ЧТо такое риторики. Что такое риторика
Скачать 46.71 Kb.
|
"Теория красноречия" А.И.Галича, преподавателя Царскосельского лицея, учителя А.С.Пушкина, была издана в 1820 году и содержала рекомендации об "изложении или выражении мыслей словами, речениями, оборотами, долженствующими иметь столько чувственного совершенства для принятия игры воображения, сколько то может быть совместно с легким и ясным обозрением". В XIX веке традиционным инструментом обучения речи становится риторика, характерная для "серебряного века" русской культуры. Русская речевая культура сохранила великолепные образцы академического, политического, судебного, бытового красноречия. Отечественная культура хранит имена выдающихся ораторов: историка В.О.Ключевского, филолога Ф.И.Буслаева, профессора истории Т.Н.Грановского, писателя М.П.Погодина, педагога П.Ф.Лесгафта, естествоиспытателя К.А.Тимирязева, судьи А.Ф.Кони, адвоката П.С.Пороховщикова и др. Однако приход в политику лиц купеческого сословия повлек за собой в конце XIX начале XX веков пренебрежение словом, исключение из речи смысловой и этической основы. Один из примеров отсутствия навыков устной речи приводит в воспоминаниях Ф.И.Шаляпин: "Приходит министр в парламент. Выходит на трибуну и говорит. Он не чувствует обстановки, не понимает ситуацию, и неточности начинают нагромождаться одна на другую. Какая-нибудь забубенная голова выкрикивает нелестное замечание. Министр теряет тон и самообладание. Голос его начинает звучать фальшиво, жесты перестают подходить к принесенному делу. Мысль осталась недосказанной, дело недоделанным, а впечатление произведено отвратительное. Не понял министр своей роли, провалился". Послереволюционные годы характеризуются массовым появлением на трибуне маргинальных ораторов, которые привнесли в управленческую область кумуляции коммуникативного опыта обыденную речевую культуру с амбициозными претензиями владения книжным официально-деловым стилем. Пример смешения канцеляризмов, штампов и новояза запечатлен в произведениях А.Платонова: "Среди прочих трудящихся масс жили два члена государства: нормальный мужик Макар Ганнушкин и более выдающийся - товарищ Лев Чумовой, который был наиболее умнейшим на селе и, благодаря ему, руководил движением народа вперед, по прямой линии к общему благу." Риторика в современном представлении не столько украшательство речей, "искусство красно говорить", "наука убеждать", сколько "способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета", что в очередной раз роднит риторику с речевой компетентностью. Современная российская социально-политическая организация оказывает институциональное воздействие на коммуникативные процессы в обществе. Старый лексикон не в состоянии удовлетворить современного прагматикона, а потому происходит видоизменение и интерпретация текстов, находящихся в активе субъектов, создающих высказывания. Изменения в институциональной жизни России приводят к новой культурной реальности, которая проявляется в процессах социальной коммуникации на уровне вербальных артефактов. Наивысшей эффективностью воздействия на речевое поведение в обществе обладают средства массовой информации: телевидение, радио, ежедневные газеты. Массовое тиражирование вербальных образцов приводит к их восприятию в качестве эталонных. Происходит опосредованная риторическая адаптация личности к нормативно маркированному социокультурному пространству, создаваемому этими средствами. Динамика культурных процессов обязывает человека воспринимать и понимать мир, предлагаемый ими. Благодаря их развитию осмысление изменений окружающей действительности происходит на обыденном уровне в семье, профессиональной группе по каналам массовой трансляции речевого поведения. Речевая культура в таком случае понимается как вербальное содержание социальной жизни людей и является источником коммуникативного взаимодействия. В современной теории речевой коммуникации риторика понимается как: 1) наука об ораторском искусстве; 2) свод правил ораторского искусства, или учебной дисциплины; 3) злоупотребление ораторским искусством. Задачей риторики как теории ораторского искусства является всестороннее изучение красоты, энергичности и разумности человеческого слова, соотнесение этих свойств слова с чувствами, волей и разумом человека и выявление всех возможных проявлений в слове, прекрасного и безобразного, должного и недолжного, разумного и неразумного. Цель же риторики как учебной дисциплины состоит в том, чтобы путем обучения потенциальных ораторов и потенциальных слушателей ораторскому искусству удержать их от использования речи в целях нанесения вреда. Задачей риторики в данном случае является обучение навыкам и умениям выражать в слове все прекрасное, должное и разумное и распознавать все безобразное, недолжное и неразумное. Истолкование риторики как злоупотребления ораторским искусством приводит к непониманию и недооценке ее теоретического, общественного и образовательного значения. Риторика включает в себя теорию речевого поведения, а шире - весь синонимический ряд культурно-речевых феноменов, участвующих в процессе социальной коммуникации. Условимся, что мы будем воспринимать Риторику как науку об устной, публичной, нехудожественной речи. Из истории обучения речевому поведению. Существует мнение, что оратором, как и поэтом, рождаются, а не становятся. Овладение ораторским искусством и достижение в нем вершин мастерства обязывает нас обратиться к опыту прошлого, проанализировать методику обучения речевой деятельности. Всякая наука имеет свою историю, преемственность опыта, без знания которых бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле, как ораторское искусство. Риторическая школа античности готовила учеников преимущественно к политической карьере, невозможной без ораторского искусства. В дальнейшем искусство слова в риторической школе становилось самоцелью, вызывая суровую критику со стороны практических ораторов. Аристотель (384-322 гг.до н.э.) был выдающимся лектором чисто академического склада, сумевшим именно своими лекциями в знаменитых лицеях развить культуру теоретического, философского мышления, совершенствовать логику: систему определений и суждений, аргументаций и доказательств, умозаключений и обобщений. Аристотель создал специальный труд - "Риторику", в которой писал о самой непосредственной задаче возбуждению того или иного мнения, подразумевая общественное. Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - римский оратор призывал к применению актерских приемов:"...невозможно вызвать у служащих ни скорби, ни ненависти, ни страха, ни слез сострадания, если все эти чувства, какие оратор стремится вызвать..., не будут выражены ими, лучше сказать, выжжены в его собственном лице." Квинтилиан (35-95 гг.н.э.), выдающийся оратор и преподаватель риторики, выступал противником театральности в красноречии, будучи убежденным, что не внешними эффектами, а содержательностью речи можно добиться успехов в речевой деятельности. Тацит (ок.55-120 гг.н.э.) объединяет в ораторском искусстве красоту формы и доказательность содержания. Он считал оратором того, "...кто в состоянии говорить о каждом вопросе красноречиво, с приятностью и убеждением, соответственно достоинству предмета, потребностям, времени и к наслаждению людей." Средневековье считают следующим периодом истории красноречия, отражавшего движение общественной мысли в ее противоречиях и многообразных попытках претворения ее в жизни. Традиции античной риторики, и прежде всего Демосфена и Цицерона, в значительной мере были полузабыты или совсем утрачены. Но нельзя утверждать, что не протяжении веков после античности красноречие не пользовалось никаким вниманием, не прогрессировало и не оказывало влияния на умы и чувства людей. В V-VI веках н.э. христианство стало огромной духовной силой, влиявшей на миллионы людей во главе с их правителями. В VII-VIII столетиях с невероятной быстротой распространилась еще одна религия - ислам, также охватывая многие страны. Причем не только христианское, но и исламское проповедничество стало первостепенным фактором развития искусства устного слова. На поприще церковного проповедничества выросли весьма крупные богословские ораторы. Среди них наиболее значительной фигурой является знаменитый Иоанн Златоуст (Ум.в 407 г.) -"зерцало церковного оратора", считавшийся идеальным византийским проповедником. Само прозвище Златоуст свидетельствует о высокоуважительном отношении к публично сказанному слову и о почитании людей, владевших им и умевшим посредством живой речи воздействовать на слушателей. На Руси красноречие называлось вещанием. Вещание развивалось главным образом на так называемых собраниях - вечах. В этот период кроме вещания развивались и такие виды красноречия, как торжественная, или достохвальная, военная и дипломатическая речи. Центрами "ученой" риторики являлись Киевская и Московская духовные академии. К 1620 году относится первая русская "Риторика". По этой книге обучали риторике более 70 лет в Москве, Новгороде, Ярославле, Ниловой пустыни, Соловецком монастыре. В "Риторике" было две книги: "Об изобретении дел", и "Об украшении слова". Текст написан в вопросах и ответах, имитируя диалог учителя и ученика. Подзаголовок показывает его форму и цель: "Две книги риторики, написанные кратко в вопросах и ответах ради скорого и удобного чтения". Однако уже к XVIII веку церковное красноречие начало заметно обесцениваться, становиться все менее содержательным и постепенно теряло свою привлекательность. Русская церковь уделяла постоянное внимание совершенствованию вербального воздействия на слушателей. Развивалась гомилетика - разновидность ораторской речи, представленная в религиозных проповедях. В 1804 году Синодом был издан учебник по гомилетике "Руководство к церковному красноречию", который включал в себя советы священнослужителю практически на все случаи жизни, а также примеры из ранее прочитанных образцовых проповедей. Отмечается, что искусство красноречия "снискивается (достигается) учением и упражнением." До Ломоносова все учебники и материалы по риторике были рукописными. Его "Краткое руководство к Красноречию" 1747 года стало и первым печатным учебником, и первым фундаментальным научным трудом. Здесь переработаны предшествующие сочинения, предложен стиль риторических описаний в России не только XVIII веку, но и последующим векам. М.В.Ломоносов предпринял труднейшую реформу русского языка и замену им господствовавшей в ученых кругах латыни. Ему принадлежит почин перехода университетского преподавания на русский язык. Трактат состоит из нескольких частей: 1)Изобретение; 2) О украшении; 3)Расположение; 4) О произношении. Во всех этих частях даются практические советы оратору. Временем расцвета русской риторики следует считать первую половину XIX века, и особенно период после войны 1812 года, когда подъем общественных и патриотических настроений побуждал к развитию словесных наук, и прежде всего, риторики, которая как описывала общие правила отдельных видов и родов словесности, так и правила создания сочинений. В русской риторике в основу подхода к "расположению" лег принцип семи античных основных компонентов речи (вступление, изложение, определение темы, доказательство, опровержение, отступление и заключение), которые рассматривали логические правила и законы в тесной связи с вопросами выбора тона и стиля. "Изобретение давало способы думать и, думая, соединять одну мысль с другой. Расположение учит соображать и, соображая, давать направление рассудку и нравственному чувству. Расположение есть действие Рассудка и Нравственного чувства, которые от частых соображений, от частых примеров, сами, наконец, образуются, укрепляются и приемлют надлежащее направление." Вторую половину XIX века можно назвать временем постепенного упадка риторики. Из школы постепенно изгонялись прозаические деловые, научные, ораторские виды речи. При обучении языку и литературы использовались только художественные тексты. В трудах, написанных в тот период, излагаются требования к ораторскому искусству и используемые на практике. Однако эти требования и правила не находили широкого распространения в образовании. В первые годы советской власти наблюдался подъем и интерес к устному слову. В 1918 году был создан даже Институт живого слова, однако он просуществовал недолго. Содержание и форма, так необходимые риторике, подменялись революционной страстностью и убежденностью оратора. Выходившие в свет брошюры отличались пропагандистской направленностью и не содержали всестороннего подхода к речевой деятельности, тем более к устной. "Обесцвеченный чиновничий язык", пропущенный через газетные фразеологизмы нашел отражение в творчестве А.Платонова. Искусство публичного слова советского направления в России связано с развитием университетского красноречия. Лишенная парламентских форм демократии, как и других более или менее свободных общественных трибун, передовое красноречие стремилось к университетским аудиториям, было чутко к влияниям времени, обращалось к молодому поколению, туда, где живое слово усилиями смелых ученых начинало развиваться и совершенствоваться на благо науки и общественного прогресса. Интересный опыт подготовки к устному выступлению накоплен в Соединенных Штатах Америки. Еще в XVIII веке выделение термина "публичная речь" позволило отделить теорию ораторского искусства от старой риторики, которая определяла себя как теорию всех видов словестности. Повсеместно при учебных заведениях открывались курсы ораторского искусства, а также читались такие дисциплины, как дебатирование и устная интерпретация. Курсы дебатирования имели своим историческим истоком силлогистические диспуты, которые в разных американских колледжах были частью курсов диалектики. В XVIII и XIX веках дебатирование получило развитие в качестве внепрограммных студенческих занятий, имевших характер состязания. Состязания по дебатированию состояли в доказательстве или опровержении предложенного тезиса двумя командами ораторов, представляющими противоположные стороны данного тезиса. В начале XX века в среде американских преподавателей ораторского искусства возникло движение за отделение их предмета от предмета "Английский язык". В 1914 году была образована Американская ассоциация академических преподавателей публичной речи, ставшая ведущим научным учреждением, координирующим и направляющим изучение ораторского искусства. С 20-х годов в состав предмета "речь" вводится дисциплина "речевая педагогика". Предметом речевой педагогики стала разработка принципов преподавания видов речи, изучаемых специальными разделами речеведения - ораторского искусства, дебатирования, устной интерпретации. В 30-60-е годы американские оратороведы разработали методы оценки убеждающего эффекта речи, объема информации, усвоенной слушателями. Согласно представлениям о ступенях изучения речи, сложившимся в американском речеведении в 30-60 гг. овладение навыками речевого общения должно было осуществляться в средней школе. Совершенствование этих навыков и овладение теорией речи было задачей высшего образования, а на уровне аспирантурного образования должно было вестись углубленное изучение теории и научные исследования в области речи. C 1970 года в американской школе официально утверждается термин "речевая коммуникация" ( теория, описывающая процессы обмена информацией в природе и обществе). Начальные курсы по-прежнему сохраняли практическую направленность, а большая часть учебного времени в этих курсах отдавалась произнесению и разбору учебных речей. Динамика современных социокультурных процессов, происходящих в обществе, отсутствие высокоэффективных технологий адаптации в профессиональной культуре определяют познавательную значимость передачи общеобязательных, социально необходимых образцов коммуникативной активности. Дифференциация уровней личной риторической компетентности специалистов обуславливает социально значимую проблему инкультурации представителей различных субкультур в стандартных ситуациях униформного взаимодействия. Динамизм социально-политических процессов рубежа тысячелетий предполагает по-новому посмотреть на соотношение письменной и устной форм речи. Задача письменной грамотности решается в условиях средней школы. Устная речь находилась несколько в стороне от государственных проблем образования. Недостаток знаний в области устной речи призвана компенсировать учебная дисциплина «Русский язык и культура речи». Такое название дисциплины в Государственном образовательном стандарте маскирует риторический смысл и содержание изучаемого предмета, а также исключает возможность подготовки учителей и преподавателей риторики. Введение обязательной риторической дисциплины для студентов предполагает соответствующую переподготовку всего преподавательского состава вузов. |