архаизмы. Курсовая работа. Д. С. Мережковский был знаковой фигурой русской культуры серебряного века с ее ощущением кризиса духовности, борьбой с позитивизмом, поисками новых мировоззренческих парадигм и художественных воплощений. Именно Д. С. Мер
Скачать 62.74 Kb.
|
Заключение Русская философия рубежа XIX - XX веков - один из ключевых моментов ее истории, имеющий ряд особенностей, центральный из которых - ее богоискательство. У его истоков стоял Дмитрий Сергеевич Мережковский, не только выдвинувший его необходимость для русской мысли, но и предложивший оригинальную философско-теоретическую разработку связанных с ним проблем. Исследование философской позиции Д.С. Мережковского в аспекте его богоискательства дало ряд результатов, которые, обладая достоинствами новизны, выносятся на защиту. Становление Д.С. Мережковского как философа проходило ряд этапов, каждый из которых характеризуется растущим интересом к богоискательству, что подкрепляется анализом тематики проблем и содержанием его работ. В первый, начальный период творчества Д.С. Мережковский находится под влиянием позитивизма и идеологии народничества, стремясь определиться с основами собственных взглядов на философские и социальные проблемы. Во второй период он разрабатывает мировоззренческие основы символизма, являясь одним из его идеологов. Кроме того Д.С. Мережковский преступает к теоретическому обоснованию несостоятельности "исторического христианства" и выработке основных идей неохристианской доктрины богоискательства. В третий период Д.С. Мережковский в основном заканчивает эволюцию своих богоискательских идей, обращая особое внимание на антропологические и историософские проблемы. Мировоззрение Д.С. Мережковского является продолжением традиций русского философского идеализма. На проблему бога, богочеловечества и богопознания он получил в философии всеединства B.C. Соловьева и в творчестве Ф.М. Достоевского. Их работы он анализировал, использовал в качестве аргументов в своих философских обобщениях. Эволюция собственного мировоззрения Д.С. Мережковского, его богоискательских идей повлияла на его отношение к философии B.C. Соловьева и Ф.М. Достоевского. Некоторые положения их философии он не принимал. Д.С. Мережковский является одним из самых известных отечественных ницшеанцев. Его отношение к философии Ницше претерпело определенную эволюцию от безоговорочного принятия и пропаганды его идей до критики и даже отрицания многих положений ницшеанской философии. При этом несомненным остается главное - в философии Ницше Мережковский нашел и использовал базисные начала своей критики "исторического христианства", отношение к язычеству и христианству как к движущим силам истории, этическую сторону антропологических идей богоискательства. Философским основанием мировоззрения Д.С. Мережковского является его особое представление о мире, его основаниях и его познании. В основе этих представлений - отказ от традиционного религиозно-философского противостояния "земли и неба", "духа и плоти", как начал мировоззрения. Д.С. Мережковский опирается на символ, поскольку он считал, что "все преходящие есть символы . все религии, вся поэзия, все искусство кажется нам только символом". В своих произведениях Д.С. Мережковский утверждает всемирность глубинных духовных основ в существовании человека, движущегося в своем развитии к спасительному и неизбежному объединению людей в богочеловечество. Это объединение - высшее проявление любви и свободы, оно одухотворяет существование человека, спасает его от одиночества. Достижение богочеловеческого состояния людей возможно лишь через обновленное христианство в виде религии третьего Завета, через возрождение истины Христа в человеческих душах. Наиболее интересным в антропологических взглядах Д.С. Мережковского является его концепция реабилитации плоти, утверждение ее святости ,свободы и бессмертия человека. Список использованной литературы 1. Михайлова О.Н. Библиотека «ОГОНЕК». Д. С. Мережковский Соч. в четерех томах. 1990-3с. 2. Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX начала XX века. 1979 – 152с. 3. Трифонов Н.А. Христоматия. Русская литература XX века «Дооктябрьский период»Москва 1980-369. 4. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи. М.: Книжная палата, 1991. -352 с. 5. Христос и Антихрист: Трилогия. М.: Книга, 1989. Т. 1. - 415 с. 6. Аскольдов С.А. Религиозно-этическое значение Достоевского // Ф.М. Достоевский: Статьи и материалы. СПб., 1922. Сб. 1. С. 1-22. 7. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2т. М.: Искусство, 1994. 8. Белый А. Символизм как миропонимание. 1994. - 528 с. 9. Бычков В.В., Маньковская Н.Б. Эстетика символизма. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 1999– 608 с. |