Данилин А., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков
Скачать 1.67 Mb.
|
1. Потеря смысла Человеческая потребность понять смысл соб-i ственного существования практически не волновала советскую психологическую науку. Смысл жизни нам формулировала «родная Партия», и задумываться об иных смыслах было нельзя. Однако теперь мы знаем, что именно осознание своего истинного предназначения, понимание предначертанной Богом жизненной Задачи 18 КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ помогло Александру Исаевичу Солженицыну преодолеть рак и справиться с теми бесконечными препятствиями, которые уготовила ему судьба. Легендарный психиатр и психоаналитик Виктор Франкл, прошедший через нацистский концлагерь, описал свой опыт и доказал, что в концентрационном лагере выживали только люди с твердым пониманием смысла и предназначения своей жизни. Человек, лишенный ощущения осмысленности своей жизни, практически неминуемо погибал. Осознание своего жизненного предназначения, поиск ответа на вопрос о смысле собственной жизни — одна из главных потребностей человеческой души. Это ось, вокруг которой вращается наша психическая жизнь. Давайте сразу оговоримся, что под смыслом жизни мы имеем в виду ее космическое, мистическое предназначение, а не общепринятые, бытовые смыслы, такие, как семья, дети, карьера, приобретение вещей и т. д. Нет, не о бытовых ценностях тоскует душа Лены да и каждого подростка! Вспомните себя в юности, разве о квартире и машине думали вы в восемнадцать лет? Вы, точно так же, как и Лена, хотели понять, зачем вы оказались на земле именно в этом месте и в это время. Вы хотели и дети наши хотят понять смысл своей судьбы. Это было неявной, возможно, бессознательной, но вашей главной потребностью. Дореволюционные православные мыслители называли главную человеческую потребность метафизической потребностью и описывали ее 19 ' как потребность понять промысел Божий в своем собственном предназначении и судьбе. Великий русский философ Николай Бердяев описывал эту потребность как потребность в Творчестве. Бердяев подразумевал под понятием «творчество» потребность в повторении главного деяния Бога — создание собственного мира. Великий американский психолог Абрахам Маслоу в 70-е годы научно доказал существование такой потребности, которую он называл ме-тамотивацией, или гиперпотребностью. Суррогаты, которые сегодняшнее общество подсовывает для ее удовлетворения, не могут устроить подро-Д стка, пытающегося стать Человеком. Эта потребность особенно остро осознается в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Молодому человеку необходимо найти смысл собственного бытия. Иначе отсутствует ось, стержень, вокруг которого формируется индивидуальность. Конечно, молодой человек не осознает этого процесса, однако что-то внутри его болит. Ощущение несправедливости окружающего мира, неспособность взрослых ответить на какой-то очень важный вопрос, который вертится на кончике языка, их невнимание к тому, что они считают глупой подростковой романтикой, приводит к ощущению бессмысленности реальной жизни. Именно об этом пытается сказать Лена в пятом пункте анкеты, когда пишет: «Героин позволил мне не думать о себе и о своей жизни». Ну, а пятнадцатый пункт весь фактически об этом. 20 КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ Мы не привыкли заботиться о высоких материях, однако, если мы хотим, чтобы наши дети не «лечились» наркотиками от ощущения бессмысленности собственного существования, нам необходимо самим задуматься о смысле собственной жизни. Как именно, вопрос сложный. Мы попробуем отчасти ответить на него в следующей главе. 2. Одиночество Ощущение подростка, что его жизнь бессмысленна, порождает другое, казалось бы, противоречивое чувство. Ему начинает казаться, что муки бессмысленности, страдания от них испытывает только он один. Молодой человек начинает ощущать одиночество. Он думает, что все окружающие не понимают и не разделяют этих его чувств. Ему кажется, что у всех, кроме него, есть друзья. Все они веселы и счастливы. И только его одного мучают вопросы смысла своего существования, а всем остальным это просто неинтересно. Молодой человек чувствует, что он хуже окружающих сверстников. Страдает его чувство самоуважения. В рамках традиции индивидуальной психологии А. Адлера угроза самоуважению, исходящая от угрожающей подростку среды, рассматривается как главный психологический механизм, приводящий человека к употреблению наркотиков. Личность молодого человека переживает процесс становления. Ощущение самоуважения в этот временной период практически равно ощущению индивидуальности. Интересы социаль- 21 ной среды противоречат интересам личности подростка, его желанию быть лидером, быт! любимым и уважаемым всеми окружающими Молодой человек очень подвержен давление внешнего мира, который стремится скорректировать его индивидуальность. Самоуважение развивается очень медленно, с детства. Оно развивается через поведение, которое Адлер называл экспотенциальным (овладевающим). Это обозначает, что оно развивается через воспри ятие окружающих людей и предметов как сво ей собственности и использование их для дос тижения поставленной цели. Однако такому поведению тоже нужно учить. Низкое самоуважение, а вместе с ним и отсутствие ощущения ценности собственной индивидуальности могут быть результатом излишней опеки родителей, особенно матери. Оно возникает как результат попытки матери или обоих родителей взять на себя всю ответственность за любые поступки ребенка. Постоянные незаслуженные ребенком подарки и вознаграждения фактически приводят не к повышению чувства самоуважения, а к его снижению, поскольку нужные ребенку предметы появляются из внешней среды сами собой, без затраты усилий на овладение ими. Возникает ситуация, в которой личности не нужно ставить перед собой никаких задач для достижения цели или удовольствия. Когда такая личность сталкивается с окружающей средой, выясняется, что эта подростковая среда не хочет его уважать. Низкое самоуважение может сформироваться вследствие и прямо обратной ситуации. Оно ста- 22 КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ новится проблемой подростка, выросшего в семье слишком сильно занятых или небрежных родителей, которые не уделяют ребенку достаточного внимания. Отсутствие внимания со стороны родителей с раннего детства как бы ставит перед ребенком другую невыносимо сложную задачу: преждевременно стать взрослым. Так как эта задача не может быть выполнена, она порождает ощущение ничтожности, ненужности собственной индивидуальности. Как избыток внимания с излишней опекой, так и недостаток внимания равно приводят к замкнутому кругу: низкое самоуважение — ощущение ничтожности и одиночества — наркотики как универсальное лекарство — еще большее снижение самоуважения — полная неспособность бороться с наркотической зависимостью. Надо отметить, что особенно сильно ощущение изоляции проявляется у талантливых, тонко и глубоко чувствующих ребят. Они остро реагируют на несоответствие своих интересов и интересов окружения. Родители чаще всего не знают, что сказать своему ребенку в такой ситуации, и не могут пробиться сквозь возникшую Вдруг у подростка замкнутость и нежелание общаться. Более того, невнимание к детской душе, к потребности ребенка в общении, к необходимо-•-'ти обучения искреннему общению и получению °т него удовольствия очень часто в наших семь-'л становится вопиющим. Мы делим семейные Разговоры и встречи на «взрослые» и «детские». 23 КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ Мы очень часто прогоняем ребенка и говорив «Уйди, это не детский разговор... Иди, иди, иг рай, ты в этом все равно ничего не поймешь» Мы сами изолируем ребенка от нормальных, необходимых ему коммуникаций со взрослыми, г потом удивляемся, почему он чувствует себ; одиноким и не имеет друзей. А подросток тем временем, для того чтобь избежать одиночества, пытается стать таким «как все». Его тянет в компанию сверстников. которые, как ему кажется, не чувствуют одино чества. Он думает, что «романтически» шушука ющиеся о чем-то в потаенных местах ребята -это именно те люди, которые ему нужны, и ем} в их компании явно не будет одиноко. Они крутые — они знают все... Если вы вдумаетесь, то именно об этом пише! Лена в шестом и седьмом пунктах своей анкеты 3. Тяжесть свободы Состояние нашего общества последнего десятилетия можно описать как шок от наступившей свободы. Давайте задумаемся о том, что такое свобода. На собственной шкуре мы убедились, что свобода — это необходимость выбора из целого ряда возможностей, которые на первый взгляд кажутся равными. До сих пор мы с вами подолгу стоим у ставши? уже нарицательными прилавков с колбасой, не будучи в состоянии выбрать лучший сорт или производителя. Даже при такой элементарной необходимости выбора мы очень часто бываем Wв состоянии выбрать сами и обращаемся за помощью к продавцу с надеждой, что он точно знает 24 какая «колбаска получше». В более сложных ситуациях выбора мы просто-напросто застываем в неподвижности и почти умираем, как буридановы ослы между двумя равными охапками сена. Свобода подразумевает умение выбирать. В свою очередь, это умение требует образования, позволяющего правильно оценить открывающийся мир возможностей. Когда человек не умеет выбирать, он в ситуации свободы будет поступать практически только двумя способами. Во-первых, он будет «голосовать» за что-то далеко не самое лучшее, но зато привычное. Он будет выбирать отсутствие перемен, то есть он предпочтет старую несвободу новой свободе, требующей от него все нового и нового выбора. Во-вторых, он будет выбирать не самую лучшую и не самую новую возможность, а возможность самую простую, максимально примитивную и понятную. В посттоталитарном обществе, не привыкшем к возможности свободного выбора, свобода начинает вызывать тревогу и депрессию. Человек, nvf-сто радостного ощущения свободы, начина-увствовать тревожную неопределенность сво-бытия. >н хочет знать, что с ним будет завтра, и от-лвается понимать, что в обществе, избрав-г путь свободы, знать это невозможно. 'щущение тревоги, вызванное неопределенно-о будущего, — одно из главных мучающих нас щений. То же самое чувство мучает и наших и. И они, точно так же, как и мы, пытаются 25 найти лекарство, чтобы избавиться от мучитель но-тревожных ощущений неопределенности зав трашнего дня, особенно если в семье отношение между родителями нестабильны. И даже в посто янстве собственного дома молодой человек н< может быть уверен. В нормальном случае тревога, вызванная не определенностью будущего, проходит тогда, когдаД человек принимает решение, то есть тогда, ко™ да он смог сделать выбор. Когда вы уже купили колбасу, поздно жалеть о том, что на прилавке остался лучший, еще более вкусный сорт. Придется есть ту, которую купили. То есть придется отвечать за принятое решение. Но подросток не привык к ответственности зг свои поступки, которая, по сути, и означает переход от детской жизни к жизни взрослых людей Мы не научили его этому. Он избалован. Он привык, что все, что ему нужно, от одежды и до любимой девушки, ему приносят родители на блюдечке с голубой каемочкой в готовом виде. Он уже ждет, что все важные решения за него примет кто-то другой. Он глубоко и естественно убежден в том, что это не он поступит в институт, а его «поступят» в институт; что это не он устроится на работу, а его устроят на работу. Все это можно продолжать описывать до бесконечности. Мы часто сталкиваемся с тем, что у будущих наркоманов даже отношения с любимой девушкой (юношей) выясняют родители. Нам часто приходится слышать потрясающие фразы типа «Они меня избаловали — вот пусть они теперь меня и лечат...». 26 КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ В действительности такая «избалованность» означает, что молодой человек включился в порочную цепь событий: он не приучен с детства отвечать за свои поступки — значит, он не в состоянии принимать самостоятельные решения — следовательно, он боится свободы и испытывает страх за собственное будущее — поэтому ему становится необходимо лекарство от ответственности и неопределенности завтрашнего дня — внешний мир подсовывает ему наркотик. Можно описать тяжесть свободы и другими словами: взрослеть очень не хочется. Желание жить статично, в неизменном мире, в привычном тепле семьи, которая исполняет малейшие прихоти молодого человека, и главное, желание жить без ответственности, не удовлетворяется, как говорят психологи, фрустрируется. Подросток испытывает непонятную ему самому тревогу, страх за будущее, неопределенность. Он хочет немедленно получить удовольствие и вернуться в детство, в котором все его желания " медленно удовлетворялись. )то вы хотите, чтобы ваш ребенок повзрослел, iy вовсе не хочется взрослеть в нашем жесто-мире, вовсе не хочется учиться думать, читать шшжки и отвечать за свои поступки. И тут окружающая среда радостно идет ему навстречу, предлагая героин или другой наркотик как универсальное лекарство от взрослой жизни. 4. Страх смерти Мы очень редко затрагиваем этот вопрос. пако все мы знаем, что жизнь каждого из нас 27 заканчивается смертью, и это единственный за кон, который не удалось преодолеть никому и когда-либо живших на земле людей. Все мы бо имея смерти. Никто не знает точно, что жде нас за ее порогом. Казалось бы, как-то нелогично: смерть и нар котики. Наркотики смертельно опасны. Они при ближают к смерти. Это очевидно. Так разве можно с помощью наркотиков убе жать от страха смерти? Оказывается, можно Именно об этом пишет Лена. Давайте вдумаемся, в ее анкете мы столкнулись с тремя «страхами»: • страхом жизни без смысла; • страхом одиночества; • страхом неопределенности, боязни завтрашнего дня. Попробуйте вчувствоваться в эти общие для всех нас страхи. И на дне их вы увидите общш и главный страх — страх смерти. Неопределенность и опасность будущего угрожает смертью, одинокого человека некому поддержать, и этд\ снова грозит смертью. Отсутствие смысла де-\ лает жизнь ненужной и практически равное смерти. Перечитайте еще раз Ленину анкету. Мы забыли свою молодость. Мы забыли о том, как в пятнадцать—восемнадцать лет нас интересовала проблема смерти. Как мы любили стихи Есенина, посвященные ей, и одновременно как мы боялись умереть. Вспомните, ка? часто вам, когда вы были подростком, снилась ваша смерть и смерть близких вам людей. 28 КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ Ребенок начинает понимать, что люди смерт-ны, где-то в возрасте от четырех до пяти лет. Если мы скрываем от него этот факт и не готовим человека к правильному восприятию смерти с самого раннего возраста, то в подростковом периоде страх смерти может стать практически невыносимым. В православии постоянно живущий в нас страх смерти носит замечательное образное название, он называется смертной памятью. Смертная память внутри человеческой души может быть преобразована в творческий импульс. Только то, что человек создал в своей жизни и в жизни своих детей, способно пережить его тленное тело. Этому преобразованию посвящена масса замечательных православных книг. Вот как описывает смертную память священник Тимофей в своем «Пособии по аскетике для юношества»: «Память смертная не есть панический ужас смерти. Она есть лишь верная оценка земной жизни и ее временных благ. Эти блага для помнящего последний час суть не более, чем пища червей, равно как и тело наше, пользующееся нами. Безудержная погоня за тленным и временным влечет за собою суровый ответ в день Суда...» Не только Лена, но каждый третий из наших пациентов в той или иной форме напишут в анкетах, что они начали принимать наркотики, так к боялись смерти. Каждый пятый признается в том, что до встречи с наркотиком раздумывал 0 самоубийстве. Мысли о самоубийстве фактически и есть Признание все того же: бессмысленности, оди- 29 ночества, бегства от свободы и ответственное ти, неопределенности завтрашнего дня. Наркотики — лекарство от всех перечислен ных проблем, вызывающих неосознанное беспокойство. Наркотик быстро и незаметно на месте проблем человеческой души ставит проблемь: «души травяной». Вместо огромного количестве вопросов, на которые нужно ответить молодому человеку и в материальной жизни, и в духовной, встает один: «Как добыть следующую дозу?» Так как добыть ее достаточно просто, то все вопросы решаются сами собой. Тем более, что наркотик для подростка — это нечто загадочное, преступное и романтическое одновременно. Наркотик — это то, что колют мрачные, загадочные и неопрятные ребята. У них есть какая-то тайна от лживого мира взрослых, к которой очень хочется причаститься. Наркотики — это следствие протеста молодежной культуры против несправедливости, лживости и продажности нашего мира. В этом ужас наркотиков. Все проблемы души решаются простым уколом, понюшкой или затягиванием дымом. Говорят, что сатана прячется в простых решениях. В самой сущности наркотиков заключен величайший обман сатаны. Молодой человек пытается лечиться ими от чувства звенящей пустоты в душе, от холода, который его окружает. А наркотик приносит взамен другую, «теплую» пустоту. В «теплоте» наркотиков тоже нет никакого смысла, никакого содержания. Это тупик. 30 КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ Это бегство — неудачное бегство подростка от несправедливости жизни и несоответствия идеалов и реальности. Нам кажется, что талантливые ребята, люди с тонкой, чуткой душевной организацией в наше время чаще других становятся жертвами наркотиков. Они болезненнее воспринимают бессмысленность, холод и несправедливость мира, а бороться с этими страшными ощущениями их никто не научил. Они пытаются убежать от остроты собственных ощущений, пытаются стать такими, «как все», а эти «все» употребляют наркотики. Можно сформулировать еще одно очень важное понятие, которое в заключение этой главы нам хотелось бы выделить отдельно. Все перечисленные нами проблемы в становлении личности и трудности в получении удовольствия, очевидно, приводят подростка к подражанию сверстникам. Он воспринимает свою личность как ущербную, а свое будущее как зыбкую неопределенность. Подростку нужна точка опоры, если мы с вами, родители, ее не создали, то он будет искать такую опору в неформальном общении с подобными себе. Неуверенность и неопределенность ведут к подражанию. Так формируется подростковая мода. Сегодня оде наркотики... Подражание и мода начинают эксплуатировать о из замечательных свойств человеческой лич-ти — любопытство. Любопытство — это необ-имое человеку свойство, позволяющее ему оптироваться в окружающем мире. В каждом 31 из нас живет ориентировочный рефлекс «Что такое?». Человек прекращает любопытствовать после того, как «тайна» разъяснилась и незнакомое явление стало знакомым. Разумеется, у ребенка! любопытство выражено гораздо сильнее, чем у взрослых. Весь детский мир состоит из незнакомых вещей и впечатлений. По мере взросления любопытство у очень многих людей постепенно превращается в жажду новых впечатлений, и эта жажда порой оказывается сильнее осторожности, даже сильнее страха смерти. В конце 70-х годов американский психолог М. Цукерман создал теорию, описывающую потребность в различных новых впечатлениях, переживаниях и стремление к физическому и социальному риску ради этих впечатлений. Цукерманом был создан специальный тест, с помощью которого можно определять: а) желание физического риска (интерес к опасным видам спорта и любой опасной деятельности); б) желание нового психологического опыта (употребление наркотиков, сексуальные извращения, бродяжничество и т. д.); в) желание антисоциального поведения (включение в молодежные банды, употребление алкоголя, азартные игры и т. д); г) желание избавиться от скуки, стремление к новым знакомствам, неприязнь к монотонным занятиям. Мы приводим здесь названия шкал теста Цукермана для того, чтобы было понятно, на- 32 КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ сколько разными формами поведения может выражаться человеческое любопытство, перерастающее в естественную для человека жажду новых впечатлений. Подростки, которые демонстрируют высокие показатели по любой из шкал теста Цукермана, более других стремятся к экспериментам с наркотиками. Они быстрее попадают в зависимость от любых психоактивных веществ. Наркотики позволяют им смоделировать в своей психике ощущения нарастающего напряжения и разрядки, которые возникают в момент совершения рискованного поступка. |