Главная страница
Навигация по странице:

  • Мышление и речь

  • Ораторское искусство.

  • Римская риторика специально занялась тремя важнейшими сторонами ораторства: а) государственными установлениями как ареной деятельности ораторов;

  • ЧТо такое риторики. Что такое риторика


    Скачать 46.71 Kb.
    НазваниеЧто такое риторика
    АнкорЧТо такое риторики
    Дата15.09.2022
    Размер46.71 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1_Chto_takoe_ritorika_Istoria_stanrovlenia_ritoriki_1.docx
    ТипДокументы
    #679348
    страница1 из 3
      1   2   3

    Что такое риторика?

    Риторика: наука или искусство? Что интересно знать о риторике? Как овладеть навыками воздействия словом на окружающих людей?

    Риторика и язык.

    Термин "риторика" появился в греческой античности. Было бы наивным связывать риторику всего лишь с греческой культурой. Риторике предшествовал длинный путь развития языка через слово, эмотивный возглас, отдельный звук, которые выполняли коммуникативную функцию (функцию общения) в процессе эволюции человека.

    Наиболее отчетливо выраженными общекультурными коммуникативными функциями обладает язык. Язык выступает в качестве условного знака принадлежности его носителей к определенной этнокультурной и профессиональной группе.

    Язык - знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативные функции в процессе человеческой деятельности. Язык может быть как естественным, так и искусственным. Язык - самобытная символическая система, являющаяся основным и важнейшим средством общения членов человеческого рода, для которых эта система оказывается также средством развития мышления, передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций.

    Сознательное субъективное поведение человека, его язык объективно определены общественно-историческим процессом. Язык возникает, развивается на основе совместной жизни и деятельности людей, потому что они по самой своей сущности интерсубъктивны, а общественная природа человека предполагает закрепленные опытом предшествующих поколений образцы поведения и отражение их в символической форме.

    Каким же образом шло его зарождение?

    Первые попытки объяснить, как появился человеческий язык, относятся к далеким временам: народы древнейших цивилизаций имели на этот счет свое мнение, которое дошло до наших дней в виде мифов и легенд.

    В основе древних мифов - уверенность в божественном происхождении языка, которая обычно сводилась к простому тезису: Бог создал язык и научил людей пользоваться им. Причем первые уроки преподносил он сам или его помощники. Ими, как показывают сказания, могли быть духи. Греки считали, например, что язык дан Гермесом - вестником богов.

    Античные мыслители пытались пересмотреть мифы и выстроить стройную систему взглядов на происхождение языка. Появились смелые гипотезы, в которых, в частности, на язык человека стали смотреть как на сугубо человеческую функцию, выражающую стихийно материалистические взгляды на становление и развитие языка в процессе исторического и социального общения.
    Как поразительно современно звучат слова, написанные древним Философом Диодором Сицилийским: "Что же касается перворожденных людей, то о них говорят, что они вели беспорядочный и звероподобный образ жизни... Так как на них нападали звери, то они стали взаимно помогать друг другу благодаря пользе, приносимой совместными действиями. Собираясь же вместе вследствие страха, они мало-помалу стали познавать знаки, передаваемыми ими друг другу. И тогда как вначале голос их был бессмысленным и нечленораздельным, постепенно они стали говорить членораздельно и в общении друг с другом стали устанавливать словесные символы относительно каждой из вещей, и таким образом, они создали самим себе привычную речь обо всем существующем. А поскольку такие объединения образовывались по всей обитаемой земле, то не один язык возник у всех людей, так как каждая из групп составляла слова как ей пришлось."

    В средние века такие теории были забыты, так как наступило время господства идеалистического взгляда на проблему возникновения языка, полностью согласующегося с библейскими положениями. Правда, теория божественного происхождения языка претерпевает некоторое изменение. Все чаще разъяснялось, что Бог дал человеку не сам язык, а лишь языковую способность, а уж на ее основе люди сами стали изобретать языки, договариваясь каждый раз между собой, как называть тот или иной предмет. Эта гипотеза получила название теории общественного договора.

    В гипотезах о происхождении языка недостатка не было. Суть их сводилась к следующему:

    - звукоподражательная теория - человеческая речь происходит от подражания животным, в частности собакам;

    - междометная или рефлекторная теория - язык родился из рефлекторного выражения эмоций, которые испытывал человек;

    - теория подражания звукам природы - журчанию ручья, капели, грохоту камней, пению птиц;

    - звукоритмическая теория - связывается с ритмическими звуками, сопровождающими некоторые виды коллективного труда.

    Перечисленные теории пытались объяснить появление первых слов воздействием на человека разных природных сил и условий его существования. Однако они никак не объясняют природную способность человека к языку: ведь животные тоже слышат звуки природы, реагируют на них, выражают эмоции с помощью звуков, но не обладают человеческими способностями произносить речь и понимать другого.

    Эволюционная и трудовая теории объединяются тем, что язык является социальным явлением, зарождается и развивается в совместной созидательной деятельности. Доказательством этому служили опыты, которые именовались "царскими экспериментами".

    Суть их заключалась в полной изоляции младенцев от людей и наблюдении над тем, на каком языке они рано или поздно заговорят. Лишенный человеческого общества, ребенок так и оставался "неговорящим". Опыты подтвердили, что язык появляется в процессе взаимодействия человека с окружающей действительностью и другими людьми, усвоившими к этому времени опыт предшествующих поколений.

    Возражая против "трудовой" теории происхождения языка, приводят пример о способности бобра построить себе домик для жилья, как сложное инженерное сооружение, без единого слова. Но ведь эти операции заложены генетически в процесс жизнедеятельности этого животного. Ведь если семью бобра переселить на местность с уже начатым строительством домика, то он не станет продолжать строить этот домик, а начинает строительство своего жилища с нуля, с самой первой ветки. Причем этот новый домик от первой до последней ветки повторяет уже начатый домик.

    Знакомство с теорией возникновения языка и историей риторики, изучение советов античных и средневековых ораторов так и не дает ответа на вопрос о том, как совершенствовать речь и добиться таким путем успехов в служебной деятельности. Процесс устной речи сложен и без рассмотрения составных ее элементов трудно говорить о совершенствовании языковых способностей. Первым из элементов процесса речи является "язык". (Язык - знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативные функции в процессе человеческой деятельности. Язык может быть как естественным, так и искусственным. Язык - одна из самобытных семиологических систем, являющаяся основным и важнейшим средством общения членов данного человеческого коллектива, для которых эта система оказывается также средством развития мышления, передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций.

    В человеческой практике языковые способности, позволяют передавать из поколения в поколение накопленный социально-культурный опыт. Человек выполняет такие действия, которые возможно совершить только при помощи слов, как единицы языка, то есть слово является единственным инструментом для их исполнения. В самом деле, как выполнить такие действия как "обещать", или "благодарить", или "приветствовать", или "советовать". Во всех этих случаях необходимо произнести: "Обещаю", "Благодарю", "Приветствую", "Советую" - или употребить эквивалентное высказывание. Язык выступает необходимым условием осуществления процессов абстрактного обобщенного мышления.

    В конкретных профессиональных условиях язык содержательно редуцируется, насыщается специальными словами и выражениями, которые предполагают наличие необходимого профессионализма и уровня компетентности. Язык как знаковая система не передается по наследству, генетически. Индивиды не рождаются с языковым опытом. Они вступают в непрерывный языковой и речевой поток, протекающий от поколения к поколению. Язык реализуется в ситуационном общении, в речи путем включения индивида в конкретную языковую среду.

    Мышление и речь

    "Язык" воспринимают как знаковую систему общества, используемую в процессе словесного общения, а "речь" - как вербальное поведение, связанное с функционированием и использованием знаков языка в процессе говорения и восприятия говоримого. Посредством речи осуществляется передача и восприятие опыта предшествующих поколений, достижений общественной практики. Будучи средством общения, речь позволяет уже с детских лет усваивать социально значимые знания. Язык описывает окружающую действительность, превращает познанное в понятия, в абстракции. При помощи понятий человек начинает оперировать абстрактными, обобщенными категориями. С помощью языка осуществляется углубление процесса познания, связанное с построением символических моделей реальности. Когда же переживание актуализируется и материализуется в законченном высказывании, его социальная ориентированность осложняется установкой на ближайшую социальную ситуацию говорения, и, прежде всего, на конкретных собеседников. Речь выполняет коммуникативную функцию в конкретных условиях профессиональной деятельности. Организующий центр всякого высказывания находится не внутри, а вне говорящей личности, в среде социальной коммуникации. Интерсубъективность такой среды требует организовать речь в определенную понятную другим форму. Структура высказывания и самого выражаемого переживания определяются установлениями социального окружения.

    Ситуация и аудитория обусловливают то, что речь актуализируется в определенное внешнее выражение, которое непосредственно включено в невысказанный жизненный контекст, восполняется в нем действием или словесным ответом других участников высказывания. Мир мы видим сквозь призму объемлющей нас конкретной социальной среды. Слово как язык и слово как речь, как высказывание - социальны.

    Для того, чтобы высказывание было понятным, разумеется, необходимо освоить какой-то набор готовых стандартных разговорных клише. В данном случае говорящий подражает чужим образцам и стереотипам речевых действий на неосознанном, репродуктивном уровне. Однако приоритет готовых форм в языке - явление весьма ограниченное, свойственное лишь определенным сферам его употребления. В этом случае в стандартной социально значимой ситуации имеет место речевое поведение как показатель приспосабливаемости, речевой адаптации к среде. Стереотипизация поведения на основе предыдущего опыта ведет к полной освоенности среды и удовлетворяет повседневные коммуникативные нужды.

    Речевое поведение составляет существенную характеристику личности. Критериями речевого поведения может служить речевая компетентность, называемая часто культурой речи или речевой культурой, которая означает способность говорящего формировать высказывания в объеме развернутого предложения; техника речи, т.е. комплекс речеисполнительных возможностей говорящего по координации дыхания, голоса и артикуляции при соблюдении норм произношения, а также пласт речевых контактов, который носит прагматический характер, когда общаются незнакомые или малознакомые люди, а цель их общения сводится к получению некоторого конкретного экстралингвистического результата, не требующего мыслительных усилий.

    Изучение коммуникативных приемов дает возможность выделить индивидуальные особенности речевого поведения, определяемые в первую очередь социокультурными, а не языковыми факторами. В зависимости от доминирующей мысли, воспроизводимого образа память из всего объема вербальной сети выдает соответствующее слово. Причем, смысл слова всецело определяется его контекстом. Вся сложность состоит в том, что бы одно и то же слово применительно к его ситуации употребления применить в разных смыслах. Сравнения общеупотребительного и профессионального языков приводят к выводу о взаимном их употреблении для обозначения совершенно разных предметов и процессов. На этом пограничном уровне происходит пополнение запаса значений и смыслов слов (контекстов его применения). Проблема многоакцентности слов тесно связана с проблемой множественности значений. Это делает слово живым, способным отражать всю гамму человеческих переживаний и состояний в зависимости от социальной ситуации и рода деятельности. Выбор той или иной формы слова осуществляется в направлении конкретного высказывания, которое произносится именно применительно к данной ситуации. Говорящий не обращает внимания на тождественность формы, а лишь на то новое и конкретное значение, которое она получает в данном контексте. Для говорящего важна не та сторона формы, которая одна и та же во всех без исключения случаях ее применения, каковы бы эти случаи ни были. Здесь важны не языковой знак и форма, а представленность того, о чем идет речь. Задуманное содержание передается путем составления предложения из известных форм (слов).

    Межличностное общение реализуется и объективируется через речь. Иначе человек не может показать окружающим свою готовность что-либо сделать, или же непосредственно запечатлеть желаемое в продукте деятельности. Социальное значение речи состоит в побуждении к конкретным действиям. Средством фиксации социального знания является язык. Знаковая языковая система стала важнейшим условием организованных человеческих взаимодействий т.к. ее наличие позволяет людям оторваться от непосредственных соприкосновений с вещами и оперировать их знаками, используя все новые и новые комбинации этих знаков, которые затем могут объективироваться в новых комбинациях. Отсюда следует вывод о том, что речевое поведение является необходимым условием и важнейшим инструментом человеческой деятельности вообще.

    Речевая активность "вплетена" в качестве стороны, момента во всякое взаимодействие, проявляясь там в виде обмена речевыми актами. Но речь - не самоцель, а средство, используемое в разных видах социального взаимодействия. Употребление термина "речевое поведение" удобно тем, что заставляет все время помнить о специфически "деятельностном" понимании речевых проявлений. Речь не только возникает из настоятельной необходимости общения с другими людьми, но и функционирует как речевое поведение, включенное в иные виды взаимодействий, без которых невозможен анализ, синтез, абстрагирование, обобщение данных собственного опыта.

    Речь сама по себе неоднородна. Направленная на одно лицо, она должна быть индивидуализирована, построена с максимальным учетом личных психолингвистических особенностей адресата. Обращенная к группе людей, она должна быть уже более обобщенной, абстрагированной, учитывающей не столько индивидуальные особенности ее членов, сколько конкретный психолингвистический опыт всей группы.

    Непрерывное совершенствование знаковых систем ведет к повышению общего уровня социальной организации. Функциональная направленность языковых знаков, вызванных императивами человеческих взаимодействий, постепенно меняется, а речевое поведение становится "инструментом" фиксации любого изменения в структуре и содержании взаимодействий.

    "Участие" речи в процессе социального взаимодействия выражается в следующем:

    - с помощью высказываний окончательно оформляются те интенции, которые нужны для инициирования или продолжения процесса профессионального взаимодействия;

    - речь является средством согласования и координации усилий всех участников социального взаимодействия. Это происходит путем императивных указаний и передачи информации как от поколения к поколению, так и в различного рода диалогах и дискуссиях;

    - благодаря речевой активности происходит интерсубъективное закрепление всех социально значимых результатов взаимодействия. "Инструментальность" речевого поведения связана не столько с ее формой, сколько с содержанием. Речь активизирует взаимодействие не только тем, что облекает в символическую форму усилия, связанные с упорядочением отношений людей с окружением, но и содержанием, что находится в полном соответствии с двойственной материально-идеальной сущностью языка. Процесс речевой коммуникации сопровождает взаимодействие людей, причем, речь является мощным интегрирующим фактором, поддерживающим его целевую ориентированность. Таким образом, речевое поведение включается в совокупную человеческую практику, как универсальное средство, которое создает не только информационную возможность для продолжения взаимодействия, но и проявляет социально-культурные отношения между людьми. Речевая компетентность с этой точки зрения выступает в качестве необходимого звена в процессе коммуникации с целью осуществления совместных действий.


    Ораторское искусство.

    По мере возникновения государств зарождается ораторское искусство. Ораторское искусство стало значительным общественным явлением, достигшим высокого уровня еще в древнем мире.

    Ораторская речь основана на особых смысловых операциях, которые не свойственны ни бытовой речи (речи домашней и фольклорной), ни научной речи. Она представляет собой интуитивное угадывание, догадку в определении вопроса, предложе­нию решения и разработку доводов, куда вовлекаются элементы позитивного знания, философии, поэтики и стилистки.

    Ораторское искусство в Греции и Риме было путем к гражданской карьере. Римская риторика специально занялась тремя важнейшими сторонами ораторства:

    а) государственными установлениями как ареной деятельности ораторов;

    б) воспитанием оратора;

    в) техникой подготовки речи.

    В области государственных установлений римская республика стала сочетанием демократии через институт трибунов, аристократии - через сенат и монархии - через институт консулов. Каждый из институтов обладал своей областью власти, и было созда­но разделение властей и контроль за ним со стороны цензора. В области воспитания ораторов были раз­работаны правила обучения ораторов, состоящие из предварительного обучения (гимнастики, актерского мастерства, грамматики, философии, права и ритори­ки), упражнений для приобретения опыта путем сле­дования образцовому оратору и подражания ему и, наконец, личной практики выступлений. Так удава­лось избежать того, что оратор "громкостью голоса созывал народ, чтобы собрать больше свидетелей своего неразумения".
      1   2   3


    написать администратору сайта