Главная страница
Навигация по странице:

  • Что приводит к счастью (несчастью)

  • Как зависит счастье от пола,гражданского состояния, возраста

  • Проявление переживания полноты жизнив индивидуальной истории человека

  • Звонить - лететь (логика бесконечного небытия)1

  • Возрастная психология. Абрамова Г. С._Возрастная психология. Что такое возрастная психология 4 Глава 2 в которой коечто о прогрессе 42 оглавление 1241 Абрамова Г. С


    Скачать 4.11 Mb.
    НазваниеЧто такое возрастная психология 4 Глава 2 в которой коечто о прогрессе 42 оглавление 1241 Абрамова Г. С
    АнкорВозрастная психология
    Дата14.09.2022
    Размер4.11 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАбрамова Г. С._Возрастная психология.doc
    ТипГлава
    #677247
    страница19 из 49
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   49


    Познание смерти

    А мы за славой гонимся упрямо,
    мы упиваемся своей игрой...
    Но вырвавшееся из нашей драмы
    твое существование порой

    Нас будто тянет за собой из плена,
    чтоб вдохновить нас подлинностью яви.
    И в те минуты мы самозабвенно
    играем жизнь, не думая о славе!

    Р. М. Рильке

    Слова об игре в жизнь, о жизни как игре, о том, что жизнь
    можно играть, говорились не только поэтами. Практически
    любой, нормально развивающийся человек переживал момен-
    ты неестественности своего поведения, когда чувствовал себя
    стесненно, неудобно. Проявляется это в бытовых речевых
    характеристиках другого человека: заговорил неестественно
    громко, прикинулся наивным простаком, замял тему, завилял,
    глаза нагло поставил и тому подобное.

    214

    Это одна из важнейших качественных характеристик жиз-
    ни в которой человек сталкивается с существованием своей
    спонтанности и необходимости самому же относиться к ней.
    Другими словами, свою естественную активность - живую,
    натуральную, надо самому же организовывать, с ней надо
    что-то делать. Осуществление активности по принципу «Я
    хочу» и «Пусть будет так, как я хочу» не получается; множе-
    ство препятствий встречает «Я хочу» со всех сторон, вот и
    теряет оно свою естественность.

    Примеры таких встреч? Пожалуйста, несколько фактов из
    жизни людей разного возраста:

    - Хотел (1,5 года) съесть землю, но остановили, не дали
    даже испробовать.

    -Хотел сам залезть на горку (3 года), конечно, не дали.

    - Хотел попробовать из взрослой посуды - рюмки (4 года),
    опять не разрешили.

    - Хотел жениться в 16 лет. Какой поднялся скандал.

    - Не хотел учиться в школе (10 лет), все равно заставили.

    - Всю жизнь хотела серьезно заниматься живописью, так и
    не успела (78 лет).

    - Все время хотела поговорить с ним о самом главном
    (56 лет), так и не собралась. И тому подобное.

    Ограничений спонтанной активности человека очень мно-
    го, они давно описаны в психологической и философской
    литературе как система социальных норм, система долженст-
    вования, система правил поведения, этикета, установок, обы-
    чаев, ритуалов, мифов.

    В свое время Зигмунд Фрейд говорил о страдающем Я, ко-
    торое испытывает на себе тяжесть ограничений со стороны
    Сверх-Я - уже перечисленных социальных образований. Ис-
    тория XX века, которую можно пытаться анализировать се-
    годня, уже после З.Фрейда, дает много материала для рассуж-
    дений о том, что содержание ограничений спонтанной актив-
    ности Я существенно изменилось. Достаточно вспомнить о
    сексуальной революции, которой не было во времена З.Фрей-
    да, о влиянии средств массовой информации, об атомной
    бомбе - «подарке» второй мировой войны - и ее ужасах, об
    экологических проблемах... Эти глобальные, планетарные
    факторы отсутствовали во времена рождения классического
    психоанализа, и страдания сегодняшнего Я человека связаны
    с ограничениями другого качества. Думаю, что одним словом
    эти ограничения можно назвать информационными, а стра-
    дания Я, соответственно, будут связаны с отсутствием или
    переизбытком информации, которая в равной степени порож-

    2/5

    дает невозможность построения активности. Какая информа-
    ция нужна современному человеку, чтобы его «Я хочу» есте-
    ственно приводило к появлению продуктивной активности
    радующей его самого и других? Если бы я знала ясный, внят^
    ный и простой ответ на этот вопрос, я не писала бы этого
    текста. По сути дела, я ведь задалась ответить на вопрос о
    том, что надо человеку хотеть (захотеть), чтобы стать счаст-
    ливым, жить такой жизнью. Вряд ли вообще есть ответ на
    этот вопрос, хотя, думаю, обсуждать его нужно, чтобы понять
    жизнь человека.

    Есть удивительная книга «О счастье и совершенстве чело-
    века». Удивительная своей судьбой и судьбой ее автора, спа-
    сенная во время второй мировой войны с риском для жизни ее
    создателя, буквально восставшая из пепла его сгоревшего
    дома, книга содержит в себе труд десятилетий Владислава
    Татаркевича - польского философа и писателя.

    Книга содержит энциклопедические данные о счастье, ко-
    торые ее автор пытается анализировать и описывать. Так, он
    говорит о том, что имеется по крайней мере четыре основных
    значения счастья: «Счастливым, во-первых, является тот, кому
    сопутствует счастливая судьба, во-вторых, тот, кто познал
    самые сильные радости, в-третьих, тот, кто обладал наивыс-
    шими благами или, во всяком случае, положительным балан-
    сом жизни, и, в-четвертых, тот, кто доволен жизнью.

    Эта четырехзначность является источником путаницы, ибо
    четыре понятия, обозначенные одним словом, имеют тенден-
    цию к взаимопроникновению в сознании и образованию одно-
    го понятия неопределенного содержания (курсив мой. - А. Г.), не
    соответствующего в точности ни одному из четырех значений.

    Если бы даже философы приняли только одно из них и ис-
    ключили остальные, то обычный человек продолжал бы на-
    зывать одним словом все эти четыре разных понятия»'.

    Неопределенность содержания этого понятия позволяет
    каждому человеку делать свой выбор - строить свою форму-
    лу счастья и следовать ей. Можно (хотя это всегда трагично
    для судьбы человека) вообще отказаться от поиска своей
    формулы, считая ее несуществующей, а счастье - нереаль-
    ным. Многовековой опыт человечества показывает, что при
    всем многообразии Я люди переживают его полноту, его
    присутствие в зависимости от очень небольшого числа жиз-
    ненных факторов - или иначе - источников счастья. «Я хо-
    чу» в этих переживаниях не только конкретизируется в цели,

    I Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека.-М., 1981.-С.37.
    216

    содержание перспективы, но и выступает для человека как
    особая реальность, где разворачивается его диалог с самим
    собой. Когда человек говорит себе «Я хочу», он выделяет
    свое Я, как бы проводит различие между Я и не-Я, создает
    возможность для самоанализа, актуализируя свое второе Я,
    то есть внутренний диалог.

    Вернемся к жизненным факторам, которые называют
    источниками счастья, источниками полноты жизни и ее
    удовлетворенности. Я опять использую текст В. Татаркеви-
    ча, где есть глава «Источники счастья», и буквально в пер-
    вых строках они перечислены так: внешние блага, добрые
    чувства, любимая работа, бескорыстные интересы. Трудно
    не согласиться.

    Не будем пока подробно останавливаться на каждом из
    этих факторов, а обратимся к результатам анкеты, которую
    разработал в начале XX века Уотсон и применил для исследо-
    вания возможностей и источников счастья. Результаты этого
    исследования мне кажутся удивительно интересными, и я при-
    веду их так, как они представлены в цитируемой книге.

    Что не приводит к счастью (и несчастью)

    1. Счастье не зависит от уровня образования и культуры
    (от интеллигентности).

    2. Не зависит от прогресса в науках и от академических
    знаний.

    3. Не зависит от уровня образования родителей.

    4. Не зависит от материального благосостояния.

    5. Несогласие между родителями менее отрицательно влия-
    ет на счастье детей, если родители разошлись, чем если они
    живут вместе.

    6. Занятия спортом не оказывают влияния на счастье и не-
    счастье.

    7. Увлечения (хобби) имеют меньшее значение для удовле-
    творенности жизнью, чем обычно предполагают.

    8. Способности к танцам, музыке, живописи, литературе,
    спорту не связаны со счастьем.

    9. Умение приспособиться к жизни само по себе не приво-
    дит к счастью.

    10. Новый тип сексуального воспитания не увеличивает
    шансы на счастье.

    11. Производительный труд не является необходимым для
    счастья.

    12. Трудные условия жизни не обязательно приводят к не-
    счастью.

    217

    Что приводит к счастью (несчастью)

    13. Неудача в любви является одной из главных причин не-
    счастья.

    14. Боязливость, впечатлительность, несмелость являются
    важными причинами несчастья.

    15. Музыка и поэзия - прибежище для несчастливых.

    16. Любовь к труду и его хорошие результаты значительно
    способствуют счастью.

    17. Любовь к природе также способствует этому.

    18. Здоровье в молодости - основа счастья.

    19. Симпатия людей является причиной счастья.

    20. Хорошие отношения с людьми - важный фактор счастья.

    21. Среди всех факторов, лежащих вне сферы профессии,
    успехи на сцене наиболее способствуют счастью.

    22. Благословенны те, кто имеет призвание ко многим сфе-
    рам деятельности.

    23. Для счастья большинства людей важны постоянные эле-
    менты их жизни (друзья, работа, природа), а не временные сти-
    муляторы (алкоголь, клубы, церковь, танцы, карты, искусство).

    24. Большинство людей жаждет приключений, а не покоя.

    25. Счастье чаще наступает при серьезном, разумном, от-
    ветственном, трудолюбивом образе жизни, чем при импуль-
    сивном, легком, пестром.

    26. Молодость не является золотым периодом в жизни, но
    и старость тоже.

    Как зависит счастье от пола,
    гражданского состояния, возраста?


    27. Участники анкеты были в целом удовлетворены своей
    жизнью.

    28. Мужчины считают себя более счастливыми, чем женщины.

    29. Женатые счастливее неженатых.

    30. Те, кто на пороге шестидесятилетия помышляет о нача-
    ле новой жизни, сами или вместе с кем-то другим, по преиму-
    ществу несчастливые люди.

    Думаю, что по ходу обсуждения проблем возрастной психо-
    логии мы еще вернемся к этим результатам не раз. На мой взгляд,
    очень важным является тот факт, что для переживания счастья
    необходимо иметь целостное отношение к жизни - практическую
    философию жизни, если хотите, то концепцию жизни, выражен-
    ную в обобщенном виде, требующую усилий человека для кон-
    кретизации. Подтверждение этому вижу в том, что конечные,
    дискретные, ограниченные пространством и временем факторы

    218

    удовольствий не приносят счастья. Так, хобби, спорт, общитель-
    ность, возбуждающие средства, развлечения не имеют большого
    значения для счастья, они лишь в незначительной степени спо-
    собствуют общему удовлетворению жизнью (тезисы 6,7,8,23,25).

    На мой взгляд, это очень важный момент, позволяющий го-
    ворить о том, что целостное отношение к жизни как особому
    явлению становится для человека источником его счастья как в
    биологическом, так и в психологическом смысле - человек сча-
    стлив потому, что живет, и потому, что чувствует, что живет.

    Биологический смысл этого переживания связан с чувством
    силы, энергии как естественного свойства человека. Многие
    философы называли его по-разному - автоматическим, маши-
    нальным, естественным и тому подобным. Это переживание
    связано с существованием у человека внутренней картины здо-
    ровья как естественной характеристики организации его психо-
    логического пространства. Именно она позволяет (за счет энер-
    гетической наполненности) удерживать и сохранять сознание и
    самосознание, выделять сам факт существования психологиче-
    ского пространства (пространства Я), а также составлять осно-
    ву для энергетического воздействия на другие элементы психо-
    логического пространства, например, на ту же внутреннюю
    картину болезни, если человек заболевает. Внутренняя картина
    здоровья, ее энергетическая наполненность может препятство-
    вать развитию внутренней картины болезни за счет диалогично-
    сти сознания, за счет того, что эти два элемента сознания - внут-
    ренняя картина здоровья и внутренняя картина болезни относи-
    тельно независимы друг от друга, как относительно независи-
    мы, например, волевые качества человека и качества его чувств.

    Относительная независимость отдельных элементов созна-
    ния человека и их влияние на содержание переживаний сча-
    стья ведет к тому, что выраженность только одного (или не-
    скольких) элемента сознания не обеспечивает полноты пере-
    живания жизни. Так, при всей очевидности утверждения: сча-
    стье - это здоровье, оно не является аксиоматическим. Здоро-
    вье (а значит, наличие внутренней картины здоровья) не явля-
    ется обязательным атрибутом счастья.

    Можно сказать иначе - переживание одного вида не явля-
    ется существенным для выделения человеком собственного Я.
    Вот поэтому в философской и психологической литературе
    обсуждается вопрос о количестве источников, из которых
    может складываться счастье человека. В это количество могут
    входить качественно разнообразные и даже несопоставимые
    источники, как, например, вещи реальные и нереальные (воспо-
    минания, мечты, грезы, фантазии). Похоже, что у этих разно-

    279

    образных (до бесконечности) вещей есть общие свойства

    их
    ценность для человека (это должны быть его вещи - они при-
    сутствуют в его психологическом пространстве) и их целост-
    ное восприятие (то, что еще называют доверием).

    Доверие рождает уверенность и покой, а ценность позво-
    ляет переживать наличие собственного Я как действительно
    существующего. Я человека естественно подвержено измене-
    ниям, связанным с осуществлением биологической и психоло-
    гической жизни, поэтому меняются его переживания и факто-
    ры, обеспечивающие целостное, полное восприятие жизни.

    Думаю, что именно эту изменчивость значимости разных
    источников счастья обсуждают философы, когда говорят о
    том, что устойчивых источников счастья нет. Нет устойчивых
    факторов, обеспечивающих человеку восприятие жизни пол-
    но, целостно и ценностно. С этим трудно не согласиться, если
    исходить из того, что все перечисленные выше источники
    счастья могут не оправдать нужд человека в том случае, если
    он их лишится, если осознает их непостоянство (возможность
    утраты мешает их полезности), если человек не умеет ими
    пользоваться, тогда они не оправдывают ожидания.

    В поисках постоянных источников счастья человечество
    давно пришло к идее о том, что раз ни физические, ни духов-
    ные блага не являются непреходящими, то источником сча-
    стья могут быть только сверхприродные блага.

    Для моего рассуждения о жизни и смерти важно, что в поис-
    ках источника переживания полноты жизни его можно найти,
    то есть человеку можно выделить факторы, влияющие на его
    собственное состояние и тем самым пережить в себе присутст-
    вие своего Я. С другой стороны, этот поиск (рефлексивный
    диалог с собой) приводит к усложнению смысловой картины
    мира - выделяются, пробуются различные источники счастья,
    различные факторы, обеспечивающие целостное восприятие
    жизни. Это делает возможным существование глобальной задачи
    человека - задачи построения осмысленной картины мира, цен-
    ной для него самого. Таким образом, человек выделяет не только
    внешние ему факторы, влияющие на его переживания, но и внут-
    ренние условия - содержание его собственного Я, которое иден-
    тифицируется в Я-концепцию и не сводится к картине мира.

    Возникает удивительная реальность, которую весьма и
    весьма условно можно изобразить следующим образом в виде
    схемы. Назовем ее схемой проявления переживания полноты
    жизни в индивидуальной истории человека. Она нужна для
    того, чтобы попробовать еще раз аналитически прикоснуться
    к теме жизни и смерти.

    220

    Проявление переживания полноты жизни
    в индивидуальной истории человека


    1 состояние
    Действие

    2 состояние
    Пргппонятие

    3 состояние
    Понятие

    4 состояние
    Переживание
    понятия




    Диффузное
    состояние
    переживания
    взаимосвязи

    Дифференци-
    рованное
    состояние
    переживания
    взаимосвязи

    Диффузное

    состояние

    переживания

    своего

    воздействия

    Дифференци-
    рованное
    состояние
    переживания
    своего
    воздействия

    221

    Я думаю, что выделенные этапы не имеют четкой возрас-
    тной границы (как и любое психическое качество человека)
    Можно говорить только о тенденции. Ее-то и попробую
    описать.

    На первом этапе индивидуальной истории переживание
    полноты жизни для человека (для ребенка) связано с диффуз-
    ным, недифференцированным отношением к существующей
    взаимозависимости между его (Я-не-Я) присутствием и си-
    туацией его развития, где функционируют качества мира и
    идеи жизни, которые для ребенка воплощаются в его собст-
    венные состояния, вызванные действиями взрослых. Для соз-
    нания ребенка не дифференцируются качества его Я и его не-Я,
    так же как не дифференцируются качества идей и свойства
    вещей. Необходимость достигнуть полноты удовлетворения
    жизнью на длительное время задается ребенку ухаживающими
    за ним взрослыми.

    По мере развития мышления и чувств, через переживание
    их несоответствия как несоответствия себя самого самому же
    себе, ребенок получает психологические материалы (через эмо-
    циональные состояния), которые позволяют ему дифференци-
    ровать существование во внешней реальности живого и нежи-
    вого (в том числе идей жизни и свойств мира). В себе самом
    обнаруживается собственное Я и его несоответствие не-Я, то
    есть другому Я, принадлежащему кому-то персонально или
    людям вообще.

    Думаю, что это связано с формированием предпонятийно-
    го мышления, способствующего фиксации разных качеств как
    внешней реальности, так и реальности психической. Этот
    период связан с появлением у ребенка дифференцированных
    состояний переживания взаимозависимости между свойства-
    ми мира и качествами не-Я, идей жизни и качествами не-Я,
    возможное несоответствие, отсутствие взаимозависимости меж-
    ду качествами его Я и свойствами мира, между качествами его
    Я и идеями жизни, которые несут другие люди. Так создаются
    предпосылки для дифференцированного отношения к свойст-
    вам мира и к качествам идей жизни.

    По-моему, это отлично проявляется в ситуациях, когда
    взрослые в глазах ребенка теряют доверие, например, говорят
    одно, а делают другое.

    Проблема честности становится для ребенка, переживаю-
    щего этот период, одной из важнейших: «А ты правда...», «А
    ты по-всамделишному?», «А это по-настоящему, а не по-
    игрушечному?..» В этих вопросах детей не только переживает-
    ся глобальная проблема доверия как целостное восприятие

    222

    жизни, но и ищутся основы для ее сохранения. Кому доверять?
    r этой форме осуществляется дифференциация своих пережи-
    ваний взаимосвязи с другими, находятся основы для построе-
    ния в Я-концепции уверенности в себе, то есть оснований до-
    верия. Наверное, это то, что философы называют основным
    источником счастья, а психологи анализируют как базисные
    (главные, определяющие) качества личности.

    Похоже, что именно в этот период у человека складыва-
    ются те общие ориентации, которые необходимы для пере-
    живания возможности полноты жизни через существование
    различных оснований (источников счастья) для этого пере-
    живания. Доверие к людям как эмоциональное состояние
    делает это возможным, а развивающееся мышление - потен-
    циально осуществимым.

    Главное, что характеризует этот момент развития, состоит в
    том, что ребенок переживает глобальность и многообразие как
    своей психической реальности, так и реальности других людей.

    Следующий шаг в развитии переживаний полноты жизни
    связан с появлением диалогичности сознания, которая кон-
    ституирует сам факт его существования как индивидуальной
    характеристики человека. Это качественно новое образова-
    ние, которое опосредует отношение к другим людям (не-Я),
    к реальностям идей (концепции жизни) и к реальности мира
    в целом (к его пространственно-временным и качественным
    характеристикам).

    Интересующее меня содержание переживаний можно свя-
    зать с целостностью Я-концепции человека, где естественно
    определяется место его второму Я как порождению когнитив-
    ной сферы. Это осложняет переживание полноты своей жизни,
    так как вводит в него новую переменную - степень своих уси-
    лий по воздействию на разные реальности, в том числе и на
    реальность собственного второго Я. Понятийное мышление
    открывает в этот период перед человеком возможности дви-
    жения в относительно независимых сферах - сфере идей и
    сфере реальных, практических преобразований.

    Говоря иначе, жизнь начинает не только осуществляться,
    но и выдумываться, придумываться за счет выделения раз-
    личных оснований для построения ее целостного образа -
    модели, если хотите. Не потому ли подростки так часто меня-
    ют свои интересы? Значит, на этом этапе переживание полно-
    ты жизни связано с дифференциацией отношений человека
    как к психической реальности, так и к другим видам реально-
    стей, что создает предпосылки для выбора большего числа
    оснований для появления этого переживания.

    223

    Четвертый (из обозначенных на схеме) шаг в проявлении
    переживания полноты жизни связан с тем, что возникают
    качественно новые основания для этого переживания. На схе-
    ме они обозначены как принадлежащие Я понятия «жизнь» и
    понятие «мир», они выделяются в Я-концепции человека в
    виде практической философии (понятие «жизнь») и того со-
    держания психологического пространства, которое позволяет
    человеку удерживать границы своего Я («мой мир»).

    Это создает основы для переживания собственной нетож-
    дественности другим концепциям жизни и качествам мира,
    позволяет найти основания для воздействия на разные прояв-
    ления жизни в самом себе. Это появление тех качеств сознания
    человека, которые обычно характеризуются как его автоном-
    ность и независимость от других людей.

    Другими словами, человек переживает наличие в самом се-
    бе условий, для переживания полноты жизни и возможность
    воздействовать на них.

    Похоже, что отсюда появилась известная всем идея, что
    «человек - кузнец своего счастья». Но наряду с этим, весьма
    содержательным, переживанием своих сил этот период раз-
    вития содержит в себе и все основания для человеческой
    трагедии - желаемости и недостижимости полноты жизни.
    Она, по-моему, содержится в возможности дифференциро-
    ванного подхода к различным проявлениям жизни, в воз-
    можности ощущать, переживать жизнь в целом, а также в
    отдельных (далеко не всегда взаимосвязанных и взаимообу-
    словленных) ее проявлениях.

    Как утверждал два века назад Честерфильд, кто отдается
    всем радостям жизни, тот не ощущает ни одной, а это ли не
    трагедия.

    Полноту жизни можно переживать бесконечно - из числа
    возможных, выбирая новые основания для этого пережива-
    ния, тем самым увеличивая количество источников собствен-
    ного счастья, а можно строить это переживание на другой
    основе, углубляя ее смысл для себя.

    Какой из них человек выберет, какой может выбрать, а ка-
    кой должен выбрать? Вряд ли кто-то честно и искренне может
    ответить на этот вопрос, хотя во все времена люди просили
    рецепты счастья, проходили и проходят специальное обуче-
    ние, чтобы приобрести, например, уверенность в себе, ото-
    ждествляя ее со счастьем как с главным содержанием своего
    «Я хочу...».

    Как бы хотелось перечислить их все - факторы счастья,
    обеспечивающие человеку полное и длительное удовлетворе-

    224

    не жизнью в целом, но не буду этого делать, так как впереди
    еще У "ac разговор о прогрессе человечества и о развитии
    человека, тогда к ним и вернемся.

    Как говорил Аристотель, достаточно «...если объяснение
    дано настолько, насколько то позволяет самый предмет,
    потому что не во всех размышлениях следует искать точно-
    сти». Последую этому мудрому суждению и вернусь к обсу-
    ждению вопроса о жизни и смерти. Последняя притаилась в
    переживании полноты жизни в виде дифференцировки свойств
    и качеств различных реальностей, именно этот процесс при-
    водит к расщеплению любого живого явления на его состав-
    ляющие и в конечном итоге может привести к его исчезнове-
    нию, особенно в том случае, если утеряна из вида, не сохра-
    нена целостность явления, как говорят, за деревьями не за-
    мечен лес.

    Проблема смерти, особенно психологической смерти, в пе-
    реживаниях человека основывается на возможной его зависи-
    мости от конкретных свойств предмета (например, мне для
    счастья нужна только ты, или нужен только он). Это пережи-
    вание, обращенное к другому человеку, превращает человека
    в предмет, устанавливает тождество между психической ре-
    альностью и свойствами этого предмета.

    Возникают качественные (не соответствующие свойствам
    человека) ограничения его активности и активности объекта
    его счастья. Мне очень не хотелось бы употреблять этот при-
    мер для описания смерти в проявлениях жизни, но один из
    величайших парадоксов в человеческом бытии связан с тем,
    что все завершенное и однозначное не соответствует свойст-
    вам человека, его экзистенции, его сущности.

    С этим своим качеством человек встречается сам тогда, ко-
    гда начинает владеть желанным предметом, - все оказывается
    далеко не так, как это представлялось, ожидалось, мечталось
    до момента обладания. Недаром, наверное, именно в неопре-
    деленности размышления о том, что входит в понятие счастья,
    содержится его возможность. Может быть...

    Речь ведь идет об организации жизни человека как особой
    формы активности, где моменты стабильности, постоянства
    воспринимаются и как отсутствие изменений, то есть смерть,
    пусть мы даже еще не думаем о ней, но она уже отразится в
    чувствах - в их напряженности и яркости, которые изменяют
    свою интенсивность.

    Для меня важно, что проблема ограничения и самоограни-
    чения активности, проблема «можно - нельзя», «хочу - надо»
    в жизни человека связана с определением им своего места по

    0 I". С. Абрамова

    225

    отношению к той картине мира, которую он строит. Пережи-
    вание этого места основано на чувстве свободы и ответствен-
    ности за то, что происходит с ним в активности, которую мы
    называем жизнью вообще и своей частной жизнью тоже, с
    ощущением жизни как блага, а не бремени.

    Когда человек говорит «Я хочу» или переживает напряже-
    ние, связанное с организацией своей жизни, он решает задачу
    не только осуществления конкретной цели, но и задачу по-
    строения смысла (для - себя - цели) достижения этой цели:

    такую особенность человека называют аксиологическим век-
    тором его активности, осознается он, как правило, в формуле
    «Я хочу, потому что...».

    Из практики клинической работы известно, что этот пара-
    метр активности человека может быть исчерпан, могут кон-
    читься силы для построения аксиологической системы - сис-
    темы смысла, тогда может наступить депрессия, появятся (и
    могут осуществиться) суицидальные мысли - «Я ничего не
    хочу», «Не хочу жить», это тупик, из которого далеко не каж-
    дый человек сам может найти выход. Ему нужна помощь дру-
    гих людей, да и себя другого, того второго Я, которое позво-
    ляет вести и удерживать внутренний диалог, находить все
    новые варианты в смысловых оттенках жизни.

    «Действующему Я, - пишет В.П.Зинченко, - некогда по-
    смотреть на себя со стороны или заглянуть внутрь самого
    себя. Даже если дело не во времени, то, может быть, и не во
    что посмотреться. И не хочется конструировать соответст-
    вующее зеркало. Это трудно и не всегда приятно. Известно и
    обратное, когда взгляд в себя и на себя настолько приятен,
    что трудно оторвать себя от себя для дела. Тогда-то и Я ста-
    новится ненужным»'.

    Диалогичное второе Я - это наша рефлексивность, которая
    в переживаниях «Я хочу» может существенно повлиять на век-
    тор смысла. Она как бы задает его границы в реальном време-
    ни, делая его - смысл - не только существующим вообще как
    идеальная модель, как возможность, но и наполняя его кон-
    кретным, бытийным, живым содержанием. Рефлексивность в
    диалоге человека с самим собой способствует сохранению ис-
    точника энергии в Я для создания новых смыслов. Отсутствие
    рефлексивности, пусть даже на время (например, в невротиче-
    ском состоянии), приводит к переживаниям потери этого ис-
    точника энергии. Так, человек в состоянии невроза не может

    •Зинченко В П. Проблемы психологии развития//Вопросы психоло-
    гии - 1991 -№4.-С. 144

    226

    определить для себя сферу желаний. «Я не знаю, чего мне хо-
    теть. Я боюсь чего-то хотеть. Я этого добьюсь, ну, вот машину
    купил новую, а потом что? Я думал, что сяду в машину и будет
    счастье, а сел - и ничего не произошло. Скажите, зачем мне еще
    жить, что мне еще хотеть?» (выдержка из протокола заказа на
    психологическую помощь). В этом случае нарушение диало-
    гичности Я и второго Я, то есть нарушение рефлексивности,
    привело к появлению знаменитого невротического круга жела-
    ний - один из симптомов невроза навязчивых состояний, с ко-
    торым сам человек справиться не может.

    В менее острых случаях, в бытовой практике, нарушение
    рефлексивности или ее недоразвитие проявляется, например, в
    эгоцентризме, упрямстве, эгоизме, когда о человеке говорят,
    что он живет только своими интересами, то есть воспроизво-
    дит одни и те же смыслы, не изменяя их содержания. Думаю,
    что образ такого человека, для которого рефлексивность и
    диалогичность существования Я и второго Я являются почти
    невозможными, описан Тэффи в ее рассказе «Дураки». «При
    встрече с настоящим дураком человека охватывает какое-то
    мистическое отчаяние. Потому что дурак - это зародыш кон-
    ца мира. Человечество ищет, ставит вопросы, идет вперед, и
    это во всем: и в науке, и в искусстве, и в жизни, а дурак и во-
    проса-то никакого не видит.

    - Что такое? Какие там вопросы?.. И часто надолго остает-
    ся нерушимым круг, сомкнутый дураком в философии, или в
    математике, или в политике, или в искусстве. Пока не почув-
    ствует что-нибудь:

    - О, как жутко! О, как кругла стала жизнь!

    И порвет круг»'.

    Слово «круг» появилось у Тэффи недаром, вся аксиология
    человека живого пронизана постоянным формообразованием -
    созданием жизни, в ней нет места воспроизведению.

    В живой жизни каждое мгновение - новое. Хотелось бы
    думать, что с этой, аксиологической, точки зрения «Я хочу»
    человека, выраженное в «Я хочу жить», содержит в себе муки
    и счастье приближения к бесконечности смыслов жизни, к
    неисчерпаемости смысла.

    Формируя свои желания в цели, во внутреннем диалоге
    или во внешней речи, человек переживает свою потенциаль-
    ную автономность от других людей - пробует на вкус свою
    свободу. Говоря «Я хочу», он порождает собственное Я лл^
    себя, как бы выносит его в виде цели вовне - на общее обо

    'Тэффи Дураки//Ностальгия-Л , 1989.
    227

    зрение, в общее с другими людьми пространство жизни. Какие
    слова произнесет человек, обозначая свою цель? Что последу-
    ет за словами «Я хочу»?

    Эти вопросы не являются праздными, так как слова, про-
    износимые человеком во внешней звуковой форме или в виде
    внутренней речи, могут быть словами свободными - дейст-
    венными, создающими живой текст индивидуальной жизни.
    Эти же слова могут быть и мертвыми формами, убивающими
    в человеке его индивидуальное проявление жизни. Это фан-
    томы сознания - слова без индивидуального содержания, без
    индивидуального смысла, если хотите, вкуса и запаха - пус-
    тые слова, чужие слова. Они не найдены, не созданы челове-
    ком, в них нет его Я, они несут не его цель. Это явление давно
    известно и называется отчуждением. С одной из его форм мы
    встречаемся тогда, когда человек (или мы сами) произносит
    эти самые пустые слова, слова, которые не создают смысла ни
    для говорящего их, ни для слушающего:

    - Что ты от меня хочешь?

    - Я не знаю, что я от тебя хочу, - все хочу! Ничего не хочу.

    Две фразы диалога, и во второй вот они - пустые слова.
    Понять их можно, понять их невозможно.

    Слово - это форма сознания, форма смыслообразования,
    живое слово несет в себе всю глубину сознания - его много-
    значность, многомерность, индивидуальность. Живое, свобод-
    ное слово всегда вызывает отношение, оно не пустое, его нельзя
    не услышать. Когда человек рождает такое слово, он прикаса-
    ется к собственному Я, «эпицентром сознания и самосознания
    является сознание собственного Я», - писал В.П.Зинченко'.

    Возможно, через переживание своих целей, через воплоще-
    ние их в конкретное «Я хочу» человек и находит свое место по
    отношению к картине мира, так как таким образом пережива-
    ет нетождественность своего Я этой картине.

    Но горе человеку, который пользуется пустым словом, пы-
    таясь определить свое место по отношению к картине мира,
    он попадает в пустоту, где нет ни его собственного Я, ни ка-
    кого-то другого содержания, кроме шелухи словесных оболо-
    чек, одного из видов превращенных форм сознания.

    Как известно, сознание обладает свойством инерционно-
    сти, которую в известной степени поддерживают словесные
    формы; даже лишившись или так и не приобретя содержания,
    сознание не только отражает бытие и, следовательно, содер-

    I Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы
    психологии. - 1991. - № 2. - С. 32.

    228

    его в себе, конечно, в отраженном или искаженном свете,

    и создает, творит бытие. Собственное бытие, в котором
    также возможны жизнь и смерть - жизнь и смерть сознания,
    как индивидуального, так и общественного. При всех замеча-
    тельных свойствах сознания - диалогичности, многозначно-
    сти спонтанности, развития рефлексии - оно не обладает
    способностью самовосстанавливаться. Единственной и на-
    дежной помощницей в этом могут быть культура, духовность.
    Именно они содержат в себе идеи жизни, формы воплощения
    этих идей в конкретность действия, образа и представления,
    формирующие цели. Даже произнося эти слова - духовность и
    культура, - невозможно не уточнить, что это не безликие об-
    разования, они персонифицированы, воплощены в бытий-
    ность конкретных исторических людей. Нет и не может быть
    духовности вообще, нет и не может быть культуры вообще.
    Если они и обладают свойством воплощаться (может быть,
    точнее, опредмечиваться) в различных знаковых системах
    (предметах, текстах, образах и тому подобное), то для того,
    чтобы использовать по назначению (духовному, культурно-
    му) воплощенное, нужен человек (люди), умеющий и желаю-
    щий это прочитать, распредметить, очеловечить.

    Не надо далеко ходить за примерами: печальная, тяжелая,
    трагическая история храмов нашей Родины вопиет об этом.
    Если исчезнут люди, умеющие читать воплощенную в предме-
    тах духовность и культуру, предметы эти будут восприни-
    маться только с точки зрения качества их материала, тогда
    будет то, что было (как бы хотелось продолжить - в далеком
    прошлом) совсем недавно, когда церковный кирпич пускали
    для строительства хозяйственных помещений, а древние ико-
    ны рубили на дрова. Это зримо, а незримый страх, обездо-
    ленность - это тоже отчуждение от жизни прошлой, настоя-
    щей и будущей, это небытие живого человека, телесно живого.
    Это та незримая плотность бытия, в которой нет места, нет
    пространства для души, для того «полета в небеса», о котором
    в свое время писал Д.Хармс и хотел, и мог осуществить в сво-
    ей жизни и творчестве:

    Звонить - лететь

    (логика бесконечного небытия)

    1

    Вот и дом полетел.
    Вот и собака полетела.
    Вот и сон полетел.
    Вот и мать полетела.

    Вот и сад полетел.
    Конь полетел.
    Баня полетела.
    Шар полетел.

    229

    Вот и камень полетел.
    Вот и пень полететь.
    Вот и миг полететь.
    Вот и круг полететь.
    Дом летит.
    Мать летит.
    Сад летит.
    Часы летать.
    Рука летать.
    Орлы летать.

    Дом звенит.

    Вода звенит.

    Камень около звенит.

    Мать, и сын, и сад звенит.

    А. звенит.

    Б. звенит.

    ТО летит и ТО звенит.

    Лоб звенит и летит.

    Грудь звенит и летит.

    Эй, монахи, рот звенит!

    Копье летать.

    И конь летать.

    Я дом летать.

    И точка летать.

    Лоб летит.

    Грудь летит.

    Живот летит.

    Ой, держите, - ухо летит!

    Ой,глядите, - нос летит!

    Ой, монахи, рот летит!

    Эй, монахи, лоб летит!
    Что лететь, но не звонить!
    Звон летает и звенеть.
    ТАМ летает и звонит.
    Эй, монахи? Мы летать!
    Эй, монахи! Мы лететь!
    Мы лететь и ТАМ летать.
    Эй, монахи! Мы звонить!
    Мы звонить и ТАМ звенеть.

    1930

    Преодоление звериной серьезности жизни возможно и не-
    обходимо для того, чтобы уменьшить (или даже разрушить)
    ежедневное присутствие в ней смерти. Не для того, чтобы по-
    глупому игнорировать ее неизбежность для своего биологиче-
    ского существования, а для того, чтобы по-мудрому распоря-
    диться силами жизни для осуществления ее как своей.

    Человека всегда учили этому, учат и сегодня. Учат другие
    люди, воздействуя на его чувства и разум через множество
    источников информации. Я склонна думать, что это воздейст-
    вие падает на те существенные переживания, которые случа-
    ются с ребенком в раннем возрасте. Случаются именно с ним,
    при встрече с реальной смертью, по-настоящему близкой,
    ощутимой, переживаемой со всей возможной полнотой при-
    нятия ее факта. Все последующее только трансформация этого
    переживания, его конкретизация и рационализация.

    Может быть, именно в этих переживаниях надо искать на-
    чало этических и нравственных качеств человека, определяю-
    щих меру его воздействия на живое, на свою и чужую жизнь.
    Возможно...

    Я нашла созвучные своим предположениям идеи в вели-
    колепной книге Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смер-

    230

    а изысканность мысли и изящество текста покорили в

    ней навсегда.

    Думаю, что заинтересованный читатель прочтет эту кни-
    гу сам' (она есть и на русском языке), а я просто приведу из
    нее несколько цитат (с. 495-508), чтобы с их помощью еще
    паз определить отношение к заявленной теме о жизни и

    смерти.

    Итак, Филипп Арьес - французский историк, антрополог,
    философ, писатель о своей работе и о ее теме: «Исходной ги-
    потезой была та, которую предложил ранее Эдгар Морен:

    существует связь между отношением человека к смерти и его
    самосознанием, его индивидуальностью. Эта гипотеза и была
    бы той путеводной нитью, что вела меня через огромную массу
    документов, наметив маршрут, которому я следовал от начала
    до конца... я оглядываю разом целое тысячелетие, и это ог-
    ромное пространство кажется мне упорядоченным благодаря
    простым вариациям четырех психологических элементов:

    1) Самосознание.

    2) Защита общества от дикой природы.

    3) Вера в продолжение существования после смерти.

    4) и вера в существование зла».

    Арьес описывает, как на протяжении тысячелетия форми-
    ровались и последовательно сменялись разные модели смерти,
    содержание которых объясняется вариациями этих парамет-
    ров. Он называет эти модели:

    1)«прирученная смерть»,

    2) «смерть своя»,

    3) «смерть далекая и близкая»,

    4) «смерть твоя»,

    5) «смерть перевернутая».

    В первой модели представлены все четыре параметра:

    смерть не является актом только индивидуальным (и жизнь
    тоже), смерть заставляет общество сплотиться в борьбе с ди-
    кими силами природы, смысл «прирученности» смерти в том,
    что конец жизни не совпадает с физической смертью человека;

    смерть ощущается как интимно близкая, привычная, ритуали-
    зованная, она как бы говорит о неотделимости зла от сущно-
    сти человека - миф о грехопадении отвечал всеобщему ощу-
    щению присутствия в мире зла.

    Начиная с XI века эта модель смещается в сторону второй
    модели - «смерть своя» и является результатом «смещения
    смысла человеческой судьбы в сторону индивидуального на-

    ' Арьес ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992.
    231

    чала». Это приводит к экзальтации индивидуальности, безум-
    ной любви к жизни и всему земному. Представление о про-
    должении существования после смерти проникнуто этой стра-
    стью быть собой, человек стал ощущать несоответствие своей
    души и тела, идея бессмертной души овладела умами и все
    шире распространяется с XI по XVIII век. Даже слова «смерть»
    и «умер» заменяются другими: «Бог его душу взял», «отдал
    Богу душу». Появляется практика завещания и окончательно-
    го запрятывания мертвого тела.

    Но уже в XVI веке начинают складываться предпосылки
    для появления модели, которая в наши дни стала неоспори-
    мым фактом - «переворачивание» смерти, которое выражает-
    ся в страхе смерти как боязни быть похороненным заживо,
    боязни, которая подразумевает, что есть некое смешанное и
    обратимое состояние, сочетающее жизнь и смерть.

    В XIX веке определяющим в модели смерти становится из-
    менение индивидуального самосознания - до сих пор его со-
    ставляющим было чувство общности с другими («все умирать
    будем») и чувство собственной специфической индивидуаль-
    ности («смерть своя»). В XIX веке и то и другое ослабевает,
    уступая место третьему чувству - «чувству другого, но близ-
    кого, человека». Отсюда модель «смерть твоя», за которой
    революция идей, политическая, индустриальная или демогра-
    фическая революция.

    «Страх умереть самому в значительной мере сменяется стра-
    хом разлуки с «другими», с теми, кого любишь. Смерть «дру-
    гого», «тебя» возбуждает пафос, прежде отвергавшийся. Древ-
    нее тождество между смертью, физической болью, моральным
    страданием, грехом нарушается. Рай становится местом, где
    воссоздаются земные чувства и привязанности, где им гаран-
    тируется вечность.

    Сегодняшняя модель смерти определяется очень сильно
    выраженным чувством ее приватности, индивидуальной при-
    надлежности. «Сейчас массовое общество восстало против
    смерти. Точнее, оно стыдится смерти, больше стыдится, чем
    страшится, оно ведет себя так, как будто смерти не существу-
    ет. Если чувство "другого", доведенное до своих крайних ло-
    гических следствий, является первой причиной того поведения
    перед лицом смерти, какое мы наблюдаем в наши дни, то вто-
    рая причина - стыд и запрет, налагаемый этим стыдом.

    Стыд этот есть в то же время прямое следствие оконча-
    тельного ухода зла. Подтачивание власти дьявола началось
    еще в XVIII веке, когда и само его существование было по-
    ставлено под сомнение. Вместе с идеей ада стало исчезать

    232

    онятие греха. Все разновидности духовного и морального

    отныне рассматривались не как данности ветхого челове-

    а как ошибки общества, которые хорошая система надзора
    наказания) могла бы устранить. Целью науки, нравствен-
    ности, социальной организации стало счастье, препятствием к
    нему осталось еще физическое зло, оставалась смерть. Устра-
    нить их было невозможно...

    Медицина устранила болезнь и страдание.

    Но если нет зла, что же тогда делать со смертью? Общество
    сегодня предлагает два ответа: один банальный и один ари-
    стократический.

    Первый есть не что иное, как массовое признание бесси-
    лия: не замечать того, чего нельзя предотвратить, вести себя
    так, как будто его не существует... ни индивид, ни общество не
    находят в себе достаточной прочности, чтобы признать
    смерть. Под маской медицины возвращаются пугающая ди-
    кость и неистовство неприрученной смерти... для приручения
    смерти необходима была вера в зло, устранение одного вер-
    нуло другое в состояние первоначальной дикости.

    Вот почему маленькая элита антропологов, скорее, психоло-
    гов или социологов, чем врачей или священников, была пора-
    жена этим противоречием. Они предлагают не столько "уда-
    лить" смерть, сколько "гуманизировать" ее. Необходимо при-
    нять реальность смерти, а не стыдиться ее. Речь идет не о воз-
    вращении веры в зло, но о попытке примирить смерть со сча-
    стьем. Смерть должна только стать выходом, скромным, но дос-
    тойным человека умиротворенного, за пределы общества, гото-
    вого ему помогать, общества, которое уже не терзает и не потря-
    сает слишком сильно идея биологического перехода, без какого-
    либо значения, без боли и страдания, наконец без тревоги».

    Эта профессиональная элита предлагает современному че-
    ловеку множество светских способов осознания и овладения
    собственными мыслями, чувствами, поведением. Достаточно в
    качестве примера перечислить названия упражнений из книги
    Джанетт Рейнуотер «Это в ваших силах» (Как стать собствен-
    ным психотерапевтом. - М.: Издательская группа «Прогресс»,
    «Универс», 1993): «Смерть»', «Рисование смерти», «Ручей»,

    ' С. 207 цитируемой книги: упражнение «Смерть» (I):

    Сядьте прямо в удобной для вас позе. Сделайте несколько глубоких вдо-
    хов. Теперь вернитесь в вашем воображении в раннее детство, когда вы
    впервые узнали, что все живое умирает, что люди смертны?

    Можете ли вы вспомнить те обстоятельства, в которых вы сделали это
    открытие? Вернитесь в эту ситуацию снова, посмотрите, как другие люди,
    взрослые и дети, реагируют на эту драму. Что они чувствуют?

    233

    «Мудрый старец», «Взгляд из старости», «Три года» (моди-
    фикация упражнения «Три вопроса к жизни»)

    Эти упражнения помогают отнестись к смерти как к реаль-
    ности, к своей реальности, и попытаться преодолеть тот страх
    который позволил в свое время Эпиктету сказать о том, что
    вовсе не смерть - источник всех зол, но скорее страх смерти

    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   49


    написать администратору сайта