Главная страница

реферат. Реферат. Татьянина Е.И. 31 РХК. Дайте краткую характеристику основных разделов дисциплины


Скачать 32.18 Kb.
НазваниеДайте краткую характеристику основных разделов дисциплины
Анкорреферат
Дата09.03.2023
Размер32.18 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат. Татьянина Е.И. 31 РХК.docx
ТипРеферат
#977671

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение высшего образования

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Факультет режиссуры, актерского искусства и хореографии

Кафедра хореографического творчества

Реферат

На тему: «Дайте краткую характеристику основных разделов дисциплины.»

Выполнила:

студент 31 РХК группы

очной формы обучения

специальность 51.03.02

«Народная художественная культуры»

Татьянина Елена Игоревна

Проверил:

Доцент кафедры хореографического

творчества

Климова Ирина Александровна

Белгород, 2023

Оглавление

Введение 3

Основные разделы занятия 5

Примерный алгоритм использования разделов учебного занятия 9

Практическая работа на тему: 11

Введение

Современный танец – самая молодая танцевальная система. В настоящее время она находится в стадии формирования. Особенность развития современной хореографии – в эклектическом использовании танцевального материала различного свойства: этнический танец, джаз, степ, модерн, классический танец, а также популярные уличные направления. Современный танец стирает границы между ними, соединяя воедино все стили, формы, направления.

Анализируя любую систему танца (классический танец, народный танец и др.), можно чётко выделить определённый набор движений, которые свойственны только данной системе. Особенно чётко это прослеживается в системе классического танца, в которой веками сложился совершенный, не единожды зафиксированный в разных источниках «язык» движений.

В современном танце также есть свой «язык», техника движения, система обучения, которые в настоящее время развиваются, отшлифовываются, приобретают новые формы.

Основными направлениями дисциплины «Современный танец» являются джазовый танец и танец-модерн. Первоначально они развивались отдельно, как самостоятельные направления, вырабатывая свою технику и методику, позднее стали сливаться, соединяя и заимствуя различные приёмы, технические особенности своих стилей, создавая новое направление джаз- модерн.

Дисциплина «Современный танец» также, как и другие хореографические дисциплины ставит своей целью: воспитание исполнителя, свободно владеющего своим телом, пластикой, с равным успехом танцующего все направления современной хореографии. В процессе обучения решаются задачи формирования необходимых для танцора качеств, таких как развитие ритмичности, координации, силы, подвижности двигательного аппарата, свободы движения, артистичности и др.

Цикл обучения современному танцу условно можно разделить на этапы: подготовительный; базовый; продвинутый.

Подготовительный этап предусматривает получение общих знаний об основных принципах современного танца и изучение/применение терминологии, которая используется, как в классическом танце — на французском языке и специальная терминология, свойственная только джаз-модерну — английском языке.

Базовый этап предполагает более углублённое изучение основных принципов (координация, изоляция, полиритмия и др.) и совмещение их с принципами других танцевальных систем. На этом этапе отдельное внимание 6 следует уделить импровизации в танце, (т.е. показать, как это делается и подвести воспитанников к тому, чтобы они сами увлеклись творческим процессом).

Продвинутый этап предполагает владение основными принципами джазового и модерн танца. Этот период насыщен комбинированием материала (усложнением), знакомством с трюковыми элементами, контактной и танцевальной импровизацией.

В настоящее время к современному танцу обращаются многие хореографы. Они пытаются найти связи между свободными пластическими телодвижениями и строгим классическим лексиконом. Работа идёт в поисках органичного соединения строгой собранности и предельной раскрепощённости.

Целью занятий современным танцем является:

Укрепление психического и физического здоровья, ознакомление с историей развития танца модерн и его школ. Развитие танцевальности, овладение техникой, развитие гибкости, координации, пластики тела.

Освоение танцевальных навыков тесно связано с активизацией внимания, мышления, памяти, формирования самоконтроля, способов развития чувства ритма и такта. В процессе обучения танцу возможно и необходимо использование импровизации (когда танцоры изобретают движения непосредственно во время исполнения), ломаных движений.

Танцовщик может иметь любой рост и вес, в ходе занятий раскрывается внутренний мир через своеобразную технику танца: выразительность движений, жестов, мимики, поз, осмысление своего тела в пространстве и понимание работы групп мышц, воспевание красоты и гармонии человеческого тела, сентиментально – нежных проявлений.

Основные разделы занятия

  1. Разогрев;

  2. Изоляция;

  3. Упражнения для позвоночника;

  4. Партер;

  5. Кросс;

  6. Импровизация.


Разогрев. Задача этого раздела – привести двигательный аппарат в рабочее состояние, т.е. разогреть все мышцы. В отличие классического тренажа в современном танце существуют различные способы разогрева: у станка, на середине зала, в партере.
По функциональным задачам можно выделить три группы упражнений: Первая группа включает упражнения стретч-характера, т.е. растяжение разных частей тела. Вторая группа связана с наклонами и поворотами торса, которые помогают привести в рабочее состояние позвоночник. Третья группа связана с разогревом ног. Здесь много заимствовано из классического экзерсиса: plié, relevé, battement tendu, battement geté и др.
Этот раздел занятия не следует максимально насыщать, т.к. занимающиеся могут быстро устать и эффективность дальнейших упражнений снизится. Разогрев может состоять из 5 – 10 упражнений на различные группы мышц. В конце разогрева возможны маленькие прыжки, которые хорошо активизируют мышцы.

Возможна следующая система разогрева, которая систематично может варьироваться в зависимости от задач урока:

1) Упражнения у станка: перегибы и наклоны торса, растяжки в положениях «рабочая нога на ногу» и «рабочая нога на станке», demi plié и grand plié по параллельным и выворотным позициям, упражнения для разогрева стопы и голеностопа.

2) Разогрев на середине зала: спирали и изгибы торса, наклоны; упражнения на напряжение и расслабление; упражнения для разогрева позвоночника; упражнения, заимствованные из классического танца.

3) В партере: упражнения для позвоночника, упражнения стрейч характера, упражнения для разогрева стопы и голеностопа.
Педагог имеет возможность выбирать тот разогрев, который наиболее полно готовит тело исполнителя для дальнейших нагрузок, необходимых для выполнения задач урока. Темп разогрева также может быть различным: упражнения в медленном темпе, построенные на статическом напряжении, или, выполняемые в быстром темпе.
Изоляция. Эта часть занятия более насыщается упражнениями, чем предыдущая. Здесь происходит дополнительный разогрев мышц различных частей тела. В этом разделе занятия педагог работает над движениями изолированных центров. Изоляции подвергаются все центры – от головы до ног.

Сначала педагогу необходимо добиться достаточной свободы тела обучающихся, т.е. научить держать положение коллапса. Первоначально все движения изучаются в «чистом виде», затем в простых сочетаниях, позднее в более сложной координации.
Основная задача этого раздела: добиваться, чтобы движения центров были действительно изолированными, т.е. чтобы во время движения одного центра не двигался другой. Эта, на первый взгляд, простая задача вызывает трудности, т.к. анатомические центры тесно связаны между собой. Поэтому не надо спешить соединять движения изолированных центров в комбинации, т.к. неверно выученные движения приведут впоследствии к их неправильному исполнению.
Движения изолированных центров:

Голова.

Виды движений:

- наклоны вперёд-назад;

- повороты вправо и влево;

- наклоны вправо и влево;

- sundari вперёд, назад, из стороны в сторону.
Плечи.

Виды движений:

- подъём одного или двух плеч вверх;

- движение плеч вперёд-назад;

- твист плеч;

- шейк плеч.
Грудная клетка.

Виды движений:

- движение из стороны в сторону;

- движение вперёд-назад;

- подъём и опускание;

- твист.
Пелвис (бёдра).

Виды движений:

- движение вперёд-назад;

- движение из стороны в сторону;

- hip lift - подъём бедра вверх;

- roll - круг бёдрами.
Упражнения для позвоночника. Если техника изоляции заимствована из джазового танца, то техника движения тела целиком, без изоляции отдельных центров – это своеобразие танца модерн. Основой этой техники служит позвоночник, поэтому главной задачей этого раздела является развитие подвижности во всех его отделах. Здесь, как правило, исполняются амплитудные движения.
Виды движений:

- наклоны корпуса;

- спирали;

- body roll (волны);

- контракция и релакция;

- твист торса.
Партер (упражнения на полу). В этом разделе выполняется:

Во-первых, это упражнения стрейч-характера, т.е. растягивание всех частей тела на полу.

Во-вторых, именно в партере хорошо выполняются упражнения на изоляцию, т. к. лёжа на полу, отпадает необходимость держать вес тела на позвоночнике, и все центры двигаются более свободно.

Этому разделу следует уделять особое внимание и тщательно планировать, чтобы не получилось передозировки.
Кросс (передвижения в пространстве). Это различного вида шаги, прыжки, вращения. Каждый педагог в праве варьировать эти движения так, как подсказывает ему педагогическое чутьё, но при этом необходимо следить за реакцией исполнителей. При «пиковой» нагрузке следует чередовать темповые прыжки с более медленными шагами. Импровизация. Это завершающий раздел занятия.
Импровизация – это различные сочетания движений, т.е. танцевальные комбинации. Нет никаких «рецептов» построения комбинаций. Это может быть комбинирование шагов, изолированных центров, вращений, упражнений в партере, а также комбинации с нетрадиционными передвижениями на полу типа перекатов, кувырков или на основе движений, заимствованных из модных стилей бытовой хореографии и т. д. Здесь всё зависит от фантазии педагога.

В настоящее время новая техника всё более прогрессирует и завоёвывает популярность. В ней наблюдается удивительная особенность сочетаться с другими видами хореографии, что даёт возможность создания оригинальных хореографических произведений.
Основными требованиями построения комбинаций являются:

- Танцевальность;

- Использование рисунка танца;

- Использование различных направлений и ракурсов движений;

- Чередование сильных и слабых долей и т.д. т.е. использование всех средств танцевальной выразительности.
На начальных этапах обучения комбинации должны быть достаточно простыми, впоследствии более развёрнутыми, близкими к законченным. Обычно, комбинация изучается 3 – 4 занятия, затем отрабатывается и шлифуется.
Во всех разделах урока используется принцип координации.

1 этап обучения – координация изолированных центров, когда координируются два, три, четыре центра в одновременном параллельном движении.

2 этап – усложнение координации движением в оппозицию, введение сложных ритмических рисунков.

3 этап – координация нескольких центров во время передвижения.
Таким образом, знание разделов урока современного танца и их содержания необходимо для педагога, преподающего данную дисциплину, но в то же время в преподавании современного танца нет определённой законченности, обязательной структуры (как в других видах танца).
Всё зависит от педагога, его знаний, опыта, увлечённости, целей и задач, которые он ставит перед воспитанниками. В основном, современный танец учит быть собранным и в то же время ощущать своё тело в расслабленном состоянии, чувствовать музыку и импровизировать под любой музыкальный материал.

Примерный алгоритм использования разделов учебного занятия


  1. Разминка. Warm up

Разминка, основная часть подготовки к ежедневным занятиям и выступлениям на сцене, служит защитой от травм. Под разминкой подразумевается комплекс мер, при помощи которых танцор физически и умственно готовится к движению, такая подготовка уменьшает риск получения травмы. Общие разминочные упражнения повышают готовность всего тела к исполнению танца. В специфических упражнениях повторяются особые движения, которые разогревают мышцы, важные для танцора. Активная разминка сопровождается мышечной работой, во время которой усиливается циркуляция крови, температура мышц повышается, и система кровообращения готовится к предстоящему занятию. Важно разогреть все мышечные группы и отдельные мышцы, которые будут задействованы во время занятия.

  1. Техника изоляции.

При изоляции происходит дополнительный разогрев мышц различных частей тела и развивается внутримышечная координация. Работают по очереди 20 все части тела от головы до ног. Первоначально движения изучаются в «чистом» виде, отдельно с ровным ритмом. По мере освоения, движения одного центра соединяются в простейшие комбинации, затем в более сложные комбинации, усложняется ритмическая структура. И последний этап – соединение движений нескольких центров в сложном ритмическом рисунке (полицентрия и полиритмия).

  1. Партер Par terre

Изучение основных движений и положений джаз-танца на середине зала, соединение их в комбинации, и отрабатывание качества исполнения. Сюда же включены упражнения stretch – характера.

  1. Упражнения на середине

Основная часть урока, в нее входят упражнения экзерсиса на середине, в средних классах джазового экзерсиса у станка, также упражнения и комбинации на координацию, ориентацию в пространстве, шаги, Stretch (растяжки) и Swing (раскачивающие движения руками, торсом и ногами)

  1. Кросс (фронтальные и диагональные перемещения)

Изучение движений, исполняемых с продвижением по залу: шаги; прыжки; вращения.

  1. Комбинация или импровизация.

Завершающий раздел урока, главное требование которого – танцевальность, умение свободно двигаться и сочинять.

Практическая работа на тему:


Отличительные черты школ современного танца, их жанровые разновидности и стили.

Танец, как форма манифестации внутреннего эмоционального состояния и диалога со зрителем на основе пластических форм самовыражения, в настоящее время продолжает выполнять свою изначальную функцию, уходящую в далекие времена. Как совершенно справедливо указывается практически во всех теоретических исследованиях, то, что называется «классикой», «классическим танцем» исторически вырастало на основе стихийного творчества, а уже затем отливалось в «классические формы» «классического танца». Эта изначальная живая творческая, стихийная среда служила основой того, что мы называем сегодня «классическим танцем». И только впоследствии уже наблюдалось взаимовлияние «классики» и стихийного творчества. Теперь же, пытаясь проследить генезис того, что мы называем «современный танец», мы берем в качестве основных характеристик современного танца — отличия «современного танца» от «классики», исследуем их взаимодействия. В этом смысле, прежде чем «современный танец» стал таким, как сейчас, ему действительно пришлось пройти долгий путь.

Танец-модерн, по общему мнению, возник как противоположность балетному искусству: если в балете существовали жесткие каноны и не менее жесткая иерархия, то модерн оказался основан на философии индивидуальностей, отвергавших эти каноны. Изначально танец-модерн получил развитие, прежде всего, в Соединенных Штатах Америки и Германии, где в начале XX века начались экспериментальные поиски творческого самовыражения индивидуальности хореографов в борьбе против условностей, формализма, тривиальности классического танца. Уже в конце XIX века, с подачи певца, педагога и теоретика сценического искусства Франсуа Дельсарта, определились основные принципы движений в современном танце: нетривиальные жесты, свободные от условностей. Однако Дельсарт создавал свою систему скорее для актеров и музыкантов, чем для танцоров, но в мире танца она прижилась и послужила манифестом свободы для поиска все новых и новых форм танца.

Первая волна зарождения модерна характеризовалась «свободным» танцем Айседоры Дункан. Её танец был построен на философской почве Востока и античной Греции. Этому танцу был присущ психологизм в раскрытии художественного образа.

В свою очередь американская танцовщица Рут Сен-Дени считала, что «танец-модерн — это язык для общения и символ духовной истины». Другими словами, танец — духовный поиск, интеграция между душой и телом.

В Германии хореографы пытались создать новый тип танца на основе синтеза искусства, науки и философии. Соединив принципы драматического театрального искусства с теоретическими основами танца, они сформировали концептуально новое направление в хореографии — «экспрессионистский танец».

Этот стиль отражал в себе внутренний конфликт человека, поиск сути познания истины, призыв к естественности, самопознанию, самовыражению, единству с миром, порождая острые эмоциональные состояния. Это направление ярко прослеживается на примере творчества Рудольфа фон Лабана, Мэри Вигман, Курта Йосса, Пина Бауша. Они позитивно воздействовали на свое окружение и вырастили целую плеяду талантливых учеников, которые впоследствии создали школы танца и труппы по всему миру.

В России сложилась иная ситуация. Термин «модерн» изначально не употреблялся, а были распространены такие определения, как «современный», «ритмопластический», «свободный» танец. Да и успешно развиваться в России танец-модерн начал лишь в 1920-е годы, но был запрещен по идеологическим мотивам. После этого надолго «воцарился» академический балет. Особенностью развития современного танца в России, в силу определенных политических условий, является отсутствие исторического опыта как в воспитании танцоров и хореографов, так и в восприятии зрителей. Россия только пытается влиться в этот процесс.

Как уже отмечалось выше, танец-модерн зародился в Соединенных Штатах Америки. Его появление было спровоцировано желанием танцовщиков отойти как от традиционных догм классического танца, так и от беспечности эстрадного экспериментирования. Танец-модерн, который является провозвестником contemporary, отличается интересом к внутреннему миру человека, к эмоциональному содержанию и качеству пластики движущегося тела, его взаимоотношению с пространством, временем и партнёром. Это не развлекательный и услаждающий взор процесс, это инструмент для формирования индивидуального хореографического языка.

Но как бы во многом модерн и contemporary не пересекались, все же эти два направления в корне отличны друг от друга. И прежде всего тем, что модерн основывается на базе классического танца, в то время как у contemporary — её нет. А любая база, как известно, накладывает рамки и, соответственно, ограничения. База модерна основана на четырех ключевых техниках, которые демонстрируют Марта Грэм, Лестер Хортон, Хосе Лимон и Мерса Каннингейм. Contemporary же свободен от любых рамок. Он всеяден. Contemporary питает себя и базой модерна, и восточными гимнастиками, и израильской гагой, и многим другим.

«современный танец» — это «новояз» танца, «лексический» и «синтаксический». При этом гармония может быть не явной, и тем более — не поверхностной, а глубинной, противоречивой, философской, заставляющей подумать и искать ответы, иногда сложно, иногда мучительно, но всегда — будучи увлеченным творчеством танцора в качестве благодарного зрителя или — в качестве участника танцевального действа… В этом смысле свой вид танцевальной пластики тела характерен, например, для контактной импровизации — направления, созданного в 1970-е годы Стивом Пэкстоном и Нэнси Старк Смит. Как и свободный танец, контактная импровизация основана именно на философской руссоистской идее о том, что у тела есть свой интеллект, или «мудрость».. В контактной импровизации телу дается парадоксальная свобода — ему разрешается быть не более чем физической массой, обладающей чисто физическими характеристиками: весом, тяжестью, инерцией.

Еще один вид «танцевального тела» — «тело джазовое», привезла в Европу афроамериканка Жозефина Бейкер. В джазовом танце центр тяжести смещен вниз или не имеет определенности. Тело как будто теряет свою целостность — разные его части совершают движения независимо друг от друга. Для джазовой музыки свойственны энергия и темп, для «джазового тела» — динамика, подвижность.

Возвращаясь к джазовым импровизациям, как к неисчерпаемому источнику идей, стоит подчеркнуть, что и сам джаз-танец возник как соединение музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Истоки джаза связаны с блюзом, со смешением африканских ритмов и европейской гармонии. Джазовый танец, пройдя путь от бытового и фольклорного танца через сценический, театральный, постепенно становился особым видом танцевального искусства и, в итоге, захватил и всю Европу.

Основные направления джаз танца: бродвейский джаз, афро-джаз, хот-джаз, лирикал-джаз. Вообще же стилей джаз-танца насчитывается более десятка.

Одним из самых популярных направлений, которое невозможно не упомянуть в этой связи, также является Hip-Hop. Это целая субкультура, зародившаяся в Нью-Йорке и включавшая в себя изначально четыре элемента — диджеинг, граффити, мсиинг, бибоинг.

Современный Hip-Hop танец можно охарактеризовать как эклектику большого количества стилей танцев, существовавших и развивавшихся в США с 1920-х годов по настоящее время: Locking, Popping, Breaking, Waacking, Dance-hall, а также большое количество социальных танцев.

Кстати, о «социальных танцах» — еще одном ярком примере того, что включает в себя «современный танец» в его самом широком понимании.

Перечислить все стили того, что мы ассоциируем с понятием «современный танец», практически невозможно: список чрезвычайно внушителен и продолжает постоянно пополняться. Это головокружительное стилевое разнообразие представляет собой фантастическое поле для творческого развития. Каждое направление и стиль имеют свои индивидуальные черты и особенности. И совершенно определенно можно утверждать только одно: танец — это то, что всегда будет рядом с человеком как прекрасная форма выражения его эмоционального состояния.


написать администратору сайта