Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Анализ целевой аудитории

  • 2.3. Содержание социального видеоролика на тему влияния никотиновой зависимости на здоровье и образ жизни человека

  • 2.5. Сюжет и композиция видеоролика социальной рекламы на тему влияния никотиновой зависимости на здоровье и образ жизни человека

  • 2.6. Художественные детали и хронотоп в сценарии видеоролика социальной рекламы на тему влияния никотиновой зависимости на организм и образ жизни человека

  • 2.7. Вывод о работе над применением приемов сценарного мастерства в процессе создания сценария ролика социальной рекламы на тему влияния никотиновой зависимости на организм и образ жизни человека.

  • Курсовой проект Реклама. Департамент коммуникаций


    Скачать 97.09 Kb.
    НазваниеДепартамент коммуникаций
    АнкорКурсовой проект Реклама
    Дата25.07.2022
    Размер97.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPetrukhina_zadanie3_Kursovoy_proekt (3).docx
    ТипДокументы
    #635779
    страница2 из 3
    1   2   3
    ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЁМОВ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ СЦЕНАРИЯ РОЛИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ НА ТЕМУ ВЛИЯНИЯ КУРЕНИЯ НА ОРГАНИЗМ И ОБРАЗ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

    2.1. Этапы создания сценария видеоролика социальной рекламы на тему влияния никотиновой зависимости на организм и образ жизни человека

    Создание сценария для видеоролика социальной рекламы должно осуществляться ответственно и качественно. Данный вид медиаконтента должен не просто развлечь аудиторию, его цель – заставить людей задуматься о проблемах общества, спроецировать им позитивные установки и, в идеальном варианте, изменить их мировоззрение. Это значит, что видеоролик должен быть продуман до мелочей и не только включать в себя детали, привлекающие и удерживающие внимание аудитории, но и влиять на общественное сознание, мобилизуя людей на действия.

    Первым делом при создании видеоролика социальной рекламы следует проанализировать целевую аудиторию, ответить на вопросы: «Кого заинтересует этот ролик? Кто будет его смотреть? На кого он должен повлиять в первую очередь?». Следующим шагом будет разработка основных компонентов сценария, формы и содержания. И заключительным этапом станет объединение всех элементов в единый текст, написание самого сценария.

    2.2. Анализ целевой аудитории

    При анализе целевой аудитории для рекламного ролика следует учитывать следующие объективные факторы:

    1. Потребности, мотивы, установки, интересы людей. Особая роль отводится информационным потребностям людей, определяющим мотивы выбора того или иного медиасообщения;

    2. Признаки, характеризующие аудиторию в ее непосредственных взаимоотношениях со СМИ, а именно: характеристика условий (экономических, географических, временных), при которых происходит подключение аудитории к потреблению информации; характеристики включенности аудитории в процесс потребления массовой информации через различные каналы СМИ (подписка, наличие телеаппаратуры, интенсивность обращения к одному источнику); характеристика отношения аудитории к материалам СМИ (оценка, пожелания, мнения); характеристика информированности аудитории о различных сферах деятельности, событиях, фактах, отражающихся в сообщениях СМИ, а также информированности и деятельности самих СМИ; характеристики, связанные с участием аудитории в производстве и ретрансляции информации (нештатное сотрудничество, обращение в СМИ);

    3. Группа характеристик, связанная с изучением воздействия сообщений СМИ на сознание аудитории, в процессе которого фиксируются изменения, происходящие в сознании и поведении аудитории (зрителей, читателей, слушателей)20.

    Основная целевая группа данного ролика – студенты, имеющие доступ в Интернет. Проблема курения особенно распространена среди них. Обычные ребята, которые учатся, дружат, веселятся, пытаются начать зарабатывать, попадают во власть зависимости и сами себя загоняют в яму, из которой потом крайне сложно выбраться. Данная целевая группа находится в зоне риска по причине того, что многие студенты чувствуют свою свободу и безнаказанность. Они только что стали совершеннолетними, вырвались из-под контроля родителей и могут делать все, что захотят. Многие молодые люди оказываются захвачены этим чувством и начинают пробовать все то, что раньше было под запретом, заново переживают свой подростковый бунт. С наступлением учебы приходит сессия, курсовые, контрольные мероприятия, и студенты пытаются унять стресс при помощи никотина. Поэтому важно показать им, что никотин – это не выход, он не сделает жизнь лучше, сессию проще, не прогонит стресс и волнение, он принесет только проблемы со здоровьем и ограничит свободу человека.

    Также стоит выделить целевую подгруппу, на которую данный ролик может оказать положительное влияние: школьники. Школьники, желающие попробовать что-то новое, запретное и интересное, должны быть уведомлены о последствиях своего решения. Многие из них еще не понимают ценность здоровья, поэтому можно показать им иные негативные последствия курящего образа жизни, понятные им, затрагивающие их ценности – потеря доверия, возможностей, друзей. Через знакомые им образы донесение до них положительных сторон некурящего образа жизни может пройти успешнее.

    2.3. Содержание социального видеоролика на тему влияния никотиновой зависимости на здоровье и образ жизни человека

    Кристофер Воглер, сценарист и продюсер, считает, что один из самых важные шагов в создании сценария – это определение его темы. Тема – это инструмент, помогающий автору сфокусироваться, связно выстроить произведение вокруг той единственной идеи или человеческого свойства, которые исследуются в каждой сцене21.

    Очевидно, что ключевой темой в данном видеоролике будет влияние курения на здоровье и образ жизни человека. Эта тема будет прослеживаться в каждой сцене, вокруг нее будет закручиваться сюжет. Но, если бы сюжет строился только вокруг темы вреда курения, он был бы «замыленным» и скучным. Поэтому в данной работе будут рассматриваться такие подтемы как: благоприятное влияние дружбы на эмоциональное состояние человека, ценность семьи и друзей, значение умения правильно расставлять приоритеты, пагубное влияние самообмана и т. д. Данные подтемы помогут сделать сюжет динамичнее и даст возможность зрителю почувствовать близость к персонажам, которые стоят перед такими же дилеммами, как и он сам. Целевая аудитория данного видеоролика, видя знакомые им проблемы, проникнется идеей истории больше, чем при просмотре безличного ролика, рассказывающего о страшной статистике заболеваемости, ведь это уничтожит их идею о собственной неуязвимости. Это дает понимание, что негативные последствия курения настигают не только далеких незнакомцев, но и таких же людей, как и они, а значит, может коснуться и их.

    Определив тему видеоролика, стоит перейти к этапу формирования проблемы. Данный этап имеет большое значение, ведь он является ничем иным как «подводкой» к идее социальной рекламы. Поставив вопрос, можно сформулировать и ответ. Баринова К.В. пишет, что проблема — составляющая содержания произведения, общественно-значимый вопрос, поставленный писателем в художественном произведении на материале темы в связи с изображенным в нем противоречием. Проблема — это определенный поворот выбранной автором темы. Во многом именно благодаря необычности этого поворота уже не новая тема приобретает оригинальное звучание22. Из этого следует, что проблема отвечает за оригинальность сценария, дает возможность рассмотреть уже «затертую до дыр» тему с новой стороны, преподнести аудитории старый продукт в новой обертке.

    Тема негативного влияния курения является одной из самых популярных тем для социальной рекламы. Основываясь на проведенном анализе видеороликов на данную тему, можно сделать вывод, что видеоролики, затрагивающие эмоциональную составляющую проблемы курения, лучше воздействуют на аудиторию, чем видеоролики с сухой статистикой. Один из наиболее часто применяющихся приемов – демонстрация зрителю, чего он лишается в погоне за зависимостью: здоровья, сил, доверия в отношениях, психологической стабильности и т.д. Этот прием уже был неоднократно использован, и он будет взят за основу разрабатываемого сценария. Но вместо проблемы «Стоит ли жертвовать всем ценным ради зависимости?», в данном видеоролике будет стоять проблема «Что на самом деле делает жизнь человека лучше: никотиновая зависимость или то, чего он из-за нее лишается?». Таким образом, проблема сохраняет идею о том, что никотиновая зависимость забирает у человека вещи намного ее важнее, но при этом ставит вопрос самообмана курильщиков о том, что сигареты помогают им справляться с трудностями, а не увеличивают их количество. Людям с никотиновой зависимостью часто свойственно преувеличивать положительный эффект сигарет, превозносить их на пьедестал и делать неотъемлемой частью своей жизни. Данный видеоролик должен показать, что никотин не стоит того, что человек утратит из-за него.

    Заключительным этапом анализа содержания разрабатываемого видеоролика социальной рекламы является определение его идеи, а именно ответ на вопрос проблемы: «Что на самом деле делает жизнь человека лучше: никотиновая зависимость или то, чего он из-за нее лишается?». Идея – это ключевая составляющая сценария, вокруг нее закручивается весь сюжет, все художественные детали ссылают к ней, и разрешение конфликта должно привести к ее раскрытию. Простыми словами, на ней держится весь сценарий.

    В результате проведенного анализа темы, проблемы и похожих видеороликов социальной рекламы определяется идея: «Жизнь человека делают лучше близкие люди, возможности, приключения и он сам, а никотиновая зависимость лишь создает иллюзию эмоциональной поддержки». Вокруг этой идеи будут построены все элементы сценария.

    Таким образом, проведя анализ содержания сценария видеоролика социальной рекламы, определяется ответ на вопрос: «Что говорит этот сценарий?».

    2.4. Система персонажей и конфликт

    Семенов А. Н. в своей работе «Роль конфликта в структуре художественного текста» пишет: «От характера конфликта, который является причиной и главным источником развертывания сюжета, зависит нарастание или ослабление напряженности повествования, наличие или отсутствие элементов, которые тормозят его развитие (к примеру, описания, портреты, рассуждения героя, автора, рассказчика)»23. Именно в данном разделе стоит обозначить конфликт в разрабатываемом сценарии, потому что дальнейший анализ системы персонажей и сюжета невозможен без установления конфликта произведения. Конфликт является «двигателем» всего действия, именно из-за столкновения двух сторон начинает развиваться сюжет. Конфликтом в данном сценарии будут являться «жизнь и угасание». Именно из-за этого противостояния будет осуществлено развитие событий и раскрытие идеи.

    Блейк Снайдер пишет: «Фильм должен быть о ком-то. В нем должен присутствовать один или два основных персонажа, на которых мы могли бы сфокусировать внимание, с которыми могли бы отождествить себя и которые выразили бы главную идею фильма»24. Согласно приведенной цитате, основные персонажи разрабатываемого видеоролика должны не только быть близкими и понятными целевой аудитории, но и нести в себе идею всего произведения. Они должны привлекать внимание и интересовать зрителя, чтобы люди могли отождествить себя с ними и принять историю близко к сердцу, задуматься над подаваемой идеей. И в то же время через них автор должен доносить главную идею произведения. Таким образом, зритель сможет представить себя в показанной ситуации и вынести для себя соответствующие выводы о том, какие пути принятия решений для него являлись верными или неверными. То есть автор справится с поставленной задачей – спроецировать целевой аудитории позитивные установки и мобилизовать ее на действия, направленные на их осуществление.

    По мнению Кэти Уэйланд, характеристика персонажа должна включать в себя ответы на такие вопросы, как:

    1. В какую ложь верит персонаж?

    2. Чего хочет персонаж?

    3. Что на самом деле ему нужно?25

    В разрабатываемом видеоролике социальной рекламе на тему влияния никотиновой зависимости на организм и образ жизни человека будут два основных персонажа, олицетворяющие две стороны конфликта произведения – зависимость и дружбу, - Лиза и Юля. Перейдем к их характеристикам.

    Лиза – студентка-первокурсница. Ее обеспечивают родители. Одежда девушки довольно закрытая и скромная, она не любит самовыражаться через нее. Ей нравится старый рок, который почти всегда звучит в ее наушниках. Из-за переезда в новый город и неспособности заводить друзей, девушка чувствует себя одиноко. Лиза хочет познакомиться с новыми людьми, стать частью компании, иметь людей, с которыми можно ходить в разные интересные места, но она не можем перебороть свою застенчивость и слабую коммуникабельность, поэтому остается одна. Из-за отсутствия друзей она постоянно пребывает в своей мыслях, заглушая окружающий мир громкими ритмами музыки прошлых лет. Спустя некоторое время такого пребывания девушка скатывается в апатию, ее мало что интересует, она смотрит на мир пустым взглядом, теряет всякое желание развиваться и получать новые впечатления. Такое состояние угнетает ее и не дает нормально жить, поэтому Лиза цепляется за любую возможность из него выбраться. Когда появляется мнимый выход в виде сигарет, она цепляется за него. Именно тогда появляется ложь, в которую она верит. Кэти Уэйланд пишет о лжи персонажа: «Вашему герою недостает чего-то внутри. В нем живет глубокое заблуждение, касающееся его самого, или мира, или, возможно, и того и другого». Лизе недоставало ценности, которая сделает ее счастливее, живее, поможет выбраться из апатии, и девушка нашла эту ценность в никотине. Ложь заключается в том, что на самом деле никотин не решает ее проблем, Лиза просто впала в самообман и кормит себя плацебо. Таким образом, пытаясь выбраться из одной ямы, героиня закапывает себя в другую, еще более глубокую, но верит, что однажды это копание приведет ее к свету. Чего же хочет героиня? Она хочет, чтобы ей стало лучше. Она хочет снова чувствовать себя так, как раньше, быть принятой среди людей. Несмотря на все неприятности, что приносят ей сигареты, героиня хочет продолжать курить, потому что верит, что никотин поможет ей добиться желаемого. Она цепляется за зависимость как за свое истинное желание, потому что верит, что это – единственное средство, которое поможет ей вернуться в счастливое спокойное состояние. Что на самом деле ей нужно? Лизе не нужны ни сигареты, ни никотин, ни иные зависимости. На самом деле ей нужны друзья, близкие люди, которые будут развивать ее, будить в ней энергию и желание действовать, говорить и смеяться, разделять ее интересы. Только благодаря им она сможет снова стать счастливой и отбросить апатию в сторону. Но героиня далеко не сразу понимает это, пытаясь прийти к желаемому неправильными путями. Найти правильный выход ей помогает ее подруга Юля.

    Юля тоже студентка-первокурсница, как и Лиза. Но она является полной противоположностью первой героини. Она общительная, веселая, коммуникабельная, активная и всегда рада новым знакомствам. Девушка любит самовыражаться через одежду, одна из ее любимых вещей – это футболка с ее любимой группой Kiss. Она полна энергии, всегда хочет попробовать что-то новое. Но при этом имеет твердые принципы и не поддается внушению. Ее сильными чертами являются ее коммуникабельность и жизнелюбие. Но у Юли есть и слабости, а именно – девушка часто ставит близких людей на пьедестал, забывая о себе. Из-за этого качества она может долго терпеть плохое отношение от близких людей, закрывать глаза на их недостатки и ложь. Юля не любит давить на людей, не желая отвратить их от себя и показаться нудной. Она не указывает близким на их проблемы, так как считает, что ее вмешательство не принесет пользы, а только отдалит людей от нее. В этом факторе проявляется ложь, в которую верит героиня. Она считает, что люди должны быть сами по себе, пока не попросят о помощи. Девушка боится выразить свое настоящее мнение и чувства, когда происходит что-то, что ей не нравится, потому что не верит в то, что сможет помочь. Чего хочет героиня? Юля хочет нравиться всем, особенно людям, которые нравятся ей. Она не верит, что, увидев ее негативные качества, услышав ее упреки или настоящее мнение, люди продолжат дружить с ней, поэтому всегда предстает в положительном свете и до последнего терпит негативные стороны близких, не говоря о них ни слова. Что на самом деле ей нужно? Юле нужно научиться говорить о том, что она на самом деле чувствует и делиться этим с близкими. Ей нужно поверить в то, что есть люди, которые любят ее и ценят, даже когда она не соглашается с их позицией. Только тогда героиня найдет по-настоящему близких людей, которые примут ее любой.

    На взаимоотношениях двух героинь строится весь сюжет видеоролика социальной рекламы. Девушки являются полярными противоположностями друг друга, но при этом они находят общий язык и становятся близкими подругами. Их дружбе способствует не столько общий музыкальный вкус, сколько то, как они дополняют друг друга. Юля становится для Лизы тем самым стимулом, который помогает ей снова начать жить, развиваться, пробовать новое и получать впечатления. Девушка находит человека, который помогает ей забыть об одиночестве, и эта дружба – все, что ей было нужно, чтобы снова стать счастливой. В то же время Юля видит в Лизе родственную душу, которая смотрит на мир так же, как и она. Она ценит умение подруги выражать словами ее хаотичные мысли. Кроме того, в Лизе Юля видит нераскрытый из-за ее застенчивости потенциал, который ей интересно вытащить наружу. Но самым важным фактором в их дружбе со стороны обеих девушек является то, что они обе дают друг другу то, что им на самом деле нужно. Лиза получает близкого человека, который развивает ее и заражает своей энергией. Юля получает возможность понять, что ее замалчивание чувств по отношению к действиям близкого человека во вред себе не решит проблему, а только отдалит их друг от друга.

    Химия двух героинь играет большую роль в видеоролике. Зритель должен поверить в их дружбу и проникнуться ей. Это поможет ему в итоге поддержать выбор Лизы в пользу Юли и их дружбы, а не никотиновой зависимости - жизни, а не угасания.

    Помимо двух основных героинь, в ролике появляются герои третьего плана – группа ребят на курилке, к которым уходит Лиза, и закадровая героиня – мама Лизы, которая упоминается в одной из сцен.

    Персонажей разрабатываемого видеоролика социальной рекламы сложно классифицировать на положительных и отрицательных. Обе героини имеют свои достоинства и недостатки. Неправильно было бы представлять Лизу в роли отрицательного персонажа только из-за того, что она пыталась решить свою проблему неправильными методами. В ходе раскрытия взаимоотношений двух главных героинь, можно прийти к выводу, что они обе являются положительными героями или протагонистами, так как и Лиза, и Юля несут в себе идею произведения и являются двигателем сюжета. Антагонистом в данном произведении выступает не персонаж, а явление – никотиновая зависимость. Именно ей противостоят героини.

    В результате анализа системы персонажей в разрабатываемом сценарии видеоролика социальной рекламы были выявлен основные действующие лица, их цели, характеры, желания и мотивация. Следующим шагом в разработке сценария станет построение сюжета и композиции произведения.

    2.5. Сюжет и композиция видеоролика социальной рекламы на тему влияния никотиновой зависимости на здоровье и образ жизни человека

    Линда Сегер сравнивает композицию успешно проработанного сценария со структурой театральных постановок: «В большинстве театральных постановок трехчастная структура крайне проста – занавес в конце первого акта символизирует конец завязки, в конце второго – конец развития, и третий акт -кульминация и развязка»26. В кино нет фактора разделения в виде занавеса, но тем не менее, трехчастная структура является актуальной. Она помогает разработать целостный сценарий, каждая часть которого имеет значение и влияет на «продвижение» сюжета. Использую трехчастную структуру, легко избежать бессмысленных и скучных сцен, которые нужны для того, чтобы продлить хронометраж. Сценарий выстроится в единый механизм, каждая деталь которого будет нужна для приведения его в действие.

    Композиция разрабатываемого сценария будет состоять из шести сцен, две из которых уйдут на экспозицию и завязку, три – на развитие сюжета, и одна будет содержать в себе кульминацию и развязку.

    В то время как экспозиция знакомит нас с основными действующими лицами, завязка должна дать нам определенное направление, в котором будет развиваться сюжет. Она завязывает ситуацию в сюжетную линию, дает толчок, движение истории, помогает сориентироваться зрителю, лишает его вопросов: «А про что это?», «А что они делают?», «А зачем они это делают?»27. Экспозиция и завязка разрабатываемого сценария приходятся на первую и вторую сцену.

    В сцене 1 Лиза стоит на автобусной остановке в наушниках и смотрит в даль. По ее пустому взгляду, закрытой одежде и нервным движениям зрителю показывается внутреннее состояние героини – девушка грустна, подавлена и апатична. От прослушивания музыки ее отрывает Юля. Между девушками завязывается знакомство. Эта сцена нужна, чтобы познакомить зрителя с основными персонажами и представить одну из сторон конфликта произведения, а именно – жизнь.

    Сцена 2 переносит зрителя на некоторое время вперед. Лиза и Юля идут по улице, разговаривают и смеются – дружба героинь длиться уже какое-то время и им очевидно комфортно друг с другом. Внезапно Лиза замечает знакомых на курилке и говорит подруге, что пойдет к ним. Юля удивлена, но ничего не говорит в упрек. Значение этой сцены в том, что именно в ней происходит завязка главного конфликта - жизнь и угасание. И Лиза, перед которой впервые встает этот выбор, выбирает угасание (отравить свой организм вместе с малознакомыми людьми), а не жизнь (веселую прогулку с подругой). Помимо этого, в этой сцене демонстрируется новая черта характера Юли – она явно недовольна тем, что подруга бросила ее ради того, чтобы покурить, но ничего не говорит.

    Следующие три сцены нужны для развития действия. Никотиновая зависимость Лизы только усиливается. В сцене 3 она жалуется Юле по телефону на родителей, которые отказываются давать ей деньги из-за страха, что она потратит все на сигареты, как в прошлый раз. Юлю расстраивает, что из-за этого они не смогут пойти в кино, но не говорит об этом прямо. Эта сцена показывает первые проблемы, которые приносит никотин героине.

    В сцене 4 показан первый прямой конфликт подруг. Юля раздражена тем, что Лиза не может отказаться от зависимости ради работы. Она не понимает, почему та продолжает ставить зависимость выше всего остального. Лиза защищается, говоря, что никотин помогает ей чувствовать себя лучше. Во время разговора девушка заходится сильным кашлем. Эта сцена показывает, что терпение Юли начинает подходить к концу, она устала терпеть оправдания подруги. Кроме того, эта сцена раскрывает мотивацию Лизы по отношению к курению – девушка хочет, чтобы ей стало лучше, и использует никотин как средство избегания апатии и депрессии.

    В сцене 5 конфликт обостряется до предела. Александр Митта пишет: «Наша задача – не примирить персонажей, а подтолкнуть развитие конфликта к катастрофе»28. Так как сюжет строится вокруг дружбы Лизы и Юли, в данном контексте их ссора и расставание является катастрофой, к которой все шло. Девушки ссорятся на повышенных тонах, Юля укоряет Лизу и не понимает, как можно предпочесть зависимость всему остальному. Ее терпение подошло к концу, и девушка уходит от подруги, прося напоследок позвонить, когда та поймет, что вовсе не сигареты делают ее жизнь лучше. Данная сцена является наивысшей точкой развития конфликта – никотиновая зависимость Лизы наконец-то разрушила ее дружбу с Юлей. Девушка оказывается на стороне угасания. Она выглядит уставшей и больной, подруга оставила ее, она одинока, как и в самом начале.

    Сцена 6 содержит в себе кризис, кульминацию и развязку (финал). Лиза сидит в своей комнате и смотрит на список контактов. Комната неопрятная и грязная, девушка выглядит больной и грустной. По словам Эгри Лайоша «Кризис – это такое положение вещей, при котором неизбежна решительная перемена в ту или другую сторону»29. По внешнему виду комнаты и героини, зритель понимает, что девушка пришла к финальной точки угасания, силён контраст с первой и третьей сценой. От решения, которое она примет в этой сцене, зависит, какую сторону конфликта она выберет и к какому положению вещей придет в финале истории. Она водит пальцем между контактами «Юля» и «Табачка», метафора ее выбора между жизнью и угасанием. И героиня выбирает жизнь, удаляя номер табачки и набирая номер Юли. Подруга тепло отвечает, и на лице Лизы снова появляется улыбка. Момент, когда героиня выбирает, кому позвонить, является наивысшей точкой напряжения, когда не ясно, в какую сторону склонится героиня. Этот момент является кульминацией. В развязке Лиза выбирает жизнь, а именно – Юлю и их дружбу. Как писал Сид Филд: «Концовка проявляется в развязке, а развязка зарождается в начале»30. В начале истории Лиза находит подругу, которая понимает и поддерживает ее, которая снова наполняет ее жизнь счастьем. И несмотря на все препятствия, которые установила героине никотиновая зависимость, она возвращается к Юле, выбирая ее, а не сигареты.

    Таким образом реализован принцип трехчастной композиции. Композиция произведения является линейной, события идут друг за другом. Такая композиция была выбрана с целью показать постепенное угасание зависимого человека, влияние никотина на образ жизни и здоровье человека по истечению времени. Кроме того, в такой композиции нетрудно проследить причинно-следственные связи, так как предшествующие события объясняют мотивацию героев.

    2.6. Художественные детали и хронотоп в сценарии видеоролика социальной рекламы на тему влияния никотиновой зависимости на организм и образ жизни человека

    Линда Сегер пишет: «Текст — это вершина айсберга, подтекст — это то, что лежит в глубине под пузырящейся поверхностью, оживляет текст, содержит не явный, но скрытый смысл»31. Ключевая идея не должна быть озвучена напрямую, иначе произведение потеряет интересность и загадку, а идея станет навязчивым нравоучением. Подтекст, художественные детали нужны для того, чтобы плавно вести зрителя к идее через образы. Чтобы выделить более конкретное определение художественной детали, обратимся к теории курса «Основы сценарного мастерства». «Художественная деталь — это особая художественная подробность (художественный образ), несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку в произведении, представляющая собой «ключ» к сюжету, характеру героя, его чувствам, идее произведения»32.

    Разрабатываемый сценарий видеоролика на тему влияния курения на образ жизни и организм человека включает в себя следующие ключевые художественные детали:

    1. Песня, которую слушает Лиза, когда знакомится с Юлей – «Reason to live» группы Kiss. Название песни намекает на поиски героини так называемой «причины жить», в данном контексте – того, что снова сделает ее счастливой и отвлечет от грустных мыслей. Также эта строчка говорит о том, что Лиза пока не поняла, что, чтобы решить свои проблемы, ей нужны любящие люди рядом, а не сигареты;

    2. На Юле футболка с той же группой. Эта деталь показывает наличие общих интересов у девушек при всех их внешних различиях. Именно общий интерес к Kiss становится отправной точкой в их дружбе;

    3. Улыбка. Лиза впервые улыбается в кадре, когда знакомится с Юлей. Также она улыбается, когда Юля отвечает на ее звонок. В сценах, где героиня выбирает зависимость, а не подругу, улыбки нет. Эта деталь показывает, что девушка чувствует себя счастливой рядом с Юлей, а не с сигаретами, и показывает, что на самом делает жизнь героини лучше;

    4. Список контактов. В первый раз, когда в кадре появляется список, контакты стоят в очередности: «Мама», «Юля», «HR», «Табачка». Эта деталь намекает на то, что изначально Лиза ставила семью, друзей и работу выше своей зависимости. Во финальной сцене список меняется, и контакт «Табачка» занимает первое место – те же перемены произошли в жизни Лизы, девушка отодвинула все, кроме зависимости, на задний план. Удаление этого контакта символизирует прощание девушки с зависимостью и осознание, что на самом деле должно стоять у нее на первом месте;

    5. Внешний вид героини. Проблемы со здоровьем, которые Лиза получила вместе с зависимостью, не озвучиваются, но показываются через ее кашель, синяки под глазами, бледный цвет лица и тремор рук. Помимо этого, приступы кашля оба раза случаются после слов девушки о том, что от никотина ей становится лучше, тем самым опровергая ее слова;

    6. Параязык. Как писал Роберт Макки: «Строго говоря, жесты и мимика отличаются от речи. Тем не менее они обладают всеми теми же возможностями, что и слова»33. Мимика играет большую роль в разрабатываемом сценарии со стороны обеих героинь. С ее помощью Юля показывает свое беспокойство и раздражение зависимостью подруги. В случае Лизы мимика помогает зрителю увидеть ее самообман – говоря: «От никотина мне становится лучше», девушка не верит сама себе. С каждой сценой ее жесты становятся все более скованными и вялыми. Эта деталь показывает, как сигареты, которые должны были спасти ее от апатии, только еще больше сковали ее.

    Важным компонентов разрабатываемого сценария также является хронотоп. М. М. Бахтин дает следующее определение хронотопа: «Существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе»34. Обращаясь к разрабатываемому сценарию, можно обозначить следующие элементы хронотопа.

    Сцена знакомства героинь происходит на автобусной остановке на кампусе университета. Пространство открытое, но вокруг совсем мало людей. Такая обстановка подчеркивает одиночество Лизы и ее чувство «одной во всем мире». Сцена ссоры также происходит на остановке, но в отличие от спокойной обстановки встречи, в этой сцене пасмурно, небо темное. Такая обстановка подчеркивает эмоциональное состояние героинь во время ссоры, а также негативные последствия зависимости Лизы, которые озвучиваются Юлей.

    Следующей локацией является комната Лизы. Она показывается в кадре дважды – в сцене 3 и сцене 6. Эта комната – пространство Лизы, которое меняется с усугублением ее никотиновой зависимости. В сцене 3 ее вещи аккуратно разложены, комната светлая. В сцене 6 вещи разбросаны, на столе лежит мусор, шторы плотно задернуты. Это показывает состояние героини – ее комната находится в том же беспорядке, что и мысли у нее в голове. Такой ход подчеркивает, что, выбрав никотин, а не подругу, Лиза не улучшила свое эмоциональное состояние и жизнь, а только загнала себя в еще большую апатию.

    Еще одна локация, появляющаяся во второй сцене, - улица. Солнечная погода, открытое пространство подчеркивают свободу и счастье, которое Лиза получила вместе с дружбой Юли. Это последний раз, когда в кадре показывается теплая атмосфера, далее, по мере усиления зависимости Лизы, кадры становятся темнее и мрачнее.

    И последняя локация, присутствующая в видеоролике, - кафе. Эта локация добавлена с целью показать развитие дружбы героинь. Девушки не просто болтают друг с другом, когда встречаются на улице, они целенаправленно проводят время вместе, ходят в разные места.

    Время в разрабатываемом сценарии линейно, события идут друг за другом, но с временными промежутками между ними. Иными словами, между отснятыми сценами проходит некоторое количество времени, происходят не озвученные, но подразумеваемые события – первый опыт курения Лизы, развитие дружбы героинь, попытки Лиза найти работу, ссоры с родителями и т.д. Такая форма организации времени выбрана, чтобы показать постепенное нарастание негативного влияния никотина на организм и образ жизни человека.

    2.7. Вывод о работе над применением приемов сценарного мастерства в процессе создания сценария ролика социальной рекламы на тему влияния никотиновой зависимости на организм и образ жизни человека.

    Обозначив и раскрыв все этапы разработки сценария видеоролика социальной рекламы на тему влияния курения на организм и образ жизни человека, можно прийти к выводу, что качественная проработка каждого элемента сценария значительно облегчает работу над его написанием, а также позволяет структурировать все элементы истории и избежать лишних деталей.

    Крайне сложно предсказать, будет ли успешен разрабатываемый видеоролик, но учитывая оригинальность, эмоциональную составляющую и понятность образов сценария, можно сказать, что все факторы, способствующие успеху социальной рекламы, учтены.

    Учитывая современное состояние социальных сетей, будет непросто сделать видеоролик вирусным. Для наибольшего распространения можно использовать платформу YouTube, так как она является самым крупным сервисом с видеоконтентом, и социальную сеть ВК, в которой недавно появилась новая функция – клипы, то есть короткие видеоролики, идущие друг за другом. В социальной сети TikTok также можно разместить данный видеоролик, но только через официальные каналы, наподобие Кинопоиска.
    1   2   3


    написать администратору сайта