Главная страница
Навигация по странице:

  • «Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми 7-12 лет»

  • Курск, 2017 Содержание

  • Цель

  • Объект

  • Апробация результатов исследования

  • Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры 1.1 Истоки декоративно - прикладного искусства

  • 1.2 Виды техник декоративно-прикладного творчества (искусства).

  • «Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми 7-12 лет». ВКР. Декоративноприкладное искусство в работе с детьми 712 лет


    Скачать 140.89 Kb.
    НазваниеДекоративноприкладное искусство в работе с детьми 712 лет
    Анкор«Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми 7-12 лет
    Дата21.03.2020
    Размер140.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВКР.docx
    ТипПрограмма
    #112703
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    Комитет образования и науки Курской области

    Областное государственное бюджетное учреждение

    дополнительного профессионального образования

    «Курский институт развития образования»
    Кафедра дошкольного и начального образования

    Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки по направлению «”Образование и педагогика”

    (Педагог дополнительного образования)»

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
    «Декоративно-прикладное искусство в работе

    с детьми 7-12 лет»

    Выполнила

    слушательница

    Научный руководитель:
    ст. преподаватель кафедры ДиНО КИРО


    Курск, 2017
    Содержание
    Введение………………………………………………………..…………………4

    Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры…………………………………………………….……..7

    1.1 Истоки декоративно - прикладного искусства…………………..……...…..7

    1.2 Виды техник декоративно-прикладного творчества (искусства)…… ….13

    1.3 Психологические теории развивающего обучения в реализации программы дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству для детей 7-12 лет «Умелые ручки»………………………….……35

    1.3.1 Исторические аспекты…………………………………………………….35

    1.3.2 Система развивающего обучения Л.В.Занкова………………..…….….37

    1.3.3 Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова….....................................................................................................39

    1.4 Образовательная программа дополнительного образования детей «Декоративно-прикладное искусство» творческого объединения «Умелые ручки»…………………………………………………………………….………42

    Глава 2. Декоративно-прикладное искусство в работе с детьми 7-12 лет…………………………………………………………………………………63

    2.1 Инновационный педагогический проект «Современные образовательные технологии как способ формирования ключевых компетенций на занятиях декоративно прикладного искусства»…………………………….…..………..63

    Заключение………………………………………………………….……………75

    Литература……………………………………………………………….………78

    Приложение………………………………………………………………………81

    Введение

    Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественно-эстетического образования обучающихся, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

    Эффективное решение данной проблемы возможно в процессе приобщения детей к декоративно-прикладному искусству.

    У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными.

    Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность. «Творчество, – пишет В.В.Давыдов, – является уделом всех,  оно является нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у разных детей разные. Они зависят от свойств нервной системы, её «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Кроме того, влияние на развитие способностей к творчеству оказывает среда, окружающая ребёнка, особенно семья. Самым доступным вариантом творческой деятельности является декоративно-прикладное искусство.

    Приобщая детей к сотворению чуда, взрослые не только передают им своё мастерство и опыт, но и формируют их духовный и эмоциональный мир. Человек, знающий радость творческого труда, умеющий видеть красоту и гармонию в привычных вещах, намного счастливее того, перед кем мир предстает серым и однообразным.

    К сожалению, с возрастом способность детей к творчеству угасает. Это связано как с нацеленностью школьного обучения на логический компонент мышления, так и с отсутствием стимулов к проявлению творческой энергии. Поэтому необходимо включение специальных занятий по развитию творческого мышления в программу работы кружков декоративно-прикладного творчества, что стимулирует развитие творческих способностей детей. Отсюда, возникает необходимость рассмотрения вопроса применения таких форм и методов обучения декоративно-прикладному искусству, через которые воспитанники захотят творить, воплощать свои идеи. Занятия в системе дополнительного образования детей организуются в соответствии со следующими принципами:  

    • создание благоприятного социально-психологического климата для отличающегося, психологической безопасностью, взаимным доверием;

    • проявление симпатий и теплоты к творческим опытам ребёнка, положительное нематериальное подкрепление всех его предложений и решений, максимальная адаптация к ответам и действиям ребёнка;

    •  обеспечение возможности создавать множество решений творческих задач;

    В деятельности педагога дополнительного образования имеет место быть проблема, связанная с несовершенством методик обучения декоративно-прикладному творчеству с целью  обогащения духовной жизни ребенка, становления его эмоционально-целостного отношения к миру, развития эстетических познаний и художественного вкуса.

    Из всего вышесказанного следует, что тема данной работы актуальна в наше время, и поэтому я выбрала именно её.

    Цель: Раскрыть особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми 7-12 лет.

    Задачи:

     1. Изучить теоретические источники и передовой педагогический опыт по выбранной теме.

    2. Инициировать процессы творческого освоения культуры.

    3. Изучить особенности использования элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми 7-12 лет.

    Объект: Процесс проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству с детьми 7-12 лет.

    Предмет: Использование элементов декоративно-прикладного искусства в работе с детьми 7-12 лет.

    Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В качестве теоретической базы исследования были использованы публикации, посвящённые творческому развитию детей.

    Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе практической педагогической деятельности в МКУДО "Глушковский Центр детского творчества".

    Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

    Глава 1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры

    1.1 Истоки декоративно - прикладного искусства

    Истоки современного декоративно-прикладного и орнаментального искусства берут своё начало у мастеров народного прикладного творчества. В декоративных изделиях народных промыслов аккумулируется традиционный художественный опыт многих поколений незаурядных мастеров гончарного искусства, керамики, мастеров по обработке дерева, металла, камня, кости, рога, ткани и многих других.

    Некоторые скептики высказывают мнение о том, что изучение прикладного искусства народных мастеров насаждает ремесленнические штампы в сознании народа. С подобным высказыванием нельзя согласиться, поскольку творческие изделия мастеров народного творчества, как и декоративно-прикладное искусство в целом и орнаментальное искусство в частности, следует рассматривать и изучать как одно из важнейших средств нравственного, духовного, эстетического воспитания, формирования и развития образованной, культурной, гармоничной и творческой личности современного молодого человека.

    И сейчас остается актуальным призыв В.С. Воронова, одного из крупнейших специалистов в сфере изучения народного творчества: необходимо сберечь огромную внутреннюю художественную энергию и веками наполненное и по сей день живое техническое мастерство, которым было наполнено ушедшее искусство крестьянства, потому как сама жизнь доказывает, что у народа нет будущего без знания и развития опыта и традиций прошлых поколений [1]. Без сохранения традиций и основ народной культуры невозможно по достоинству оценить работы мастеров декоративного искусства и то, что происходит в настоящем времени, в котором мы живем.

    Бережное и трепетное отношение к народному творчеству как к истокам декоративного и прикладного искусства, как к кладезю орнаментального искусства важно не только для сохранения корней, но и для дальнейшего развития художественных промыслов России, для процветания современного прикладного творчества.

    Из далекого прошлого и до наших дней сохранилась в сердце народа любовь к произведениям декоративного и прикладного творчества, к народному искусству, созданному руками мастеров художественных промыслов. Благодаря своей уникальности бережно сохраняются и до сих пор передаются из поколения в поколение технические и технологические секреты мастеров по изготовлению изделий народного, прикладного, орнаментального искусства.

    Художественные промыслы России создавались и развивались на основе домашних ремесел в крестьянских семьях и постепенно перерастали в частные мастерские как мелкие товарные производства, специализирующиеся на изготовлении единственного вида изделия, например гжельской керамики или хохломы. Мастера народных промыслов не имели возможности развиваться, так как находились в двойной зависимости как от хозяина, так и от скупщика.

    Во второй половине ХIХ в. некоторые организации и отдельные меценаты оказывали свою поддержку кустарным промыслам и старались удержать их на плаву, сохранив от упадка и разорения. Но ни подобная помощь талантливым мастерам, ни богатые традиции народных промыслов все-таки не позволили им конкурировать с быстро развивавшимися в то время фабриками и заводами. Это время гибели и разорения художественных ремесел и народных промыслов России, которые бесследно исчезали и уходили в прошлое.

    И только в 20-х гг. ХХ в. началось возрождение уничтоженных и развитие уцелевших народных промыслов России. Начиная с 1921 г. в Москве в Историческом музее были организованы регулярные экспозиции выставок народного творчества, восстановлен Кустарный музей. Несколько улучшилось положение народных кустарей-ремесленников. Труд мастеров народного промысла стал приравниваться к труду творческих работников художественно-промышленных специальностей. На местах возникновения кустарных промыслов России начали организовывать и интенсивно развивать художественные предприятия, творческие мастерские, производственные объединения.

    В советское время насчитывалось более пятисот государственных специализированных предприятий народных промыслов: фабрики, заводы, объединения, художественные комбинаты, творческие мастерские. Именно они взяли на себя основную задачу по сохранению традиций и развитию народных промыслов, создавая художественные изделия традиционной народной культуры. Партия и правительство Советского Союза обозначило главную задачу художественной культуры народа, которая заключалась в необходимости внедрения искусства в массы, в повседневную жизнь граждан и их быт.

    Но при переходе Советского государства к рыночным отношениям с начала 90-х гг. XX в. многие производственные объединения, художественно-промышленные комбинаты не смогли быстро перестроиться и вписаться в структуру рынка. И по сей день некоторые комбинаты традиционных промыслов России находятся в крайне бедственном положении, практически на грани разорения и исчезновения.

    Следует отметить достаточно большое количество и разнообразие причин бедственного состояния художественных комбинатов по изготовлению изделий народных промыслов, впрочем, как и плачевного состояния народного искусства в целом. Н.А. Прямкова утверждает, что для современного обывателя синкретический характер изделий народных промыслов потерял смысл, потому что были утрачены традиционные формы народного искусства: «На наш взгляд, практически невозможно говорить о возрождении народного искусства» [2].

    Но время разрушения прошло, и с начала ХХI в. некоторые промыслы стали не только возрождаться из руин, но и выходить на мировой рынок. Многие осознают, что, сохраняя традиционное искусство своего народа, сохраняя историческую память своих предков, которая находит отражение в произведениях народного творчества, в изделиях мастеров народных промыслов, в их орнаментальном искусстве, мы сохраняем художественный опыт предшествующих поколений, их мироощущение, мировоззрение, миропонимание, а значит, и художественную традиционную культуру России в целом.

    Ранее существовавшие белые пятна в изучении теоретических основ народного искусства заполнены исследованиями таких ученых, искусствоведов, как А.Б. Бакушинский, Г.К. Вагнер, В.М. Василенко, В.С. Воронов, М.А. Некрасова, С.М. Темерин и другие. В их работах раскрыто значение и сущность народного искусства как художественной системы, определен главный закон развития народной культуры, который заключается в его «коллективном начале» и «народности».

    И ученые, и искусствоведы приходят к единому мнению, что народное прикладное творчество – это особое и непростое явление художественной культуры. К нему можно отнести и крестьянские рукотворные самоделки, и кустарные, ремесленные изделия, и изделия художественной промышленности. Это своеобразная художественная система, где имеется определенный консерватизм на основе традиций, что обеспечивает ее существование.

    Также следует отметить и изменчивую сторону данной системы, основанную на контакте с окружающей средой. Это доказывает способность художественной системы народной культуры к постоянному развитию. В прикладном искусстве существуют понятия как народного, так и профессионального искусства.

    Художник-профессионал (художник декоративного и прикладного искусства) свои творческие работы создает с учетом технологических и технических особенностей изделия при массовом производстве, выполняет образец в единственном экземпляре для дальнейшего тиражирования. Он разрабатывает орнаментальную композицию, основанную на художественной образности и символике орнаментального искусства.

    Творческие изделия мастеров-народников и художников-профессионалов объединяет целостность и гармоничность народных художественных образов и орнаментальной символики. Производство художественных промыслов в виде произведений декоративного искусства есть одна из форм народного творчества.

    Следует отметить разнообразие отраслей народных художественных промыслов. Это и художественная обработка дерева, и художественная обработка металла и керамики, работа с тканями, лаком и т. д. [3].

    К произведениям декоративно-прикладного искусства относятся художественные изделия, имеющие прикладное значение и практичность в быту, к ним применяются особые способы художественной обработки (создание и украшение утвари, тканей, мебели, орудий труда, игрушек). При обработке керамики, текстиля, металла, дерева, стекла, кости в декоративно-прикладном искусстве применяются роспись, инкрустация, вышивка, набойка, литье и резьба. Декоративно-прикладное искусство берет свое начало, с одной стороны, из материального, практического, с другой – из духовного, нравственного освоения действительности в процессе творческой работы художника-мастера-прикладника.

    В процессе создания автором композиции на основе природных форм, путем их трансформации и творческой переработки с применением природного материала (глина, камень, лоза, соломка, дерево, металл и т. д.) происходит материально- практическое освоение окружающей действительности. Произведения народного прикладного творчества составляют элементы окружающей среды человека и эстетически обогащают ее.

    История декоративно-прикладного и орнаментального искусства тесным образом связана с деятельностью народных мастеров и художников-профессионалов, с развитием художественной промышленности, с традициями художественного ремесла и промысла. И в наши дни прикладное искусство принято считать одной из важнейших областей народного декоративного творчества.

    Изучение декоративного искусства и народного прикладного творчества через образ и символику орнаментальной культуры народов России необходимо для получения определенных результатов, оказывающих особое влияние на выявление общности культур, на формирование идентичности через связь с историей, с природой, с духовным опытом народа.

    1.2 Виды техник декоративно-прикладного творчества (искусства).

    Сфера декоративно-прикладного искусства достаточно многогранна, это и самобытное древнейшее крестьянское искусство, и современные художественные промыслы, так называемое народное искусство, и, конечно, классическое декоративное искусство – шедевры мирового достояния человечества.

    Декоративное искусство делится на монументальное, что подразумевает создание статуй, скульптур, витражей, архитектурных украшений, мозаик и других масштабных произведений; оформительское, подразумевающее оформление витрин, выставок, музеев, и так далее, и декоративно-прикладное искусство. Декоративное искусство также разделяется по виду используемых материалов: керамика, дерево, ткань, металл, стекло и другие материалы, и по технике исполнения изделий: вышивка, лепка, роспись, инкрустация, ковка, тиснение, литье, ковка, и так далее.

    Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

    В академической литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия (картины из разных сортов дерева) и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

    Следует отметить, что деление (объединение по какому-либо признаку) большинства техник условно (субъективно), а многие техники прикладного творчества являются мультитехниками, т.е. сочетают несколько видов техник.

    . Техники, связанные с использованием бумаги:

    1. Айрис фолдинг («Радужное складывание») – техника складывания бумаги. Появилась в Голландии. Техника требует внимания и аккуратности, но при этом позволяет без труда делать эффектные открытки или украшать странички памятного альбома (скрапбукинг) интересными декоративными элементами.

    2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.

    3. Гофротрубочки — так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.

    4. Квиллинг (от англ. quilling — от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

    5. Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.

    Виды:

    - Киригами— вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: киру — резать, ками — бумага.

    -Pop-up — целое направление в искусстве. Эта техника сочетает элементы техник.

    - Киригами и Вырезания и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающие в плоскую фигуру.

    - Кусудама (с яп. букв. «лекарственный шар») — бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.
    Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.

    Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.

    - Оригами из кругов - складывание оригами из бумажного круга. Обычно затем из сложенных деталей склеивается аппликация.

    - Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами — придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

    6. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
    В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.

    Вы же можете декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж.

    7. Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking: scrap — вырезка, book — книга, букв. «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.
    Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

    Специальным образом декорированный фотоальбом состоит из отдельных листов, каждый из которых представляет законченную мысль, выраженную фотоколлажем. Обычно такой альбом охватывает какую-то одну тему: свадьбу, юбилей, рождение ребёнка, каникулы на море и так далее.

    Следует заметить, что скрапбукинг не ограничивается созданиями классических альбомов— в коллекциях мастеров скрапбукинга встречаются также альбомы-аккордеоны, альбомы в виде домиков, альбомы в виде коробочек/корзиночек, и даже отдельные открытки (так называемый кардме́йкинг или кардмэ́йкинг, англ. cardmaking, букв. «изготовление открыток»). Существует и так называемый «цифровой скрапбукинг», использующий для оформления и украшения фотографий различные программные вычислительные средства (универсальные графические редакторы или специализированное программное обеспечение, предназначенное для обработки фотографий и обрамления рамками различного вида и формы).

    Работу по созданию альбомов упрощает множество шаблонов, заготовок самых разных форм, использующие различные виды креплений (кольца, ленты, пружинки). Можно и самому изготовить заготовку, вырезав её из плотного картона, в виде силуэтов сердечка, замка, домика, цветочка и других декоративных элементов.

    В скрапбукинге существует интересное направление «стимпанк» - викторианский стиль, слегка переработанный, в духе эпохи Шерлока Холмса. Особенностью этого стиля является несколько сумрачное настроение, темные тона, смешанные с блестящими деталями, много металлического и «техничного», «индустриального» на вид.

    8. Тиснение (другое название «эмбоссинг») — механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте (техника называется «пергамано», см.ниже), а также на коже или на бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.

    Этот вид работ может определяться многими факторами: усилием, фактурой и толщиной материала, направлением его порезки, макетом и другими факторами.

    Виды:
    - Пергамано - пергаментная бумага (плотная вощёная калька) обрабатывается инструментом для тиснения и в процессе обработки становится выпуклой и белеет. В этой технике получаются интересные открытки, также эту технику можно применить для оформления скрапстранички.
    - Текстурирование - нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д)

    9. Торцевание - вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозайки, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.

    Существует торцевание на пластилине. Также есть торцевание на шишках.

    . Техники, связанные с плетением:

    Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.
    С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение, плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)...

    Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.

    1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы.

    С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно- индейских привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок..

    На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки...
    Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы на мел, чехольчики на зубочистку, чернильницу, перочистку и карандаш, ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники, пасхальные яйца, шахматные доски и многое-многое-многое другое.

    2. Ганутель — эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря.
    В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.

    В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель».

    3. Макраме (от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения.
    Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.

    4. Плетение кружева на коклюшках. В России до сих пор известны — Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский, Михайловский промыслы.

    5. Фриволите — это плетеное узелковое кружево. Его также называют челночным кружевом, поскольку плетется это кружево специальным челноком.

    . Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений:

    Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.

    Например: рисунок углём, рисунок карандашом, рисунок тушью и пером...

    Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.
    Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.

    1. Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
    Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань (шёлк, хлопок, шерсть, синтетику), не пропускают через себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
    Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись, свободная роспись с применением солевого раствора, шибори.
    Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» — означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» — «точка» или «капля». Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.
    Роспись «батик» издавна известна у народов Индонезии, Индии и др.. В Европе — с ХХ века.

    2. Витраж (лат. Vitrum — стекло) — это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу.

    3. Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги). Эта древняя техника являлась традиционной как для творцов древних изображений (использовались костяные трубочки).
    Современные трубочки для сока ничем не хуже в применении. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги.

    4. Гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой.
    Гильоширование требует аккуратности в работе. Она должна быть выполнена в единой цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции.

    Салфетки, панно с аппликациями, закладки для книг, платочки, воротнички - всё это и много другое, что подскажет ваша фантазия, украсит любой дом!

    5. Граттаж (от французского gratter — скрести, царапать) - техника царапанья.
    Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).

    6. Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.

    Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.

    7. Монотипия (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток) - одной из простейших графических техник.
    По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) — делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

    8. Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки.

    9. Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

    10.Печать.

    Виды:

    - Печатание при помощи губки. Для этого подойдет и морская губка, и обычная, предназначенная для мытья посуды.
    В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон — узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов...

    - Штамп (штамповка). В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон — узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов и т.д. 

    11. Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») — стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.

    Основоположником стиля явился Жорж Сера.
    Другое название пуантилизма — дивизионизм (от лат. divisio — разделение, дробление).

    12. Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.

    13. Рисование отпечатками листьев. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка.

    14. Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.

    Вот некоторые из них:

    - Жостовская роспись — старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Жостовские подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.

    - Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

    - Хохломская роспись — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
    Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.

    15. Энка́устика (от др.-греч. «искусство выжигания») — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.

    V. Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей:
    Шитье - разговорная форма от глагола "шить", т.е. то, что шьется или сшито.
    1. Вышивка.

    Вышивка многогранна - простой крестик и болгарский крестик, художественная, русская, прямая и косая гладь, хардангер, темари, гобелен, Punch Needle (ковровая вышивка), вышивка лентами, прошва, золотое шитьё, Владимирский верхошов, цветная перевить, декоративные швы, мережка, качалочки, кафасор, зерновой вывод, выкалывание, набирание, вырезание, ришелье, имитация вырезания, поверхница, низь, штамповка двусторонняя, счётная, китайская, ручная филейная и гипюрная вышивки.
    Техника "punch needle" - это продергивание нити или ковровая вышивка.
    Вышивка крестиком – создание крестика, который получается путем наложения двух стежков. Первый стежок - из левого нижнего угла в правый верхний. Второй поверх первого, - из правого нижнего угла в левый верхний. Порядок наложения стежков должен быть одинаковым для всех крестиков.

    2. Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё - это народное декоративно-прикладное искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке.

    Виды:

    - Артишок – разновидность пэчворка, получившая своё название из-за сходства с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия — «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья».
    По большому счёту в этой технике все сводится к складыванию вырезанных деталей и пришиванию их на основу в определенной последовательности. Или же, используя бумагу, составлять (наклеивая) различные панно округлой (или многогранной формы) на плоскости или в объёме.
    Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий объемного характера — острием к более узкой части. Складываемые детали не обязательно вырезаются в форме квадратиков. Это могут быть и прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся со складыванием вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти лоскутные техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают объем, то, следовательно, и к «3d» технике.

    - Крэйзи-квилт. Недавно столкнулась и с такой разновидностью. По-моему, это мультиметод.

    Суть заключается в том, что изделие создаётся из сочетания различных техник: пэчворк+вышивка+роспись и т.д.

    3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.

    Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.

    V. Техники, связанные с вязанием:

    Что же такое вязание? Это процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы).

    1. Вязание на вилке. Интересный способ вязания крючком с помощью специального приспособления - вилки, изогнутой в форме буквы U. В результате получаются легкие, воздушные узоры.

    2. Вязание крючком (тамбурное)- процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. создавающий не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.

    3. Простое (европейское) вязание на спицах позволяет комбинировать несколько видов петель, что создаёт простые и сложные ажурные узоры.

    4. Тунисском вязании длинным крючком (одновременно могут участвовать как одна, так и несколько петель для создания узора).

    5. Жаккардовое вязание - узоры вывязываются на спицах из нитей нескольких цветов.

    6. Филейное вязание – имитирует филейно-гипюрные вышивки по специальной сетке.

    7. Гипюрное вязание (ирландское или брюссельское кружево) крючком.

    V. Техники, связанные с обработкой дерева и древоподобных материалов:

    1. Выжигание по дереву - несложное и увлекательное занятие среди художественных ремёсел, которое тесно связано с традициями русского народного творчества. В настоящее время существует несколько способов выжигания: пирография (горячее рисование), пиротипия (горячее печатание), выжигание в горячем песке или на огне, увеличительным стеклом на солнце, выжигание кислотой и трением на токарном станке.
    Лучше всего подходит для выжигания липа, ольха, тополь или каштан.

    2. Выпиливание. Одним из видов является выпиливание лобзиком. Украшая свой быт и жилище удобными для повседневной жизни изделиями ручной работы или детскими игрушками, вы испытываете радость от внешнего вида и удовольствие от процесса их создания.

    3. Резьба — вид декоративно-прикладного искусства. Является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.

    V. Другие самодостаточные техники:

    1. Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.

    Также существуют:

    - Аппликация из пластилина - пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи.

    - Аппликация из «ладошек».

    - Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки.

    2. Ассамбляж (фр. assemblage) — техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.

    3. Бумажный туннель. Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel — туннель — сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как — скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом.

    Первый бумажный туннель был датирован серединой ХVIII в. и являлся воплощением театральных сцен.

    Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов.

    4. Вырезание — термин очень широкого понимания.

    Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из мыла, из фанеры (правда, это уже называется выпиливание), из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.

    Виды:

    - Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении.

    - Вырезание симметричное. При симметричном вырезании мы повторяем контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде.

    - Вытынанка - искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны.

    5. Декупаж (от французского decoupage —существительное, «то, что вырезано») — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.
    Сегодня самый популярный материал для декупажа — это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название — «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным — посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность — кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс — должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.

    6. Карвинг (от англ. carvу - резать, вырезать, гравировать, нарезать; carving - резьба, резная работа, резной орнамент, высеченная фигура) в кулинарии - это наипростейшая форма скульптуры или гравировки по поверхности изделий из овощей и фруктов, столь недолговечных украшений стола.

    7. Коллаж — творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée — наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости.
    Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами — тушью, акварелью и т. д.

    8. Конструктор (из лат. constructor «строитель») - многозначный термин. Для нашего профиля это набор сопрягательных деталей. т.е деталей или элементов некоего будущего макета, информация о котором собрана автором, проанализирована и воплощена в красивое, художественно выполненное изделие.

    Конструкторы различаются по типу материала - металл, дерево, пластмасса и даже бумага (например, бумажные оригами модули). При сочетании разносортных элементов возникают интересные конструкции для игр и весёлого времяпровождения.

    9. Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.

    10. Макет — это копия объекта с изменением размеров (как правило уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта.
    Для создания этого уникального произведения можно использовать различные материалы, всё зависит от его функционального назначения (выставочный макет, подарочный, презентационный и т.д.). Это может быть бумага, картон, фанера, деревянные брусочки, гипсовые и глиняные детали, проволока.

    Вид макета - модель - это действующий макет, который изображает (имитирует) какие-либо существенные особенности оригинала. Причём, внимание концентрируется на определённых сторонах моделируемого объекта или в равной степени детализации оного. Модель создают, чтобы использовать, например, для наглядно-модельного обучения математике, физике, химии и других школьных предметов, для морского или авиа клуба. В моделировании применяют разнообразные материалы: воздушные шарики, легкая и пластичная масса, воск, глина, гипс, папье-маше, солёное тесто, бумага, пенопласт, поролон, спички, нитки для вязания, ткань…
    Моделирование — это создание такой модели, которая достоверно близка к оригиналу.

    "Моделями" называются те макеты, которые действуют. А модели, которые не действуют, т.е. "стрендовые" - обычно называют макетом.

    11. Мыловарение. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).

    12. Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю) — ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок, поролон, мыло). Методы обработки — лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка, вырезание и др.

    13. Ткачество- производство из пряжи ткани и текстиля.

    14. Фильдцевание (или фильцевание, или валяние) – валяние шерсти. Бывает «мокрое» и «сухое».

    15. Плоская чеканка - это один их видов декоративно-прикладного искусства, в результате выбивания на пластине определённого орнаментального рельефа, рисунка, надписи или круглого фигурного изображения, порой близкого к гравировке, создаётся новое художественное произведение. Обработка материала осуществляется при помощи стержня - чекана, который стаивтся вертикально, по верхнему концу которого бьют молотком. Перемещая чекан постепенно проявляется новая форма. Материал должен обладать определённой пластичностью и способностью изменяться под воздействием силы.

      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта