«Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми 7-12 лет». ВКР. Декоративноприкладное искусство в работе с детьми 712 лет
Скачать 140.89 Kb.
|
Схема развития ключевых компетенций у обучающихся в творческом объединении Комфортно-психологическая обстановка Обучающее, развивающее, практико-ориентированное содержание Личностно- ориентированный подход в обучении Совместная творческая деятельность Дифференцированный подбор средств обучения Проектная деятельность и воспитания Диагностика и отслеживание результатов Нестандартная оценка и самооценка компетентностный обучающийся Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является разумное сочетание традиционных и современных подходов на занятиях ДПИ которое позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций и приобщение к народным ремеслам обучающихся, что в конечном счёте и создает условия для успешной социализации личности. Заключение Декоративно-прикладное искусство – область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.). Сегодня перед современной школой, в социально-культурной деятельности, перед учреждениями дополнительного образования стоят задачи воспитания чуткого и доброжелательного отношения к человеку; любви к своему дому, к своему народу, к Родине; трудолюбия как творческого отношения к любой деятельности. Детство - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Школьник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность. Декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельности. Художественные достоинства произведений, тщательная выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в декоративно-прикладном искусстве яркие и доступные образы для применения их в практике эстетического и нравственного формирования личности школьника. Виды декоративно-прикладного искусства очень разнообразны, но при этом они характеризуются несколькими общими чертами, среди которых в первую очередь необходимо назвать художественную ценность предмета и его функциональность. Признаком искусства в бытовом предмете является соединение целесообразности и красоты, что находит отражение и в форме предмета, и в правильно выбранном для него материале, и в характере декора. Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие способности. Формируя духовную потребность, тягу личности к творчески преобразовательной деятельности, искусство формирует способности личности к творчеству - ведь сама по себе потребность ещё не делает личность творческой. Сформировавшись, способность к творчеству становится тем качеством личности, которое определяет постоянную духовную нацеленность её на совершенствование и самосовершенствование, способствует активной деятельности по реализации задуманного образа. Для всестороннего развития личности ребенка, проявления и развития всех его способностей большое значение имеет привлечение учащихся в различные кружки художественной самодеятельности. Ведь кружковая деятельность помогает ребенку реализовать себя. На занятиях в кружках по декоративно прикладному искусству происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Ведь данный вид искусства формирует окружающую человека материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. Произведения декоративного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначаются, и обычно составляют ансамбль. Творческая деятельность предполагает самостоятельность, гибкость, направленность на постановку и решение проблем, воображение, и другие аналитико-синтетические мыслительные способности, а так же упорство, стремление к изобретениям и экспериментам. В педагогической практике существуют различные подходы к обучению. И в настоящее время нет единой точки зрения по вопросу классификации методов обучения. Связано это с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки. Но наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя и методы работы учащихся. В основе главных принципов организации занятий является чередование разнообразных видов деятельности учащихся. В основном она носит практический характер, но теоретические сведения также необходимы, поскольку без них невозможны самостоятельная творческая работа школьников. Хорошо организованная, продуманная деятельность ребёнка помогает ему стать инициативным, последовательным, усидчивым, доводить начатое дело до конца, самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд трудовых навыков и освоив процесс подготовки и выполнения изделия, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься различными видами трудовой деятельности. Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду независимо от того, станет ли ребёнок учителем, врачом, инженером или художником. Список литературы: Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие/ под. ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской Г. А.- М.: Гумонит, Владос, 2000. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.«Просвещение» - 1998г. Дудников Н. Кистью водит вдохновенье.–М.:ПЦ«Вертикаль»,Пресском,2004. Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества. - М.: 2000. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка.: Школьная пресса,2005 Копцева Т. А. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник». - М.: ТЦ Сфера, 2008. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные лодошки». - М.: «Карапуз-дидактика», 2007. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011. Лобова А.Ф. Теоретические основы формирования у детей эстетического отношения к миру / УрГПУ. – Екатеринбург, 2000. Левина М. 365 кукол со всего света.-М.: Рольф, 2000. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.-2005 Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков. Научно- методическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: филиал изд. «Просвещение»,2003. Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под общей редакцией Оверчук Т.И. – М.: «Мозаика – Синтез», 2007 Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 2000. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве, 2001. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с. Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет, 2001. Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему: Эстетическое воспитание дошкольников / Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание. - 2001.-№9. Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2001. Усупова А.П. Русское народное творчество - М. Издательство «Просвещение» - 1972г. Ханашевич Д.Р. Я вяжу и вышиваю. - М.: Издательство «Малыш», 1987 Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного декоративно-прикладного искусства. - М.: 2006. Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2005. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для ВУЗов / Е.А.Дубровская, Т.Г.Казакова, Н.Н.Юрина и др.; Под ред.Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.-256с Ярыгина, Н. А. Декоративно – прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников/ Н. А. Ярыгина // Начальная школа плюс До и После. – 2008.- №4. Интернет - ресурсы Декоративно-прикладное искусство – Википедия Декоративно-прикладное искусство - ru.wikipedia.org/wiki/ Декоративно-прикладное искусство - Россия, Russia russia.rin.ru/guide/3/5.html Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, живопись. www.artly.ru Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы и ремёсла. Красота. www.bibliotekar.ru/krasota/index. Эстетическое воспитание через декоративно-прикладное. festival.1september.ru/articles/513024/ Декоративно-прикладное искусство www.artgrad.ru/lexicographer.php?id=4 Декоративно-прикладное искусство www.velim.ru/2112-1-Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm Возрастные особенности внимания | Фабрика знаний www.fabrika-znany.ru/?q=node/282 Интернет-магазин Народные промыслы России. Гжель, Жостово, Золотая. Хохлома.... www.ruspromysel.ru Приложение 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Младший школьный возраст – это возраст 7–11-летних детей, обучающихся в 1 – 4 классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией. Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению . Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок "иногда путает похожие по написавию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R ). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства – в основном, цвет, форма и величина. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии. Возрастные стадии восприятия: 2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине; 6-9 лет - описание картины; после 9 лет - интерпретация увиденного. Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обычно обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.). Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Мотивы обучения Среди разнообразных социальных мотивов учения главное место у младших школьников занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Помимо этого есть и другие мотивы: Внутренние мотивы: 1) Познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний; 2) Социальные мотивы – мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха – желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). Внешние мотивы - учиться на хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, а какая-то награда. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки . Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает главным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность – основная деятельность для младшего школьника, и если в ней ребёнок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Группы риска Особое внимание всегда требуется детям «группы риска», а это следующие категории: Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные): чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание. У мальчиков встречается чаще, чем у девочек. Гиперактивность - целый комплекс нарушений. Необходимо формировать произвольное внимание. Учебные занятия необходимо строить по строгому графику. Игнорировать вызывающие поступки и обращать внимания на хорошие поступки. Обеспечивать двигательную разрядку. Леворукий ребёнок (10% людей). Сниженная способность зрительно-двигательных координаций. Дети плохо срисовывают изображения, имеют плохой почерк, не могут держать строчку. Искажение формы, зеркальность письма. Пропуск и перестановка букв при письме. Ошибки при определении "право" и "лево". Особая стратегия переработки информации. Эмоциональная неустойчивость, обидчивость, тревожность, сниженная работоспособность. Для адаптации необходимы особые условия: правонаклонный разворот в тетради, не требовать безотрывного письма, рекомендуется сажать у окна, слева за партой. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Это агрессивные дети, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные, ранимые. Всё это необходимо учитывать не только учителю на уроке, но в первую очередь – дома, самым близким ребёнку людям, от которых в большой степени зависит, как ребёнок будет реагировать на возможные школьные неудачи и какие уроки он из них вынесет. |