Главная страница

Жизнь и творчество Дельвига А.А.. Дельвиг Антон Антонович. Дельвиг Антон Антонович 6 (17) августа 1798, Москва 14(26) января 1831, Петербург поэт, критик, журналист. Из старинного, но обедневшего рода обрусевших лифляндских баронов


Скачать 21.24 Kb.
НазваниеДельвиг Антон Антонович 6 (17) августа 1798, Москва 14(26) января 1831, Петербург поэт, критик, журналист. Из старинного, но обедневшего рода обрусевших лифляндских баронов
АнкорЖизнь и творчество Дельвига А.А
Дата11.12.2022
Размер21.24 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДельвиг Антон Антонович.docx
ТипДокументы
#838867

Дельвиг Антон Антонович [6 (17) августа 1798, Москва — 14(26) января 1831, Петербург] — поэт, критик, журналист. Из старинного, но обедневшего рода обрусевших лифляндских баронов. Антон Антонович был первым ребёнком в семье, у него было трое братьев и пять сестёр. Учился в частном пансионе, а в 1811 г. привезен в Петербург для поступления в открывающийся Царскосельский лицей. На вступительном экзамене (12 августа) познакомился с А. С. Пушкиным; знакомство вскоре переросло в тесную дружбу. По воспоминаниям Пушкина, в лицее Дельвиг развивался медленно, не отличаясь способностями к наукам, однако леность и флегматичность сочетались у него с живостью ума и воображения, независимостью поведения и рано пробудившейся любовью к поэзии [5].

Дельвиг увлекается Г. Р. Державиным, хорошо знает изданное В. А. Жуковским в 1810–1811 гг. «Собрание русских стихотворений...» под руководством лицейского профессора Н. Ф. Кошанского, читает Горация и с помощью В. К. Кюхельбекера знакомится с немецкой поэзией XVIII в. (Ф. Шиллер, Ф. Г. Клопшток, Г. А. Бюргер, Л.-Г. Гельти и др.). Особое внимание уделяет он, однако, изучению русской литературы; по свидетельству директора лицея Е. А. Энгельгардта, знает ее лучше всех своих товарищей и «воинственно» отстаивает ее красоты. В лицее он начинает писать стихи и вскоре становится одним из первых лицейских поэтов, в его стихотворениях «К Диону» (1814), «К Лилете» (1814), «К Дориде» (1815) Пушкин находил «необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он изменял» [7]. В 1814 г. Дельвиг дебютирует в печати патриотической одой «На взятие Парижа» и в 1814 — 1815 гг. систематически помещает стихи в журналах «Вестник Европы» и «Российский музеум». В лицейской лирике определилось тяготение Дельвига к малым лирическим формам; [4] его учителями были Г. Р. Державин, Жуковский, И. И. Дмитриев, а также А. X. Востоков, с его метрическими экспериментами в античном духе и опытами русского народного стиха.

Окончив в 1817 г. лицей (Дельвигу принадлежит ставшая лицейским гимном «Прощальная песнь воспитанников Царскосельского лицея», 1817), Дельвиг служит в разных ведомствах, а с 1820 г.— помощником библиотекаря в Публичной библиотеке под начальством И. А. Крылова, но основное время отдает литературным занятиям. Он входит в поэтическую группу, сложившуюся вокруг Пушкина (сам Дельвиг, Кюхельбекер, к ней примкнули Е. А. Баратынский и позднее П. А. Плетнёв, ставшие близкими друзьями Дельвига). Он был первым, кто еще в лицее объявил Пушкина поэтическим наследником Державина и главой нового поэтического движения («На смерть Державина», 1816; «К А. С. Пушкину», 1816 или 1817). Группа, обозначившая себя как «союз поэтов», провозгласила дух поэтической независимости, дружеского единения, наслаждения радостями жизни; в лирике Дельвига звучат мотивы и политического и религиозного вольномыслия; его стихотворение «Поэт» (1820) стало декларацией свободы и высокого предназначения поэта. Дельвиг посещает и литературно-политические кружки, куда входили будущие декабристы: «Священную артель» А. Н. Муравьева и И. Г. Бурцова, «Зеленую лампу». Он сближается с Ф. Н. Глинкой, Н. И. Гнедичем, А. А. Бестужевым, К. Ф. Рылеевым, которого рекомендует в члены петербургского Вольного общества любителей российской словесности, принимает участие в декабристском альманахе «Полярная звезда». Однако идеи декабристской революционности ему чужды; впоследствии он осудил восстание 14 декабря.

В 20 гг. Дельвиг окончательно формируется как поэт по преимуществу лирический. Он пишет романсы, элегии, антологические стихи, одним из первых в XIX в. обращается к форме сонета. Но основные его жанры — идиллия и «русская песня». В традиционный жанр идиллии, излюбленный поэтами-сентименталистами, Дельвиг вкладывает новое содержание. Он пытается воссоздать мир чувств и мыслей человека античной древности, духовно и физически гармоничного и естественного в проявлениях любви, дружбы, в радостном приятии жизни, в горе и в смерти. Этот идеал прекрасного человека органически связан и с областью искусства. В идиллии «Изобретение ваяния» (1829) Дельвиг показывает, как в его мире органически рождается художественное творчество. Сам Дельвиг был тесно связан с русской художественной средой (Пушкин называл его «художников друг и советник») и пытался перенести в свои стихи принципы скульптурной пластичности и гармонии. Изображая античный мир, Дельвиг постоянно прибегает к русским вариантам античного стиха: к гекзаметру, элегическому дистиху, к восходящим к античности сложным строфическим формам. Пушкин считал идиллии Дельвига образцовым воплощением духа древней поэзии, ее «роскоши», «неги», «прелести более отрицательной, чем положительной, которая не допускает ничего напряженного в чувствах; тонкого, запутанного в мыслях; лишнего, неестественного в описаниях» (XI, 58) [7 ], и учитывал их опыт в собственных художественных исканиях. По-видимому, с тяготением к классическим формам связано и обращение Дельвига к форме сонета; ему принадлежат такие образцы сонетного творчества, как «Вдохновение» (1822) и др.

Другим доминирующим лирическим жанром Дельвига были элегия, романс (широко известны «Элегия» — «Когда, душа, просилась ты...», 1821 или 1822; «Романс — «Прекрасный день, счастливый день...», 1823) и в особенности имитации фольклорных песен; в 1820-е гт. он переходит от песен сентиментально-романсного типа к миниатюрам, воссоздающим формы мышления и поэтику подлинных русских фольклорных образцов. В отличие от многих своих предшественников, Дельвиг не обрабатывал конкретные тексты, а создавал на их основе оригинальные произведения, наполняя новым, чаще всего драматическим содержанием [6].

Другим характерным для Дельвига жанром, были «русские песни», которые он писал по образцам подлинных песен, также стремясь проникнуть в их духовный и художественный мир. Песни Дельвига высоко оценивались Пушкиным и декабристской критикой (А. А. Бестужев), приветствовавшей это обращение к национальной поэтической традиции. Среди русских поэтов Дельвиг был одним из лучших знатоков и литературных интерпретаторов народной лирической песни. Он сумел почувствовать и передать многие особенности ее построения, атмосферы, поэтической символики (см.: «Русская песня» («Как за реченькой слободушка стоит») (1829), хотя сделал ее излишне «литературной», приблизив к романсу. На многие стихотворения Дельвига написана музыка; песни «Не осенний частый дождичек...» М. И. Глинки, «Соловей мой, соловей...» А. А. Алябьева, «Пела, пела пташечка...» А. Г. Рубинштейна и др. популярны и сейчас.

В 1825 г. Д. начинает издавать один из лучших альманахов пушкинского времени — «Северные цветы», где участвовали Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, И. И. Козлов и др. Поражение декабрьского восстания 1825 г. Дельвиг пережил как личную драму. Отрицательно относясь к тактике переворота, он сохранил привязанность и сочувствие к осужденным, среди которых были и его близкие друзья (И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер и др.). Он был одним из немногих, кто пришел молча проститься с ними в день казни и высылки 13 июля 1826 г. После 1825 г. в его творчестве нарастают трагические ноты, хотя политических стихов он не пишет. Так, в идиллии «Конец золотого века» (1828) он показывает крушение гармонического мира под порочным воздействием городской цивилизации [4].

В Эпоху реакции, наступившую с середины 20 гг, дом Дельвига, в 1825 г. женившегося на С. М. Салтыковой, становится одним из очагов прежних, додекабрьских настроений. Здесь постоянно бывает освобожденный из ссылки Пушкин, высланный из Литвы А. Мицкевич, собираются молодые поэты, которые видят в Дельвиге литературного наставника. Альманах «Северные цветы» и «Литературная газета», которую организует Дельвиг вместе с Пушкиным и Вяземским в 1830 г., теперь объединяют лучшее в современной литературе [6]. Дельвиг анонимно печатает и стихи, и прозу осужденных декабристов (Кюхельбекера, А. И. Одоевского, Н. А. и А. А. Бестужевых). В «Литературной газете» он начинает выступать как критик и полемист. Основной противник его, как и всей пушкинской группы писателей, — «Северная пчела» Ф. В. Булгарина, игравшая роль литературно-политического официоза, а также «Московский телеграф» Н. А. Полевого. В своих критических статьях Дельвиг выступал против «коммерческой литературы», консервативной социально и эстетически, рассчитанной на вкусы невзыскательного читателя, воспитывал высокие эстетические критерии у писателей молодого поколения, утверждая принципы литературной школы Пушкина. Правительство и III отделение с подозрением следило за выступлениями «Литературной газеты», в которой постоянно печатались и Пушкин, и Вяземский. В 1830 г. за напечатание четверостишия об июльских событиях во Франции она была приостановлена, а Дельвига А. X. Бенкендорф обвинил в политической оппозиционности и пригрозил репрессиями.

По мнению современников, это тяжело сказалось на моральном и физическом состоянии Дельвига, изнуренного болезнями, материальными затруднениями и семейными неурядицами. Заболев в очередной раз в январе 1831, он скончался в несколько дней от «гнилой горячки». Смерть Дельвига была началом распада его кружка и очень болезненно переживалась Пушкиным («... никто на свете не был мне ближе Дельвига (...) Без него мы точно осиротели»), Плетнёвым, Сомовым и Баратынским [2]. Четвертый номер «Литературной газеты» за 1831 (от 16 янв.) вышел с опозданием и был издан как траурный — с «Некрологией» Плетнёва и стихотворением Гнедича, Деларю и Туманского памяти Дельвига. В 1831 Пушкин собирает последнюю книгу «Северных цветов» (на 1832), начинает набрасывать его биографию и в последующие годы жизни вспоминает о нем в стихах; по-видимому, с воспоминаниями о Дельвиге связано и стихотворение «Я памятник себе воздвиг...» [3]. Архив Д. не сохранился (был сожжен друзьями Д. после его смерти из опасения обыска).

Источники:

1.Полн. собр. стих. — Л., 1934 (БПбс; ред. и прим. Б. Томашевского; 2-е изд., Л., 1959);

2. А. С. Пушкин. Письма, т. 3, —М., 1935, с. 8–9, 171–175;

3. М. П. Алексеев. Пушкин и мировая литература, —Л., 1987

4. В. И. Коровин. Поэты пушкинской поры. —М., 1980, с. 56—72;

5. Грот Я. Пушкин, его лицейские наставники и его товарищи. СПб., 1887; Его же. Переписка с П. А. Плетневым: В 3 т. СПб., 1896;

6. Рыбинский В. С. Барон А. А. Дельвиг, его жизнь и литературная деятельность //ФЗ. 1896. № 1, 3;

7.Пушкин А. С. О Дельвиге // Собр. соч.— М., 1962.— Т. 7.— С. 293).


написать администратору сайта