Задачи Право Древняя Индия. Что такое варна Сколько варн было в Древней Индии Какова их иерархия
Скачать 23.71 Kb.
|
ЗАДАНИЕ 1.Что такое «варна»? Сколько варн было в Древней Индии? Какова их иерархия? Варна – термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества. В Древней Индии было 4 варны – брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры (перечислены в порядке иерархической важности от высшей варны к низшей). Отдельной социальной группой были неприкасаемые. К какой варне принадлежали неприкасаемые? Рабы? Нерикасаемые не были отдельной варной. Низшую, самую приниженную и бесправную группу населения составляли «неприкасаемые», не входившие ни в одну варну. К ним причислялись отсталые племена охотников, рыболовов, включенные в жизнь классового общества. «Неприкасаемые» не являлись рабами, но закон их не защищал. Рабы в варны не входили, но Законами Ману защищались как имущество хозяина. К которой из варн принадлежали индийские цари (раджи)? Почему? Кшатрии, поскольку царь, по “Законам Ману”, должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и “изначальному искусству управления”. Главное назначение царя (вместе с его слугами) - быть охранителем системы варн и всех, кто следует присущей им дхарме. Был ли возможен легальный переход из одной варны в другую? Как правило, принадлежность к варне определялась рождением. Переход из одной варны в другую, как и смешанные браки, запрещался. Вместе с тем источники содержат данные о том, что перегородки между варнами не были непреодолимыми. Так, в главе III книги "Законов Ману" сказано: 12. Для первого брака дважды рожденным рекомендуется (жена) равной варны; но для тех, кто вступает (в новый брак), более всего одобряются женщины, (избранные) согласно (прямому) порядку (варн). 13. Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия - шудрянка и женщина своей варны, кшатрий может взять жену из двух предыдущих (варн) и из своей варны, брахман - из трех предыдущих варн и из своей варны Допускался ли законами изменение рода занятий, предписанных члену той или иной варны? При каких обстоятельствах? Некоторые брахманские и кшатрийские роды беднели. Исторические источники содержат примеры, свидетельствующие об отходе брахманов и кшатриев от традиционных занятий. Теперь они вынуждены заниматься земледелием, скотоводством, торговлей, ремеслом, приближаясь, таким образом, по своему статусу к вайшьям. ЗАДАНИЕ 2.2.1. Какие формы брака признавались по закону? В Законах Ману упоминают 8 форм брака˸ 1. Поощряемые брахманами 2. Брахма (вручение отцом дочери с приданным); 3. Дайва (вручение дочери жрецу во время исполнения обряда); 4. Арша (выдача дочери после выкупа от жениха); 5. Праджапатья (после слов ʼʼИсполняйте вместе дхармуʼʼ). ʼʼДурныеʼʼ Асура (покупка невесты); 6. Гандхарва (добровольные союз М и Ж без согласия родителей); 7. Ракшаса (похищение невесты); 8. Пайшача (насилие над Ж в состоянии алкогольного или наркотического опьянения). 2.2. Кто мог быть инициатором заключения брака? Древнеиндийскому праву были известны восемь способов заключения брака: похищение, договор купли-продажи, договор о передаче дочери её отцом жениху и др. (ЗМ, III, 20-34). Они делились на две категории: хорошие и дурные. К последним относились все браки, совершённые без согласия родителей, в том числе и браки по любви. 2.3. Допускался ли развод? По чьей инициативе? Какие формы брака не предполагают развода? Брак по Законам Ману прекращался смертью и разводом. Развод допускался в исключительных случаях, как по инициативе мужа, так и жены Развод допускался, как правило, при наличии вины другого супруга, как-то: прелюбодеяние, грубые пороки одного из супругов, пьянство, сварливость, злобность, расточительность, вытравление плода (аборт) женой без ведома мужа (ЗМ, IX, 80, 72, 77-79, 82). Развод допускался и без вины другого супруга по следующим основаниям: 1. Бесплодие жены по истечении 8 лет брачной жизни 2. Неизлечимая болезнь. 3. Безвестное отсутствие пропавшего мужа. Развод допускался по взаимному согласию супругов (против воли одного из них развод был запрещён) при наличии непреодолимого отвращения друг к другу, взаимной ненависти. 2.4. Могла ли вдова или разведенная женщина повторно выйти замуж? Жена считалась не только собственностью мужа, она составляла как бы часть его самого. Даже проданная жена не освобождалась от мужа (ЗМ, IX, 46), а право на нее в представлении древнего индийца сохранялось и за умершим мужем. Традиционные установки лежали и в основе запрещения повторных браков вдов (ЗМ, IX, §4) и обычая самосожжения вдов на погребении своего мужа. ЗАДАНИЕ 3.3.1. Каким образом регулировались имущественные отношения супругов? В отношениях между супругами господствует полная как личная, так и имущественная подчиненность жены мужу. Все, что бы она ни приобретала, поступает в пользу мужа. 3.2. Каким было положение детей в семье? В Индии потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства (ЗМ, IX, 52-55). В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто был им фактически. Допускалась, хотя и считалась грехом, продажа детей (ЗМ, XI, 69); при этом продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья получали права прямых родственников в новых семьях. Все имущество семьи было ее общим достоянием, либо управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев, либо делилось между сыновьями. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить по ¼ своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало. 3.3. Какие виды правонарушений известны семейному праву Древней Индии? Что касательно брачно-семейных отношений, то в Древней Индии довольно много статей направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливали суровое наказание за прелюбодеяние, за посягательство на честь женщины, причем в этих статьях большое значение придается кастовым различиям. Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применять его с учетом всех обстоятельств совершения преступления, степени его осознанности. Несправедливое наказание «лишает неба в другом мире». Вместе с тем при определении наказания за телесные повреждения и оскорбления проявляется классовая сущность древнеиндийского права, т.к. наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне. 3.4. Какие наказания предусмотрены за нарушения в семейном праве? Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахмана она заменялась бритьем головы) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на костре, утопление, затравливание собаками и др.; штрафы, изгнание, тюремное заключение. Это далеко не полный перечень наказаний. Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в это время она уже не применялась. ЗАДАНИЕ 4.
ЗАДАНИЕ 5.Капур продал соседу вола, но уже через день пожалел об этом и предложил соседу расторгнуть сделку и возвратить все в изначальное состояние. Капур возвращает соседу деньги, а то возвращает Капуру вола. Но сосед отказался. Капур обратился с жалобой в суд. Правомерны ли действия Капура? Капур имеет право в соответствии со ст. 222. Главы VIII Законов Ману, раскаявшись в том, что продал соседу вола в продолжение десяти дней вернуть все в изначальное состояние. Следовательно, так как прошел всего один день, суд признает действия Капура правомерными, то есть сосед должен будет вернуть Капуру вола, а он в свою очередь должен вернуть соседу деньги. 9 лет страдал Натхур от злобного и сварливого нрава своей жены. Детей у них не было, поэтому Натхур решил начать новую жизнь, сменив жену. Под каким предлогом он мог развестись? Законы Ману: 77. Мужу полагается терпеть ненавидящую [его] жену год, но по [прошествии] года, отобрав дар *, он может прекратить сожительство с ней. 80. Та, которая предана пьянству, дурной нравственности, постоянно противоречит мужу, поражена (неизлечимою) болезнью, злобная или расточительная, может быть всегда заменена (другой женой). 81. Если жена не рождает детей, может быть взята другая на восьмом году, если рождает детей мертвыми — на десятом, если рождает [только] девочек — на одиннадцатом, но если говорит грубо (apriyavadini) — немедленно. |