ЧТо такое риторики. Что такое риторика
Скачать 46.71 Kb.
|
Ораторское искусство в его современном понимании представляет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для подготовки и произнесения публичной речи с целью наиболее полного выражения коммуникативного намерения говорящего и произведения на аудиторию желаемого впечатления. Ораторское искусство отличается специфическим предназначением, побудительной функцией, ориентацией на действие. Однако "Ораторское искусство" статуса самостоятельного учебного предмета не приобрело. Ораторская речь - вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Ораторская речь характеризуется традиционными особенностями композиции, стиля (и вообще употребления языковых средств), соотношением языковых и неязыковых (паралингвистических) средств общения. Ораторское искусство требует определенных физических и психологических данных, призвания, таланта. Однако ему, как и всякому искусству можно и нужно научиться, им можно профессионально овладеть. Ораторское искусство - это и искусство, и набор технологий. Во все времена, во всех обществах, во всех идеологических системах, которые предназначались для массового распространения, этим технологиям уделялось огромное внимание. Нередко под ораторским искусством понимают лишь способность красиво, правильно говорить, т.е. предметом этого искусства считают лишь так называемую технику речи. Конечно, техника речи имеет огромное значение в ораторском искусстве, но ограничивать его таким образом было бы неверно. Ведь встречаются (и нередко) люди, о которых говорят в народе: "красно говорят, а послушать нечего. Ораторское искусство отождествляется с искусством убеждения. Ядром ораторского искусства является концепт убеждения. Определение "ораторского искусства" как искусства звучащего слова, устной речи, как искусства убеждать и побуждать к действию массы слушателей подтверждает обоснованность того, что при исследовании ораторской речи на передний план выдвигается проблема управления деятельностью людей посредством речи, ибо ораторская речь - это речь, создаваемая с целью убеждения". Нередко под ораторским искусством понимают лишь способность красиво, правильно говорить, т.е. предметом этого искусства считают лишь так называемую технику речи. Конечно, техника речи имеет огромное значение в ораторском искусстве, но ограничивать его таким образом было бы неверно. Ведь встречаются /и нередко/ люди, о которых говорят в народе: "красно говорят, а послушать нечего". Ораторское искусство в его современном понимании представляет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для подготовки и произнесения публичной речи с целью наиболее полного выражения коммуникативного намерения говорящего и произведения на аудиторию желаемого впечатления. Ораторское искусство отличается специфическим предназначением, побудительной функцией, ориентацией на действие. Речь. Речевое поведение. Речь есть реализация, осуществление языка, его конкретное представление в устной форме. Это открывает возможность употреблять термин "речевое поведение" в качестве осуществления перехода языка в речь, в конкретные речевые устные, а позднее и в письменные произведения. Осознанный, мотивированный процесс облечения мысли в общепонятные формы речи и является речевым поведением. Выделение "речевого поведения" в самостоятельное понятие требует соотнесения таких терминов в речеведении как риторика, ораторское искусство, красноречие, мастерство публичного выступления. Зачастую этими понятиями мы оперируем как тождественными, не отмечая особенностей их содержания. Активное речевое поведение, как цепь устных высказываний направлено на достижение определенных социальных целей, которые обусловлены необходимостью участия людей в процессах социального взаимодействия. Речь становится результативной в том случае, если она воспринимается партнером по общению, т.е. приобретает вид законченного цикла - от замысла до понимания слушающим высказанного. "Инструментальность" речевого поведения связана не столько с ее формой, сколько с содержанием. Речевое поведение активизирует всякую деятельность не только тем, что облекает в материальную форму усилия проникновения нашего сознания в действительность, но и содержанием, что находится в полном соответствии с двойственной материально-идеальной сущностью языка. В процессе речевого поведения осуществляется взаимодействие людей, причем, речь является мощным интегрирующим фактором, объединяющим взаимодействие их в самых различных проявлениях. Речевое поведение включается в совокупность человеческой практики, человеческой деятельности. По мере интеллектуализации труда роль речевого поведения возрастает. Активное речевое поведение как непрерывная цепь устных высказываний, обеспечивает достижение определенных социальных целей, которые обусловлены потребностями личности в процессе его активно-преобразующей деятельности. Устная речь становится речевой деятельностью, работой в том случае, если она воспринимается объектом воздействия, т.е. речь приобретает вид законченного цикла - от замысла до понимания слушающим высказанного. Выступление, речь, рассчитанная на определенную аудиторию, никогда не развертывается в "пустоте", она - часть целенаправленного вербального общения, предполагающего достижение запланированного субъектом речи эффекта ее регулятивного воздействия на адресата, то есть положительного прагматического эффекта. Речевое поведение является образом организованной активной и целенаправленной деятельности человека, регулируемой некоторой системой мотивов. Мотивация как один из важнейших факторов формирования речевой интенции может влиять на организацию высказывания, в том числе и на выбор слов. Более сильная мотивация, сопровождаемая более сильным эмоциональным напряжением, ведет к употреблению более сильных эмоционально-экспрессивных средств языка, соответствующих данной ситуации. Мотивами речевого поведения могут выступать побуждения человека к данной деятельности: потребности личности, мировоззрение, убеждения, идеалы и интересы личности, социальные роли и установки. Внутренний мотив высказывания может быть скрыт за внешним выражением мысли. В зависимости от цели строятся предложения, а также совокупность предложений, следующих друг за другом. Любая профессиональная деятельность /в том числе и речевая/ предстает перед слушателем в форме одобренного способа деятельности. В начальный период речевой деятельности человек пользуется репродуктивным способом, превращая его затем в индивидуальный творческий способ. Согласно такой характеристики культура речевого поведения классифицируется по уровням: - репродуктивный уровень характеризуется простой передачей информации слушателям, он не предполагает учета специфики как аудитории вообще, так и индивидуальных особенностей слушателей. Ритор в процессе речи занят исключительно содержанием, все внимание сосредоточено на правильности изложения материала. Процесс понимания его слушателями не управляется и не регулируется: - адаптационный уровень - более высокий уровень. Он предполагает хорошее знание выступающим своего предмета, свободную ориентацию в материале, достаточную методическую вооруженность. Это позволяет оратору постоянно поддерживать все формы контактов с аудиторией, учитывать ее особенности, применять различные способы разъяснения доказательства, управлять вниманием и пониманием слушателями материала; - творческий уровень - уровень, при котором оратор не только в полной мере управляет процессом понимания материала с учетом особенностей аудитории, но и активизирует у слушателей творческое мышление, побуждает их делать собственные частные и промежуточные выводы, что формирует у слушающих способность видеть рассматриваемые явления в реальной связи с практикой. Такое понимание культуры речевого поведения позволяет оратору в своем совершенствовании идти от пересказа текста к его свободному производству, включая элементы собственного видения проблемы, а в последствии переходить к сочинению новых собственных текстовых и речевых произведений. Речевое поведение — обусловленные ситуацией общения эмоции, действия, поступки человека, выраженные с помощью языка и невербальных средств. То, что язык неоднороден в социальном отношении, подмечено давно. Выделяются возрастные особенности языка: речь ребенка отличается от речи взрослого человека, речь старшего поколения может отличаться от речи младшего поколения, «есть языки, в которых язык женщин в области произношения в известной мере отличается от языка мужчин». Разные социальные группы отличаются своим речевым поведением. Отчасти это объясняется существованием ряда стереотипов. Не имея силы закона, стереотипы поведения в то же время являются фактом сознания носителей языка и уже в силу этого не могут не учитываться. В современном мире проблема приобретения личностью речевой компетентности осложняется тем, что предполагает не только овладение разнообразными социальными ролевыми ситуациями, но и тем, что можно назвать межролевым, маргинальным поведением. Человек все чаще оказывается не в той или иной субкультуре, а между ними. Необходима выработка такой стратегии речевого поведения, в которой были бы отражены не уникальные, а универсальные концепции, когда общающиеся должны будут осуществить самостоятельный перенос риторических навыков на нерассмотренные ранее объекты социальной действительности. Культурные функции речевого поведения становятся понятнее тогда, когда речевая компетентность воспринимается как необходимое условие формирования культурных ценностей, в том числе и человека в качестве субъекта социальной коммуникации. Речевое поведение как способ коммуникации связано с внешним наблюдаемым воздействием людей друг на друга и с личностным развитием коммуникативных навыков. Высокую культуру речи говорящего представляют как его способность свободно пользоваться разными языковыми средствами в рамках требований и литературных норм вопреки общераспространенным погрешностям соответствующего времени, с учетом конкретной цели, содержания и условий общения с аудиторией. Культура речи является качественной характеристикой речевого поведения. О культуре речевого поведения в широком смысле слова можно говорить в связи с тем, насколько достигнут коммуникативный результат на основании степени правильности речи. Высокая речевая компетентность подразумевает, что в данном случае сказано не просто правильно, а ситуативно правильно (соответствует месту, времени, социально-ролевому положению говорящего и слушающего). Всякое новое ситуативное словоупотребление будет характеризовать речевое поведение какой-то иной гранью. В узком смысле слова высокая культура (компетентность) речевого поведения представляет совокупность предъявляемых к ней требований. Отличительными ее показателями будут правильное произношение, выразительность, точность. С точки зрения речевой компетентности индивидуальный ее уровень будут характеризовать такие критерии как уместность, образность, активность, эмоциональность, применение невербальных приемов и средств достижения результата, а также структурно-композиционное построение текстов и понимание текста слушающим. Высокая речевая компетентность - это свободное владение словом, фразой, предложением, абзацем, текстом, их образно-эмоциональное наполнение, передача информации слушающим с наивысшей эффективностью. Наконец-то, о риторике. Из истории риторики. Греческая трактовка определяет риторику как "искусство убеждения". Речь, предназначенная для обращения в свою веру слушающего, оказывается основным типом текста, который представляла собой греческая риторика. Риторика как искусство речи отождествляется с античной культурой. В античности были поставлены основные вопросы, определяющие лицо предмета риторики. Это отношения аудитории и оратора. Ядро проблематики греческой риторики дано в диалоге Платона "Горгий" и трактате Аристотеля "Риторика". Горгий и его последователи считали риторику инструментом гражданского управления и обучали искусству управления. Для Горгия и его учеников важно было любым способом выиграть дело. Так они оценивали успех ритора. Сократ не сомневался, что он сам может пострадать от бессовестных риторов. Платон устами Сократа противопоставлял риторике этику, на первое место ставил этику и осуждал Горгия и его учеников за отсутствие добродетели и невежество. Платон угрожает политикам, которые постоянно принимают беспринципные и бессовестные решения, муками, которые им предстоит принять после смерти. Риторика по мнению Платона, есть сноровка, то есть умение, ловкость, которым можно научиться, развить в себе (а прилагать такую сноровку можно с разными целями - добрыми и злыми). Риторика как обучение сноровке и есть мастерство красноречия. Мастерство красноречия в условиях демократии жизненно необходимо: во-первых, потому что каждый гражданин полиса в условиях демократии находится в потенциальной опасности от своих сограждан. Любой из сограждан может обвинить другого в том, что выгодно для себя, призвать к суду и выиграть суд, отнять имущество и жизнь. Следовательно, сноровка в речи помогает защититься в условиях аристократического правления, а также в судебной борьбе. Гражданин города сталкивается с общественным мнением, которое всегда консервативно и ситуативно с текущими событиями. В этом случае сноровка вкрасноречии помогает убедить сограждан согласиться на предложение. Всякий самодеятельный и предприимчивый человек испытывает стеснение от общественного мнения и, предлагая новое, всегда рискует и жизнью и имуществом. Сноровка в красноречии, защитительная или при проведении своих предложений, помогает человеку обрести более выгодное положение в обществе, завоевать определенное уважение сограждан и улучшить свои материальные дела. Сократ и сам Платон предпочли иную речевую карьеру - карьеру философа-педагога. Педагогика, основанная на философии может изменить нравы общества, т.к. делает возможным доказательства, идущие от духовной морали. Педагогическая речь диалектична, это тоже речь. Платон дает риторике как искусству слова новый смысл. В практике диалогов он устанавливает иной вид речи, не свойственный ораторской софистике и эристике. Здесь критерием успеха является не торжество одного из говорящих, которое может быть своекорыстным, а нахождение истины. Дополнительно к речи в собрании и в суде, где важен выигрыш, устанавливается иной вид речи - диалектика. В диалектике нет выигрыша какого-нибудь лица, но есть выигрыш для всех участников диалога. Этот философско-педагогический вид речи является основанием античной мудрости и новой науки. Риторика у Платона содержит в себе элементы проповеди-полемики. Аристотель в "Риторике" рассматривает классическую официальную публичную ( полисную) речь: показательную, судебную, совещательную. Содержание и действенность речи у Аристотеля прямо связаны с общественным и государственным устройством. Аристотель вводит понятие объективной оценки правильности речи используя логические критерии софизмов и эристических приемов формирования мнений. Им даются основные операции над семантикой слов, разделяются равноименность и разноименность и, благодаря этому, устанавливаются логические операции. Для логических операций вводятся фигуры силлогизмов. Аристотель подчеркивал, что риторика как философская и как филологическая наука занимается проблемами отношения речи к замыслу, т.е. изучает способы построения речи в связи с постановкой говорящим определенной задачи, и как она анализируется слушающим в связи с определенным замыслом. Аристотель дал исчерпывающий перечень топов и категорий содержания речей. Для правильных суждений общие места представляют набор общепризнанных понятий, служащих операторами для описания мира. Это описание должно быть систематическим и непротиворечивым. Эти общие места Аристотель применил для ораторских речей (совещательных, судебных, показательных). В Древней Греции и Риме VI-V века до нашей эры складывается теория красноречия, которую называли риторикой. Риторика включала пять классических частей: 1. Нахождение - систематизация содержания речей и используемых в них доказательств; 2. Расположение - деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательство своего взгляда и опровержение противного) и заключение; 3. Словесное выражение - учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах, а в зависимости от использования этих средств - о простом, среднем и высоком стиле речи; 4. Запоминание; 5. Произнесение. В III веке до нашей эры в Греции, а в I веке до н.э. - в Риме складываются риторические школы - высшие гуманитарные учебные заведения, в которых изучались наиболее эффективные способы построения речей. Если в начальной школе ученики обучались письму, чтению, счету; в средней - обращалось внимание на чтение классических писателей с объяснениями из всех областей знаний, то риторическая школа давала практическое овладение искусством слова. Начальный курс риторической школы ("прогимнасты") обучал ученика сочинению басни, рассказа, хрии, сентенции, опровержения и утверждения, общего места, похвалы и порицания. Основной курс ("декламации") ориентировал учеников на составление речи по вымышленной теме в виде увещания("саузории") или выступления по фиктивному судебному делу (контраверсии). В римской цивилизации риторика определяется как "искусство говорить хорошо". Риторика означает здесь оптимизацию речи как со стороны результата коммуникации, так и с точки зрения эстетической характеристики. Определение, характерное для средневековья и начального периода Возрождения, трактует риторику как "искусство украшения" речи. Риторика с этого времени опирается не только на устный, но и на письменный текст. В России классическую разработку риторике дал М.В.Ломоносов в "Кратком руководстве к красноречию". Русское красноречие складывалось в университетских аудиториях, развивалось и совершенствовалось на благо науки и общественного прогресса. Сторонники русского красноречия предприняли труднейшую реформу русского языка и замену им господствовавшей в ученых кругах латыни. Некоторые лекции в начале 19 века стали читаться на русском языке. "Красноречие" или "краснословие" - чисто русского происхождения и означает "говорить привлекательно, красиво, красно, убедительно". Во второй половине XX века на западе риторику представляют как теорию речевой коммуникации, общий смысл которой заключается в основных способах образного "выражения" замысла в слове. Такой подход к общей риторике отождествляет ее с нормативом, который в классической традиции получил название риторического канона. Российская научная школа риторики интерпретирует риторику как теорию речевой коммуникакции в целом, рассматривая универсальность фундаментальных категорий в самых различных коммуникативных ситуациях с выходом риторики за лингвистические границы в область культуры. Современной научной риторике приписываются такие широкие функции и задачи как "общественное управление, формирование морали, нравственности и этики, формирование стиля, исследование психологии речетворчества". Современный ренессанс риторики в России связан с очередным перерывом постепенности динамики языковой культуры. В Древней Руси сложилась практическая риторика как "искусство владения убеждающим и действенным словом", которую по крупицам реконструирует В.И.Аннушкин. Согласно определению Николая Спафария риторика - "искусство, которое учит украшать речь и убеждать". Старообрядческая риторика XVII века содержала указание на то, что "риторика есть хитрость добре глаголати" (искусство хорошо говорить). Российское увлечение немецким языком, начиная с конца XVII века и вплоть до середины XVIII века, потребовало адаптации боярского сословия к новым речевым условиям, что не могло не сказаться на риторической русской традиции. Зарождается риторика, основанная на подчинении закону, которому отдается предпочтение перед другими видами аргументации. Примером могут служить различные нормативные документы, содержащие прямые требования к ведению переписки и определяющие стиль делового общения. Официально-деловой стиль проникает в сферу неформального общения и оказывает влияние даже на художественную литературу. Несмотря на необходимость подчиняться новым веяниям социокультурной жизни М.В.Ломоносов в "Кратком руководстве к красноречию" предлагает посредством риторики убеждать в своем мнении: "Риторика есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению". Целью риторики у Ломоносова выступает научение "преклонять" собеседника на свою сторону. Ориентация на французскую культуру во второй половине XVIII века привносит в коммуникативную сферу светский оттенок. Предпочтение отдается этикетным нормам речи. В риторике А.Ф.Мерзлякова начала XIX века разрабатывается не просто "целесообразное" речевое выражение, но выражение "мыслей и чувствований", обращается внимание речевым эмоциям и "благопристойности". В речь проникает яркая эмоционально-мелодическая экспрессивность, раздумчиво-созерцательная тональность. |