Главная страница
Навигация по странице:

  • ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

  • Объект

  • Цель

  • 1 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ 1.1 Понятие художественного замысла

  • 1.2 Произведения литературы в хореографическом искусстве

  • ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА «ЧЕРЕВИЧКИ» 2.1 Либретто

  • Драматургия хореографического произведения

  • Драматургия хореографической постановки «Черевички» Экспозиция

  • Завязка

  • Финал

  • ВКР Кухарёнок. Департамент по культуре Томской области Областное государственное автономное профессиональное


    Скачать 1.89 Mb.
    НазваниеДепартамент по культуре Томской области Областное государственное автономное профессиональное
    Дата25.05.2021
    Размер1.89 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВКР Кухарёнок.docx
    ТипРеферат
    #209775
    страница1 из 3
      1   2   3

    Департамент по культуре Томской области

    Областное государственное автономное профессиональное

    образовательное учреждение

    «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций»

    Специальность 51.02.01

    «Народное художественное творчество»

    Вид: Хореографическое творчество

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ИСТОЧНИКА ПРИ ПОСТАНОВКЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЗАМЫСЛА НА ПРИМЕРЕ ПОСТАНОВКИ ТАНЦА

    «ЧЕРЕВИЧКИ»

    Кухаренок Анна Александровна

    Студентка группы 1510

    ________ А.А. Кухаренок
    Научный руководитель:

    ________ Е.А. Осташевская

    Томск-2019

    СОДЕРЖАНИЕ
    1 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ………………………………………5

      1. Понятие художественного замысла……………………………………5

      2. Произведения литературы в хореографическом искусстве ……...……6

      3. Способы воплощения повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в искусстве ………………………………………………….11

    1. ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА «ЧЕРЕВИЧКИ»………..…14

      1. Либретто…………………………………………………………………..14

      2. Драматургия………………………………………………………………15

      3. Музыкальный материал………………………………………………….17

      4. Рисунок танца…………………………………………………………….18

      5. Сценический костюм…..………………………………………………...22

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....26

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...28

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………….29

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2……………………………………………………………….29

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………….29


    ВВЕДЕНИЕ
    «Для развития танца ему нужно быть драматическим в самом, конечно, широком смысле этого слова. Он должен быть действенным, эмоциональным, одухотворенным. И это уже не для драмы, а для самого танца», писал Михаил Фокин. …[4]

    Хореография – синтетическое искусство, объединяющее в себе во взаимосвязи другие виды искусств и, обнаруживает с ними общие свойства. Танец является, в данном случае, центром такого объединения не как механический конгломерат различных искусств, а их синтез, подчиненный художественному хореографическому образу.

    Создание самостоятельных концертных номеров, хореографических композиций, балетных спектаклей на основе произведений литературы, особенно выдающихся, является одним из важнейших достижений хореографии.

    Многие литературные произведения были, есть и будут стимулом, вдохновляющим балетмейстеров на постановку хореографического произведения.

    Данная тема является актуальной т.к., для хореографии наших дней, в ее взаимоотношениях с литературой, более характерны такие понятия как вольная фантазия, версия. Постановщик стремится дать собственное его прочтение, выдвинуть свою концепцию. Но в связи с этим стремлением, постановщики часто уходят от главной темы произведения выбранного для постановки танцевальной композиции.
    Объект – художественный замысел

    Предмет – реализация художественного замысла посредством постановки хореографического произведения на основе литературного источника

    Цель – постановка танца «Черевички» на основе литературного произведения Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», как способ реализации художественного замысла
    Задачи:

    1. Определить понятие художественного замысла;

    2. Рассмотреть влияние литературы на развитие хореографического искусства;

    3. Проанализировать способы воплощения повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в искусстве;

    4. Разработать либретто и драматургию хореографической постановки «Черевички»;

    5. Осуществить хореографическую постановку «Черевички», на основе повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».


    1 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ
    1.1 Понятие художественного замысла
    Что такое замысел? Это то, с чего начинается создание любого произведения искусства, будь то картина, книга или фильм. Творческий замысел – это вещь капризная. Он может прийти в голову писателю, поэту или художнику совершенно внезапно, а порой избегает творца годами и даже десятилетиями. Однако вдохновение и замысел - это не одно и то же.

    Рассмотрим значение термина на примерах.

    Тема, сюжет, замысел - это составляющие творческого процесса. Правда, следует привести эти понятия в другом порядке: замысел, тема, сюжет. Сначала в воображении хореографа-постановщика возникает что-то наподобие наброска. Затем автор определяется с темой будущего произведения. Она должна быть интересной и для самого художника, и для зрителей. Если речь идет о литературном произведении, то много времени уделяется проработке сюжета. В повести, рассказе или романе ничего не должно быть лишним, случайным. В хорошей книге все закономерно, любой элемент сюжета направлен на реализацию замысла. Это не просто - перенести на бумагу или холст идею произведения, какой бы гениальной она ни была. Создание книги, картины или хореографического произведения - сложный творческий процесс, который может продолжаться достаточно долго. Примечательно, что нередко первоначальный замысел настолько меняется, что окончательный вариант произведения имеет мало общего с наброском, который вдохновил художника на создание своего творения.

    Художественность - внесение элементов искусства в драматургию будущего произведения, специфическая особенность отражения действительности в искусстве, отличающая его от других форм общественного сознания. Художественность предполагает своеобразие содержания искусства, его формы и их единства. Это своеобразие характеризуется понятием художественного образа как единства обобщения и индивидуализации, рационального и эмоционального, отвлеченного и чувственно-конкретного.

    Художественность - это критерий качества произведения искусства, равнозначный «прекрасному» в искусстве. В этом смысле говорят о произведениях высокохудожественных (или подлинно художественных), малохудожественных (или слабых, серых) и нехудожественных (плохих, неудачных), хотя последние не перестают от этого быть явлениями искусства, относиться к его сфере. Художественность в этом смысле зависит от степени единства, слияния глубокого и правдивого содержания и воплощающей его совершенной художественной формы, единства замысла и исполнения.

    В художественной литературе сюжетом называется система событий. При помощи сюжета писатель воплощает общественные конфликты, раскрывает характеры героев в действиях и поступках, во взаимоотношениях их между собой. Сюжет отражает существенные черты жизненного процесса. В сюжете обязателен конфликт, а, следовательно, завязка, кульминация и развязка действия. Сюжету в свою очередь помогает фабула – последовательность изображения событий, фактов, поступков героев в художественном повествовании. Сюжет реализуется, развертывается в фабуле, то есть в хронологической причинной последовательности событий и действий [2].
    1.2 Произведения литературы в хореографическом искусстве
    Танец – искусство, развивающееся во времени, способное выражать не только состояние, но и действие. Действенный танец невозможен без выразительного движения, а выразительные возможности человеческого тела неисчерпаемы.

    Влияние литературы на развитие хореографического искусства плодотворно, так как это обогащает мир хореографии. Создание самостоятельных концертных номеров, хореографических композиций, балетных спектаклей на основе произведений литературы, является одним из важнейших достижений хореографии.

    Танцевальная драматургия является основой всего хореографического действия. Драматургия хореографического произведения содержит в себе черты, близкие как к музыкальной драматургии, так и к драматическому театру. Через драматургию танец связан не только с драматическим театром, но и с литературой. Его сценарий – явление театрально-хореографическое, но также и литературное (поскольку он представляет собой словесно изложенный сюжет). Очень часто сценарий создается на основе литературных произведений, поэтому рассмотрение взаимосвязи с литературой здесь наглядно [5].

    Многие литературные произведения становятся стимулом, вдохновившим балетмейстера на постановку хореографического произведения. Хореография передает основную идею, главный драматический конфликт литературного произведения, образный мир. На драматическое построение большое влияние оказывают стиль, жанр, содержание. В балетах, создающихся на сюжеты классической литературы, первоисточники обычно определяют и форму их воплощения в музыке и хореографии. Балетмейстер, сочиняя хореографию спектакля, также должен пользоваться выразительными средствами, приближающими танцы к стилю произведения, на сюжет которого создается новое хореографическое произведение.

    Как и все виды искусств, искусство танца постоянно развивается, обновляясь все более сложными формами. Рождаются новые великие балетмейстеры, а на сцену приходят свежие силы молодых и талантливых исполнителей. Приток в хореографию новых литературных сюжетов, образов порождает и множество проблем. Как показывает практика: удача приходит тогда, когда пересечение танца с художественной литературой дает нечто с точки зрения хореографии, новое, самостоятельное и вместе с тем узнаваемое и правдивое с точки зрения литературного первоисточника.[7]

    Для хореографии наших дней в ее взаимоотношениях с литературой более характерны такие понятия как вольная фантазия, версия. Танец может передать образный мир, идею, главный драматический конфликт литературного произведения. Балетмейстер стремится дать собственное его прочтение, выдвинуть свою концепцию. Однако художественные потери в хореографической версии подчас бывают так велики, что сводят на нет самые смелые замыслы. В отдельных случаях танец становится слишком самостоятельным произведением и теряет всякую связь с литературной основой.

    Чтобы в пластике танца достоверно воплотить тему, идею, образы без художественного урона, хореографический вымысел должен выполнить основное свое назначение: раскрытие смысла, содержания литературного произведения в глубинном постижении, быть оригинальным. Обычно это происходит, когда балетмейстер создает яркий хореографический образ. Это предполагает неупрощенные отношения с текстом художественной литературы.

    Мысль передается через чувство, что запечатлено в образном танцевально-пластическом языке и через драматургию, заключенную в хореографическом действии, с жизненными ситуациями и конфликтами.

    Развитие и обогащение хореографического искусства, поиск новых форм, мы наблюдаем в творческом союзе со смежными музами, во взаимодействии с другими искусствами, где хореография не растворяется в них, а сохраняя свое лицо, вносит плодотворный вклад в развитие этого союза. Художественная целостность, свойственная лучшим хореографическим произведениям, основана на принципе синтеза искусств. В этом опыте сложились формы и средства танцевально-пластического действия, принципы музыкально-хореографической драматургии, позволяющие создавать произведения, соразмерные выдающимся достижениям других искусств. Залог успеха хореографического искусства - в освоении и развитии этого опыта [6].

    Нельзя не упомянуть о том, что образ хореографического действа – это синтез творческих усилий всех участников постановки. Энергетика творческих сил, сливаясь в едином произведении, влияет на зрительскую аудиторию при взаимном общении, т.е. демонстрации спектакля.

    Любое хореографическое полотно, каждая сценическая танцевальная композиция сочетает в себе энергетику различных творческих поисков, приведенных хореографом-драматургом к единому «знаменателю», стилю:

    - эпохи (времени);

    - идеи, темы;

    - музыкального оформления;

    - знаковой системы, языка образов исполнителей;

    - чувственного мышления автора, сценографии:

    - эстетики произведения в целом.

    Также как и разговорный, литературный язык, танцевальный язык хореографии состоит из фраз, в которые выделяется наиболее важное. Раз есть танцевальный язык, есть и танцевальная речь, которая является текстом хореографического произведения. Танцевальный текст состоит из па, поз, жестов, мимики, ракурсов. Все это становится танцевальным текстом лишь в том случае, если подчинено мысли. Механически составленные, эти компоненты делаются бессмысленными. Сочиняя действенный танец, балетмейстер проводит в нем последовательное развитие образа, стремясь в то же время к наиболее драматургически четкому и впечатляющему решению сцены [7].

    В работе над воплощением художественного (сценического) образа изучение произведений литературы позволяют лучше узнать исторические особенности, подсмотреть пластический рисунок определённой эпохи и народа; оценить художественную ценность и правдивость при создании художником эскизов костюмов и декораций.

    Познания в области литературы помогут: при написании либретто; описание характеров героев; кроме того, за счет переживаний полученных во время чтения книг происходит накапливание эмоциональных состояний, душевных переживаний и спроецированных автором жизненных ситуаций (своеобразный психологический тренинг).

    Так как, искусство хореографии связано с музыкой, хореографический образ, его развитие следует рассматривать в тесном взаимодействии с музыкальным произведением. Музыка отражает интонационный строй своего времени и поэтому служит основной опорой в творчестве хореографа. Балетмейстер должен уметь анализировать музыкальное произведение (определить форму, стиль, характер); дать музыкальные характеристики персонажей; проследить взаимосвязь и взаимопроникновение хореографических образов и музыкального произведения.

    Знание психологии даёт возможность «не только понимать встречающихся в жизни различные характеры людей, но и правильно выстраивать сначала в своем воображении, а потом и на сцене линию поведения героев хореографического произведения» [2].

    Чтобы художественный образ получился правдивым, постановщик, в совершенстве должен знать технологию хореографического искусства, владеть спецификой балетной драматургии и режиссуры, владеть навыками различных форм, видов и жанров, присущих хореографическому искусству.

    Толчком может быть самостоятельное литературное произведение — «Анна Каренина» по мотивам романа Л. Н. Толстого музыка Родиона Щедрина, балетмейстер Мая Плисецкая; «Ромео и Джульетта» по одноименной трагедии Вильяма Шекспира музыка Сергея Прокофьева, хореография Леонида Лавровского; «Братья Карамазовы» Фёдора Достоевского хореография Бориса Эйфмана и многие другие [1].

    Благодаря литературным произведениям было создано большое количество балетов. Например, «Щелкунчик» (балет Петра Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана  «Щелкунчик и мышиный король»), «Семь красавиц» (балет в четырёх действиях Кара Караева, написанный в 1952 году), «Руслан и Людмила» - «большой волшебно-героический балет в пяти действиях», поставленный хореографом А. П. Глушковским,  на музыку композитора Ф. Е. Шольца,  по поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», «Тихий Дон» - балет по одноименному роману М. А. Шолохова, композитор — Леонид Павлович Клиничев, «Анюта» - балет в двух актах, на музыку Валерия Гаврилина, либретто Александра Белинского и Владимира Васильева по рассказу А.П. Чехова «Анна на шее».

    1.3 Способы воплощения повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в искусстве
    По определению В. Г. Белинского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» – это поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, – все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грёзах Гоголя.

    В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь создал глубоко лирический, прекрасный образ Украины, проникнутый любовью к ее народу. Этот образ раскрывается писателем и в пленительных поэтических пейзажах, и в описании национального характера народа, его свободолюбия, храбрости, юмора, лихого веселья. Украина в книге Гоголя впервые предстала во всей чудесной красоте, яркости и вместе с тем нежности своей природы.

    «Вечера́ на ху́торе близ Дика́ньки» («Ночь перед Рождеством») — советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на Московской киностудии имени М. Горького в 1961 году режиссёром Александром Роу.

    «Черевички» — комико-фантастическая опера Петра Ильича Чайковского в 4-х действиях и 8 картинах, основанная на украинском национальном колорите, востребованном при Императорском Дворе Романовых. В переводе с украинского «черевички» — «туфельки».

    «Ночь пе́ред Рождество́м» — советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм 1951 года сестёр Брумберг, один из знаменитых фильмов 1950-х годов студии «Союзмультфильм».

    «Вечера на хуторе близ Диканьки» — российско-украинская кинокомедия-мюзикл,  по мотивам произведения Николая Васильевича Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Премьера фильма состоялась на телеканалах «Первом канале» (Россия) и «Интер» (Украина) в новогоднюю ночь с 2001 на 2002 года.

    Рассказ «Ночь перед рождеством», из повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» очень популярен в различных сценических постановках, но, к сожалению, крупных хореографических произведений никто не создал.

    Многие хореографы выбирают эту повесть для не больших хореографических постановок, и в основном их выбор останавливается на образах Солохи и Черта.

    Изучив материал о воплощении литературного произведения, повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в авторских постановках, можно сделать вывод, что постановщики придерживаются замысла первоисточника, раскрывают смысл, содержание литературного произведения в глубинном постижении, и в тоже время остаются оригинальным.


    1. ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА «ЧЕРЕВИЧКИ»

    2.1 Либретто

    Однажды, в ночь перед рождеством, Оксана, проводив своего отца, осталась дома одна, в ожидании своих подруг. Стоя перед зеркалом и прихорашиваясь, Оксана задумалась о самом лучшем молодце – о кузнеце Вакуле. К ней приходят подруги. Они утешают Оксану, выслушивая ее переживания.

    Но, вот неожиданность - к Оксане домой приходит Вакула. Девушки отпрянули от него, чтобы подумать, что делать дальше. Вакула обращается к Оксане с нежными речами, но она только смеется над ним. В конце концов, Оксана решила дать задание кузнецу принести ей черевички, которые носит сама Царица! А если он их ей принесет, то Оксана согласится выйти за него замуж.

    Услышав такие слова, Вакула тот час оставляет девушек и уходит на поиски черевичек. Девушки с интересом обсуждают подвиг, на который согласился кузнец и убегают «калядовать» на улицу.

    Оставшись одна, Оксана радуется тому, что скоро у нее, благодаря Вакуле, появятся царские черевички. Но через некоторое время она начинает переживать за Вакулу, ведь его уже так давно нет.

    Вакула возвращается так же неожиданно, как и ушел. И вернулся он не с пустыми руками, а с черевичками какие сама Царица носила!

    Оксана рада, но не Царским черевичкам, а кузнецу Вакуле.

    Подруги Оксаны, вернувшись к ней, были удивлены, но очень счастливы за молодую и красивую пару!

      1. Драматургия хореографического произведения

    Термин «драматургия» происходит от древнегреческого слова «драма», что означает действие. Все выразительные средства подчиняются закономерностям драматургии. Со временем это понятие стало употребляться более широко, применительно не только к драматическому, но и к другим видам искусства: сейчас мы говорим «музыкальная драматургия», «хореографическая драматургия» и т. д. В хореографии - это причинно-следственная связь, выстраивание логического изложения танца.

    В хореографическом искусстве, большое значение имеет композиция танца, т. е. рисунки и танцевальный текст, которые сочиняются балетмейстером. Хореографические образы развиваются, конкретизируются, находят свое «словесное» хореографическое решение в творчестве балетмейстера-сочинителя.

    Структура драматургии хореографического номера включает в себя 5 основных частей:

    1. Экспозиция - введение в действие. Здесь зрителю становится понятно, какой жанр танца представлен на сцене, какая - либо предыстория. Действие может развиваться неторопливо, постепенно, а может динамично, активно.

    2. Завязка - начинается основное взаимодействие между участниками постановки. Задача завязки – заинтересовать зрителя, тем, как будет развиваться действие.

    3. Развитие действия - это та часть произведения, где разворачивается действие, динамика от ступени к ступени должна нарастать, подводя действие к кульминации.

    4. Кульминация - наивысшая точка развития драматургии хореографического произведения. Здесь достигает наивысшего эмоционального накала динамика развития сюжета.

    5. Развязка, как правило, завершает действие. Она может быть либо мгновенной, резко обрывающей действие и становящейся финалом произведения, либо наоборот, постепенной.

    Драматургия хореографической постановки «Черевички»

    Экспозиция - Однажды, в ночь перед рождеством, Оксана, проводив своего отца, осталась дома одна в ожидании своих подруг. Она стоит перед зеркалом и прихорашивается в раздумьях о Вакуле. Наконец-то к ней приходят подруги. Они утешают Оксану, выслушивая ее переживания.

    Завязка - Неожиданно к Оксане домой приходит Вакула.

    Развитие действия - Оксана решает дать задание кузнецу принести ей королевские черевички. Вакула обращается к Оксане с нежными речами, но она только смеется и подшучивает над ним.

    Кульминация - В конце концов, девушка заказывает Вакуле принести ей королевские черевички. А если он их ей принесет, то Оксана согласится выйти за него замуж. Вакула уходит.

    Развязка - Возвращается Вакула так же неожиданно, как и ушел. Но вернулся он не с пустыми руками, а с королевскими черевичками. Оксана отбрасывает черевички и говорит Вакуле, что согласна и без них стать его женой. Вакула не ожидал такого исхода, но был очень рад.

    Финал - Подруги Оксаны, вернувшись, были удивлены, но очень счастливы за свою подругу и Вакулу.

    2.3 Анализ музыкального произведения

    Важное место в украинской музыкальной культуре занимает инструментальный фольклор. Музыкальный инструментарий Украины и очень богат и разнообразен. Он включает в себя широкий ряд духовых, струнных и ударных инструментов, таких как: кобза, лира, цимбалы, скрипка, свирели, волынки, шумовые инструменты.

    Значительная часть украинских народных музыкальных инструментов происходит от инструментов времён Руси, другие инструменты (например, скрипка) принялись на украинской почве, позднее, хотя затем стали основой новых традиций и особенностей исполнения.

    Хореографическая постановка «Черевички» сопровождается 2-мя музыкальными произведениями:

    1.   1   2   3


    написать администратору сайта