дом на колесах. Цивилистика
Скачать 1.24 Mb.
|
Гражданское право в советских « мультиках»Йе будет слишком большим преувеличением сказать, что произведения художественной литературы, кинематографии и мультипликации представляют собой буквально-таки кладезь, золотое дно, Эльдорадо юридических (в том числе и гражданско-правовых) казусов. Это обстоятельство вполне объяснимо, и более того, логично. Художники и поэты, прозаики и режиссеры, композиторы и мультипликаторы творят не в вакууме — в обществе. Общественная жизнь — это органический сплав идей-принципов, овладевших умами масс, и серой повседневности, на фоне которой эти идеи-принципы призваны оказывать свое благо-, или же, напротив, тлетворное воздействие. Часть мирской суеты представляет собой юридические реалии, — отношения, возникающие, развивающиеся и прекращающиеся под непосредственным влиянием правовых идей-принципов. Среди них одно из центральных мест занимают идеи гражданского права. Не имея ни достаточных оснований, ни смелости считать себя сколько-нибудь всесторонне знакомыми с классическими произведениями мировой литературы и киноискусства, а также — осознавая громадную ответственность за полноту и объективность юридических исследований, осуществляемых на подобном материале, мы решили отложить их осуществление до лучших, как говорится, времен1. Совсем иное дело — муль типликационные фильмы, «мультики»: при всей своей кажущейся несерьезности они дают ничуть не меньше материалов для гражданско-правовых изысканий, чем литературная классика и кино-шедевры. В большинстве своем мультфильмы — это экранизированные сказки, а хорошая сказка всегда подобна восточной мудрости, где в немногих словах выражается многое. Исследование заключенного в мультиках гражданско-правового материала вполне может быть фрагментарным — в этом отношении оно будет подобно самим мультикам, которые обычно запоминаются разнообразием и богатством тех или иных своих фрагментов — героями, образами, движением, репликами (многие из которых со временем становятся крылатыми) и красками. Затронутые в мультиках серьезные вопросы нередко получают форму гротеска, иногда даже фарса, чего далеко не всегда возможно добиться в фильмах й «серьезной» литературе, а ведь это — способ более ярко показать практическое значение затрагиваемых проблем. Наконец, будучи ориентированными на детей, мультики пытаются объяснить самыми простыми словами самые сложные вещи из самых разнообразных областей человеческого знания, и в этом отношении с ними не могут соперничать даже учебники. Одним словом, с какой стороны не глянь — кроме приятного эстетически настроенному взору и интересного оку профессиональному материала ничего и не увидишь. Попробуем разобрать несколько забавных, и в то же время, серьезных гражданско-правовых вопросов, поставленных в нескольких советских мультиках. Три оговорки. Во-первых, в качестве материала для рассмотрения мы взяли всего лишь несколько советских мультфильмов — про дядю Фёдора и его друзей из Простоквашино, крокодила Гену и Чебурашку, про Винни-Пуха и, наконец, про Львенка и Черепаху. Как ниже будет показано, даже их вполне достаточно для довольно объемистого очерка; притом, это, вероятно, самые известные российским зрителям творения отечественной мультипликации2. Ясное дело, это не означает, что другие мультфильмы для юриста интереса не представляют — представляют, да ещё какой3!— просто ведь всего в одном очерке никак не затронешь. Во-вторых, анализируя такой специфический материал, нужно учитывать, что во многих мультфильмах наравне с людьми, а то и вместо них, действуют и персонажи (в частности, животные), не относящиеся к числу субъектов гражданского права. Ясное дело, что в реальности никаких гражданских правоотношений с участием крокодила Гены или кота Матроскина нет и быть не может. Но ведь и многих фактических действий, о которых идет речь в мультфильмах, их персонажи в реальности никогда не совершают! Где же это видано, например, чтобы кот вышивал на машинке, а крокодил играл на тальянке! А скорого поезда «Москва — Ялта», на котором Гена с Чебурашкой ехали на юг, нет и быть не может, ибо к Ялте не подведено железной дороги. Эти и схожие с ними явно неправдоподобные эпизоды, в том числе участие в мультфильмах животных и иных «нелюдей», обусловливается исключительно спецификой мультипликации как жанра искусства, а вовсе не намерением авторов указать на неюридическую природу складывающихся по ходу действия отношений, — на это обязательно нужно делать скидку. Мы так и поступаем, закрывая на это глаза, т. е. делая допущение, что речь у нас будет вестись все же о субъектах гражданских правоотношений, хотя бы и таких специфических, как персонажи мультипликационных фильмов. И в-третьих: имея в виду, что ни в одном мультике не указывается точное время действия, и значит, не имеется возможности точно установить, какое же законодательство регулировало спорные отношения в соответствующий период, а также — стремясь преодолеть трудности, с которыми сегодня сопряжено получение всякой информации по содержанию советского законодательства, мы сочли возможным построить наши рассуждения на базе действующих российских законов. |