Главная страница

право. Право. Что такое правовое государство


Скачать 175.55 Kb.
НазваниеЧто такое правовое государство
Анкорправо
Дата31.03.2023
Размер175.55 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПраво.docx
ТипДокументы
#1028031
страница4 из 18
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Теоретико-методологическое обоснование ведущих понятий


социология общество гражданский

Гражданское общество как феномен и его понятие


В данное время, в условиях интенсивного формирования институтов гражданского общества в РФ, возникает необходимость в верном понимании «гражданского общества», а кроме того, в тесном взаимодействии между гражданским обществом и государством. Предварительно объясним, что существует определенное различие в понятиях «общество» и «гражданское общество». Общество - это все люди в совокупности, включая государство, со всеми его вытекающими, а гражданское общество включает в себя также всех людей, но за исключением государства являющегося политической системой.

Гражданское общество -- это реальное государство, формирующее общество. Как та часть общества, которая занималась его воспроизводством, созданием материальной основы жизни, оно существовало всегда и выделялось по отношению к государству, которое в отличие от него специализировалось на управленческой сфере.

Гражданское общество возникает позднее общества как такового, однако оно возникает тогда, когда создается само государство, и только после этого начинает функционировать с ним тесной взаимосвязи. Таким образом, можно сделать вывод, что без государства, как политической структуры, не может существовать и гражданское общество. Гражданское общество и государство просто вынуждены будут быть в постоянном соприкосновении между собой. Каждый человек отдельно взятый имеет принадлежность к гражданскому обществу, только при правильном общественном и государственном устройстве, а именно если государство является само правовым и светским.

Такое общество само уже создает фундамент в государстве для дальнейшего применения своих интересов, контроля за работой органов государственной власти, а также определяет направления деятельности государства. В современной интерпретации, «гражданское общество» является социальным пространством, в котором разные организации работают независимо от самой государственной власти и могут вести социально-политический диалог и с самими органами государственной власти, и между собой.

К главным моментам необходимо причислить то, что гражданское общество благополучно существует лишь тогда, когда государственная власть не пренебрегает общественным мнением, а старается сделать все для блага общества. Но если государство отходит от пути блюсти общественные интересы, оно обрекает себя на потерю своего значения с точки зрения естественно-исторического развития.

Для того чтобы грамотно осознать сущность гражданского общества, мало видеть только разделение общества на гражданское и политическое, необходимо гражданское общество рассматривать с позиции множества групповых интересов и взглядов, а не только с точки зрения совокупности граждан и это будет общество имеющее данные интересы. Здесь возникает и потребность в политической власти для рационального юридического налаживания разногласий, основанных на разносторонних интересах. В результате, гражданское общество является формой жизни и деятельности свободных, равноправных, творчески активных людей, делающих для управления совместными делами организацию политической власти. Гражданское общество сменяет не только кровно-племенные организации людей, но и соборности, общинности и прочие. Гражданское общество -- это общество «чужих» индивидов, каждый из которых имеет свои интересы и желание их удовлетворения, в том числе и с помощью деятельности государства.

Аспекты, затрагивающие гражданское общество весьма интригующие, в связи с чем, всемирная практическая деятельность в этом плане весьма многогранна и обладает большим числом разногласий. Имеется огромное количество различных взглядов о гражданском обществе. Так, например, древние греки, проживавшие в античном полисе, отождествляли определения общество и государство. Полис для них был, прежде всего, всем миром, в котором все знали друг друга и общественный интерес был превыше частного. Политические права объединяли всех граждан -- они принимали участие в общенародных собраниях и всегда принимали решения сообща. Гражданином для них обозначало всегда быть на стороне большинства и подчиняться данной воле.

Аристотель -- древнегреческий философ, живший в IV веке до н.э. В данный отрезок времени активно развивалась античная философия и происходило политическое противоборство. В своем трактате «Политика», Аристотель писал, чтобы верно понять, что такое государство, следует сначала ознакомится с понятием гражданина, так как именно граждане составляют совокупность государство - гражданское сообщество.

Истинно общество может быть только там, где власть думает об интересах граждан, а граждане содействуют начинаниям государства. Для Аристотеля государство -- общество граждан, оно же -- гражданское общество. Но государство принимало участие не во всех сферах жизни общества. Государство не касалось нравственной, духовной, семейной и научной областей жизни граждан. И в связи с чем, Аристотель не опровергал этого, то соответственно он делал разделение между определениями государства и гражданского общества в данных областях.

Итальянский историк и политический философ начала XVI века Макиавелли (1469-1527) родился во Флоренции. Его убеждения отображали избавление политики от кандалов теологии, что свершалось в эпоху Возрождения. Макиавелли усмотрел в политике науку и искусство, думал, что лучшей конфигурацией государства будет являться смешанная форма, заключающееся в смеси из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана ограничивать и беречь другие. Макиавелли был ярым борцом против абсолютизма в разрозненной Италии его времени, и полагал, что народная независимость выше государства и народ имеет право на избавление от абсолютизма. Макиавелли не применял определение «гражданское общество», но по факту, инстинктивно имел его в виду, говоря, что кроме государства есть что-то независимое, которое существует по своим законам и нормам и не во всех аспектах подчиняется государству, а именно имеется в виду -- гражданское общество. Гражданское общество думалось Макиавелли совокупностью противоборствующих интересов - классовых и сословных. Так как демократия требует определенной этической основы -- благочестия и храбрости в защите общественных интересов, то пассивное общество, никак не может быть гражданским. Макиавелли полагал, чтобы сохранить и защитить государство правомерно и более того - необходимо использовать все имеющиеся под рукой средства и методы, не исключая обман, жестокость и войну. По Макиавелли государство обязано оберегать материальные и личные права граждан, а именно отображать круг интересов гражданского общества. А желание государства пошатнуть и обескровить интересы общества -- худшее, что оно может сделать. Гражданское общество обязано осуществлять контроль за политической жизнедеятельностью, пытаясь в определенной форме увлекаться политикой, внедриться в политическую жизнь, и таким образом поддерживать политическую власть и усиливать её.

Английский мыслитель-материалист, теоретик политического абсолютизма Томас Гоббс (1588-1679), (оправдывал абсолютное самодержавие, как форму политического управления в условиях созревающей буржуазной экономики). Собственно, Гоббс был первым, кто начал использовать определение «гражданское общество» в том понимании, в каком оно принято в современной науке. Возможно даже, сказать, что трансформацию идеи от гражданского общества к философско-правовой концепции гражданского общества реализовал именно он. Однако Гоббс, применяет данное определение то, как синоним государства, то разделяет данные понятия. Гоббс определяет подчинение гражданского общества государству. Сущность создала человека равным относительно своих как физических, так и умственных способностей, а значит человек получил одинаковые возможности нанести вред другим, точно также какой могут нанести ему. А в связи с тем, что для людей характерно противоборство, стремление превосходства друг над другом, то необходима единая власть, которая держала бы их железной хваткой во имя общества и недопущения «войны всех против всех». Власть государства обязана миру и спокойствию. А личная собственность в таком государстве всего лишь только вынужденная необходимость. Вследствие этого Гоббс не связывает государство с гражданскими законами и правом, а именно отделяет от гражданского общества. Поддержание мира может быть лишь тогда, когда воля всех людей едина, и организованное таким образом объединение и будет государством или гражданским обществом. Государство обязано нести всю ответственность перед своими гражданами, но в тоже время граждане должны подчиняться ему, как говорит Гоббс. Присутствие суверенитета высшей власти, есть важный аспект гражданского общества. А основополагающей ролью государства является соблюдение конституционных прав граждан. Таким образом, государство не поглощает гражданское общество, а делает его неотделимым атрибутом, без которого оно не может не только существовать, но и в принципе возникнуть.

По Гоббсу структура гражданского общества получается следующей:

1. государство, обладающее верховной властью суверена;

2. 2) группы и объединения граждан;

3. 3) отдельные граждане как подданные государя и суверена и как представители тех или иных групп и объединений.

Джон Локк (1632-1704) был тем человеком, который в эру все более быстрого становления капитализма и противоборства против устоявшихся феодальных порядков, открыто высказался за ограничение власти короля конституцией, созыва парламента, как верховного органа власти, соблюдение нейтралитета государства в плане экономики и соблюдения прав граждан. Государство, по мнению Локка, обязано было стоять на страже интересов своих граждан.

Его считают первооткрывателем в сфере политической деятельности и теоретиком, который стал применять определение «гражданское общество», строго отделяя его от термина «государство» и провозглашая господствующее положение гражданского общества над государством. Фундаментом гражданского общества должна быть личная собственность. Существование государства обладающего всей собственностью единолично и имеющего право, как абсолютного властелина собственности, право изымать ее просто недопустимо (как это утверждал Гоббс). Также невозможно существование индивида, включенного в гражданское общество, который не подчиняется ему и установленным в нем законам. Этими словами Локк заявляет о потребности в конституции, в противовес заявлениям Гоббса об абсолютизме. Основной идеей объединения граждан в государство является сбережение их собственности. Вследствие этого государство никак не может быть постоянным атрибутом общества и может появляться только тогда, когда у членов гражданского общества возникает в этом необходимость в определенном периоде своего развития. Для Локка юридический характер закона означал лишь отсутствие привязанности человека от переменчивой, незнакомой и чуждой самовластной воли иного человека.

Жан Жак Руссо (1712-1778) французский философ и политический писатель, в своих работах писал о путях свержения феодальных порядков, оправдывал революционные пути свершения этого. В то же время он говорил о потребности властвования общенародной воли в государстве. В гражданском состоянии есть разграничение между индивидом-человеком и индивидом- гражданином, который является обладателем общих интересов, а именно человек разделяется на единицу принадлежности к гражданскому обществу и гражданину государства. В таком случае, Руссо в трактате «Об общественном договоре» впервые разграничил отождествляемое Локком политическое и гражданское общество. Субъектом первого является подданный (citoyen), второе формирует гражданина (bourqeois). Таким же образом разграничиваются права человека и гражданина. Но стоит заметить об отсутствии у Руссо, определенного терминологического различия между обществом и государством. Таким же образом, по Руссо, общественный договор не является средством безмерного господства над всеми участниками общественного соглашения. Здесь возникает «обмен» естественного образа жизни людей на гражданский, в порядке «равноценного возмещения», и суверен не оказывает давления на своих подданных, которое просто может быть ненужным обществу. Умозаключения Руссо оказали весьма большое влияние ход Великой французской революции.

С внезапной критикой государства, исполняющего «общую волю», выступал немецкий философ Кант (1724-1804). Кант исходил из таких противоречивых качеств человеческой натуры как неуступчивость, ревнивость, славолюбие, завистливость, склонность к жажде обладания и желания к согласию. И делал умозаключения, что главный способ сочетания свободы каждого со свободой других, т.е. формирование гражданского общества.

Кант определил три принципа устройства гражданского общества:

1. Свобода каждого члена общества.

2. Равенство его с другими членами общества.

3. Самостоятельность каждого члена общества, как гражданина.

О правовом режиме и правовом государстве, возможно сказать только там, где общество имеет суверенитет в части свободно распоряжаться своими средствами для того, чтобы граждане, входящие в данное общество, были принуждены соблюдать поведенческие и нравственные правила. А из нравственных, соответственно вырастают и правовые правила. Развитие общего правового гражданского общества Кант именовал главной проблематикой для всех людей, решить которую его заставляет природа. Не отвергая в личности общественного начала, Кант сказал, что общественное в людях не может и не должно убивать или сковывать их природный индивидуализм и личностный интерес. Поэтому конкуренцией личностных взглядов движется и совершенство общества, и личностный рост. Общество, состоящее из собственников, будет находиться в уверенности в его государственно-правовой защите. Способ свершения единого правового и гражданского общества, гражданского согласия Кант видел, как естественный способ сочетания независимости каждого относительно независимости других.

Существенную значимость в создании взглядов на гражданское общество сыграл немецкий философ начала XIX вв. Гегель (1770-1831). Гражданское общество ему представлялось, как некая сфера личной заинтересованности. Тут от включил также и семью, отношения между сословиями. Религию, мораль, образование, законы, с следующими из них юридических связей субъектов, неотрывно взаимосвязанных между собой.

Тремя ступенями формирующегося духа Гегель именовал субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. В объективном духе он сделал акцент на право, мораль и нравственность, а нравственность, в свою очередь, разложил на семью, гражданское общество и государство.13 Гражданское общество, состоящее из семей, которые составляют экономическую систему необходимостей (то есть буржуазное общество, гражданское общество «в себе»). В противном случае общество, состоящее из отдельных индивидов, начинает борьбу против всех. На другом полюсе «естественному обществу» стоит гражданское общество, которое Гегель трактовал, как общество людей, каждый из которых понимает свои интересы и пытается достичь их.

Разногласия, происходящие в обществе, создают необходимость формирования системы правосудия (гражданское общество «для себя»). Задачей правосудия является позитивизация права. Гражданское общество «в себе и для себя» включают полицию и корпорацию, которые предоставляют гражданскому обществу возможность разрешать проблемные ситуации, которые саморегулирующееся гражданское общество самостоятельно разрешить не в состоянии. Имеет значение, что государство, по мнению Гегеля - это более высокий уровень развития в отличие от гражданского общества. Государство, соединяет людей, организации, сословия, подымается над обществом, разрешает его противоречия, примиряет разносторонние интересы. Гражданское общество по Гегелю является результатом разделения родственных связей и соединяет людей на совершенно другом уровне - обменном - соединением в народ, в нацию. Теперь ее образуют «общие потребности и взаимодействие в их удовлетворении», которые не зависят от рода и племени, входящих в социальную общность субъектов. Гражданское общество, включающее в себя эгоистичных индивидов, объединенных, прежде всего нуждой, мертво. В связи с тем, что каждый из них преследует личностные интересы, то данная сообщность подвержена различным казусам, нуждается в высокоуровневой «форме всеобщности» -- в государстве. Исходя из этого, гражданское общество является «связующим звеном, находящимся между разрозненными индивидами и государством как высшей формой человеческой организации». Гражданское общество совместно с семьей является основой государства. В государстве представлена всеобщая воля граждан, гражданское общество - это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов. По факту под гражданским обществом Гегель понимает современное, становящееся буржуазное общество с еще неразвитой системой рыночных отношений, социальной незащищенностью большого числа людей. И в данном аспекте он говорит, что в указанный период гражданского общества не достигнута истинная свобода и настоящий разумный порядок, и гражданскому обществу он поставил в оппозицию государство, как идею свободы, конкретное и наивысшее право, которое завершает ступень исторического развития.

Гражданское общество Гегеля соотносится с государством как низменная форма с наивысшей. Ведь только верховная публичная власть, именно конституционное государство, имеет возможность эффективно преодолеть несправедливости, царящие в гражданском обществе и синтезировать конкретные интересы в универсальное политическое сообщество. Гражданское общество по замыслам Гегеля является опосредованная трудом система потребностей, находящаяся во власти личной собственности и общем номинальном равенстве людей. Формирование такого общества, которого не существовало в античности и средневековье, как раз связано с появлением новой вехи истории человечества, а именно, буржуазного строя.

Основными чертами гражданского общества являются:

1) Гарантия правовой защиты граждан;

Является особо важным компонентом гражданского общества. Правозащитная система включает в себя все аспекты правовой, социальной и государственной систем. Существуют региональные, национальные и международные правозащитные системы. Определение правозащитной системы относительно новое и в большинстве случает употребляется как система гарантирования прав или механизм обеспечения.

2) Наличие и активное поощрение демократических принципов;

К общим гарантиям в современных условиях можно отнести осуществление в общественно-государственной жизни принципов рыночной экономики, политической демократии, правового социального государства в их взаимосвязи и взаимодействии. Принципы социального государства подразумевают активное содействие обеспечению в максимально возможных пределах социально-экономических и культурных прав. Но возможные пределы этого содействия должны быть сбалансированы с принципом экономической свободы участников гражданского общества. В худшем случае, оказывается под угрозой сама идея прав человека. Принцип верховенства права, как принцип правового государства, в свою очередь, останется только формальным, если не реализуются принципы политического плюрализма, разделения властей. Эти общедемократические принципы являются не только гарантией охраны прав от злоупотреблений административной власти, но и способом обеспечения связанности законодателя правами человека. Речь идет о включении в политический процесс интересов и притязаний многих людей, что позволяет формировать общественное мнение в деле защиты прав, контролировать соблюдение приоритета прав в деятельности всех ветвей государственной власти. В основе всех средств и способов обеспечения прав человека и гражданина лежат общие культурные гарантии. Они играют определяющую роль в реализации и защите прав, актуализации заложенных в них нормативных возможностей.

3) Плюрализм и свободно формирующиеся мнения граждан;

Под свободным формированием общественного мнения понимается такой процесс формирования взглядов, мнений граждан, определяющих их политически значимые действия, включая голосование на выборах, референдумах, участие в общественных объединениях и другие, которые происходят на основе доступности достоверной информации, отражающей главные события жизни общества, при условии достаточной защищенности этого процесса от информационных воздействий, направленных на создание у граждан представлений о событиях, определенных лицах, организациях, не соответствующих действительности в интересах каких-либо лиц.

4) Социальная политика государства;

Социальная политика -- особая форма социальной деятельности государственных органов, направленная на решение социальных проблем в обществе: повышение жизни уровня и жизни качества населения, социальную защиту нетрудоспособных и малообеспеченных граждан, государственное регулирование социальной сферы.18 Но также, социальную политику можно определить, как особый инструмент, который позволяет создать нужные условия для помощи всем гражданам в самореализации, а также помогает сохранить культурные и исторические ценности страны, и как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития. Следует осознать, что прежде, чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы его развития. Можно сказать, что социальная политика -- есть фактор развития как общества, так и государства. Цели этой политики очень просто можно назвать из определения понятия политики в ее узком смысле и определяются они как создание условий для удовлетворения духовных и материальных потребностей всех социальных групп и как усиление социальной справедливости системы экономических, политических, юридических, нравственных отношений. Другими словами, главная цель социальной политики -- повышение качества и уровня жизни населения страны.

5) Наличие в гражданском обществе свободных владельцев собственности, а также средств производства;

Частной собственности присущи такие функции как повышение благосостояния, повышение обеспеченности, независимости и свободы, она увеличивает экономическую защищенность, дает возможность распоряжаться имуществом, увеличивает свободу действий владельца, а также побуждает повышение производительности, ведь собственники имеют свой интерес в том, чтобы сохранить свою собственность или увеличить ее, это заставляет их относится к собственности бережно, использовать ее рационально и таким образом, способствуя сохранению и приумножению экономических ценностей, обеспечивает конкуренцию и прогресс общества.

6) Преобладающий по численности средний класс;

Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности. Само- регуляция гражданского общества основана на активности представителей среднего класса. Эту его роль называют функцией административно- исполнительного регулятора.

7) Многоукладная рыночная экономика.

Основой экономики гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, ядром которой является частная собственность. В условиях рыночной экономики разные формы собственности находятся на одинаковых условиях и являются конкурентами, тем самым создавая основу гражданского общества. Негосударственные организации, акционерные сообщества, ассоциации, арендные коллективы и другие различные объединения граждан в сфере хозяйственной деятельности -- основа экономической сферы гражданского общества, которая гарантирует экономические права граждан.

Если рассмотреть структура гражданского общества, можно выделить несколько его сфер: социально-политическую, экономическую и духовную.

Социально-политическая сфера подразумевает:

· Различные виды общественно-политической активности граждан.

· Общественные, политические организации и движения.

· Органы общественного самоуправления.

· Негосударственные СМИ.

Традиционными элементами являются: семья, социальные группы и общности. Эта сфера осуществляет такие важные функции как формирование общественного мнения, разрешение социальных конфликтов без вмешательства государства, выработка общепринятых норм и ценностей, самоорганизация различных социальных общностей, взаимопомощь на основе солидарности граждан.

Социально-экономическая сфера включает в себя:

· Различные формы экономической активности.

· Общественные хозяйства, кооперативы, частные предприятия и акционерные общества, например, промышленные, торговые, финансовые и другие;

· Союзы и ассоциации

Другими словами, это -- все виды и формы организаций и предприятий, созданные гражданами по собственной инициативе в хозяйственно- экономической сфере деятельности.

Что касается духовной сферы гражданского общества, она связана с нравственно-духовным развитием людей, их научным и художественным творчеством, культурой. В этой сфере к элементам гражданского общества можно отнести наличие таких важных аспектов как права и свободы. Реализация прав и свобод выражается в реальной возможности людей развивать свои собственные идеи, высказывать свое собственное мнение или отстаивать свои убеждения.

Эта сфера включает также деятельность самостоятельных и независимых от политической власти и чрезмерного контроля со стороны государственных органов творческих, научных, культурных, духовных, образовательных и других организаций, объединений, союзов, ассоциаций, сообществ, например, союзы писателей, художников, композиторов, научные сообщества, культурные и просветительские организации, негосударственные образовательные учреждения, церковь, религиозные организации и духовные движения.

Следует обратить внимание еще на такие обстоятельства, которые взаимосвязаны друг с другом. Хоть структура гражданского общества и содержит в себе отпечаток различных сфер деятельности людей и социально- классового деления общества, но все же она складывается в результате взаимодействия независимых субъектов гражданского общества.

Такое общество основывается на общих интересах, следовательно, особое значение при характеристике его структуры присваивается функциональному анализу, благодаря которому можно раскрыть указанный характер объединения людей в сообщества, характер их членства в такой особой человеческой общности как гражданское общество. С этим связано второе важное обстоятельство. Структура такого общества имеет горизонтальный характер. Его отличает от государства то, что в нем преобладают горизонтальные связи, а не вертикальные.

Гражданское общество состоит из отношений конкуренции, солидарности, противоборства, а также сотрудничества между свободными и равноправными гражданами. Организации гражданского общества создаются в результате свободного волеизъявления и добровольного согласия равных субъектов, являются самоорганизующимися и самоуправляемыми. Вертикальные связи при этом не исключаются, например, при объединении нескольких сходных по целям региональных организаций в более крупную структуру с образованием руководящего центрального органа, но горизонтальные связи являются доминирующими. Только развитая система вертикальных и горизонтальных связей между индивидуумами и их объединениями способна противостоять прямому воздействию государства на внутреннюю структуру гражданского общества, условия его жизнедеятельности, а по отношению к индивиду --предотвратить возможные ограничения его прав и свобод.

Сегодня гражданское общество в какой-то степени определяет состояние государственности. В трудные времена, в новых и непривычных ситуациях, общество стоит перед выбором -- просто наблюдать и не сопротивляясь принимать формирование нового господствующего сословия или использовать этот период для создания силы, которая способна к защищать свои интересы и выражать свои политические воли, создавать формальные и неформальные институты представительства своих интересов, последовательно трудиться над расширением гражданского общества.

Главная функция гражданского общества -- удовлетворять материальные, духовные и социальные потребности всех граждан.

Разнообразные экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения граждан призваны содействовать всесторонней реализации индивидом его интересов, устремлений, целей и т. д. В рамках выполнения этой основной функции гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций:

1) На основе законности оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2) На базе ассоциаций гражданского общества создаются и развиваются механизмы общественного самоуправления.

3) Гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе "сдержек и противовесов", стремления политической власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы. Для выполнения этой функции у него есть немало средств: активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, акциях протестов или поддержки тех или иных требований, большие возможности в формировании общественного мнения, в частности, с помощью независимых средств массовой информации и коммуникаций.

4) Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии нрав и побед человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

5) Гражданское общество выполняет также функцию социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивиды соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6) Гражданское общество выполняет также коммуникационную функцию. В демократическом обществе проявляется многообразие интересов. Широчайший спектр этих интересов является результатом тех свобод, которыми располагает гражданин в условиях демократии. Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах. Задача институтов и организации гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства. Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).

Институтами гражданского общества называют объединения граждан, действия которых направлены на реализацию каких-либо целей и задач, на разрешение собственных, общих для групп проблем. Сегодня, наиболее распространенный вид общественных объединений -- это общественные движения, т.е. неправительственные организации, которые еще не организованы формально, но уже объединившейся для постоянных коллективных действий граждане -- что можно назвать общественными инициативами. Другими словами, под рассмотрение попадают субъекты социальных действий или социальные акторы.

Можно разделить институты гражданского общества на группы, в которых индивид:

1) Удовлетворяет жизненные потребности: в пище, жилье, одежде и другие.

Эти средства индивид может получить в производственных организациях, потребительских и профессиональных союзах и т.д.

2) Удовлетворяет потребности в продолжении рода, общении, духовном и физическом совершенстве и т. д. Этому способствуют семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т. д.;

3) Удовлетворяет потребности в управлении жизнью общества. Здесь интересы реализуются посредством участия в функционировании политических партий и движений.

Способность отдельных граждан, различных организаций граждан отстаивать свои частные интересы, возможность их удовлетворения по собственному усмотрению, не нарушая при этом чужих частных и общественных интересов, характеризует зрелость гражданского общества. Социальная сфера гражданского общества включает объединения граждан, созданные для реализации их социально-экономических прав: профсоюзы, благотворительные организации, общества взаимопомощи, общества инвалидов, трудовые коллективы и т.д.

Семья - один из важнейших институтов социальной системы гражданского общества, та сфера отношений, где человек проводит большую часть своей жизни. Семья, ее цели, степень материального благополучия, духовные отношения ее членов во многом определяют жизнь человека, его общественную активность, влияют на успехи и достижения всего гражданского общества.

В политической сфере гражданского общества действуют такие его институты, как общественно-политические организации и движения, различные формы общественной активности граждан (митинги, собрания, демонстрации, забастовки), органы общественного самоуправления по месту жительства, негосударственные средства массовой информации. Среди общественных объединений в данной сфере следует выделить политические партии. Конституционный Суд РФ относит все политические партии к гражданскому обществу в силу добровольности их формирования и того, что их деятельность тесно связана с организацией и функционированием публичной (политической) власти.

В России классифицируют институты гражданского общества по сфере и специфике, осуществляемой ими деятельности на три вида:

1) Институты гражданского общества в сфере оказания квалифицированной юридической помощи -- адвокатура, общественные объединения адвокатов, нотариат;

2) Институты гражданского общества в политической сфере -- политические партии;

3) Институты гражданского общества в социально-экономической и культурной сферах -- некоммерческие общественные организации, общественные движения, общественные фонды, учреждения, профессиональные союзы, средства массовой информации, институты собственности, образования, местного самоуправления (сообщества), а также церковь (религиозные организации, конфессиональные объединения).

Гражданское общество играет важнейшую роль, представляя интересы простых людей. Благодаря своему присутствию на уровне общин гражданское общество может донести информацию об опыте, проблемах и насущных потребностях рядовых граждан до директивного уровня. Оно также имеет все возможности для информирования людей о проводимой правительством политике и возможностях, которые она создает. Оно играет важную роль в мобилизации населения и расширении его возможностей для участия в процессе развития.

Гражданское общество играет важную роль не только в доведении нужд людей до сведения правительств и их партнеров, но и в обеспечении подотчетности правительств наименее развитых стран и их партнеров в отношении взятых на себя обязательств.

Из всего вышесказанного можно сказать, что гражданское общество -- есть совокупность религиозных, семейных, нравственных, социально- экономических, национальных отношений, благодаря которым индивиды удовлетворяют свои потребности. Его основными признаками являются такие особенности как: высокий уровень сознания людей, связь между членами общества, наличия государственной власти, в которой носители этой власти являются только наемными работниками, которые имеют возможность решать проблемы общества, децентрализация власти, компромисс вместо конфликтов, часть власти принадлежит органам местного самоуправления, развитое чувство коллективности.

В экономической сфере все люди являются собственниками. Они обладают нужными средствами для достойного существования. Все имеют свободу выбирая формы собственности, профессию или сферу деятельности, а также возможность распоряжаться этим на свое усмотрение. В социальной сфере, принадлежность людей к определенной общности, например, семья или класс, не являются абсолютной. Люди могут существовать автономно и быть достаточно самоорганизованными для удовлетворения своих потребностей. В политической сфере, граждане не зависят от государства, что дает им право вступать в политические партии или объединении, которые могут выражать свои критику в сторону государства.

Гражданское общество -- есть особое социальное образование, где присутствует свобода слова, гласность, доступность информации, а также возможность обмена информационными, образовательными технологиями с другими государствами.

5) Правовой статус личности в российском государстве.

Под правовым (юридическим) статусом личности понимается совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.

Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


написать администратору сайта