Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье Прелюдия
![]()
|
Критская. Музыка, 4 класс 3 четверть Урок 8. Жанр прелюдии в творчестве композиторов Тема: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье: Прелюдия Цели и задачи урока: - познакомить учащихся с историей развития жанра прелюдии, проиллюстрировав его звучанием музыкальных произведений Баха, Шопена, Рахманинова; - познакомить с Фортепианной прелюдией до-диез минор С. Рахманинова; - развивать навыки разбора, анализа музыкальных произведений; - развивать умение самостоятельно работать с учебником; - развивать творческие способности, внимание, усидчивость и воображение; - воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость; - воспитывать чувство патриотизма. Музыкальный материал: Прелюдия до мажор из двухчастного цикла «Прелюдия и фуга № 1» И.-С. Баха («Хорошо темперированный клавир», том I); Прелюдия №7 Ф. Шопена; Фортепианная прелюдия до-диез минор С. Рахманинова; «Звездная река» (Песенка Гека) из мюзикла «Том Сойер и другие», слова и музыка В. Семенова; «Песня о России» В. Локтева, «Родные места» Ю. Антонова. ХОД УРОКА ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 1. Организационный момент 1) Музыкальное приветствие. Мотивация - Здравствуйте, ребята! - Здравствуйте, учитель! - Прозвенел уже звонок, Начинается урок. В путешествие пойдём, В Страну музыки попадём: Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. А чтобы веселей шагать, Будем песни распевать! Повторение песни «Звёздная река» из мюзикла «Том Сойер и другие», слова и музыка В. Семёнова (проверка домашнего задания). 2) Актуализация опорных знаний. Целеполагание А) Кто изображён на портрете? ![]() Вопросы и задания: - Узнайте композитора, чьё творческое наследие является неотъемлемой частью русской художественной культуры и входит в золотой фонд классической русской музыки. - Какие его сочинения вам уже знакомы? - Вокализ. Концерт для фортепиано с оркестром. Романс «Сирень». Б) Творчество композитора С. Рахманинова (Работа с учебником) - Прежде, чем мы познакомимся с новым музыкальным произведением этого величайшего русского композитора, давайте вспомним и исполним уже знакомые вам произведения. Откройте учебник на стр. 9. Спойте мелодию по нотной записи, выделяя при этом характерные рахманиновские интонации. А) Пропевание главной темы Концерта для фортепиано с оркестром №3 – Учебник, стр. 9; Б) Пропевание Вокализа (фрагмент) - стр. 12; В) Исполнение фрагмента романса «Сирень» - стр. 81. - Какова особенность интонаций С. Рахманинова? - Лиричность мелодий, напевность, протяжность, родство с народными напевами. - В каких жанрах написаны эти музыкальные произведения? - Жанр концерта, вокализ, романс. - Фортепианная музыка занимает весомую часть в творчестве Рахманинова. Он сам был виртуозным исполнителем. Отдельным выдающимся музыкальным пластом можно назвать его Прелюдии для фортепиано. Сегодня, ребята, мы познакомимся с новым для вас музыкальным жанром – прелюдией, узнаем историю развития этого жанра, послушаем музыкальные композиции и Рахманинова, и других композиторов, работавших в этом жанре. История развития жанра прелюдии 1) Прелюдия как вступление Прелюдия, прелюд(от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступление) — небольшая инструментальная пьеса. Первоначально прелюдия представляла собой импровизационного характера вступление к основной пьесе (обычно фуге) двухчастного цикла (например, прелюдии и фуги «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха) или к многочастному циклическому произведению (например, сюите). Например, ассоциации, связанные с уже знакомой вам прелюдией Баха, предваряющей звучание фуги до мажор - это образ цикла «Благовещение». Основой его послужил текст Евангелия от Луки (гл. I, ст. 26-38). Архангел Гавриил, посланный Деве Марии, сообщил ей благую весть, что у нее родится Сын, зачатый непорочно от сошествия Духа Святого, и наречется Иисусом, и это будет сын Божий и Спаситель. Поэтому в музыке прелюдии отразилось образное восприятие: «земля, небо, эфир, колебания крыльев в эфире». В музыке прелюдии Бах использовал мелодию молитвы «Аvе Маriа». Прослушайте, вспомните прелюдию, передайте словами свои ассоциации (впечатления), связанные с этой музыкой. Слушание, музыкальный анализ Прелюдии до мажор Баха (ХТК) - Звучание прелюдии передает «ангельский свет», чистоту, надежду. - Какими выразительными средствами пользовался композитор, чтобы создать такой проникновенный образ? - Волнообразный ритм, неторопливый темп, тембр звучания – мягкий, нежный. Характер музыки – лирический. - Лютнеобразная фактура вызывает ассоциации с живописными изображениями ангелов, в руках которых музыкальные инструменты (лютни). Фактура выписана Бахом дифференцированно: бас - средний голос - арпеджированные фигурации. Это соответствует трем уровням: земля - человек - небо. Так называемым дирижером является средний голос, так как он задает основную ритмическую пульсацию шестнадцатыми. Речитатив в конце прелюдии истолковывался как «слово», «весть». 2) Прелюдия как самостоятельное произведение В 16-17-ых вв. складывается жанр прелюдии как самостоятельной пьесы. А уже в 19 в. прелюдия становится одной из самых распространенных форм в творчестве композиторов-романтиков: например, циклы фортепианных прелюдий Ф. Шопена, А. Скрябина и др. Прослушайте Прелюдию Ф. Шопена. Расскажите о впечатлениях, возникших у вас под воздействием этого сочинения. Слушание Прелюдии №7 (ля мажор) Ф. Шопена. Музыкальный анализ. - Характер музыки – лёгкий, изящный. Сочинение напоминает одновременно и песню, и танец. - Разъясните использование композитором выразительных средств. - Танцевальный ритм, мажорный лад, певучая мелодия. Написано произведение в малой форме. - Прелюдия Шопена Ля-мажор - миниатюрна. Но в ней ярко проявилось умение Шопена в малой форме сказать что-то большое и важное. Это - изящная, грациозная пьеса, своим танцевальным ритмом она напоминает мазурку. Черты танца здесь очевидны: трехдольность, пунктирный ритм мазурки и вальсовый аккомпанемент. Но это не сам танец, а как бы светлое поэтичное воспоминание о нём, всплывающие в памяти его моменты: воспоминания о далекой любимой Родине - Польше, на землю которой Шопену больше не суждено ступить. Но главное в ней - проникновенная, «говорящая» мелодия, соединяющая в себе песенность и выразительность человеческой речи. Певучие интонации в самой мелодии придают ей лирическую напевность. В музыке прелюдии Ля мажор сразу обращают на себя внимание ее мажорный лад, начальная лирическая секста, размер и ритм мазурки. Она будто навевает свет, тепло и душевный покой. Ученики Ф. Шопена в своих воспоминаниях называют ее «Польская танцовщица»: «Восхитительные воспоминания, подобно благоуханию, возникают в памяти». Советская пианистка М.В. Юдина называет прелюдию «Свет души». Каждая фраза прелюдии заканчивается троекратным повтором какого-либо аккорда - возникает эффект эха, придающий музыке характер грёзы, задумчивости. Сравните музыку Шопена с удивительной картиной французского импрессиониста Клода Моне, в которой художник запечатлел романтическое место - свой прекрасный сад и усадьбу в Живерни. Что их объединяет? Рассматривание картины К. Моне «Сирень на солнце». - Одинаковое настроение: лёгкость, воздушность. - Совершенно верно, произведения будто выстроены на едином интонационном материале и выражают одно настроение. 3) Многоплановая трактовка прелюдий В 20-ом в. жанр прелюдия трактуется многопланово (в различных вариантах): - выполняет вступительную функцию (примеры: прелюдии и фуги Д. Шостаковича, Р. Щедрина), - является самостоятельной пьесой (например, как у С. Рахманинова, Д. Шостаковича), - является развернутой композицией (пример: «Прелюды» для оркестра К. Дебюсси). «Вокальный раздел» урока Задачи: исполнение песен (целиком или фрагментами) в целях служения контраста к восприятию нового произведения. - Сегодня, ребята, вы говорили уже, что душой рахманиновской музыки является лиричность, мелодичность. Лиричные мелодии Рахманинова, действительно, очень сходны с народными песнями. Например, такими песнями как «Ты река ль моя, реченька», «Со вьюном я хожу», «У зори-то, у зореньки» и другими, а также многими современными песнями: «Моя Россия» Г. Струве, «Песня о России» В. Локтева, «Родные места» Ю. Антонова. Исполнение песен: 1) «Ты река ль моя, реченька» - фрагмент; 2) «Со вьюном я хожу», р.н.п. – фрагмент; 3) «У зори-то, у зореньки» - фрагмент; 4) «Моя Россия» Г. Струве – фрагмент; 5) «Песня о России» В. Локтева – фрагмент; 6) «Родные места» Ю. Антонова. 3. С. Рахманинов. Прелюдия до-диез минор - Мелодия - основа музыкального мышления композитора С. Рахманинова. Внимательно прочитайте текст на с. 112 Учебника и рассмотрите нотную запись. А теперь прослушайте в записи начальные такты пьесы, сопоставляя их звучание с нотной записью. А) Прослушивание начала Прелюдии до-диез минор С. Рахманинова. Музыкальный анализ - Сколько действующих лиц рисует музыка в начале произведения? - Образы пьесы близки друг другу по эмоциональному строю или контрастны? Если контрастны, то какими средствами добивается композитор различия образов? Ответы четвероклассников. - Теперь послушайте всю Прелюдию целиком и проследите за тем, как развиваются главные интонациипервой части, как изменяется образный строй пьесы в середине сочинения, каковы особенности развития музыки в последней, третьей части. Б) Прослушивание и музыкальный анализ всей Прелюдии по плану: - Чтение текста Учебника на стр. 113; - Ответы на вопросы. - Характер музыки патетический, суровый, волнующий; слышны и тревожные, и лирические интонации. - Вначале фортепианные аккорды напоминают тревожные удары колокола, которые звучат и грозно, и скорбно. 1-я часть звучит мерно, без особых волнений. - Средняя часть звучит взволнованно, напряжённо, возбуждённо и, одновременно, мягко, глубоко. - В заключительной части прослушиваются темповые изменения – быстрее, чем в 1-й части. Заканчивается прелюдия очень тихими аккордами. - Вся прелюдия проходит равномерно, в раздумье. Крещендо и диминуэндо сменяют друг друга плавно. - Вступление воплощает главную идею этого сочинения - идею грозной, богатырской силы, идею судьбы. Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола. Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой. Мощное звучание октавных унисонов в низких регистрах фортепиано действительно создаёт эффект колокольного звона, величавого и скорбного. Мрачный, тревожный характер Прелюдии Рахманинова как бы предвещает «неслыханные перемены, невиданные мятежи» конца 19-нач. вв. в России. В этом сочинении композитор удивительным образом показывает свое отношение к тому, что происходит на его Родине. И главную мысль о России он претворяет в разнообразии «колокольных звучностей» фортепиано — то суровых и мужественных, то тревожных и скорбных. ![]() Экспозиция прелюдии почти вся выдержана в нюансе ррр; в ней ощущается огромная властная сила, как будто скованная глубокой скорбью. Рахманинов объединяет тему вступления с хоральными мягкими аккордами в едином маршевом движении. В стремительных же пассажах средней части угадываются черты бури, натиска, порыва. Уже самое начало среднего раздела прелюдии создает атмосферу взволнованности, смятенности. Музыка приобретает большой размах и драматическую напряженность; одна фраза стремительно следует за другой. Острая душевная боль слита с горячим призывом: чувствуется внутренняя возбужденность музыки и неуклонное стремление вперед, развертывается напряженное взаимодействие скорбных, стонущих и активно устремленных интонаций темы. В подчеркнутом романтизме основной музыкальной мысли слышатся интонации скорбных причитаний. Мелодия сочетает в себе несколько, казалось бы, противоположных свойств: глубину, мягкость, сердечность, теплоту тона с напряженностью, устремленностью, напористостью. Весь средний эпизод исполняется на едином дыхании и динамическом нарастании от mfк fff. В 3-ей части драматизм достигает высшей точки. Рояль звучит как целый оркестр – мощно, насыщенно, яростно и напряжённо. Авторское указание – fff, оркестровое tutti аккордов. В этой части звучит яростная битва, в которой человек стремится бороться с судьбой. Кто же победит в этой схватке? Своеобразно окончание Прелюдии - постепенное угасание звучности приводит к ррр в заключительных аккордах. Показав бесстрашную непокорность человеческой надежды, композитор предоставляет слушателю решить это самому. Он заканчивает пьесу задумчиво стихающими аккордами. 3) Использование музыки Рахманинова в кинематографе Музыка Рахманинова обладает необыкновенным действием на слушателя. Многие музыковеды сравнивают её с необъятным океаном, волны которого подкрадываются вначале незаметно, но потом нарастают и приобретают мощь и силу. Монументальность музыки покрывает с головой. Возможно, именно благодаря подобному эффекту многие режиссёры используют музыку С. Рахманинова в кино. В частности, музыка Прелюдии до-диез минор использована в семи разных фильмах 20-го и 21-го столетий: «День на скачках» (1937), «Бей по льду» (1943), «Рай Деми» (1943), «Индийский шарф» (1963), «Блеск» (1996), «Шесть демонов Эмили Роуз» (2005), «Области тьмы» (2011). III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Рефлексия - Что узнали нового? - Что такое «прелюдия»? - С прелюдиями каких композиторов познакомились? - Фортепианная Прелюдия до-диез минор - одно из самых известных и любимых слушателями сочинений композитора С. Рахманинова. Подобно тому, как Н. Римский-Корсаков с помощью трех звуков нарисовал образ моря (помните, - «Океан-море синее», вступление к опере Садко»?), так и Рахманинов, постоянно повторяя три первоначальных звука пьесы, создает в 19 лет пьесу, которую он исполнял по просьбам публики до конца своей жизни. В чем же секрет долговечности этого произведения? Попытайтесь ответить на этот вопрос. Ответы учащихся. - Выберите соответствующие по настроению Прелюдии Рахманинова стихотворение и картину: Опять, как в годы золотые, Три стёртых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи… Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, -- Как слёзы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, -- Не пропадёшь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты… Ну что ж? Одной заботой боле — Одной слезой рука шумней, А ты всё та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей… И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснёт в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. (А.А. Блок. Россия) Колокол дремавший Разбудил поля, Улыбнулась солнцу Сонная земля. Понеслись удары К синим небесам, Звонко раздаётся Голос по лесам. Скрылась за рекою Белая луна, Звонко побежала Резвая волна. Тихая долина Отгоняет сон, Где-то за дорогой Замирает звон. (С.С. Есенин. 1914 г.) Дни и ночи я безволен, Жду чудес, дремлю без сна. В песнях дальних колоколен Пробуждается весна. (А.А. Блок. Отрывок из стихотворения «Поединок», цикл «Город». 1904 г.) ![]() ![]() И. Левитан. Над вечным покоем И. Левитан. Тихая обитель Выставление оценок. Домашнее задание. Проработать материал урока. Нарисовать иллюстрацию к Прелюдии Рахманинова. Повторять, выразительно исполнять песни: «Песня о России» В. Локтева, «Родные места» Ю. Антонова. Итог Прелюдия Рахманинова до-диез минор - это настоящая лирико-драматическая поэма, написанная смело, страстно, с виртуозным размахом. Удивительно, но в этой небольшой пьесе в сжатом виде отражен образный мир всей музыки Рахманинова: здесь и драматический образ колокольного звучания, и бушующая лирическая стихия, окрашенная в трагедийные тона, и действенное волевое начало ритма. И по сей день Прелюдия до-диез минор – наиболее популярное произведение среди фортепианных миниатюр, сочетающее в себе характерные для стиля композитора черты: - насыщенность и красочность звучания; - широта регистрового диапазона; - пронзительная «колокольность»; - продуманная динамичность развития; - монументальная кульминация. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ: Брянцева В. Фортепианные пьесы Рахманинова. – М.: Музыка, 1966; http://www.lafamire.ru/index.php? https://nsportal.ru/ http://rudnik92.blogspot.com/ https://soundtimes.ru/ https://znanio.ru/media/proektnaya_rabota_analiz_prelyudii_do_diez_minor_s_rahmaninova |