Главная страница

Что такое свобода по «Основам логотерапии» В. Э. Франкла. Что такое свобода Об этом рассуждали многие мыслители прошлого. Нидерландский философ Б. Спиноза считал, что свобода это осознанная необходимость


Скачать 18.28 Kb.
НазваниеЧто такое свобода Об этом рассуждали многие мыслители прошлого. Нидерландский философ Б. Спиноза считал, что свобода это осознанная необходимость
АнкорЧто такое свобода по «Основам логотерапии» В. Э. Франкла
Дата02.05.2022
Размер18.28 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЧто такое свобода по «Основам логотерапии» В. Э. Франкла.docx
ТипДокументы
#507909

Что такое свобода? Об этом рассуждали многие мыслители прошлого. Нидерландский философ Б. Спиноза считал, что свобода – это осознанная необходимость. Советский психолог Леонтьев определил ее как способность человека управлять своим развитием, это его возможность изменения того, что есть, способность трансцендировать свою природу. Существует множество различных трактовок определения свободы, рассмотренных с разных позиций. Например, что можно сказать о свободе заключенного? Существует ли она, или узник обречен на муки, без права что-либо изменить? Очень подробно проанализировал эти вопросы в своей книге «Основы логотерапии» английский психиатр Виктор Эмиль Франкл. Понять истинную сущность свободы заключенного и все ее аспекты помог ему личный опыт пребывания в нацистском концентрационном лагере. Наверное, именно поэтому его рассуждения являются очень ценными

Итак, по словам самого автора, в своей книге он постарался максимально правдиво передать будничную жизнь концлагеря и как она влияла на душу обычного заключенного. Каждый день узники боролись за жизнь, без всяких угрызений совести делали все, что приказывали, избавляясь от последних «остатков совести». А раньше они и подумать не могли, что смогут совершить все эти ужасные вещи. Но концлагерь не щадит никого. Франкл выделил 3 фазы душевной реакции на лагерную жизнь: период, сопровождающий прибытие в лагерь, период глубокого погружения в лагерную жизнь и период, следующий за освобождением. Одним из основных симптомов, характерных для первой фазы является шок. Заключенных помещают в ситуацию, когда они больше не могут следовать своим желаниям. У них отбирают личные вещи, наказывают за малейшее непослушание, отнимают даже намек на индивидуальность. Всё это направлено на разрешение личности, ведь у заключенных остается только лишь их жизнь. Но можно ли говорить о том, что лагерь «убивает всякую духовность»? Однозначно ответить нельзя, это зависит от того, что изначально находится в душе у человека. Некоторые, кто изначально обладал качествами «садиста» в клиническом смысле, продолжали развивать эти качества, становятся «капо», «охранниками», наблюдая за жестокими нравами лагеря. Некоторые не выдерживали тяжести гнёта, переставали испытывать какие-либо эмоции, теряли смысл существования и шля на самоубийство. Но были и те, кто гордо пережил все страдания, потому что они не теряли надежду, у них была цель и они стремились к ней, поэтому их духовность наоборот становилась только глубже, ведь как сказал Ницше: «То, что не убило меня, делает меня сильнее». Именно духовность помогала многим вынести сильнейшие страдания и не потерять себя. Они находили утешение, пристанище в своем богатом внутреннем мире. В нем заключенные обретали свою духовную свободу. Не раз автор упоминает, как в самые тяжелые минуты его спасал внутренний разговор со своей женой. Пусть Франкл и не знал, жива ли она, в безопасности ли, он представлял ее образ и укрывался в нем от всех ужасов окружающей жизни. Множество подобных ситуаций происходило и с другими заключенными, что помогло автору выявить некоторый парадокс: люди, которые обладали очень тонкой чувствительностью и в гражданской жизни привыкли к усердному интеллектуальному труду, выживали намного чаще, чем самые крепкие и физически подготовленные заключенные.

Главным симптомом периода погружения в лагерную жизнь является апатия. Она действует как защитный механизм, который помогает заключенным приспособиться к новой окружающей обстановке и к новым устоям. Разве мог хоть один из них представить, что ему придется спать на холодных досках, тесно прижавшись к другим заключенным, без подушек, с парой одеял на всех, в грязной одежде, всегда готовый к очередному походу? Полнейшая антисанитария, недоступность медикаментов, опухшие донельзя ноги, постоянные обморожения, но несмотря на всё это заключенные должны были доказать свою пригодность для работы, а для этого они должны были принимать все окружающие условия, ведь это означало выжить. Разве мог хоть один из них подумать, что его сны будут лишь о хлебе, печенье, сигаретах и хорошей горячей ванне? Все эти, казалось бы, обыденные вещи были недоступны бывалому заключенному, и становились его единственными мыслями и желаниями. А что насчет бесконечных наказаний, зачастую беспричинных ударов плетями, приносящих моральную боль более сильную, чем физическую. Помимо этого, заключенные каждый день наблюдали за избиванием своих друзей, людей из барака или просто незнакомцев. И если поначалу эта жестокость вызывала жалость, сочувствие, страх, то со временем эти эмоции притупились, и заключенный удивлялся им не больше, чем земле под ногами. По мнению Франкла, именно благодаря апатии заключенный приспосабливается к лагерной жизни. Он погружается в полное безразличие к происходящему вокруг и в некоторых случаях даже перестает чувствовать причастность к своей собственной жизни и к своим решениям.

Но какой смысл в таком существовании? Разве может быть цель у человека, лишенного права принимать решения самостоятельно? Отвечая на эти вопросы, автор снова обращается к вопросу духовности. Он считает, что каждый заключенный может решать, каким ему быть в умственном и духовном плане, и самое главное – это сохранить свое человеческое достоинство. Здесь Франкл обращается к словам Ф.М. Достоевского: «Есть только одно, чего я страшусь: быть недостойным своих страданий.». Существует множество примеров, когда даже в самых ужасных ситуациях заключенные с гордо поднятой головой переносили все тяжести лагерной жизни. Несмотря ни на что они оставались мужественными, бескорыстными и полными достоинства. Конечно, были и те, кто забыл свою человечность и превратились не более чем в животных. В этой ситуации у каждого заключенного появляется шанс быть достойным своих страданий, но что он выберет зависит только лишь от него, потому что это решение определяется не психофизическими причинами, а свободным решением. Это доказывает, что духовная свобода существует и ни один «капо» не сможет ее отнять, если заключенный этого не хочет. Человек, потерявший эту свободу, не способен стремиться к конечной цели в жизни, появляются признаки распада, потому что именно духовная свобода дает заключенному цель и придает его жизни смысл. Франкл привел два примера, в которых люди запутались в себе и утратили смысл своего существования. Один мужчина считал, что ему нечего больше ожидать от жизни, но стоило ему лишь напомнить о том, что в другой стране его ждет ребенок, он снова обрел свою цель. Другому заключенному нужно было напомнить о том, что он является автором серии книг и никто кроме него не сможет ее закончить. Уникальность этих случаев или человеческая индивидуальность и придают глубокий смысл существования каждого. Когда человек осознает, что он незаменим, появляется ответственность перед собой и перед другими и он уже не сможет разбрасываться своей жизнью. Как пишет автор: «Он знает, «зачем» ему жить, и будет способен вынести почти любое «как»».

Что же можно сказать о третьей фазе душевных реакций? Заключенные попадают на волю, но на этом все не заканчивается. Впереди их ждет еще долгий путь восстановления, ведь психология концлагеря все еще находится в сознании бывших узников. Даже после освобождения они не испытывают никакой радости, они словно забыли, что такое «веселиться». Ничто вокруг не вызывает должных эмоций. С психологической точки зрения это называется «деперсонализацией». Человек частично теряет свое собственное «я» и нуждается в душевной помощи. Его ждет очень долгий путь к душевному спокойствию. Хоть он и «был освобожден от душевного гнёта, моральное и душевное здоровье» могли очень сильно пострадать. Многие настолько привыкли за время проведенное в лагере к постоянному насилию, что даже после освобождения в их поведении проявлялись произвол и жестокость, пусть и в незначительных происшествиях, как несколько затоптанных стеблей овса. Они оправдывают свои проступки тяжестью перенесенных страданий, но только лишь сквозь долгое путешествие к душевному спокойствию к ним приходит простая истина: никто не имеет права творить зло. К сожалению, большинство заключенных ждало еще большее горе и разочарование. Все годы в лагере они жили лишь одной целью: встречей с любимыми, с семьей, друзьями, с теми, кто как они надеялись, ждут их. Но, как оказалось, многих уже никто не ждал, и в этот момент они понимали, что у страданий нет предела. Но проходят годы, боль, казавшаяся непреодолимой, утихает и в жизни каждого освобожденного наступает момент, когда, вспоминая лагерь он думает: «Как я смог это вынести?». Франкл дал ответ на этот непростой вопрос. Всё дело в душевной свободе, каждого заключенного. В самых страшных ситуациях, когда казалось, что выбора нет, она давала надежду и предоставляла тот самый выбор. И если заключенный принимал своё решение в пользу своей духовность, в пользу своего достоинства и человечности, его больше ничего не страшило, ведь он выдержал слишком сильную и ужасную боль.


написать администратору сайта