Главная страница

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. презент Социализация в цифровом обществе.pptx. Цифровое детство особенности социализации и безопасность Галина Солдатова


Скачать 3.54 Mb.
НазваниеЦифровое детство особенности социализации и безопасность Галина Солдатова
АнкорПРЕЗЕНТАЦИЯ
Дата13.03.2023
Размер3.54 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлапрезент Социализация в цифровом обществе.pptx.pdf
ТипДокументы
#985289

Цифровое детство: особенности
социализации и безопасность
Галина Солдатова,
член-корр. РАО, д-р психол. наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Два мира современного ребенка
Реальный мир
Онлайн-мир

Множественная реальность

Можно ли разделить жизнь на онлайн и офлайн?
44,1 35,2 71,2 2,5 1,4 1,0 11,0 16,3 3,4 5,1 4,7 2,0 28,8 33,0 10,7 8,5 7,2 11,2
дети 12-13 лет дети 14-17 лет родители живу в основном в реальном мире живу в основном в виртуальном мире живу в равной мере в обоих мирах не вижу разницы между реальным и виртуальным, для меня это одно и то же переключаюсь между этими мирами в зависимости от времени и задачи реальный и виртуальный миры для меня не пересекаются

Континуум реальность-виртуальность
(Милграм и Кишино, 1994): конвергенция миров
Виртуальная
среда
Смешанная реальность
Дополненная
реальность
Неиммерсивная
виртуальная
реальность
Иммерсивная
виртуальная
реальность
Реальная
среда

Цифровое детство, как особый исторический тип детства:
культурно-исторический подход
ИКТ изменяют пространство жизнедеятельности ребенка и влияют на
всю структуру его деятельности как в оффлайне, так и в онлайне
Другая социальная ситуация развития современного ребенка - важнейшая координата ИКТ и, в первую очередь, интернета
Интернет не просто технологии, это –
среда обитания, которая выступает источником развития и фактором социализации. Зона
ближайшего развития задается не только значимыми взрослыми, но и
онлайн-средой.
Интернет – культурное орудие, способствующее порождению новых
форм деятельности, культурных практик, феноменов, значений и
смыслов

«Нет вечно детского, а есть исторически
детское»
Л.С. Выготский
«Развитие детства как социокультурного
феномена - не просто его удлинение, а
качественное изменение по структуре и
содержанию»
Д.Б. Эльконин
Когнитивное и личностное развитие представителей цифрового
поколения происходит в какой-то другой форме, подчиняется иной
логике. Сложное взаимодействие традиционной деятельности с
деятельностью в онлайне – на выходе возникает другой по сути
результат – НОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА

Теория экологических систем
(Bronfenbrenner, 1979) и техно-система
(Johnson & Puplampu, 2008)
Ури Бронфенбреннер поддержал тезис Л.С.
Выготского о социальном происхождении высших психических функций и продолжил дальнейшую разработку концепции социальной ситуации развития

Цифровая социализация
Социализация ребенка проходит в множественной реальности: оффлайн,
онлайн и смешанной реальностях
Традиционные формы социализации все чаще соседствуют, смешиваются, а иногда замещаются или даже вытесняются новыми формами приобретения необходимых знаний и навыков
Цифровая социализация позволяет учитывать множественную реальность цифрового образа жизни: восприятие и обмен информацией, коммуникацию с живыми и неживыми элементами онлайн- пространства, онлайн- потребление,
а также культурные,
социальные,
психологические и
технические аспекты использования электронных устройств
Цифровая социализация – важная часть процесса становления личности,
адаптации и интеграции в социальную систему информационного общества
Цифровая
социализация

опосредованный всеми доступными инфокоммуникационными технологиями процесс овладения, присвоения и воспроизводства человеком социального опыта, приобретаемого в онлайн- контекстах и смешанной реальности, и формирующего его цифровую личность, как часть реальной личности

Цифровая социализация: основные сферы изменений и
векторы развития
Высшие психи-
ческие функции
одители
Время
Онлайн-
пространства
Цифровая личность
Отношения в
цифровом мире
Культурные
практики
Онлайн-риски
Цифровая
компетентность

Интенсивность использования интернета (2013-2019 г.)
ПОДРОСТКИ
РОДИТЕЛИ
2013 год
2019 год
2013 год
2019 год
12-17 лет
12-13 лет
14-17 лет
Низкая (в среднем 1 час)
10%
20 %
9 %
28 %
36 %
Средняя (в среднем 3 часа в
день)
76%
67 %
54 %
61 %
50 %
Высокая (более 5 часов)
14%
13 %
37 %
7 %
14 %
 За последние 6 лет интенсивность использования интернета возросла и у подростков, и у родителей.
Старшие подростки обгоняют младших по интенсивности пользования интернета, каждый третий проводит онлайн более 5 часов.
Родители отстают по активности в Сети от детей. Для половины родителей характерна средняя онлайн- активность, для трети – низкая.
 Каждый второй родитель не осведомлен о высокой онлайн-активности своего ребенка

Онлайн-пространства: цифровая
социализация в различных онлайн-
контекстах
90%
• подростков имеют свой профиль в социальных сетях
60%
• пользуются различными мессенджерами и IP- телефонией
33%
• активные участники чатов и форумов
Закрепление за социальными сетями статуса важнейших для подростков площадок самопрезентации,
освоения различных социальных ролей,
экспериментирования с
идентичностью и самореализацией

Z
Y
91 67 26 21 94 67 28 55 49 35 28
Портреты поколений:
социальные сети
X
Поколение Z - активные пользователи социальных сетей. Подростки более активно осваивают новые онлайн-площадки для общения.
Цифровые территории коммуникации между подростками и родителями различаются.
Существует значимая разница в пространственно- временной конфигурации (онлайн-хронотопе) пользования интернетом у подростков и их родителей

Онлайн-пространства: портреты
поколений
Площадкой для общения становятся не только социальные сети в их классической форме, но и другие ресурсы, например, Youtube. За последние 5
лет интерес к ресурсу вырос в 4-5 раз. Особенно активными пользователями данного ресурса становятся подростки. Родители значительно отстают в освоения этого цифрового пространства, оставляя его подросткам.
18 7
80 35
Количество пользователей Youtube
Z X
2013 год
2018 год

Высшие психические функции
Новые возможности получения информации и новые инструменты познания и коммуникации. Социальное познание как высшая психическая функция и важнейший механизм адаптации и социальной интеграции
Новые инструменты расширяют и дополняют возможности человека, использование более сложных инструментов (интернет+поисковые системы+социальные сети) возможно требуют развития все более сложных когнитивных процессов
Эффект Гугл
(транзактивная память)
Переключаемость и
распределенность внимания
Клиповое мышление
Информация не в
головах, а в сети,
интернет как банк памяти, когнитивный киберпротез,
внешнее запоминающее устройство
Учить не накапливать и запоминать, а уметь самостоятельно добывать информацию и
критически ее оценивать
Многозадачность как повседневная практика и общая способность
Учить правильно распределять ограниченные когнитивные ресурсы,
развивать способность действовать в формате многозадачности
Переход от линейного мышления к
сетевому
Учить мышлению в
ситуации неопределенности,
в открытых сетевых системах,
в рамках широкого диапазона действий и отношений
Адаптация к многоаспектной и насыщенной цифровой среде
Защита от информационных перегрузок
Компенсация ограниченности когнитивных ресурсов в многозадачной реальности
Новые способы управления памятью, вниманием, мышлением и социальным познанием

Цифровая личность
ЦЛ – процессы и результаты постоянной оцифровки персональных данных, индивидуальных потребностей, деятельности, отношений,
биографии, личностных особенностей и привычек
Цифровая идентификация личности – уникальный системный номер,
характеризующий личность и отождествляющий ее с самой собой,
учетная запись на некотором ресурсе, аккаунт в социальной сети,
личный блог и др.
Часть ЦЛ – принадлежащие ей и подключенные к сети различные гаджеты, которые становятся ее расширением и продолжением,
изменяют и совершенствуют различные функции личности
Реальная и цифровая личность начинают сближаться (Back, Stopfer,
Vazire, 2010; Sherman, Michikyan, Greenfeild, 2013)

Личность в онлайн-контекстах
• Механизмы формирования идентичности и Я-концепции
• Особенности самооценка
• Самопрезентация и ролевые характеристики
• Особенности социального познания
• Мотивация
• Статусность, социальный капитал
• Репутация
• Личностные и индивидуальные особенности
• Интернет, психическое здоровье и психологическое благополучие личности

Приватность

новый феномен для старшего поколения
и обыденность для цифрового
Право
человека на
личное
пространство,
свободное от
вмешательства
других людей и
организаций
Забота о личном пространстве – важный момент, регулирующий поведение и в реальной жизни, и в Сети.
Для «цифрового поколения» слова «личное пространство», «психологические границы»,
«приватность» наполнены смыслом: за пользование Интернетом дети «платят» персональными данными, а в социальных сетях приватность учатся «настраивать».

Основной капитал личного пространства
в цифровом мире – персональные данные
• Регистрационные идентификационные данные (паспортные данные, пароли, пин-коды)
• Физические характеристики (внешние данные, биометрические данные, состояние здоровья и др.)
• Пространственная локализация (фиксация местоположения и перемещения)
• Материально-экономическое положение (имущество, зарплата, накопления)
• Официальные статусы (семейное положение, достижения, награды, наличие судимостей и т.д.)
• Профессиональная занятость (включая образование)
• Социальные связи (информация о родственниках, друзьях, знакомых, принадлежность к различным формальным и неформальным группам)
• Образ жизни и поведенческие установки (мировоззрение, ценности, интересы и хобби, социальные привычки и действия, настроения, вкусы, особенности интимной жизни)
• Психологические особенности (способности, знания, умения, навыки, личностные черты)
• Хроника личных событий

Личное онлайн пространство ребенка:
семья «за кадром»
РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
ИНТЕРНЕТ
Зона конфиденциальности
Интимная зона
Личная зона
Социальная зона
Публичная зона
Зона конфиденциальности
Интимная зона
Личная зона
Социальная зона
Публичная зона
Я
Незнакомые люди
Семья
Друзья
Знакомые
Другие взрослые
Я
Другие взрослые
Друзья
«Незнакомые друзья»
Знакомые
Семья
В Интернете в зоне личного пространства остаются лишь ДРУЗЬЯ. Знакомые уступают место «виртуальному», «незнакомому другу», а семья (родители) и профессиональная поддержка (педагоги) остаются «за кадром».

Отношения в цифровом мире
Треть подростков имеет от 100 до 300 френдов, а другая треть – от 50 до 100.
Каждый второй молодой человек имеет от 100 до
300 френдов, а каждый шестой – более 300.
Половина родителей имеет меньше 50 френдов, а четверть – от 50 до 100.
Y – самые «богатые» на френдов, Z их догоняют,
а X – самые «бедные».
28 26 27 19 15 21 34 30 43 22 21 13
Меньше 50
50-100
100-200 Больше 200
Количество френдов в соц. сети
Поколение Z
Поколение Y
Поколение X
У трети подростков из 100 френдов –
пятая часть «незнакомых друзей», из
200 – четверть «незнакомых друзей»,
из 300 – треть «незнакомых друзей».
Молодежь реже пускает в свою жизнь незнакомцев.
Z – легко впускают в свою жизнь
незнакомцев
7 21 27 37 8
16 20 27
Меньше
50
50-100
100-200
Больше
200
Количество «незнакомых
друзей»
Поколение Z: из них незнакомцы
Поколение Y: из них незнакомцы

Число Данбара
максимальное количество людей,
с которыми человек может поддерживать стабильные социальные отношения.
РОБИН ДАНБАР
Британский антрополог и эволюционный психолог, специалист в области поведения приматов.
Число Данбара

Социальный капитал подростков:
стабильная динамика роста
По сравнению с 2010 г. увеличилось в 2 раза количество старших подростков с широким кругом френдов (более 100 человек), а также сократилось вдвое количество тех, кто имеет менее 50 френдов – с 55 % до 26 %. Среди младших подростков наблюдается схожая динамика.
Количество френдов у трети старших подростков и четверти младших уже
достигло уровня числа Данбара
.
Количество френдов в социальных сетях у старших
подростков, 2010 и 2018 гг., %

Новые культурные практики
«Цифровые аборигены уходят в онлайн» (2004)
Цифровые аборигены иначе:
- коммуницируют,
- делятся с другими,
- продают и покупают,
- обмениваются,
- занимаются творчеством,
- проводят встречи,
- коллекционируют,
- координируются,
- оценивают других людей,
- играют,
- учатся,
- ищут информацию,
- анализируют,
- сообщают,
- программируют,
- социализируются,
- вовлекаются в деятельность,
- растут

От однозадачности к многозадачности
(multitasking)
О человеке:
заниматься более чем
одним делом
одновременно
О компьютере:
решать более одной
задачи параллельно
Впервые термин «многозадачность» (multitask) был использован в 1965
году при описании возможностей новой операционной системы IBM
System/ 360. С этого же времени начал использоваться в психологических исследованиях применительно к человеку.
Способность решать несколько когнитивных задач одновременно,
переключаясь между ними.

Новые возможности – НОВЫЕ РИСКИ – новые
практики совладания
Контентные риски
Возникают в процессе использования материалов, содержащих противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию - насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, пропаганду суицида, наркотических веществ и т.д.
Коммуникационные риски
Связаны с межличностными отношениями Интернет- пользователей и включают в себя незаконные контакты
(например с целью встречи), киберпреследования, киберунижения, груминг и др.
Потребительские риски
Злоупотребление правами потребителя: риск приобретения товара низкого качества, подделок, контрафактной и фальсифицированной продукции, хищение денежных средств злоумышленником через онлайн-банкинг и т.д.
Технические риски
Возможность повреждения ПО, информации, нарушение ее конфиденциальности или взлома аккаунта,
хищения паролей и персональной информации злоумышленниками посредством вредоносного ПО и др. угроз.
Интернет-зависимость
Непреодолимая тяга к чрезмерному использованию Интернета. В подростковой среде проявляется в форме увлечения видеоиграми, навязчивой потребности к общению в чатах, круглосуточном просмотре фильмов и сериалов в Сети.

Распространенность киберагрессии: каждый
второй подросток сталкивался с тремя и более
видами агрессии в сети

Векторы эволюции
онлайн-рисков
Коммуникационные риски
От кибербуллинга - к рекрутингу в опасные и экстремистские сообщества
Контентные риски
Негативный контент перемещается с открытых сайтов в закрытые группы в социальных сетях. Дети – еще одни создатели негативного контента. Распространение фейковой информации
Потребительские риски
От платных подписок - к опасному онлайн- шопингу и фишингу
Интернет- зависимость
Стремительное снижение возраста возникновения чрезмерной увлеченностью ИКТ
Технические риски
От столкновения с вредоносными программами - к проблемам в использовании новых технических средств

Цифровая компетентность – гарант безопасности и
основа успешности в цифровом мире

Цифровая компетентность: дети и родители
(проект РФФИ)
30 46 0
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Младшие школьники
Родители
2018 год
34 31 0
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Подростки
Родители
2013 год
Младшие школьники «догнали» по уровню ЦК подростков 2013 года

31 35 41 57
Родители
Подростки
2013 год
2019 год
Индекс цифровой компетентности у 14-17-летних подростков и их
родителей (проект РНФ)

Родители: 5 лет спустя (2018)
2013
2018
Не используют интернет
17%
1%
Пользуются интернетом каждый день
53%
87%
Не знают о столкновении ребенка с онлайн- рисками
17%
20%
Делают что-то вместе с ребенком в интернете
28%
53%
Учат пользоваться интернетом
10%
33%
Устанавливают правила использования интернета
9%
18%
Знают о средствах технического контроля
6%
15%

Барьеры, которые мешают родителям
справляться с вызовами
Цифровой разрыв психологически проявляется не столько в «отставании» родителей от детей, сколько в отсутствии «опережения» в цифровой компетентности. Это не позволяет родителям выступать в качестве экспертов, передающих опыт.
Ювенойя – страх за подрастающее поколение (склонность к ограничениям, а не к реальному решению проблем)
Тропофобия - страх перемен, особенно усиливается, когда стремительные технологические изменения ведут к социальным и психологическам переменам
Неофобия – страх всего нового, страх перед неизвестностью
Технофобия – страх или тревога, связанная с использованием технологий, а также враждебные или агрессивные установки в отношении новых технологий

Как свести цифровые миры детей и взрослых и повысить
безопасность онлайна для детей?

Один из путей – повышение цифровой компетентности
взрослых
Естественный
С
течением времени поколение родителей будет все больше молодеть и
приобретать больший опыт использования.
технологий.
Самостоятельное обучение
Родители могут повышать свою цифровую компетентность с помощью самостоятельного более глубокого освоения технологий,
а также с
помощью специализированных курсов.
Совместное обучение
Родители могут интересоваться цифровой культурой поколения своего ребенка,
в диалоге узнавать и
погружаться в мир интересов ребенка.

В поисках путей интеграции онлайн-миров подростков и взрослых и повышения безопасности важно учитывать
Существование цифрового разрыва между поколениями и снижения возможностей взрослых конструировать детство в онлайне и в смешанной реальности
Влияние интернета как специфической технологии, отличающей его от других медиатехнологий
Сложное взаимодействие традиционных форм социализации с цифровой социализацией, а развивающейся цифровой культуры с культурой повседневности
Изменения нормативных моделей развития и здоровья детей и подростков
Изменения границ допустимого в контексте цифрового образа жизни
Баланс ценностей развития и ценностей безопасности

• Ежеквартальный журнал для педагогов, психологов и родителей «Дети в информационном обществе»
• Издается Фондом Развития Интернет с
2009 года при поддержке Минобрнауки
РФ, факультета психологии МГУ имени
М.В. Ломоносова и ФИРО.
• Рассчитан на широкий круг читателей, журнал сочетает в себе научно- популярные, познавательные, аналитические статьи.
• Большое внимание журнал уделяет опыту школ и других учебных заведений, эффективно использующих компьютерные технологии в образовании. http://detionline.com/journal/about
Журнал
«Дети в информационном обществе»
(издается с 2009 г.)

Линия помощи «ДЕТИ ОНЛАЙН»
Официальный сайт: http://www.fid.su/
Информационный портал «Дети России Онлайн»: http://detionline.com/
Журнал «Дети в информационном обществе»: http://detionline.com/journal/
Facebook: http://www.facebook.com/FoundIntDev
ВКонтакте: http://vk.com/club27736677


написать администратору сайта