем мире, а внутри организма женщины-матери. Это противоречие мнений непосредственным образом связано с вопросом о том, признавать человеческий эмбрион человеком или считать его всего лишь естественным новообразованием в организме женщины, которое при определенных условиях может стать человеком. Второе основополагающее противоречие проблемы аборта заключается в решении проблемы права распоряжаться жизнью другого человека – решать вопрос о жизни (или смерти) человека, в данном случае – еще не родившегося. Контрацептивные средства применялись во все времена, начиная с глубокой древности. Это было связано с моральной и психологической неприемлемостью искусственного прерывания беременности. Религиозная мораль не приемлет большинство контрацептивных средств, особенно тех, которые направлены на разрушение, гибель эмбриона. Единственным однозначно приемлемым контрацептивным средством с позиций религиозной морали является воздержание. Во всех остальных случаях – человек вмешивается в процесс предопределенный Богом, а значит – это грех, хотя и меньший, чем детоубийство. Контрацепция (все или только отдельные ее виды) может признаваться приемлемой для всех социальных групп или только для некоторых из них, (например, только для супружеских пар или только для не состоящих в браке). По мере развития медицинской науки изменялся их характер и соотношение тех или иных видов контрацептивных средств – физиологические, механические, химические (фармакологические). Предельно эффективным методом контрацепции является стерилизация – «перевязка», или создание искусственной непроходимости меточных труб при мини-лапаратомии, лапараскопии или гистероскопии. Однако возможна и сегодня получает все больше распространение не только женская, но и мужская стерилизация (вазэктомия). Стерилизация – хирургическая операция, делающая человека неспособным к зачатию путем создания препятствий для прохождения яйцеклетки или сперматозоида. Вазектомия – частичное иссечение и перевязка семявыводящих протоков хирургическим способом, приводящая к стерильности мужчины. Перевязка труб – форма постоянной женской стерилизации – хирургическая операция, при которой фаллопиевые трубы перевязываются и иссекаются, что препятствует попаданию яйцеклетки в матку и ее слияние со сперматозоидом. Этические проблемы контрацепции – это не только вопросы этической приемлемости тех или иных контрацептивных средств, использования контрацепции как альтернативы абортам, но и решение этических вопросов о половой и сексуальной жизни человека. С религиозной точки зрения применение контрацептивных средств ограничено рядом условий, которые варьируют в зависимости от религиозной концепции. Общим для всех религий является утверждение ценности брака, семьи и главной цели их существования – деторождения. Поэтому ограничение деторождения считается временной, вынужденной мерой. В Православном христианстве постоянное использование контрацептивных средств считается аморальным, т.к. искажает цели брачного союза, но временное избирательное использование контрацепции допускается. Аморальным считается применение контрацептивов и в том случае, когда оно сопутствует прелюбодеянию. С какими этико-правовыми проблемами связано применение современных методов генной диагностики генной терапии? Либеральная идеология, оценивая ту или иную технологию через призму безусловной ценности "прав индивида" и "прав" прогресса научно-технических исследований, составляет стержень воспринимающего и "принимающего" их социального контекста. В границах сциентистски ориентированного атеистического мировоззрения, сводящего человека к совокупности биогенетических данных, появление селекционных и евгенических проектов логически неизбежно. Н. Бердяев, характеризуя это мировоззрение, называл его "религией человекобожия". Каковы основные этико-правовые аспекты использования донорских органов? 1) Проблема изъятия: Проблема изъятия донорских органов может рассматриваться в разных ракурсах: в зависимости от того, является ли донор живым или мертвым. Если ситуация изъятия органов и тканей у мертвого донора связана, в первую очередь, с вопросом о констатации смерти человека, то вопрос с живыми донорами заключается в оправданности хирургического вмешательства. Вопрос: Нравственно ли продлевать жизнь реципиенту на какое-то время ценою ухудшения здоровья, сознательной травматизации и сокращения жизни здорового донора? Ответ: в случаях живого донорства речь всегда идет о степени получаемой пользы и степени причиняемого вреда, и всегда действует правило: получаемая польза должна превышать причиняемый вред (для донора). Сегодня в нашей стране по закону живым донором может быть близкий родственник, совершеннолетнее дееспособное лицо, не имеющее заболеваний, опасных для жизни и здоровья, и желательно «без вредных привычек», при этом донор выражает свое ясное, информированное и добровольное согласие на забор органа. 2) Пути получения донорских органов: Вопрос изъятия (забора) органов и/или тканей и распределения органов между реципиентами тесно связано с дефицитом донорских органов. Данная проблема решается различными путями: пропаганда пожертвования органов после смерти человека с прижизненным оформлением согласия на это, создание искусственных органов, разработка методов получения донорских органов от животных, культивирование соматических стволовых клеток с последующим получением определенных типов тканей, создание искусственных органов на основе достижений биоэлектроники и нанотехнологий. 3) Распределение донорских органов: Распределение донорских органов в соответствии с принципом справедливости решается путем включения реципиентов в трансплантологическую программу, основанную на практике «листов ожидания». «Листы ожидания» представляют собой списки пациентов, которым необходима пересадка того или иного органа с указанием особенностей состояния его здоровья. Проблема заключается в том, что пациент, даже в очень тяжелом состоянии, может находиться на первом месте в этом списке и так и не дождаться спасительной для него операции. Это связано с тем, что из имеющегося объема донорских органов очень трудно подобрать подходящий данному пациенту орган в связи с иммунологической несовместимостью. Эта проблема в определенной степени решается путем совершенствования методов иммуносупрессорной терапии, но все еще остается очень актуальной. Максимальное обеспечение равных прав пациентов, включенных в «лист ожидания» осуществляется благодаря следованию следующим правилам: выбор реципиента осуществляется только в соответствии с медицинскими показаниями, учитывающими тяжесть состояния пациента, его иммунологические и генетические характеристики; приоритет донорских органов не должен определяться выявлением преимуществ отдельных групп и специальным финансированием. Как быть в ситуации, когда двум реципиентам орган практически одинаково подходит, и они оба находятся в критическом состоянии и не могут долго ждать? В этом случае решение принимается на основании критерия очерёдности. Врач также должен принимать в расчет длительность нахождения реципиента в «листе ожидания». Предпочтение отдают тому, кто раньше «встал» в «лист ожидания». Помимо трех названных критериев, в соответствии с действующим законодательство, учитывается расстояние (удаленность) реципиента от места нахождения донорского органа, так как время между изъятием органа и его пересадкой строго ограничено. Какие этические проблемы возникают при проведении экспериментов на животных? Существует ряд международных документов, регламентирующих проведение исследований и экспериментов на животных. Одним из основного такого рода документов являются «Международные рекомендации по проведению биомедицинских исследований с использованием животных», разработанные и принятые в 1985 г. Международным Советом Медицинских научных Обществ (CIOMS). Основные положения «Рекомендаций»: - стремление к замене экспериментальных животных за счет использования математических моделей, компьютерного моделирования и биологических систем In VItro; - использование минимально возможного количества животных; - следование таким этическим императивам, как должная забота о животных и избежание или минимизация дискомфорта, дистресса, боли; - исходить из того, что, что причиняет боль человеку, причиняет боль и животному; - использование анестетических, анальгетических и седативных болеутоляющих средств; - если по условиям эксперимента требуется обходиться без таких средств, то эксперимент проводить только после обязательного одобрения этического комитета; - если после эксперимента животное обречено на страдание, хронические боли и тяжелые увечья, то его следует безболезненно умертвить. В России регламентация есть только в виде санитарных правил, которым должны следовать виварии — места содержания лабораторных животных. До сих пор в стране не принят закон, который определяет правила гуманного обращения с животными в научных и исследовательских целях, а не только в быту. В чём особенности этико-правовых проблем применения новых методов диагностики и лечения на человеке? Новые методы диагностики и лечения могут быть актуальны при соответствии следующим правилам: - методы диагностики и лечения прошли должные испытания в лабораторных условиях на животных; - человек, согласный на проведение нового метода диагностики и лечения, должен изъявить свое информированное согласие; - при получении согласия гражданину должна быть предоставлена информация о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности и ожидаемых результатах исследования. Гражданин имеет право отказаться от участия в исследовании на любой стадии; - человеку, проводящему эту диагностику/лечение в случае непредвиденных обстоятельств (боль, изменение сознания и так далее) должны провести соответствующую терапию для их устранения и/или прервать терапию. - пропаганда, в том числе средствами массовой информации, методов профилактики, диагностики, лечения и лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном законом порядке, запрещается. Нарушение указанной нормы влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Закон: Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться в интересах излечения пациента только после получения его добровольного письменного согласия. Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться для лечения лиц, не достигших возраста, установленного частью второй статьи 24 настоящих Основ (несовершеннолетние в возрасте до 16 лет, лица с психическими расстройствами), только при непосредственной угрозе их жизни и с письменного согласия их законных представителей. Какие основные принципы должны соблюдаться при проведении биомедицинских исследований на человеке? В Бельмонтском докладе (1978) были сформулированы основные принципы проведения биомедицинских исследований на человеке. Они вошли в стандартные курсы биоэтики, а также использовались во многих документах по биоэтике. Поэтому их уже можно считать классическими. Это следующие три принципа: уважение личности, благо (благодеяние), справедливость. 1. Принцип уважения личности состоит из двух требований: а) уважение автономии индивидов, которые способны делать самостоятельный выбор и принимать решения: б) защита лиц, которые имеют ограниченную автономию (т.е. в той или иной степени повышенно зависимых от других или особо уязвимых), от различных форм вреда или иных злоупотреблений. 2. Принцип блага (благодеяния) также состоит из двух правил: а) не причинять вред; б) необходимо добиваться максимально возможной пользы и сводить к минимуму возможный вред. Требование непричинения вреда следует понимать прежде всего в том смысле, что недопустимы исследования, ставящие целью умышленное причинение вреда испытуемым. Принцип справедливости содержит в себе несколько разных концепций. К основным элементам принципа справедливости относят концепции: • дистрибутивной (распределительной) справедливости: • компенсаторной справедливости; • справедливости как взаимности (взаимного обмена). Дистрибутивная справедливость означает прежде всего честное распределение выгод и бремени исследования. В Международных руководящих принципах для биомедицинских исследований на человеке (CIOMS, обновление от 2002 г.) говорится, что дистрибутивная справедливость предполагает как минимум следующее: 1) риски исследования не должны быть полностью возложены на группы или популяции, которые не получат выгоды от данного исследования; 2) те, кто участвует в получении пользы от исследования, должны также участвовать и в рисках; 3) различия в распределении выгод и издержек могут быть оправданы только тогда, когда они основаны на каких-то этически важных различиях (например, на особой уязвимости какой-то группы). Компенсаторная справедливость – субъекты, которые каким-либо образом пострадали от участия в исследовании, заслуживают соответствующей компенсации (в виде адекватного лечения, денежной компенсации и т.п.). Справедливость как взаимность – участники исследований и группы (общины) заслуживают определенного вознаграждения, после того как исследование завершено, поскольку именно благодаря тому, что они рисковали и испытывали определенные тяготы, были получены полезные, общественно значимые результаты. Например, пациенты – участники исследований вправе получить медицинскую помощь после исследования, если они в ней еще нуждаются. Почему этические проблемы наиболее остры и актуальны в психиатрии и наркологии? Наркомания — это тотальное (т.е. затрагивающее все стороны внутреннего мира, отношений с другими людьми и способов существования) поражение личности, из чего следует изменение системы ценностей человека, что является основной составляющей жизненного прогресса. А это в свою очередь приводит к тому, что наркоманы становятся не только «грузом» общества, но и представляют собой реальную угрозу для него. Таким образом, хроническое отравление организма наркотическими препаратами приводит к необратимым изменениям в нервной системе, распаду личности. В результате наркоман теряет некоторые высшие чувства и нравственную сдержанность. Появляются наглость, нечестность, угасают жиз- 15 ненные устремления и цели, интересы и надежды. Человек теряет родственные чувства, привязанность к людям и даже некоторые естественные влечения. Это особенно трагично, когда речь идет о лицах молодого возраста, о только еще формирующихся индивидуальностях, наиболее ценных для общества. Фундаментальные проблемы биоэтики оказались исключительно близки по своему содержанию морально-этическим дилеммам, возникающим при исследовании проблем психиатрии. Особую роль на протяжении всей истории психиатрии сыграла дилемма патерналистского и непатерналистского подходов, являющаяся «сквозной» для всей биоэтики. Психиатрическая этика занимается моральными аспектами психиатрической помощи и защиты прав душевнобольных. Люди, страдающие психическими заболеваниями и расстройствами, — очень уязвимая группа. Их права нарушаются особенно часто и легко, даже в развитых странах. Исторически сложилось так, что общество в первую очередь старалось обезопасить себя от лиц с психической патологией, изолировать их от общества, а не обеспечить им необходимую помощь и заботу. Еще одной огромной проблемой психиатрии было отсутствие сколько-нибудь убедительных средств лечения. Эволюция психотропных препаратов начинается с первых барбитуратов, которые стали использоваться с 1903 г. Однако они создавали высокую лекарственную зависимость для пациентов, поэтому в психофармакологии шел постоянный поиск более благоприятных лекарств. Среди наиболее распространенных этических дилемм в психиатрии выделяют следующие : – Недобровольные госпитализация и лечение в отношении лиц с глубокими психическими расстройствами (психиатры признают, что критерий непосредственной опасности не может быть для этого единственным основанием, потому что без лечения остается группа больных, которые в силу своих психических расстройств не сознают необходимости лечения); – Конфиденциальность (ее правила нарушаются в случае повышенного риска для жизни пациента или других людей (самоубийства, агрессивные действия), преступные действия (насилие, развращение, инцест), которые совершаются над несовершеннолетними; недобровольная госпитализация пациента в силу тяжести его психического состояния; участие пациента в тяжких преступлениях); – Принцип информированного согласия (согласие пациента должно быть добровольным и осознанным при том, что получение информации о характере психических расстройств пациента должно происходить в доступной для него форме и с учетом его психического состояния; предполагается получение предварительного согласия перед началом лечения, а также соблюдение прав пациента на отказ от лечения за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве); – Выбор патерналистской либо непатерналистской модели взаимоотношений врача и пациента (случаи, когда у пациента нарушены способности рассуждать о болезни, способности адекватно оценить риск и пользу лечения); – Принцип «не навреди» в психиатрии находит выражение в выборе «наименее ограничительной альтернативы» (вред, который может сопутствовать при оказании психиатрической помощи пациенту, специалисты видят в следующем: принуждение (широкий диапазон мер со стороны врача); социальные ограничения и запреты по отношению к психически больным; отчуждение душевнобольных от современного общества; моральный вред, причиняемый пациенту в ходе психотерапевтической работы; вред, который сопутствует применению инвазивных методов исследования и методов лечения с побочными действиями); – Проведение исследований на пациентах с психическими расстройствами, а также использование информации о пациентах во время обучения студентов и врачей, в научных публикациях (если пациенты не признаны недееспособными и не могут дать информированное согласие. Общепринятого критерия определения дееспособности при получении согласия на участие в исследовании нет). Какими принципами с точки зрения биомедицинской этики нужно руководствоваться при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом? В медицинских кругах высказывается мнение, что для успешной борьбы с эпидемией СПИДа необходимо соблюдение четырех этических принципов: уважение пациента, ненанесение ему вреда, милосердие и справедливость. Биомедицинские исследования по данной проблематике связаны: - с эпидемиологическими исследованиями распространения ВИЧ- инфекции и заболеваемости СПИДом среди населения; изучением этиологических факторов ВИЧ-инфекции (вирусов ВИЧ-1 и ВИЧ-2), их характеристик и методов идентификации; изучением патогенетических механизмов разрушения вирусом иммунной системы и поражения различных органов и систем организма; - разработкой новых методов лечения ВИЧ-инфекции и вызываемых ею осложнений; - созданием и оценкой эффективных вакцин от ВИЧ-инфекции. Основные правовые и биоэтические проблемы, связанные с ВИЧ/ СПИДом. Г лобальное распространение ВИЧ-инфекции и СПИДа наряду с медицинскими аспектами проблемы ВИЧ-инфекции определило целый ряд актуальных правовых, психологических и этических проблем, связанных с ВИЧ-инфекцией. Основой создания нормативно-правовой и био- этической концепции в области ВИЧ/СПИДа явилась инициатива ВОЗ по проведению Международной консультации по вопросам медицинского законодательства и этики в области ВИЧ/СПИДа, которая состоялась в апреле 1988 г. в Осло. Участники консультации высказались за разрушение барьеров между инфицированными и неинфицированными людьми и возведение таких барьеров между людьми и вирусом. Каковы, согласно Российскому законодательству, основные критерии, позволяющие констатировать факт смерти человека и на этом основании прекращать реанимационные мероприятия? Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 11.06.2022, с изм. от 13.07.2022) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) Статья 66. Определение момента смерти человека и прекращения 1. Моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека). 2. Смерть мозга наступает при полном и необратимом прекращении всех его функций, регистрируемом при работающем сердце и искусственной вентиляции легких. 3. Диагноз смерти мозга устанавливается консилиумом врачей в медицинской организации, в которой находится пациент. В состав консилиума врачей должны быть включены анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы по специальности не менее чем пять лет. В состав консилиума врачей не могут быть включены специалисты, принимающие участие в изъятии и трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей. 4. Биологическая смерть человека устанавливается на основании наличия ранних и (или) поздних трупных изменений. 5. Констатация биологической смерти человека осуществляется медицинским работником (врачом или фельдшером). 6. Реанимационные мероприятия прекращаются в случае признания их абсолютно бесперспективными, а именно: 1) при констатации смерти человека на основании смерти головного мозга, в том числе на фоне неэффективного применения полного комплекса реанимационных мероприятий, направленных на поддержание жизни; 2) при неэффективности реанимационных мероприятий, направленных на восстановление жизненно важных функций, в течение тридцати минут; 3) при отсутствии у новорожденного сердцебиения по истечении десяти минут с начала проведения реанимационных мероприятий (искусственной вентиляции легких, массажа сердца, введения лекарственных препаратов). 7. Реанимационные мероприятия не проводятся: 1) при состоянии клинической смерти (остановке жизненно важных функций организма человека (кровообращения и дыхания) потенциально обратимого характера на фоне отсутствия признаков смерти мозга) на фоне прогрессирования достоверно установленных неизлечимых заболеваний или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью; 2) при наличии признаков биологической смерти человека. 8. Порядок определения момента смерти человека, в том числе критерии и процедура установления смерти человека, порядок прекращения реанимационных мероприятий и форма протокола установления смерти человека определяются Правительством Российской Федерации. Каковы этические требования в отношении медицинского работника к умершему больному? Что обозначает понятие эвтаназия? Какие виды эвтаназии выделяют в настоящее время? Каковы основные аргументы сторонников и противников эвтаназии? С чем связано возникновение и широкое развитие хосписов в настоящее время? Почему хосписы считается альтернативой эвтаназии? Каковы основные этические принципы профессиональной деятельности сестринского персонала? На каких этических принципах должны строиться взаимоотношения медицинской сестры и пациента? Этико-деонтологические принципы отношения медицинской сестры к терминальному больному? Что означает понятие «профессиональной компетентность» и «профессиональная ответственность» медицинской сестры? Какие основные правовые документы рекомендуют этические нормы профессиональной деятельности медицинской сестры в нашей стране? |