Главная страница
Навигация по странице:

  • Описание Женского украинского народный костюм

  • Что символизируют ленты в венке

  • Традиционные вышивки украинского народа

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  • ПРИЛОЖЕНИЕ 3

  • ВКР Кухарёнок. Департамент по культуре Томской области Областное государственное автономное профессиональное


    Скачать 1.89 Mb.
    НазваниеДепартамент по культуре Томской области Областное государственное автономное профессиональное
    Дата25.05.2021
    Размер1.89 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВКР Кухарёнок.docx
    ТипРеферат
    #209775
    страница3 из 3
    1   2   3

    2.5 Сценический костюм

    Мужской украинский народный костюм

    Основой мужского костюма выступает вышитая рубаха. Но в отличие от русской косоворотки, разрез украинской «вышиванки», располагался по центру. В разных регионах закрепились различные варианты оформления верха рубашки: на юге горловина собиралась мелкими сборками и оформлялась тесьмой, в центральных регионах более распространен был вариант с узким вортником-стойкой, украшенным вышивкой, а для западных – более характерен был (также вышитый) отложной воротник. Рубаху украинцы заправляли в шаровары. В западных областях брюки были довольно узкими и понизу имели отвороты, украшенные вышивкой. В остальных районах брюки были более просторными, собирались мелкими складками и дополнительно фиксировались широким цветным поясом. Казаки нередко дошивали между штанин прямоугольный кусок ткани – мотню, что обеспечивало свободу движений в боевом гопаке. В качестве верхней одежды использовали свитки из серого или другого темного сукна, а зимой – кожухи из овчины.[13] ( фоторгафии смотреть пр. 1)

    Описание Женского украинского народный костюм

    Женская сорочка была длиннее мужской рубахи и обязательно украшалась вышивкой не только на горловине и манжетах, но и по подолу. Украинский народный костюм для девушки предполагал ношение сорочки без верхней одежды (Приложение 1). Сорочка, как правило, состояла из двух частей, при этом нижняя (пидтычка) шилась из более грубой ткани. Цельные сорочки (додильни) считались праздничной одеждой. Замужней женщине полагалось не только покрывать голову платком, но и дополнять свой наряд поясной одеждой. Имелось три ее разновидности: дерга (рабочая одежда, сшитая из темной ткани до 3 м шириной) – ее принято было собирать в пышные складки сзади. Запаска – поясная одежда на завязках, состоящая из задней (более широкой и темной) и передней части. И третий, праздничный вариант – плахта. В старину шился из шелка либо парчи, позднее распространение получила шерстяная плахта с вышитым шерстяными же нитками клетчатым рисунком.[13]

    Что символизируют ленты в венке?

    Весьма интересен отбор, сочетание цветов и расположение лент в венке. К украшенной цветами голове молодой девушки привязывали ленты 12-ти цветов. Каждая из них служила красавице целителем и оберегом, защищая волосы от злых глаз (Приложение 2).

    Ленты подбирали по длине волос девушки и делали их едва длиннее косы, чтобы спрятать ее среди красочных цветов.

    В центре венка завязывали светло-коричневую ленту. Она символизировала землю-кормилицу. По обе стороны первой ленты завязывали желтые — символ ясного солнышка. Дальше — светло-зеленые и темно-зеленые — красота и молодость. А потом — голубые и синие — символы неба и воды, наделяющие силой и крепким здоровьем. Затем шла оранжевая — символ хлеба, фиолетовая — мудрость, малиновая — искренность, розовая — символ благополучия и достатка.

    Если венок состоял из маков, девушки украшали его красной лентой — символом магичности и печали.

    Белые ленты завязывали на венок, только когда они были вышиты: на одной — солнце, на второй — месяц. Чистую ленту вплетать в венок было не принято, ведь она означала тоску по умершим.

    Косу и венок сироты украшали голубые ленты. Прохожие одаривали ее хлебом и деньгами, желали счастья и благополучия. В благодарность сирота дарила милосердным господам ленту со своего венка. [14]

    Традиционные вышивки украинского народа

    Одним из предметов гордости в народном искусстве считается украинская вышивка. Ее часто использовали как в народных костюмах, так и в повседневной жизни. Вышивка в украинских нарядах отличалась богатством и разнообразием. Ею украшались мужские и женские рубахи, верхняя одежда, а также головные уборы (Приложение 3).

    Орнаменты, композиционные мотивы, расцветки, традиции передавались по наследству. В орнаментах преобладали геометрические фигуры типа ромбов, розеток, звезд, а также растения. Технологий по вышиванию вместе с их разновидностями имелось много. Древнейших видов в народной вышивке было также немало. Одной из вариаций в таких техниках является довольно популярная в тогдашней Украине вышивка гладью.

    Цветовая гамма вышивки украинских сорочек относились к исполненным в одном цвете, двухцветным, а также к полихромным. Первые такие сорочки были характерны для поляков, а также населения Черниговского и Полтавского регионов. Двухцветными главным образом пользовались жители Киевского региона и в Подолье. Полихромными пользовались украинцы в Западном Подолье, а также в Карпатах.

    В вышивках северных регионов Украины наблюдалось преобладание красного цвета. В центральных регионах Украины, кроме красного цвета, можно было встретить черные расцветки. Южные регионы к этим повсеместно популярным цветам добавляли еще и желтые. В вышивках Подолья нередко встречались красно-черные комбинации. В регионах, которые граничили с Бессарабией и Буковиной, можно было повстречать вышивку, обогащенную бисером с металлическими украшениями, что сближало ее с молдавскими и южнославянскими.

    Украинское художественное ткачество занималось широким развитием растительной орнаментики. Причем самыми излюбленными мотивами были ткани, украшенные узорами, на которых были изображены ветвистые цветки или деревья. Такие мотивы были характерны как в рушниках из домотканого белого материала, так и в ковроткачестве, которое было широко распространено во многих районах Украины, но больше всего в центральных и восточных регионах. [15] (Приложение 1)

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Многие литературные произведения были, есть и будут стимулом, вдохновляющим балетмейстеров на постановку хореографического произведения.

    Создание самостоятельных концертных номеров, хореографических композиций, балетных спектаклей на основе произведений литературы, особенно выдающихся, является одним из важнейших достижений хореографии.

    Влияние литературы на развитие хореографического искусства плодотворно, так как это обогащает мир хореографии.

    Чтобы художественный образ получился правдивым, постановщик, в совершенстве должен знать технологию хореографического искусства, владеть спецификой балетной драматургии и режиссуры, владеть навыками различных форм, видов и жанров, присущих хореографическому искусству.

    Изучив материал о воплощении литературного произведения, повести Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» в авторских постановках, можно сделать вывод, что постановщики придерживаются замысла первоисточника, раскрывают смысл, содержание литературного произведения в глубинном постижении, и в тоже время остаются оригинальным.

    В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголь создал глубоко лирический, прекрасный образ Украины, проникнутый любовью к ее народу. Этот образ раскрывается писателем и в пленительных поэтических пейзажах, и в описании национального характера народа, его свободолюбия, храбрости, юмора, лихого веселья:

    • «Вечера́ на ху́торе близ Дика́ньки» («Ночь перед Рождеством») — советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка;

    • «Черевички» — комико-фантастическая опера Петра Ильича Чайковского;

    • «Ночь перед Рождеством» — советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм;

    • «Вечера на хуторе близ Диканьки» — российско-украинская кинокомедия-мюзикл.

    Рассказ «Ночь перед рождеством», из повести «Вечера на хуторе близ Диканьки» очень популярен в различных сценических постановках, но, к сожалению, крупных хореографических произведений никто не создал.

    Многие хореографы выбирают эту повесть для не больших хореографических постановок, и в основном их выбор останавливается на образах Солохи и Черта.

    Осуществляя хореографическую постановку «Черевички», были взяты образы Оксаны и Вакулы, которые не так часто используются балетмейстерами-постановщиками. Взаимоотношения героев являются понятными и интересными для зрителей, особенно молодого поколения.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Асафьев, Б. О балете / Б. Асафьев. – Л.: Музыка, 2014, стр.56

    2. Бердяев Н. А. О природе творчества / сост. П. В. Алексеев. – М.: ТК Велби, Проспект, 2010, стр.179

    3. Василенко К. Украинский народный танец. Москва, 1981

    4. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки

    5. Есаулов, Н. Хореодрама / Н. Есаулов. – Уфа. 2011, стр.24

    6. Захаров, Р. Записи балетмейстера / Р. Захаров. – М.: Искусство, 1976, стр.185

    7. Захаров Р. Сочинение танца / Р. Захаров. – М.: Искусство, 1983, стр. 243

    8. Слонимский, Ю. В честь танца / Ю. Слонимский. – М.: Искусство, 1968, стр.325

    9. Опера «Черевички» (Электронный ресурс) http://www.tchaikov.ru/cherevichki.html (дата обращения: 15.10.2018)

    10. Мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Электронный ресурс) http://www.kinopoisk.ru/user/4443422/comment/2478129/ (дата обращения: 17.10.2018)

    11. Мультфильм «Ночь перед рождеством» (Электронный ресурс) http://www.granars.ru (дата обращения: 20.10.2018)

    12. Кинофильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Электронный ресурс) http://www.ekranka.ru/film/2887/ (дата обращения: 14.10.2018)

    13. https://womanadvice.ru/ukrainskiy-narodnyy-kostyum

    14. https://pustunchik.ua/online-school/history/symvolika-ukrainskogo-vinka

    15. https://vplate.ru/kostyumy-nacionalnye/ukrainskie/

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1



    Украинский костюм мужчины и женщины.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2





    Украинский женский головной убор

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3



    Традиционный украинский орнамент
    1   2   3


    написать администратору сайта