Курсовой проект Реклама. Департамент коммуникаций
Скачать 97.09 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»(ДВФУ) ШКОЛА ИСКУССТВ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 Глава 1. Социальная реклама как средство профилактики никотиновой зависимости 6 1.1.О проблеме 6 1.2. Социальная реклама. Особенности, функции и критерии 9 1.3. Особенности написания видеоролика для сценария социальной рекламы 12 1.4. Социальная реклама в законодательстве РФ. Особенности презентации курения в рекламе 14 1.5. Анализ видеороликов социальной рекламы как средства профилактики курения 15 Глава 2. Применение приёмов сценарного мастерства в процессе создания сценария ролика социальной рекламы на тему влияния никотиновой зависимости на организм и образ жизни человека 22 2.1. Этапы создания сценария видеоролика социальной рекламы на тему влияния никотиновой зависимости на организм и образ жизни человека 22 2.2. Анализ целевой аудитории 22 2.3. Содержание социального видеоролика на тему влияния никотиновой зависимости на здоровье и образ жизни человека 24 2.4. Система персонажей и конфликт 26 2.5. Сюжет и композиция видеоролика социальной рекламы на тему влияния никотиновой зависимости на здоровье и образ жизни человека 31 2.6. Художественные детали и хронотоп в сценарии видеоролика социальной рекламы на тему влияния никотиновой зависимости на организм и образ жизни человека 35 2.7. Вывод о работе над применением приемов сценарного мастерства в процессе создания сценария ролика социальной рекламы на тему влияния никотиновой зависимости на организм и образ жизни человека 38 Заключение 40 Список литературы 42 Источники 44 Приложения 46 ВВЕДЕНИЕ Актуальность выбранной для исследования темы выражается в растущем влиянии социальной рекламы на мировоззрение и мнение людей. В современном мире, где людей повсюду окружают самые разные медиапродукты, нет ничего удивительного в том, что они оказывают влияние на человеческое отношение к явлениям, событиям, людям и т.д. Социальная реклама – это медиапродукт, направленный на трансляцию важные общественных проблем и мобилизующий людей на борьбу с ними. Таким образом, социальная реклама имеет конкретную цель – сделать жизнь общества лучше. Проблема массового курения в России является актуальной уже не один год. Несмотря на ограничения со стороны законодательства и массовую агитацию на отказ от курения, число курящих людей не уменьшается. Никотиновая зависимость – это массовая проблема, которая негативно сказывается на организме и образе жизни человека и является источником множества заболеваний. Поэтому это проблему стоит освещать и продолжать агитировать людей на отказ от курения. И социальная реклама является отличным инструментом для выполнения этой задачи. Учитывая рассматриваемую в проводимом курсовом исследовании теорию и разработку сценария для социального ролика на тему влияния никотиновой зависимость на организм человека и его образ жизни, поставленную тему следует считать актуальной. Целью выполнения данного курсового исследования является написание и анализ качественного сценария для вирусного социального ролика на тему влияния курения на организм и образ жизни человека. Задачи курсового проекта: Проанализировать актуальность проблемы влияния никотиновой зависимости на людей; Изучить особенности, характеристики и критерии социальной рекламы; Проанализировать существующие социальные ролики на тему влияния курения на организм человека; Опираясь на теорию обозначить основные этапы создания социального ролика; Проанализировать основные художественные элементы сценария, его форму и содержание; Написать сценарий для короткометражного социального видеоролика на тему влияния курения на организм человека, используя теорию сценарного мастерства. Объектом исследования в проводимой курсовой работе является сценарий ролика социальной рекламы на тему влияния курения на организм человека и его образ жизни. Предметом исследования в проводимой курсовой работе являются инструменты сценарного мастерства для создания сценария ролика социальной рекламы на тему влияния курения на организм и образ жизни человека. Методы, примененные в работе: Анализ; Синтез; Сравнение; Структурно-системный; Описательный; Эмпирические (количественный и качественный). Теоретическое значение работы. Представленный материал систематизирует и расширяет научные знания в области социальной рекламы и сценарного мастерства. Он может использоваться в рекламной и PR-деятельности, а также в педагогической с целью профилактики курения. Эмпирической базой исследовательской работы выступают научные статьи и литература, исследования российских и зарубежных ученых и социальные ролики на тему влияния курения на организм и образ жизни человека. Структура курсового исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ. 1.1. О проблеме Проблема массовой никотиновой зависимости уже который год актуальна и требует решения. Никотин не только оказывает негативное влияние на внешний вид и продуктивность человека, но и разрушает его образ жизни, взаимоотношения с людьми и здоровье. По статистике Всемирной организации здравоохранения в год от болезней, вызванных курением, умирает 5 миллионов человек, каждые 8 секунд в мире умирает 1 курильщик, и с каждым годом эта цифра становится всё больше. По прогнозам врачей при той тенденции роста количества курящих людей которая существует в современном мире, через 10 лет эта цифра может увеличиться почти в 2 раза, а к 2030 году курение табака станет одним из самых сильных факторов, приводящих к преждевременной смерти1. Особенная опасность никотина заключается в том, что при его употреблении формируется сильная зависимость, из которой потом сложно выйти. Для сравнительного примера можно привести отравление некачественным гамбургером. Если человек съест этот гамбургер и потом весь день проведет в постели с температурой и рвотой, он больше не будет его есть и начнет критичнее относиться к своему питанию. В случае с никотиновой зависимостью, после скуренных сигарет человек получит кашель, отдышку, хронические проблемы со здоровьем, но все равно продолжит намеренно себя травить. В подавляющем большинстве курильщики знают обо всех последствиях курения для здоровья, но все равно снова берутся за сигарету. Так и проявляется зависимость. Как же формируется никотиновая зависимость? В составе табачного дыма можно обнаружить около 4 тысяч различных химических веществ, которые оказывают влияние на организм человека, но ключевым фактором, вызывающим зависимость, является никотин. При затяжке сигаретой все вещества, содержащиеся в ней, поступают в кровь человека и разносятся по всему организму. На мозг никотин оказывает влияние уже через 15 секунд после поступления в организм – скорость, сопоставимая с внутривенными наркотиками. Нервные клетки активно захватывают никотин при помощи своих рецепторов и в ответ выбрасывают в кровь дозу дофамина – гормона счастья. Одновременно в крови повышается концентрация адреналина, норадреналина, кортизола – гормонов, участвующих в стрессовых реакциях. В итоге человек чувствует себя спокойно и счастливо, его эмоциональный фон выравнивается и у него возникает впечатление, что его мозг быстрее обрабатывает информацию. Таким образом, человек как будто подзарядился топливом, которое делает его более спокойным, умным и сосредоточенным. Но спустя некоторое время эффект спадает и возникает осознанное и подсознательное желание его продлить. Поэтому человек возвращается к сигаретам за новой дозой, чтобы вновь вернуться к этому состоянию.2 Этот эффект формируется не сразу и у всех с индивидуальной скоростью – дети и подростки получают зависимость гораздо быстрее, чем взрослые. Проблема заключается в том, что со временем никотин прекращает вызывать состояние эйфории, но люди все равно продолжают курить, потому что без никотина их состояние в разы ухудшается. Что же происходит с людьми, пытающимися выйти из никотиновой зависимости? В случае резкого отказа от курения у человека может проявиться никотиновая абстиненция, или другими словами «синдром отмены» или «ломка». Впоследствии отказа от курения человек может столкнуться с такими состояниями: Кашель и одышка: некоторые люди задыхаются ночью. Данные симптомы вызваны самоочищением легких от ядов и смол; Беспокойство, тремор рук; Бессонница; Нарушения сердечного ритма; Осиплость голоса; Боль в спине, зубах, мигрень и т.д.; Снижение или повышение аппетита. Зачастую такие состояния связаны с эмоциональными особенностями человека: при отсутствии сигарет некоторые люди привыкли “заедать” стресс, а у других полностью исчезает аппетит; На поздних стадиях никотиновой зависимости при отказе от курения возникает головокружение, апатия, боли в грудной клетке и гиперемия кожных покровов; Эмоциональный дисбаланс и т.д.3 Таким образом, человек, в попытке отказаться от вещества, оказывающего негативное влияние на его организм и самочувствие, впадает в еще худшее состояние. При недостатке решимости и силы воли люди легко сдаются и возвращаются в знакомую безопасную гавань – к сигарете. Не все могут пройти тяжелую стадию при отказе от курения, предпочитая чувствовать себя чуть ниже среднего все время, чем провести некоторое время в физических и психологических страданиях. Физическая и психическая зависимость от никотина лишает человека свободы и заставляет принимать все решения о своем здоровье и жизни с оглядкой на никотин. Многие специалисты говорят о последствиях никотиновой зависимости для здоровья. Они выделяют такой список основных возможных заболеваний у курящих людей: Рак; Заболевания сердечно-сосудистой системы; Патологии органов пищеварения; Болезни дыхательной системы; Заболевания полости рта; Заболевания репродуктивной системы и т.д.4 Масштаб негативного влияния курения на организм неоспорим. Но на этом вред курения не заканчивается. Как и любой другой наркотик, курение оказывает влияние не только на организм, но и на образ жизни человека. Из-за никотиновой зависимости люди начинаются пренебрегать своими обязанностями, отношениями, возможностями и денежными средствами в угоду ей. Ставя никотин на первое место, человек не может быть свободным в принятии решений, касающихся его самого и окружающих людей. Все будет восприниматься с учетом его зависимости. И это несет не меньше вреда, чем физические последствия для организма. 1.2. Социальная реклама. Особенности, функции и критерии Для анализа особенностей социальной рекламы сначала необходимо обратиться к ее определению. Термин «социальная реклама» является дословным переводом с «public advertising» и используется только в России. За рубежом предпочитают термин «некоммерческая реклама» или «общественная реклама». У. Аренс и К. Бове дают следующее определение некоммерческой рекламе: «Некоммерческая реклама – это реклама, финансируемая некоммерческими организациями или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-то пользу или привлечение внимания к делам общества».5 В свою очередь российский исследователь Б.Р. Мандель в своей работе «Социальная реклама» говорит, что общественная реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление.6 Оба представленных выше определения говорят о воздействии социальной рекламы на общество с целью мобилизации населения на действия, позитивно влияющие на социум и окружающий мир. В этом заключается ключевая функция социальной рекламы, но она не единственная. В качестве функций социальной рекламы ученые и исследователи рассматривают: Информационную – сообщение о возникновении какой-либо общественной проблемы, привлечение внимания к поиску решения и предотвращения подобных проблем, а также информирование о деятельности государственных структур и некоммерческих объединений в решении данных проблем; Идеологическую – формирование имиджа государства и активной гражданской позиции у представителей социума; Социоинтегративную – обеспечение коммуникации между социальными организациями и их клиентами; Воспитательную – формирование одобряемых поведенческих установок и активизация социализации; Социокультурную – побуждение к сохранению национальной идентичности и культуры и т. д.7 Обозначенные выше функции социальной рекламы способствуют формулировке ее целей – сформировать у социума позитивные установки, мобилизовать его на их реализацию и изменить его восприятие окружающей действительности, обратив его внимание на существующие проблемы и пути их решения. Гуляев В.В. в своей статье «Критерии определения понятия «социальная реклама» говорит: «Главное предназначение социальной рекламы – восстановление гуманистических отношений между людьми, формирование нравственных ценностей и уже на этой основе – развитие новых экономических и общественно политических связей в обществе; ее главная миссия – изменить существующую в обществе поведенческую модель»8. Но социальную рекламу нельзя идентифицировать только по выполняемым ею задачам. Существуют также другие основания (критерии), отличающие социальную рекламу от других медиапродуктов: Каналы распространения информации – помимо стандартного набора (телевидение, радио, печатные СМИ, Интернет) социальная реклама распространяется также с помощи внешних рекламных конструкций и различных форм BTL (такие как промо-акции); Способы размещения. Согласно Федеральному закону от 13.03.2006 «О рекламе» размещение социальной рекламы в СМИ должно занимать не более 5% эфирного времени или основной печатной площади, рекламодатели обязаны предоставлять услуги по социальной рекламе в пределах 5% стоимости предоставляемых ими годовых услуг, а также производство и распространение социальной рекламы признается благотворительной деятельностью и пользуется соответствующими льготами; Рекламодатель (лицо, от которого поступает заказ на рекламу). В отличие от коммерческой рекламы, заказчиком социальной рекламы обычно являются государство, общественные и некоммерческие организации9. Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что социальная реклама является уникальным медиапродуктом, оказывающим влияние на общественное сознание и мобилизующим социум на позитивные изменения в своей общественной жизни. При умелом использовании социальная реклама способна сформировать необходимые позитивные установки у людей и мотивировать их на устранение общественных проблем. 1.3. Особенности написания сценария для видеоролика социальной рекламы Любое драматическое произведение должно быть цельным (иметь завязку, развязку и кульминацию) и производить эффект (запоминаться). Применительно к сценарию видеоролика социальной рекламы это классическое построение можно интерпретировать подобным образом: Начало (завязка) должно быть кратким, но интересным – интригующим, необычным. Скучное начало может «отключить» зрителя от экрана; Середина – развитие действий – должно быть динамичным (обусловлено коротким временем, отведенным на рекламный сюжет); Действие должно стремительно приближаться к кульминации – чему-то неожиданному, удивительному, яркому; Конец – это демонстрация цели рекламы, слоган, титры и т.д.10 Сценарий видеоролика социальной рекламы должен быть короткий, динамичный, с яркой кульминацией и понятной зрителю идеей (позитивной установкой) в финале. Это возможно реализовать с использованием классической структуры драматического произведения, при применении нескольких изменений с учетом особенностей социальный рекламы. Тем не менее, социальная реклама отличается от классических драматических произведений тем, что ей необходимо оказать сильное воздействие на целевую аудиторию, мобилизовать ее на действия. Необходимо рассмотреть приемы, которые помогут увеличить действенность социальной рекламы. Для удержания внимания зрителя в социальной рекламе могут использоваться следующие приемы: Привлечение фактов, связанных с проблемой, затронутой в социальной рекламе; Привлечение внимания к достоинствам, преимуществам, связанным со следованием определённым моделям поведения, пропагандирующимся в социальной рекламе; Расположение в ритмическом порядке элементов социальной рекламы от менее существенных к более значимым; Введение в текст элементов интриги, использование конфликтной ситуации в монологе или диалоге11. Помимо перечисленных приемов в социальной рекламе зрителя привлекает эмоциональная составляющая – реклама должна заставить зрителя что-то почувствовать. Страх, стыд, надежда, тревога – все эти эмоции способствуют лучшему восприятию идеи видеоролика. Если видеоролик не вызывает у зрителя никаких чувств – он быстро забудется и необходимый эффект не будет произведен, а значит цель социальной рекламы будет не достигнута. 1.4. Социальная реклама в законодательстве РФ. Особенности презентации курения в рекламе. Перед написанием сценария для видеоролика социальной рекламы важно рассмотреть нормативные акты, касающиеся темы данного курсового проекта. Таким образом вся необходимая цензура будет применена. Согласно Федеральному закону в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (артикулах, моделях) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуалиции12. Если говорить простыми словами, то социальная реклама не должна рекламировать ничего и никого кроме заявленной позитивной установки. Не допускается использование в социальной рекламе логотипов, названий брендов, позитивной или негативной репрезентации компаний или людей и т. д. Социальная реклама должна быть максимально нейтральной. В законодательстве РФ также рассматриваются различные формы реализации, продолжительность социальной рекламы, а также полномочия субъектов ее создания, но к представленной теме они не относятся, а значит в данной работе рассматриваться не будут. Как многим известно, согласно Федеральному закону "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" в России запрещено рекламировать любые виды табачных изделий, стимулировать их продажу, использовать логотипы никотиновых предприятий. Кроме того, не допускается демонстрация табачных изделий в аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.13 Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать вывод, что в социальной рекламе допускается демонстрация сигарет и процесса курения при соблюдении нескольких необходимых условий: не демонстрировать никаких логотипов, названий, других маркеров, помогающих идентифицировать юридическое лицо, занимающееся производством и распространением никотинсодержащей продукции; не представлять употребление табака и любой другой никонсодержащей продукции в позитивном свете; не мобилизовать общество на приобретение, употребление или распространение никотиновой продукции. Данные факторы возможно реализовать в социальной рекламе, в которой курение будет представлено в негативном свете и целью которой будет – мотивировать общественность на отказ от курения в пользу здорового, свободного и полноценного образа жизни. 1.5. Анализ видеороликов социальной рекламы как средства профилактики курения Для анализа было отсмотрено 16 короткометражных видеороликов социальной рекламы на тему вреда курения. В данном разделе курсового проекта будет представлен подробный разбор шести из них и систематизированы особенности и выдающиеся характеристики остальных. В первом ролике под названием «Детские отговорки» отсутствует главный герой. Составляющими частями ролика являются короткие сцены с детьми, держащими в руках сигареты. Каждый ребенок отвечает на не озвученный, но подразумевающийся вопрос «Почему ты куришь?». Их фразы – это наиболее популярные ответы курильщиков на поставленный вопрос, такие как: «Я курю только когда выпью», «Мой дед курил до 90 лет и ничего», «У меня нет зависимости, я могу бросить в любой момент», «Я боюсь, что меня разнесет», «Вред курения не доказан» и т.д. На последнем кадре представлен переход, как один из детей поджигает сигарету, а затягивается уже будучи взрослым мужчиной. Ролик заканчивается словами «Это просто детские отмазки»14. Этот ролик является метафорой. Детские отговорки – это словосочетание обычно употребляется в сторону человека, оправдывающего свой действия без способности принять ответственность за свои поступки, честно признать свою вину и неправоту. Это оправдания не являются объективной рациональной причиной продолжать курить, этими словами люди просто пытаются оправдать свою психическую зависимость от никотина. В данном ролике эта метафора демонстрируется в прямом смысле – дети используют эти отмазки. Цель данного видеоролика – пристыдить курильщиков тем, что их поведение не соответствует поведению взрослого человека, они не способны принять ответственность за свои действия и честно признаться в своей зависимости. Во втором ролике главная героиня – молодая курящая девушка.15 Она заявляет, что у нее нет никакой зависимости. Далее следуют отговорки, похожие на те, что были представлены в первом ролике – «Я курю только когда выпью», «Если захочу – я брошу», «После секса могу покурить» и т.д. Со временем отговорок становится так много – «Я курю, когда скучно», «Я курю вместо постоянных перекусов», что становится понятно, что героиня курит практически постоянно, просто придумывая себе новые оправдания, чтобы убедить окружающих и саму себя в том, что у нее нет никакой зависимости. Далее девушка говорит о том, что поругалась с парнем, а ее друзья ее не понимают. Следует сцена, где девушка сидит за столом с подругой, но как только она достает сигарету, подруга пропадает. Подразумевается, что именно из-за ее зависимости не получается удержать рядом с собой людей. Она говорит, что ей приходится врать родителям, тем самым подрывая их доверие к ней, и их отношения в целом. Интересной деталью является то, что если в начале ролика девушка говорит, что курит одну сигарету в день, а значит у нее нет зависимости, то в середине она уже заявляет, что курит всего одну пачку в день, а значит, у нее нет зависимости. Это показывает прогрессирующее влияние зависимости на ее жизнь. Также в середине ролика меняется тон ее голоса – девушка выходит на эмоции, кричит: «Мне нравится, и я делаю. Просто хочу и курю. Захочу и брошу! Мне никто не указ!» Она несколько раз повторяет фразу о том, что у нее нет никакой зависимости, будто пытается кого-то убедить, в первую очередь саму себя. Ролик заканчивается словами: «Это просто оправдания. Ты куришь, потому что никто тебе не указ. Но дать тебе шанс на здоровую жизнь можешь только ты!» Этот ролик примечателен тем, что он почти не говорит о вреде никотина для здоровья. Он показывает влияние никотина на психическое состояние человека и его отношения с людьми, что не так часто встречается в социальное рекламе о вреде курения. Ложь, вредные привычки, неспособность принять ответственность за свои действия, зависимость – все эти вещи отталкивают людей, даже самых близких, и загоняют человека в постоянное отрицание очевидно истинных вещей. Третий видеоролик примечателен своей атмосферой.16 Главная героиня сидит за столом в темной комнате и говорит с неизвестным на другом конце стола. Ее собеседника не видно в кадре из-за темноты, слышан только его тяжелый мрачный голос. Играет напряженная музыка. Героиня ведет беседу с неизвестным, используя уже упоминаемые оправдания курения. Она говорит: «Я только один разок попробую и все», на что неизвестный появляется из темноты и выкладывает на стол договор со словами «А больше и не надо». Неизвестный оказывает демоном. Девушка спрашивает: «А что потом?». На что демон отвечает «А потом – всё». Под «всё» в данном контексте подразумевается конец, смерть. Задумка ролика заключается в том, что, начиная курить, человек «заключает сделку с Дьяволом». Этот фразеологизм означает променять краткое удовольствие на долгие душевные и физические страдания. И данная метафора на удивление хорошо подходит для описания никотиновой зависимости. Человек меняет минутное удовольствие от никотина на долгие годы болезней, физических и психических недугов, при этом искренне веря в то, что это стоило того. Четвертый ролик снят по примеру фильма «День сурка».17 Главный герой просыпается утром и куда-то бежит. Он натыкается на парня и тот роняет свою пачку сигарет. Со словами «Уронил-закури» парень протягивает герою свои сигареты. Тот отнекивается и не хочет курить, но парню удается на него надавить, и в итоге он закуривает. Дальше показывается его дальнейшая курящая жизнь, в конце которой он падает на землю и умирает молодым. На этом моменте герой просыпается и понимает, что все произошедшее было просто сном. Но день начинает повторяться – та же соседка с ним поздоровалась, та же пара ругается у подъезда. Герой снова натыкается на курящего парня, но в этот раз не берет у него сигареты, а наступает на них ногой со словами «Не курю и вам не советую». Ролик заканчивается слоганом «+сигарета, - жизнь», что является перефразированием знаменитого «курение убивает». Идея ролика состоит в том, что герой не начал курить, потому что был предупрежден о последствиях и знал, чем это закончится. Это можно оттранслировать и на реальную жизнь, где не существует вещих снов или «дня сурка» - люди не начнут курить, если будут предупреждены обо всех последствиях для них. Обычно человек, который узнает о вреде курения для организма, редко относит это к себе, считая, что он тот самый редкий тип людей, на которых никотин не сказывается. Но если бы он представил, как именно он закончит свою жизнь из-за зависимости, у него бы появилась сильная мотивация отказаться от этой вредной привычки. Вера в собственную неуязвимость и уникальность губительна, когда дело касается вредных привычек. Предупрежден – значит, вооружен. Но важно не только быть предупрежденным, но и поверить, что это касается в том числе и тебя самого. В начале пятого ролика появляется рассказчик.18 Он говорит о том, что раньше все курили как паровозы, но вред получали не только они, но и стоящие рядом люди через пассивное курение. Далее показывается компания из трех курящих молодых людей. За ними незаметно наблюдают ангел и демон. Демон заявляется, что парни помрут молодыми из-за курения. Ангел сомневается, на что демон предлагает спуститься вниз и проверить. Он называет возраст смерти каждого, и ни один из парней не доживает и до сорока. Уходя, демон говорит ангелу, чтобы она не защищала этих смертных, ведь они уже обречены. Ролик завершается словами рассказчика: «За удовольствие приходится платить. Ты готов расплатиться частью своей жизни за курение? Курение того стоит?». Идея ролика не уникальна – «курение убивает». Но интересна ее презентация, которая немного похожа на презентацию идеи третьего ролика. В сюжете появляются высшие сущности, оценивающие поступки людей. И мысль об оплате курения годами своей жизни похожа на сделку с Дьяволом. Люди также платят страшную цену за минутные удовольствия. Этот видеоролик заставляет задуматься, не переплачивают ли люди за свою зависимость. Вопрос «Стоит ли курение того» в конце ролика является риторическим, ведь весь ролик ясно говорит - никотин не стоит утраты нескольких десятилетий жизни. А люди, не понимающие этого, относятся к «обреченным простым смертным», которые так и познают истинного смысла и радости жизни. Шестой видеоролик показывает, как главный герой долго курить в лесу, а после кладет недокуренную сигарету на дощечку.19 В следующем кадре дощечка превращается в надгробие для могилы героя. Героя хоронят под горой окурков, он умер молодым. Ролик завершается фразой «Кури. Может это последняя сигарета в твоей жизни». Ролик примечателен тем, что последняя фраза на первый взгляд может показаться призывом к курению, жизни одним днем. Но это не так, иначе слоган противоречил бы всему остальному ролику. Эту фразу можно также отнести к типичным оправданиям курильщика – «Я живу одним днем, поэтому и курю. Никто не знает, что случится завтра». Но продолжая курить, человек в прямом смысле будет жить одним днем, ведь с каждой скуренной сигаретой жизнь сокращается, и сигарета может оказаться последней раньше, чем он думает. Обращаясь к другим отсмотренным роликам, можно отметить тенденцию добавлять шокирующую аудиторию статистику в социальную рекламу. Наподобие «каждый день из-за никотина умирает 8000 человек», «по статистике около 50% подростков курят», «смертность начавших курить в школе выше смертности взрослых курильщиков в 6 раз» и т.д. Этот ход сделан с целью привлечь внимание людей и дать им осознать, насколько реален и силен вред сигарет. Точные цифры могут помочь курящим понять, что при таких масштабах проблемы негативные последствия коснутся и их тоже, а не только далеких и абстрактных людей. Это разрушает веру курящих в их уникальность и неуязвимость. Помимо этого, во многих роликах демонстрируются позитивные стороны отказа от курения. В такой социальной рекламе демонстрируются счастливые люди, которые танцуют, занимаются спортом, смеются. Эта реклама сильно отличается по атмосфере от роликов, в которых говориться о негативных сторонах курения атмосферой - музыкальным сопровождением, цветом, передаваемыми эмоциями и т.д. В некоторых роликах идет противопоставление образа жизни курильщика и человека, отказавшегося от курения, наглядно показываются изменения в лучшую сторону. Данный ход сделан с целью показать курящим всё то, что они обретут взамен курения. Снова ставится вопрос: «Стоит ли курение того? Ты готов заплатить курением за все радости жизни, которых себя лишаешь?» Стоит упомянуть видеоролики, в которых говорится о влиянии курения на окружающий мир и людей. В них говорится о вреде пассивного курения. Подобные ролики помогают курящим понять, что, закуривая новую сигарету, они несут ответственность за вред, причиненный не только им самим, но и окружающим его людям, животным и природе. Также часто встречается социальная реклама против курения в виде мультфильмов. Такой способ помогает автору гиперболизировать побочные эффекты от курения, тем самым шокировав аудиторию. В мультфильмах нет ограничений, существующих в реальности, а потому проблемы можно представить страшнее и уродливее. Кроме того, мультипликация чаще смотрится с большим интересом, чем кино, а также привлекает внимание младшей аудитории, заранее предупреждая их об опасностях курения. Подведя итоги проведенного анализа, можно сделать вывод, что социальная реклама о вреде курения должна в первую очередь давить на страх человека утратить вещи, которые ему дороже зависимости – здоровье, близких людей, впечатления, жизнь и т. д. В системе ценностей человека никотин не должен занимать первое место, и у каждого найдется то, что ему ценнее сигарет – семья, друзья, спорт, веселье, он сам. Социальная реклама, в которой показано то, чего лишается курящий из-за своей зависимости, может открыть человеку глаза и помочь обратить внимание на то, чего он раньше не замечал. |