Личностно-развивающее воспитание всегда является нравственным. Оно всегда направлено на одухотворение душевного развития человека. Именно здесь формируется нравственное отношение к себе и к окружающим.
Результатом нравственного воспитания является индивидуальная нравственность. По сути своей это качество детерминировано противоречиями между социальной ситуацией существования человека и объективными нравственными законами (например, к таким законам можно отнести: «не убей», «не кради» и т.д.). В том случае, когда нравственные законы «подстраиваются» под исходную социальную ситуацию существования человека, имеет смысл говорить о нравственной и личностной деградации. Только тогда происходит нравственное и личностное развитие, когда человек изменяет социальную ситуацию таким образом, что позволяет ему реализовывать свое социальное поведение согласно нравственным законам.
Формирование индивидуальной нравственности предполагает формирование нравственно-смысловых конструктов личности. Нравственно-смысловые конструкты представляют собой двухполюсную шкалу персонифицированных критериев, согласно которым вырабатывается система нравственных принципов, норм, правил жизнедеятельности личности.
Формирование нравственно-смысловых конструктов неотделимо от развития нравственных свойств личности воспитуемого. Эти свойства образуют качества, среди которых наиболее значимыми являются: терпимость, ответственность, заботливость, великодушие.
Терпимость как качество личности характеризуется, прежде всего, готовностью человека без предубеждений принимать чужую точку зрения. Как нравственное качество, терпимость несводима к толерантности. Зачастую в психологии под толерантностью понимается «...ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию»1. Таким
Реан Л.Л., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 269.
образом, последняя, по большей части, имеет психофизиологическую выраженность. Она характеризуется устойчивостью к какому-то неблагоприятному фактору. Можно согласиться с А.А. Ре- аном в том, что терпимость несводима к толерантности и является более широким психологическим образованием. Так, характеризуя терпимость, этот исследователь выделяет два ее вида: сенсуальную и диспозициональную. Первая напрямую определяется толерантностью, вторая — включает в себя совокупность отношений личности к действительности[1]. Таким образом, основу диспозипио- нальной терпимости составляют социальные аттитюды, определяющие индивидуальную мораль личности. Отсюда индивидуальная нравственность всегда связана с диспозициональной терпимостью, и в процессе личностного развития последняя выступает одной из задач нравственного воспитания.
Ответственность личности определяется, прежде всего, способностью и готовностью принимать на себя обязанность отвечать за действия и поступки свои и чужие. Опираясь на данное качество, можно оценить направленность личности, уровень ее развития. Человек, не способный отвечать за свои поступки, находится на низком уровне личностного развития, и, с другой стороны, человек, испытывающий ответственность за происходящее вокруг, проявляет себя как личность, находящуюся на достаточно высоком уровне развития. Однако следует иметь в виду, что ответственность может подменяться «подавлением» личности другого человека, отношением к нему как к собственности. В этом случае она перестает быть выражением альтруистических тенденций личности, превращается в принудительный акт насилия одного человека над другим. Иначе говоря, человек, за которого отвечают, становится обязанным. Ему навязываются извне образ, стиль поведения, ценности и т.д., и он обязан следовать этому. Исходя из сказанного, ответственность всегда связана с уважением личности другого человека, принятием его как себя самого. Это сопряжено с развитием рефлексии и, в конечном итоге, выступает одной из главных задач нравственного воспитания.
Заботливость проявляется в чутком внимательном отношении одного человека к другому; это готовность прийти на помощь в трудную минуту. Данному качеству всегда сопутствует эмпатия. Способность понять и принять внутренний мир другого человека обеспечивает сочувствие и сопереживание, отзывчивость на его нужды. Однако заботливость может подменяться излишней опекой. Другого воспринимают как более слабого и ставят в зависимость от своих желаний. В этом случае нарушается его свобода (духовная и социальная). Таким образом, развитие заботливости предполагает формирование отношения к окружающим людям как равным, обеспечения духовного единения с ними. Последнее неотделимо от развития рефлексии, формирования соответствующих личностному развитию социальных аттитюдов и нравственно-смысловых конструктов.
Великодушие представляет собой интегративное качество личности, характеризующееся способностью и готовностью человека бескорыстно жертвовать своими интересами во благо людей. Оно основывается на глубоком понимании другого человека, знании его особенностей, сильных и слабых сторон, способности к сочувствию и сопереживанию, умении прощать. В этом качестве проявляется сила духа человека, его доброта. Таким образом, оно неотделимо от доброжелательности, миролюбия, дружелюбия, отзывчивости, незлопамятности, добросердечности и др. Здесь присутствует внимательность к нуждам другого человека, готовность прийти на помощь, стремление не обидеть и т.д.
Нравственные свойства также выступают в виде отдельных способностей и характеристик. Они в целом обуславливают нравственную ориентацию личности. В практике личностно-развивающего воспитания эти свойства выступают в качестве критериев нравственного развития. При этом им свойственна дихотомия, определяющая границы нравственности человека. Таким образом, можно представить:
1) доброжелательность враждебность; 2) заботливость равнодушие; 3) терпимость мстительность; 4) ответственность <-> безответственность; 5) щедрость «-> скупость; 6) отзывчивость отстраненность; 7) сочувствие черствость;
Реализуясь через категории «можно — нельзя», «должно — необязательно», «хорошо — плохо» и др., данные конструкты детерминируют механизмы саморегуляции личности. Они реализуются через такие христианские добродетели, как воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, «трезвение», смирение, терпимость. Достижение вершинности нравственности осуществляется через послушание и аскетический образ жизни.
Осознание своих интересов и интересов окружающих, соотнесение их с объективными нравственными законами, предполагает выработку ответственности не только за свои поступки, но и поступки окружающих. При этом, получая соответствующую оценку со стороны ближайшего окружения, человек приобретает уверенность в себе, определяет свою перспективность. Последнее неотделимо от морального воспитания человека.
Моральное воспитание — это прежде всего овладение нормами поведения, приемлемыми и являющимися жизненно необходимыми в той или иной социальной общности. Данное воспитание охватывает как развитие личности, так и развитие социального индивида. В первом случае речь идет о «сознательной» морали, во втором — о «бессознательной», о тех нормах, которые детерминируются социальным бессознательным той или иной социальной совокупности. Характеризуя актуальные потребности большинства членов социума, мораль всегда выполняет регулирующие функции, регламентируя социальное поведение человека. Относительно развития личности, моральное воспитание направлено прежде всего на формирование индивидуальной морали человека.
Индивидуальная мораль в основе своей всегда имеет противоречия между тем, как индивид воспринимается окружающими, и тем, как он воспринимает себя сам. Только лишь при наличии таких противоречий можно говорить о личностном бытии. В противном случае, когда восприятие человека окружающими и его собственное восприятие себя совпадают, личность нивелируется, она растворяется в общей массе. Индивидуальная мораль личности, в некотором роде, имеет свою выраженность в социальных аттитюдах.
Социальные аттитюды представляют собой систему отношений человека к различным социальным объектам и явлениям. Их реализация обеспечивает удовлетворенность или неудовлетворенность личности в связи с действием данных объектов и явлений на нее. Социальные аттитюды придают целесообразность установочному поведению человека в различных социальных ситуациях. Они зачастую представляются через правовые нормы общежития и обеспечивают рациональность социального поведения. Формируются социальные аттитюды в результате воспитательного воздействия на человека различных социальных институтов. В конечном итоге такое формирование предполагает развитие рефлексии у человека.
Личностно-развивающее воспитание требует установления взаимосвязи между индивидуальной нравственностью и индивидуальной моралью человека. На уровне альтруизма личность вступает в отношения с окружающим миром согласно индивидуальной нравственности, а социальные нормы ее существования согласуются с объективными нравственными законами.
|