Главная страница
Навигация по странице:

  • Лев Семенович Выготский (17.11.1896-11.06.1934)

  • Возрастная психология. Абрамова Г. С._Возрастная психология. Что такое возрастная психология 4 Глава 2 в которой коечто о прогрессе 42 оглавление 1241 Абрамова Г. С


    Скачать 4.11 Mb.
    НазваниеЧто такое возрастная психология 4 Глава 2 в которой коечто о прогрессе 42 оглавление 1241 Абрамова Г. С
    АнкорВозрастная психология
    Дата14.09.2022
    Размер4.11 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАбрамова Г. С._Возрастная психология.doc
    ТипГлава
    #677247
    страница22 из 49
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   49
    часть, которая извлекается здесь и теперь из целого, которую
    можно обозначить словосочетанием «может быть». Реально
    существующее и возможное меняются местами, стратегия по-
    знавательной деятельности становится гипотетико-дедук-
    тивной. Формальное мышление становится прежде всего мыш-
    лением с помощью предложений-высказываний.

    Подросток овладевает возможностью формулировать пред-
    ложения о предложениях. Это связано с ориентировкой на
    область гипотетического и возможного; подросток подверга-
    ет возможные переменные комбинаторному анализу, а это,
    как известно, метод, гарантирующий составление исчерпы-
    вающего перечня всех возможностей.

    Итак, гипотетико-дедуктивная позиция, комбинаторный
    метод и другие свойства формального мышления дают в руки
    подростка средства для выделения зависимости между разны-
    ми переменными и степени их влияния друг на друга. Подрос-
    ток не только может осуществлять эмпирические пробы, но и
    правильно (с точки зрения логики) истолковывать результаты
    эмпирических проб.

    Подросток способен в своем мышлении подняться над дей-
    ствительностью в своей фантазии, уходящей корнями в эмпи-
    рический опыт. Он уже может жить не только в настоящем, но
    и в будущем времени, в области предполагаемого, он уже
    ориентируется не только на конкретные свойства мира, но и
    на абстрактные реальности (государство, например).

    У подростка усиливается эгоцентризм (в понимании Пиа-
    же), что происходит всегда, когда человек соприкасается с
    незнакомым ему полем деятельности; эгоцентризм гаснет, как
    только это поле деятельности осваивается. Это поведение
    общей модели уравновешивания, которую Пиаже связывает с
    эволюцией познания вообще.

    Эта модель - модель равновесия - обсуждается Ж.Пиаже
    практически в каждой публикации, он рассматривает процесс
    уравновешивания как механизм перехода от одних состояний
    познания к другим. Само уравновешивание, непрерывное как
    процесс жизни, приводит к появлению дискретных, как бы
    законченных по своему существу, состояний равновесия. В
    процессе уравновешивания состояния равновесия не являются
    однородными, они качественно отличаются друг от друга на
    протяжении всего развития и, кроме того, степень их уравно-
    вешенности разная.

    273

    Понятие уравновешивания тесным образом связано с про-
    цессами ассимиляции и аккомодации. Сам Ж.Пиаже видит в
    своей концепции уравновешивания альтернативу более обще-
    принятой трактовки механизмов изменении как созревания и
    научения (физического и социального). Модель уравновеши-
    вания и равновесия рассматривается им как нечто очень об-
    щее, предполагающее причинные воздействия созревания и
    научения, но подчиняющие их себе. Модель уравновешивания -
    это метамодель, сверхпрограмма осуществляющегося разви-
    тия, она, по мнению Ж.Пиаже, особенно подходит для анали-
    за онтогенетических изменений в познавательном поведении,
    для самого главного источника онтогенеза структур.

    Эта модель приписывает развитию некоторую, даже теоре-
    тическую, направленность. В то же время выделением стадий
    развития интеллекта Пиаже словно бы говорит о его дискрет-
    ности. Но это не так - он решал (и решил!) задачу поиска ос-
    новных линий, пронизывающих все развитие, стремился пока-
    зать его изоморфизм, существующий между разными (внешне
    предельно несходными) уровнями.

    Модель равновесия и уравновешивания указывает на
    принципиальную непрерывность процесса развития тремя
    способами:

    1. Непрерывность обеспечивается существованием общего
    механизма для всех формирующихся познавательных систем
    независимо от уровня их конкретного функционирования.

    2. Различные продукты процесса развития можно описать
    с помощью одного и того же набора параметров, характери-
    зующих состояние равновесия.

    3. Компоненты примитивных стадий развития выделяются
    и объединяются в новую систему, которая и определяет сле-
    дующую, более высокую, стадию развития.

    С точки зрения идей Ж.Пиаже, можно говорить о логике
    действий младенца в том же генетическом контексте, что и о
    логике действий подростка или взрослого.

    После неоднократного внимательного прочтения работ
    Ж.Пиаже, переведенных на русский язык, и работ о его тео-
    рии, с уверенностью могу сказать, что для меня самое инте-
    ресное в этих текстах - метатеория, разрабатываемая Пиаже.
    Универсальность ее мне кажется бесспорной, возможности
    конкретизации бесконечными и узнаваемыми в бытовых фак-
    тах познавательного поведения детей. Метод Ж.Пиаже есте-
    ствен для жизни, для общения взрослого и ребенка, поэтому
    он не привносит в феноменологию следов «искусственно»
    полученных экспериментальных данных, работающих на спе-

    274

    циальную, узкую теорию. Ж.Пиаже работает с глобальными
    явлениями - интериоризацией (усвоением), продуктивностью
    (созданием человеческого в природе), организованной актив-
    ностью, он пытается найти и описать источник организации
    жизни - изменчивой и устойчивой одновременно. Понятие
    равновесия, уравновешивания здесь не является случайным,
    так как оно позволяет характеризовать жизнь как систему,
    обладающую устойчивостью по отношению к силам, дейст-
    вующим на нее извне или изнутри. Эти силы уравновешива-
    ются равными и противоположными силами, что позволяет
    системе сохранять свою целостность через динамическое рав-
    новесие психологических систем действий - внешних или ин-
    териоризированных.

    Метатеория Ж.Пиаже позволяет сравнивать состояния
    равновесия по нескольким параметрам: поле применения,
    подвижность, прочность, устойчивость. Поля применения
    уравновешенных систем отличаются размером - теми свой-
    ствами реальной действительности (объектами и их свойст-
    вами), к которым уравновешенные системы аккомодируются
    и которые они ассимилируют. Подвижность характеризует
    активный характер психологического равновесия - переход
    от одной центрации к другой, естественно, что подвижность
    в мышлении с помощью представлений может быть выше,
    чем сенсомоторные действия и восприятие. Прочность - это
    сопротивляемость системы изменениям состояния (или, мо-
    жет быть, ригидность) в зависимости от изменения воздей-
    ствия. Это связано с переживанием ценности элементов сис-
    темы при появлении, например, новой центрации. Наиболее
    прочными в этом отношении можно считать системы клас-
    сификации, а постоянным сдвигам равновесия подвержено
    восприятие. Устойчивость - важнейшее свойство, и оно свя-
    зано с компенсаторными возможностями системы при на-
    рушении ее равновесия.

    Процесс развития и понимается Ж.Пиаже как последова-
    тельность структур, приходящих в состояние равновесия,
    форма которого изменяется от одной структуры к другой по
    всем описанным параметрам. Процесс уравновешивания
    Пиаже пытается объяснить, исходя их вероятностных моде-
    лей. Он всегда говорил о том, что его интересует не детская
    психология, а генетическая эпистемология - изучение меха-
    низмов, с помощью которых возрастает совокупность зна-
    ний человека. Это огромная сфера не только изучения, но и
    осмысления, интерпретации. Эту сферу знания можно рас-
    сматривать и как прикладную генетическую психологию.

    275

    Свои данные Пиаже применяет не для организации обучения
    и воспитания детей, а для решения философских проблем
    эпистемологии. Это мало кто делал в психологии, поэтому
    результатами работ Пиаже интересуются специалисты из
    разных областей знаний - от философии до физики. Пиаже
    неоднократно говорил и писал о кольце наук - о взаимосвя-
    зи между разными научными дисциплинами; линия связи
    начинается с математики и логики, продолжается в химии и
    физике, затем биология, психология, социология и снова
    возвращается к математике.

    Сами по себе логика и математика созданы человеком и,
    естественно, взаимозависимы с психологией и социологией.
    Человеческое поведение покоится на физиологии так же, как
    на физике и химии, это отношение взаимозависимости есть и
    в генетическом плане, ведь можно в известном смысле сказать,
    что интеллектуальная деятельность человека покоится на
    рефлексах («биологии») младенца.

    Не только в строении наук существует эта круговая зави-
    симость, но и в развитии отношений человека, отдельного,
    индивидуального, с окружающей средой. Человек может по-
    знать мир, только уподобляя его своим умственным структу-
    рам (похоже это на уподобление физических наук логике и
    математике). Познать же самого себя он может только посте-
    пенно овладевая внешним миром, себя как объект он может
    познать только путем последовательных ассимиляции и ак-
    комодации перед внешними объектами (этому явлению, по
    мнению Ж.Пиаже, подобно сведение логики и математики,
    психологии и социологии к физическим наукам).

    Пиаже рассматривает психическое развитие в его целост-
    ности и применяет для этого теории разного уровня обоб-
    щения - от метатеории до узкоспециальной. Возможность
    обсуждать эгоцентрическую позицию человека и ее качест-
    венное изменение в онтогенезе дает ключ к пониманию та-
    ких свойств переживания, как их глубина, устойчивость,
    вариативность и другие. Выделенные Ж.Пиаже стадии раз-
    вития интеллекта позволяют понимать их как появление
    превращенных форм сознания, возникающих из «биологии»
    человека - рефлекторной основы его поведения через опо-
    средование его знаками и символами.

    Экспериментальные исследования Ж.Пиаже дают возмож-
    ность проследить, как складываются инварианты в познава-
    тельной деятельности человека, которые в конечном счете
    будут определять существование у него картины мира и его
    собственного Я.

    276

    Невозможно выразить какое-то однозначное отношение к
    ркстам Ж.Пиаже, они река, в которую каждый раз входишь
    чаново. Восхищение и признательность сменяются неприятием

    даже страхом, с текстом хочется спорить и даже оттолкнуть
    его за неясность, недоговоренность, иногда за очевидность и
    бедность, но это живые тексты. Остается только благодарить
    жизнь, что они есть в научной судьбе.

    Ж.Пиаже доказал, что психическая реальность познавае-
    ма' исследователь порождает ее такой, какой понимает, и
    порождаемое им качество или свойство меняет его самого,
    движение исследователя к исследуемому через собственное
    понимание процесса этого движения - пример научной чест-
    ности и реалистичности в соотнесении собственного Я и ис-
    следователя, и исследуемого предмета; наука, которую постро-
    ил Ж.Пиаже, не имеет конца, она обладает свойством беско-
    нечности, думаю, что это позволяет психологии снять стра-
    дальческую маску якобы переживаемого (пережитого?) кризи-
    са в определении своего предмета. Ж. Пиаже дает ей шанс (и
    не один) стать наукой об индивидуальной жизни человека за
    счет создания не только частных, но и метатеорий. Естествен-
    но, что это требует от человека, занимающегося ею, не только
    овладения частными методиками, но и собственным мышле-
    нием для осуществления необходимых децентраций в понима-
    нии жизни человека.

    Известно, что любая научная теория может взаимодейст-
    вовать с опытом несколькими способами: 1) через проверку
    на истинность путем наблюдения, измерения и эксперимента;

    2) через применение для интерпретации данных опытных ис-
    следований (измерений, наблюдений, экспериментов); 3) через
    применение в практических целях для создания, например,
    какого-нибудь продукта. Проверка научной теории в истории
    науки осуществляется несколькими путями, все они сложно
    переплетены друг с другом. Опытная проверка далеко не все-
    гда оказывается самой главной. Есть еще путь проверки тео-
    рии на совместимость с принятой совокупностью знания; путь
    построения на основе теории гипотез о предполагаемых явле-
    ниях и закономерностях до их опытного получения; путь про-
    Дуцирования (создания) частных теорий; путь сопоставления
    предсказаний теории с опытными данными.

    Думаю, что в истории современной науки о человеке тео-
    рия Ж.Пиаже была и останется метатеорией, сохраняющей в
    ^бе потенциал порождения частных теорий, она представляет
    собой ту относительную истину, которая в определенных пре-
    делах является уже истиной абсолютной.

    277

    Лев Семенович Выготский'
    (17.11.1896-11.06.1934)

    Его называют Моцартом в психологии. Музыку, как из-
    вестно, все чувствуют по-разному. Тексты Л.С.Выготского
    каждый тоже воспринимает как умеет. Традиционно в отече-
    ственной психологии его называют основателем культурно-
    исторической теории и основоположником научной психоло-
    гии, это многократно усложняет мою задачу, возводя чувство
    ответственности в невероятную степень.

    В одной из своих работ Лев Семенович говорил о том, что
    философские проблемы являются «истинными ферментами
    развития главнейших современных психологических теорий»^
    Он писал также об экспериментальной философии, которая
    проникает во все психологические исследования, определяя их
    планирование, интерпретацию, способы получения фактов и
    тому подобное.

    Какие же философские проблемы были основанием для
    размышления самого Л.С.Выготского? Я оставлю этот во-
    прос без ответа и даже без попытки ответить на него, так как
    по доступным мне текстам Л.С.Выготского очень сложно
    судить об этом, а учитывая исторический контекст, в каком
    эти тексты были написаны и опубликованы, задача ответа
    представляется почти утопической. У читателя есть возмож-
    ность познакомиться с шеститомным собранием сочинений
    Л.С.Выготского3 и его отдельно изданными работами и са-
    мому составить о нем представление. Я же пишу о том, что
    поняла сама.

    Л.С.Выготский анализировал проблему культурного раз-
    вития человека, говоря о том, что сущность этого развития
    состоит в овладении ребенком процессами собственного пове-
    дения. Предпосылкой для овладения собственным поведени-
    ем является, по мнению Л.С.Выготского, образование лич-
    ности. Развитие той или иной функции (памяти, внимания,
    мышления, речи, воображения, восприятия) всегда произ-
    водно от развития личности в целом и обусловлено им. Лич-
    ность как бы незримо присутствовала и участвовала в про-
    цессе овладения человеком своими реакциями на протяже-
    нии всей жизни.

    ' Подробно о жизни и творчестве Л. С. Выготского см.: Выгодская Г.Л.
    Его жизнь от начала до конца // Вестник Московского университета (серия
    Психология). - 1994.- № 4.

    Выготский Л. С. Собр. соч.-Т. 6.-С. 137.

    3 Все цитаты по этому собранию сочинений.

    275

    Культурное развитие Л.С.Выготский представляет себе
    как особый тип развития, отличный от физиологического и
    интеллектуального. Это приводит к появлению проблемы
    паспортного возраста как времени возможного несоответст-
    вия параметров развития физиологического, интеллектуаль-
    ного и культурного.

    Культурное развитие связано с появлением как в индиви-
    дуальной истории человека, так и в истории человечества,
    особых форм поведения, видоизменяющих деятельность пси-
    хических функций. Л.С.Выготский предпринимает обширное
    исследование в области сравнительного исторического изуче-
    ния таких психических функций, как память, мышление со-
    временного ему человека и представителей примитивных
    культур. Существенное различие, связанное с изменением
    психических функций, проявляется в употреблении знаков.
    Именно на них строится то поведение, которое в работах
    Л.С.Выготского называется высшим в отличие от биологиче-
    ски развившихся форм поведения.

    Л.С.Выготский считает (и это его принципиальное положе-
    ние), что культурное развитие человечества совершалось при
    его относительно неизменной биологической природе. В инди-
    видуальной истории современного ребенка его культурное раз-
    витие осуществляется при условии динамического изменения
    органического типа. Оно налагается на процессы роста, созре-
    вания и органического развития, образуя с ним единое целое.

    Но для Л.С.Выготского остается фактом то, что необходи-
    мо различать две линии в психическом развитии ребенка, кото-
    рые аналогичны линиям филогенеза: натуральное и культурное.

    Система активности ребенка в каждый момент его жизни
    определяется и степенью его органического развития, и степе-
    нью овладения орудиями. Две различные системы развивают-
    ся совместно, образуя, в сущности, третью систему, новую -
    качественно своеобразную. Если в филогенезе система актив-
    ности человека определяется развитием его естественных или
    искусственных органов, то в онтогенезе система активности
    ребенка определяется и тем, и другим одновременно.

    Пользование орудиями и аппаратами предполагает в каче-
    стве обязательной предпосылки наличие свойственных чело-
    веку органов, функций. Жизнь ребенка в культуре обусловле-
    на созреванием у него соответствующих функций и аппара-
    тов. Получается, например, так, что нормальный ребенок
    овладевает языком на определенной стадии биологического
    созревания, если его мозг и речевой аппарат развиваются нор-
    мально, позже он овладевает основными логическими опера-

    279

    циями, счетом и т.д. В истории психологии это привело к ук.
    реплению мнения о том, что овладение структурными форма-
    ми поведения является столь же естественным симптомом
    органического развития, как и физиологические или анато-
    мические признаки тела. Эти симптомы стали приниматься за
    содержание органического развития.

    Л.С.Выготский уделяет большое внимание истории разви-
    тия дефективного, то есть биологически неполноценного
    ребенка, чтобы на этом методическом пути найти ключ к ре-
    шению проблем культурного развития. Он пишет о том, что
    история развития дефективного ребенка позволяет увидеть и
    понять обходные пути культурного развития, то есть пути
    построения специальных форм для овладения человеком соб-
    ственным поведением.

    Культурный возраст человека как показатель его культур-
    ного развития Л.С.Выготский связывал с проблемами адап-
    тации к жизни в конкретных исторических условиях. Он от-
    мечал, что культурное развитие человека нетождественно его
    интеллектуальному и физиологическому возрасту, обращая
    внимания на факты несоответствия их.

    Он говорил о том, что между культурным развитием и при-
    родной одаренностью человека отношения очень сложные:

    культурное развитие имеет тенденцию к нивелированию от-
    дельных различий естественной одаренности, а с другой - к
    увеличению масштаба и расширению разброса различных сте-
    пеней одаренности. По мнению Л.С.Выготского, определение
    уровней культурного развития, сама проблема его измерения
    непосредственно связана с научными подходами к специальной
    одаренности, которая прежде всего одаренность интеллекту-
    альная, проявляющаяся в овладении сутью какой-либо опера-
    ции и независимо от различных изменений ситуации действия.

    Создание метода исследования, адекватного научной зада-
    че, поставленной Л.С.Выготским, - задаче изучения культур-
    ного развития ребенка (проблема высших психических функ-
    ций), требовало от него решительного выхода за методологи-
    ческие пределы традиционной детской психологии для иссле-
    дования развития того высшего, по его словам, синтеза, кото-
    рый с полным основанием должен быть назван личностью
    ребенка. «История культурного развития ребенка приводит
    нас к истории развития личности»'.

    В своих работах Л.С.Выготский дает подробное обосно-
    вание своему методу, который сегодня называют эксперимен-

    I Выготский Л.С. Собр. соч.-Т. З.-С. 41.
    280

    ально-генетическим. Прежде чем изучать развитие, психолог
    полжен определить, что развивается. «Наши психологические
    окаменелости показывают в застывшем, в остановившемся
    виде свое внутреннее развитие. В них соединены начало и
    конец развития. Они сами в сущности стоят уже вне процесса
    развития. Их собственное развитие закончено. В этом соеди-
    нении пластичности и окаменелости, исходных и конечных
    точек развития, простоты и завершенности их огромное пре-
    имущество для изучения, делающее их несравненным предме-
    том исследования. Они как бы предназначены стать его на-
    чальным пунктом, дверью, основой его метода»'.

    Возможность анализировать эти застывшие формы пове-
    дения возникает при создании ситуации выбора, принятия
    решения, когда человек должен осознать наличие нескольких
    стимулов и выбрать схему своего поведения. Обобщенным
    вариантом такой ситуации является ситуация Буриданова
    Осла, оказавшегося между двумя равными охапками сена.

    Л.С.Выготский говорит о том, что в этой ситуации в упро-
    щенной, идеальной форме представлена вся проблема его ис-
    следования - проблема стимула-реакции. Он говорит о том, что
    человек на месте осла бросил бы жребий и овладел ситуацией.

    Суть метода состоит в том, чтобы создать такую ситуа-
    цию, где поведение человека определяется не наличными сти-
    мулами, а новой или изменившейся ситуацией, созданной
    самим человеком.

    Наличие в поведении человека не только заданных, но и
    созданных им стимулов является для Л.С.Выготского отличи-
    тельной чертой психологии человека. «Для человеческого
    приспособления существенно активное изменение природы
    человека»2. Оно основано на рефлекторной активности чело-
    века и на возникновении ее нового регулятивного принципа,
    обеспечивающего психологическую связь между людьми, -
    это принцип знакового опосредования. Знаки - это искусст-
    венно созданные стимулы, назначение которых состоит в том,
    чтобы воздействовать на поведение в образовании новых ус-
    ловных связей.

    Переход от социального воздействия вне личности к соци-
    альному воздействию внутри личности Л.С.Выготский счи-
    тал центром своего исследования. Так, человек, завязываю-
    щий узелок (знак) на память (создающий ситуацию опосредо-
    ванного поведения), является одновременно и ключом и аппа-

    ' Выготский Л.С. Собр. соч.-Т. З.-С. 65.
    2 Там же. - С. 80.

    281

    ратом, к которому этот ключ подходит. Соединение в одном
    лице активной и пассивной роли - это вопрос о личности и ее
    отношении к поведению. «Высшие психические функции ха-
    рактеризуются особым отношением к личности. Они пред-
    ставляют активную форму в ее проявлениях... Культурные
    формы поведения суть именно реакции личности»'.

    Л.С.Выготский считал, что через изучение культурного
    развития психических функций психология гуманизируется.

    Изобретение и употребление человеком знаков в качестве
    вспомогательных средств при разрешении какой-либо психо-
    логической задачи, стоящей перед человеком (запомнить,
    сравнить, сообщить, выбрать и тому подобное), представляет
    аналогию с изобретением и употреблением орудий как мо-
    мент создания инструмента.

    Употребление орудий и употребление знаков - это прояв-
    ление опосредующей деятельности, одного из главных изо-
    бретений человеческого разума. Понятие об опосредующей
    деятельности, понятие об употреблении орудий и понятие об
    употреблении знаков для Л.С.Выготского - способ мышле-
    ния, логическая схема для анализа культурного развития че-
    ловека как целостности, как общего потока его жизни.

    Основой реального расхождения в поведении человека ли-
    нии употребления знаков и линии употребления орудий явля-
    ется их различная направленность. Орудие - это средство
    воздействия человека на объект его деятельности, оно на-
    правлено вовне. Его цель - вызвать изменения в объекте, во
    внешней деятельности человека. Знак ничего не изменяет в
    объекте, с которым связан, он - «средство психологического
    воздействия на поведение - чужое или свое»2, средство внут-
    ренней деятельности, направленной на овладение человеком
    самим собой, знак направлен внутрь. Применение знака зна-
    менует выход за пределы органической системы активности,
    существующей для каждой психической функции.

    Л.С.Выготский считал свой метод аналитическим, приме-
    няя его для исследования строения высших психических функ-
    ций, полагая, что психологическая теория изменяет понима-
    ние анализа в зависимости от общего принципиального под-
    хода к психологическим проблемам. За анализом скрывается
    понимание автором фактов теории, вот почему вместе с изме-
    нением методологического подхода к психологическому ис-
    следованию изменяется и сам характер анализа.

    1 Выготский Л.С. Собр. соч.-Т. З.-С. 84.

    2 Там же. - С. 90.

    282

    Для Л.С.Выготского анализ высших форм поведения вклю-
    чает следующие главные моменты. Первый состоит в различе-
    нии анализа вещи и анализа процесса. Это предполагает уход
    от логики твердых тел, которая чаще всего осуществлялась в
    психологических теориях. Так, на место анализа вещи встает
    анализ процесса, что естественно приводит к необходимости
    восстановления всех моментов развития данного процесса, то
    есть главной задачей анализа является возвращение процесса к
    его начальной стадии - превращение вещи в процесс. Двигаться
    от процесса к его отдельным моментам - это суть эксперимен-
    тально-генетического метода, который искусственно вызывает
    и воссоздает генетически процесс психического развития. Ина-
    че Л.С.Выготский называл это динамическим анализом.

    Второй главной составляющей анализа является противо-
    поставление его описательных и объяснительных задач. Ана-
    лиз, по мнению Л.С.Выготского, возможен только как объек-
    тивный, потому что он хочет вскрыть не то, чем наблюдае-
    мый факт кажется нам, а то, чем он является на самом деле.
    Его интересует не непосредственное переживание, которое
    открывает интроспективный анализ, а реальная связь внешне-
    го и внутреннего, которая лежит в основе изучаемой высшей
    формы поведения. Само объяснение становится возможным
    постольку, поскольку не исключается внешнее проявление
    вещей и признаков изучаемого процесса. В ходе анализа по
    необходимости рассматривается известный процесс как круг
    возможностей, который при соответствующих условиях при-
    водит к образованию устойчивых форм поведения. Объясне-
    ние этих форм поведения ставится в подчиненное положение
    по отношению к их действительному происхождению.

    Третье положение связано с тем, что существуют такие пси-
    хологические процессы, которые уже завершили путь развития.
    Л.С.Выготский называет их омертвелыми, окаменелыми. Об-
    наружить их можно в автоматизированных или механизиро-
    ванных психических процессах, где они давно потеряли свой
    первоначальный облик (например, письмо, чтение, речь, счет
    взрослого человека). Элементарные процессы и управляющие
    ими закономерности спрятаны в высших формах поведения, то
    есть проступают в них в неявном виде; основу и содержание
    высшей формы составляет низшая, высшая возникает только на
    известной ступени развития и сама непрестанно снова перехо-
    дит в низшую форму. Всякая высшая форма поведения невоз-
    можна без низших, но наличие низших, или побочных, форм не
    исчерпывает существа главной. Это основные принципы для
    изучения структуры высших психических функций.

    283

    Л. С. Выготский пришел к заключению о том, что в высшей
    структуре функциональным определяющим целым, или фоку-
    сом всего процесса, является знак и способ его употребления-
    он считал, что ключом к овладению поведением является дей-
    ствие со стимулами, теми вспомогательными стимулами, ко-
    торые его опосредуют.

    Роль стимулов-знаков показана в экспериментах Л.С.Вы-
    готского и его сотрудников с применением методики опосре-
    дованного выбора, или, как ее называют, методики двойной
    стимуляции.

    Один из вариантов такой методики был разработан и экспе-
    риментально опробован А.Н.Леонтьевым. Суть методики со-
    стояла в том, чтобы в ходе исследования ребенок встал перед
    задачей овладеть процессами своего внимания при помощи
    внешних стимулов - средств. Перед ребенком стоит задача,
    требующая от него длительного напряжения внимания, сосре-
    доточения. А.Н.Леонтьев проводил с ребенком игру по типу
    игры в фанты с запрещением: «Да» и «Нет» не говорить, бело-
    го, черного не называть. Испытуемый должен был отвечать на
    вопросы названием определенного цвета, но не называть за-
    прещенные цвета. Это очень сложные задачи для детей 8-9 лет.
    Второй ряд стимулов - это цветные карточки, которые ребе-
    нок мог использовать для организации своего внимания.

    Результат введения этих карточек сказывается очень быст-
    ро: число неправильных ответов падает - устойчивость вни-
    мания повышается при помощи вспомогательных стимулов.
    В ходе исследования была получена такая закономерность:

    у дошкольника опосредованное внимание почти не снижает
    процента ошибок, у младшего школьника процент ошибок
    падает почти в два раза, у старшего - в десять раз. Только у
    взрослых наблюдается крайне незначительное падение числа
    ошибок при обращении к карточкам. Качественный анализ
    поведения ребенка и взрослого во время исследования сопос-
    тавлялся с данными других авторов (Т.Рибо, Титченера) и,
    что очень важно для Л.С.Выготского, - с живой жизнью.

    «Если эксперимент открывает нам последовательность
    или закономерность какого-нибудь определенного рода, мы
    никогда не можем ограничиться этим и должны спросить
    себя, как же протекает исследуемый процесс в условиях дей-
    ствительности, реальной жизни, что заменяет руку экспери-
    ментатора, который намеренно вызывал процесс в лабора-
    тории. Одной из важнейших опор при перенесении экспери-
    ментальной схемы в действительность являются данные,
    полученные неэкспериментальным путем. Мы уже указыва-

    284

    ли, что видим в них серьезное подтверждение правоты на-
    шей схемы»'.

    Мне этот тезис Л.С.Выготского представляется крайне
    важным и, думаю, чрезвычайно актуальным, так как это один
    из путей для построения психологической теории, адекватной
    не только логике экспериментатора, но и логике жизни.

    В работах Л.С.Выготского построение модели культурно-
    го развития связано с попыткой преодоления интеллектуаль-
    ного и механистического взгляда на развитие ребенка. Интел-
    лектуалистический взгляд выводит культуру из работы чело-
    веческого интеллекта, а развитие ребенка понимается как
    освоение логической операции. Механистический взгляд рас-
    сматривает высшие формы поведения исключительно с точки
    зрения его исполнительного механизма как качества приспо-
    собления, качества адаптации. Односторонний подход этих
    взглядов преодолевается в естественной истории знаков. Она
    позволяет увидеть, что культурные формы поведения имеют
    естественные корни в натуральных формах, что они крепко
    связаны с ними, что они возникают не иначе, как на основе
    этих последних.

    Задача психологии формулируется Л.С.Выготским как за-
    дача исследования реального своеобразия поведения ребенка
    во всей полноте и всем богатстве его содержания, во всей диа-
    лектической сложности и противоречивости этого процесса,
    как писал Л.С.Выготский, преодоления трудностей и приспо-
    собления. Необходимость видеть процесс в его диалектиче-
    ских проявлениях обусловлена и тем, что в психологии (и
    сегодня, к сожалению) господствует взгляд на детское разви-
    тие, как на рост растения, эволюционные идеи прямо или
    косвенно присутствуют в понимании процесса развития.
    Л.С.Выготский неоднократно говорил и писал о переломных,
    скачкообразных революционных изменениях, которыми пол-
    на история детского развития. Эволюция и революция, пе-
    риодичность и диспропорция, метаморфозы и окаменение
    функций - это проявление диалектики культурного развития.

    История культурного развития ребенка, по Л.С.Выгот-
    скому, это история столкновения развитых форм поведения,
    с которыми встречается ребенок, с примитивными формами,
    характеризующими его собственное поведение. Мне кажется
    очень важным, с точки зрения сегодняшнего дня, тезис
    Л.С.Выготского о том, что «детское развитие менее всего на-
    поминает стереотипный, укрытый от внешних влияний про-

    ' Выготский Л.С. Собр. соч.-Т. З.-С. 130.
    285

    цесс: здесь в живом приспособлении к внешней среде соверща.
    ется развитие и изменение ребенка. В этом процессе возника-
    ют новые и новые формы, а не просто стереотипно воспроиз-
    водятся звенья уже заранее сложившейся цепи». Если всякая
    новая стадия эмбриона (а с его изменением часто отождеств-
    ляют развитие) заключена в его предшествующей стадии
    содержится в ней потенциально и проявляется благодаря на-
    личию этих потенций, то это процесс не столько развития,
    сколько роста и созревания. Рост и созревание присутствуют
    и у ребенка, но в истории культурного развития большое ме-
    сто занимают те формы поведения, которые возникают из
    реального столкновения организма и среды и живого приспо-
    собления к среде.

    Я думаю, что неслучайно слова о жизни, живом приспособ-
    лении встречаются в текстах Л.С.Выготского очень часто. Хотя
    у него нет единого текста о целостной картине мира или сущно-
    сти жизни человека, но системный анализ, какой разворачива-
    ется на каждой странице его работ, приводит к необходимости
    целостной философской позиции, как писал Л.С.Выготский,
    взгляда на проблему с высоты птичьего полета, не только для
    того, чтобы не утонуть в эмпирических фактах, но и для того,
    чтобы сделать возможной саму исследовательскую позицию
    психолога в отношении проблем развития.

    Для самого Л.С.Выготского эта позиция является естест-
    венной и необходимой, она позволяет ему формулировать
    фундаментальные законы психологии развития, которые он
    обнаружил, изучая историю развития знаков. Один из глав-
    ных и фундаментальных законов состоит в том, что в процес-
    се развития ребенок начинает применять по отношению к себе
    те самые формы поведения, которые первоначально другие
    применяли по отношению к нему. Он усваивает социальные
    формы поведения и переносит их на самого себя. Знак всегда
    первоначально является средством социальной связи, средст-
    вом воздействия на других и только потом оказывается сред-
    ством воздействия на себя.

    Наверное, одной из самых распространенных цитат из ра-
    бот Л.С.Выготского является его фраза (многократно повто-
    ряемая в различных текстах) о том, что «отношения между
    высшими психическими функциями были некогда реальными
    отношениями между людьми».

    Эти отношения бывают двух видов: непосредственные и
    опосредованные. Непосредственные основаны на инстинк-
    тивных формах поведения - это выразительные движения и
    действия. Опосредованные отношения связаны с использова-

    286

    ием знака - он регулирует общение, устанавливает дистан-
    цию и тому подобное.

    Л С.Выготский считал, что подражание и разделение
    функций между людьми - основной механизм модификации и
    трансформации функций самой личности. Более подробно
    этот механизм анализировался как механизм вращивания -
    перерастания внешних операций во внутренние. Он выделяет
    три типа такого вращивания: 1) по типу шва; 2) пришивание
    целиком; 3) усвоение правил пользования внешними знаками,
    или структурами процесса. При первом типе вращивания
    возникает необходимость создания промежуточного средства,
    соединяющего стимул и реакцию. Постепенно это промежу-
    точное средство теряет свое связующее значение, и образуется
    непосредственная связь между стимулом и реакцией, операция
    из опосредованной становится прямой. Второй тип организа-
    ции - вращивание целиком - состоит в том, что после много-
    кратного восприятия ряда стимулов и воспроизведения реак-
    ций, соответствующих этому ряду, происходит переход опе-
    рации внутрь - разница между внешними и внутренними сти-
    мулами сглаживается.

    Третий тип вращивания самый главный. Скажу о нем
    словами самого Л.С.Выготского: «Ребенок усваивает самую
    структуру процесса, усваивает правила пользования внешни-
    ми знаками, а так как у него внутренних раздражителей больше
    и он ими оперирует легче, чем внешними, то в результате ус-
    воения самой структуры ребенок скоро переходит к использо-
    ванию структуры по типу внутренней операции»'.

    Только так, как живой процесс, полный противоречий,
    предлагает Л.С.Выготский рассматривать культурное разви-
    тие ребенка. Отчасти поэтому его так трудно измерять и оп-
    ределять, точно диагностировать, для того чтобы увидеть
    содержание и роль в жизни как нормального, так и ненор-
    мального ребенка. Л.С.Выготский ставил перед собой задачу
    анализа культурного развития ребенка как целого в его воз-
    растных изменениях, к сожалению, она осталась нерешенной.
    Сегодня можно говорить об основном подходе Л.С.Выгот-
    ского к этой проблеме. Я думаю, что в нем заложено множе-
    ство творческих возможностей, еще не использованных со-
    временной наукой.

    В текстах Л.С.Выготского есть подробное описание куль-
    турного развития отдельных психических функций (памяти,
    внимания, восприятия, мышления), основанное на исследова-

    ' Выготский Л.С. Собр. соч.-Т. З.-С. 161.

    287

    ниях, наблюдениях, фактическом материале, а подход к син-
    тетическому пониманию культурного развития только наме-
    чен в виде общих положений.

    Реализация их предполагает большую работу по накопле-
    нию первичного фактического материала, эмпирических и
    теоретических обобщений, изучению частных закономерно-
    стей и выявлению все более широких законов.

    Первым по значимости положением для решения постав-
    ленных задач Л.С.Выготский считал представление о том, что
    процесс культурного развития может быть понят как развитие
    личности и мировоззрения ребенка. Он осознавал, что эти
    понятия - личность и мировоззрение - не являются точными
    научными терминами, они требуют работы не только по
    уточнению их содержания, но и по сопоставлению и ограни-
    чению от сходных понятий.

    Мне представляется чрезвычайно важным, что Л.С.Вы-
    готский склонен был ставить знак равенства между лично-
    стью ребенка и его культурным развитием. Таким образом,
    множество признаков индивидуальности, отличающих чело-
    века от других людей, относящих его к тому или другому
    типу людей, не имеют решающего значения для понимания
    личности. Для Л.С.Выготского понятие личности охватыва-
    ет в человеке его надприродные свойства, это то социальное
    и историческое содержание, которое отличается признаком
    овладения. В этом смысле коррелятом личности будет отно-
    шение примитивных, по словам Л.С.Выготского, и высших
    реакций.

    Под мировоззрением он понимал культурное отношение
    ребенка к внешнему миру, оно не тождественно логической,
    продуманной, оформленной в осознанную систему картины
    мира. Л.С.Выготский говорил о том, что мировоззрение у
    ребенка отсутствует довольно долго - вплоть до поры поло-
    вого созревания.

    Меня очень привлекает идея Л.С.Выготского о том, что
    личность развивается как целое, и только в целях научного
    анализа можно выделить какие-то ее стороны, предельно аб-
    страгируясь от целого. Экспериментальные и теоретические
    исследования убедили Л.С.Выготского в том, что предостав-
    ленные сами себе низшие естественные психические процессы
    не могут перейти в процессы общего культурного поведения.
    Только тогда, когда личность овладевает той или иной фор-
    мой поведения, эти функции становятся высшими. Целое
    (личность) было раньше своих частей, органы и функции из-
    меняются в зависимости от изменения целого.

    «Сущность культурного развития, - писал Л.С.Выгот-
    ский -заключается в том, что человек овладевает процессами
    собственного поведения, но необходимой предпосылкой для
    овладения является образование личности, и поэтому разви-
    тие той или иной функции всегда производно от развития
    личности в целом и обусловлено им».

    Второе положение, о котором говорил Л.С.Выготский,
    связано с тем, что культурное развитие ребенка как личности
    представляет собой качественно неоднородный процесс, а его
    составляющие взаимообусловлены в каждый момент времени.

    Третье положение касается поиска связующего звена меж-
    ду органической жизнью и жизнью личности. По мнению
    Л.С.Выготского, это содержание культурного развития чело-
    веческих эмоций и влечений, возникновение социальных и
    культурных потребностей.

    Описывая возрастные особенности культурного развития
    ребенка в целом, Л.С.Выготский выделяет следующее психо-
    логическое содержание, важное для понимания этого про-
    цесса. Так, новорожденного ребенка он называет естествен-
    ным существом в полном смысле этого слова. Его культур-
    ные формы поведения носят полуорганический характер и
    связаны с реакцией на человеческий голос и восприятие дру-
    гих людей. Культурное развитие новорожденного проявля-
    ется в овладении орудиями, оно разворачивается как движе-
    ние от инстинктов к условным рефлексам и простейшим
    формам мышления.

    Приобретенные речью младенца социальные функции (на-
    правленность на другого человека) и выход за пределы естест-
    венных возможностей организма через употребление орудий
    составляют основу его дальнейшего культурного развития.

    Долгое время каждое действие ребенка носит смешанный
    характер - природно-исторический, примитивно-культурный
    или органически-личностный. Л.С.Выготский называет это
    время магическим, так как у новорожденного отсутствует
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   49


    написать администратору сайта