Главная страница

Демо_Литература. Демонстрационный вариант диагностической работы для проведения исследования предметных


Скачать 0.88 Mb.
НазваниеДемонстрационный вариант диагностической работы для проведения исследования предметных
Дата11.04.2022
Размер0.88 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаДемо_Литература.pdf
ТипИнструкция
#463858

24
Демонстрационный вариант
диагностической работы для проведения исследования предметных
и методических компетенций учителей по литературе
Настоящий демонстрационный вариант диагностической работы предназначен для участников исследования предметных и методических компетенций учителей по литературе.
Он дает возможность получить представление о структуре диагностической работы, количестве заданий, форме заданий, уровнях сложности заданий и критериях оценки выполнения заданий.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение диагностической работы отводится 3 часа 20 минут (200 минут): инструктаж – 15 минут; выполнение части 1 – 65 минут; выполнение части 2 – 120 минут.
Работа состоит из 2 частей.
Часть 1 «Задания для оценки предметных компетенций по литературе» включает
12 заданий разной степени сложности (10 тестовых и 2 задания в формате PISA).
Часть 2 «Задания для оценки методических компетенций» включает три задания по методике преподавания литературы разной степени сложности с развернутым ответом – методические задачи.
В тестовую часть включены задания закрытого типа с единичным или множественным выбором правильных вариантов ответов, задания на соответствие, установление последовательности и задания открытой формы с кратким ответом. За верный ответ на каждое из заданий ставится один или два балла в зависимости от формы и сложности задания.
Каждый вариант диагностической работы в части 1 содержит: 7 заданий в тестовой форме базового уровня сложности, 1 задание повышенного и 2 задания высокого уровня сложности; 2 задания в формате PISA повышенного и высокого уровней сложности. Каждое
PISA-подобное задание оценивается в 4 балла.
Во вторую часть включены комплексные методические педагогические задачи, предполагающие различное соотношение репродуктивной и творческой деятельности.
Методические задачи позволяют оценить владение учителем закрепленными профессиональным стандартом «Педагог» трудовыми действиями, осуществляемыми в процессе профессиональной деятельности по обучению и воспитанию обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами общего образования и основными образовательными программами.
Первая методическая задача (задание 13) ориентирована на оценку знания учителем основ методики преподавания литературы как учебного предмета и современных педагогических технологий.
Вторая методическая задача (задание 14) ориентирована на оценку умения оценивать развернутые ответы обучающихся по стандартизированным критериям, включая анализ ошибок ученика и разработку методических путей их преодоления в дальнейшем обучении, в том числе, с использованием ИКТ.

25
Третья методическая задача (задание 15) ориентирована на оценку знания учителем основных требований ФГОС общего образования, принципов системно-деятельностного подхода, современных педагогических технологий и методик обучения, вариантов использования в обучении ресурсов информационно-образовательной среды, оценку владения учителем основных принципов обучения школьников со специальными потребностями в образовании.
Внимательно читайте формулировки заданий.
Желаем успеха!

26
Раздел 1. Предметная компетентность
1. Выберите правильные ответы, указав нужные цифры. Основные признаки
эпоса как рода литературы:
1) сочетание изображающей речи (повествователя, рассказчика) и изображенной речи
(героев)
2) наличие афиши и ремарок
3) основным способом художественного высказывания является медитация
4) наличие временной дистанции между рассказанным событием и событием самого рассказывания
5) описание внутренних переживаний лирического героя
Ответ:_________________.
2. Установите соответствие между родами литературы и жанрами
1) эпос
А. Баллада
2) лирика
Б. Комедия
3) драма
В. Роман
Г. Эпиграмма
Д. Поэма
Ответ:_________________
3. Установите последовательность развития литературных направлений
в историко-литературном процессе.
1) сентиментализм
2) модернизм
3) классицизм
4) романтизм
5) классический реализм
Ответ:_________________.
4. Выберите правильный ответ, указав нужную цифру. Одна из основных черт
поэтики романа в стихах «Евгений Онегин»:
1) принцип противоречий
2) четкая причинная модель сюжета
3) отсутствие стилистической полифонии
4) главный герой – второе «я» автора
Ответ:_________________.

27
5. Дополните определение, указав пропущенное понятие.
Система стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов, называется …
Ответ:_________________.
6. Выберите правильный ответ, указав нужную цифру. Жанр эпохи романтизма:
1) ода
2) героическая поэма
3) элегия
4) былина
Ответ:_________________.
7. Назовите термин, дополнив определение.
... – жанр лиро-эпики, остросюжетный стихотворный рассказ, основанный на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом или бытовом материале.
Характерны напряженность и острота развития сюжета, прерывистость повествования, использование диалога.
Ответ:_________________.
8. Выберите правильные ответы, указав нужные цифры.
Герои каких произведений А. П. Чехова являются преподавателями гимназии:
1) «Дама с собачкой»
2) «Три сестры»
3) «Человек в футляре»
4) «Поцелуй»
5) «Учитель словесности»
Ответ:_________________.
9. Соотнесите героев А.С. Пушкина с прозаическими произведениями автора.
1) Германн
А. «Барышня-крестьянка».
2) Алексей Берестов
Б. «Капитанская дочка».
3) Маша Миронова
В. «Выстрел».
4) Марья Гавриловна
Г. «Станционный смотритель».
Д. «Метель».
Е. «Пиковая дама».
Ответ:_________________

28
10. Выберите правильный ответ, указав нужную цифру. Какой принцип
положен в основании различия фабулы и сюжета:
1) судьба главного героя
2) трагическая развязка
3) мотив неразделённой любви
4) несовпадение времени действия и рассказа о нём
Ответ:_________________.
11. Задания в формате PISA.
Прочитайте текст и выполните задания 11–12:
Лежа на гумне в омете, долго читал – и вдруг возмутило. Опять с раннего утра читаю, опять с книгой в руках! И так изо дня в день, с самого детства! Полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как своими собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким,
Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их, как определить степени их влияния на меня?
Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака – все жило своей собственной, настоящей жизнью. И вот я внезапно почувствовал это и очнулся от книжного наваждения, отбросил книгу в солому и с удивлением и с радостью, какими-то новыми глазами смотрю кругом, остро вижу, слышу, обоняю, – главное, чувствую что-то необыкновенно простое и в то же время необыкновенно сложное, то глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни и во мне самом и о чем никогда не пишут как следует в книгах.
Пока я читал, в природе сокровенно шли изменения. Было солнечно, празднично; теперь все померкло, стихло. В небе мало-помалу собрались облака и тучки, кое-где, – особенно к югу, – еще светлые, красивые, а к западу, за деревней, за ее лозинами, дождевые, синеватые, скучные. Тепло, мягко пахнет далеким полевым дождем. В саду поет одна иволга.
По сухой фиолетовой дороге, пролегающей между гумном и садом, возвращается с погоста мужик. На плече белая железная лопата с прилипшим к ней синим черноземом. Лицо помолодевшее, ясное. Шапка сдвинута с потного лба.
— На своей девочке куст жасмину посадил! – бодро говорит он. – Доброго здоровья. Все читаете, все книжки выдумываете?
Он счастлив. Чем? Только тем, что живет на свете, то есть совершает нечто самое непостижимое в мире.
В саду поет иволга. Все прочее стихло, смолкло, даже петухов не слышно. Одна она поет – не спеша выводит игривые трели. Зачем, для кого? Для себя ли, для той ли жизни, которой сто лет живет сад, усадьба? А может быть, эта усадьба живет для ее флейтового пения?
«На своей девочке куст жасмину посадил». А разве девочка об этом знает? Мужику кажется, что знает, и, может быть, он прав. Мужик к вечеру забудет об этом кусте, – для кого же он будет цвести? А ведь будет цвести, и будет казаться, что недаром, а для кого-то и для чего-то.
«Все читаете, все книжки выдумываете». А зачем выдумывать? Зачем героини и герои? Зачем роман, повесть, с завязкой и развязкой? Вечная боязнь показаться недостаточно книжным, недостаточно похожим на тех, что прославлены! И вечная мука – вечно молчать, не говорить как раз

29 о том, что есть истинно твое и единственно настоящее, требующее наиболее законно выражения, то есть следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове!
(И. Бунин «Книга»)
11.1. Чем счастлив мужик, возвращающийся с погоста? Выберите правильный
ответ:
1) изменениями в природе
2) посещением могилы дочери
3) отсутствием книжного наваждения
4) осознанием истинного смысла жизни
Ответ:_________________.
11.2. Изложите свое мнение. В чем символический смысл антитезы человеческий
мир/мир природы; книжное наваждение/настоящая жизнь? Аргументируйте свой ответ
примерами из текста.
Ответ:_________________.
11.3. В чем истинное предназначение книги? Выберите правильный ответ:
1) моделировать несуществующий мир
2) уводить человека от реальности
3) создавать образцы для подражания
4) сохранять в слове индивидуальное мировоззрение человека
Ответ:_________________.
12. Задания в формате PISA.
12.1. Герои каких литературных произведений упоминаются рассказчиком
в первом абзаце текста? Выберите правильный ответ:
А.
Гретхен
«Фауст»
Чацкий
«Горе от ума»
Офелия
«Гамлет»
Собакевич
«Мертвые души»
Б.
Гретхен
«Отелло»
Чацкий
«Горе от ума»
Офелия
«Фауст»
Собакевич
«Мертвые души»

30
В.
Гретхен
«Фауст»
Чацкий
«Накануне»
Офелия
«Мастер и Маргарита»
Собакевич
«Мертвые души»
Г.
Гретхен
«Божественная комедия»
Чацкий
«Горе от ума»
Офелия
«Гамлет»
Собакевич
«Недоросль»
Ответ:_________________.
12.2. Определите, как меняется в тексте (от начала до финала) отношение
рассказчика к книге? Какое событие повлияло на это изменение и почему?
Аргументируйте свой ответ примерами из текста.
Ответ:_________________.
12.3. Функцию какого изобразительно-выразительного средства приобретает
в сознании рассказчика фраза мужика «Все читаете, все книжки выдумываете»
в последнем абзаце текста? Выберите правильный ответ:
1. метафора
2. перифраз
3. риторический вопрос
4. эпифора
Ответ:_________________.

31
Раздел 2. Методическая компетентность
13. Методическая задача 1.
Прочитайте текст.
Литература – это исповедь,
Под маской исповеди – проповедь,
Для тех, кого мы любим – заповедь,
Для тех, кто ненавистен – отповедь.
(Лев Ошанин)
Для работы с текстом стихотворения Л. Ошанина предложите задания, соответствующие принципам одной из современных педагогических технологий. Обоснуйте эффективность использования выбранной вами технологии и опишите примерный план работы на уроке. Какие ресурсы необходимы для реализации выбранной вами технологии?
14. Методическая задача 2.
Выполните проверку письменной работы, предполагающей развернутый ответ обучающегося на вопрос «Что помогает Раскольникову “воскреснуть для новой жизни”?».
Оцените ответ, применив стандартизированные критерии: «Соответствие ответа заданию»
(К 1), «Привлечение текста произведения для аргументации» (К 2), «Логичность и соблюдение речевых норм» (К 3). Результаты проверки занесите в таблицу.
Прокомментируйте ваше решение в том случае, где выполнение задания вы оценили не на максимальный балл.
Проанализируйте обнаруженные ошибки и недочеты, предложите методические пути их преодоления в дальнейшем (в том числе, с использованием ИКТ).
Критерии
оценивания
работы
Максимальный
балл по
критерию
Балл
проверки
Комментарий
1 2
2 2
3 2

32
15. Методическая задача 3.
Прочитайте текст.
Роса
С полей, с лугов, с вод поднялись туманы и растаяли в небесной лазури, но в лесу туманы застряли надолго. Солнце поднимается выше, лучи сквозь лесной туман проникают в глубину чащи, и на них там, в чаще, можно смотреть прямо.
Зеленые дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки елок, на паутинные сети, на телеграфную проволоку. И, по мере того как поднимается солнце и разогревается воздух, капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то же самое делается и на деревьях: там тоже сливаются капли.
И когда, наконец, солнце стало порядочно греть на телеграфной проволоке, большие радужные капли начали падать на землю. И то же самое в лесу хвойном и лиственном – не дождь пошел, а как будто пролились радостные слезы. В особенности трепетно-радостна была осина, когда упавшая сверху одна капля приводила в движенье чуткий лист, и так все ниже, все сильнее вся осина, в полном безветрии сверкая, дрожала от падающей капели.
В это время и некоторые высоко настороженные сети пауков пообсохли, и пауки стали подтягивать свои сигнальные нити. Застучал дятел по елке, заклевал дрозд на рябине.
(М. Пришвин, из сборника «Времена года»)

33
Определите класс, в котором, по вашему мнению, работа с этим текстом была бы целесообразна, объясните, почему; сформулируйте возможную тему урока по этому произведению (или с включением предложенного текста в ряд других); какова могла бы быть целевая установка предполагаемого урока с учетом возраста учеников, места темы в решении образовательных, развивающих и воспитательных задач, концепции преподавания литературы.
Предложите возможные варианты работы с этим текстом на уроке: опишите методический прием/технологию, который(ую) целесообразно использовать на данном уроке для достижения одного или нескольких планируемых результатов урока; сформулируйте домашнее задание, для выполнения которого необходимо использование ресурсов информационной среды современного общества.
Укажите, что необходимо учесть, разрабатывая стратегию урока с учетом отдельных индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и другими особыми образовательными потребностями
(например, в классе есть музыкально одаренный ученик, вынужденный пропускать занятия ввиду регулярного участия в музыкальных конкурсах и фестивалях).

34
Система оценивания диагностической работы
Раздел 1. Задания для оценки предметных компетенций
Виды и количество заданий в тестовой форме
Вид задания
Количество
в работе
Максимальный
балл за задание
Максимальный
итоговый балл за
группу заданий
Задания закрытого типа с выбором одного верного ответа из четырех предложенных
3 1
3
Задания закрытого типа с выбором нескольких вариантов ответа из предложенных (2 из 5 или 3 из 5)
2 2
4
Задания закрытого типа на установление соответствия
(количество позиций в первом столбце (вопросы, утверждения, факты, понятия и т.д.) меньше количества позиций во втором столбце (список утверждений, свойств объектов и т.д.), которые надо сопоставить с позициями первого, на 1–2 единицы)
2 2
4
Задания закрытого типа на установление последовательности
1 1
1
Задания открытого типа на дополнение (ответ – 2–3 слова, чаще
– одно слово или число)
2 1
2
Задания в формате PISA (1 вопрос с выбором варианта ответа, 2 вопрос с открытым ответом, 3 вопрос с выбором варианта ответа)
2 4
8 12 22
Каждый вариант диагностической работы в части 1 содержит: 7 заданий в тестовой форме базового уровня сложности, 1 задание повышенного и 2 задания высокого уровня сложности; 2 задания в формате PISA повышенного и высокого уровней сложности.

35

задания
Верный ответ
Ко
л-во
баллов
1 1, 4 2
2 1В, 2Г, 3Б
2 3
3, 1, 4, 5, 2 1
4 1
1 5 тоническая (акцентная)
1 6
3 1
7 баллада
1 8
2, 3, 5 2
9 1Е, 2А, 3Б, 4Д
2 10 4
1 11.1
Г
1 11.2
Комментарий для экспертов
Символический смысл этой антитезы заключается в описании контраста между вечным и временным существованием, раскрывает экзистенциальные проблемы, которые пытается осмыслить рассказчик: в чем смысл человеческого существования, чем отличается жизнь человека от вечного цикла природного бытия. В сознании рассказчика мир природы – это настоящая жизнь, а человеческое существование – это искусственная жизнь.
В большей степени это выражается во фразе: «Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошади, мухи, шмели, птицы, облака – все жило своей собственной, настоящей жизнью». Таким образом, «книжное наваждение» становится метафорой человеческой жизни, в которой нет ясного представления о сущности бытия.
2 11.3
Г
1 12.1
А
1 12.2
Комментарий для экспертов
В начале текста рассказчик определяет книгу через отрицательные характеристики: «книжное наваждение», «несуществующий мир»,
«чужие выдумки» и т.д. Неожиданно он открывает для себя мир настоящий, природный, вечный, понимает его духовный потенциал. В связи с этим книга воспринимается лишь как искусственное явление, способ подражать реальности. Но в конце рассказа его отношение меняется. Встреча с мужиком напоминает ему о смерти, о предельности человеческого существования.
На фоне вечной природы у него возникают мысли о необходимости найти способ продлить жизнь. Поэтому в финале книга им воспринимается как средство сохранения своего индивидуального человеческого сознания/мировоззрения –

36
«следа, воплощения и сохранения хотя бы в слове».
12.3 3
1
Максимальный балл:
22
Раздел 2. Задания для оценки методических компетенций
13. Методическая задача 1.
Возможный вариант ответа:
Технология дифференцированного обучения не нова, но весьма эффективна. Она предполагает организацию учебного процесса с учетом общего уровня обученности, развития ученика; отдельных особенностей психического развития, индивидуальных особенностей ученика; неспособности усваивать предмет по тем или иным причинам; интереса обучающегося к тому или иному предмету и т.п. Одним из подходов к обучению в рамках данной технологии может быть предложение заданий разных уровней сложности к тексту, анализируемому на уроке.
Например, можно сформулировать следующие задания дифференцированного характера к предложенному тексту Ошанина (возможна как индивидуальная работа, так и работа в группах): группа 1 (высокий уровень): сформулируйте основную мысль произведения, ответ аргументируйте; группа 2 (достаточный уровень): укажите признаки, по которым текст Л. Ошанина может быть охарактеризован как поэтический; группа 3 (средний уровень): с помощью толкового словаря определите лексические значения слов исповедь, проповедь, заповедь, отповедь.
При дифференцированном подходе к составлению заданий для работы с текстом особенно важно помнить о необходимости концептуального обобщения выводов, к которым пришли учащиеся, выполняющие задания разной степени сложности. Необходимо продумать «выход» из такой групповой/индивидуальной работы. Итоги выполнения дифференцированных заданий озвучиваются и обязательно соотносятся друг с другом.
Обобщение следует начинать с результатов работы группы 3. Учащиеся формулируют лексические значения слов исповедь, проповедь, заповедь, отповедь. Затем коллективно обсуждается соотношение смыслов каждого из этих слов со значением слова литература.
Важно, чтобы учащиеся обратили внимание на то, что слова исповедь, проповедь, заповедь,
отповедь, отражающие совершенно разные смыслы, являются в стихотворении Ошанина определениями понятия «литература». На этом этапе обсуждения логично обратиться к результатам работы группы 1, обсудить и при необходимости уточнить формулировку, предложенную учащимися, с учетом выявленных смысловых соотношений слов
литература, исповедь, заповедь, проповедь, отповедь. На этом этапе возможно задать проблемный вопрос: каково значение местоимения «мы» в стихотворении? Каким образом
«мы» связано с «литературой»? Обратить внимание на эмотивные антонимы «любим» –
«ненавидим». Их связь со значениями слов «заповедь» и «отповедь». Или же вопрос может быть такой: что значит «под маской исповеди – проповедь», кто исповедуется и проповедует? Возможен выход на понятия «автор» и «читатель». К результатам работы

37 группы 2 логично перейти в конце обсуждения. Важно отметить особенности рифмы, объединяющей слова исповедь, проповедь, заповедь и отповедь. Это соответствует уже сделанному выводу о том, что все эти понятия являются определяющими по отношению к «литературе». Анафорическое начало последних двух строк – «для тех» – следует соотнести со значением местоимения «мы» в стихотворении. Отдельное внимание можно уделить функции знаков препинания. Например, тире, которое служит для создания ритмического рисунка стихотворения, с одной стороны, и для обозначения/усиления/ закрепления семантических связей между определяемым понятием – «литература» – и его определениями, с другой.
Итогом работы на уроке с использованием технологии дифференцированного обучения может стать домашняя письменная работа (сочинение-рассуждение «Литература – это исповедь», развернутый ответ на вопрос «Почему литература – “заповедь” “для тех, кого мы любим?”», создание своего стихотворного текста по аналогии).
Предложенный дифференцированный подход к организации урока, с одной стороны, способствует индивидуализации процесса обучения, с другой стороны, определенным образом отражает логику многоуровневого анализа художественного текста.
Таким образом, использование технологии дифференцированного обучения позволит качественно организовать не только групповую работу на уроке, но, что самое главное, обеспечит включенность в общую работу/обсуждение/учебный диалог всех учащихся вне зависимости от уровня обученности.
Критерии оценивания задания 13
Кол-во
баллов
К1
Учитель предлагает вариант использования педагогической технологии в рамках представленной учебной темы (раздела)/ при работе с предложенным текстом; прогнозирует результат использования технологии на уроке
2
Учитель предлагает вариант использования педагогической технологии в рамках представленной учебной темы (раздела)/ при работе с предложенным текстом без прогнозируемого результата
1
Учитель предлагает вариант использования педагогической технологии, не соответствующие указанному разделу (теме)/особенностям предлагаемого в задании художественного текста
ИЛИ
Варианты использования педагогической технологии не предложены
0
К2
Учитель поясняет педагогический замысел применения технологии и указывает конкретные ресурсы, необходимые для его выполнения
2
Учитель указывает конкретные ресурсы, необходимые для реализации педагогической технологии, но без пояснения педагогического замысла
ИЛИ
Учитель поясняет педагогический замысел применения технологии, но не указывает конкретные ресурсы, необходимые для его выполнения
1
Учитель не поясняет свой педагогический замысел; ресурсы, необходимые для реализации педагогической технологии, не указаны
0

38
14. Методическая задача 2.
Возможный вариант ответа:
Предлагаемая для проверки письменная работа выполнена в формате ЕГЭ (задание 8) и должна быть в таком случае оценена по трем критериям: «Соответствие ответа заданию»
(К 1), «Привлечение текста произведения для аргументации» (К 2), «Логичность и соблюдение речевых норм» (К 3). Максимальное количество баллов по каждому критерию – 2. Предложенную работу следует оценить следующим образом: К1 – 1 балл.
Специфика письменного развернутого ответа, в отличие от сочинения-рассуждения, например, состоит в том, что учащийся должен, поняв суть проблемного вопроса, лаконично ответить на него. Ответ должен соотноситься с поставленной задачей, демонстрировать понимание текста и опираться на авторскую позицию. В работе, предложенной для проверки, обращает на себя внимание недостаточное понимание учащимся сути задаваемого вопроса: мы видим попытку объяснить поведение Раскольникова, бросившегося «к ногам
Сони», вместо ответа на вопрос «что помогает воскреснуть». Но при этом автор работы указывает в качестве главной причины поведения героя понимание им того, что «в мире есть любовь, которая дарует свободу, нечто более высокое, важное, чем все, к чему он стремился до этого», совершенно верно отмечая, таким образом, главный «фактор», главное условие духовного воскресения Раскольникова в эпилоге романа.
К 2 – 1 балл. Для аргументации своих суждений учащийся уместно привлекает цитаты из фрагмента произведения, но при этом демонстрирует очевидное невнимание к деталям, подменяя анализ текста тезисами этического характера.
К 3 – 1 балл. В работе допущены речевые ошибки и недочеты: неоправданное употребление в одном предложении однокоренных слов – «понимая», «понял»; допущена ошибка в употреблении слова с приставкой – «смотивировано» (должно быть
«мотивировано»).
Кроме того, в тексте проверяемой работы нарушены логические связи между синтаксическими конструкциями: предложения, начинающиеся со слов «во-первых» и «во- вторых», не связаны с первым, хотя подразумевается, что они его поясняют.
Таким образом, в ходе проверки были выявлены следующие ошибки и недочеты: недостаточное понимание учащимся сути заданного вопроса, подмена анализа текста рассуждениями этического характера, нарушения речевых норм и логики изложения.
Ошибки и недочеты, допущенные автором проверяемой работы, не являются
К3
Учитель определяет результат («продукт») применения педагогической технологии, который может быть подготовлен учениками с использованием указанных ресурсов; «продукт» отражает предметное содержание раздела (темы)
1
Учитель предлагает возможный вариант «продукта» применения педагогической технологии, но он не отражает предметное содержание раздела (темы)
ИЛИ
Возможный «продукт» применения педагогической технологии не предложен
0
Максимальный балл:
5

39 исключительными, их можно назвать распространенными. Следовательно, возможно организовать работу в группе учащихся, распределив предлагаемые задания по трем направлениям: совершенствование навыков письменной речи (здесь можно и нужно работать над развитием речи учащихся не только на уроках литературы, но, прежде всего, на уроках русского языка, на дополнительных консультативных занятиях). Здесь можно активно задействовать ИКТ, например, программу «1С: Репетитор». Эффективность обучения, в том числе и подготовки к письменным работам по литературе, усилится благодаря активному включению в учебный процесс ИКТ. Это может быть использование готовых программных продуктов (1С: образовательная коллекция, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Новый диск и др.), работа с программами MS Office (Word, PowerPoint, Microsoft Publisher); работа с ресурсами Интернет: на сайте «Гильдия словесников» можно найти нестандартные материалы к урокам литературы, предусматривающим изучение творчества конкретного автора в современном контексте (например, статья А. Северинец «Еда как искусство.
Державин против Инстаграма»); информацию о современной литературе, критические обзоры новейших произведений, а также новые интересные интерпретации классических текстов, что может привлечь современного читателя-школьника, предлагаются на сайтах
«Полка», «Горький», «Лиterraтура».
Что касается ошибок по К1 и К2, то причины, по которым они допущены связаны, скорее всего, с отсутствием системности в подготовке к работам, предполагающим создание своего связного текста на определенную тему/письменный ответ на проблемный вопрос.
В таком случае можно рекомендовать следующие методические пути преодоления такого рода ошибок и недочетов: развернутые письменные ответы на проблемные вопросы к изучаемым на уроках текстам должны быть регулярным видом работы. Письменный текст строится по схеме: тезис – аргумент – вывод. Особое внимание при подборе аргументов стоит уделять анализу микротем, мотивов, деталей произведения, обращая внимание учащихся на принципы организации художественного текста как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман). Нельзя вольно интерпретировать вопрос/тему. Здесь возможна работа, связанная с анализом и сопоставлением различных вопросов-тем. Например: что общего и чем отличаются вопросы «Что помогает Раскольникову “воскреснуть к новой жизни”?» и «Чем объясняется поведение Раскольникова в эпилоге романа?». Можно сопоставлять две близкие по звучанию темы. Можно дать и такое задание: написать аннотацию на одну из тем (т.е. передать ее краткое содержание). Действенным методическим приемом будет и задание самостоятельно сформулировать вопрос к тексту/фрагменту текста, отражающий определенную проблему понимания сюжета/героя/мотива поступка и т.п.
Критерии оценивания задания 14
Кол-во
баллов
К1
Учитель демонстрирует способность использовать средства
(инструменты) объективной оценки образовательных результатов обучающихся и осуществлять оценивание работ учеников по предложенным критериям; аргументированно обосновывает
выставленные баллы по трем критериям
3

40
Учитель демонстрирует способность использовать средства
(инструменты) объективной оценки образовательных результатов обучающихся и осуществлять оценивание работ учеников по предложенным критериям; аргументированно обосновывает выставленные баллы по отдельным (одному – двум) критериям
2
Учитель демонстрирует способность использовать средства
(инструменты) объективной оценки образовательных результатов обучающихся и осуществлять оценивание работ учеников по предложенным критериям, но затрудняется в аргументации выставленных баллов
1
Учитель не способен осуществлять оценивание работ учеников по предложенным критериям (допускает существенные ошибки в оценивании)
ИЛИ
Задание не выполнено
0
К2
Учитель демонстрирует способность диагностировать достигнутые учащимся результаты обучения на основе анализа его работы
(достижения и трудности), предлагает варианты корректировки и
индивидуализации обучения
3
Учитель демонстрирует способность диагностировать достигнутые учащимся результаты обучения на основе анализа его работы (достижения и трудности), но затрудняется в определении вариантов корректировки и индивидуализации обучения
ИЛИ
Учитель демонстрирует способность диагностировать достигнутые
учащимся результаты обучения на основе анализа его работы, предлагает варианты корректировки и индивидуализации обучения, но затрудняется в обосновании целесообразности предлагаемых изменений в организации обучения
2
Учитель демонстрирует способность диагностировать достигнутые учащимся результаты обучения на основе анализа его работы (достижения и (или) трудности), но затрудняется в их использовании для корректировки и индивидуализации обучения
1
Учитель не способен диагностировать достигнутые учащимся результаты обучения на основе анализа его работы
ИЛИ
Задание не выполнено
0
К3
Учитель демонстрирует способность использовать ИКТ для создания информационной образовательной среды дальнейших занятий с учеником с целью развития мотивации и (или) достижения им более высоких образовательных результатов
1
Учитель не смог предложить варианты использования ИКТ для создания информационной образовательной среды дальнейших занятий с учеником
0

41
15. Методическая задача 3.
Примерный вариант ответа:
Предложенный рассказ Пришвина можно использовать на уроках в разных классах среднего звена, поскольку он может стать как самостоятельным объектом чтения и анализа, так и вспомогательным иллюстративным материалом. Так, например, уместно взять рассказ
«Роса» на первом уроке в 5 классе, тема которого может быть сформулирована следующим образом: «Что такое литература?» или «Литература – искусство слова». Цели такого урока: расширение понятийной базы путем включения в нее новых элементов (литература, проза, поэзия, художественный язык, автор и т.п.); развитие навыков устной речи, умения формулировать и аргументировать свою мысль, расширение словарного запаса; понимание специфики литературы в сравнении с другими видами искусства.
Для демонстрации специфики литературы как особого вида искусства возможно сравнение текста Пришвина с описанием росы в научном стиле (фрагмент энциклопедической статьи), с изображением картин раннего утра в лесу в живописи
(например, В. Быков «Утро в лесу», В. Кравчук «Солнечное утро в лесу»). Домашнее задание можно предложить такое: 1) обратитесь к ресурсам Интернет и найдите музыкальные произведения, в названии которых присутствует слово «утро»; 2) обратитесь к ресурсам
Интернет/библиотеки и сделайте подборку стихотворений русских поэтов, в названии которых есть слово «утро».
Этот рассказ может быть также задействован в ходе работы на уроках, посвященных изучению повести «Кладовая солнца». Отдельная тема может быть сформулирована как
«Особенности языка художественной прозы М. Пришвина» или «Образы природы в прозе
М. Пришвина». В этом случае рассказ «Роса», привлекаемый в качестве дополнительного текста, позволит проанализировать особенности авторского стиля писателя.
Если в классе есть учащиеся, имеющие особые образовательные потребности, это могут быть дети с ОВЗ (здесь педагогу необходима специальная подготовка), а могут быть одаренные дети, например, ученик, часто пропускающий занятия по причине участия в различных музыкальных конкурсах и фестивалях. В таком случае возможно выстраивание индивидуального плана обучения, включающего разнообразные задания для самоподготовки по темам пропущенных уроков. Так, в рамках предложенной темы урока для такого ученика возможно индивидуальное задание исследовательского характера: сопоставить средства выразительности/изобразительности музыкального произведения указанной тематики и текста Пришвина, сделав вывод об особенностях литературного произведения как произведения искусства.
ИЛИ
Задание не выполнено
Максимальный балл:
7

42
Критерии оценивания задания 15
Кол-во
баллов
К1
Учитель аргументированно определяет класс и формулирует тему урока, определяя место предлагаемой им темы/урока в учебном процессе/школьном курсе литературы
2
Учитель определяет класс и формулирует тему урока, но не аргументирует свое решение
1
Учитель неверно определяет класс и тему урока
ИЛИ Задание не выполнено
0
К2
Учитель способен сформулировать целевую установку урока с учетом возраста учеников, места темы в решении задач школьного курса литературы
3
Учитель способен сформулировать целевую установку урока с учетом структуры школьного курса литературы, но не учитывает возрастные особенности учащихся
2
Учитель способен сформулировать целевую установку урока, но не учитывает специфику курса и возрастные особенности учеников
1
Учитель не способен сформулировать целевую установку урока
ИЛИ
В качестве целевой установки предложены суждения общего характера
0
К3
Учитель описал методический прием/технологию, который(ую) целесообразно использовать на данном уроке при работе с предложенным текстом для достижения одной или нескольких задач урока
3
Учитель указал методический прием/технологию, который(ую) целесообразно использовать на данном уроке при работе с предложенным текстом на уроке для достижения одной или нескольких задач урока, но не описал, как он будет использован
2
Учитель предложил методический прием, но его использование не
«работает» на решение задач урока
1
Учитель не предложил методический прием (задание не выполнено)
0
К4
Учитель демонстрирует знание основ проведения занятий с учетом отдельных индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и другими особыми образовательными потребностями, демонстрирует готовность применять различные формы индивидуализации в организации индивидуальной и групповой учебной деятельности обучающихся, направленные прежде всего на учет особых образовательных потребностей обучающихся
1
Учитель не демонстрирует знание основ проведения занятий с учетом отдельных индивидуальных особенностей обучающихся (в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и другими особыми образовательными потребностями
0

43
Общий комментарий для экспертов (методическая компетентность)
Все варианты методических заданий имеют идентичную структуру задач (задания 13–15), меняется только «наполнение» задачи, т. е. текст (материал), с которым учителю предлагается работать. Выполнение заданий оценивается по критериям, представленным в соответствующих таблицах.
Экспертам важно помнить, что при выполнении заданий учитель может по своему усмотрению выбрать технологию, методический прием, стратегию обучения, способы организации урока (учебного процесса). Помимо знания современных технологий/методик/ приемов обучения литературе, учителю необходимо уметь применять их в своей повседневной профессиональной деятельности осознанно, соотнося выбранный способ действия (технологию/прием) с прогнозируемым результатом. Поэтому при проверке выполнения методических задач следует оценивать не только выбор технологии/приема, но и, что не менее важно, умение аргументировать целесообразность сделанного выбора с точки зрения специфики предмета, структуры курса, особенностей организации учебного процесса, специфики класса (например, наличие обучающихся с особыми образовательными потребностями), целей и задач урока.
Целевая установка урока будет изменяться в зависимости от класса, в котором учитель планирует провести урок, структуры курса, требований образовательного
стандарта («знаниевый» или системно-деятельностный подход положен в основу; структура планируемых результатов – только предметные или предметные, личностные и метапредметные). Кроме того, в методике обучения как науке имеют место различные подходы к определению целей и задач урока. Ввиду этого в тексте ответа учитель вправе
не разграничивать цели и задачи урока, выделять предметные, метапредметные
и личностные результаты.
К5
Учитель сформулировал домашнее задание для учащихся к данному уроку, нацеливающее их на использование ресурсов информационной среды современного общества
1
Учитель сформулировал домашнее задание к данному уроку, но оно не нацеливает учащихся на использование ресурсов информационной среды современного общества
ИЛИ
Задание не выполнено
0
Максимальный балл: 10


написать администратору сайта